Ответственность за нарушение условий контракта

Правовые последствия для бизнесменов при выполнении госконтрактов

Председатель комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов “Деловой России”

специально для ГАРАНТ.РУ

Многие предприниматели стремятся заключить госконтракт. Участию в конкурсе не всегда предшествует всесторонняя оценка возможностей и анализ соответствия участника всем требованиям, предъявляемым заказчиком. Важно знать не только как заключить контракт, но и как не понести серьезные финансовые и реупутационные потери, а главное – не стать обвиняемым в совершении преступления. Предприниматели должны иметь финансовые резервы, а также уметь просчитывать гражданско-правовые и уголовно-правовые риски. О чем и поговорим ниже.

В соответствии со ст.

Материальная ответственность

При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:

  • Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
  • Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.

Материальная ответственность сторон определяется в тексте контракта. Различают следующие формы ответственности:

  • Пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
  • Штрафза ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).

В ст.34 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. указаны штрафы и пени по 44-ФЗ с актуальными изменениями. Все они приведены в таблице ниже:

Пени рассчитываются за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за невыполненные работы.

Пример: В рамках госзаказа поставщик должен поставить товар на 10 тыс. руб. до 20.04.2020 г. включительно. Но в указанный срок успел поставить товар только на 2 тыс. руб., а следующая партия на 8 тыс. руб. предоставлена заказчику только 03.05.2020 г. Просрочка составила 13 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 5,50 %, сумма неисполненного в срок обязательства 8 тыс. руб.

· 10% цены контракта или этапа, если его цена менее 3 млн. руб.;

· 5%, если цена 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 1%, если цена 50 млн. — 100 млн. руб.;

· 0,5%, если цена 100 млн. — 500 млн. руб.;

· 0,4%, если цена 500 млн. — 1 млрд. руб.;

· 0,3%, если цена 1 млрд. — 2 млрд. руб.;

· 0,25%, если цена 2 млрд. — 5 млрд. руб.;

· 0,2%, если цена 5 млрд. — 10 млрд. руб.;

· 10% от НМЦК, если она менее 3 млн. руб.;

· 5%, если НМЦК 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 1%, если НМЦК 50 млн. — 100 млн. руб.

Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и сумма контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства — штраф в виде фиксированной суммы:

· 10% от ЦК, если она менее 3 млн. руб.;

· 5%, если ЦК 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 1 тыс. руб., если цена контракта менее 3 млн. руб.;

· 5 тыс. руб., если она 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 10 тыс. руб., если она 50 млн. — 100 млн. руб.;

Важный момент! Если было доказано действие обстоятельств непреодолимой силы или вины третьей стороны, штраф назначен не будет.

тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации.

Порядок расчета пени

Пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка, рассчитанной от цены контракта за каждый день просрочки. Такая цена может быть уменьшена на сумму качественно исполненных работ, если поставщик уже приступил к реализации контракта. Размер неустойки ограничен ценой контракта и не может превышать ее.

С 2017 года порядок расчета пени стал одинаковым и для заказчика, и для поставщика. В ранее действующих правилах пени для поставщика рассчитывались по особой формуле и могли устанавливаться в размере более 1/300 ставки рефинансирования.

Пени начисляется со дня, который следует за датой исполнения обязательств по госконтракту.

Пени рассчитываются по следующей формуле:

  • цена государственного контракта за вычетом исполненных обязательств / 300 * ключевая ставка * количество дней просрочки.

Пени начисляют за каждый день просрочки, включая календарные, праздничные и выходные, согласно Пояснению Минфина от 2016 года №02-04-06/21780.

Например, заказчик должен был оплатить контракт 1 ноября на сумму 1 млн р., а оплатил 16 ноября. Пени за просрочку составят 1000000 / 300 * 6,5 * 15 = 3250 р.

Помимо уплаты пени, заказчика могут обязать уплатить штрафные санкции в размере 30-50 тыс. р. по ст. 7.32.1 КоАП.

Заказчик обязан прописать в контракте пени и штрафы в порядке, который утвержден законодательно. Если он этого не сделает, то заказчику придется заплатить штрафы по нормам КоАП, а положения контракта могут быть оспорены в суде.

Если в рамках контракта предусмотрены отдельные этапы исполнения, то штраф рассчитывается с опорой на цену отдельного этапа на основании п.

Определение размера при заключении соглашения

Завышенные пени правоприменитель может уменьшить, но и слишком низкие проценты не будут соответствовать интересам контрагента. Какой процент неустойки за невыполнение условий договора предусмотреть? Лучше ориентироваться на обычно применяемые меры ответственности в подобных сделках и на средние ставки краткосрочных кредитов.

Срок, за который взыскивается неустойка, тоже определяется в соответствии с соглашением.

Виды ответственности за нарушения условий контракта

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту является одним из существенных условий контракта. Об этом прямо указано в ч. 4 ст. 34 ФЗ № 44, в соответствии с которой в контрактвключается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Законом вводится обязательная ответственность заказчика и подрядчика:

  • за просрочку исполнения обязательств —неустойка (заказчик — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, подрядчик — размер устанавливает Правительство РФ, но не менее 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ);
  • за ненадлежащее исполнение — штраф (в виде фиксированной суммы в контракте, порядок установления которой определяет Правительство РФ).

То есть за нарушение условий контракта законом о контрактной системе предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде неустойки (пени) и штрафа.

Неустойка (штраф, пеня) согласно ст. 330 ГК РФ — это определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Неустойка может быть законной, то есть определенной законом, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (ст. 332 ГК РФ), или договорной, то есть установленной соглашением сторон, соответственно, условия, размер, порядок ее применения также определяются сторонами. ФЗ № 44 предусматривает законную неустойку.

Примечание: ГК РФ не разделяет понятия «неустойка», «штраф» и «пеня».

Неустойка — важный способ обеспечения обязательства. Широкое применение неустойки связано с рядом ее особенностей. Так, неустойка взыскивается за сам факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником. Она определяется уже в момент заключения договора, и кредитор не обязан доказывать причиненные ему убытки и их размер. Неустойка уплачивается за неисполнение обязательства либо за его ненадлежащее исполнение. Сторонам предоставлено право самим формулировать условия договора о неустойке. Ее специфика состоит и в том, что она одновременно является и мерой имущественной ответственности.

Внимание! В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.

Как уже было сказано ранее, неустойка (штраф, пеня) за нарушение условий контракта может быть применена как к заказчику, так и к участнику закупки. При этом если для заказчика установлен фиксированный размер неустойки за ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом, то для поставщика установлен лишь ее минимальный размер.

Читайте также:  Стоит покупать участок, если нет плана межевания?

Примечание:в контракте может быть предусмотрена неустойка и за иные нарушения обязательств по контракту (договорная неустойка), но только предусмотренные ФЗ № 44.

Конкретные размеры неустойки, случаи освобождения от уплаты неустойки подробно описаны в лекции «Контракт: правовая сущность, нормативное регулирование и существенные условия. Обязательные условия контрактов. Типовые контракты».

Штрафные санкции за ненадлежащее исполнение контракта могут быть применены как к заказчику, так и к поставщику. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отдельно в законе предусмотрено применение к поставщику штрафных санкций в случае непредоставления дополнительной информации, когда предоставление такой информации является обязательным (подробно данный вопрос рассмотрен в лекции «Контракт: правовая сущность, нормативное регулирование и существенные условия. Обязательные условия контрактов. Типовые контракты»).

Если к заказчику может быть применена только мера гражданско-правовой ответственности, то к поставщику на основании действующего законодательства за нарушение условий контракта, кроме гражданско-правовой ответственности, могут быть применены следующие виды ответственности:

  • обеспечение исполнения контракта;
  • внесение в реестр недобросовестных поставщиков.

Обеспечение исполнения контракта является специфической для гражданско-правовых отношений мерой ответственности. Она применяется только в госзакупках и призвана обеспечить добросовестное исполнение условий контракта. Обеспечение исполнения контракта предоставляется победителем на этапе заключения контракта. Подробно вопросы предоставления обеспечения исполнения контракта рассмотрены в лекции «Обеспечение исполнения контракта. Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов».

Еще одной нормой, призванной стимулировать добросовестное исполнение условий контракта, является ведение реестра недобросовестных поставщиков. В такой реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Поставщики, сведения о которых внесены в такой реестр, лишаются права в течение 2 лет с даты внесения информации о них в реестр участвовать в госзакупках (в случае если заказчик в документации устанавливает такое требование). Подробно вопросы ведения реестра недобросовестных поставщиков рассмотрены в лекции «Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

Дата добавления: 2016-03-20 ; просмотров: 5163 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

В такой реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках подрядчиках, исполнителях , с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Таблица штрафов КоАП по 44-ФЗ с изменениями 2019 года

Но он устанавливается не КоАП, а рассчитывается от цены контракта по правилам из постановления Правительства 1042.

Статья 7.32. КоАП РФ. Нарушение порядка заключения, изменения контракта

Ст 7.32 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей, на юридических лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч рублей и не более трехсот тысяч рублей.

2. Заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

3. Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

4. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.

5. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

6. Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.

7. Действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, –

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц – от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.

8. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

9. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

10. Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.

Правовое регулирование

Ответственность сторон по госконтракту регулируется:

  • законом 44-ФЗ;
  • Постановлением Правительства № 1042;
  • Административным кодексом;
  • Гражданским кодексом.

Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, Постановление № 1042 устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.

Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций , то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей.

Таблица 5. Штрафы для поставщика за нарушение обязательств, которые не имеют стоимостной оценки
НМЦК, рублейШтраф, рублей
Не более 3 млн1 тыс.
От 3 млн до 50 млн (включительно)5 тыс.
От 50 млн до 100 млн (включительно)10 тыс.
Более 100 млн100 тыс.
Читайте также:  Закрытие индивидуального предпринимательства через МФЦ

В контракте заказчику следует прописать, нарушение каких именно обязательств, не имеющих стоимостного выражения, влечет наложение штрафов на поставщика. Если заказчик этого не сделает, а поставщик такие обязательства нарушит, то оштрафовать могут уже самого заказчика. Ему могут вменить в вину то, что он утвердил документацию, которая нарушает требования контрактного законодательства.

Ему могут вменить в вину то, что он утвердил документацию, которая нарушает требования контрактного законодательства.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

От 50 до 100 млн

Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность.

Штрафы по 44 ФЗ

Федеральный закон № 44 регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика услуг. Он устанавливает обязанности обеих сторон, а в случае нарушения договоренностей предусмотрены штрафы по 44 ФЗ. В 2019 году законопроект подвергся значительным изменениям.

Основные изменения в 44 ФЗ в 2020 году.

Ответственность за невыполнение муниципального контракта

Какова ответственность подрядчика по мун контракту (44-фз) в случае, если он без уважительных причин не выполнил часть работ и не желает их выполнять, а согласен сдать только фактически выполненные работы и получить за них оплату? Срок контракта истек.

И какова будет его ответственность в случае, если невыполнение произошло из-за действий заказчика, выразившихся в непредоставлении объекта для выполнения работ (на части территории шли работы по другому мун контракту того же заказчика) вплоть до окончания срока действия контракта?

Ответы юристов ( 3 )

  • 9,6 рейтинг
  • 1279 отзывов

Согласно ст. 34 закона № 44-ФЗ подрядчику за неисполнение (ненадлежащее исполнение) по его вине должны быть начислены штрафы. Размер штрафов определяется условиями контракта и может составлять до 10 % от цены контракта (этапа исполнения контракта) за каждый факт нарушения в зависимости от конкретных условий закупки (в том числе размера цены контракта).

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

Если обязательства не были исполнены не по вине подрядчика, то в этом случае подрядчик не несет ответственность за их нарушение. Согласно ст. 719 ГК РФ

1. Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).

При этом согласно ст. 718 ГК РФ подрядчик вправе потребовать оплаты выполненной работы и возмещения убытков.

2. В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы.

  • 626 ответов
  • 138 отзывов

Приветствую Вас, Сергей!

Какова ответственность подрядчика по мун контракту (44-фз) в случае, если он без уважительных причин не выполнил часть работ и не желает их выполнять, а согласен сдать только фактически выполненные работы и получить за них оплату?

Штрафные санкции за неисполнение условий муниципального контракта будут применены за неисполнение (ненадлежащее исполнение) условий контракта.

Это обязанность Заказчика, предусмотренная ст.34 ФЗ-44 от 05.04.2013г.

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В случае невыполнения Заказчиком требований закона по выставлению неустойки, к нему могут возникнуть претензии со стороны контролирующих органов в сфере закупок (напр. Главное контрольное управление).
Также, в соответствии со ст. 104 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Заказчик осуществляет действия по направлению Подрядчика в РНП.

Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
6. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта

При этом зону ответственности Заказчика определяет Статья 7.31 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ

2. Ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

И какова будет его ответственность в случае, если невыполнение произошло из-за действий заказчика, выразившихся в непредоставлении объекта для выполнения работ (на части территории шли работы по другому мун контракту того же заказчика) вплоть до окончания срока действия контракта?

В случае, если условиями муниципального контракта и технического задания, не предусмотрена этапность выполнения работ, то работы считаются либо выполненными в полном объеме, либо нет. Соответственно, при отсутствии этапности, требовать от Заказчика оплаты частично выполненной работы Подрядчик не имеет права.
Если в период действия Контракта, Заказчик создал условия, при которых исполнение Подрядчиком его обязательств оказалось невозможным, Подрядчику был вправе:
1. Предъявить Заказчику требования об уплате неустойки в соответствии со ст.34 ФЗ-44

2. Расторгнуть контракт по соглашению сторон, при этом есть возможность зафиксировать фактически выполненных объем работ и получить оплату по нему, без риска для Подрядчика оказаться в реестре недобросовестных поставщиков.
3. Обратиться в суд (в случае невозможности заключения соглашения о расторжении) с требованием об уплате фактически выполненных работ (в соответствии со ст. 719 ГК РФ)
Исходя из вышеизложенного, Подрядчик будет освобожден от ответственности, предусмотренной 44-ФЗ лишь в случае заключения соглашения с Заказчиком о расторжении контракта по соглашению сторон. Либо оспаривания действий Заказчика по препятствованию исполнения контракта в суде при наличии доказательной базы противоправных действия Заказчика.

Срок контракта истек.

Об ответственности за нарушение срока и порядка оплаты при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Автор: А. Гусев

Читайте также:  Образец характеристики для награждения

Комментарий к Федеральному закону от 26.07.2017 № 189-ФЗ.

В силу ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт вносится обязательное условие о порядке и сроках: оплаты товара, работы или услуги; осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом; оформления результатов такой приемки.

Таким образом, оплата по контракту должна быть произведена заказчиком в срок, установленный в контракте. При этом в соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, преду­смотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

В настоящее время в отдельных случаях по результатам полного исполнения контракта, этапа исполнения контракта складывается негативная практика, связанная со злоупотреблениями со стороны заказчика при осуществлении оплаты по контракту.

С целью минимизации издержек поставщика (подрядчика, исполнителя) и дисциплинирования заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по контракту обязательств, Федеральным законом от 01.05.2017 № 83-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ст. 34 Закона о контрактной системе с 01.05.2017 дополнена ч. 13.1, в силу которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, обозначенного в ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Комментируемым Федеральным законом от 26.07.2017 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрены поправки в КоАП РФ, направленные на выполнение требований ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе. С этой целью предусматривается введение в указанный кодекс ст. 7.32.5, устанавливающей ответственность за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 данной статьи нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, преду­смотренного государственным или муниципальным контрактом, повлечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, повлечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Напомним, что в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ к административной ответственности привлекается должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно изменениям, внесенным в ч. 1 ст. 4.5, за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых установлена ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, будут вправе контрольные органы в сфере закупок. В части 2 ст. 23.66 КоАП РФ сказано, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольного органа в сфере закупок вправе:

руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители;

руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители.

В свою очередь, рассмотрение дел, ответственность за совершение которых определена ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ, отнесено к компетенции судов.

руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;.

Как рассчитать пени за просрочку исполнения обязательств заказчиком?

Исполнитель может требовать уплаты пени, если заказчик просрочит исполнение своих обязательств по оплате суммы контракта.

Размер пени определяется в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от той суммы, которая не оплачена в срок. Ставка рефинансирования с 03.03.2014 года установлена в размере 7%.

Пеня будет начисляться на следующий день после того, как обязательство по оплате контракта должно было быть исполнено. При этом начисляться она будет каждый день до момента исполнения обязательства.

Исполнитель может требовать уплаты пени , если заказчик просрочит исполнение своих обязательств по оплате суммы контракта.

Неустойка

Помимо указанных выше и поименованных в ст. 15 ГК РФ убытков, закон предусматривает и иные виды ответственности. Одним из них является неустойка. О данном виде ответственности законодатель упоминает в ст. 330 ГК РФ. Так, неустойкой признается денежная сумма, которая должна быть выплачена кредитору от должника, если обязательства исполнены не так, как указано в договоре, либо не исполнены вовсе.

Соотношение убытков и неустойки законодатель приводит в ст. 394 ГК РФ. Согласно данной норме, если договором или законом предусмотрена выплата неустойки, убытки возмещаются в части, которая не покрывается неустойкой. Это общее правило.

Возможны также случаи (если они предусмотрены законом либо договором), когда:

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

  1. Возможно взыскание исключительно неустойки, но не убытков.
  2. Возможно взыскание убытков и неустойки одновременно.
  3. Когда кредитор сам решает что взыскивать – убытки либо неустойку.

Вина должника, как основание для наступления его ответственности.

Добавить комментарий