Мажоритарные избирательные системы
Мажоритарная избирательная система
Мажоритарная система – это система, при которой только один кандидат будет избран с большим количеством голосов, чем у его конкурнетов по избирательному округу ,области и группы проживающих там избирателей, которые принимаются за единицу в процессе выборов.
Главной особенностью двух раундов является требование о проведении вторых выборов.
Пропорциональная система
В пропорциональной системе избирательные округа всегда являются многомандатными, и избиратели голосуют не за отдельных лиц, а за списки кандидатов, представленные политическими партиями или другими организациями.
Места в парламенте распределяются пропорционально количеству голосов, полученных по отдельным спискам. Системы партийных списков бывают нескольких разновидностей:
- вся территория государства представляет собой один избирательный округ, распределение мест происходит на национальном уровне;
- существуют региональные или местные списки (на уровне избирательных округов), но распределение мест происходит на национальном уровне;
- существуют региональные или местные списки, распределение мест производится на уровне избирательных округов;
- распределение мест производится на уровне избирательных округов, но существуют так называемое выравнивание распределения на национальном уровне.
Из-за возможностей выбора, который гражданин может сделать в списке (возможность для избирателя указать личные предпочтения в списке), можно выделить системы, в которых:
- исключается выбор кандидатов в списке, избиратель может указать только список, за который он голосует;
- избиратель имеет право указать предпочтительных кандидатов в одном списке;
- избиратель имеет право голосовать за кандидатов из списков разных партий, и, таким образом, фактически составлять собственный список кандидатов.
Основным преимуществом пропорциональной системы является представительность. Даже мнения меньшинства, если они представлены соответствующими политическими группами, имеют реальный шанс быть услышанными в парламенте.
Однако это же обстоятельство приводит к фрагментации законодательной власти. Когда в парламент попадает много разных партий, необходимо сформировать коалицию между ними, что иногда трудно или даже невозможно. Поэтому большое количество групп в законодательном органе увеличивает вероятность возникновения политических конфликтов.
Чтобы предотвратить эти неблагоприятные последствия, многие страны применяют определённые ограничения по принципу пропорциональности:
- одним из самых известных является правило избирательного порога, согласно которому только партии с минимальной поддержкой (например, 5% голосов по всей стране) получают парламентское представительство;
- предпочтения сильнейшим партиям – ещё один способ избежать политического хаоса в пропорциональной системе – их можно применять, создавая больше округов и уменьшая количество мест для каждого из них;
- также можно ввести такую математическую систему конвертации голосов в места, которая даёт привилегии партиям с самой высокой поддержкой за счёт самых слабых групп.
В некоторых странах можно встретить несколько разных форм мажоритарной системы.
Достоинства мажоритарной избирательной системы
- Мажоритарная система универсальна. Она применяется как при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), так и при выборах коллегиальных органов власти (парламент, Дума).
- Мажоритарная система является системой персонального представительства – избираются конкретные кандидаты. Избиратель имеет возможность учитывать не только предвыборную программу или партийную принадлежность, но и личные качества кандидата – репутацию, профессиональность, жизненные убеждения.
- Такой персональный подход к каждому кандидату дает возможность участвовать и победить любому независимому кандидату, не относящемуся ни к какой партии.
- Кроме того, при выборах в коллегиальный орган власти (парламент, Дума) по одномандатным мажоритарным округам соблюдается принцип народовластия. Избирая конкретного кандидата от своего округа, избиратели, по сути, выбирают своего представителя в коллегиальном органе власти. Кандидату такая конкретность дает независимость от партий и их лидеров – в отличие от кандидата, прошедшего по партийному списку.
С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе.
Так избирают высшие должностные лица.
Основные избирательные системы современности
В процессе развития правовой мысли и опыта проведения первых выборов возникли три основных избирательных типа: мажоритраная, пропорциональная, а также пропорционально-мажоритарная избирательная система. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, поэтому однозначно сказать, какая лучше, а какая хуже, наверное, не сможет никто.
по-разному формируются избирательные округа;.
МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – один из видов избирательных систем, в соответствии с которым избранными считаются лица, получившие большинство голосов избирателей (выборщиков и других) по избирательному округу.
Кандидат (по партийному или иному списку кандидатов), набравший большинство голосов, получает все мандаты (один – если замещалось одно место, все – если их несколько). Мажоритарная избирательная система используется в разных странах при выборах депутатов представительных органов (федеральных, субъектов федераций, автономных и муниципальных образований, президентов республик, глав администрации территориальных публичных образований), а также для избрания любых других органов.
Мажоритарная избирательная система имеет три основных разновидности: квалифицированного, абсолютного и относительного большинства.
Система относительного большинства предполагает победу на выборах кандидата, получившего больше голосов по сравнению с любым другим кандидатом. Выборы завершаются в первом же туре, поскольку кто-нибудь из кандидатов получает относительное большинство. Мажоритарная система относительного большинства может быть результативной, когда в стране существует устойчивая двухпартийная система и между собой в основном соперничают кандидаты этих партий. Но и при таких условиях бывает, что кандидаты партии собирают менее половины голосов избирателей, но получают большинство мест (например, в 1992 году кандидаты Лейбористской партии в Великобритании собрали 42% голосов, но получили 51% мест в парламенте). При этой системе могут быть избраны кандидаты, получившие незначительное число голосов и не поддерживаемые большинством избирателей. Для частичного исправления такого порядка законы предусматривают проходной балл, ниже которого избрание не засчитывается (смотри в статье Квота избирательная).
В России мажоритарная избирательная система относительного большинства используется в некоторых субъектах РФ для избрания половины депутатов их законодательных собраний (какую систему использовать, решают сами субъекты РФ) и для выборов представительные органов некоторых муниципальных образований (это определяют они сами своими уставами).
При системе абсолютного большинства для избрания необходимо набрать более 50% поданных и признанных действительными голосов избирателей (50%+1 голос). Если голоса избирателей распределяются между разными кандидатами и необходимого числа голосов никто из кандидатов не набирает, проводится 2-й тур выборов, на котором на голосование избирателей обычно выносятся два кандидата, получившие в 1-м туре наибольшее число голосов. Во 2-м туре побеждает кандидат, получивший относительное большинство голосов. Всегда учитываются только признанные действительными голоса; например, недействительные бюллетени (избиратель не выразил свою волю и другое) из подсчёта исключаются. В некоторых странах при избрании депутатов нижней палаты парламента на 2-й тур могут выноситься три и более кандидатуры (во Франции все, кто получил в первом туре свыше 12,5% голосов, в Венгрии – свыше 15%). При более чем 2 кандидатах окончательный подсчёт во 2-м туре тоже происходит по принципу относительного большинства.
При системе квалифицированного большинства закон устанавливает определённый процент голосов (всегда значительно больше половины), которые должен получить кандидат, чтобы быть избранным в первом же туре выборов (например, в Чили для избрания в первом туре депутат должен получить 2/3 голосов).
Существенно отличаются от трёх основных разновидностей мажоритарной избирательной системы некоторые редко используемые формы.
При кумулятивной системе избиратели получают число голосов, равное числу избираемых (например, 9, 11, 13 членов муниципального совета), и избиратель может все свои голоса отдать 1 кандидату из списка либо в разных долях распределить их между кандидатами; подсчёт производится по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
При системе единственного передаваемого голоса создаются многомандатные округа (голосование за список кандидатов), но каждый избиратель имеет 1 голос и голосует за того или иного кандидата; подсчёт производится по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
При системе единственного непередаваемого голоса избиратель отдаёт свой голос не за партийный список, а за единственного конкретного кандидата из партийного списка (по принципу преференциального вотума).
Система фиксированного процента голосов применяется при избрании главы государства и предполагает, что кандидат в президенты должен получить не менее 40% голосов от общего списка избирателей по стране. Если такого процента никто не получит, президент избирается парламентом из числа 2 (иногда 3) кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей.
Смотри также статью Пропорциональная избирательная система.
Мажоритарная избирательная система ис поль зу ет ся в раз ных стра нах при вы бо рах де пу та тов пред ста вительных ор га нов фе де раль ных, субъ ек тов фе де ра ций, ав то ном ных и му ни ци паль ных об ра зо ва ний, пре зи ден тов рес пуб лик, глав ад ми ни ст ра ции тер ри то ри аль ных пуб лич ных об ра зо ва ний , а так же для из бра ния лю бых других ор га нов.
Что такое смешанная система выборов
Смешанная система основана на том, что часть мест в парламенте распределяется по мажоритарной системе, часть – по пропорциональной.
Примеры: по смешанной системе проводятся выборы в парламенты Австралии, Германии, Японии. Выборы в российскую Госдуму проходят по смешанной системе с 2016 года.
Смешанная избирательная система сочетает преимущества и недостатки двух других – мажоритарной и пропорциональной. Она стимулирует политическую конкуренцию, позволяет попасть в парламент представителям мелких и средних партий. В то же время она оставляет возможность для использования «паровозов» – популярных кандидатов во главе списков, которые проводят в парламент никому не известных людей; в одномандатных округах по-прежнему побеждают крупные партии.
На местных выборах действуют различные правила.
Право. 10 класс
Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов.
Разновидности (виды) мажоритарной системы
Рассмотрим разновидности (виды) мажоритарной системы, а также установим содержание каждого вида.
Исследователи определяют три основных разновидности (вида) мажоритарной системы:
В современном мире наиболее распространенным видом выступает мажоритарная система относительного большинства. При ней победившим оказывается тот претендент, который получит больше голосовой поддержки, нежели его соперники.
Мажоритарная система относительного большинства достаточно результативна и исключает проведение второго тура выборов, поскольку не требует от претендента получения установленного минимума голосов для победы. Но если кандидатов множество, то результаты выбора избирателей разделяются между ними, что немало искажает реальную волю электората. При этом голоса, отданные за неизбранных кандидатов, как бы прогорают. Если же претендентов более 20 человек, то избранным может оказаться тот, за кого было оказано менее 10% поддержки.
В англосаксонских странах при мажоритарном виде системы относительного большинства отсутствует порог явки избирателей. При этом считается, что не явившиеся на выборы в целом разделяют позицию большинства.
К недостатку мажоритарной системы относительного большинства следует отнести то, что не учитывается мнение проголосовавших против победившего кандидата. Нередко случается так, что в совокупности сумма голосов, отданных за иных претендентов, оказывается больше их количества, отданных за победившего кандидата.
При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства побеждает тот претендент, который получил абсолютное большинство голосов (50% + 1 голос).
При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства огромное значение имеет способ определения большинства:
– от общего числа зарегистрированных избирателей;
– от числа проголосовавших;
– от поданных действительных голосов.
В законодательстве зарубежных стран присутствуют примеры всех вышеуказанных подходов.
Мажоритарная вид системы абсолютного большинства в отличие от системы относительного большинства подразумевает возможность проведения второго тура. Он организуется в случае, если никто из кандидатов не получает в первом туре абсолютного большинства.
Самым распространенным подходом к проведению повторного голосования является допуск к нему двух кандидатов, которые получили наибольшее количество голосов. По такой схеме организуют выборы президента, например, Франция, Аргентина и Бразилия.
В ряде государств во втором туре могут принять участие все претенденты, которые получили определенный в законе процент поддержки. Подобная схема нередко применяется при выборах депутатов Парламента, например, во Франции данный порог составляет 12,5%.
К особенности мажоритарной система абсолютного большинства можно отнести требование получения обязательного кворума, без которого выборы могут признать несостоявшимися. Обязательный процент явки обычно составляет 50% (на выборах президента), реже устанавливается порог в 25% или иное минимальное количество голосов.
Преимуществом мажоритарной системы абсолютного большинства в сравнении с системой относительного большинства является то, что побеждает кандидат, который поддержан реальным большинством избирателей.
Недостатком мажоритарной системы абсолютного большинства следует указать то, что по мере увеличения числа кандидатов в избирательном округе, снижается вероятность того, что кто-либо из них получит абсолютное большинство голосов, что приводит к растягиванию во времени и усложнению избирательного периода.
Мажоритарная система квалифицированного большинства является специфичным и редким видом избирательной системы. При ней победу одерживает кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов.
Мажоритарная система квалифицированного большинства используется в основном при выборах глав государств и иных должностных лиц. Например, для избрания на должность президента Азербайджана в 1995–2002 гг. необходимо было получить две трети голосов избирателей, которые участвовали в голосовании. Однако впоследствии данное правило было устранено по причине его нецелесообразности.
Подобная схема нередко применяется при выборах депутатов Парламента, например, во Франции данный порог составляет 12,5.
История становления парламента, как главного государственного органа
Представители народа у власти были с древних времён. Хорошим примером этому служит Старинный Рим. С давних пор там был Сенат, совет старейшин, вече. В эти органы набирались представители разных сословий. В России был Земский собор, это было что-то похожее на современный государственный орган. Но настоящей родиной современного парламента все считают Англию. Там подобное собрание было организованно в 18 веке. Даже король не имел права принимать важных государственных решений, если их не одобрил Королевский совет. С древних веков собрание, похожее на современный парламент, было связующим звеном, между царём и народом. Со временем из связующего звена, парламент превратится, в важный орган государства.
Выборы произойдут при любых условиях и любой явке избирателей.
Мажоритарные избирательные системы
При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% голосов. В России по мажоритарной системе абсолютного большинства избирается Президент РФ, президенты республик, главы администрации краев, областей и других субъектов.
В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. В Российской Федерации это ярко было видно на примерах съездов народных депутатов, которые подчас принимали решения, продиктованные эмоциями от истерических выступлений отдельных депутатов. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.
Самая простая разновидность — это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется как на выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и на местных выборах.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов – допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же, Федеральным законом от 05.12.2006 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», был отменен так называемый «порог явки», то есть минимальная доля участия избирателей, необходимая для признания выборов действительными. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по субъекту Федерации поддержало большинство избирателей, может получает в законодательном собрании меньшинство мест.
Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом в российском законодательстве выступает количество поданных голосов, признанных действительными. Примером мажоритарной системы абсолютного большинства служит система голосования на выборах Президента Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Не состоявшимися признаются выборы Президента Российской Федерации если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
В случае применения мажоритарной системы абсолютного большинства число голосов, требуемое для избрания, может оказаться меньшим, чем в системе относительного большинства. Ведь после того, как планка 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны.
При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого возможно различными способами.
В Российской Федерации основным таким способом является, перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур выборов или повторное голосование двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре (в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» так и предусмотрено). Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют системой двух туров.
В период 1997 – 2002 года до принятия действующего в настоящее время Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы в научных дискуссиях о целесообразности выбора избирательной системы на указанных выборах одним из предлагаемых вариантов реформирования механизма выборов депутатов Государственной Думы был именно переход к избранию всех 450 депутатов Государственной Думы по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства с голосованием в два тура. Ее сторонники мотивировали это тем, что выборы половины состава парламента по пропорциональной избирательной системе в условиях неразвитой многопартийности и отсутствия федерального закона «О политических партиях» не отвечают интересам избирателей, приводят к чрезмерной политизированности и конфликтности в Государственной Думе и т.п. Мажоритарная же избирательная система, по их мнению, могла обеспечить устойчивую связь между избирателями и кандидатом, зависимость кандидатов от избирателей и, самое главное, — создание «полноценной политической системы», так как партии должны будут блокироваться, создавая более крупные избирательные объединения. Это соответствует широко распространенному мнению, что чисто мажоритарная система способствует формированию действенной двухпартийной системы.
К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят:
1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность.
2) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами.
Наряду с определенными достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов.
Непосредственная зависимость результатов выборов от распределения избирателей по округам создает опасность манипулирования посредством тенденциозного нарезания избирательных округов. Такая практика искажения воли избирателей получила название «избирательной географии» или «джерримендеринг» (по имени ее изобретателя — американского губернатора штата Массачусетс Джерри).
Создавая возможность формирования правительства, не пользующегося поддержкой большинства населения и сильно ограничивая доступ в депутатский корпус представителей меньшинств, в том числе небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у граждан недоверие к политическому строю, абсентеизм или даже склонность к радикальным, недемократическим методам политической борьбы. Непосредственная зависимость депутатов от населения определенного избирательного округа побуждает их к местничеству, недостаточному учету общенациональных интересов.
В условиях остроконфликтного общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии, поскольку полярно разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ, не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя.
Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют системой двух туров.
Политология.
Мажоритарная система абсолютного большинства применяется сегодня в Беларуси, в Австралии, во Франции и др.
Мажоритарная избирательная система
Мажоритарная избирательная система – общий тип избирательных систем, в основу которых при определении результатов голосования положен принцип большинства и один победитель. Основная цель мажоритарной системы – определение победителя и сплоченного большинства, способного проводить преемственную политику. Голоса, отданные за проигравших кандидатов, просто не учитываются. Мажоритарная система применяется в 83 странах мира: США, Великобритания, Япония, Канада.
Различают 3 типа мажоритарной системы:
Мажоритарная система абсолютного большинства;
Мажоритарная система простого (относительного) большинства;
Мажоритарная система квалифицированного большинства.
Мажоритарная система абсолютного большинства – способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать абсолютное большинство голосов (50% + 1), т.е. число, превышающее хотя бы на один голос половину численности избирателей в данном округе (обычно от числа проголосовавших). Преимущество данной системы в простоте определения результатов, а также в том, что победитель действительно представляет абсолютное большинство избирателей. Недостаток – существует возможность отсутствия абсолютного большинства, а значит и победителя, что приводит к повторному голосованию, до тех пор, пока не соберется абсолютное большинство Мажоритарная система относительного большинства – способ определения результатов голосования, при котором требуется собрать простое или относительное большинство голосов, т.е. больше чем у оппонентов. Преимущество данной системы в обязательном наличии результата. Недостаток – значительная степень неучтенных голосов.
Мажоритарная система квалифицированного большинства – это способ определения результатов голосования, при котором кандидату для победы необходимо собрать четко установленное количество голосов избирателей, всегда превышающее половину избирателей проживающих в округе (2/3, ¾ и т.д.). Из-за сложности проведения, данная система на сегодняшний день не применяется.
Пропорциональная избирательная система
Пропорциональная избирательная система – способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.
Отличительные черты пропорциональной системы:
ü Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте.
ü Акцент на представленности различных групп населения в органах власти.
ü Наличие многомандатных округов.
ü Голосование на основе партийных избирательных списков.
ü Справедливый характер, т.к. отсутствуют проигравшие или потерянные голоса.
Существует 2 основных типа пропорциональной системы:
Пропорциональная система партийных списков
Пропорциональная система передачи голосов.
Пропорциональная система партийных списков. Ее особенность заключается в наличии многомандатных округов (в роли округа может выступать вся территория государства) и формировании партийных списков как способа выдвижения кандидатов. В результате конкурентами на выборах являются не отдельные кандидаты, а политические партии. Избиратели же голосуют за партию, т.е. за ее партийный список и весь сразу, притом, что он создавался без их участия. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с общим количеством голосов, полученных по всему избирательному округу. Технически механизм распределения мандатов следующий: сумма голосов отданных за все партии делиться на количество мест в парламенте. Полученный результат является «избирательным метром», т.е. числом голосов, необходимым для получения одного места в парламенте. Сколько раз этот метр уложится в число голосов полученных партией, столько мест она получит в парламенте. Чтобы не допустить в парламент экстремистские партии, а также избежать партийной раздробленности и неэффективной парламентской деятельности, устанавливается процентный порог. Преодолевшие его партии допускаются к распределению мест, остальные исключаются. В Украине барьер 4%, в России – 5%, в Турции – 10%.
Пропорциональная система передачи голосов (Ирландия, Австралия). В отличии от системы партсписков, где голосование осуществляется за партии, данная система дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает. Кандидаты, набравшие достаточное количество голосов, объявляются избранными; лишние голоса, отданные за них, передаются кандидатам, недобравшим голоса. Такая система справедлива по отношению к избирателям, учитывая мнение всех.
Смешанная избирательная система
Одним из вариантов избирательной системы является смешанная избирательная система, которая призвана нейтрализовать недостатки и усилить преимущества обеих систем. Данная система характеризуется объединением элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Как правило, выделяют 2 вида смешанной системы:
Смешанная система структурного типа – предполагает двухпалатный парламент, где одна палата (состоящая из представителей административно-территориальных единиц) избирается по мажоритарной системе, а вторая (нижняя) – по пропорциональной системе.
Смешанная система линейного типа – возможен однопалатный парламент, где часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а остальные по пропорциональной.
число, превышающее хотя бы на один голос половину численности избирателей в данном округе обычно от числа проголосовавших.
3. Политика
Читать 0 мин.
Избирательные системы.
Экс-холостяк Макс Михайлюк засветился с новой любовницей на прогулке: “Боже, ребенок откуда?”
Преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является ее простота, она также дешевле обходится, с ее помощью легче определить победителя.
Особенности избирательной системы Российской Федерации
В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.
Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.
Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.
Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.
правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;.