Процессуальное оформление и срок задержания

Курс уголовного процесса

Личный обыск имеет по отношению к задержанию акцессорную природу, поэтому подчиняется той же логике, что и само задержание производится до возбуждения уголовного дела сотрудниками полиции, принимающими участие в задержании, и т.

Процессуальное оформление и срок задержания

Вопрос о природе, сущности и содержании задержания подозреваемого был и остается остро дискуссионным в правовой литературе и в практике его применения. Одни авторы полагают, что задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения ; другие – следственное действие, направленное на собирание, проверку и оценку доказательств ; третьи – одновременно мера принуждения и следственное действие . Представляется, что задержание подозреваемого носит интегративный характер, в котором сочетаются элементы принуждения и следственного действия.

См.: Уголовный процесс. Общая часть / Под науч. ред. В.З. Лукашевича. СПб., 2004. С. 312 и др.

См.: Гельдибаев М.Х. Уголовный процесс. СПб., 2001. С. 90 и др.

См.: Вандышев В.В. и др. Уголовный процесс. СПб., 1996. С. 1, 70 и др.

Думается, что задержание подозреваемого – комплексная мера воздействия на личность, сочетающая в себе элементы принуждения и следственного действия и заключающаяся в кратковременном ограничении свободы при отсутствии судебного решения сроком до 48 часов и с правом его продления судьей районного суда, но не более чем до 72 часов, с помещением лица, подозреваемого в совершении преступления, в изолятор временного содержания (ИВС).

Общим условием задержания подозреваемого в порядке ст. 91 УПК является подозрение в совершении этим лицом преступления, за которое в соответствии с уголовным законом может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Субъектами задержания граждан по подозрению в совершении преступления являются:

1) орган дознания;

Основания задержания подозреваемого – информация, свидетельствующая о возможной причастности лица к совершению преступления.

Лицо может быть задержано при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Хрестоматийным примером задержания по этому основанию является обнаружение лица в помещении, в котором сработала охранная сигнализация;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. По этому основанию обычно задерживают лиц, подозреваемых в совершении так называемых уличных или бытовых преступлений;

3) когда на этом лице (имеется в виду тело человека в целом) или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Чаще всего это основание используется для задержания лиц, подозреваемых в совершении незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления (например, при наличии словесного портрета), оно может быть задержано, если:

1) пыталось скрыться;

2) не имеет постоянного места жительства;

3) не установлена его личность;

4) может быть заключено под стражу в связи с направлением следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд ходатайства об избрании в отношении указанного лица данной меры пресечения. Типичным примером задержания лиц по данному основанию является установление их личности по ориентировкам органов предварительного расследования.

Мотивы задержания подозреваемого заключаются в достижении правоограничительных целей в интересах решения задач уголовного процесса. К ним относится пресечение попыток этого лица:

1) скрыться от органов предварительного расследования или суда;

2) воспрепятствовать установлению объективной истины по уголовному делу путем угроз свидетелю и другим участникам уголовного процесса, уничтожения следов преступления и т.д.;

3) продолжать в дальнейшем преступную деятельность;

4) воспрепятствовать исполнению обвинительного приговора.

Процессуальное оформление задержания заключается в составлении протокола задержания лица, форма и содержание которого должны отвечать требованиям ст. 166 и 167 УПК.

В соответствии со ст. 92 УПК после доставления лица, подозреваемого в совершении преступления, в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания подозреваемого, подписанный лицом, его составившим, и задержанным.

В протоколе должны быть сведения о:

1) дате и времени составления протокола;

2) дате, времени, месте, основаниях и мотивах задержания;

3) результатах личного обыска, осуществленного в порядке ст. 93 и 184 УПК;

4) разъяснении подозреваемому лицу прав, предусмотренных ст. 46 УПК, удостоверенном его подписью;

5) иных фактических обстоятельствах задержания, например попытках скрыться или оказания сопротивления.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК.

До начала допроса лица, подозреваемого в совершении преступления, ему по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства следственных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем или следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

Таким образом, уголовно-процессуальное задержание подозреваемого – сложное по своему содержанию действие, состоящее из:

1) фактического задержания (или захвата), направленного на незамедлительное доставление лица для разбирательства;

2) доставления лица обычно в органы внутренних дел, которые обязаны непосредственно разбираться с правонарушителем и его деянием;

3) административно-правового задержания сроком до трех часов, цель которого – разбирательство должностного лица с доставленным лицом по поводу совершенного им деяния с признаками преступления или иного правонарушения. В его рамках должностное лицо должно:

а) получить от доставивших правонарушителя лиц заявления, объяснения или рапорты с изложением обстоятельств фактического задержания и оснований доставления лица;

б) установить личность доставленного для разбирательства;

в) получить от доставленного лица объяснение по поводу фактического задержания;

г) определить из полученных и составленных документов, содержит ли деяние признаки преступления или иного правонарушения;

д) решить вопрос о необходимости немедленного возбуждения уголовного дела;

е) принять решение при наличии возбужденного уголовного дела о процессуальном задержании доставленного или отобрании у него обязательства о явке либо о применении к нему меры пресечения, не связанной с помещением в специализированное учреждение;

4) собственно уголовно-процессуального задержания, сущность и содержание которого заключаются в помещении задержанного лица в ИВС.

Порядок и условия содержания подозреваемых в специальном учреждении регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” . При необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативные работники вправе встречаться с задержанным с письменного согласия дознавателя или следователя (ст. 95 УПК).

СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759.

Согласно ст. 96 УПК дознаватель или следователь в течение 12 часов с момента фактического задержания обязаны уведомить:

1) о задержании кого-либо из родственников подозреваемого либо предоставить возможность такого уведомления подозреваемому;

2) о задержании командование воинской части, если подозреваемым в совершении преступления является военнослужащий;

3) посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемым является его гражданином или подданным.

При необходимости сохранения в интересах расследования в тайне факта задержания совершеннолетнего подозреваемого уведомление соответствующих лиц с согласия прокурора может не производиться (ст. 96 УПК).

Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если:

1) в отношении его судом не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо

2) суд не продлил срок задержания подозреваемого.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента фактического задержания, то подозреваемый немедленно должен быть освобожден постановлением начальника места его содержания. О своем решении он обязан уведомить орган дознания или следователя и прокурора.

При освобождении лицу выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан; дата, время, место и основания задержания; дата, время и основания освобождения. Если в деле имеется решение суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого решения также выдается лицу при освобождении (ст. 94 УПК).

В его рамках должностное лицо должно.

Задержание подозреваемого: основания, процессуальный порядок, сроки

Задержание подозреваемого: основания, процессуальный порядок, сроки. Особенности осуществления адвокатом защиты подозреваемого.

Задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований (ст. 91 УПК РФ):

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46 (не позднее 24 часов), статей 189 и 190 УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий, с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.

При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то не позднее 12 часов с момента задержания, уведомляется посольство или консульство этого государства.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Конституция РФ гарантирует каждому право на защиту. Ст. 45 п. 1 гласит: «Государственная защита прав исвобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». А в ст. 48 ч. 2 записано: «Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Право на защиту — это реальная возможность получения квалифицированной юридической помощи. Защитник должен следить за правильным соблюдением всех процессуальных правил, что позволяет уже с момента задержания следить за соблюдением прав подзащитного и не допускать в отношении него нарушений закона.

В ст. 49 УПК РФ прямо говорится, что защитник, которым является адвокат, допускается к участию в деле, в том числе с момента фактического задержания лица, т.е. немедленно.

В УПК РФ закреплен ряд правовых принципов, которые воспроизводят и развивают конституционные права и свободы граждан: уважение чести и достоинства личности (ст. 9 УПК), неприкосновенность личности (ст. 10 УПК), охрана прав и свобод человека, гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК), неприкосновенность жилища (ст. 12 УПК), тайна переписки (ст. 13 УПК), обеспечение права на защиту (ст. 144 УПК). Таким образом, правовая база для деятельности адвоката в уголовном судопроизводстве основана на международном праве, Конституции РФ и развитом текущем законодательстве, что позволит эффективно осуществлять защиту прав и свобод граждан и в конечном итоге способствовать правосудию – справедливо разрешать уголовные дела.

На стадии предварительного следствия деятельность адвоката в качестве защитника должна быть направлена на оказание правовой помощи обвиняемому или подозреваемому, охрану его прав и законных интересов.

С момента допуска к участию в деле защитник вправе:

1) иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 46 и п. 9 ч. 4 ст. 47 УПК РФ;

2) собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в порядке, установленном ч. 3 ст. 86 УПК РФ;

3) привлекать специалиста в соответствии со ст. 58 УПК РФ;

4) присутствовать при предъявлении обвинения;

5) участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого либо по его ходатайству или ходатайству самого защитника, в порядке, установленном УПК РФ;

6) знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому, обвиняемому;

7) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения в любом объеме, снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

8) заявлять ходатайства и отводы;

9) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора, суда и участвовать в их рассмотрении судом;

11) использовать иные не запрещенные средства и способы защиты, установленные УПК РФ.

Свидания с задержанным составляют довольно специфическое средство защиты. Ст. 47 УПК РФ впервые провозгласила то, что защитник не только официально имеет право встречаться со своим подзащитным наедине в любое время, но и делать это до первого допроса. Это позволяет выработать единую позицию и подготовиться к 1-му допросу. Первый допрос – очень важная стадия следствия, и от того, какой будет позиция обвиняемого и его защитника, зависит дальнейшее расследование по делу.

Конфиденциальность беседы подразумевает запрет на проведение оперативно-розыскных мероприятий технического и иного характера в целях получения информации о содержании беседы.

При первой встрече необходимо установить психологический контакт. Если Вас пригласил не сам подзащитный, а его родственники, то желательно заручиться их письмом к нему с мотивацией выбора Вас в качестве защитника.

Читайте также:  Расчет по страховым взносам нужно сдавать по новой форме

Далее необходимо обсудить позицию по делу, средства защиты, имеющиеся доказательства и то, какие доказательства можно собрать как следственным путем, так и адвокату самостоятельно, в соответствии со ст. 86 УПК.

Задача, стоящая перед адвокатом при участии в допросе подозреваемого или обвиняемого, состоит в том, чтобы обеспечить проведение допроса в соответствии с законом, не допустить применения грубости, угроз, физического или психического насилия, способствовать выявлению фактов, оправдывающих подзащитного или смягчающих его вину.

В ходе допроса адвокат, защищая клиента, вправе прервать допрос и попросить свидания наедине с подзащитным.

При подписании протокола защитник вправе делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей показаний.

Заявление ходатайств и отводов – важная составляющая деятельности адвоката как защитника на стадии предварительного следствия. Ходатайство – это официальная просьба адвоката о выполнении каких-либо действий или принятии решения. Адвокат вправе заявлять ходатайства по всем вопросам, имеющим значение для защиты своего клиента. При этом необходимо реально оценить значение ходатайства и его обоснованность. Защитник должен понимать, что если он выявил нарушенние или считает необходимым что-то сделать, он обязан заявить об этом ходатайство. Защитник самостоятелен в выборе момента и характера заявления ходатайства, но желательно их заранее обговорить с клиентом. Ходатайство может быть подано в устной и письменной форме.

Жалобы на действия следователя – одна из форм понуждения должностных лиц осуществлять следствие качественно, быстро и в установленные сроки.

13 УПК , обеспечение права на защиту ст.

Помощь адвоката при задержании

Одно из самых первостепенных прав задержанного – это право на получение адвокатской помощи. Хотя право на защитника у гражданина появляется с момента фактического задержания полицией, его практическая реализация возможна через определенный промежуток времени. Как правило, вопросами поиска уголовного адвоката занимаются родственники задержанного: в нашей стране, к сожалению, большинство граждан не располагают контактами проверенных защитников. Поэтому может пройти несколько часов, прежде чем адвокат включится в дело.

Право на свидание адвоката и задержанного закреплено в ч.

Основания для задержания

Задержание подозреваемого — это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем или следователем с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Сущность задержания состоит в кратковременном содержании лица под стражей без предварительного разрешения руководителя следственного отдела, прокурора или суда.

В статье 91 УПК РФ предусмотрены основания для задержания подозреваемого.

Когда потерпевшие или очевидцы указывают на определенного гражданина как на того, кто совершил преступление.

Порядок и основания задержания подозреваемого

В рамках уголовного процесса органы дознания и следствия имеют право осуществлять задержание лица, подозреваемого в совершении преступных действий.

В связи с тем, что процедура задержания фактически ограничивает свободу и неприкосновенность гражданина, который в будущем может быть признанным абсолютно не имеющим отношения к преступлению, данное процессуальное действие строго регламентировано законодательством.

Любое нарушение свободы человека, не имеющее веских законных оснований, должно быть признано противоправным.

Рассмотрим в данной статье, что представляет собой задержание подозреваемого, какие права имеет задержанный и без каких элементов данная процедура будет являться незаконной.

В ней четко прописаны основания задержания, права подозреваемого и ключевые этапы самого процесса.

Основания и порядок задержания подозреваемого

Задержанию подозреваемого посвящена ст. 91 УПК РФ, которая дает исчерпывающий перечень обстоятельств, служащих его основаниями.

Уголовно-процессуальный закон закрепляет 4 основания задержания лица, подозреваемого в совершении преступления:

1. когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2. когда потерпевшие или свидетели укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

3. когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4. иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления.

Последнее основание применяется при наличии одного из дополнительных условий:

а) лицо пыталось скрыться;

б) не имеет постоянного места жительства;

в) не установлена его личность;

г) следователем с согласия руководителя или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Задержание лица – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем или следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Момент фактического задержания определяется с момента ограничения следователем или дознавателем права подозреваемого на свободу передвижения и личного объявления об этом.

Порядок задержания определен ст. 92 УПК РФ. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ, а именно о том, что подозреваемый вправе:

1) знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

2) давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний;

3) с момента возбуждения в отношении него уголовного дела, фактического задержания, а также вручения ему уведомления о подозрении в совершении преступления пользоваться помощью защитника и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса;

4) с момента избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста иметь свидания без ограничения их числа и продолжительности с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления интересов подозреваемого в сфере предпринимательской деятельности. При этом запрещается совершение нотариальных действий в отношении имущества, денежных средств и иных ценностей, на которые может быть наложен арест в случаях, предусмотренных УПК РФ;

5) представлять доказательства;

6) заявлять ходатайства и отводы;

7) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

8) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

9) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

10) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;

11) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда;

12) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ.

В протоколе указывается дата и время его составления, дата, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и иные обстоятельства задержания, после чего он подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

В каждом случае задержания подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

Прокурор отдела отдела по надзору за процессуальной деятельностью в органах СУ СК РФ по Тульской области М.А. Мицура

Момент фактического задержания определяется с момента ограничения следователем или дознавателем права подозреваемого на свободу передвижения и личного объявления об этом.

В каких случаях задержание считается правомерным

Свобода и неприкосновенность граждан защищена Конституцией РФ, поэтому нарушить их можно только при наличии достаточных оснований. Законодательные нормы процедуры регламентированы 12 главой УПК РФ.

Задержание может осуществляться только при возбуждении уголовного дела. Исключением являются случаи, когда человека ловят на месте преступления. Тогда постановление об открытии дела и протокол задержания будут составляться одновременно. В остальных случаях процедура считается незаконной.

Гражданина можно лишить свободы, если на него падают подозрения в совершении противоправных действий, за которые полагается уголовное преследование. Голословных обвинений недостаточно. На подозреваемого у следственных органов должны иметься улики или показания других людей, потерпевшего.

Нельзя задерживать человека на срок, превышающий 48 часов.

по решению суда.

Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуж­дения, применяемая органом дознания, дознавателем, следова­телем на срок не более 48 часов с момента фактического задер­жания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, ко­торое, в силу своей неотложности не требует для его примене­ния судебного решения.

Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обос­нованности задержания, четко регламентируя условия, основа­ния, мотивы, сроки и порядок задержания (ст. 91-96 УПК).

Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЗАДЕРЖАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О ПОЛИЦИИ»

Задержание гражданина является одной из наиболее часто применяемых полицией мер государственного принуждения. Данная мера предполагает значительное ограничение прав и свобод человека и гражданина, в первую очередь, – закрепленное статьей 27 Конституции Российской Федерации право на свободу передвижения [1]. Исходя из целей задержания как меры административного принуждения и его оснований, важно минимизировать такое ограничение. Решение поставленного вопроса осуществляется законодателем в части нормативно-правового регулирования оснований и процедуры осуществления задержания. Отметим, что с понятием «задержание» мы можем столкнуться в рамках уголовного судопроизводства при задержании подозреваемого (глава 12 УПК РФ); административного права, если речь идёт об административном задержании (статья 27.3 КоАП РФ); а также в нормативной правовой основе деятельности полиции (статья 14 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции»). Безусловно, данные нормы права должны способствовать обеспечению прав и законных интересов граждан и иных лиц.

Обратимся к уголовно-процессуальному законодательству, предполагающему задержание лица по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Основанием такого кратковременного ограничения свободы являются случаи, когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения, потерпевшие либо очевидцы указывают на лицо, как на совершившее преступление, на лице, в его жилище имеются явные следы преступления. Вместе с тем, основание для задержания подозреваемого имеется в случае попытки лица скрыться, либо отсутствия постоянного места жительства, а также отсутствия данных, необходимых для установления личности. Такая мера ограничена законодателем временными рамками, которые составляют 48 часов с момента задержания [2]. УПК предусматривает обязанность составления протокола задержания – процессуального документа, содержащего дату и время составления протокола; дату, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства, что максимально способствует недопущению умаления чести и достоинства личности, нарушения прав и свобод человека и гражданина. В частности, задокументированное время задержания с точностью до минуты является основой отсчёта установленного законом максимального срока задержания, требуемого для выполнения необходимых задач.

Процедурой задержания в рамках административного права, как установлено ч. 1 статьи 27.3 КоАП РФ, признаётся кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения либо исполнения постановления по делу об административном правонарушении [3].

Административное задержание также оформляется соответствующим протоколом: составляется процессуальный документ, в котором аналогично, помимо всего прочего, в обязательном порядке указываются время, место и мотивы задержания.

Следовательно, составление протоколов административного задержания или задержания подозреваемого является гарантом соблюдения законности при осуществлении мер государственного принуждения, что выражается в указании с точностью до минуты момента задержания, с которого исчисляется его общий срок.

В Федеральном законе Российской Федерации «О полиции» вопросу задержания граждан впервые отведена отдельная статья, в отличие от утратившего силу Закона Российской Федерации «О милиции». В части 2 статьи 14 «Задержание» приведен исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых полиция может применить данную меру принуждения. Однако не все перечисленные основания имеют административно-правовую природу.

Согласно п. 12 ч. 2 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «О полиции», сотрудники полиции имеют право задерживать лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение [4]. В соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» по решению суда в отношении отдельных лиц, страдающих психическими расстройствами, применяются принудительные меры медицинского характера [5]. Как указано в ст. 98 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), целями применения принудительных мер медицинского характера являются излечение лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых преступлений [6]. Взаимодействие органов Минздрава России и МВД России по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляется на основании приказа Минздрава России и МВД России от 30 апреля 1997 г. № 133/269 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами». Так, при обнаружении (задержании) бежавшего больного администрация психиатрической больницы, психоневрологического диспансера и орган внутренних дел обеспечивают взаимную информацию о прекращении розыскных мероприятий [7].

Вместе тем, лицо может быть подвергнуто задержанию, если застигнуто при совершении попытки самоубийства, либо имеет признаки выраженного психического расстройства и создаёт своими действиями опасность для себя и окружающих, – до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства.

Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» впервые определил, что срок задержания должен исчисляться с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос корректного определения момента фактического ограничения свободы передвижения лица. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. И. Маслова», под фактическим ограничением свободы передвижения лица следует понимать удержание гражданина официальными властями, принудительный привод или его доставление в органы дознания и следствия (в том числе подразделения полиции), содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность [8]. Такие действия подкрепляются соответствующей отметкой в протоколе административного задержания.

Таким образом, в срок задержания включается как время разбирательства на месте, так и время, затраченное на доставление задержанного лица в орган внутренних дел. Сформулированное правило неприменимо лишь в случаях доставления лиц, совершивших административные правонарушения. В указанных ситуациях действует особый порядок исчисления срока административного задержания, предусмотренный ч. 4 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «О полиции», ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ и предполагающий необходимость исчисления срока административного задержания с момента доставления лица, а в случае если лицо находится в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления. В данном случае время разбирательства на месте, время, затраченное на доставление лица в орган внутренних дел, не включаются в срок задержания.

Части 14 и 15 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «О полиции» определяют процессуальный порядок оформления факта задержания соответствующим протоколом [9], что также является законодательной новеллой. Речь идет о тех случаях задержания, порядок процессуального оформления которых не закреплен ни в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, ни в КоАП РФ. При этом следует отметить, что требования к содержанию протокола о задержании, сформулированные в Федеральном законе Российской Федерации «О полиции», в основном аналогичны соответствующим требованиям названных законов (обязанность должностных лиц указывать дату, время и место его составления, должность, фамилию и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дату, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица).

Читайте также:  Перерасчет коммунальных услуг за время отсутствия

В то же время такое задержание не может являться административным, поскольку отсутствуют необходимые основания, связанные с противоправным поведением задерживаемого лица (подозрением его в совершении таких действий). Следовательно, отсутствует перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять такое задержание. Однако, по смыслу норм Федерального закона Российской Федерации «О полиции» возможно предположить, что во исполнение положений, характеризующих назначение полиции, такое задержание в случаях, угрожающих жизни и здоровью человека вправе все сотрудники. Вопрос же документального оформления данного факта по-прежнему остаётся открытым.

Аналогичная проблема существует и по реализации понятия «Доставление». Очевидно, что прежде, чем гражданин будет задержан, его изначально препровождают в соответствующий орган, в рассматриваемых выше случаях – как минимум, в отдел полиции. Согласно ч.1 ст. 27.2 КоАП РФ, доставление, есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным [4]. Логично, что, например, в случае доставления лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, – до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства [5], ни о каком совершении данными гражданами административного правонарушения речи не идет. Тогда возникает резонный вопрос, как процессуально оформить процедуру доставления в соответствующий территориальный отдел полиции гражданина, не являющегося субъектом административного правонарушения.

На наш взгляд, необходима конкретизация формы и процедуры оформления протокола о задержании, который регламентирован ч. 14 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «О полиции». Полагаем, что требуется придание ему статуса полноценного процессуального документа, на основании которого будут исчисляться сроки ограничения свободы передвижения задержанного лица, а также закрепляться основания и обстоятельства задержания, что позволит осуществлять объективный контроль за соблюдением законности и обоснованности при задержании и не допустить нарушения прав человека и гражданина.

2 КоАП РФ, доставление, есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10.

Действия после осуществления задержания

При задержании подозреваемого в преступлении составляется соответствующий процессуальный документ – протокол задержания. Он должен быть составлен не позднее, чем через 3 часа с момента доставления лица в орган дознания либо же к следователю. Протокол после внесения в него всех соответствующих сведений подписывается как лицом, его составившим, так и самим задержанным. Вы вправе отказаться от подписи либо же написать, что не согласны с произведенным задержанием. Обязательно задержанному выдается копия такого протокола.

Непосредственно после задержания проводится личный обыск задержанного с целью отыскания предметов и документов, имеющих отношение к совершенному преступлению, либо же ценных предметов, на которые в будущем может быть наложен арест (ст.184 УПК РФ). Он проводится лицом того же пола, что и задержанный, в присутствии понятых и при необходимости специалиста.

После задержания в течение суток задержанный должен быть подвергнут допросу. Он производится по месту ведения следствия либо по месту содержания задержанного. Главные правила допроса подозреваемого:

  • не может непрерывно продолжаться более 4 часов, а после перерыва (до 1 часа) может продолжиться, но не может превышать 8 часов в день;
  • по решению врача в случае болезни время допроса может быть сокращено или и вовсе следственное действие переносится на другой день;
  • допрос должен быть запротоколирован. Документ подписывается всеми участниками допроса. Подозреваемый вправе отказаться от дачи показаний либо давать показания, но отказываться от подписи в документе.

Задержанный после проведения с ним всех необходимых следственных и процессуальных действий содержится в пределах установленных законом сроков в изоляторе временного содержания. Если основания для задержания гражданина сотрудниками полиции отпали, то лицо незамедлительно должно быть отпущено на свободу. В случае, когда вина подтверждается, возможно как дальнейшее нахождение подозреваемого на свободе, так и приданием ему статуса обвиняемого и избрание в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу (арест).

Разница между арестом и задержанием заключается в том, что второе – это лишение свободы на непродолжительное время, связанное с подозрением в совершении конкретного преступления, а арест применяется к тем, чья вина доказана и кому придан статус обвиняемого.

Как себя вести при задержании полицией — расскажет адвокат:

Срок задержания.

Протокол допроса

О ходе и результате допроса составляется соответствующий протокол, который подписывается в конце следователем и допрашиваемым. Задержанный ставит свою подпись на каждой странице.

Если допрашиваемый гражданин отказывается подписывать протокол допроса, в документ проставляется соответствующая запись, которая подтверждается подписями следователя, защитника и другими участниками процедуры. Лицо, отказавшееся ставить в протоколе подпись, может указать причины этого, которые также подлежат обязательному фиксированию. Запись в протоколе делается и тогда, когда задержанный не может подписать документ в силу физических недостатков или по состоянию здоровья.

К протоколу допроса должны прилагаться аудио/видео материалы, если в момент допроса проводилась съемка, запись. А также прикреплено заявление подозреваемого лица о проведении таких процедур. В самом протоколе обязана содержаться информация о технических средствах, с помощью которых были произведены аудио/видео съемки.

Помимо этого, в ходе допроса подозреваемый может чертить схемы, рисунки, диаграммы, они также должны быть приобщены к делу, а и об их наличии в протоколе делается пометка.

Протокол составляется от первого лица, если есть возможность, то слово в слово. При этом вопросы и ответы должны быть записаны в той очередности, в которой они были заданы (получены). В данный документ вписываются и те вопросы, которые были оглашены, но по какой-либо причине были отклонены следователем, или те, на которые сам подозреваемый не стал отвечать. При их фиксировании должны проставляться отметки о том, каковы были мотивы отвода или отказа.

Тело умершего после патологоанатомической процедуры отдается востребовавшим его людям для захоронения.

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

В силу неотложности задержание производится лишь на начальном этапе уголовного преследования без санкции прокурора или суда.

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЗАДЕРЖАНИЯ ЗАПОДОЗРЕННОГО ЛИЦА И ЕГО ДОПРОС

Мельников В.Ю., старший следователь по особо важным делам органа ФСБ РФ.

Задержание, предполагая достижение указанных в законе целей, начинается с установления оснований, других правовых предпосылок (условий) и их тщательного анализа. Фактические данные, которые будут получены при этом, должны быть не только установлены, но и зафиксированы в предусмотренной законом процессуальной форме – протоколе задержания подозреваемого (далее по тексту – протокол задержания). Он составляется в случаях задержания заподозренного лица по основаниям, указанным в статье 91 УПК РФ.
Закрепляя свое решение посредством составления данного протокола, лицо, производящее расследование, тем самым серьезно ограничивает (хотя и в установленном в законе порядке) одно из основополагающих прав гражданина – право на неприкосновенность личности.
Основное предназначение составляемого процессуального акта выражается главным образом в том, что в нем формулируется только решение о применении к лицу меры процессуального принуждения и удостоверяется факт реализации данного решения. Однако другая важная на сегодня задача этого акта – закрепление процессуального положения лица – достигается как бы мимоходом. Внимания этой стороне вопроса на практике чаще всего не придается. При этом сам подозреваемый не всегда осознает юридическое значение данного документа и процедуры ознакомления с ним. Протокол задержания, как процессуальный акт, не обеспечивает фиксации наиболее важных с точки зрения доказывания по уголовному делу обстоятельств фактического задержания на месте преступления.
Процессуальное оформление является обязательной частью процессуальной формы. Этим создаются необходимые условия для обеспечения процесса доказывания причастности задержанного к совершению преступления, обеспечивается своевременный прокурорский надзор, судебный и ведомственный контроль над законностью и обоснованностью задержания, гарантируется точность передачи установленных фактических данных.
Составляя протокол задержания, дознаватель, следователь или прокурор в качестве обоснования принятого ими решения могут опираться на фактические данные, почерпнутые из источников, процессуальный анализ которых позволяет официально и правомерно их использовать. Разъяснять основные права и обязанности заподозренному лицу необходимо именно с момента фактического лишения свободы передвижения лица, еще до составления протокола задержания, при этом не должно иметь значения, будет ли это лицо в результате разбирательства задержано в порядке статей 91 – 92 УПК РФ, подвергнуто административному задержанию или освобождено. Знание подозреваемым всех своих правовых возможностей, даже имеющих непроцессуальную природу, важно до того момента, как он будет водворен в изолятор временного содержания (далее по тексту – ИВС) или следственный изолятор, поскольку механизм реализации процессуальных прав тесно связан с наличием режимных ограничений.
Развитие практики привело к тому, что протокол задержания, предназначенный удостоверять обстоятельства и факты, установленные при задержании, стал в том числе документальным основанием водворения подозреваемого в изолятор временного содержания или следственный изолятор, что во многом лишает возможности использовать этот документ для фиксации обстоятельств задержания подозреваемого. Протокол задержания сохраняет свое доказательственное значение лишь как документ, удостоверяющий обстоятельства уголовно-процессуального задержания (время, место, основания, иные обстоятельства).
Задержание отнесено лишь к мерам процессуального принуждения, в связи с чем протокол задержания можно отнести к допустимым доказательствам – иным документам (п. 6 ч. 2 ст. 74, 84 УПК РФ), т.к. изложенные в нем сведения имеют значение для установления обстоятельств, указанных в пункте 1 части 1 статьи 73 УПК РФ. Нет необходимости использовать процессуальное оформление задержания для непосредственного собирания доказательств. Поэтому, очевидно, задержание не должно относиться к неотложным следственным действиям такого рода, а его протокол – к самостоятельному виду процессуальных доказательств.
Статья 92 УПК РФ устанавливает последовательность действий, которые должны быть произведены после доставления задержанного лица в орган дознания, к следователю или прокурору: 1) разъяснение прав подозреваемому (ч. 1); 2) составление протокола задержания подозреваемого (ч. 1 и 2); 3) направление сообщения о задержании прокурору (ч. 3); 4) допрос подозреваемого (ч. 4). Данные, которые отражаются в протоколе задержания, дополнительно указаны в п. 4 ст. 5, ч. 4 ст. 46 УПК РФ, п. 2 и 3 ч. 3 ст. 49, ст. 60, 93, 96, 166, 170, 184 УПК РФ, статье 51 Конституции РФ.
Следует иметь в виду, что если 3-часовой срок, установленный частью 1 статьи 92 УПК РФ, для составления протокола начинает исчисляться с момента доставления лица в орган дознания, к следователю или прокурору, то все остальные сроки, связанные с задержанием (12-часовой – для уведомления прокурора; 24-часовой – для проведения допроса подозреваемого; 40-часовой – для возможного доставления подозреваемого в суд для принятия решения о применении к нему меры пресечения – заключения под стражу), начинают исчисляться с момента фактического задержания лица (ч. 3 ст. 128 УПК РФ). Статья 92 УПК РФ требует указывать только дату и время составления протокола. В бланке протокола задержания (приложение 28 к ст. 476 УПК РФ) имеется графа (в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ задержал в__ ч__мин. “_”__г. в качестве подозреваемого), указывающая не только время составления протокола, но и время фактического задержания лица. В случае составления протокола задержания на месте совершения преступления, при непосредственном его обнаружении, время задержания и составления протокола будут совпадать.
По смыслу действующего уголовно-процессуального закона лицо становится подозреваемым не с момента его поимки (захвата), доставления в правоохранительные органы, а после составления лицом, уполномоченным на проведение предварительного следствия, протокола задержания, т.е. не со времени физического, а с момента юридического (процессуального) задержания . Юридическим основанием постановления лица в положение подозреваемого будет являться соответственно протокол задержания (п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК РФ).
——————————–
Так считают 68,2% опрошенных автором следователей.
При решении вопроса о юридическом основании появления подозреваемого необходимо исходить из определения данной процессуальной фигуры. Наличия объективных данных, указывающих на лицо как вероятно совершившее преступление, еще недостаточно для того, чтобы оно стало подозреваемым. Для этого необходимо юридическое основание, т.е. процессуальный акт. Это прямо соответствует п. 25 статьи 5 УПК РФ, где говорится, что всякое решение, принимаемое следователем, прокурором или лицом, производящим дознание, при производстве предварительного следствия, должно носить характер постановления (за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта).
Протокол задержания и постановление об его производстве – это два разных процессуальных документа. Они различаются по форме и содержанию, а каждый из них имеет свое специфическое назначение в уголовном процессе. При вынесении постановления о задержании трудно заранее указывать наличие того или иного конкретного основания для задержания, предусмотренного статьей 91 УПК РФ. Само постановление о задержании необходимо выносить не во всех случаях. Согласно пункту 4 части 2 статьи 38 УПК РФ следователь по конкретному делу вправе давать органам дознания поручение о задержании лица в порядке статьи 91 УПК РФ. Это решение чаще выносится в случае необходимости его проведения в другом районе (ч. 1 ст. 152 УПК РФ). В других случаях нецелесообразно выносить постановление о задержании. На практике в таких случаях органы дознания при оформлении протокола задержания в качестве основания задержания ссылаются лишь на указание прокурора или поручение следователя. Это противоречит закону, требующему во всяком случае задержания составить протокол задержания. Вынесение мотивированного постановления о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, и направление такого постановления для исполнения в органы дознания исключают возможность нарушения требований закона в этой части.
Производство задержания – это не только принятие решения, которое может быть оформлено постановлением, но и процессуальное действие, осуществление которого связано с определенной процессуальной процедурой, отражаемой в протоколе. Именно в силу специфики правовой природы задержания оформление его результатов в случае исполнения органом дознания соответствующего постановления следователя необходимо фиксировать в протоколе с указанием конкретного основания его производства.
Протокол задержания необходимо рассматривать как обоснование фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, отражающее саму ее процедуру. Составляя протокол задержания, сотрудник органа дознания, следователь или прокурор в качестве обоснования принятого ими решения могут опираться на фактические данные, почерпнутые из различных источников, процессуальный анализ которых позволяет официально и правомерно их использовать.
Доказательственное значение, полученное в ходе расследования, может иметь данные об обстоятельствах, полученных в момент физического захвата. Такие данные могут быть получены при осуществлении деятельности, непосредственно предшествующей составлению протокола задержания, например, от лиц, осуществляющих захват и доставляющих заподозренного в правоохранительные органы. Они могут отражать сведения об обстоятельствах, подлежащих доказыванию (ст. ст. 73, 85 УПК РФ), например поведении лица в момент захвата: оказание сопротивления, попытки бежать, уничтожить или избавиться от находящихся при нем предметов и документов. Сами обстоятельства, в которых произведено задержание, будут указывать на причастность данного лица к совершению преступления. При этом необходимо фиксировать в протоколе задержания данные, полученные в момент физического захвата.
В юридической литературе предлагалось использовать для фиксации обстоятельств задержания подозреваемого другие следственные действия. Так, фактические данные при задержании могут фиксироваться в протоколах допроса свидетелей и потерпевших. Доказательства, получаемые при фактическом задержании “на месте”, устанавливаются путем личного обыска, осмотра, освидетельствования, судебно-медицинской экспертизы.
Для фиксации фактических обстоятельств задержания на практике в настоящее время используются процессуальные, а также иные способы: объяснения граждан (очевидцев, пострадавших), которые отражаются в протоколах объяснений; факт изъятия орудий, предметов преступления – в рапортах сотрудников (ст. 143 УПК РФ) и т.д. Следует отметить, что во избежание утраты или искажения сведений об обстоятельствах задержания подозреваемого необходимо фиксировать их незамедлительно, не дожидаясь фактического возбуждения уголовного дела.
После составления протокола задержания эти данные будут подробно зафиксированы с помощью других средств доказывания (п. п. 2, 5 ч. 2 ст. 74 УПК РФ). В связи с вышеуказанным в протоколе следовало бы отвести место для описания фактических обстоятельств задержания, указывать: были ли разъяснены подозреваемому его права и обязанности при физическом захвате, требовало ли заподозренное лицо присутствия адвоката, присутствовал ли он при этом. На сегодня в самом бланке протокола задержания (приложение 28 к ст. 476 УПК РФ) для этого место не предназначено, хотя согласно требованиям части 2 статьи 92 УПК РФ в протоколе указываются обстоятельства задержания.
В статье 93 УПК РФ указано, что подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном статьей 184 УПК РФ, при наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены частями 1 и 3 статьи 182 УПК РФ. При задержании лица не требуется вынесения соответствующего постановления о производстве личного обыска задержанного (ч. 2 ст. 184 УПК РФ). Личный обыск производится в процессе составления протокола задержания.
По смыслу части 5 статьи 164 УПК РФ видно, что протокол задержания вряд ли можно отнести к следственным действиям. Подтверждением этому может служить часть 5 статьи 165 УПК РФ, которая указывает, что, когда в исключительных случаях проведение личного обыска произведено на основании лишь постановления следователя, в течение 24 часов об этом уведомляются судья и прокурор. Часть 1 статьи 170 УПК РФ не указывает статью 184 УПК РФ как следственное действие, которое обязательно производится с участием не менее двух понятых, за исключением случаев, указанных в части 3 этой же статьи. Часть 2 статьи 170 УПК РФ указывает, что в остальных случаях (кроме указанных в ч. 1 этой статьи) следственные действия производятся без участия понятых, если следователь по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе не примет иного решения. Проведя анализ указанных норм, можно сделать вывод, что в ходе составления протокола задержания и проведения личного обыска понятые могут не присутствовать, а их присутствие зависит от ходатайства задержанного или собственной инициативы должностного лица, составляющего протокол. В случае присутствия понятых им разъясняются их права и ответственность, предусмотренные статьей 60 УПК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого о месте или об изменении места его содержания под стражей. В протоколе задержания указывается об уведомлении о задержании подозреваемого (ст. 96 УПК РФ). Часть 1 устанавливает общие сроки уведомления, к которым относятся: 1) срок, в течение которого должно быть произведено уведомление, – не позднее 12 часов с момента задержания. При этом следует иметь в виду, что под моментом задержания понимается момент фактического задержания лица (п. 15 ст. 5 УПК РФ); 2) перечень лиц, обязанных произвести уведомление: дознаватель, следователь, прокурор (право уведомления родственников может быть предоставлено самому задержанному); 3) перечень родственников, подлежащих уведомлению: близкие родственники (п. 4 ст. 5 УПК РФ), а при их отсутствии – другие родственники (п. 37 ст. 5 УПК РФ). УПК РФ умалчивает, каким способом (по почте, факсом, по телефону и т.д.) может быть передано уведомление о задержании подозреваемого. Во всяком случае, в материалах уголовного дела должны быть сведения о содержании уведомления и способе уведомления. В целях обеспечения соблюдения тайны предварительного следствия, предотвращения попыток задержанного предупредить своих сообщников уведомление родственников задержанного должно быть обязанностью следователя,

Развитие практики привело к тому, что протокол задержания, предназначенный удостоверять обстоятельства и факты, установленные при задержании, стал в том числе документальным основанием водворения подозреваемого в изолятор временного содержания или следственный изолятор, что во многом лишает возможности использовать этот документ для фиксации обстоятельств задержания подозреваемого.

Порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления

Порядок задержания подозреваемого регламентирован ст. 92 УПК РФ. Согласно ст. 22 Конституции РФ и ч. 1 ст. 10 УПК РФ никто не может быть подвергнут задержанию до судебного решения, на срок более 48 часов с момента фактического задержания.

Читайте также:  Как пожаловаться на продавца?

Поскольку задержать в порядке ст. 92 УПК РФ можно лишь лицо, подозреваемое в совершении преступления, то прежде чем принять решение о задержании этого лица, следует убедиться, имело ли место само преступление. Для задержания лица в качестве подозреваемого требуется гораздо больше данных, чем для возбуждения уголовного дела. Необходимо располагать сведениями, указывающими как на признаки преступления, так и на причастность к нему данного лица. Если есть основания для задержания лица, то тем более имеются данные для возбуждения уголовного дела. Следовательно, обязательным условием, позволяющим ставить вопрос о задержании, является возбуждение уголовного дела.

Таким образом, если нет оснований для возбуждения дела, т. е. достаточных данных, указывающих на признаки преступления, то тем более нет оснований для применения задержания.

Ст. 91 УПК РФ подчеркивает, что следователь при наличии оснований и процессуальных условий, перечисленных в законе, вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления. Говоря именно о праве, а не об обязанности задержать лицо, законодатель тем самым подчеркивает, что при наличии оснований, перечисленных в законе, задержание применяется только в случае действительной необходимости и что оно должно быть обосновано фактическими данными. Необходимость задержания должна диктоваться конкретными обстоятельствами совершенного преступления, а также данными о личности подозреваемого лица.

Следователь может сам осуществить задержание подозреваемого, но может поручить это, исходя из содержания п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, органу дознания (дать письменное поручение).

Процедуру задержания в научной юридической литературе подразделяют на несколько этапов. Уголовно-процессуальное законодательство позволяет четко выделить три этапа задержания:

1. Момент фактического задержания – момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ).

О. Цоколова, исследуя данную проблему, выделяет пять возможных трактовок понятия «фактическое лишение свободы передвижения»:

1) физическое удержание, захват лица сотрудниками милиции или иного компетентного органа, которое может производиться им при обнаружении лица, находящегося под подозрением;

2) момент доставления в орган внутренних дел;

3) момент доставления к следователю (дознавателю);

4) момент составления протокола задержания;

5) момент помещения в ИВС[1].

По мнению данного автора, задержание подозреваемого является процессуальным действием с того момента, когда лицо доставлено к следователю (в орган дознания). Именно с него начинается фактическое лишение подозреваемого свободы передвижения по процессуальным основаниям, именно с него следует исчислять срок задержания и указывать это время в протоколе задержания[2].

Как считает О. Цоколова, физическое удержание лица до этого момента нельзя рассматривать как процессуальное задержание подозреваемого, а следует трактовать как допроцессуальную деятельность, которая может быть направлена на пресечение преступных действий и лишение правонарушителя возможности скрыться.

Мы все же разделяем мнение авторов, которые считают, что моментом фактического задержания является ситуация, когда лицо находится в руках сотрудника, который разъяснят ему основание задержания и его права, т. е. когда лицо лишается своего конституционного права на свободу сотрудником правоохранительного органа.

Судебная практика по вопросам задержания неоднозначна, но следует исходить из основных принципов уголовного судопроизводства, основанных на соблюдении неотъемлемых прав человека с рождения.

Моментом задержания следует считать официальное объявление управомоченным должностным лицом гражданину о том, что он задерживается по подозрению в преступлении. Именно с этого момента возникает правоотношение, которое заключается в том, что свободный гражданин утрачивает свободу. С момента фактического задержания лица начинает исчисляться срок задержания (при этом учитывается тот час, которым начинается течение срока, и в срок задержания включаются даже минуты)[3].

Неподчинение и сопротивление пресекаются сотрудниками правоохранительного органа, с соблюдением требований Закона «О милиции» (ст. 25).

  1. Доставление подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору. Необходимо отметить, что порядок доставления и сроки нигде в законе не оговорены. Фактическое задержание может совпасть с моментом доставления. Захват лица частными лицами (очевидцами, потерпевшим) не является моментом фактического задержания. Частные лица не обязаны обеспечить допуск защитника к захваченному лицу.

3. Процессуальное оформление задержания путем составления протокола задержания. В соответствии с требованиями ст. 92 УПК РФ протокол задержания должен быть составлен в срок не более 3 часов после доставления подозреваемого к следователю или в орган дознания.

Задержание подозреваемого уголовно-процессуальное законодательство не относит к следственным действиям, и по смыслу ст. 83 УПК РФ не относится к доказательствам. Однако следует обратить внимание на п. 6 ч. 2 ст. 74 УК РФ, в котором указано, что в качестве доказательств допускаются иные документы, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ (ст. 84 УПК РФ). Протокол задержания имеет свое доказательственное значение в части содержащихся в нем сведений о месте, времени и мотивах задержания, объяснений задержанного по факту подозрения, результаты личного обыска и т. д.

Согласно ст. 285 УПК РФ протокол задержания может быть оглашен в судебном следствии.

Протокол задержания должен соответствовать требованиям ст. 166 УПК РФ. В нем указывается не только место, дата и время составления протокола, но и время (часы, минуты), дата и место фактического задержания лица. Указывается должностное лицо, составившее данный протокол, данные о личности задержанного лица. Должны быть подробно указаны основания (ст. 91 УПК РФ) и мотивы задержания. Необходимо отразить факт разъяснения подозреваемому его прав (ч. 4 ст. 46 УПК РФ) и положения ст. 51 Конституции РФ, о чём подозреваемый расписывается в протоколе с указанием даты и времени ознакомления. Разъяснив основания, мотивы задержания, следует выяснить, что думает сам подозреваемый по поводу его задержания. Желательно, чтобы свое мнение подозреваемый изложил в протоколе собственноручно, подтвердив свои показания личной подписью.

При задержании лица по подозрению в совершении преступления не следует забывать об участии защитника (согласно п. 1 ч. 3 ст. 49 УПК РФ, защитник участвует в уголовном деле с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления).

Далее излагаются результаты проведенного личного обыска задержанного (где и что было обнаружено, как производилось изъятие, упаковка). Целесообразно отразить в протоколе состояние задержанного (опьянение, наличие травм, состояние одежды, присутствовавшие при задержании лица и т. д.). После чего следователь знакомит участвующих лиц с содержанием протокола в части произведенного личного обыска, записывает замечания в случае их поступления.

В следующей части протокола задержания сообщается, куда направлен для содержания подозреваемый, указываются часы, минуты, дата направления прокурору сообщения о задержании, а также, кто уведомлен об этом. Копия протокола задержания вручается подозреваемому, о чём он и его защитник делают отметку в конце протокола.

О произведенном задержании следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого. В этот же срок следователь, согласно требованиям ст. 96 УПК РФ, должен уведомить кого-либо из близких родственников подозреваемого, а при их отсутствии – других родственников или предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому. При отсутствии родственников следователь должен сообщить об этом по месту работы задержанного или его соседям по месту жительства. По желанию подозреваемого может быть уведомлено близкое лицо, например, сожительница (п. 3 ст. 15 УПК).

Ссылаясь на Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению, утвержденный Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г., о задержании уведомляется тот родственник, на которого укажет сам подозреваемый (Принцип 16).

Если задержанный является гражданином или подданным другого государства, то уведомляется посольство или консульство этого государства. Согласно Своду принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, задержанному иностранному гражданину должно быть разъяснено его право связаться со своим консульством или посольством (принцип 16). Посольство или консульство уведомляется через Министерство иностранных дел (МИД) в письменном виде.

Командование воинской части при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, а также начальник органа внутренних дел при задержании подозреваемого являющегося сотрудником органа внутренних дел (изменения от 22. 07.2010 г. ФЗ № 155), уведомляются в письменном виде.

Законодателем конкретно указано время, в течение которого о задержании подозреваемого должен быть уведомлен прокурор и родственники подозреваемого, но не оговорено время уведомления посольства, консульства, командование воинской части, начальника ОВД. На наш взгляд, и в этом случае уведомление должно быть направлено в срок, указанный в ч. 1 ст. 96 УПК РФ, т. е. в течение 12 часов с момента задержания.

На практике встречаются случаи, когда в интересах следствия, с целью сохранения доказательств и задержания соучастников преступления, факт задержания необходимо скрыть, т. е. отложить уведомление близких родственников задержанного. В данном случае на основании ст. 96 УПК РФ следователь выносит мотивированное постановление, излагая мотивы, послужившие откладыванию уведомления, согласовывает его с руководителем следственного органа и направляет прокурору. Следует учесть, что санкция прокурора об отложении уведомления должна быть получена заблаговременно, до истечения 12 часов с момента задержания, с учетом того, что в случае отказа следователь, не нарушив требования уголовно-процессуального законодательства, надлежащим образом уведомит указанных в ст. 96 УПК РФ субъектов.

Исключением данного порядка является тот факт, если подозреваемый является несовершеннолетним, т. е. в случае задержания несовершеннолетнего подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ, родители или лица, их заменяющие, либо администрация детского учреждения уведомляются о факте задержания подростка в обязательном порядке.

Если у задержанного остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель обязаны принять меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения, а также по обеспечению сохранности оставшегося без присмотра имущества и уведомить об этом подозреваемого (ст. 160 УПК РФ).

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, до избрания судом меры пресечения в виде заключения под стражу, направляется в изолятор временного содержания (ИВС) подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 104-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступления. В исключительных случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в ИВС могут быть переведены подозреваемые (обвиняемые), в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, с целью необходимости этапирования для производства следственных действий или участия в судебных заседаниях, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда. Тем же Законом регулируется порядок и условия содержания под стражей.

Применение задержания, должно носить исключительный характер, когда другими способами невозможно обеспечить неотвратимость наказания.

При задержании лица следует обеспечить выполнение требования п. «ж» ст. 9 ФЗ от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О Государственной дактилоскопической регистрации в РФ», согласно которому подозреваемые и обвиняемые подлежат обязательному дактилоскопированию.

[1]Цоколова О. Фактическое задержание // Законность. 2006. № 3. С. 25–28.

[3]Кассационное определение СК по УД ВС РФ от 22 декабря 2005 г. по делу № 67-005-90.

91 УПК РФ и мотивы задержания.

Добавить комментарий