Каковы последствия, предусмотренные по ст 264 ч 1 УК РФ?

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Утратило силу с 1 июля 2015 г.

Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

2. Для целей настоящей статьи и статей 263 и 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека,.

Характеристика статьи 264 УК РФ: какое наказание предусмотрено

Преступление по статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» заключается в том, что человек, управлявший автомобилем, или другим транспортным средством, нарушил ПДД или правила эксплуатации транспортного средства, и из-за этого причинил кому-либо тяжкий вред здоровью или даже смерть.

Важно знать: речь в статье идёт не только об автомобилях, но и многих других автотранспортных средствах: тракторах, сельскохозяйственных комбайнах, автогрейдерах, асфальтоукладчиках и других.

  • Часть 1 статьи 264 УК РФ – это когда водитель нарушил ПДД или правила эксплуатации ТС, и из-за этого другой человек получил тяжкий вред здоровью. Грозит несколькими видами наказания, самое строгое из которых – лишение свободы не более, чем на 2 года. Это преступление небольшой тяжести.
  • Часть 2 статьи 264 УК РФ – то же самое деяние, но если человек, который управлял авто, был пьян, то можно получить лишение свободы до 4-х лет. Это уже средняя тяжесть.
  • Часть 3 – если из-за действий водителя погиб человек. Самое строгое наказание – заключение до 5-ти лет. Преступление средней степени тяжести.
  • Часть 4 – то же самое, что и часть 3, но если водитель при этом был пьян. От 2-х до 7-ми лет. Тяжкое преступление.
  • Часть 5 – если из-за действий водителя погибло 2 человека и более. Наказание – до 7-ми лет лишения свободы. Тяжкое преступление.
  • Часть 6 – если по вине водителя погибло 2 человека и более, и водитель при этом был пьян. Наказание – от 4-х до 9-ти лет заключения. Тяжкое преступление.

Важно знать: ответственность по статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» наступает не только за нарушения ПДД, но и других правил, если это нарушение привело к указанным последствиям (тяжкий вред здоровью, смерть). Например, если нарушены правила перевозки пассажиров, или машина транспортирует слишком тяжёлый груз, или авто неисправно.

Важно знать если пострадавший получил повреждения лёгкой или средней степени тяжести, но уголовной ответственности не будет.

Статья 264 часть 1 УК РФ. Наказание (судебная практика)


В феврале 2018 года Уголовный Кодекс подвергся изменению в части уточнения наказания для лиц, оказавшихся на скамье подсудимых. Что касается привлечения по 264 статье УК РФ – здесь изменений не последовало, их не было с 31.2 2014 года. Первая часть статьи 264 предусматривает для нарушителей сразу несколько видов наказаний, однако до лишения свободы в местах “не столь отдаленных” доходит редко.

Чаще всего ограничение свободы назначается в виде подписки о не выезде, запрета на посещение баров и ресторанов и ограничение передвижения по городу в вечернее время (используется специальная аппаратура). Судебная практика показывает, что при отсутствии у обвиняемого судимостей по данной статье и отягчающих обстоятельств, лишение свободы не назначается – это прописано в ч. 1 Ст. 56 Уголовного кодекса России:

Это наказание является прямой изоляцией от общества.

Субъект преступления

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее − Правила).

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Если в обвинительное заключение обвинительный акт включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.

Каковы последствия, предусмотренные по ст 264 ч 1 УК РФ?

В России каждый год рассматриваются сотни и тысячи уголовных дел по статье 264 УК РФ, в рамках которых решаются судьбы множества людей, оказавшихся на скамье подсудимых. Наш опыт участия в такого рода делах позволяет констатировать, что большинство их них – вовсе не уголовники и душегубы, а вполне обычные граждане, которые в силу проявленной на дороге глупости или самонадеянности, оказались в незавидной роли подсудимого. Судьбы этих людей разрешались в судах по-разному: как говорится, кому как повезет…

В нашей сегодняшней статье мы расскажем, какое наказание назначают российские суды водителям, которых признали виновными по ст. 264 УК РФ. При этом, постараемся не просто продублировать общедоступные постулаты из Уголовного кодекса, а рассказать о реальной судебной практике, которая складывается в России по такого рода уголовным делам.

Прежде всего, следует сказать, что перспективы в плане наказания по уголовным делам о ДТП сильно зависят от того, по какой части статьи 264 УК РФ привлекается виновник. В действующей редакции статьи 264 УК РФ, напомним, насчитывается всего шесть частей.

Если это ч. 1 ст. 264 УК РФ, которая устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, то, как правило, обвиняемые по этой статье отделываются «легким испугом». Мы, разумеется, немного утрируем, т.к. привлечение к уголовной ответственности вряд ли можно назвать «легким испугом», однако, подсудимые по ч. 1 ст. 264 УК РФ крайне редко выходят из зала суда в наручниках. Но обо всем поподробнее.

Первая часть статьи 264 УК РФ предусматривает довольно широкий круг наказаний, среди которых:

1) Ограничение свободы на срок до трех лет. Это самый мягкий вид наказания, предусмотренный указанной нормой. Ограничение свободы означает, что осужденный продолжает находиться на воле и проживать у себя дома, но в период наказания на него будет наложен ряд ограничений, например, не выходить из дома в ночное время, не посещать бары и рестораны и так далее… Кроме того, в настоящее время на осужденных к ограничению свободы органы исполнения наказаний надевают специальные электронные браслеты (обычно их прикрепляют на ногу), которые запрещено снимать. Эти браслеты находятся в режиме постоянной спутниковой связи с системой местных органов ФСИН и любые попытки снять или вывести из строя эти браслеты будут замечены. В России осужденным по ч. 1 ст. 264 УК РФ в абсолютном большинстве случаев назначается именно ограничение свободы.

2) Принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Этот вид наказания предполагает, что осужденный будет выполнять определенные принудительные работы в специализированных исправительных центрах. По факту в России в настоящее время принудительные работы применяются далеко не везде, по причине отсутствия во многих субъектах исправительных центров.

3) Арест на срок до шести месяцев. Это по существу то же лишение свободы, но только кратковременное. По факту, в России аресты судами не применяются ввиду отсутствия специальных арестных домов.

4) Лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Здесь все понятно, лишение свободы – это принудительная изоляция от общества.

Читайте также:  Если брак недействительный

Судебная практика назначения наказания по ч. 1 ст. 264 УК РФ свидетельствует о том, что лишение свободы по этой норме назначается крайне редко и в основном только в отношении тех, кто имеет непогашенную судимость. Обусловлено это тем, что данное преступление относится к категории деяний небольшой тяжести. Кроме того, если виновник ДТП не имеет судимости, то есть привлекается к уголовной ответственности впервые, то по ч. 1 ст.264 УК РФ наказание в виде лишения свободы ему может быть назначено только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 63 УК РФ. Но если мы проанализируем перечень отягчающих доказательств, перечисленных в указанной статье, то придем к выводу о том, что к уголовным делам о ДТП эти обстоятельства применимы весьма и весьма редко. Не вдаваясь в подробности, скажем, что нам за многие годы участия в уголовных делах о ДТП не встречался ни один обвиняемый по ч. 1 ст. 264 УК РФ, у которого имелись бы обстоятельства, отягчающие наказание.

Таким образом, мы можем констатировать, что лицам, обвиняемым по ч. 1 ст. 264 УКРФ, если они не имеют судимости и отягчающих обстоятельств, не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, включая условное. Это положение прямо закреплено в законе, а именно – в части 1 ст. 56 Уголовного кодекса России.

Часть 2 статьи 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо сопряжено с оставлением места ДТП.

Санкция указанной статьи предусматривает два вида основного наказания:

1) Принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 2) Лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Это преступление средней тяжести и за его совершение суд уже вправе назначить лишение свободы на свое усмотрение. Впрочем, наш опыт участия в уголовных делах данной категории говорит о том, что здесь шансы виновника на условное осуждение тоже весьма высоки. Главное условие – грамотная линия поведения в суде.

Подавляющее большинство реальных сроков лишения свободы по статье 264 УК РФ назначается при наличии погибших в результате совершения ДТП. Это все части статьи 264 УК РФ, начиная с третьей по шестую.

При этом, сроки наказания в виде лишения свободы по указанным статьям таковы:

По ч. 3 ст. 264 УК РФ (ДТП с одним погибшим): до 5 лет лишения свободы (без нижнего предела, который ограничен Общей частью УК РФ и составляет 6 месяцев).

По ч. 4 ст. 264 УК РФ («пьяное» ДТП с одним погибшим): от 5 до 12 лет лишения свободы.

По ч. 5 ст. 264 УК РФ (ДТП с двумя и более погибшими): до 7 лет лишения свободы (без нижнего предела).

По ч. 6 ст. 264 УК РФ («пьяное» ДТП с двумя и более погибшими): от 8 до 15 лет лишения свободы.

Обращает на себя внимание, что ДТП, которое совершил пьяный водитель, наказывается гораздо строже, чем ДТП погибшими, совершенное трезвым водителем. Законодатель, таким образом, подчеркивает более высокую общественную опасность преступлений, связанных с управлением ТС в нетрезвом виде.

Тенденции современного российского правосудия таковы, что абсолютное большинство уголовных дел о «пьяных» ДТП, в которых имелись погибшие, заканчиваются для виновника реальным сроком лишения свободы. Избежать заключения в такой ситуации крайне сложно.

Несколько иначе выглядит ситуация о ДТП, в которых также имелись погибшие, но виновный водитель был трезв. Здесь возможны различные варианты. Конечно, значение будет иметь количество погибших. При наличии одного погибшего и лояльного отношения со стороны его родственников, избежать тюремного срока вполне реально. Если погибших двое и больше, то шансы виновника избежать заключения сильно сокращаются. Если же погибших было много, либо среди них имелись дети, а также при особо резонансных ДТП, такие шансы сводятся почти к нулю.

К слову, все части ст. 264 УК РФ, кроме первой, устанавливают в качестве обязательного дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. По ч. 1 ст. 264 УК РФ такое наказание применяется на усмотрение суда. Формулировка «на срок до трех лет» предполагает, что суд при назначении наказания вправе установить срок лишения права управления ТС на свое усмотрение. При этом, согласно ч. 2 ст. 47 УК РФ минимальный срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, при назначении его в качестве дополнительного наказания, составляет 6 месяцев. На практике же шестимесячную «минималку» суды не назначают никогда. Стандартный срок лишения права управления по ст. 264 УК РФ, обычно, составляет 2-2,5 года. При этом, важно знать, что при осуждении виновного к лишению свободы, срок лишением права управления транспортным средством начнет течь только с момента освобождения из МЛС (ч. 4 ст. 47 УК).

Теперь поговорим о различных нюансах, которые могут увеличить шансы виновника избежать тюремного срока.

Немалое значение при назначении наказания, обычно, имеют характеристики подсудимого с места жительства и работы.

Помимо личностных характеристик подсудимого, по уголовным делам о ДТП огромное значение имеют фактические обстоятельства происшествия. В первую очередь, это ситуации, в которых причиной ДТП стало возможным не только ввиду допущенного водителем нарушения (которое признано первопричиной аварии), но и вследствие грубой неосторожности со стороны пострадавшего или погибшего.

Немалое значение в вопросе назначения наказания имеет субъективное отношение виновного к содеянному. В данном случае мы говорим не о вине, как элементе состава преступления, а о том, как человек ведет себя на следствии и в суде и как он относится к содеянному, насколько прочувствовал и переживает случившееся. Наш богатый опыт участия в судебных заседаниях дает основания утверждать, что прокуроры и судьи тоже люди и когда они видят, что человек искренне убивается и раскаивается, это может сыграть большую роль в судьбе виновника ДТП.

Состояние здоровья подсудимого. Этот фактор тоже может оказаться весьма существенным моментом. В нашей практике имелись случаи, когда суды назначали гражданам, обвиняемым по ч. 3 ст. 264 УК РФ и даже по ч. 5 ст. 264 УК РФ лишение свободы условно, принимая во внимание, что в результате ДТП виновник сам получил тяжелые травмы, ставшие причиной его инвалидности.

Родственные связи водителя и погибшего. К сожалению, очень часто на скамье подсудимых оказываются водители, по вине которых погибли пассажиры, являющиеся их близкими родственниками (жены, дети, братья, сестры). Прокуроры и судьи обязательно учитывают, что судьба уже наказала несчастного и покарать его сильнее уже вряд ли возможно.

Среди прочих моментов, которые обязательно учитываются судьями при назначении наказания, назовем признание/непризнание вины, мнение потерпевшего по вопросу наказания, наличие семьи и особенно маленьких детей у виновного, добровольное возмещение вреда.

В общем, здесь может быть очень много нюансов, ведь, каждое уголовное дело индивидуально и подход к вопросу назначения наказания тоже должен быть сугубо индивидуальным.

Какой вид исправительного учреждения назначают осужденным по ст. 264 УК РФ? В зависимости от категории преступления, это может быть колония-поселение, либо ИК общего режима .

В завершение хотелось бы отметить, что, формально, по всем частям статьи 264 УК РФ в соответствии с законом возможно прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон. Но, о возможности прекращения уголовного дела за примирением сторон мы поговорим как-нибудь отдельно.

На этом все, удачи на дорогах и берегите себя!

Обращает на себя внимание, что ДТП, которое совершил пьяный водитель, наказывается гораздо строже, чем ДТП погибшими, совершенное трезвым водителем.

ДТП по неосторожности

ДТП может произойти и по неосторожности. И в таком случаем к виновной стороне будет применена:

  • ч. 1 статьи 264 УК РФ — если пострадавшему лицу нанесен тяжкий вред, это, может быть как пешеход, так и пассажир;
  • и пункт 2 этой же статьи, если к ДТП привела техническая неисправность транспорта;
  • ч 3 этой же статьи применяется, если при таком ДТП человек умер.

Статья 264 УК РФ имеет примечания. Прим. 1 утратило свою актуальность, в нем речь шла о расшифровке транспортных средств и специального права на некоторые из них.

Случаев, когда стороны пошли на применение и судья это одобрил при особо тяжком вреде или даже смерти, единичны, но существуют в судебной практике.

Комментарий к Ст. 264 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются механические транспортные средства автомобили, трамваи и другие транспортные средства. В соответствии с примечанием к данной статье к ним относятся троллейбусы, а также тракторы и иные самоходные машины (например, автокраны, грейдеры, комбайны и проч.), мотоциклы и иные механические транспортные средства. В соответствии с абз. 9 ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” “транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем”. Согласно Правилам дорожного движения 1993 г. механические транспортные средства – это транспортные средства, приводимые в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. К механическим транспортным средствам в соответствии с абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25, в частности, относятся автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, квадрициклы, мопеды и пр. Согласно примечанию 1 к комментируемой статье трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, признаются другими механическими транспортными средствами. Если автотранспортное средство передвигается вручную посредством толкания, то предмет данного преступления отсутствует. По смыслу данной статьи не являются предметом данного преступления боевые, специальные и иные транспортные машины, являющиеся предметом преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФ.

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия. Нарушение правил безопасности движения транспортного средства может выражаться в проезде на запрещающий сигнал, несоблюдении скоростного режима, в выезде на встречную полосу движения и т.п. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства может выражаться в стоянке транспортного средства в неположенном месте, перевозке пассажиров на необорудованном транспортном средстве, эксплуатации технически неисправных транспортных средств и т.д. Обязательным признаком преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 и 2), смерти человека (ч. 3 и 4), смерти двух или более лиц (ч. 5 и 6). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими общественно опасными последствиями. Для применения ст. 264 УК РФ имеет значение место совершения преступления: управление автотранспортным средством должно осуществляться в пределах дорог.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления указанных в законе общественно опасных последствий. При отсутствии таких последствий деяния могут квалифицироваться по нормам гл. 12 КоАП РФ.

4. Субъект по ч. 1, 3 и 5 статьи специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, непосредственно управляющее транспортным средством либо несущее ответственность за его эксплуатацию. Субъектом преступления может быть как профессиональный водитель, так и лицо, вообще не имеющее водительского удостоверения установленного образца, либо любое другое лицо, у которого данный документ был изъят в установленном законом порядке, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением. Для квалификации деяния по ст. 264 Уголовного кодекса РФ не имеет значения, в чьей собственности находится транспортное средство. По ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК субъектами преступления могут являться те же лица, но находящиеся в состоянии опьянения (примечание 2 к статье).

Читайте также:  Сокращенная рабочая неделя для педагогических работников

Факт употребления лицом, управляющим транспортным средством, веществ, вызывающих алкогольное опьянение, должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а наличие в организме такого лица наркотических средств или психотропных веществ – по результатам химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения (п. 10.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25).

5. Лицо, управлявшее транспортными средствами, не относящимися к указанным механическим транспортным средствам (например, велосипедами), и допустившее нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несет ответственность соответственно по ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ (абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25).

6. В случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего либо причинения ему смерти, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК о преступлениях против жизни и здоровья.

2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г.

Статья 264 УК РФ часть 3 наказание

Одним из самых жестки наказаний за нарушение дорожного движения является то, которое предусмотрено за нарушения, повлекшие по неосторожности смерть человека. В таких случаях обвиняемому присуждаются до четырех лет принудительных работ либо до пяти лет лишения свободы. Дополнительно может быть решено запретить человеку занимать некоторые должности на определенный период.

Например, если у водителя было ограничение полного вида, то юрист согласно своей должности обязательно укажет это и тогда нарушение так строго наказываться не будет.

Какая статья Уголовного кодекса рассматривает ДТП с тяжкими последствиями

Транспортные средства – источник повышенной опасности. Неправильное использование, несоблюдение предписаний при движении представляют собой угрозу как для водителя, так и окружающих лиц. 11 и 12 главы КоАП РФ рассматривают правонарушения и наказания в сфере неправильного использования ТС, их ненадлежащего состояния и несоблюдения норм поведения на проезжей части. Серьёзные случаи принадлежат уголовной подследственности, их рассматривает ст. 264 УК РФ.

  1. Статья 264 (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств)
  2. Комментарии к ст. 264 УК РФ
  3. Адвокатская практика по ст. 264 УК РФ
  4. Методика расследования

При случайной гибели двух и более лиц, к виновнику применяются принудительные работы до 5 лет, лишение свободы до 7 лет с невозможностью работать на некоторых должностях.

Статья 264.1 УК РФ: от деградации к уничтожению основ уголовного права

Статья 264.1 УК РФ: от деградации к уничтожению основ уголовного права

С 1 июля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» вводится уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию.

Статья 264.1. Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию

Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей…

Данная норма противоречит принципу законности, так как уголовная ответственность устанавливается за совершение двух административных правонарушений. Законодатель в силу своей неразумности или незнания забыл криминализировать это деяние в уголовном законе. То есть совершил один раз управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Совершил второй раз – это же административное правонарушение уже привлекаешься к уголовной ответственности.

Принцип законности, да будет известно это нашим депутатам, — это конституционный принцип государственной и общественной жизни Российской Федерации (ст. 4, 15, 54, 55 и др. Конституции РФ). Содержание уголовно-правового принципа законности раскрывается в ст. 3 УК, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно- правовые последствия определяются только УК.

Но наше депутаты об этом не знают, для них, наверное, будет открытием, что только действующий уголовный закон, т.е. УК, определяет, какие деяния (действия или бездействие) преступными (а не количество административных правонарушений влияет на характер и степень общественной опасности деяния) и что к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, совершившее преступление, а не два однотипных административных правонарушения.

Одно административное правонарушение + другое административное правонарушение это два административных правонарушения и второе не как не может быть преступлением, ибо его противоправность определена административным законодательством.

Но это еще цветочки.

Они предлагают привлекать к уголовной ответственности, лиц, вина которых в том, что они управляли автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, находясь в состоянии опьянения не установлена. Эти лица будут осуждены за то, что отказались выполнить законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования.

А если молодой человек спешил на сведение или считал эти требования незаконными, просто не считал нужным выполнять эти требования. Ты не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица, как я понимаю дважды, все – ты совершил преступление.

Эта новелла так новелла.

Продолжайте в том же духе, дорогие депутаты. А что, отказался дважды показать документ удостоверяющий твою личность, т.е. выполнить законное требование уполномоченного должностного лица – уголовная ответственность и судимость тебе дорогой наш избиратель. Отказался дважды давать показания, объяснения по существу, т.е. выполнить законное требование уполномоченного должностного лица – уголовная ответственность и судимость тебе дорогой наш избиратель и т.д.

Ведь главное не то, что ты невиновен, главное – ты отказался выполнить законное требование уполномоченного должностного лица.

Наши депутаты слышали, что существует принципы вины, презумпции невиновности. Кстати тоже конституционный принцип.

А знаком ли нашим героям-законодателям принцип равенства всех перед законом. Почему вот за эти два административных правонарушения уголовная ответственность, а за другие, также совершенные дважды виновным лицом только административная. Слышали ли наши герои о единообразном подходе к ответственности и наказанию и не допустимости дискриминации.

Я вот думаю, что предвыборная программа всех партий, находящихся в Думе должна включать такой предвыборный лозунг:

«Каждому гражданину России по судимости» или

«Если ты не судим, то ты не гражданин России» либо

«За каждое повторное нарушение мы гарантируем тебе избиратель – уголовную ответственность и судимость» и наконец

«За каждый повторный отказ выполнить законное требование уполномоченного должностного лица мы гарантируем тебе избиратель – уголовную ответственность и судимость».

Они предлагают привлекать к уголовной ответственности, лиц, вина которых в том, что они управляли автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, находясь в состоянии опьянения не установлена.

Привлечение к уголовной ответственности по статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации

Раздел IX Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (далее – УК РФ) посвящен ответственности за совершение преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

В частности, статьей 264 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (далее – ТС).

Объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации ТС, дополнительным объектом – жизнь, здоровье человека.

Предметом преступления являются автомобили, трамваи, тракторы и самоходные машины, которые объединяет понятие «механические средства», т.е. ТС, приводимые в движение двигателем.

Мопеды, т.е. двух- или трехколесные механические ТС, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт, квадрициклы с аналогичными характеристиками к числу предметов преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, не относятся. Велосипеды, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч., не относятся к числу механических ТС и также не являются предметом данного преступления.

Объективная сторона преступления включает в себя нарушение Правил дорожного движения (далее – ПДД) и (или) эксплуатации ТС.

Нарушение ПДД может выражаться в проезде на запрещающий сигнал, несоблюдении скоростного режима, в выезде на встречную полосу движения и т.п.

Нарушение правил эксплуатации ТС может выражаться в стоянке транспортного средства в неположенном месте, эксплуатации технически неисправного транспортного средства и т.д.

Обязательным признаком преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 и 2), смерти человека (ч. 3 и 4), смерти двух или более лиц (ч. 5 и 6). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между нарушением ПДД и (или) эксплуатации ТС и наступившими общественно опасными последствиями.

Состав преступления образует лишь такое нарушение ПДД, которое привело к аварийной ситуации, развитие которой обусловило возникновение ДТП.

Субъект преступления – специальный. Для наступления уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ лицо должно достичь 16-летнего возраста, а нарушение ПДД должно быть допущено при управлении автомобилем либо другим механическим ТС.

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной формы вины.

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Ч. 1 ст. 264 УК РФ установлена ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды.

Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Квалифицирующими признаками тяжкого вреда, причиненного здоровью человека, являются:

причинение вреда, опасного для жизни человека;

потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;

заболевание наркоманией либо токсикоманией;

неизгладимое обезображивание лица;

значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

полная утрата профессиональной трудоспособности;

В соответствии с ч. 1 ст. 264 УК РФ нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

– ограничением свободы на срок до трех лет;

– либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

– либо арестом на срок до шести месяцев;

– либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

УК РФ предусматривает ужесточение уголовной ответственности в случае, если:

– нарушение совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 2 ст. 264 УК РФ);

– нарушение повлекло по неосторожности смерть человека (ч. 3 ст. 264 УК РФ);

Читайте также:  Компенсация ЖКХ инвалидам в 2020 году

– нарушение совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекло по неосторожности смерть человека (ч. 4 ст. 264 УК РФ)

– нарушение повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ).

– нарушение совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 6 ст. 264 УК РФ).

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2017 году была зарегистрирована 21 тысяча преступлений за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (для сравнения в 2016 году – 22 тысячи преступлений). Отметим, что за I полугодие 2018 года количество зарегистрированных преступлений за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств составило – 9,7 тысяч.

Будьте внимательны на дорогах, не нарушайте Правила дорожного движения!

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Суть статьи

Статья 264 УК РФ описывает наказания для автолюбителей, которые вследствие нарушения ПДД, стали виновниками аварии с причинением тяжелого ущерба жизни и здоровью третьих лиц. В статью 264 УК РФ 23.04.2018 были внесены коррективы ФЗ №99 и ФЗ №111. Статья 264 УК описывает наказания для автомобилистов при нарушении ПДД и аварии на дороге, причинившей вред жизни и здоровью людей.

В ст. 264 ч. 1 УК РФ описано наказание для водителя, причинившего вред здоровью по неосторожности — нарушение ПДД, управление машиной. Карается нарушитель:

  • принудительным трудом до двух лет;
  • ограничением свободы на три года;
  • лишением права занимать управленческие должности до трех лет;
  • арестом на полгода;
  • изоляцией от общества до двух лет.

В ст. 264 ч. 2 УК РФ описано наказание для автомобилиста при нарушении ПДД, которое повлекло аварию с тяжелым ущербом здоровью людей — водитель был в алкогольном опьянении. Наказание по кодексу:

  • принудительный труд — максимально три года;
  • лишение свободы до 4 лет;
  • человека лишают права занимать руководящие посты, вести определенную деятельность — до 3 лет.

В ст. 264 ч. 3 УК РФ описано наказание для автомобилиста, нарушившего ПДД, неосторожные действия которого стали причиной гибели человека. Нарушителю грозит:

  • лишение свободы до 5 лет;
  • принудительные работы — до 4 лет.

В судебной практике редко применяются принудительные работы. Дальнейшие части статьи 264 определяют максимальный срок заключения в тюрьму до 9 лет.

Скачать текст статьи 264 можно по ссылке.

Нарушителю грозит.

Субьект – лицо, имеющее судимость

Другой субъект данного преступления — лицо, имеющее судимость за совершение преступления, предусмотренного ст. 264.1 либо частями 2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ. При определении данного субъекта необходимо учитывать требования ст. 86 УК РФ, согласно которым лицо считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается по истечении определенного срока, указанного в ч. 3 ст. 86 УК РФ.

Субъектом преступления является лицо, имеющее непогашенную судимость за преступление, предусмотренное частями 2 , 4 , 6 ст. 264 УК РФ, а также ст. 264.1 УК РФ, если оно совершило любое из правонарушений: управляло транспортным средством в состоянии опьянения или отказалось от медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Таким образом, для квалификации действий по ст. 264.1 УК РФ необходимо установить, что лицо подвергалось административному наказанию за управление транспортным средством, а равно за отказ от прохождения медицинского освидетельствования, и вновь совершило любое из указанных двух правонарушений в течение срока погашения административного наказания.

86 УК РФ, согласно которым лицо считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в силу до момента погашения или снятия судимости.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

В ст. 264 Уголовного кодекса указано шесть составов преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, причем три из них (ч.2., ч.4 и ч.6) имеют отягчающее обстоятельство (совершение преступление в состоянии опьянения). В ч.1 ст. 264 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. В ч.2 ст. 264 УК РФ предусмотрена ответственность за это же преступление, совершенное в состоянии опьянения.

Материал подготовлен сотрудниками, экспертами Института судебных экспертиз и криминалистики.
Бесплатные консультации по телефону: +7 (800) 500-76-44

В ч.3 ст. 264 УК РФ предусмотрено наказание за преступление, указанное в ч.1 ст. 264 УК РФ, если это повлекло по неосторожности смерть человека, а в ч.4 ст. 264 УК РФ – если преступление, указанное в ч.1 ст. 264 УК РФ, совершено в состоянии опьянения и повлекло по неосторожности смерть человека. В ч.5 ст. 264 УК РФ предусмотрено наказание за причинение смерти по неосторожности двух и более лиц, а в ч.6 – если такое преступление было совершено в состоянии опьянения.

Преступление по ч.1 ст. 264 УК РФ может наказываться лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового, по ч.2 – лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет, по ч.3 – лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет, по ч.4 – лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет, по ч.5 – либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет, по ч.6 – лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. Таким образом, видно, что совершение преступления в состоянии опьянения наказывается стороже.

Правила дорожного движения утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 14.11.2014) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В примечании к ст. 264 УК РФ разъяснено, что понимается под другими механическими транспортными средствами. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

Для привлечения к ответственности по ст. 264 УК РФ требуется следующее:

1) Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством.
Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности.
Состояние опьянение виновного по ч.2., ч.4., ч.6 ст. 264 УК РФ является обязательным элементом. В каждом случае требуется заключение судебно-медицинской экспертизы, объективно подтверждающее состояние опьянения лица, управлявшего транспортным средством.
2) Объективная сторона выразилась в нарушении Правил дорожного движения, правил эксплуатации, что может быть как в форме действия (нарушение скоростного режима, перевозка пассажиров на непредназначенном для этого транспортном средстве), так и бездействия (игнорирование дорожных знаков).
Все составы преступлений, указанные в ст.264 УК РФ, являются материальными, т.е. для привлечения лица к ответственности требуется наступление последствий, иначе – лицо нельзя привлекать к уголовной ответственности.
В ч.1 и ч.2 в качестве последствий предусмотрено причинение тяжкого вреда по неосторожности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 (ред. от 17.11.2011) «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» к тяжкому вреду относится: вред, опасный для жизни человека; потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций; прерывание беременности; психическое расстройство; заболевание наркоманией либо токсикоманией; неизгладимое обезображивание лица; значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть; полная утрата профессиональной трудоспособности. В ч.3 и ч.4 – причинение смерти по неосторожности, а в ч.5 и ч.6 – причинение смерти по неосторожности двум и более лицам.

3) Субъективная сторона характеризуется неосторожной формы вины (в виде легкомыслия или небрежности).

В соответствии со ст. 26 УК РФ преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Пример – водитель, превышая разрешенную скорость, надеется, что сможет вовремя затормозить, если на дорогу внезапно выбежит человек, или надеется, что выбежавший человек сможет предотвратить столкновение. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Суды, рассматривая дела по ст.264 УК РФ, обязаны в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения”).

Вопросы квалификации:

1) Если лицо умышленно совершает наезд на человека с целью причинить ему вред или смерть, то такие действия будут квалифицироваться как преступление против жизни и здоровья, а автомобиль в данном случае будет средством совершения преступления.
2) Действие водителя, виновного в нарушении Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшем причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, и заведомо оставившего без помощи потерпевшего, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 264 и 125 УК РФ.
3) Если водитель был виновен в нарушении указанных правил, но жизнь или здоровье были поставлены под угрозу в результате происшествия с управляемым им автомототранспортным средством, то неоказание помощи потерпевшему должно квалифицироваться по ст. 125 УК РФ.

для привлечения лица к ответственности требуется наступление последствий, иначе лицо нельзя привлекать к уголовной ответственности.

Из чего состоит статья

Для простоты понимания, как воспринимать изучаемый правовой акт, можно представить её структурно. Статья №264 УК РФ состоит из следующих ключевых частей:

  1. Всего в ней содержится 6 пунктов, именуемых юристами и законодателями – «частями».
  2. Подпунктов нет.
  3. Последняя часть – «Примечание», состоящее из 2-х частей. Но оно было отменено законом №528-ФЗ от 31.12.2014г. А вместо него действуют обновленные Примечания, размещённые в самом конце статьи.

Каждый пункт можно поделить на две основные части и одну дополнительную. В них указываются:

  1. Случаи и условия, когда деяния считаются нарушениями. Здесь же показываются степени тяжести проступков. К примеру, статья 264 сработает, когда у пострадавших обнаружены травмы, причинение вреда их здоровью, тяжкие телесные повреждения при ДТП.
  2. Типы наказаний и их размер, сроки, объём.
  3. В качестве дополнения – номера и даты издания законов, на основании которых действуют законодательные нормы наказаний.

Уголовная статья 264 часть 3 и 6-я показывают усложняющие обстоятельства – смерть человека. Предложено конкретное наказание, надлежащее к исполнению в таких случаях. Когда водитель допустил такую аварию, происшествие, тогда статья в отношении случаев ДТП будет предлагать более строгие наказания.

Самые строгие приговоры выносятся судьями на основании ч.2 статьи, в которой говорится о водителях, севших за руль в пьяном состоянии и случаи с летальными исходами для невиновных лиц.

Никакого штрафа ст. 264 ч, 1-6 УК РФ, как наказание не использует. В денежном выражении санкции определяются КоАП РФ (Кодексом об административно-правовых нарушениях).

Лишение права вступать в конкретную должность, вести деятельность в течение 3-х лет.

Добавить комментарий