Административная Ответственность за Контрабанду

Контрабанда сигарет

Перевозя через границу товары и другие предметы незаконным путем, без оформления таможенной декларации, физические лица нарушают нормативы законодательства и уклоняются от уплаты налогов и других платежей. Такие действия считаются контрабандой и являются уголовно и административно наказуемыми.

Как показывает практика, контрабанда сигарет становится одним из довольно частых преступлений, поскольку табачные изделия — это довольно популярный товар, пользующийся огромным потребительским спросом. Транспортируя сигареты незаконным путем, правонарушители намеренно отказываются от декларирования или неправильно заполняют таможенную декларацию, указывая недостоверные сведения.

Также нередко бывают случаи, когда физические лица, перевозя небольшие партии сигарет для личного пользования, забывают их задекларировать или непредумышленно допускают ошибки при декларировании. При этом службой таможни такие действия зачастую также трактуются как контрабанда и могут повлечь за собой, как конфискацию табачных изделий, так и наказание.

В подобных ситуациях возникает необходимость в обращении к юристу, готовому оказать квалифицированную помощь физическим лицам, у которых возникли проблемы на таможне. Обратившись к адвокату по таможенным делам Кшняйкину Сергею Михайловичу вы получите решение задач любой сложности, в том числе и в том случае, когда ваш товар конфискован и признан контрабандой.

Как показывает практика, контрабанда сигарет становится одним из довольно частых преступлений, поскольку табачные изделия это довольно популярный товар, пользующийся огромным потребительским спросом.

Резюме

Контрабандой признаются незаконные действия по перемещению товара, объектов интеллектуальной собственности и денежных средств через границу между государствами. По действующему законодательству РФ за такие преступления предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Вопрос применения той или иной санкции зависит от вида перевозимого груза, его стоимости или суммы перемещаемых денежных средств.

Особо выделяют предметы и вещества, находящиеся под контролем государства (алкоголь, оружие, наркотики, культурные ценности). За их контрабанду можно получить реальный срок заключения.

А не вы как потребитель и жертва.

Наказание за контрабанду

В качестве наказания по ч.1 ст. 200.1 предусмотрено 3 вида наказания:

  1. крупный штраф, который рассчитывается исходя из незаконно перевозимой суммы, либо дохода обвиняемого за период до 2 лет;
  2. принудительные работы до 2 лет;
  3. ограничение свободы на тот же срок.

В ч.2 статьи указаны квалифицированные составы:

В таких случаях, виновным грозит более строгое наказание — принудительные работы или ограничение свободы на срок до четырех лет, либо штраф в размере в 10-15 раз, превышающий контрабандную сумму или заработной платы преступника за период до 3 лет.

Крупный ущерб — это денежные средства или инструменты, сумма которых в 2 раза превышает разрешенную таможенным законодательством сумму для перевозки без письменного декларирования.

Особо крупный ущерб — это денежные средства или финансовые инструменты, сумма которых в 5 раз превышает, разрешенную для перевозки сумму без составления декларации.

Важно! Если преступник в добровольном порядке стал денежные средства или инструменты, то при отсутствии в его действиях составов других преступлений, он освобождается от уголовной ответственности.

Денежные инструменты — это векселя, дорожные и банковские чеки, ценные бумаги.

За контрабанду алкогольной и табачной продукции грозит ответственность, предусмотренная ст. 200.2 Уголовного кодекса РФ.

К лицу, вина которого доказана, будет применено одно из следующих наказаний: штраф, принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет.

Если вышеуказанное преступное деяние совершено с использованием служебного положения или группой лиц, то преступник будет отбывать наказания в местах лишения свободы от 3 до 7 лет. Кроме того, к нему может быть применено дополнительное наказание – штраф в размере до 1 миллиона рублей или его заработной платы за 3 года.

Если преступное деяние, предусмотрено ч.1 или 2 указанной статьи совершено организованной группой, то это является особо квалифицированным составом, представляющим наибольшую опасность. В качестве наказания виновным грозит лишение свободы на срок до 7 до 12 лет. В качестве дополнительных наказаний предусмотрен крупный штраф до 2 миллионов рублей или ограничение свободы на срок до 2 лет.

Крупным признается ущерб, если стоимость перевозимой продукции составляет не менее 250 тысяч рублей.

Ст. 226.1 устанавливает уголовную ответственность за контрабанду вооружения, взрывчатки, боеприпасов, отравляющих и радиоактивных веществ, оружия массового поражения, средств их доставки, а также предметов стратегического назначения, культурных ценностей, ценных животных и водных ресурсов.

Важно! Перечень предметов и ресурсов, которые представляют стратегическую важность, утвержден Постановлением Правительства РФ.

В качестве наказания по ч.1 данной статьи предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 7 лет. При определенных обстоятельствах суд может назначить еще дополнительное наказание — большой штраф или ограничение свободы.

В ч.2 ст.226.1 перечислены квалифицирующие составы преступления:

  1. Совершение деяния с применением насилия в отношения лица, который исполняет пограничный или таможенный контроль;
  2. С использованием служебного положения

При наличии одного из указанных обстоятельств виновному грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом или ограничением свободы, либо без них.

Если преступления, указанные в ч.1 и 2 ст. 226.1 совершены не одним лицом, а организованной группой, то к виновным будет применено наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет. В данном случае также возможно дополнительное применение штрафа или ограничения свободы.

В качестве дополнительной санкции также может быть ограничена свобода или наложен крупный штраф.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОНТРАБАНДУ

С. БУТЫРИН
С. Бутырин, сотрудник УФСБ РФ по Ульяновской области.
Борьба с таможенными преступлениями, как с наиболее опасными нарушениями правил перемещения товаров и транспортных средств через границу, предполагает не только активное применение уголовного права, но и использование профилактических возможностей иных отраслей, в частности административного права.
Глава 16 КоАП РФ предусматривает 22 административных правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), многие из которых граничат с преступлениями. Так, в ст. 16.1 дается описание административно наказуемой контрабанды. Под этим правонарушением понимается перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от него путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Рассматриваемый административно-правовой деликт нарушает две группы общественных отношений: а) установленный таможенным законодательством порядок перемещения товаров и транспортных средств; б) порядок таможенного контроля.
В качестве предмета правонарушения законодатель указывает товары и транспортные средства. В соответствии со ст. 11 ТК РФ товаром признается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Согласно ст. 130 ГК РФ ими признаются подлежащие государственной регистрации: а) воздушные и морские суда; б) суда внутреннего плавания; в) космические объекты.
Надо иметь в виду, что транспортные средства (любое морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также суда на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства)) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортным средством, не являются товаром, а образуют самостоятельный предмет административного правонарушения – транспортные средства. Принципиальное значение имеет статус товаров и транспортных средств для таможенных целей – наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение ими, установленных ТК РФ.
Стоимость перемещаемых товаров или транспортных средств не должна превышать пятисот минимальных размеров оплаты труда, в противном случае деяние следует признавать преступлением, предусмотренным ст. 188 УК РФ.
Диспозиция ст. 16.1 КоАП РФ является бланкетной, а поэтому для уяснения содержания объективной стороны деликта необходимо обращаться к другим отраслям права.
Деяние выражается в перемещении товаров и транспортных средств, т.е. в совершении действий по их ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории любым способом. Ввоз означает фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные таможенным законодательством действия до их выпуска таможенными органами; вывоз – это подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные таможенным законодательством действия до фактического пересечения ими таможенной границы.
Согласно ТК РФ к действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ, относятся: а) вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля; б) въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ в целях убытия его с таможенной территории России; в) сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ; г) действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы вне установленных в соответствии с законодательством РФ мест.
Перемещение товаров и (или) транспортных средств будет признаваться незаконным в случаях, когда совершенные действия по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу их с этой территории осуществлены с нарушением порядка, установленного таможенным законодательством.
Под таможенной территорией следует понимать территорию, на которой в полном объеме действует таможенное право государства. Это определение также указывает и пределы действия норм таможенного законодательства.
Необходимо подчеркнуть, что при определении таможенной территории таможенное право исходит из понятия государственной территории. Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. “О Государственной границе Российской Федерации” пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) определяются Государственной границей РФ, т.е. линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхностью.
Единая таможенная территория РФ также включает в себя исключительную экономическую зону – морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ от 17 декабря 1998 г. “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации”.
Статус прилежащей зоны установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Согласно Конвенции в зоне, прилежащей к территориальному морю и называемой прилежащей зоной, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания виновных лиц за нарушение указанных законов и правил.
При определении единой таможенной территории следует учитывать и положения ФЗ от 30 ноября 1995 г. “О континентальном шельфе”. Российская Федерация на континентальном шельфе имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, осуществлять над ними юрисдикцию в отношении в том числе таможенных законов и правил.
ТК РФ 1993 г. содержал исключения из единой таможенной территории РФ. Так, территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматривались как находящиеся вне таможенной территории РФ. В ТК РФ 2003 г. этот вопрос решается иначе. Согласно ч. 3 ст. 2 на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ. В то же время надо иметь в виду, что товары, помещенные на территории особых экономических зон, законодатель рассматривает как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными федеральными законами).
Для наличия состава правонарушения требуется установить, что перемещение товаров и (или) транспортных средств осуществлялось через таможенную границу РФ. При ее определении в настоящее время возникла коллизия. Так, в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. “О таможенном тарифе” под таможенной границей РФ понимается граница таможенной территории Российской Федерации, за исключением пределов (параметров) свободных таможенных зон и свободных складов; между тем, как уже указывалось, ТК РФ 2003 г. не содержит таких исключений.
Таможенная граница представляет собой юридическую фикцию. Различают внешнюю и внутреннюю таможенные границы. Внешней таможенной границей являются пределы таможенной границы РФ. Она разделяет таможенные территории смежных государств. На ней действует административно-правовой режим государственной границы.
При установлении внешней таможенной границы следует иметь в виду наличие таможенных союзов. В Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. На создаваемой таможенной территории таможенного союза осуществляется свободное обращение товаров, устанавливается общая внешняя граница для тарифного и нетарифного регулирования торговли со странами, не входящими в таможенный союз.
Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории. Они возникают в связи с использованием отдельных таможенных режимов.
Таким образом, таможенная граница отличается от государственной границы по ряду признаков. Во-первых, государственная граница не делится на указанные виды; во-вторых, она существует в природе как реальная линия, обозначенная на местности, тогда как таможенная граница является юридическим понятием.
В ст. 16.1 КоАП указаны несколько способов совершения рассматриваемого правонарушения. Так, одним из них названо перемещение товаров и (или) транспортного средства помимо таможенного контроля. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.
Статья 12 ТК РФ устанавливает правило, согласно которому все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным правом. Следовательно, совершая правонарушение указанным способом, лицо игнорирует законодательные требования о пересечении границы только в определенных таможенными органами местах и во время их работы.
Все остальные способы незаконного перемещения товаров и транспортных средств, закрепленные в ст. 16.1 КоАП РФ, можно разделить на две группы: а) “физическое” сокрытие от таможенного контроля; б) “интеллектуальное” сокрытие от таможенного контроля.
“Физическое” сокрытие будет охватывать следующие способы, характеризующие незаконность перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу:
– использование тайников, т.е. специальных хранилищ, изготовленных в целях совершения рассматриваемого правонарушения, а также оборудованные и приспособленные в этих же целях на транспортных средствах конструктивные емкости и предметы, предварительно подвергшиеся разборке, монтажу и т.п.;
– использование иных способов, затрудняющих обнаружение товаров. Такой способ выступает родовым по отношению к использованию тайников, являющемуся видовым. В этом случае виновным принимаются меры к тому, чтобы затруднить обнаружение товара при визуальном осмотре без применения специальных технических средств таможенного контроля;
– придание одним товарам вида других, т.е. такое изменение их внешних характерных признаков, которое позволяет отнести перемещаемый груз к товарам иного вида.
“Интеллектуальное” сокрытие от таможенного контроля предполагает использование указанных в ст. 16.1 КоАП документов или обманное использование средств идентификации. Это:
– поддельные документы – они содержат материальный или интеллектуальный подлог. Могут быть полностью фальшивыми или в подлинные документы впоследствии могут вноситься частичные изменения, искажающие его содержание (например, исправления, подчистки, дописки и т.д.);
– документы, полученные незаконным путем, – которые выданы: а) в результате сообщения уполномоченному на их выдачу лицу заведомо ложных сведений, послуживших основанием для их выдачи; б) в результате злоупотребления служебным положением или халатности со стороны соответствующего должностного лица;
– документы, содержащие недостоверные сведения, – в них все “внешние” атрибуты соответствуют подлинным документам (официальные бланки, имеющие все необходимые реквизиты), но они содержат сведения, не соответствующие действительности. Таким образом, в этом случае также имеет место интеллектуальный подлог, и такой способ совершения рассматриваемого правонарушения является частью первого из указанных способов. Налицо так называемая избыточность правовой нормы, поскольку она содержит пересекающиеся признаки. Без какого-либо ущерба содержанию указание на этот способ можно было бы исключить из ст. 16.1 КоАП;
– документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, – отвечающие всем требованиям, но относящиеся при этом к иным товарам и (или) транспортным средствам, а не перемещаемым через таможенную границу РФ;
– иные недействительные документы – утратившие или не приобретавшие юридическую силу по другим основаниям, чем указано выше.
В числе способов незаконного перемещения товаров и (или) транспортных средств закон также называет использование поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или)транспортным средствам.
Субъектами правонарушения признаются: а) юридические лица; б) должностные лица; в) физические лица. Как правило, им является перевозчик, т.е. лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Незаконное перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств путем физического или интеллектуального сокрытия от таможенного контроля совершается лишь умышленно.
Дела этой категории рассматриваются только судьей.
В соответствии с законом виновному может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа, налагаемого на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой, и конфискации товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискации предметов административного правонарушения.
Применение ст. 16.1 КоАП исключается, если имело место недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств. Это правонарушение предусмотрено ст. 16.2

линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхностью.

Объективные характеристики контрабанды сигарет

Контрабанда оценивается в качестве перенаправления через государственные границы материальных ценностей, любых товаров, запрещенных предметов и всевозможных веществ с любыми нарушениями законодательства, установленного в таможенной сфере. Незаконная перевозка запрещенных предметов квалифицируется в соответствии со статьей 188 КЕ РФ. По причине участия государства в таможенном союзе, возникли новые границы.

Читайте также:  Для водителей установили новые правила труда

Состав преступления в момент осуществления злодеяния считается формальным, поэтому злодеяние будет считаться совершенным и завершенным непосредственно в момент пересечения запрещенным товаром государственных границ. В качестве признаков, отягощающих состав преступления, могут рассматриваться:

  1. Совершение нарушений нормативов таможенной сферы в особо крупном размере;
  2. Наличие предварительного сговора о незаконной перевозке сигарет и алкоголя;
  3. Совершение преступления организованной группой с предварительным сговором.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Задать вопрос юристу-консультанту в онлайн чате снизу справа

Заказать обратный звонок (кнопка снизу слева), вам перезвонит юрист через 10 минут

Объектами преступлений, которые связаны с незаконной перевозкой товаров, выступают экономические интересы, общественные и финансовые отношения, всесторонняя целостность Таможенного союза. В качестве субъекта в момент совершения злодеяния выступает любое лицо, которое достигло дееспособного возраста. Злоумышленник в данной ситуации должен иметь прямой личностный умысел, а также стойкое желание довести неправомерные деяния до логического завершения.

В государственном законодательстве рассматриваются случаи осуществления перевозки в крупном размере.

Обратите внимание!

Лицо освобождается от уголовной ответственности в случае, если оно добровольно сдало деньги и в его действиях нет признаков состава другого преступления. Передача денежных средств не признается добровольной во время проведения следственных действий, при применении форм таможенного контроля, а также в процессе задержания.

Уголовная ответственность наступает в случае незаконного перемещения через границу алкоголя и табака в крупном размере, то есть если их стоимость превышает 250 тыс.

Что можно ввозить в Россию без декларирования

Законодательство Таможенного союза разрешает физическим лицам ввоз табачных изделий и алкогольной продукции в следующих размерах:

  • на табачные изделия: как с письменным декларированием, так без такового — 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, либо указанных изделий в наборе общим весом не более 250 граммов на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста;
  • на алкогольную продукцию: без письменного декларирования — не более 3 (трех) литров включительно в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, с письменным декларированием — общим объемом не более 5 (пяти) литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста
Читайте также:  8 коэффициентов влияющих на стоимость полиса ОСАГО

При расчете размера стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и табачных изделий из всей их стоимости исключается та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована.

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и или табачных изделий в крупном размере.

Какая ответственность предусмотрена

Многое зависит от того, какие именно продукты пытался провезти гражданин. Мы рассмотрим как стандартные случаи, когда можно отделаться штрафом, так и основания для осуждения по статье УК РФ.

Статья 16.2 КоАП посвящена недекларированию или неправильному декларированию товаров при провозе через таможню:

  1. Человек не заявил таможенному органу о провозке продукции, которая подлежит декларированию.
  2. Гражданин неправильно указал сведения на товар. Допустим, написал неправильный код для уменьшения пошлины.
  3. Человек обманул сотрудников таможни с целью перевозки запрещенных товаров.

В этих ситуациях будет назначен штраф по КоАП в зависимости от размера и стоимости продукции. Также имеют право изъять нелегальные предметы. Если же экономический ущерб незаконный, тогда применяется Уголовный кодекс.

Также имеют право изъять нелегальные предметы.

В чём суть контрабанды?

Любая контрабанда ввозится и вывозится в страну, минуя таможню. Главный её смысл – скрытность перемещения товара через границу, позволяющая не платить пошлины государству. Данный вид нарушения закона влечет за собой уголовную ответственность. Мера и форма наказания определяется УК РФ и КоАП.

По степени опасности контрабанду подразделяют на несколько групп грузов:

  • особо опасные (вооружения, взрывчатка, ядерное, биологическое и химическое, а также огнестрельное оружие и боеприпасы); наркотики, радиоактивные, ядовитые и отравляющие вещества;
  • антиквариат и другие изделия, представляющие художественную ценность;
  • изделия массового спроса (сигареты, алкоголь, бытовая техника и т.п.);
  • предметы роскоши.

Наносимый контрабандой ущерб складывается от прямых и косвенных потерь государства от её ввоза или вывоза. В числе прямого ущерба – неуплата таможенных сборов и пошлин. Косвенные потери связаны с подрывом контрабандой конкуренции на внутреннем рынке, возможностью возникновения террористических актов и рядом других последствий. Примерно 80% всей арестованной в стране контрабанды составляет ввозимый в неё товар, предназначенный для реализации на внутреннем рынке. Структура контрабандных товаров постоянно меняется. Порядок определения объёма контрабанды раскрывается примечанием к статье 169 УК РФ.

В статье 226 УК даётся определение нелегальному перевозу груза через государственную границу. Она перекликается со статьями 16 и 27 КоАП РФ. Одним из главных нормативных документов, регламентирующих вопросы контрабанды, являются Таможенный кодекс РФ и ТС. До 2011 года ответственность за контрабанду в РФ определялась только статьёй 188 УК РФ. В настоящее время список таких статей в УК РФ расширен.

Меры наказания за различные виды контрабанды определены в статьях 189, 200, 229 и 226. В сфере борьбы с контрабандой используются и международные договоры, которые регулируют двух- и многосторонние отношения государств.

Этот максимальный срок наказания предусмотрен для преступления особой тяжести.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

Для определения меры наказания при перемещении через границу взрывчатых веществ, ядерных или радиоактивных материалов, взрывных устройств и прочего, что может быть использовано для выпуска оружия массового поражения, руководствуются ст.

Что такое контрабанда?

Такое явление, как контрабанда представляет угрозу национальной безопасности России, она дестабилизирует экономическую систему страны.

Ввоз на территорию РФ контрабандных товаров приводит к неконтролируемому насыщению внутреннего рынка иностранной продукцией.

При этом продукция отечественного товаропроизводителя вытесняется, так как ее стоимость порой выходит в 2-3 раза дороже.

Сегодня в России ужесточилось наказание за незаконный ввоз определенных товаров на территорию РФ. Теперь такая статья закона, как «Контрабанда» подлежит наказанию согласно УК РФ.

Что такое контрабанда.

Ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела

Ответственность за недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств предусмотрена как уже говорилось ст. 16.2 КоАП. Под недостоверным декларированием понимается — заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. Под недекларированием понимается незаявление подобных сведений вовсе.

Транспортируя сигареты незаконным путем, правонарушители намеренно отказываются от декларирования или неправильно заполняют таможенную декларацию, указывая недостоверные сведения.

Предмет и способы контрабанды

Ответственность за контрабанду до 2011 года была прописана всего лишь в одной статье Уголовного Кодекса России — 188-й, которая ныне не действует. Сейчас регулированию этого вопроса посвящены сразу четыре статьи УК. Эти же статьи «отвечают» и за обозначение основных видов товаров, которые запрещено перевозить через границу нашей страны. К запрещенным видам товаров относятся следующие:

  • сырье, материалы, культурные ценности, техника, ценная информация о технических и других видах открытий на цифровом или ином носителе, если таковая имеет ценность для государства, откуда вывозится или куда ввозится. Контрабанду таких предметов, веществ или информации Уголовный Кодекс относит под действие статьи 189;
  • деньги во всех проявлениях (валюта, банковские чеки, векселя, ценные бумаги). Такую ответственность за контрабанду в денежном «эквиваленте» предусматривает статья 200.1;
  • алкоголь и табак — вывоз/ввоз подакцизных товаров также попадает под действие статьи 200.2;
  • перемещение через границу оружия массового поражения, ядерного, токсикологического, радиоактивного. Туда же относятся вещества для создания такого оружия. Наказание находится в ведении статьи 226.1;
  • наркотики, психотропные вещества, а также любые компоненты для их создания, инструменты и аппараты для их производства. Ответственность за такую контрабанду Уголовный Кодекс содержит в пунктах статьи 229.1.

Контрабанду можно назвать творческим преступлением. На какие только ухищрения не идут нарушители, чтобы безнаказанно провезти «запрещенку». Некоторые таможенные преступления уже вошли в анналы криминалистики. Чего стоит специальный трубопровод для незаконной транспортировки водки на границе одной из прибалтийских стран с Россией!

Для товаров, представляющих культурную ценность, используют дипломатические каналы или коррумпированных таможенных чиновников. Наркотики и психотропные вещества обычно провозят курьеры, которые проглатывают контейнеры с опасным грузом. Такие преступления стали настолько массовыми, что обычно легко выявляются на таможнях стран, хорошо подготовленных к поимке такого рода нарушителей. Курьеры рискуют не только понести уголовное наказание, но умереть при разрыве проглоченного контейнера.

В странах третьего мира контрабандисты не гнушаются применением оружия и прорываются через границу. Контрабанду в цивилизованных странах переправляют более «тонкими» способами. Провоз запрещенных товаров осуществляется с помощью тайников в похоронных принадлежностях, дамских сумочках, детских игрушках — там, где таможенники вряд ли будут очень скрупулезно искать.

Статьи УК не предусматривают специального усиления наказания за способ провоза запрещенных товаров, если только не было отягчающих факторов (насилия, применения оружия и других). Контрабанду в основном квалифицируют по масштабам незаконного провоза товаров через границу.

Для товаров, представляющих культурную ценность, используют дипломатические каналы или коррумпированных таможенных чиновников.

Административная Ответственность за Контрабанду

Консультация квалифицированного юриста онлайн поможет сориентироваться в ситуации и найти наиболее оптимальные пути решения проблемы.

В уголовном кодексе Российской Федерации под контрабандой понимается перемещение товарных ценностей и иных предметов (исключение составляют предусмотренные законодательством) через таможню нашей страны в обход таможенного контроля либо путем сокрытия предметов и товарных ценностей от контроля таможенных органов.

Исполнительно-распорядительная деятельности органов внутренних дел по организации и практическому осуществлению охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Понятие и признаки контрабанды. Условия наступления уголовной ответственности и отличие от административно-наказуемой контрабанды.

Статья 188. Контрабанда

Положение части первой статьи 188 во взаимосвязи с частью 1 статьи 16.2 и частью 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в системе действующего правового регулирования позволяет при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П). В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П нормативное положение части первой статьи 188 признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно позволяет – во взаимосвязи с примечанием к статье 169 данного документа – при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 250 000 рублей, размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования. Нормативное положение части первой статьи 188 – в той мере, в какой Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П оно признано не соответствующим Конституции РФ, – утрачивает силу и не подлежит применению, а основанные на нем решения судов и иных органов подлежат пересмотру в соответствии с частью второй статьи 54 Конституции РФ (в соответствии с Федеральным законом от 07.04.2010 N 60-ФЗ крупным размером признается сумма, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей).

Читайте также:  Принудительные меры медицинского характера

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, –

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2002 N 50-ФЗ, от 06.12.2007 N 335-ФЗ, от 19.05.2010 N 87-ФЗ)

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

Примечание утратило силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ)

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ)

Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов, а равно совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации товарами и (или) транспортными средствами при их убытии с таможенной территории Российской Федерации помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных мест, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, –

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации –

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечания. 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

1. Статья 188 УК предусматривает два вида контрабанды: менее опасный, включенный в ч. 1 ст. 188 УК, и более опасный, который определяется ч. 2 этой статьи. Разграничение между названными видами контрабанды происходит по предмету – незаконно перемещаемым через границу ценностям, и по одному из элементов объективной стороны – размеру этих ценностей. По ч. 1 деяние должно быть совершено в крупном размере; для более опасного вида контрабанды это не является обязательным условием.

2. Предметом контрабанды, наказуемой по ч. 1, выступают любые товары и иные предметы, кроме тех, которые указаны в ч. 2 статьи. Чаще других в качестве контрабанды перевозятся валюта, ювелирные ценности, часы, техника различного назначения и др.

3. Предметом контрабанды, наказуемой по ч. 2, выступают предметы, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через границу РФ: наркотические средства; вещества психотропные; сильнодействующие; ядовитые; отравляющие; взрывчатые; радиоактивные; и т.д.

4. Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 188 УК, совпадает полностью, за исключением одного признака – размера перемещаемых ценностей, и заключается в незаконном перемещении предметов преступления через таможенную границу Российской Федерации. По ч. 1 перемещение должно происходить в крупном размере.

5. Формы незаконного перемещения:

1) перемещение помимо таможенного контроля;

2) перемещение с сокрытием от таможенного контроля;

3) перемещение с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;

4) перемещение, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

6. Местом совершения преступления признаются таможенная территория и таможенная граница.

7. Субъективная сторона контрабанды характеризуется прямым умыслом.

8. Субъектом контрабанды может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

9. Часть 3 содержит квалифицирующие признаки к обоим видам контрабанды:

1) совершение деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения – п. “б” ч. 3 ст. 188 УК;

2) совершение деяния с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, – п. “в” ч. 3 ст. 188 УК.

10. В ч. 4 предусмотрено ужесточение наказания, если контрабанда совершена организованной группой.

От административно-наказуемой контрабанды контрабанда по уголовному закону отличается прежде всего предметом преступления, повышенной общественной опасностью деяния ( последствиями в виде крупного ущерба в преступлении) и трактовкой данного вида правонарушения в законах. Например, В Уголовном законе речь идет определенно только о контрабанде, закон использует этот термин. А Административный закон данное понятие не использует, хотя объективная сторона обеих деяний почти одинаковая. Данные отличия дают повод для разграничения ответственности.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 503 ;

2004 N 118-ФЗ.

Добавить комментарий