Плюсы и минусы натурального возмещения по ОСАГО

Юрист Галкин Михаил Юрьевич › Блог › Натуральное возмещение по ОСАГО, некоторые нюансы.

После принятия ГД РФ изменений ФЗ “Об ОСАГО”, у меня сложилось неоднозначное мнение, один только срок ремонта до рабочих 30 дней чего стоит, зная наши страховые, даже если не нарушат сроки, то максимально затянут его это точно и на простейший ремонт придётся сдавать машины и оставаться пешеходом в течении месяца и всё будет в рамках закона. Не понятно какого качества и происхождения будут поставлены детали, ведь в погоне за выгодой и экономией будет ставиться самый дешёвый аналог и не факт, что не б/у (покрасят, подмажут, поставят и всё). Более детально разобрали в статье ниже текст с неё.

“17 марта Госдума РФ в третьем и окончательном чтении одобрила законопроект о натуральном ОСАГО. Согласно тексту документа, выплата по ОСАГО по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины. По замыслу, такая схема блокирует активность «черных автоюристов», однако в работоспособности нового ОСАГО сомневаются даже представители страховщиков.

Смысл изменений
Реформа ОСАГО обсуждалась около года, и после весьма ожесточенных споров, обрела, наконец, форму одобренного законопроекта.
Уже с мая частные владельцы легковых авто будут покупать новый полис, указывая при заключении договора сервис, которому при наступлении страхового случая они готовы доверить ремонт авто. Сервис должен входить в перечень страховщика и иметь с ним договор; машины младше двух лет отремонтируют официальные дилеры. Сервис должен находиться не дальше 50 км от места проживания пострадавшей стороны или места ДТП.
В случае ДТП пострадавшая сторона теперь всегда будет обращаться в свою страховую (так называемое прямое возмещение убытков).

А если деньгами
Денежная выплата остается для ряда случаев. Например, когда ущерб превышает лимиты по ОСАГО (400 тысяч рублей), а также когда пострадавшие являются инвалидами или получили средний или тяжкий вред здоровью.
Но есть нюанс: в случаях, когда страховщик не в состоянии организовать ремонт в соответствии с требованиями законопроекта, он может компенсировать убыток по старинке, в денежной форме. И опрошенные нами представители страхового бизнеса высказались в пользу того, что денежная компенсация останется доминирующей формой, поскольку требования к ремонту зачастую невыполнимы.

30 дней на все
Первый подводный камень – это сроки ремонта. С точки зрения автомобилиста 30 рабочих дней, которые даются на восстановление автомобиля после его появления на СТО, отнюдь не маленький срок (около 40 календарных дней). Однако специфика доставки запчастей, особенно до регионов России, приводит к тому, что нужные компоненты могут ехать до сервиса несколько недель, а то и месяцев, а возможность согласовать иной срок ремонта новый закон не предполагает.
За просрочку страховщик обязан заплатить штраф в 0,5% от суммы возмещения, и временем просрочки считаются любые устранения претензий клиента. Страховые опасаются, что этим правом будут злоупотреблять все те же автоюристы, выставляя необоснованные претензии, затягивая ремонты и зарабатывая на штрафах.

Оригинал и подделка
Для ремонта всех автомобилей должны использоваться только новые компоненты, и это также создает трудности, потому что далеко не для всех автомобилей можно достать их в разумный срок.
Фактически, это требования отменяет коэффициент износа для натурального возмещения: старые машины будут ремонтироваться с использованием новых компонентов.
Но есть и два негативных аспекта. Во-первых, коэффициент износа остается для денежного возмещения, во-вторых, законопроект не обязывает компании использовать оригинальные запчасти. А значит, в ход могут пойти не только качественные аналоги, но и подозрительные «ноу-неймы», цена которых нередко на порядок ниже, чем у оригинала.

А судьи кто?
Большой тайной остаются критерии качества ремонта. Страховщики признают, что современных и одобренных методик оценки качества в России нет, а значит, открывается пространство для перегибов с обеих сторон. Где-то сервис может схалтурить, а где-то и клиент займет позицию потребительского экстремиста, причем не всегда искренне. Так, штрафы за просрочку и дополнительные компенсации могут привести к тому, что клиент не только отремонтирует автомобиль, но получит через суд и денежное возмещение.

Если клиент недоволен
В случае неудовлетворенности качеством ремонта клиент вправе подать жалобу страховщику, который должен в течение пяти дней организовать осмотр, и в течение еще пяти дней принять решение. В случае удовлетворения претензии будет выписано направление в тот же сервис на устранение недостатков, в случае отказа у клиента остается право подать на страховщика в суд.
Гарантия на кузовной ремонт составляет 1 год, на остальные виды – 6 месяцев, и порядок действий такой же: при выявлении проблем клиент обращается в страховую, которая назначает экспертизу с целью установить, являются ли проблемы следствием некачественного ремонта.

Дитя компромиссов
Опрошенные нами страховщики выразили сомнение, что новая схема приведет к снижению активности «черных автоюристов» и снизит судебные издержки страховых. Первоначальная редакция законопроекта о натуральном ОСАГО была более гибкой, однако в процессе доработки требования ужесточили, что, с одной стороны, защитило клиента, с другой — сделало натуральное возмещение рискованной практикой для страховщиков. Один из инсайдеров рассказал нам, что ряд крупных страховщиков не планируют подписывать договоры с сервисами в некоторых регионах просто потому, что срок поставки запчастей близок к оговоренным законом 30 рабочим дням.
Новый закон был разработан в шлейфе жалоб страховщиков на убыточность ОСАГО, но есть вероятность, что он не решит поставленной задачи, поскольку оставляет широкое поле для манипуляций. Поэтому страховщики уже начали лоббировать новые изменения в закон об ОСАГО, например, введение франшизы в размере 10-15 тысяч рублей.”

Не понятно какого качества и происхождения будут поставлены детали, ведь в погоне за выгодой и экономией будет ставиться самый дешёвый аналог и не факт, что не б у покрасят, подмажут, поставят и всё.

Требования к натуральному возмещению по ОСАГО

Восстановление машины после аварии осуществляется по направлению страховой компании. В данной ситуации важно выполнить ряд требований:

  • Сервисный центр должен находиться не более, чем в 50 км от места аварии или места жительства автовладельца. Если есть несоответствие требованиям, то машина будет транспортирована по месту ремонта за счет страховщиков;
  • Срок ремонта не должен превышать 6 месяцев. Срок гарантии на кузовные работы будет в таком случае составлять один год;
  • Ремонт в сервисном центре не может длиться более 30 рабочих дней;
  • Восстановление поврежденных запчастей не должно зависеть от степени износа запчасти. Старые детали могут быть заменены только новыми. Если таких запчастей нет в продаже, замена осуществляется по договоренности между владельцем и страховой компанией;
  • Если машина находится на гарантийном сроке, то есть, еще не прошло 2 лет после ее выпуска, ремонт проводится в дилерских центрах.

Кроме этого, обязательно сообщите страховщикам и виновнику ДТП о проведении данной экспертизы, дате ее проведения и месте;.

Что такое натуральное возмещение

Натуральное возмещение по ОСАГО – это ремонт автомобиля, оплачиваемый страховой компанией, и происходящий в сервисе, который выбирает потерпевший. Однако место обязательно должно быть согласовано со страховщиком, поскольку у него должен быть заключён договор с конкретной станцией техобслуживания (СТОА).

Если машина пострадавшего была на гарантии, обязательства производителя в этой сфере сохраняются. Автомобиль, отслуживший менее двух лет, будет проходить починку в сервисе официального дилера, если его владелец не решит по-другому.

На все виды ремонтных работ даётся гарантия полгода, а на кузовные и лакокрасочные работы – год.

Новый закон о натуральном возмещении вреда по ОСАГО гласит, что все владельцы страховых полисов, полученных после 28 апреля, будут получать не денежные выплаты, как это происходило раньше, а починку авто за счёт страховщика. Эта норма распространяется только на физических лиц. У компаний же по-прежнему остаётся выбор, как именно им получать компенсацию. Однако и для обычных автолюбителей законом предусмотрены случаи, когда вместо ремонта можно рассчитывать на получение денежных выплат.

После осмотра и, при необходимости, экспертизы, он получает направление в СТОА.

Интересные факты натурального возмещения ущерба по ОСАГО

Не так давно государственная дума РФ внесла поправки в Закон об обязательном страховании гражданской ответственности. Теперь страхователи в основном будут получать компенсацию ущерба не в денежном эквиваленте, а направлением на ремонт в СТО. С 28 апреля 2017 года вступил в силу закон о приоритетности ремонта за счет СК как способа компенсации пострадавшим в ДТП (подробнее об этом тут).

Но эти правила распространяются лишь на тех автомобилистов кто приобрел свою страховку уже после вступления в силу изменений. Что же из себя представляет натуральное возмещение по автогражданке попробуем разобраться в нашей сегодняшней статье.

Натуральная форма возмещения вреда потерпевшему в ДТП, согласно действующему ФЗ No 40 это оплата и организация страховой компанией ремонта ТС потерпевшего на СТОА станции по тех.

Приоритет натурального возмещения: плюсы и минусы нового закона об ОСАГО

Президент России Владимир Путин подписал сегодня закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО перед денежной компенсацией. Закон уже размещен на сайте правовой информации и вступит в силу через 30 после публикации. Он будет действовать на всей территории России и распространяться на все договоры ОСАГО, заключенные после начала его действия.

Читайте также:  МРОТ и прожиточный минимум - в чем разница (нюансы)?

В законе оговорены конкретные случаи, когда автовладелец сможет получить деньги, а когда страховщик потребуется лишь оплатить ремонт машины. Так, автовладельцы смогут получить денежную компенсацию, если попавший в ДТП автомобиль был полностью уничтожен или если стоимость ремонта превышает 400 тысяч рублей. Кроме того, выплаты положены в случае смерти потерпевшего либо причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью.

По новому закону автомобилисты смогут сами выбрать станцию техобслуживания из перечня, предложенного страховой компанией. Впрочем, в случае согласия страховщика водитель сможет привлечь к ремонту организацию, не входящую в список. Закон предусматривает также ответственность за некачественный ремонт. В случае неоднократных жалоб автовладельцев Центробанк сможет на срок до года ограничивать деятельность страховщиков на рынке ОСАГО.

Дмитрий Славнов, автоюрист, генеральный директор компании «Автоликбез», видит в новом законе свои плюсы и свои минусы. «На самом деле, довольно неплохой закон. Позвольте, я объясню почему. Если мы исключим денежную составляющую — выплаты за ДТП деньгами — то с этого рынка тут же уйдут мошенники. Если финансового возмещения не будет, то и мошенникам этот рынок интересен не будет. Это огромный плюс как для автомобилистов, так и для страховых компаний. Я думаю, что этот закон покажет себя хорошо на нашем рынке. По крайней мере, мы встаем на европейские рельсы. В Европе практика натурального возмещения по страховке уже давно действует, там нет денежного возмещения. Там подобный подход уже показал себя достаточно неплохо. Те автолюбители, которые попали в ДТП, попросту оставляют свою машину в автосервисе и по истечении определенного срока им возвращают отремонтированное авто», — отметил эксперт в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей.

«Какие минусы могут быть у этого закона? Главный вопрос для автовладельцев сейчас: кто будет контролировать те запчасти, которые автосервисы будут ставить на наши разбитые машины? Это могут быть неоригинальные запчасти или бэушные детали с разборов. Проконтролировать этот аспект будет весьма сложно. Фактически все остается на совести того мастера-приемщика, который будет ставить новые детали на поврежденный автомобиль», — подводит итог Дмитрий Славнов.

Илья Межибовский, автоэксперт, обозреватель сайта Quto.Ru, считает, что к закону о приоритете натурального возмещения по ОСАГО следует относиться более осторожно. «Я следил за обсуждением этого документа и часто общаюсь с людьми, которые вносили в него свои правки. В любом случае, закон должен быть направлен на то, чтобы не ущемлять интересы автовладельцев. Насколько я понимаю, в окончательной редакции закона все еще есть свои подводные камни. Прежде всего нужно следить за тем, чтобы автовладельцу был предоставлен хороший выбор станций технического обслуживания (СТО). Автовладелец не обязан ехать на ту СТО, которую предлагает ему страховщик. Только при соблюдении этой нормы закон можно будет оценивать позитивно», — заявил эксперт.

Другая потенциальная проблема нового закона: что делать в том случае, если человек не хочет восстанавливать свою машину, а хочет продать ее разбитой? Когда новый закон был еще законопроектом, когда в него вносились правки, эта гипотетическая ситуация достаточно активно обсуждалась.

«Страховщик не должен получить возможность в принудительном порядке отправлять людей на ремонт. В старых редакциях закона страховщики пытались протащить поправку, что автолюбитель должен доказать, что у него тяжелые жизненные обстоятельства, если он желает продать автомобиль сразу после аварии, не ремонтируя его. Я не думаю, что это оправдано и что автовладелец должен что-то доказывать. Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы новый закон отдавал приоритет интересам автовладельцев, а не интересам страховщиков», — подводит итог Илья Межибовский.

В законе оговорены конкретные случаи, когда автовладелец сможет получить деньги, а когда страховщик потребуется лишь оплатить ремонт машины.

В чем выгода страховщиков

Прежде всего переход на натуральную форму возмещения выгоден страховым компаниям: они получат козырь в борьбе с мошенниками.

“Еще до президентской линии РСА готовил поправки по расширению использования натуральной формы. На то были основания. Одна из серьезных проблем – борьба с так называемыми автоюристами. На них приходится около 30-40% страховых выплат. Еще одна цель поправок — борьба с мошенничеством в сфере ОСАГО, поддельных полисов на рынке сейчас очень много. Эти две проблемы в значительной сфере решаются переходом на натуральную форму возмещения”, — пояснила президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Ирина Лукашевич.

“Я уверен, что натуральная форма возмещения в ближайшие годы станет значительно более популярна, чем ранее. Раньше у клиента не было шанса при наступлении риска по ОСАГО попасть на ремонт на дилерскую станцию. Страховые компании пытались направить таких клиентов на станции гаражного типа и сами, таким образом, спровоцировали интерес клиента к денежной выплате. На этой ниве по всей стране развились сотни юридических компаний, оказывающих услуги автомобилистам по максимизации выплат. Это буквально разоряло страховые компании. Сегодня страховые компании активно меняют свой подход к ОСАГО — все ведущие компании сегодня предложат клиенту направление на СТО к дилеру”, — говорит генеральный директор “Аларм-Моторс” Роман Слуцкий.

Это станет большим преимуществом для автомобилистов.

Новые правила ОСАГО. Чего стоит ждать из-за введения натурального возмещения убытков.

Очередное нововведение от Российского союза автостраховщиков (РСА) вряд ли оставит равнодушным хоть одного автовладельца. Касается это изменений формы оказания компенсаций по системе ОСАГО. Если раньше предусматривались денежные выплаты, то теперь поврежденное транспортное средство ждёт фактически принудительный ремонт. Ну а деньги будут выплачиваться только в очень редких случаях.

Поначалу может показаться, что все очень даже хорошо и правильно. Ведь главная цель в получении страховки после ДТП – это восстановление автомобиля. А тут именно ремонт и предусмотрен. Т.е. автовладельцу не придётся искать сервис, который может выполнить работы, вписывающиеся в сумму выплаченной страховки. Все что по новым правилам надо сделать – это передать автомобиль на ремонт в станцию технического обслуживания (СТО) и ждать, когда его собственность будет восстановлена. Подобная система – автоматический ремонт автомобиля за счет страховики, используется в Европейских странах.

Да и зачем стараться, если им главное не выходить за пределы утвержденной страховщиком сметы, да ещё и по возможности сэкономить.

Как происходит натуральное возмещение

После ДТП владелец пострадавшего автомобиля пишет заявление о возмещении и в течение 5 рабочих дней предоставляет его в свою страховую компанию. Далее страховщик в течение 20 рабочих дней обязан рассмотреть заявление, произвести осмотр автомобиля, оценку ущерба и выдать направление на ремонт.

  • Штраф за несоблюдение этих сроков составляет 1% от суммы страхового возмещения за каждый день просрочки.

При натуральном возмещении, в отличие от денежного, не учитывается износ деталей. Все запчасти, устанавливаемые в ходе ремонта, должны быть новыми.

Преимущества натурального возмещения.

Как действовать в случае ДТП?

Если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то требование о возмещении вреда необходимо предъявлять своему страховщику

Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.

Заполненные извещения о ДТП должны быть переданы участниками ДТП в свои страховые компании (или их представителям в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП) в течение пяти рабочих дней после ДТП.

Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 20 календарных дней.

За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик наказывается неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.

все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред обоюдка и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;.

Можно ли сделать ремонт в другом СТО

Зачастую водители интересуются, можно ли при ОСАГО сделать ремонт на другой станции? Если изучить правила, станет ясно, что страхователь может выбрать из списка.

При желании получить направлению на свое СТО, которая не включена в список, потерпевшая сторона может получить отказ на законном основании. В этом случае страховщики могут только предложить выплату в денежной компенсации.

В подобной ситуации следует написать заявление, с просьбой исправить недочеты.

Требования к сервисам и страховщикам

Стоит помнить, что при разработке проекта дополнения коснулись и сервисов, а также компаний.

Обязательными условиями для выполнения работы считаются следующие:

  • предлагаемые мастерские обязаны располагаться, не более чем на 50 км от места аварии или от адреса проживания клиента;
  • если же причина состоит в удалённости, то тогда компания должна оплатить транспортировку автомобиля до мастерской;
  • срок на выполнение процессов составляет 1 месяц. Когда случается просрочка, то за каждое число начисляется штраф. Сумма составляет половину процента от стоимости возмещения за каждый день;
  • контроль за совершаемыми процессами по ремонту;
  • исключение всех недобросовестных СТО.
Читайте также:  Защита прав продавца от покупателя

Всё это должно отслеживаться компанией по автострахованию, потому что, в противном случае на неё будет наложен запрет. Он предусматривает ограничение на работу на срок от одного года. Решение принимается Центробанком.

Если говорить об автосервисах, то следует выделить ответственность.

К ней относится:

  1. Нельзя при проведении работ использовать те детали, которые уже были в употреблении. В этом случае больше везёт владельцам, которые имеют старые автомобили.
  2. На повреждение транспорта, которое было устранено, должна предоставляться гарантия. Она варьируется от полугода до года, в зависимости от проводимой операции.
  3. Ремонт осуществляется только в срок, который установлен законом. На это не влияет сложность и наличие деталей. При отклонении на компанию накладываются штрафные санкции.

Если же СТО не предоставляет услуг, то можно написать заявление о взыскании компенсации. Также есть вариант получить помощь от той мастерской, которой изначально не было в списках.

Нельзя при проведении работ использовать те детали, которые уже были в употреблении.

Расплата “натурой”, или Какие подводные камни есть в законе об ОСАГО

Федеральный закон о натуральном возмещении по ОСАГО вступил в силу 28 апреля. Автовладельцам, которые заключают договор “автогражданки” после этой даты, в случае ДТП положен ремонт машины вместо денежной выплаты. Материальная компенсация возможна только в исключительных случаях. О подводных камнях натуральной формы возмещения убытков по ОСАГО – в материале Amic.ru.

Безналичный ремонт

Новый закон позволяет страховщикам не выплачивать владельцу поврежденного автомобиля деньги, а отправлять машину на ремонт в сервисный центр. СТО должно находиться не более чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего. Конкретный автосервис человек выбирает сам из реестра СТО, который ему предложит страховщик.

Как отмечает автоюрист, руководитель правового центра “Эксперт” Константин Швец, в этом пункте закон больше ориентирован на страховые компании, чем на потребителей. Кроме этого, лишение человека возможности выбора он расценивает как ущемление прав автовладельцев.

“До этого автовладелец мог самостоятельно выбрать, где он будет ремонтировать свой автомобиль и из каких материалов. Сейчас круг сужается. И до сих пор не ясно, во всех ли населенных пунктах будут расположены СТО. В Алтайском крае есть райцентры и села, которым просто не уложиться в параметр удаленности в 50 км”, — отмечает Константин Швец.

Добавим, что закон предусматривает ремонт и на станции, с которой у страховщика нет договора. Но это возможно только по письменному согласованию пострадавшего со страховой компанией. Вопрос, насколько часто будут на это условие соглашаться страховщики, пока остается открытым.

Новые запчасти и гарантия качества

Автор одного из проектов поправок, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что конечная редакция закона более полезна для автовладельцев, чем для страховщиков. Главным преимуществом является ремонт без доплаты.

“Ремонт автомобиля будет проводиться с использованием новых запасных частей без учета износа автомобиля. Мы будем настаивать на поправках, чтобы это были только запчасти, имеющие сертификаты”, — сообщил Amic.ru Антон Шапарин.

Отремонтировать автомобиль на СТО должны в срок не более 30 рабочих дней. За каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5 % от суммы возмещения. К примеру, если ремонт машины стоит 200 тысяч рублей, а ремонтировали ее не 30, а 40 дней, владельцу положена выплата в размере 10 тысяч рублей. В законе прописано, что если потребителя не устроили результаты ремонта, он может обратиться с претензией к страховщику.

“Гарантия на ремонт в автосервисе составит шесть месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев. Это был один из самых жестких пунктов в борьбе со страховщиками, которые хотели ограничить гарантию на лакокрасочные работы двумя месяцами, а на слесарные — месяцем. Если за этот утвержденный законом промежуток времени автовладелец выявит недочеты, он вправе обратиться в страховую компанию. Она должна переделать то, что не устраивает клиента, за свой счет”, — пояснил Шапарин.

Никаких мошенников

По словам ведущего специалиста отдела урегулирования убытков ООО “Сибирский дом страхования” Олега Лакизы, многие автовладельцы привыкли экономить на ремонте и делать его в гараже или у знакомых. Но вопрос качества в этом случае порой оставляет желать лучшего. Те, кто добровольно выбирал ремонт в СТО еще до вступления закона, по словам сотрудника страховой компании, оставались довольными и сроками проведения работ, и их качеством.

“Могу сказать, что страховые компании заключают договоры только с проверенными станциями техобслуживания. Кроме того, автовладельцы будут в выигрыше, ведь вне зависимости от износа старые детали будут меняться на новые. То есть эти затраты целиком ложатся на страховую компанию”, — отмечает Олег Лакиза.

Также страховые компании смогут избавиться от мошенников, которые до вступления в силу закона получали выплаты за несуществующие ДТП. Недобросовестные автовладельцы не нуждаются в ремонте, следовательно, они больше не будут разыгрывать спектакли.

Смешные до слез цены

Независимый эксперт, мастер кузовного цеха компании “Вианор” Юрий Сигов также расценивает ремонт с использованием исключительно новых запасных частей как плюс для автовладельцев. Для автомобилей моложе двух лет и на гарантии ремонт должен проводиться у официального дилера. Все машины по новому закону считаются гарантийными только в течение двух лет со дня их производства, а не со дня их продажи. Если подходящей станции в списке партнеров страховой компании нет, а на другую мастерскую автовладелец не согласится, то ему выплатят деньги.

Но, по мнению Сигова, в законе есть подводные камни для машин со стажем.

“Как независимый эксперт, я могу сказать, что выплаты по ОСАГО часто не хватает на ремонт, так как цены на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) сильно занижены. Теперь это головная боль для СТО. На цены, установленные РСА, зачастую можно будет купить только контрактные запчасти или дубликаты, а это уже нарушение договора”, — отметил Юрий Сигов.

Антон Шапарин пояснил, что им с большим трудом удалось заставить страховые отказаться от использования б/у запчастей, как они планировали изначально. В принятой редакции закон устанавливает, что запчасти должны быть новыми. Но речь не идет о том, что они могут быть только оригинальными.

“Было бы хорошо, если использовались только новые оригинальные запчасти. Но, во-первых, это очень сложно. Во-вторых, для части автомобилей их не существует в природе. Компромиссом стало то, что могут использоваться не только оригинальные запчасти. Главное, чтобы они были новыми”, — сказал Шапарин.

Проблему заниженных расценок вице-президент тоже видит. Кстати, закон предусматривает срок обязательного обновления цен. Это задача страховщиков. Кроме этого, к вопросу уже подключились Центробанк и Национальный автомобильный союз.

“Мы показали многочисленные исследования. По длинному ряду позиций цены РСА действительно занижены. Например, бампер для Toyota Land Cruiser 200 купить за 6400 рублей невозможно. Ни оригинальный, ни китайский. Безусловно, актуализация базы — это большая проблема. Но если в СТО видят, что не могут купить данную запчасть по установленной цене, они дают заключение о невозможности проведения ремонта в срок 30 дней. Далее человек с этим заключением обращается в страховую и получает деньги”, — сказал Шапарин.

Неравный бой

“Взять, к примеру, автомобиль Nissan Wingroad. Оригинальная задняя дверь на такую машину стоит около 100 тысяч, а цена целого автомобиля – 120-150 тысяч рублей. Конечно, автовладельцу выгодна замена на новую деталь. А если взять дорогой автомобиль, цена одного мотора превышает максимальный размер выплаты в 400 тысяч рублей. В этом случае страховая компания признает полную гибель автомобиля, и тогда владельцу будет положена компенсация. Но ее выплатят уже с учетом износа. То есть человек находится в заведомо худшем положении, чем те, у кого запчасти дешевле”, — говорит независимый эксперт Юрий Сигов.

Закон в исключительных случаях предусматривает материальную компенсацию. Она возможна, если автомобиль не подлежит восстановлению или его ремонт превысит лимит выплаты (более 400 тыс. руб.). Также компенсация предусмотрена, если в аварии столкнулись более трех транспортных средств, в ДТП есть пострадавшие (средний и тяжкий вред здоровью) и погибшие, инвалиды 1 и 2 группы. Страховой придется выплатить деньги, если она не в силах организовать ремонт, соответствующий правилам ОСАГО, либо в случае договоренности потерпевшего со страховщиком.

“Действительно, в случае выплаты будет учитываться износ автомобиля. Но если человек не согласен с калькуляцией, он может обратиться к юристам и провести альтернативную оценку повреждений, которые получила машина. И чаще всего человек через суд на руки получал большую сумму, чем предлагала страховая. Цель страховых состояла в том, чтобы убрать из цепочки юристов и отнять возможность у граждан защищать свои интересы в суде. Этой цели они добиться не смогут. Суды будут и по качеству ремонта, и по срокам, и по объему компенсации”, — заключил Антон Шапарин.

Федеральный закон о натуральном возмещении по ОСАГО вступил в силу 28 апреля.

Чем опасно натуральное ОСАГО: ремонт, тарифы, подводные камни

Госдума в среду, 15 марта, приняла во втором чтении законопроект о натуральном возмещении убытков по ОСАГО. Для автодилеров перейти на новую систему будет легко, хоть завтра готовы это сделать. Сервисные емкости для этого есть. Но переход на новую систему таит сразу несколько подводных камней.

Читайте также:  Закон о миграции населения 2020: для чего нужен

Первая проблема — это возможная потеря гарантии на автомобиль, если ремонт проводится не у официального дилера. Нельзя гарантийные машины отправлять куда попало. К чему это может привести? На совещании по законопроекту с одним из сотрудников ЦБ был такой диалог: «Если боковое зеркало автомобиля сбили, неужели его надо к официальному дилеру на ремонт везти?» Спрашиваю: «А зеркало с электроприводом?» Он отвечает утвердительно. «Если вам клеммы не так подключат и накроется вся электросистема автомобиля, вы кому претензии предъявлять будете?» Он удивился: «А что, такое возможно?»

В принципе понятно, что подобное возможно и у официального дилера, но там есть гарантия на все проведенные работы. Ни один официальный дилер не откажется исправлять ситуацию, которая возникла по его вине.

Электроникой современные машины напичканы достаточно серьезно, поэтому ремонт не у официального дилера — это всегда дополнительные риски. Кроме того, при аварии могут пострадать не только кузовные детали, но и ходовая часть, возможны скрытые повреждения. Независимый сервис не всегда знает, как провести диагностику и на что обратить внимание.

Один из представителей неофициальных сервисов объяснял, что они не обладают технологией производителя и обеспечить сохранение гарантии не могут. Сейчас на рассмотрение Госдумы внесены поправки о том, что для ремонта по ОСАГО в официальные сервисы необходимо направлять автомобили, произведенные не более двух лет назад.

Непонятно, откуда взялся срок два года. У некоторых автомобилей срок гарантии составляет три года или пять лет. Я думаю, что, если поправка про два года останется в законопроекте, найдется кто-нибудь, кто подаст в Конституционный суд. Потому что, с одной стороны, гарантия должна быть сохранена, с другой стороны, если автомобиль старше двух лет, его могут отправить в любой сервис на выбор страховой компании. Получается, что конституционные права владельца авто будут нарушены.

К чему может привести экономия страховых компаний на автозапчастях

Страховые компании очень хотят использовать б/у запчасти для ремонта. Но в этом вопросе законодатели нас услышали, такое не предусмотрено. Даже в рамках существующих тарифов можно добиться того, чтобы использовались новые запчасти. Разрыв между стоимостью официальных запасных частей и ценами в справочнике единой методики просто фантасмагоричен. Там даже разрыв с ценами на неофициальные запчасти есть.

Предлагаю рассмотреть на примере Toyota Landcruiser. В единой методике указано, что бампер стоит 6700 рублей. Неоригинальный бампер на рынке стоит 14 000 — 16 000 рублей. Оригинальный стоит 22 000. Спрашивается, что можно приобрести за 6700 рублей? Скорее всего, это китайский аналог, ввезенный контрафактно, который не встанет на машину, его надо будет подпиливать и подкручивать.

Если случится авария с таким бампером, он не выполнит свою функцию. В результате погибнет либо водитель, либо пассажир, либо кто-то еще пострадает. При этом такая методика официально утверждена для расчета стоимости восстановительного ремонта.

Выполнение нового закона будет реализовать непросто, потому что поток к официальным дилерам пойдет, но даже предоставив максимальную скидку, дилеры не смогут добыть запчасти по тем ценам, которые указаны в едином справочнике. Просто таких цен в принципе нет. Возникает вопрос, откуда в справочнике они взялись?

РСА нанимает компанию, которая раз в полгода проводит анализ рынка запчастей по всей России. Цены по многим регионам поразительным образом совпадают — копейка в копейку. Анализ сводится к тому, что ведется проверка цен в магазинах автозапчастей. Но в этих магазинах до 70% продукции является контрафактом. Естественно, цены отличаются от официальных в разы.

И с этой проблемой тоже нужно как-то бороться, даже если РСА не хочет этого признавать. ЦБ попросило, чтобы мы подготовили аналитику от дилерских центров по большому количеству позиций и по разным брендам. Мы надеемся, что ЦБ будет единую методику корректировать.

Как предлагают изменить тарифы на ОСАГО

Страховые компании говорят, что при существующем тарифе на полисы ОСАГО обеспечивать запчасти по официальным ценам невозможно. Они грозятся сдать лицензии на ОСАГО, хоть это и непросто сделать. Нужно отдать им должное, лоббизм у них на хорошем уровне. Им верят.

Поэтому ЦБ оказывается в тупике. Тариф по ОСАГО повышать никто не будет по крайней мере в ближайший предвыборный год. Это лишний раздражитель для большого числа избирателей. Но в 2018 году решать вопрос все равно придется.

Часть страховых компаний предлагает перейти к европейской системе. Там цены на аналог ОСАГО формируются не государством, а свободным рынком. Средняя стоимость полиса в Германии составляет около €500, то есть более 30 000 рублей. В России средняя цена полиса — 6500 рублей. Но в Германии и уровень доходов другой. Страховые компании говорят, что их устроила бы средняя цена полиса от 15 000 до 20 000 рублей. Но это все равно кратное увеличение.

Для премиум-сегмента разницы особой нет, владельцы таких автомобилей поворчат немного, но заплатят. А что делать человеку, который живет и работает в регионе?

Недавно я был в Воронеже. Не понимаю, как там таксисты живут. Три раза за день воспользовался их услугами, отдал 104 рубля в первую поездку, 75 рублей за вторую, в третий раз мы час пробкам ехали, по счетчику вышло 165 рублей. Вышел из машины и думаю, как же этому таксисту удается зарабатывать, если он на бензин потратил едва ли не больше, чем получил от клиента? Для таких водителей повышение стоимости ОСАГО — это конец их бизнеса.

Поэтому ЦБ, страховым компаниям, автодилерам и сервисным центрам придется найти компромисс. И чем быстрее, тем лучше.

Госдума в среду, 15 марта, приняла во втором чтении законопроект о натуральном возмещении убытков по ОСАГО.

Как это работает

Новые правила распространяются на полисы «автогражданки», купленные после 28 апреля 2017 года.

1. После проведения технической экспертизы страховщик выдаёт потерпевшему направление на ремонт и оплачивает стоимость этого ремонта.

2. Потерпевший получает направление на ремонт в конкретную точку, которая находится не далее чем в 50 км от места ДТП или его дома. По закону клиент вправе самостоятельно выбрать наиболее подходящую мастерскую из предоставляемого страховой компанией перечня. Однако пока у страховщиков очень мало договоров, поэтому они назначают точку ремонта сами, поясняют представители компаний.

3. В ремонте не допускается использование бу запчастей. А сами работы должны проводиться не дольше 30 рабочих дней со дня представления гражданином своего автомобиля на станцию технического обслуживания.

4. Минимальный гарантийный срок составляет 6 месяцев. Услуги, связанные с лакокрасочными работами, находятся на гарантии 12 месяцев.

Важно: по закону за клиентом сохраняется право выбора формы возмещения (натуральная или денежная). Если он выбирает вторую, то пишет отказ от первой формы и должен получить деньги на счёт.

Если он выбирает вторую, то пишет отказ от первой формы и должен получить деньги на счёт.

Ремонт по ОСАГО

Новая норма об ОСАГО, которая была принята Госдумой РФ. Она гласит, что основной страховой выплатой по полису ОСАГО станет ремонт автомобиля, а не выдача наличных на руки. При оформлении страховки и заключении договора клиент самостоятельно может выбрать из списка партнеров компании, где он приобретает услуг, тот автосервис, который будет производить ремонт пострадавшему в случае аварии. Если же пострадавшего не устраивает данный автосервис, то он с письменного согласия представителя компании может его изменить. Направление на ремонт потерпевший получит в течение 20 дней со дня получения заявления.

Принят этот закон был, чтобы решить проблему со страховыми выплатами, которые в некоторых регионах превышали 100%. Компании повсеместно начали закрывать свои отделение, поскольку дело становится невыгодным, а права отказать как клиенту в получении услуги, так и пострадавшему в выплате они не имеют.

Справка: теперь страховым компаниям не придется выплачивать деньги, но нужно будет предоставлять направления на ремонт, что часто выходит в меньшую стоимость.

Страховики будут знать точно, какую сумму им необходимо выдать, а если СТО является их партнёром, то и получить некоторую скидку, поскольку они предоставляют им клиентов. Особенно важно то, что такое решение принесет серьезные проблемы мошенникам, которые наживались на авариях и выплатам по ним, поэтому этот закон выгоден именно компаниям.

Клиенты же смогут получить 6-и месячную гарантию на проведенные ремонтные работы, а на лакокрасочные и кузовные – 12 месяцев. А также им не придется искать СТО, работники которого возьмутся за починку их автомобиля.

Клиенты же смогут получить 6-и месячную гарантию на проведенные ремонтные работы, а на лакокрасочные и кузовные 12 месяцев.

Добавить комментарий