Квота при приеме на работу

Правовые основы квотирования рабочих мест

Механизмы, в соответствии с которыми устанавливается предел численности отдельных категорий работников в штате предприятий, устанавливаются субъектами Российской Федерации. Соответствующие законы на местах определяют квоты, например, для несовершеннолетних. Контроль за соблюдением требований нормативных актов осуществляется на основе отчетности, которую предоставляют предприятия в службу занятости. На основании Закона 1032-1 от 1991 года все организации обязаны формировать и направлять сведения по наличию вакантных должностей, которые могут быть замещены инвалидами или лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста.

К примеру, квота при приме на работу несовершеннолетних, подразумевает установление лимитов по трудоустройству отдельных категорий граждан. Так, в соответствии с Законом города Москвы 90 от 2004 года для предприятий, в которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек, устанавливается следующий кадровый запас в размере четырех процентов от штата компаний. Соответственно, 2% выделяется под трудоустройство граждан, имеющих инвалидность. Остальные 2% предназначаются для комплектования лицами из числа молодежи. На примере Нижегородской области (191-3 от 2007 года) квота при приеме на работу инвалида также составляет 2 процента. А вот для лиц, не достигших возраста 18 лет, такой лимит составляет 1 процент. К последней категории относятся дети-сироты и молодые граждане, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

В отношении возраста молодых людей, которые становятся соискателями на трудоустройство, сделаны некоторые уточнения:

  • несовершеннолетние граждане (возраст в диапазоне от 14 до 18 лет);
  • дети из числа сирот и дети, которые остались без попечения, не старше 23 летнего возраста;
  • к числу молодежи, для которых резервируются рабочие места, относятся лица, получившие среднее профессиональное образование, до 24 лет. Сюда же относятся граждане, возраст которых находится в диапазоне от 21 до 26 лет для случаев первого трудоустройства. Последнее требование ставит своей целью исключить случаи, в которых работодатели неоправданно отклоняют анкеты лиц, не имеющих профессионального опыта.

к числу молодежи, для которых резервируются рабочие места, относятся лица, получившие среднее профессиональное образование, до 24 лет.

Законодательное регулирование

Порядок квотирования рабочих мест определяется Законом РФ № 181-ФЗ от 24.11.95 г. в редакции от 01.06.17 г., Федеральным законом № 1032-1 от 19.04.91 г. в ред. от 29.07.17 г. и региональными сводами законов.

Федеральное законодательство гарантирует рабочие места гражданам, которые могут претендовать на квоту (ч. 2 ст. 13 № 1032-1-ФЗ «О занятости населения в РФ»). Места предоставляют предприятия, в которых числится не менее 35 сотрудников (ст. 21 № 181-ФЗ).

Регионы могут вносить дополнения и поправки к вышеперечисленным законам.

граждане до 18 лет, имеющие среднее или средне-специальное образование;.

Квотирование рабочих мест

Одной из гарантий государства по трудоустройству отдельных наиболее социально незащищенных категорий граждан является квотирование рабочих мест. По сути, квотирование рабочих мест — это обязанность работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства данных категорий граждан в определённом количестве, в зависимости от численности работников организации. В большинстве случаев законом определятся обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов, однако в ряде регионов РФ устанавливается квота и для трудоустройства иных категорий граждан (например, молодежи, бывших заключенных, которые отбывали наказания за совершенные преступления, и прочее). Разберем, какие же основные обязанности работодателя предусмотрены законом в части квотирования рабочих мест.

Порядок установления квоты в первую очередь определяет федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ №181). Согласно статье 21 ФЗ №181, для определения размера квоты для трудоустройства инвалидов необходимо рассчитать численность и среднесписочную численность работников. Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Соответственно, необходимо определиться с численностью работников организации. Если она менее 35 человек, обязанность по квотированию рабочих мест отсутствует. Если численность работников составит от 35 и более человек, необходимо обратиться к законодательству субъекта РФ, где располагается организация-работодатель, для исчисления размера квоты в зависимости от среднесписочной численности работников. Если численность работников составляет более 100 человек, в любом случае законодательством субъекта должна быть предусмотрена обязанность по квотированию с размером квоты от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников. При численности от 35 до 100 человек императивно такой обязанности не установлено. То есть, если численность работников составляет до 100 человек, законодательством субъекта обязанность по квотированию может быть и не установлена. Так обычно происходит в крупных субъектах, таких как, например, Москва или Санкт-Петербург. В этих городах обязанность по квотированию возникает при численности работников от 100 человек. Соответственно, конкретный размер квоты, а также иные категории граждан, для которых нужно выделять или создавать рабочие места в пределах установленной квоты, устанавливается также законодательством субъекта РФ.

Далее необходимо определиться со среднесписочной численностью работников, ведь именно из этого показателя и будет рассчитываться квота. Для расчета данного показателя рекомендуется руководствоваться приказом Росстата от 26.10.2015 N498. Обратите внимание, что при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Следующей обязанностью работодателя, связанной с квотированием, является утверждение и разработка локального нормативного акта, регулирующего вопросы квотирования (ст. 24 ФЗ №181). Таким образом, если работодатель «попадает» под обязанность квотирования по критериям, описанным выше, он должен разработать и утвердить отдельный локальный нормативный акт. То есть этот локальный акт является обязательным к наличию, наряду, к примеру, с правилами внутреннего трудового распорядка.

Еще одной обязанностью работодателя, о которой многие, к сожалению, забывают, является извещение органов службы занятости об исполнении обязанности по квотированию. Согласно части 3 ст. 25 закона РФ от 19.04.1991 N1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Формы данных документов также утверждаются законодательством субъекта РФ.

Интересный момент. Дело в том, что вышеуказанная норма не делает исключений для работодателей. Соответственно все работодатели, независимо от численности работников, должны ежемесячно предоставлять органам службы занятости данные сведения. Этот вывод подтверждается инспекционной практикой. Однако практика в каждом регионе по данному вопросу разная, в связи с чем для минимизации возможных рисков рекомендуется получить официальное разъяснение в органе службы занятости того субъекта, где находится организация-работодатель.

Дополнительно. Обратите внимание, что в некоторых субъектах РФ, помимо органов службы занятости, необходимо периодически уведомлять о выполнении обязанности по квотированию и иные органы. Например, в г. Москве таким органом является Государственное казенное учреждение города Москвы «Центр квотирования рабочих мест». В данный орган работодатели должны подавать сведения ежеквартально (постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 N742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве»).

Южалин Александр,

старший юрист департамента трудового права,

группа компаний Валентины Митрофановой

При численности от 35 до 100 человек императивно такой обязанности не установлено.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете добровольно уплачиваемая в целевой бюджетный фонд компенсационная стоимость рабочих мест за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов может включаться в состав прочих расходов в соответствии с п. п. 4, 11 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Прочие расходы учитываются на счете 91 “Прочие доходы и расходы”, субсчет 91-2 “Прочие расходы” (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

25 НК РФ порядке.

Квота для приема на работу инвалидов

Учитывая, что квота на трудоустройство лиц с ограниченными физическими возможностями прямо указана в законодательных актах, тут следует выделить несколько базовых моментов, вытекающих из норм законов.

Работодатель обязан определить минимальное количество штатных единиц, которые смогут занять инвалиды. Минимум это 2 — 4% от среднесписочной численности. Эта норма прямо указана в законе и ее нарушение имеет административные последствия для руководителя компании.

Должности для инвалидов не могут предлагаться другим сотрудникам, кроме тех, кто имеет инвалидность. Эта информация передается в центр занятости. На предприятии должны создаваться, либо резервироваться должности, которые смогут занять люди с инвалидностью.

Администрация обязана должным образом проинформировать общественность о наличии штатных единиц (особенно если это вакансии, на которые могут претендовать инвалиды). Такая информация должна включать сведения об условиях труда, необходимом образовании, навыках, социальных льготах.

Компания обязана выполнять законодательство о квотах. Это означает, что вакансии не должны быть «мертвыми» (где всем желающим под каким-либо предлогом отказывают в трудоустройстве). Если соискатель инвалид предоставляет минимальный пакет требуемых документов – его обязаны трудоустроить.

Работодатель не обязан самостоятельно подыскивать и трудоустраивать соискателей с ограниченными возможностями. И обязать его это делать никто не имеет права.

Помните, ответственность работодателя за нарушение квот наступает по нескольким направлениям. Прежде всего за не введение штатных должностей. Дальше за отказ трудоустраивать инвалидов.

Работодатель не обязан самостоятельно подыскивать и трудоустраивать соискателей с ограниченными возможностями.

Допустимая доля иностранных работников

Прежде чем взять иностранца на работу, надо убедиться, что вы вправе это сделать. Каждый год Правительство РФ публикует данные о допустимой доле иностранных работников по каждой из отраслей. Если для вашей сферы деятельности нет запрета на привлечение иностранцев — смело оформляйте документы.

Читайте также:  Образец приказа о проведении инвентаризации

Если у вас уже есть иностранные сотрудники, отслеживайте изменения квот. При снижении процента на следующий год вы должны привести численность иностранных работников на предприятии в соответствие с утвержденными Правительством РФ нормами. Иначе организации грозит штраф от 800 тысяч до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 45 тысяч до 50 тысяч рублей.

Доля не включает:

— иностранных граждан, которые получили разрешение на временное проживание или вид на жительство (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ);

— высококвалифицированных специалистов и членов их семей (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);

— граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Кроме допустимой доли, существует еще и квота. Она распространяется на иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы. Каждый год Правительство РФ определяет потребность в привлечении иностранцев из визовых стран.

Каждый год Правительство РФ определяет потребность в привлечении иностранцев из визовых стран.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

ДолжностьКоличество (чел.)
Директор1
Главный бухгалтер1
Бухгалтер3
Менеджер3
Рабочий30
Всего38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

    Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  • Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;.

    Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 мая 2019 г. “В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места”

    Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

    В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

    Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

    Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

    – создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

    – создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;

    – предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

    За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

    С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”. В качестве “пилотных” были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

    С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в “пилотных” регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать “обходных” путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

    Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

    Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

    – организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;

    – организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;

    – создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;

    – стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;

    – организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов – выпускников образовательных организаций;

    – расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

    Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и/или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

    Читайте также:  Выставление счетов фактур в течении 5 дней

    Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в “пилотных” регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

    Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

    – создание и оборудование специальных дооснащённых рабочих мест для инвалидов;.

    Трудоустройство инвалидов в 2019 году: квотирование, взносы и штрафы

    Квотирование рабочих мест для инвалидов.

    Порядок получения квоты на привлечение иностранцев

    Квота на привлечение иностранных работников определяется на основании правил, утв. Минтруда РФ от 23.01.2014 г. №27н «Об утверждении правил определения органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников» (далее по тексту – Правила).

    Для того чтобы определить размер квоты работодатели должны подать соответствующие заявки, которые рассматриваются региональной межведомственной комиссией из числа представителей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта РФ, в том числе ФМС РФ, ФНС РФ, Роструда РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Для привлечения ВКС согласно Перечню, подавать такую заявку не требуется, и работодатель сможет получить соответствующие разрешения.

    Заявка представляется работодателем (заказчиком работ, услуг) в соответствующий уполномоченный орган субъекта РФ (пп.1-3 абз.1 п.5 Правил) по соответствующей форме (приведена в Приложении №1 к Правилам). А рекомендации по заполнению заявки приведены в Приложении №2 к Правилам. Заявка подается на бумажном носителе или в электронной форме.

    Важно! Информацию о том, в какой именно уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ необходимо подать заявку, и сведения о его адресе, телефоне, факсе, часах приема заявок можно узнать на сайте www.migrakvota.gov.ru в разделе «Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации».

    Заявки, форма и (или) заполнение которых не соответствует Правилам, возвращаются работодателю, заказчику работ (услуг) на доработку не позднее чем в течение пяти дней с момента их поступления в уполномоченный орган субъекта РФ (абз.1 п.5 пп. «а» п.6 Правил).

    Если заявка составлена правильно, то в течение 25 дней со дня поступления соответствующей заявки работодателя, заказчика работ (услуг) в уполномоченный орган субъекта РФ комиссия субъекта РФ принимает решение об удовлетворении заявки в полном объеме либо ее полном или частичном отклонении (п.7 Правил).

    Для получения квоты на право привлечения иностранной рабочей силы необходимо подать следующий пакет документов:

    1. Два экземпляра заявки, заполненные и распечатанные из системы АИК «Миграционные квоты». Система АИК представляет собой личный кабинет на официальном государственном сайте «службы занятости».

    2. Доверенность для уполномоченного лица, в случае подачи такой заявки не генеральным директором общества.

    3. Копию выписки из ЕГРЮЛ для юридических лиц или ЕГРИП для предпринимателей, заверенную подписью и печатью.

    4. Гарантийное письмо с содержащейся в нем информацией о возможности предоставить жилье и медицинскую помощь (ДМС или договор с медицинским учреждением) для иностранного гражданина.

    5. Письмо с обоснованиями необходимости привлечения иностранных работников с указанием причины, по которой работодатель хочет привлекать на свою работу иностранных граждан, и сведениями о проделанной работе в поиске российских специалистов (работников) на должности, которые согласно заявлению работодатель хочет заместить иностранными гражданами.

    И далее работодателю (заказчику работ, услуг) в течение пяти дней со дня принятия решения комиссией субъекта РФ направляется уведомление о принятом решении (пп. «б» п.17 Правил).

    Данные заявки не подают работодатели-физические лица, привлекающие иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

    отсутствие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов;.

    Квотирование рабочих мест

    “Кадровый вопрос”, 2014, N 2

    КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ

    Вопрос трудоустройства зачастую оборачивается серьезной проблемой даже для здорового человека. Что уж говорить о людях с ограниченными возможностями – инвалидах. В представленном материале мы поговорим о квотировании рабочих мест – эффективном механизме, обеспечивающем защиту от безработицы лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.

    Итак, квота – это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

    Квотирование рабочих мест – установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

    Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

    В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), определяющей основания возникновения трудовых отношений, трудовые отношения могут возникать в результате направления на работу уполномоченными законом органами работников в счет установленной квоты.

    Нормативным актом, устанавливающим правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, является Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон РФ N 1032-1).

    На основании ст. 5 названного Закона государственная политика в области содействия занятости населения, в частности, направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы:

    – лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

    – несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

    – лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую);

    – беженцев и вынужденных переселенцев;

    – граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

    – одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

    – граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

    – граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.

    В силу ст. 13 Закона РФ N 1032-1 государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в частности, путем установления квоты для приема на работу инвалидов.

    При этом квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (далее – Закон N 181-ФЗ).

    Согласно указанному Закону, а именно ст. 21, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

    Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

    Конкретный размер квоты устанавливается законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Например, в г. Санкт-Петербурге отношения по установлению квоты для приема на работу инвалидов регулируются Законом г. Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 г. N 280-25 “О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге”. Согласно данному Закону для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников. А в Ленинградской области правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для инвалидов определены Областным законом Ленинградской области от 15 октября 2003 г. N 74-оз “О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области”. В силу названного Закона организациям, расположенным на территории Ленинградской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% к среднесписочной численности работников.

    Примечание. Обратите внимание, что организации должны не только выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов. Кроме этого, они обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Этого требует ст. 25 Закона РФ N 1032-1.

    Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

    Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (ст. 22 Закона N 181-ФЗ).

    Читайте также:  Как создать и получить электронную подпись для госуслуг

    Обратите внимание! За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов установлена административная ответственность.

    Согласно ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) штраф за данное административное нарушение, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты составляет для должностных лиц от 5000 до 10 000 руб.

    Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного согласно этой же статье влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.

    А ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.16, ч. 4 ст. 14.28, ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.8 КоАП РФ. Это нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

    – на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;

    – на юридических лиц – от 3000 до 5000 руб.

    Аналогичное наказание будет применено за представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

    Далее рассмотрим порядок квотирования рабочих мест на основе Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 “О квотировании рабочих мест” (далее – Закон N 90) и Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N 742-ПП (далее – Положение N 742-ПП). Но прежде отметим, что деятельность работодателей г. Москвы в части квотирования рабочих мест координирует Департамент труда и занятости населения г. Москвы, на что указывает Положение N 742-ПП.

    Квотирование рабочих мест согласно ст. 2 Закона N 90 осуществляется, в частности, для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

    Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в г. Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

    Выполнением квоты для приема на работу (далее – квота) инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

    Итак, согласно п. 2.1 Положения N 742-ПП работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах должны встать на учет в Государственном казенном учреждении г. Москвы “Центр квотирования рабочих мест” (далее – Центр квотирования).

    Отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает работодателей от исполнения обязанностей, возложенных на них Законом N 90.

    При постановке на учет в Центре квотирования работодатели должны предъявить сведения и нотариально удостоверенные документы, указанные в п. 2.2 Положения N 742-ПП.

    При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

    Работодатели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

    Обратите внимание, что обо всех изменениях регистрационных данных работодатель должен уведомить Центр квотирования, в случае смены места постановки на учет работодателя в налоговых органах работодателю необходимо пройти перерегистрацию в Центре квотирования, а в случае ликвидации организации – сняться с учета, что установлено п. 2.3 Положения N 742-ПП.

    Постановка на учет, перерегистрация и снятие с учета осуществляются бесплатно (п. 2.3 Положения N 742-ПП).

    На основании ч. 2 ст. 4 Закона N 90, п. 2.6 Положения N 742-ПП работодатели должны создать или выделить рабочие места, в частности, для трудоустройства инвалидов. Причем создать или выделить рабочие места работодатели должны в соответствии с установленной квотой.

    Обратите внимание! В силу ст. 3 Закона N 90 работодателям, осуществляющим деятельность на территории г. Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности работников: 2% – для трудоустройства инвалидов и 2% – для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90.

    При этом работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории г. Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

    В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2% от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90, уменьшается на соответствующую величину.

    Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане-инвалиды.

    Согласно ч. 3 ст. 4 Закона N 90, п. 2.7 Положения N 742-ПП трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы в области занятости населения и социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов и молодежи.

    В силу ч. 4 ст. 4 Закона N 90, п. 2.9 Положения N 742-ПП работодатели, подпадающие под условия квотирования, обязаны ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Центр квотирования сведения о выполнении установленной квоты. Указанные сведения работодатели должны представить по форме N 1-квотирование, утвержденной Приказом ДТиЗН г. Москвы от 1 марта 2012 г. N 119 “Об организации региональной статистической отчетности в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи”.

    Примечание. Обратите внимание, что Центр квотирования готовит сводные статистические и другие отчеты о выполнении работодателями установленных квот, а также предложения по вопросам квотирования рабочих мест для Департамента труда и занятости населения г. Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.10 Положения N 742-ПП).

    Статистические отчеты, подготовленные Центром квотирования, предложения заинтересованных органов исполнительной власти г. Москвы, общественных и других объединений представляются в Департамент труда и занятости населения г. Москвы, координирующий работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.11 Положения N 742-ПП).

    Центр квотирования по поручению Департамента труда и занятости населения г. Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в г. Москве, осуществляет контроль, в частности, за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места (п. 2.12 Положения N 742-ПП).

    В случае невыполнения обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест на работодателя может быть наложено административное взыскание в соответствии с Кодексом г. Москвы об административных правонарушениях.

    Так, на основании ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 “Кодекс города Москвы об административных правонарушениях” невыполнение работодателем установленной законодательством г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа:

    – на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб.;

    – на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

    Сумма административных штрафов подлежит зачислению в бюджет г. Москвы либо в бюджеты внутригородских муниципальных образований в г. Москве в порядке, установленном законом г. Москвы о бюджете г. Москвы на соответствующий финансовый год.

    Отметим, что Закон г. Москвы N 45 (как следует из преамбулы к данному Закону) устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в г. Москве.

    Согласно указанному Закону, а именно ст.

    Как рассчитывается количество мест?

    В законодательстве не установлено точное количество квот, которые должны быть предусмотрены на каждом предприятии. Точная цифра зависит от таких факторов:

    • общая штатная численность сотрудников;
    • конкретный субъект РФ.

    Последний фактор объясняется тем, что точное установление квот зачастую происходит на региональном уровне, путем закрепления этого положения в местных законодательных актах. При этом квота устанавливается в процентном соотношении от общего количества работников.

    Что касается первого фактора, то есть штатной численности, то здесь зависимость следующая:

    • предприятия с численностью менее 35 работников вообще не должны предоставлять квоту;
    • компании, в которых трудится от 35 до 100 человек, могут предложить квоту в размере максимум 3% от общей численности (то есть от одного до трех человек);
    • для предприятий с количеством работников более 100 квота определяется работодателем, но в пределах 2-4%.

    Локальными нормативными актами квота может быть разделена между несколькими категориями работников — например, 2% для инвалидов и 2% для несовершеннолетних.

    предприятия с численностью менее 35 работников вообще не должны предоставлять квоту;.

    Порядок трудоустройства инвалидов по квоте

    Трудоустройство на квотную вакансию имеет ряд особенностей. Найти такую вакансию в интернете или СМИ довольно трудно, хотя и возможно.

    Помимо этого, работодатели, в компаниях которых есть квоты, обязаны ежемесячно информировать службу занятости в случае появления новых мест.

    Как составить отчет в центр занятости о квотировании рабочих мест

    • Изменение и прекращение обязательств
    • Обстоятельства непреодолимой силы
    • Приостановление взыскания налоговой задолженности
    • Действие разрешительных документов
    • Что лучше: ИП или самозанятый
    • Обзор изменений законодательства за 6 — 12 июля 2020
    • Самозанятый директор
    • Порядок проведения медосмотров
    • Формы и виды заработной платы

    Действие разрешительных документов.

    Добавить комментарий