ЕСН вернется в виде ЕСВ

Кто платит, каков объект налогообложения

Отчислять этот вид налога должны все, кто официально работают. Это две большие группы налогоплательщиков.

1. ИП, занимающиеся частной практикой.

2. Физлица, не относящиеся к категории индивидуальных предпринимателей; ИП, предприятия и организации, конкретные люди, что делают выплаты физическим лицам.

У этих групп несколько отличаются объекты обложения по единому социальному налогу. Первая группа должна сделать отчисления со всех видов доходов, оставшихся после учета обозначенных законом расходов. Для тех, кто попадает во вторую группу, объектами налогообложения становится весь объем выплат, что производились физическим лицам по договорам разного вида: как по трудовым, так и по всему спектру .

Первая группа должна сделать отчисления со всех видов доходов, оставшихся после учета обозначенных законом расходов.

Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?

С отменой ЕСН прекратила свое действие гл. 24 НК РФ, посвященная этому налогу (п. 2 ст. 24 закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 24.07.2009 № 213-ФЗ). В силу вступил закон РФ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, установивший иные правила для исчисления этих платежей. А после передачи страхвзносов под контроль ФНС, эти правила регламентиует Налоговый кодекс РФ:

  • Расширился перечень выплат, облагаемых взносами. Если раньше из-под них выводились платежи, осуществленные за счет чистой прибыли, то теперь зависимость от этого обстоятельства исчезла. Соответственно, перечень выплат, не подлежащих налогообложению, оказался строго определенным.
  • Исчезла общая регрессивная шкала ставок налога. Взамен был введен предел доходов, облагаемых взносами. Этот предел стал индексируемым и систематически повышается в соответствии с ростом средней зарплаты по РФ. Выше этого предела обложение доходов по пониженной ставке присутствует только для платежей в ПФР.
  • Общая ставка по взносам для основной массы налогоплательщиков (применяющих ОСНО) с 2011 года должна была повыситься на 8% за счет роста ставок в ПФР и ФОМС. Для льготных категорий плательщиков (спецрежимников, резидентов особых зон, организаций, имеющих инвалидов) на 2011–2014 годы предусматривался переходный период, в течение которого для них вводились в действие ранее отсутствовавшие ставки и увеличивалась величина ставок, являвшихся льготными. Общая максимальная ставка, действующая сегодня, составляет 30% от всех облагаемых взносами выплат, осуществленных в пользу физлица. Ее величина на 4% выше той, которая действовала при ЕСН. Круг лиц, имеющих право на пониженную ставку, заметно сократился.

О том, как эти 30% распределены по фондам, читайте в статье «Из чего складываются 30,2% страховых взносов?».

Приведенные изменения свидетельствуют о том, что замена ЕСН на страховые взносы привела к существенному увеличению налогового бремени для всех плательщиков этих взносов.

Общая ставка по взносам для основной массы налогоплательщиков применяющих ОСНО с 2011 года должна была повыситься на 8 за счет роста ставок в ПФР и ФОМС.

Что нас ждет в связи с отменой ЕСН: обзор нового закона

17 июля Госдума приняла в третьем чтении два закона, которые серьезно изменяют налоговое законодательство и законодательство о социальном страховании.

Первый закон называется «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», второй закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Основная цель вносимых в законодательство изменений – замена единого социального налога на страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФ), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС и ТФОМС). Т.е. на самом деле возврат к тому, что было до принятия главы 24 Налогового кодекса.
В основном текст закона о страховых взносах взят из первой части Налогового кодекса и главы 24 НК. Глава 24 будет исключена из НК с 1 января 2010 года.

Закон, вносящий изменения в отдельные законодательные акты затрагивает несколько десятков нормативных документов. Некоторые изменения весьма значительны. Так, в частности, почти полностью переписан закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», он даже сменил название и теперь будет называться “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”.
Что же изменится для налогоплательщиков с принятием этих законов?

  • Отмена ЕСН и замена его взносами в Пенсионный фонд, ФСС, ФФОМС и ТФОМС
  • Налоговые органы контролировать уплату взносов не будут. Контроль за исчислением и уплатой взносов в ПФ и в фонды медицинского страхования будет осуществлять Пенсионный фонд , взносы в ФСС как и раньше будет контролировать ФСС.
  • Отчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФ и в ФОМСы будет сдаваться в ПФ ежеквартально до 1 числа второго месяца следующего за отчетным кварталом. Сроки сдачи расчетов в ФСС останутся прежними.
  • Ставки для работодателей в 2010 году остаются на уровне 2009 года: в ПФ 20%, в ФСС 2,9%, в ФФОМС 1,1%, ТФОМС 2,0%. При этом изменяется размер взносов в ПФ на страховую и накопительную часть: для лиц 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии 20%, для лиц 1967 года рождения и младше на финансирование страховой части 14%, на финансирование накопительной части 6%.
  • Отменяется регрессивная шкала расчета взносов. Однако при этом с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взиматься не будут. Предельная величина базы для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться (с 2011 года)
  • Взносы будут начисляться на выплаты физлицам вне зависимости от того, пойдут эти выплаты в уменьшение налога на прибыль или не пойдут.
  • Не будут облагаться взносами никакие выплаты в пользу временно пребывающих иностранцев и лиц без гражданства.
  • Статья про необлагаемые взносами выплаты практически полностью переписана со ст. 238 НК. Однако под шумок из неё пропали некоторые необлагаемые доходы – компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда (кроме молока и т.п.) будут облагаться взносами по полной программе. Также уточнено, что матпомощь по рождению ребенка (до 50 000 руб) не облагается взносами только в случае выплаты её в первый год после рождения.
  • Индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты будут уплачивать не только фиксированные взносы в ПФ, но и взносы в ФФОМС и ТФОМС.
  • Начнут действовать новые статьи в КоАП за нарушение законодательства об обязательном социальном страховании
  • Для расчета пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам будет применяться новый максимум среднедневного заработка – он исчисляется исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов. В 2010 году максимальный среднедневной заработок составит 415000 / 365 = 1136.99. Но одновременно с поднятием лимита из ст.255 НК убрали пункт про доплату до реального среднедневного заработка, т.е. учесть такие доплаты при расчете налога на прибыль будет нельзя. Так же изменится размер максимальных выплат по пособиям по уходу за ребенком. В 2010 году он составит 415000 / 12 * 40% = 13833.33
  • Отменены драконовские штрафы в ФСС за неподачу расчетов. Теперь ответственность устанавливается в процентах от суммы взносов к уплате. Но не менее 100 рублей (до 180 дней просрочки) и 1000 (если прошло более 180 дней). Т.е. теперь не надо будет при опоздании на пару дней с нулевым отчетом платить 1000 рублей в ФСС.
  • При ошибке в КБК взносы не будут считаться уплаченными, даже если они попали в нужный фонд.
  • ПФ вправе проводить выездные проверки, во время которых он будет проверять не только правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты, но и предоставление сведений персонифицированного учета. Но есть и маленький плюс – выездная проверка не может проводиться чаще, чем раз в три года.

В 2011 году:

  • Повышение ставок взносов до 34%, кроме некоторых категорий страхователей. Так же вырастут ставки фиксированных платежей у индивидуальных предпринимателей.
  • Пониженные тарифы страховых взносов в 2011-2014 годах действуют только для сельхозпроизводителей, плательщиков ЕСХН, общин малочисленных народов, резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и организаций инвалидов
  • К ежеквартальному отчету по начисленным и уплаченным взносам добавится ежеквартальная персонифицированная отчетность в ПФ!
  • Страхователи со среднесписочной численностью более 50 человек за предыдущий календарный год обязаны сдавать отчетность с 2011 года только в электронном формате с электронной цифровой подписью.

В 2015 году:

  • Отмена всех льгот. Все страхователи будут уплачивать взносы по одинаковым ставкам. Даже организации инвалидов.

Вот основные изменения, которые ожидают клерков в связи с принятием новых законов.
В обзоре не рассматривались изменения, связанные с начислением трудовых и иных пенсий.

255 НК убрали пункт про доплату до реального среднедневного заработка, т.

Различия между страховым взносом и ЕСН

Как правило, стандартное страховое отчисление равно 30%, выплачиваться оно в данном размере должно обязательно независимо от используемого метода налогообложения на предприятии.

Все основные различия между этими двумя выплатами можно поделить на приятные и неприятные для граждан (см. таблицу 1).

Читайте также:  Переход права собственности на недвижимое имущество

Благоприятные моменты

Неприятные моменты

Четкое определение и ведение базы взносов.

Сравнительно небольшие штрафные санкции при неуплате.

Отмена заморозки счета.

Налогоплательщики, выплачивающие пенсии гражданам с инвалидностью или перечисляющие деньги в другие похожие благотворительные организации не будут избавлены от страховых выплат, но для них предусмотрен специальный пониженный тариф.

В ситуации, когда финансовая помощь сотруднику будет более 4000 рублей, сумма будет облагаться страховым вычетом.

Разовое совершение материальной помощи не заносится в общую базу для начисления страховых отчислений, это происходит только в той ситуации, когда помощь была совершена в первый год младенца.

Сроки непредоставления всех расчетных бумаг будут считаться по календарным дням.

Страховое отчисление будет считаться неоплаченным в случае, если в поручении был написан неверный код банковской карты.

Бумаги, подтверждающие выплаты, необходимо бережно хранить 7 лет.

Все проверки осуществляются работниками ФСС и ПФР.

Подробнее о ЕСН на видео:

Его необходимо отчислять не в ФНС, а в ФСС.

Единый социальный взнос (ЕСВ)

Единый социальный взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (сокр. ЕСВ) — консолидированный страховой взнос в Украине, сбор которого осуществляется в системе общеобязательного государственного страхования в обязательном порядке и на регулярной основе.

ПериодМини­мальный ЕСВ
(грн.)
%
МЗП
с 01.01.20201039,0622,0%

Единый социальный взнос в Украине с 2011 по 2020 гг. (грн.)

ПериодМини­мальный ЕСВМинимальная
зарплата
Макси­мальный ЕСВ
с 01.01.2011 по 31.03.2011326,539414897,91
с 01.04.2011 по 30.09.2011333,129604996,80
с 01.10.2011 по 30.11.2011341,809855810,52
с 01.12.2011 по 31.12.2011348,3910045922,60
с 01.01.2012 по 31.03.2012372,3310736329,63
с 01.04.2012 по 30.06.2012379,6210946453,51
с 01.07.2012 по 30.09.2012382,3911026500,70
с 01.10.2012 по 30.11.2012387,9511186595,08
с 01.12.2012 по 31.12.2012393,5011346689,47
с 01.01.2013 по 30.11.2013398,0111476766,15
с 01.12.2013 по 31.12.2013422,6512187184,98
с 01.01.2014 по 31.12.2014422,6512187184,98
с 01.01.2015 по 31.08.2015422,6512187184,98
с 01.09.2015 по 31.12.2015478,1713788128,82
с 01.01.2016 по 30.04.2016303,1613787579,00
с 01.05.2016 по 30.11.2016319,0014507975,00
с 01.12.2016 по 31.12.2016352,0016008800,00
с 01.01.2017 по 30.04.2017704,0032008800,00
с 01.05.2017 по 30.11.2017704,0032009262,00
с 01.12.2017 по 31.12.2017704,0032009691,00
с 01.01.2018 по 31.12.2018819,06372312285,90
с 01.01.2019 по 31.12.2019918,06417313770,90
с 01.01.20201039,06472315585,90

Основные положения, определяющие порядок сбора ЕСВ, установлены Законом Украины “О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование” № 2464-VI от 08.07.2010 (вступил в силу с 01.01.2011).

Единый социальный взнос заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сбора: пенсионный, “безработицу”, соцстрах (больничные), “несчастный случай”. Ставки ЕСВ дифференцировались в зависимости от вида плательщика, а также в зависимости от классов профессионального риска вида деятельности.

Следует отметить, что с 1 января 2015 работодатели обязаны уплачивать размер ЕСВ не меньше минимального (размер которого рассчитывается исходя из минимальной заработной платы), независимо от суммы начисленной заработной платы. При этом следует учесть, что в соответствии с пп.4 п.2 ст.41 Бюджетного кодекса до вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период минимальная заработная плата применяется в размерах и на условиях, действовавших в декабре предыдущего бюджетного периода.

Для физических лиц – предпринимателей минимальный ЕСВ до 2016 года составлял 34,7% от размера минимальной зарплаты.
С 01.01.2016 года ставка ЕСВ понижена до 22% (для всех категорий плательщиков).

Обращаем внимание, что с 01.01.2017 года для ФЛП (физических лиц – предпринимателей) — плательщиков единого налога — минимальный ЕСВ составил 352 грн. (в отличие от остальных категорий плательщиков). Однако, их счастье было недолгим: уже с 01.01.2018 минимальный ЕСВ для всех лиц, включая всех ФЛП, составил те же 22% от МЗП.

Размеры минимального ЕСВ для частных предпринимателей (грн.)

ПериодСтавка ЕСВМини­мальный ЕСВ
(общий показатель)
Мини­мальный ЕСВ
для ФЛП 1 группы
с 01.01.2011 по 31.03.201134,7 %326,53
с 01.04.2011 по 30.09.201134,7 %333,12
с 01.10.2011 по 30.11.201134,7 %341,80
с 01.12.2011 по 31.12.201134,7 %348,39
с 01.01.2012 по 31.03.201234,7 %372,33
с 01.04.2012 по 30.06.201234,7 %379,62
с 01.07.2012 по 30.09.201234,7 %382,39
с 01.10.2012 по 30.11.201234,7 %387,95
с 01.12.2012 по 31.12.201234,7 %393,50
с 01.01.2013 по 30.11.201334,7 %398,01
с 01.12.2013 по 31.12.201334,7 %422,65
с 01.01.2014 по 31.12.201434,7 %422,65
с 01.01.2015 по 31.08.201534,7 %422,65
с 01.09.2015 по 31.12.201534,7 %478,17
с 01.01.2016 по 30.04.201622,0 %303,16
с 01.05.2016 по 30.11.201622,0 %319,00
с 01.12.2016 по 31.12.201622,0 %352,00
с 01.01.2017 по 30.04.201722,0 %704,00352,00
с 01.05.2017 по 30.11.201722,0 %704,00352,00
с 01.12.2017 по 31.12.201722,0 %704,00352,00
с 01.01.2018 по 31.12.201822,0 %819,06819,06
с 01.01.2019 по 31.12.201922,0 %918,06918,06
с 01.01.202022,0 %1039,061039,06

Напоследок приводим таблицу, показывающую динамику изменения минимального ЕСВ (в абсолютном и процентном выражении) с 2011 г.

2013 34,7 422,65 с 01.

Федеральная налоговая суперслужба

Эффективный доступ ФНС к информации о гражданах, совмещенный с информацией об уплате НДФЛ и социальных платежей, позволит выявлять ситуации теневой занятости. Формально это проблема исключительно работодателя, однако на практике уже с 2017 года массовый «выход из тени» таких работодателей будет сопровождаться либо закрытием рабочих мест, которые не окупают себя при полной уплате страховых взносов по стандартному тарифу, либо по крайней мере частичным сокращением таких зарплат.

Исходя из оценок социального блока Белого дома, датированных осенью 2015 года, речь может идти примерно о 15% российского рынка занятости. Для нынешнего кризисного состояния российской экономики слишком хороший сбор налогов может оказаться плохой новостью: пока рост безработицы не демонстрирует сколько-нибудь драматических темпов, но единовременное упразднение в результате налоговых проверок серого в отношении социальных платежей сектора может резко изменить эту ситуацию. Явную угрозу возврат социального налога представляет и для работодателей, экономящих на уплате соцплатежей. В условиях возврата в 2015 году МВД права возбуждать уголовные дела по факту неуплаты налогов не уплаченный в любой части соцналог может возродить практику массового уголовного преследования за неуплату налогов вообще.

Суть системы страховых взносов возврат к ЕСН формально никак не затронет. Так, социальные налоги сохраняются в части стран ЕС, что не мешает функционированию страховых систем. Технически страховой характер соцобеспечения в РФ до 2010 года обеспечивался соответствующим «вычетом» из суммы налогового сбора социального налога. Скорее всего, при соответствующем решении Белого дома в 2017 году будет реализована та же схема.

Во всяком случае, по данным Ъ , тема соплатежа есть в предложениях, связанных с социальным налогом, хотя предложений по реализации схемы пока нет.

ЕСН не вернется

“Откуда вы это взяли?” – так она отреагировала на вопрос журналистов о возможной отмене в России страховых взносов и возвращения единого социального налога. Его, напомним, отменили еще в 2010 году.

О планах по введению такого налога и передаче его администрирования Федеральной налоговой службе (ФНС) накануне активно дискутировали и в социальных сетях. Новость вызвала волнение еще и потому, что речь также шла и об увеличении нагрузки на заработные платы, превышающие 800 тысяч рублей в год.

Для тех, кто уже не помнит: ЕСН – это прямой федеральный налог, который какое-то время заменял собой отдельные отчисления в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.

Однако это не отменяло целевого назначения налога, средства от его сбора по-прежнему поступали в фонды.

С введением ЕСН функции его администрирования были переданы налоговым органам. Поэтому и сейчас возможное решение о возврате к единому социальному налогу действительно видится логичным некоторым экспертам в свете создания единого фискального органа на базе ФНС, который должен стать, в том числе, администратором страховых взносов. Но это не означает, что возвращается ЕСН.

Слишком уж много плюсов было, когда его отменили. Средства сразу начал получать тот фонд, который специализировался на предоставлении гражданам определенных социальных гарантий. Деньги граждан стали персонифицированными, ими стало легче управлять. Кроме того, отмена социальных платежей в виде налога привела к снижению общей налоговой нагрузки на бизнес. Конечно, платежи никуда не делись, но в расчетах налоговой нагрузки по стране неналоговые платежи не числились, что позволило РФ улучшить свои показатели в международных рейтингах.

Но есть и те эксперты, кто допускает мысль о возвращении единого налога. По их мнению, ФНС удастся намного эффективнее заниматься администрированием социальных платежей. Контрольная деятельность этого органа отлажена, предполагает серьезную аналитическую работу и выход на проверку только при наличии достоверных сведений о нарушениях. ФНС ежегодно отчитывается о сокращении числа проверок и увеличении сборов. “Как бы бизнес ни относился к налоговой службе, она сейчас эффективная. Нужно понимать, что едут на том, кто везет. Налоговая служба – это рабочая упряжка”, – считает Дмитрий Тихонов, доцент кафедры финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности Высшей школы финансов и менеджмента (ВШФМ) РАНХиГС. В то время как внебюджетные фонды до сих пор не получили эффективную нормативную базу для проведения контрольных мероприятий. Буквально в декабре 2015 года обсуждался вопрос расширения их полномочий и предоставлении права проведения внеплановых и повторных проверок.

Читайте также:  Охрана труда: что это такое, описание и особенности

Однако бизнес это, по-прежнему, не убеждает. Предприниматели опасаются, что возврат к ЕСН будет связан с повышением ставок налога. На эту мысль наталкивает обсуждаемый вопрос об увеличении нагрузки на заработные платы, превышающие 800 тысяч рублей в год.

Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений:

– И по моим сведениям тоже, тема возврата единого социального налога на заседании Экспертного совета при правительстве не поднималась. Этот вопрос в принципе в правительстве серьезно не обсуждается. Речь идет об оптимизации администрирования страховых взносов и о передаче этой функции от небюджетных социальных фондов налоговой службе. А это принципиально разные вещи. Страховые платежи – персонифицированы, а налог обезличен.

Что касается введения страховых платежей с зарплат выше 800 тысяч рублей, на мой взгляд, это решение может привести к уходу в тень если не отдельных категорий высокооплачиваемых работников, то по крайней мере части их зарплаты.

С одной стороны, такое вознаграждение получает не так много россиян. Может быть, миллион человек, максимум – несколько миллионов. 55 процентов работающих россиян зарабатывают в среднем 22 тысячи рублей (если считать по “старой” методике Росстата определения средней зарплаты, по новой методике их доход еще ниже). 560 тысяч работающих пенсионеров получают более одного миллиона рублей в год. Теперь представьте – за них делаются отчисления в пенсионный фонд. При этом их пенсия не индексируется, в августе ее могут пересчитать максимум на 200 рублей. И если сейчас еще и увеличат сумму, которая будет облагаться страховыми платежами, какой у них и их работодателей останется интерес работать в белую?

То же самое касается и молодых людей с высокими доходами. Высокие зарплаты часто у людей, работающих, например, в сфере новейших технологий, IT, нередко их продукция и услуги конкурируют на международном рынке, и увеличение нагрузки на фонд оплаты труда будет понижать эту конкурентоспособность.

Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов:

– В России уже был ЕСН, и это не был позитивный опыт. Поскольку в то время в бюджетах социальных фондов образовались “дыры”, которые не удается “заткнуть” до сих пор. Причина – собираемость социального налога была на уровне 70 процентов от объема сборов фондами. Объяснить этом можно тем, что одно только понятие “налог” заставляет наших предпринимателей искать возможности “оптимизировать” платежи. К социальным взносам отношение другое.

Что касается взимания взносов с зарплат выше 800 тысяч рублей – почему нет? Вы заметили, как только речь заходит об увеличении налогов или страховых платежей, нас сразу начинают пугать уходом бизнеса в тень. У нас есть мощные силовые, контролирующие структуры, которые обязаны следить за тем, чтобы это не происходило. А если все-таки происходит, значит, они работают неэффективно и бюджет зря тратит на них средства налогоплательщиков. И всю структуру их работы надо перестраивать.

Кроме того, я считаю, самое время вернуться к рассмотрению таких вопросов, как введение прогрессивного подоходного налога – чем выше зарплата, тем больше человек платит, а также налога на роскошь. Это будет социально справедливо.

Татьяна Малеева, директор института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС:

– Изменение системы сбора социальных платежей – это больше технический вопрос. Считается, что у налоговой инспекции больше возможностей для качественного администрирования. Один из аргументов в пользу такого решения – это уменьшение нагрузки на бизнес. Но как бы и кем не собирались платежи, пенсионный фонд все равно будет следить за правильностью их уплаты работодателями, поэтому контроль с его стороны не уменьшится.

Повышение суммы, облагаемой социальными платежами, частично поможет решить проблему дефицита пенсионной системы. Но кардинально – нет, поскольку не так много россиян зарабатывают 800 тысяч в год. Для того чтобы система стала более устойчивой, нужно повышать пенсионный возраст до 62-63 лет для обоих полов. Если это сделать, то схема может быть мягкой: пенсионный возраст женщин будет прибавлять по полгода в год, у мужчин – по три месяца. Если это решение отложить, придется действовать по более жесткой схеме. И это будет стресс для людей предпенсионного возраста.

Слишком уж много плюсов было, когда его отменили.

Начисление взносов

Понятие облагаемого объекта практически осталось таким же, как и для единого социального налога. Так, работодатели-организации и предприниматели должны начислять взносы в ПФР, Фонд соцстраха, ФФОМС и ТФОМС на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. Единственное, но очень существенное отличие от главы 24 НК РФ — отсутствие взаимосвязи с признанием расходов. Так, объектом для начисления страховых взносов являются даже те выплаты, которые не отнесены к затратам для целей исчисления налога на прибыль.

Что касается базы для начисления страховых взносов, то она по-прежнему определяется как сумма выплат и иных вознаграждений за расчетный период (он равен году) за минусом сумм, не облагаемых взносами. Но есть два глобальных отличия. Первое — отмена регрессивной шкалы ставок. Второе отличие — введение предельной величины налоговой базы в отношении каждого физического лица. В 2010 году лимит будет равен 415 000 рублей. Это значит, что как только доход работника превысил это значение, бухгалтерия прекращает начисление взносов. Начиная с 2011 года предельный размер базы будет индексироваться исходя из роста средней заработной платы в РФ.

Выплаты, освобожденные от взносов

Список выплат, не подпадающих вод страховые взносы, очень напоминает аналогичный перечень из статьи 238 НК РФ. Однако не обошлось и без расхождений. Основные отличия мы привели в таблице 1.

Различия между новым и старым перечнем «освобожденных» выплат

Наименование выплатыПо новому закону о страховых взносахПо старым правилам начисления ЕСН
Компенсация за неиспользованных отпуск при увольненииВзносы начисляютсяОсвобождались от налога (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ)
Единовременная материальная помощь при рождении ребенка не более 50 000 руб.Освобождается, если матпомощь выплачена в первый год жизни ребенкаОсвобождалась независимо от времени выплаты (подп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ)
Взносы по договорам негосударственного пенсионного обеспеченияОсвобождаютсяОблагались ЕСН, так как включаются в расходы (подп. 16 ст. 255 НК РФ)
Материальная помощь работникуОсвобождается в пределах 4 000 руб. на одного сотрудника за годОсвобождалась полностью, так как не учитывается в расходах (под. 23 ст. 270 НК РФ)
Выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФОсвобождаютсяОблагались на общих основаниях

Выплаты, освобожденные от взносов.

Единый социальный налог ЕСН с 2020 года

Единым социальным налогом признается налог, который дает россиянам право на получение пенсионного и социального обеспечения в старости, а также медицинскую помощь. Он был введен в обиход граждан РФ в 2001-м году, но с 1 января 2010 году эта выплата была отменена.

Вместо неё налогоплательщики платят специальные страховые взносы, хотя многие по привычке рассматривают ставки ЕСН в 2020 году, таблица которых разделяет процент по налогу в несколько фондов Российской Федерации.

Единый социальный налог ЕСН с 2020 года.

Подписаться на тему?

Как выше уже было сказано, в составе ЕСВ находится и Пенсионный фонд.

ЕСН: старые проблемы налогоплательщиков – новые решения ВАС РФ

Далее общество своим письмом просило управление фонда зачесть либо возвратить названную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

ЕСВ с ФЛП: маленькая и большая победы

Что уже есть
ФЛП не платят ЕСВ «за себя» за март и апрель. За I квартал вместо 3117,18 грн вы с чистой совестью могли заплатить 2078,12 грн. Освобождение за апрель ждет своего часа – срока уплаты за II квартал.

КМУ существенно ослабил карантинные ограничения для бизнеса (постановление КМУ от 04.05.2020 г. № 343). Но:
– только с 11 мая;
– далеко не для всех. Логичный вопрос: почему тогда от ЕСВ освободили только за март и апрель?

Маленькая победа

Закон, принятый 13.05.2020 г. на базе законопроекта № 3329-д, от ЕСВ «за себя» освободил еще и май месяц. На тех же условиях, что и март с апрелем. То есть, по-прежнему:
– НЕ важно, это единоналожник или общесистемщик, остановлена деятельность из-за карантина или нет, есть работники или нет, есть доход в льготных месяцах или нет. Освобождение дается независимо от перечисленных факторов. Разумеется, ЕСВ с зарплат работников продолжаем платить;
– не нужно подавать налоговикам письма, заявления, сертификаты о форс-мажоре;
– уплаченный наперед ЕСВ формирует переплату;
– стаж за эти три месяца сохраняется в силу прямой нормы закона;
– важно не показывать в ф. № Д5 начисления за льготные месяцы, иначе ЕСВ придется все-таки заплатить.
Таким образом, при уплате ЕСВ «за себя» за II квартал (срок уплаты – до 20 июля включительно (с учетом переноса)) можно будет заплатить 1039,06 грн. (только за июнь).

Большая победа

Более концептуальные проблемы решены в другом законе – принятом 13.05.2020 г. на базе законопроекта № 2166.

Жалко, что нововведения эти заработают лишь с 01.01.2021 г. Имеем мы вот что:

ФЛП (общая система или единый налог), которые еще и работают по трудовому договору, смогут не платить ЕСВ «за себя». Это освобождение сработает за те месяцы, по которым работодатель по основному месту работы заплатил за них ЕСВ в размере не ниже минимального страхового взноса;

ФЛП на общей системе может не платить ЕСВ «за себя» за бесприбыльные месяцы;

ФЛП, которые получают пенсию за выслугу лет и не достигли возраста, установленного ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», также будут попадать в ряды освобожденцев от ЕСВ «за себя».

Ну и в качестве «бонуса» прописали «прощение» для тех общесистемщиков, которые с 01.01.2017 г. по день вступления в силу закона (формально выходим на конец 2020 года, но здесь есть недосказанность) не получали прибыль и не платили ЕСВ «за себя». То есть формально и для «спящих», и для нулевиков с убыточниками. Причем не снятых с регистрации на конец 2020 года.

Им спишут недоимку по ЕСВ «за себя», образовавшуюся за счет неуплаты минвзноса по ЕСВ и соответствующие штрафы.

Для этого нужно будет подать налоговикам заявление и недостающую ЕСВ-отчетность за периоды 2017 – 2020 гг., а госрегистратору – заявление на «разрегистрацию».

Стартует процесс, если мы правильно поняли законодателя, с начала 2021 года. А на раздумья у плательщика будет 90 календарных дней.

Тем, кто прибыль в каких-то периодах начиная с 01.01.2017 г. все-таки получал, данной нормой воспользоваться не удастся. Но не все потеряно. Фрагментарно – по отдельным периодам – может помочь суд.

Судебная практика благосклонна к тем ФЛП, которые получали зарплатные доходы: «. особа, яка зареєстрована як фізична особа-підприємець, проте господарську діяльність не веде та доходи не отримує, зобов`язана сплачувати єдиний внесок на загальнообов`язкове державне соціальне страхування не нижче розміру мінімального страхового внеску незалежно від фактичного отримання доходу лише за умови, що така особа не є найманим працівником» (постановление Верховного суда от 04.12.2019 г. по делу № 440/2149/19). Если у вас есть такие периоды – можно в суде побороться за неуплату ЕСВ «за себя» по ним.

PS:
1. В данном материале для облегчения его восприятия мы говорили только о ЕСВ «за себя» по физлицам-предпринимателям (ФЛП). В тоже время, изменения задевают в том числе и «независимых профессионалов» и членов фермерских хозяйств.
2. После появления официальных текстов законов возможны некоторые коррективы. Держим руку на пульсе.

На тех же условиях, что и март с апрелем.

ЕСН вернется в виде ЕСВ

Всем доброго времени суток!
Касается всех, кто получил ЕДВ на покупку квартиры!
Есть достоверная информация, в налоговые органы из прокуратуры поступил запрос о сотрудниках, которые получили налоговый вычет за покупку квартиры, купленной на деньги выданные государством!
Со слов знакомого военнослужащего (их тоже коснулась такая процедура от прокуратуры), налоговая просит вернуть деньги либо возбуждают УД по факту мошенничества. Думаю я не один, кто воспользовался возвратом налога за покупку квартиы! Кто-что думает? Как теперь доказывать, что например данную квартиру я купил не на те деньги, которые выдало государство.

В этой связи ФНС России информирует о нижеследующем.

В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более 2 000 000 рублей, в частности, на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации квартиры, комнаты либо доли (долей) в них, а также на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Согласно пункту 5 статьи 220 Кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктами 3 и 4 пункта 1 данной статьи, не применяется в случаях, если оплата расходов налогоплательщика на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них производится, в частности, из средств бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” сотрудник, имеющий стаж работы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы в органах внутренних дел.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223 “О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации” предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной миграционной службе в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, с учетом положений статьи 220 Кодекса, налогоплательщик – сотрудник органов внутренних дел, получивший единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, не превышающем 2 000 000 рублей, уменьшенных на сумму денежных средств, полученных налогоплательщиком из федерального бюджета в виде единовременной социальной выплаты.

В целях недопущения необоснованного возврата из бюджета сумм налога на доходы физических лиц ФНС России просит довести до структурных подразделений МВД России особенности предоставления имущественного налогового вычета с учетом положений пункта 5 статьи 220 Кодекса.

Есть достоверная информация, в налоговые органы из прокуратуры поступил запрос о сотрудниках, которые получили налоговый вычет за покупку квартиры, купленной на деньги выданные государством.

Разработчики концепции “Стратегия-2020” предлагают правительству вернуть Единый социальный налог, передав его администрирование ФНС. В правительстве и бизнес-кругах идею уже обсуждают.

Разработчики концепции “Стратегия-2020″, которая была представлена на прошлой неделе, предлагают правительству России вновь вернуться к единому социальному налогу (ЕСН) и отдать администрирование налога Федеральной налоговой службе. Подобная система уплаты налога существовала до 2010 года. В 2010 году были введены обязательные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, которым также были переданы функции по администрированию платежей. С 1 января 2011 года ставка взносов была повышена с 26 до 34%. Однако впоследствии это решение было пересмотрено и ставки снижены до 30% с введением дополнительной ставки 10% для зарплаты более 512 тыс. рублей в 2012 году и 537 тыс. рублей в 2013 году. Сниженные ставки будут действовать до конца 2013 года – предполагается, что в течение этого периода правительство разработает новую стратегию пенсионной реформы. Но независимо от сценариев реформирования пенсионной системы эксперты считают, что перед правительством должны быть по­ставлены вопросы о целесообразности возврата к единому социальному налогу и передачи администрирования соответствующих платежей налоговым органам”, – сообщается в докладе “Стратегия-2020”. Разработчики указывают на то, что принятые решения о замене единого социального налога страховыми взносами и об изменении их шкалы в пользу более регрессивной, а также об увеличении ставки обязательных взносов с 26% до 34% от фонда оплаты труда не обеспечили долгосрочную сбалансированность пенсионной системы, но увеличили налоговую нагрузку и усложнили администрирование.

Реформа по факту признана неэффективной , – рассказал он.

ЕСВ: от чего зависит размер единого социального взноса

Ранее размер ЕСВ зависел от определенного класса профессионального риска в соответствии с отраслевой классификацией. Размер отчислений находился в границах от 36,3% до 49,7%. К примеру, предприятия бюджетной сферы должны были платить ЕСВ в размере 36,3%, что являлось на тот момент наиболее низким тарифом.

Сейчас действует ставка в 22% от зарплаты. Работодатели вычитают ЕСВ при каждой выплате заработной платы наемным работникам. Перечисляется взнос на специальный банковский счет в налоговой, а позже ГНС распределяет эти средства по отдельным фондам.

В январе 2020 года минимальный размер ЕСВ: 4723 грн х 22% = 1039,06 на каждого работника в месяц. Если по каким-либо причинам результат ЕСВ получается ниже этой суммы, работодателю придется доначислить до указанного минимума.

Перечисляется взнос на специальный банковский счет в налоговой, а позже ГНС распределяет эти средства по отдельным фондам.

Добавить комментарий