На каком основании нарколог ставит на учет человека?

Основания и порядок постановки на наркологический учет

Наркологический учет без согласия гражданина незаконен. Никто не имеет права заставить пациента встать на учет.

В этой сфере сложилась и сохраняется совершенно неправовая ситуация. С одной стороны, из действующих норм федеральных законов следует недопустимость постановки на учет без ведома и согласия гражданина. С другой стороны, на уровне подзаконных актов Минздрава продолжает применяться сомнительная, принятая еще в СССР, регламентация недобровольного учета. Подобные несоответствия в реальной жизни создают благодатную почву для манипуляций нормами со стороны недобросовестных представителей органов правопорядка и медицинских служб, что приводит к значительным нарушениям прав граждан.

Основным актом, на котором держится вся конструкция наркологического учета, остается совместный приказ Министерства внутренних дел и Министерства здравохранения СССР от 20 мая 1988 года № 402/109 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией».

Существуют, однако, серьезные сомнения, является ли данный документ действующим, так как одна из сторон, принявших этот межведомственный акт, официально от него отказалась: он был признан недействующим на территории РФ приказом МВД России от 30 июня 2003 года № 492 «О неприменении нормативных правовых актов МООП СССР, МВД СССР». Но руководство российской наркологии, не имея другой нормативной основы, предпочитает, по всей видимости, полагать, что совместный приказ утратил силу для органов внутренних дел, но не для системы здравоохранения, т.к. якобы остается действующим нормативным правовым актом Минздрава.

С этим нельзя согласиться, т.к. «полуотмененным» приказом 1988 года регулируются, в основном, вопросы двойного подчинения, прежде всего – взаимодействия органов внутренних дел и органов здравоохранения, что делает одностороннее действие этого акта невозможным.

Однако и милиция (пренебрегая собственным ведомственным приказом 2003 года) ведет себя, как будто отмененный акт действует, и органы наркоконтроля (о которых в приказе 1988 года, разумеется, нет и речи), в своей деятельности ссылаются на «мертвый» приказ советских времен. И даже на портале «КонсультантПлюс» в справке к приказу № 402/109 ничего не говорится о его отмене одной из сторон.

Утвержденная этим приказом Инструкция обязывает ставить на учет всех, кому поставлен диагноз зависимости от психоактивных веществ, равно как и тех, кто попал в поле зрения органов как употребляющий (или даже однажды употребивший) «наркотические или другие средства, влекущие одурманивание». Инструкция предусматривает:

• направление на медицинское освидетельствование «граждан, находящихся в состоянии неалкогольного опьянения», на основании:

1) их выявления милицией;
2) сообщений любых лечебных учреждений, в том числе службы «скорой помощи»;
3) материалов производств об административных правонарушениях;
4) информации медицинских вытрезвителей;
5) информации следственных органов;
6) информации работодателей в отношении работников;
7) информации соседей в отношении соседей;
8) информации средств массовой информации.

«В случае доставления таких лиц непосредственно в медицинское учреждение работники последнего освидетельствуют их без направления», о результатах чего незамедлительно уведомляют орган милиции по месту выявления;

• «незамедлительное» оформление органом внутренних дел учетных документов (при получении информации о выявленном потребителе). На лиц с диагнозом «наркомания» в милиции заводится «сторожевая карточка», на прочих – учетная карточка «списочного учета»;
• заполнение наркологическим учреждением «контрольной карты диспансерного наблюдения» (после установления в результате освидетельствования диагноза либо факта потребления). О взятом на учет лице в 3-дневный срок уведомляется орган внутренних дел по месту жительства лица.

Врачи наркодиспансеров, как правило, утверждают, что давно не передают информацию о поставленных на учет. Кто-то, может быть, и не передает.

Добровольно обратившиеся за лечением в диспансер или наркологическую больницу ставятся на учет, по Инструкции, только в наркодиспансере. Если они не нарушают режим посещений, предписанный врачом, информация о них в ОВД не передается.

Отдельно должен вестись учет снятых с учета.

Согласно Инструкции, работники медицинского наркоучреждения и сотрудники милиции ежеквартально проводят пофамильную сверку учтенного контингента на обслуживаемой территории.

Интересно, что взять на учет можно, при желании, практически любого человека. Согласно Инструкции, отсутствие наркотических (одурманивающих) веществ в организме на момент освидетельствования при наличии других достаточно обоснованных сведений не может служить основанием для непостановки на учет. «Подучетным» может стать и человек, о котором стало известно, что он употребил (употребляет) в целях «одурманивания» легальные психоактивные вещества (лекарственные средства или, например, растения типа Salvia Divinorum).

Организация учета уточняется приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» и приказом Минздрава России от 31 декабря 2002 года № 420 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений». В приказе от 12 сентября 1988 года, ссылающемся на основополагающий приказ от 20 мая того же года, детализируются сроки нахождения на учете и необходимая частота посещения пациентом врача.

Перечисленные ведомственные документы, служащие единственным нормативным основанием наркоучета, входят в противоречие со статьями 33 и 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее Основы) от 22 июля 1993 года (последняя редакция от 30 декабря 2008 года), в которых указано, что медицинское наблюдение (разновидностью которого является учет) может осуществляться только добровольно, с согласия пациента:

«Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ» (статья 33).

Согласно статье 34 Основ, недобровольное оказание медицинской помощи допускается в отношении:

• лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих,
• лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами,
• лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Основания и порядок недобровольного вмешательства для каждого из названных случаев должен быть установлен законодательством Российской Федерации.

Наркологическая патология не отвечает ни одному из названных условий.

Во-первых, ни одна из форм наркомании не входит в исчерпывающий перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 715.

Во-вторых, немедицинское употребление наркотиков также нельзя отнести к общественно опасным деяниям (в юридическом смысле, конечно). Таковыми считаются преступления (статья 14 УК РФ), а не административные правонарушения. Ответственность за потребление запрещенных веществ предусмотрена не УК, а статьей 6.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП). Также не является преступлением приобретение, хранение, изготовление наркотиков в размере, не являющимся крупным, т.е., по смыслу закона – для личного употребления (статья 6.8 КоАП). Правонарушения признаются «противоправными, виновными действиями» (статья 2.1 КоАП), а не общественно опасными деяниями.

В-третьих, наркомания в целом не может быть причислена к тяжелым психическим расстройствам, т.е. не подпадает под действие соответствующих норм Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 22 июля 1993 года (далее – Закон о психиатрии; последняя редакция – от 22 августа 2004 года) как в части, относящейся к недобровольному освидетельствованию и принудительному лечению, так и применительно к основаниям диспансерного наблюдения без согласия гражданина (статьи 26 и 27). Тяжелым психическим расстройством Закон о психиатрии признает хроническое и затяжное расстройство с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Несомненно, в отдельных случаях на больных наркоманией могут распространяться указанные в Законе о психиатрии критерии. Но считать каждого наркопотребителя (например, застигнутого за случайным употреблением марихуаны) страдающим тяжелым психическим расстройством абсурдно. Если же признавать конкретного наркомана страдающим тяжелым расстройством, то и процедура такого признания должна соответствовать требованиям Закона о психиатрии. Решение о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается, по Закону о психиатрии, комиссией врачей-психиатров. Инструкция же 1988 года позволяет врачу психиатру-наркологу единолично принимать решение о постановке гражданина на учет.

По справедливому мнению Е.И.Цымбала, «наркоманию, токсикоманию и алкоголизм следует признавать психическими расстройствами, поскольку они:

– меняют отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку;

– включены в разделы F10-F19 (психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ) класса V («Психические расстройства и расстройства поведения») Международной классификации болезней 10-го пересмотра;

– в их основе лежит нарушение психической деятельности – неспособность больного произвольно регулировать свое поведение адекватно объективным требованиям окружающей обстановки.»

Таким образом, в отношении больных наркоманией, как страдающих психическим расстройством, вместо учета, должно устанавливаться диспансерное наблюдение (в том числе и без согласия больного), но только в случаях, предусмотренных статьей 27 Закона о психиатрии, согласно которой «диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями».

Акты Минздрава СССР (упомянутые выше приказы от 20 мая и 12 сентября 1988 года) не согласуются с этими предписаниями закона, так как не содержат основного критерия – тяжести заболевания.

Учет больных наркоманиями и динамическое наблюдение за ними, а также профилактическое наблюдение предусмотрены действующим Положением о наркологическом диспансере, утвержденным приказом Минздрава СССР от 14 августа 1985 года № 1078 (хотя данное Положение не раскрывает порядка и условий постановки на учет). Но и этот устаревший нормативный акт может применяться лишь в части, не противоречащей федеральным законам.

Наконец, необходимость учета наркозависимых оговаривается в статье 56 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. (далее – ФЗ о наркотиках; последняя редакция – от 25 ноября 2008 года), где указывается, что «порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции».

Такой подзаконный акт, регламентирующий учет больных наркоманией, по настоящее время не принят.

Соответственно в этой части ФЗ о наркотиках уже более 11-ти лет не работает, его статья 56 не применяется. При отсутствии же специального регулирования применяется общее отраслевое, т.е. – Закон о психиатрии. Важно подчеркнуть, что ФЗ о наркотиках, в отличие от Инструкции 1988 года, предусматривает исключительно учет больных наркоманией, а не всех лиц, допускающих или однажды допустивших употребление запрещенных психоактивных веществ. Так что «профилактический учет» противоречит, помимо прочего, и ФЗ о наркотиках, в целом отнюдь не либеральному.

Несмотря на законодательные установления, исключающие возможность недобровольного медицинского учета, на практике граждане ставятся на учет по основаниям и в порядке морально и в правовом смысле устаревшего приказа – без информированного добровольного согласия (статья 32 Основ), а иногда и вовсе без информирования поставленного на учет о его новом статусе. Бывает, что гражданин узнаёт, что «состоит на учете», случайно.

Даже если признать, что наркологический учет допустим в настоящее время в какой-либо форме (хотя бы на основании Положения о наркодиспансере), то лишь при соблюдении действующего федерального законодательства, с учетом иерархии правовых норм. При таких условиях наркопотребитель может быть поставлен на учет следующими двумя путями:

1. Обратиться за лечением самостоятельно и дать согласие на постановку на учет.

2.Будучи доставленным на медицинское освидетельствование и получив положительный результат, согласиться встать на учет.

Но «добровольный наркоучет» – нонсенс, так как не служит целям контроля, ради которых он создавался. Поэтому добровольной постановки на учет практически не существует, если не считать таковой учет подростков по инициативе родителей или иных законных представителей. В последние годы юридические основания родительского принуждения несколько расширены: федеральными законами от 1 декабря 2004 года № 146-ФЗ8 и № 151-ФЗ9 возраст добровольного согласия человека на медицинское вмешательство для подростков, больных наркоманией, повышен с 15 до 16 лет. Необходимо отметить, что данное изменение относится только к несовершеннолетним, больным наркоманией, т.е. тем, которым поставлен соответствующий диагноз, и не распространяется на случаи освидетельствования (тестирования), а равно постановки на наркологический учет, на что, по общему правилу, требуется добровольное информированное согласие лица после достижения им 15-летнего возраста.

Известны единичные случаи самостоятельной постановки на учет в целях получения отсрочки от призыва на военную службу. Но это случаи исключительные и не характерные.

Существует некоторое число больных совершеннолетнего возраста, не состоящих на учете и добровольно обращающихся в государственные наркологические стационары. Это – малоимущие наркоманы, не имеющие средств на анонимное лечение. Таких пациентов также ставят на учет в наркодиспансере, но сведения о них, при соблюдении предписанного врачом режима, по Инструкции не должны передаваться милиции. Насколько это соблюдается, трудно сказать. Сами наркозависимые обычно не верят, что их обращение в наркологию останется неизвестно органам и воспринимают постановку на учет как вынужденную плату за бесплатное лечение.

Несмотря на законодательные установления, исключающие возможность недобровольного медицинского учета, на практике граждане ставятся на учет по основаниям и в порядке морально и в правовом смысле устаревшего приказа без информированного добровольного согласия статья 32 Основ , а иногда и вовсе без информирования поставленного на учет о его новом статусе.

Могут меня поставить на учет в наркологический диспансер к наркологу?

Добрый день! проходил медосвидетельствование в ГИБДД (лицензия у них есть) на состояние опьянения, тэст на алкоголь отрицательный, на коноплю положительный, после этого ни каких бумаг не подписывал, но согласие на освидетельствование подписал. подскажите пожалуйста я считаюсь отказавшимся или в состоянии опьянения и могут меня поставить на учет к наркологу? и как мне сейчас лучше поступить?

    административные дела, совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения, освидетельствование на алкогольное опьянение, справка от нарколога, стою на учете у нарколога, как узнать состою ли я на учете у нарколога, прохождение медицинского освидетельствования, нарколог, принудительные меры медицинского характера
  • Поделиться
Читайте также:  Как правильно провести расчет цены иска

Ответы юристов ( 4 )

  • 1784 ответа
  • 661 отзыв

Вы являетесь лицом находящимся в состоянии опьянения. Так как Вас направили на освидетельствование сотрудники ГИБДД, значит осмелюсь предполижить, что Вы управляли транспортным. Поэтому к Вам будет применяться ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

Что касается постановки на учет в наркологический диспансер, то на учет ставят либо по собственному согласию лица (добровольный порядок), либо в принудительном порядке. В принудительном порядке ставят на учет только через суд с проведением наркологической (медицинской экспертизы).

С Уважением, Сергей

прав меня лишили, это я и так знаю, меня интересует: когда я пойду проходить медкомиссию, не скажет ли мне нарколог что я состоя на учете?

Когда Вы будите проходить медкомиссию, то нарколог Вам не скажет, что Вы состоите на учете, так как принудительно на учет ставят по решению суда. Если бы Вас ставили по решению суда, то Вы бы об этом знали так как Вас должны были вызывать в суд.

Это регулируется ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 ноября 2011 годаN 323-ФЗ

статья 20 закона – Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Медицинским вмешательством также является постановка на учет в наркологический диспансер, так как для того чтобы поставить необходимо осмотреть человека, провести беседу и так далее.

К тому же принудительные меры медицинского характера могут быть применены только к лицам совершившим преступление, а по административному кодексу совершаются не преступления, а правонарушения.

Поэтому исходя из всего этого никто Вас без Вашей воли поставить на учет к наркологу не может

и что это значит? я смогу получить справку нарколога чтобы забрать права или нет?

С правку у нарколога Вы забрать сможете, причем в ней будет указано, что Вы на учете не состоите, так как на учет ставят только через суд. То что Вас один раз привезли на освидетельствование и выявили наркотическое опьянение это не повод ставить на учет к наркологу.

  • 759 ответов
  • 226 отзывов

Я немного дополню коллегу- на учете Вы не состоите, в этом я с коллегой согласен, однако сам факт обращения Вас за освидетельствованием и результаты данного освидетельствования остались и в картотеке диспансера и в числе данных о Вашей личности, поэтому в будущем они могут всплыть, например, при запросе государственных органов.

  • 3210 ответов
  • 1744 отзыва

На учет не поставят, коллега раскрыл вопрос.

К уточнению замечу, что подобные сведения составляют врачебную тайну и могут предоставляться без согласия пациента по запросам не любых госорганов, а только указанных в законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» :

по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба — ч. 4 cт. 13 этого закона.

А это редкие исключения. В остальных случаях, подобная информация предоставляется с согласия пациента как субъекта персональных данных (п. 1 ст. 6 закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»).

В соответствии с п. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ, по истечении срока лишения специального права ВУ, изъятое у лица, подвергнутого административному наказанию, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения, а за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ (опьянение), также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Следовательно, как будете получать права надо быть готовым к проверке знания ПДД и иметь справку от нарколога.

В предыдущем ответе, в части справки, — нововведение с 23 июля текущего года.

По экзамену — с 01.09.

  • 2163 ответа
  • 458 отзывов

Водители, подвергнутые административному наказанию за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, о запрещении употреблять алкогольные напитки после ДТП и за управление транспортным средством в состоянии опьянения, должны будут представить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, выданное после прекращения действия права на управление транспортными средствам (Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами»).

и что это значит? я смогу получить справку нарколога чтобы забрать права или нет?

Пока данный проект постановления еще не принят.

Основание постановки на учет: заключение врача психиатра-нарколога, подтверждающего диагноз: «наркомания», «токсикомания»; установление медицинским работником факта потребления наркотических или иных веществ, вызывающих одурманивание (нужноеподчеркнуть) (Учетная карточка лица, допускающего немедицинское потребление наркотических и других средств, вызывающих одурманивание (Приказ Минздрава СССР, МВД СССР от 20.05.1988 N 402/109)
При определении медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами, применяется Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 г. N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» вместе с Перечнем работ и медицинских противопоказаний, перечисленных в Приложении N 2 этого же Приказа, а также Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 г. N 377. Согласно названным Перечням, в числе медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять авто-, мототранспортными средствами, предусмотрены — алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Поэтому исходя из всего этого никто Вас без Вашей воли поставить на учет к наркологу не может.

Незаконная постановка на учет в наркологический диспансер

Статья 228.1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества
(в ред. Федерального закона от 01.03.2012 N 18-ФЗ)
1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Однако не факт, что получится проскочить в исковом порядке. Необходимо иметь в виду, что согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, дела об оспаривании решений квалификационных коллегий судей (статья 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»), решений призывных комиссий (пункт 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», статья 15 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»); дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению; дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающих право граждан и организаций на доступ к информации (пункт 6 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

2012 N 18-ФЗ 1.

Наркологический учет: виды, особенности, последствия и преимущества.

Подробную информацию о правилах постановки на учет у нарколога можно найти в данном обзоре.

Как ставят на учет в наркологический диспансер?

Нет времени читать статью.

Тяжелые увечья или смерть пешехода

Статистика упрямо указывает на то, что больший процент аварий, итогом которых стал урон здоровью, происходит по вине пьяных участников дорожного движения. Если тесты на наличие алкоголя либо наркотических веществ в организме показывают положительный результат – наказания не избежать.

Если урон, нанесенный потерпевшему, классифицируется как тяжкий, возможно заключение под стражу до 4 лет. В некоторых ситуациях наказание может быть мягче, например, обязательные работы в течение трех лет, и в течение этого же времени невозможность управления ТС.

Смерть по вине пьяного водителя, как и следует ожидать, приведет к заключению под стражу на период до 7 лет и невозможности к управлению ТС в течение 3 лет. Если авария привела к смерти 2 и более людей, возможно заключение под стражу на срок до 9 лет. Либо применение более мягкой меры – обязательные работы на период до 5 лет и лишение водительского удостоверения на 3 года.

Если тесты на наличие алкоголя либо наркотических веществ в организме показывают положительный результат наказания не избежать.

Могут меня поставить на учет в наркологический диспансер к наркологу

статья 20 закона — Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ, по истечении срока лишения специального права ВУ, изъятое у лица, подвергнутого административному наказанию, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения, а за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ (опьянение), также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Следовательно, как будете получать права надо быть готовым к проверке знания ПДД и иметь справку от нарколога.

Они желают пойти анонимный курс лечения.

На наркоучет – добровольно и принудительно

  • Печать
  • E-mail

заведующий наркологическим отделением Николай Махонин

Что такое «наркологический учет»? Кто решает, на какой вид учета ставить и когда снимать? Не будет ли наличие наркоучета в прошлом портить жизнь в будущем? – на эти и другие вопросы отвечает заведующий наркологическим отделением МБУЗ «Центральная районная больница МО Новопокровский район» Николай Махонин.

– Николай Васильевич, для начала давайте определим понятие «наркологический учет».

–Это регистрация и регулярное наблюдение пациента, имеющего проблемы с алкоголем или наркотиками в течение определенного срока. Учет у нарколога накладывает определенные социально-правовые ограничения на все время наблюдения в наркологическом отделении или наркодиспансере.

– Кто попадает на учет к наркологу?

– Любой человек может быть поставлен на наркоучет после осмотра его врачом психиатром-наркологом. Никакой другой врач на учет к наркологу поставить не может.

По данным на 14 марта текущего года, в Новопокровском районе на учете с синдромом алкогольной зависимости в наркологии состоят 202 человека, 27 человек, страдающих наркоманией, и один – с употреблением синтетических веществ

– Считается, что постановка на учет в наркологическом диспансере – дело абсолютно добровольное.

– Как правило, к услугам врачей-наркологов прибегают в крайних случаях, когда алкоголизм уже перешел в хроническую фазу и справиться самостоятельно с зависимостью больной не в состоянии. Адекватного человека против его желания отправить на стационарное лечение нельзя.

– А если человек опасен для окружающих, находится в состоянии психоза, понятно, что добровольно он не пойдет к наркологу.

– Таких могут поставить на учет и без их согласия. Для этого организуется специальная врачебная комиссия (статья 29 «Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке» Федерального закона № 3185-1 от 2.07.1992 года «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

В ряде случаев госпитализация осуществляется в принудительном порядке: больной не отдает себе отчета в совершенных действиях и нуждается в квалифицированном уходе; больной проявляет агрессию, представляет угрозу себе и близким людям; зависимый проявляет суицидальные наклонности; пациент совершил уголовное или административное правонарушение, находясь в пьяном состоянии. Во всех остальных случаях регистрируют в учреждении, если пациент согласится сделать это по собственной воле.

Читайте также:  Нотариус не выдаёт свидетельство о праве на наследство

– Правомерно ли то, что при прохождении медосмотра заставляют брать справки с места постоянной регистрации об учете у нарколога?

– Да, правомерно, так как единой базы данных лиц, состоящих на учете у нарколога, в России нет. Если человек думает, что, отправившись лечиться в наркологию в другом городе, учет у нарколога ему не грозит, то ошибается. Просто выписку с его диагнозом перешлют в наркодиспансер по месту регистрации. На основании нее поставят на наркоучет.

– Может ли человек скрыть, что страдает пагубными привычками?

– Информацию о том, что человек состоит на учете в наркодиспансере, разглашать нельзя. Только сам гражданин при наличии паспорта может взять на себя справку об учете у нарколога.

Конечно, на официальный запрос полиции, прокуратуры нарколог обязан ответить. Статья 13 «Соблюдение врачебной тайны» Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» разъясняет, кому и в каких случаях могут предоставляться сведения, составляющие врачебную тайну.

– Есть разделение на профилактический, диспансерный учет у нарколога. Чем они отличаются и к чему обязывают?

– Профилактическое наблюдение. Оно применяется по отношению к пациентам, у которых документально не подтверждена алкозависимость. Эпизодические появления в состоянии измененного сознания, вызванного приемом психоактивных веществ, являются поводом для регистрации в специализированном учреждении в профилактических целях. Если за год пациент ни разу не будет замечен в нетрезвом состоянии, то с учета он будет снят. В обратном случае пациента переводят на диспансерный тип лечения.

Диспансерный учет. Это когда специалист ставит больному диагноз «алкоголизм». Пациент должен регулярно приходить на прием к наркологу и сдавать необходимые анализы. Работники специализированного учреждения имеют право посещать пациента по месту пребывания, чтобы проверить условия проживания больного, оценить его образ жизни.

– Может ли человек отказаться от учета в наркодиспансере?

– Сейчас появилась такая возможность согласно пункту 13 Приложения № 2 к приказу Минздрава РФ от 30.12.2015 № 1034н. Но гражданин должен знать, что отказавшись, его никто не будет вызывать к наркологу и заставлять проходить обследования, и все социально-правовые ограничения наркологического пациента за ним сохраняются. Понадобились водительские права?

Придется вначале в течение трех лет доказывать свою трезвость. Таков действующий закон.

– А как сняться с учета?

– Автоматического снятия с учета не существует. Даже если человек состоял на учете у нарколога 15 лет назад и сейчас его сняли с него «с отсутствием сведений», как только он вновь окажется в поле зрения нарколога (например, на медосмотре), учет будет возобновлен. А если гражданин хочет навсегда исчезнуть из наркологических списков, он должен доказать «чистоту». Сняться с учета «с выздоровлением».

– Не будет ли наличие наркологического учета в прошлом портить жизнь в будущем?

– Конечно, пока человек состоит на учете у нарколога, на него накладываются определенные ограничения. На время учета он не может управлять никаким транспортом, иметь оружие и работать в охране, трудиться на конвейере и с движущимися механизмами, и т. д. Юноша, состоящий на учете у нарколога, освобождается от несения службы в Вооруженных силах РФ («списывается»). Но как только гражданина сняли с учета «с выздоровлением», все: никаких последствий учета в наркологии. Можно вздохнуть полной грудью и наслаждаться жизнью.

Учет у нарколога накладывает определенные социально-правовые ограничения на все время наблюдения в наркологическом отделении или наркодиспансере.

ЗАКОННА ЛИ ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ К НАРКОЛОГУ БЕЗ МОЕГО ВЕДОМА И СОГЛАСИЯ

Да. Могут поставить (скорее всего уже поставили_ на т.н. “профилактический” учёт сроком на 1 год. Это ещё не диагноз алкоголизма, но адм. правонарушение – факт присмотреться поближе. Что бы успешно сняться с учёта необходимо выполнять предписания врача (рекомендую расспросить его по-подробнее какой график и объем исследований) относительно сроков явки и сдачи анализов. Характеристика от участкового и с места работы так же может быть запрошена.

Единственное, что для меня остаётся непонятным – это платность анализов. Анализы должны быть бесплатными. (Вам надо Вы и анализируйте меня сколько угодно, но за Ваш счёт)

Да, Вы правы: Скорее всего Вас уже поставили на учёт. Государство (НЕ ВРАЧИ!) ведёт учёты (не только наркологические) – не спрашивая граждан согласия. Готовится Закон,чтобы это было только с СОГЛАСИЯ. Но этот закон принципиально ничего не поменяет , так как , чтобы Комиссия лала Заключение (разрешение) на вождение ТС – всё равно надо будит официально снимать диагноз, который Вам выставили.

Медики ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЛПУ (врачи и пр.) всего лишь выполняют свои трудовые обязанности по Трудовому Договору. Это их работа! Работа врачей гос.ЛПУ состоит в том, чтобы провести осмотр, обследование, поставить ДИАГНОЗ и записать это всё в компьютер или в карту. Сохранить ПОЛНУЮ анонимность в этом случае не возможно, так как приём ведётся по паспорту или иному удостоверению личности. Частные ЛПУ могут вест приём без документов

Вы имеете право ничего не сдавать , никому ничего не предоставлять. Такой обязанности (долга) у граждан – нет. Но тогда маловероятно, что Вас устроит Заключение Комиссии , которая даёт разрешение на управление ТС.

Действующий приказ Минздрава РФ №344-н (вступил в силу 26.03.2016г.) устанавливает обязательную процедуру прохождения осмотра и медосвидетельствования на определение отсутствия любых противопоказаний и ограничений к управлению ТС в отношении следующих лиц:
Кандидатов в водители;
Автомобилистов при замене водительского удостоверения;
Профессиональных водителей.

К перечню медицинских противопоказаний для управления ТС также относят :
– Органические и симптоматические психические расстройства;
– Шизофрения и бредовые расстройства;
– Аффективные расстройства (расстройство настроения);
– Невротические расстройства, связанные с длительным стрессом;
– Расстройства поведения в зрелом возрасте;
– Умственная отсталость;
Психические расстройства, связанные с употреблением ПАВ (психоактивных веществ);
– Эпилепсия;
– Слепота;
– Ахроматопсия.
– Транссексуализм;
– Трансвестизм в двойной роли;
– Педофилия;
– Фетишизм;
– Вуайеризм.
– косоглазие,
– глаукома,
– диплопия.
– отсутствие одного глаза
– ограничение поля зрения
– глухота на одно ухо;
– хроническое воспаление среднего уха;
– нарушение работы вестибулярного аппарата и пр.

Государство считает логичным, что за рулём , люди с подобными Диагнозами , могут быть опасны для себя и окружающих. А Вы с этим согласны?

Если Вы , по своему здоровью , ИМЕЕТЕ право управлять ТС, то на Водительской комиссии – то Вы можете (имеете право) подтвердить факт отсутствия у Вас психиатрического диагноза справкой от психиатра (НЕ психолога) и нарколога по месту регистрации. При необходимости (недостаточной информации) территориальный ПНД и НД может , с Вашего согласия, послать запрос о наличии или отсутствии такого диагноза по месту прежней “прописки”. Это должно быть только в Ваших интересах.

Если Вы по своему здоровью , НЕ имеете право управлять транспортным средством, то эксперты, входящие в Водительскую комиссию, обязаны это выяснить доступными средствами.

Если информацию (которую Вы добровольно про себя предоставили), специалисты посчитают – не достаточной, чтобы установить наличие или отсутствие у Вас противопоказаний к управлению ТС (см. выше) то врачи поступают – согласно должностным инструкциям.

Если Вы считаете, что Ваши права ущемлены, то Вы имеете право защищать их всеми законными способами (заявления , жалобы в вышестоящие инстанции, прокуратуру; иски в суд)

Чтобы грамотно построить защиту и выиграть суд о снятии Психиатрического или Наркологического ДИАГНОЗА – стоит найти специалиста, который будет представлять Ваши интересы в суде (юрист или судебно-психиатрический эксперт) и у которого есть пыт ведения подобных дел.

Что бы успешно сняться с учёта необходимо выполнять предписания врача рекомендую расспросить его по-подробнее какой график и объем исследований относительно сроков явки и сдачи анализов.

Суд по лишению прав

Лишение прав за учет у нарколога производится по следующей схеме:

  1. Прокуратура проводит проверку, во время которой запрашивает у наркологических диспансеров список лиц, состоящих на учете и имеющих водительское удостоверение.
  2. Прокуратура готовит иск в суд. В роли ответчика выступает гражданин, состоящий на учете у нарколога. Иск готовится отдельно по каждому лицу, в отношении которого возбуждается дело.
  3. Водитель получает уведомление, в котором содержится дата и время судебного разбирательства. В законодательстве отсутствует положение, обязывающее гражданина присутствовать на рассмотрении дела. Однако лучше не пренебрегать подобной возможностью. Участие в разбирательстве позволяет человеку отстоять свою правоту. В иной ситуации вероятность лишения водительских прав за учет у нарколога существенно повышается.
  4. Происходит рассмотрение дела в суде. Во внимание принимаются доводы обеих сторон.
  5. Суд выносит итоговое решение. Если оно не устраивает гражданина, допустимо обжалование вердикта посредством подготовки апелляции.

Водитель получает уведомление, в котором содержится дата и время судебного разбирательства.

Минусы учета

  • Вам придется регулярно посещать нарколога и сдавать анализы. Первый год это будет происходить раз в месяц, второй год — раз в шесть недель и третий год — раз в два месяца.
  • Вы не сможете получить новое водительское удостоверение или продлить действие старого.
  • Вы не сможете работать машинистом электропоезда и вообще с механизмами, а также электриком. Будут временно закрыты некоторые другие, менее популярные профессии.
  • Вы не сможете получить справку, дающую право владения оружием.

Вопреки расхожему мнению, вас не лишат родительских прав, вам не ограничат выезд за границу и не сообщат об учете вашему работодателю!

Вам будет доступна бесплатная государственная медицинская помощь.

В чем ограничены пациенты наркологического диспансера

Алкоголизм и наркомания – серьезные состояния, снижающие качество жизни человека и накладывающие на больного некоторые профессиональные ограничения. Будучи пациентом наркодиспасера , человек не может быть трудоустроен по следующим направлениям:

  • Он не может работать на производстве взрывчатых веществ.
  • Ему запрещено быть электриком, монтажником.
  • Исключена деятельность на пожароопасных объектах.
  • Существуют запреты на ношение оружия, что сказывается на рабочих ограничениях в службе охраны.
  • Человеку не доступно обслуживание транспорта.
  • Пациент наркологического диспансера, совершивший административное правонарушение, может не мечтать о новой работе 3 года.

Любая форма учета накладывает на пациента обязанность посещать нарколога. Количество визитов к специалисту зависит от сроков лечения и эффективности выбранной тактики.

Первые полгода больные общаются с наркологами часто: ежемесячно.

Любая форма учета накладывает на пациента обязанность посещать нарколога.

Отрицательные факторы нахождения на наркологическом учете

Если человек состоит на учете у нарколога, это налагает на него ряд определенных ограничений, затрагивающих в первую очередь социальную и профессиональную сферу. К ним относятся:

  • запрет на ношение оружия;
  • запрет на управление всеми видами транспортных средств;
  • запрет на работу на опасных или вредных для здоровья производствах, а также на любую деятельность, связанную с фармацевтикой или оборотом наркотических веществ;
  • запрет на работу в пожарной охране, скорой помощи, службе спасения, охранных предприятиях;
  • невозможно взять опеку над ребенком или усыновить его;
  • невозможно оформить вид на жительство в другой стране.

Для молодых людей последствием постановки на учет в наркологическом диспансере станет непригодность к армейской службе. Кроме того, находясь на учете, невозможно устроиться на государственную службу.

появляется возможность пройти бесплатное лечение от алкоголизма или наркомании;.

Информация об изменениях:

Пункт 9 дополнен подпунктом 1.1 с 17 сентября 2019 г. – Приказ Минздрава России от 30 июля 2019 г. N 573Н

1.1) направляет запрос о предоставлении сведений о состоянии здоровья пациентов и их диагнозе, иных сведений, полученных при их медицинском обследовании и лечении, с использованием медицинских информационных систем медицинских организаций в медицинские организации, имеющие лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по “психиатрии-наркологии”, по месту жительства (при наличии) пациентов в случае проведения диспансерного наблюдения по месту пребывания пациентов;

2) информирует пациентов, находящегося # под диспансерным наблюдением, о порядке, объеме, сроках и периодичности диспансерного наблюдения;

3) организует и осуществляет проведение диспансерных приемов (осмотров, консультаций), профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации;

4) в случае невозможности посещения пациентом, подлежащим диспансерному наблюдению, медицинской организации в связи с тяжестью состояния или нарушением двигательных функций организует проведение диспансерного приема (осмотра, консультации) на дому.

10. Диспансерный осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) включает:

1) проведение медицинского осмотра пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, в рамках которого осуществляется:

оценка состояния пациента, сбор жалоб и анамнеза, физикальное обследование;

назначение и оценка лабораторных и инструментальных исследований;

установление или уточнение диагноза заболевания (состояния);

назначение необходимого лечения;

проведение краткого профилактического консультирования;

2) проведение медицинского осмотра (консультация) пациента, находящегося на диспансерном наблюдении, в случае его внепланового обращения с целью назначения поддерживающего, противорецидивного или иного лечения, в зависимости от состояния;

3) направление на консультацию к врачу-психотерапевту, медицинскому психологу в целях диагностики, организации психотерапевтической (психокоррекционной) работы с пациентами, находящимися под диспансерным наблюдением, направленной на предупреждение рецидивов заболевания, а также формирования у них приверженности к ведению здорового образа жизни;

4) при наличии медицинских показаний направление пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, к иным врачам-специалистам.

11. Решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации*(5).

Решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации 5.

На каком основании нарколог ставит на учет человека?

1. Основания и порядок постановки на учет

Читайте также:  Как быть, если обманул нотариус?

Пример из жизни

    Здравствуйте! Ситуация такая: на улице подобрал наркоконтроль, отвезли на освидетельствование, тест показал положительно, хотя употреблял три дня назад травку, которую нашел у себя в машине при уборке. Поставили на учёт в НД. Моим показаниям не верят, хотя это правда! А сейчас предлагают, чтобы я с ними сотрудничал – ну типа шестерил, иначе будет хуже. 1

  • Наркологический учет без согласия гражданина незаконен. Никто не имеет права заставить пациента встать на учет.

В этой сфере сложилась и сохраняется совершенно неправовая ситуация. С одной стороны, из действующих норм федеральных законов следует недопустимость постановки на учет без ведома и согласия гражданина. С другой стороны, на уровне подзаконных актов Минздрава продолжает применяться сомнительная, принятая еще в СССР, регламентация недобровольного учета. Подобные несоответствия в реальной жизни создают благодатную почву для манипуляций нормами со стороны недобросовестных представителей органов правопорядка и медицинских служб, что приводит к значительным нарушениям прав граждан.

Основным актом, на котором держится вся конструкция наркологического учета, остается совместный приказ Министерства внутренних дел и Министерства здравохранения СССР от 20 мая 1988 года № 402/109 “Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией”.

Существуют, однако, серьезные сомнения, является ли данный документ действующим, так как одна из сторон, принявших этот межведомственный акт, официально от него отказалась: он был признан недействующим на территории РФ приказом МВД России от 30 июня 2003 года № 492 “О неприменении нормативных правовых актов МООП СССР, МВД СССР”. Но руководство российской наркологии, не имея другой нормативной основы, предпочитает, по всей видимости, полагать, что совместный приказ утратил силу для органов внутренних дел, но не для системы здравоохранения, т.к. якобы остается действующим нормативным правовым актом Минздрава.

С этим нельзя согласиться, т.к. “полуотмененным” приказом 1988 года регулируются, в основном, вопросы двойного подчинения, прежде всего – взаимодействия органов внутренних дел и органов здравоохранения, что делает одностороннее действие этого акта невозможным.

Однако и милиция (пренебрегая собственным ведомственным приказом 2003 года) ведет себя, как будто отмененный акт действует, и органы наркоконтроля (о которых в приказе 1988 года, разумеется, нет и речи), в своей деятельности ссылаются на “мертвый” приказ советских времен. И даже на портале “КонсультантПлюс” в справке к приказу № 402/109 ничего не говорится о его отмене одной из сторон.

Утвержденная этим приказом Инструкция обязывает ставить на учет всех, кому поставлен диагноз зависимости от психоактивных веществ, равно как и тех, кто попал в поле зрения органов как употребляющий (или даже однажды употребивший) “наркотические или другие средства, влекущие одурманивание”. Инструкция предусматривает:

    направление на медицинское освидетельствование “граждан, находящихся в состоянии неалкогольного опьянения”, на основании:

1) их выявления милицией;

2) сообщений любых лечебных учреждений, в том числе службы “скорой помощи”;

3) материалов производств об административных правонарушениях;

4) информации медицинских вытрезвителей;

5) информации следственных органов;

6) информации работодателей в отношении работников;

7) информации соседей в отношении соседей;

8) информации средств массовой информации.

“В случае доставления таких лиц непосредственно в медицинское учреждение работники последнего освидетельствуют их без направления”, о результатах чего незамедлительно уведомляют орган милиции по месту выявления;

  • “незамедлительное” оформление органом внутренних дел учетных документов (при получении информации о выявленном потребителе). На лиц с диагнозом “наркомания” в милиции заводится “сторожевая карточка”, на прочих – учетная карточка “списочного учета”;
  • заполнение наркологическим учреждением “контрольной карты диспансерного наблюдения” (после установления в результате освидетельствования диагноза либо факта потребления). О взятом на учет лице в 3-дневный срок уведомляется орган внутренних дел по месту жительства лица.

Врачи наркодиспансеров, как правило, утверждают, что давно не передают информацию о поставленных на учет. Кто-то, может быть, и не передает.

Добровольно обратившиеся за лечением в диспансер или наркологическую больницу ставятся на учет, по Инструкции, только в наркодиспансере. Если они не нарушают режим посещений, предписанный врачом, информация о них в ОВД не передается.

Отдельно должен вестись учет снятых с учета.

Согласно Инструкции, работники медицинского наркоучреждения и сотрудники милиции ежеквартально проводят пофамильную сверку учтенного контингента на обслуживаемой территории.

Интересно, что взять на учет можно, при желании, практически любого человека. Согласно Инструкции, отсутствие наркотических (одурманивающих) веществ в организме на момент освидетельствования при наличии других достаточно обоснованных сведений не может служить основанием для непостановки на учет.

“Подучетным” может стать и человек, о котором стало известно, что он употребил (употребляет) в целях “одурманивания” легальные психоактивные вещества (лекарственные средства или, например, растения типа Salvia Divinorum).

Организация учета уточняется приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 “О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями” и приказом Минздрава России от 31 декабря 2002 года № 420 “Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений”. В приказе от 12 сентября 1988 года, ссылающемся на основополагающий приказ от 20 мая того же года, детализируются сроки нахождения на учете и необходимая частота посещения пациентом врача.

Перечисленные ведомственные документы, служащие единственным нормативным основанием наркоучета, входят в противоречие со статьями 33 и 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее – Основы) от 22 июля 1993 года (последняя редакция от 30 декабря 2008 года), в которых указано, что медицинское наблюдение (разновидностью которого является учет) может осуществляться только добровольно, с согласия пациента:

“Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ” (статья 33).

Согласно статье 34 Основ, недобровольное оказание медицинской помощи допускается в отношении:

лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Основания и порядок недобровольного вмешательства для каждого из названных случаев должен быть установлен законодательством Российской Федерации.

Наркологическая патология не отвечает ни одному из названных условий.

Во-первых, ни одна из форм наркомании не входит в исчерпывающий перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 715.

Во-вторых, немедицинское употребление наркотиков также нельзя отнести к общественно опасным деяниям (в юридическом смысле, конечно). Таковыми считаются преступления (статья 14 УК РФ), а не административные правонарушения. Ответственность за потребление запрещенных веществ предусмотрена не УК, а статьей 6.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП). Также не является преступлением приобретение, хранение, изготовление наркотиков в размере, не являющимся крупным, т.е., по смыслу закона – для личного употребления (статья 6.8 КоАП). Правонарушения признаются “противоправными, виновными действиями” (статья 2.1 КоАП), а не общественно опасными деяниями.

В-третьих, наркомания в целом не может быть причислена к тяжелым психическим расстройствам, т.е. не подпадает под действие соответствующих норм Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” от 22 июля 1993 года (далее – Закон о психиатрии; последняя редакция – от 22 августа 2004 года) как в части, относящейся к недобровольному освидетельствованию и принудительному лечению, так и применительно к основаниям диспансерного наблюдения без согласия гражданина (статьи 26 и 27).

Тяжелым психическим расстройством Закон о психиатрии признает хроническое и затяжное расстройство с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Несомненно, в отдельных случаях на больных наркоманией могут распространяться указанные в Законе о психиатрии критерии. Но считать каждого наркопотребителя (например, застигнутого за случайным употреблением марихуаны) страдающим тяжелым психическим расстройством абсурдно. Если же признавать конкретного наркомана страдающим тяжелым расстройством, то и процедура такого признания должна соответствовать требованиям Закона о психиатрии. Решение о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается, по Закону о психиатрии, комиссией врачей-психиатров. Инструкция же 1988 года позволяет врачу психиатру-наркологу единолично принимать решение о постановке гражданина на учет.

По справедливому мнению Е.И.Цымбала, “наркоманию, токсикоманию и алкоголизм следует признавать психическими расстройствами, поскольку они:

    – меняют отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку;
    – включены в разделы F10-F19 (психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ) класса V (“Психические расстройства и расстройства поведения”) Международной классификации болезней 10-го пересмотра;
    – в их основе лежит нарушение психической деятельности – неспособность больного произвольно регулировать свое поведение адекватно объективным требованиям окружающей обстановки.” 2

Таким образом, в отношении больных наркоманией, как страдающих психическим расстройством, вместо учета, должно устанавливаться диспансерное наблюдение (в том числе и без согласия больного), но только в случаях, предусмотренных статьей 27 Закона о психиатрии, согласно которой “диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями”.

Акты Минздрава СССР (упомянутые выше приказы от 20 мая и 12 сентября 1988 года) не согласуются с этими предписаниями закона, так как не содержат основного критерия – тяжести заболевания.

Учет больных наркоманиями и динамическое наблюдение за ними, а также профилактическое наблюдение предусмотрены действующим Положением о наркологическом диспансере, утвержденным приказом Минздрава СССР от 14 августа 1985 года № 1078 (хотя данное Положение не раскрывает порядка и условий постановки на учет). Но и этот устаревший нормативный акт может применяться лишь в части, не противоречащей федеральным законам.

Наконец, необходимость учета наркозависимых оговаривается в статье 56 Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах” от 8 января 1998 г. (далее – ФЗ о наркотиках; последняя редакция – от 25 ноября 2008 года), где указывается, что “порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции”.

Такой подзаконный акт, регламентирующий учет больных наркоманией, по настоящее время не принят. Соответственно в этой части ФЗ о наркотиках уже более 11-ти лет не работает, его статья 56 не применяется. При отсутствии же специального регулирования применяется общее отраслевое, т.е. – Закон о психиатрии. Важно подчеркнуть, что ФЗ о наркотиках, в отличие от Инструкции 1988 года, предусматривает исключительно учет больных наркоманией, а не всех лиц, допускающих или однажды допустивших употребление запрещенных психоактивных веществ. Так что “профилактический учет” противоречит, помимо прочего, и ФЗ о наркотиках, в целом отнюдь не либеральному.

Несмотря на законодательные установления, исключающие возможность недобровольного медицинского учета, на практике граждане ставятся на учет по основаниям и в порядке морально и в правовом смысле устаревшего приказа – без информированного добровольного согласия (статья 32 Основ), а иногда и вовсе без информирования поставленного на учет о его новом статусе. Бывает, что гражданин узнаёт, что “состоит на учете”, случайно.

    .

Даже если признать, что наркологический учет допустим в настоящее время в какой-либо форме (хотя бы на основании Положения о наркодиспансере), то лишь при соблюдении действующего федерального законодательства, с учетом иерархии правовых норм. При таких условиях наркопотребитель может быть поставлен на учет следующими двумя путями:

  1. Обратиться за лечением самостоятельно и дать согласие на постановку на учет.
  2. Будучи доставленным на медицинское освидетельствование 3 и получив положительный результат, согласиться встать на учет.

Но “добровольный наркоучет” – нонсенс, так как не служит целям контроля, ради которых он создавался.

Поэтому добровольной постановки на учет практически не существует, если не считать таковой учет подростков по инициативе родителей или иных законных представителей. В последние годы юридические основания родительского принуждения несколько расширены: федеральными законами от 1 декабря 2004 года № 146-ФЗ 4 и № 151-ФЗ 5 возраст добровольного согласия человека на медицинское вмешательство для подростков, больных наркоманией, повышен с 15 до 16 лет. Необходимо отметить, что данное изменение относится только к несовершеннолетним, больным наркоманией, т.е. тем, которым поставлен соответствующий диагноз, и не распространяется на случаи освидетельствования (тестирования), а равно постановки на наркологический учет, на что, по общему правилу, требуется добровольное информированное согласие лица после достижения им 15-летнего возраста.

Известны единичные случаи самостоятельной постановки на учет в целях получения отсрочки от призыва на военную службу. Но это случаи исключительные и не характерные.

Существует и некоторое число больных совершеннолетнего возраста, добровольно обращающихся в государственные наркологические больницы для “передышки” и снижения дозы. Это – малоимущие наркоманы, не имеющие средств на коммерческую медицину, в том числе на анонимное лечение в государственных учреждениях. Постановку на учет они воспринимают как вынужденную плату за бесплатное лечение.

4 “О внесении изменений в статью 54 Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”.

5 О внесении изменений в Основы законодательства об охране здоровья граждан”.

– Закон о психиатрии.

Добавить комментарий