Предмет и метод конституционного права

Предмет Конституционного права

Под предметом конституционного права подразумеваются правоотношения возникающие во всех сферах жизни общества а именно: социальной, экономической, политической и другими. И регулируемые нормами данной отрасли права.

По своему содержанию и функциональному назначению выделяют четыре группы правоотношений.

1. Конституционное право включает нормы, которые регулируют социальные взаимоотношения характеризующие основы, на которых базируется система страны и социума. Эти взаимоотношения проявляется в первую очередь в целом высококачественная оценка страны: независимость, модель управления, модель правительственного аппарата, государственные субъекты власти, методы их осуществления, т.е. единые основные принципы функционирования целой общественно-политической концепции общества.

Социум кроме того никак не способен быть жизнестойкой системой без общих баз финансовой концепции: определения дозволяемых и оберегаемых страной форм имущества, залога охраны прав владельцев, методов хозяйственной деятельности, защиты труда, провозглашения конкретной концепции предоставления общественных нужд членов сообщества в сфере образования, защиты природы, культуры. Общепринятые мерки конституционного права регулируют социальные взаимоотношения выражающие ключевые основы сообщества и в данной сфере.

Основные социальные взаимоотношения, характеризующие устройство страны, сообщества и фиксирующие их мерки гл. 1 Конституции Российской Федерации, обобщаются определением “основы конституционного строя “.

2. Социум как одно целое, так же, как целое предприятие не может быть выполнена при отсутствии законного статуса членов сообщества, без установления норм связи между страной и гражданами.

Объектом конституционального полномочия считаются такие социальные взаимоотношения какие устанавливают основные принципы отношений людей с государством, т.е. основные правила, определяющие позицию человека в социуме и стране, гражданство, а кроме того ключевые нужные полномочия, независимости и прямые обязанности людей и граждан. Непосредственно данные взаимоотношения и считаются начальным абсолютно для всех других социальных взаимоотношений среди людей, устанавливают позиция человека в различных его социально принципиальных взаимосвязях. Конституционные правила стабилизируют данные взаимоотношения зафиксированы в гл. 2 Конституции Российской Федерации “Права и свободы человека и гражданина”.

3. Так как Россия считается федеративной страной в таком случае вполне целесообразна обширная область взаимоотношений страны и ее субъектов. Регулирование данных социальных взаимоотношений является важной составляющей, которая обеспечивает единство и целостность государства, аргументированном действительными нуждами разделения объектов ведения и возможностей Федерации с ее субъектами. Эти взаимоотношения также входят в объект конституционного права. Мерки стабилизирующие их, присутствуют в гл. 3 РФ “Федеративное устройство”.

4. Ранее целостность сообщества поддерживаются не только лишь вяжущими все без исключения общественные взаимоотношения едиными правилами его аппарата, однако и надлежащим сферам управления общественным действиями через который осуществляются функции характерные этому окружению равно как созданной структуре. Подобным устройством считается концепция общегосударственной власти и концепция регионального самоуправления.

основные правила, определяющие позицию человека в социуме и стране, гражданство, а кроме того ключевые нужные полномочия, независимости и прямые обязанности людей и граждан.

Значение конституционного права:
  • эта отрасль права имеет ве­дущий характер в системе права. С конституционно­го права начинается формирование (необязательно исторически, но безусловно логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может раз­виваться, если она не находит опоры в конституционных прин­ципах или нормах конституционного законодательства, а тем бо­лее противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения со­прикасаются не только с индивидуальными проявлениями свобо­ды человека, но и с коллективными действиями людей через по­литические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда ост­рый интерес к развитию конституционного права со стороны са­мых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институ­тов и норм.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, сложное дело.

Конституционно-правовые нормы: понятие, виды и особенности.

Конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью конституционно-правовых норм. Конституционно-правовые нормы – это выраженные в КРФ, законах, иных источниках общеобязательные правила должного или возможного поведения, защищенные принудительной силой гос-ва.

Виды:

1) по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений): связанные с:

– основами конституционного строя;

– основами правового статуса личности;

– органами местного самоуправления.

2) по юридической силе (зависят от места НПА данного вида в общей системе НА):

– нормы Конституции – высшая юр.сила;

3) по территории действия:

– действующие на всей территории РФ;

– на территории респ., обл., иного субъекта Федерации;

– в границах территории, на которой осущ-ся местное самоуправление (в муниципальных образованиях).

4) по характеру предписания:

управомочивающие – право субъекта осущ-ть предусмотренные в норме действия – это нормы, кот. закрепляют компетенцию РФ, субъектов;

обязывающие – обязанности субъектов совершать определённые действия – нормы о конституционных обязанностях граждан;

запрещающие – содержат заперты на совершение определённых действий, в них предусмотренных – «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе».

5) по степени определённости предписаний:

– императивные – однозначно определяют вариант поведения субъектов в соответствующих обстоятельствах;

– диспозитивные – возможность выбора варианта действия субъектов с учётом указанных в норме условий и обстоятельств.

6) по назначению в механизме правового регулирования:

– материальные – предусматривают содержание действий;

– процессуальные (процедурные) – формы, в которых материальная норма должна быть реализована – в регламентах, законодат-х актах о проведении референдума.

Особенности:

– Основополагающий, базовый , учредительный характер;

Конст-прав. нормы закрепляют главные принципы для всех норм иных отраслей права. Например, КРФ (ст.8 и 35) закрепляет норму о праве частной собственности (базовый принцип), а гражданское право – подробно регулирует отношения собственности, в том числе и частной. КРФ (ст. 37) запрещает принудительный труд – трудовое законодательство исходит уже из этого.

– Повышенная стабильность – конст-прав.нормы изменить гораздо сложнее, чем нормы иных отраслей права.

Если обычный закон изменяется простым большинством Парламента, то для изменения конституционой нормы требуется квалифицированное большинство (2/3, ¾ Парламента) или проведение референдума, часто – соблюдение особой процедуры.

Специфика конституционно-правовых норм – в наличии как норм, которые можно защитить в суде, так и норм-деклараций – некоторые нормы носят декларативный хар-р (констатация факта, но имеющая значение для утверждения демократии), норм-принципов, норм-лозунгов.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 КРФ).

Особенности структуры – усечённая – только гипотеза и диспозиция.

Специфический характер субъектов – народ, гос-во, нации и народности, представит-е (законод-е) органы гос.вл-ти.

Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из.

Конституционное право

характером общественных отношений, которые оно регулирует.

Методы конституционного права

Методы конституционного права — совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

В конституционном праве РФ преобладают императивные методы, предписывающие поступать только определенным образом (например, представление лица на должность Генерального прокурора осуществляется только Президентом РФ). Императивные методы осуществляются в различных формах:

  • управомонения (наделение органов государства определенными полномочиями для выполнения их задач);
  • субординации (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту РФ);
  • обязывания (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении Государственной Думой двух вотумов недоверия в течение трех месяцев);
  • требования (необходим 21-летний возраст для кандидатов в депутаты Государственной Думы);
  • запрещения (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);
  • санкции вплоть до репрессий (законодательство о контртеррористических операциях).

Диспозитивные методы, оставляющие выбор поведения на усмотрение субъектов конституционно-правовых отношений (например, Президент РФ может принять отставку Правительства РФ, а может и не принимать), методы координации, согласования (например, согласительные процедуры, осуществляемые Президентом РФ при разрешении спора между субъектами Федерации) в конституционном праве не относятся к числу основных (диспозитивные методы являются основными, например, в гражданском праве).

К конституционным способам воздействия на поведение субъектов общественных отношений следует отнести установление статусов физических и юридических лиц, общественных объединений, компетенции органов публичной власти и должностных лиц, средств их обеспечения гарантирования , охраны и защиты.

1.Понятие, предмет и метод конституционного права России

Конституционное право России выступает как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина.

Как отрасль права – конституционное право – представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования государственной власти и государственного устройства, закрепляющие правовой статус личности.

Конституционное право РФ занимает центральное место в системе отраслей права России. Нормы конституционного права предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным.

Наука конституционного права РФ подробно изучает отрасль «Конституционное право РФ»; анализирует отдельные правовые институты, их взаимосвязи, тенденции, закономерности развития конституционного права, множество иных вопросов.

Учебная дисциплина – более узкое понятие, чем «наука». Отличие учебной дисциплины конституционного права от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины – не изучение и исследование всей отрасли конституционного права, а доведение до определенного круга (например студентов) наиболее важных положений науки, ознакомление с ней.

Предметом регулирования права в целом являются общественные отношения, отдельной отрасли права – специфический круг общественных отношений.

Предмет регулирования конституционного права РФ составляют две основные сферы общественных отношений:

• отношения между человеком и государством в РФ (права и свободы человека);

• властеотношения (организация государства и государственной власти в РФ).

Предмет регулирования конституционного права РФ не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком – формами собственности, экономической, политической, социальными системами, данные отношения также входят в предмет регулирования конституционного права России.

Специфика в том, что конституционное право регулирует основополагающие принципы данных отношений.

Методами конституционного права, как и в любой другой отрасли являются:

Императивный метод представляет собой такое предписание правовой нормы, которое не предоставляет субъекту правоотношения свободы выбора поведения, а повелевает ему поступать только строго определенным образом.

^ Диспозитивный метод, в отличие от императивного, предусматривает возможность субъекта правоотношений применять правовую норму по своему усмотрению.

Конституционное право, являясь публичным правом, отдает предпочтение императивному методу правового регулирования, так как в большей степени содержит нормы-принципы, обязательные для других отраслей права.

4 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002 г.

Понятие, предмет и метод конституционного права.

Конституционное право Российской Федерации – ведущая отрасль права и юридическая наука

Отечественное конституционное законодательство как отрасль права возникла сравнительно недавно. В первые годы существования Советского государства не было, по сути, закона как особой устойчивой формы права. Декреты, резолюции и постановления отражали нечеткую структуризацию источников права. Концепция государственного права не давала оснований для выделения такой отрасли, развивалось сугубо в русле государственного строительства. Государственное право как наука и учебная дисциплина формировалось медленно, причем преобладающее место в нем занимали вопросы устройства государства и его органов. В 70-х годах, например, этот предмет, изучаемый в вузах, назывался «Советское государственное право и советское строительство».

С середины 80-х годов начинает развиваться конституционное законодательство Союза ССР. Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени стал интенсивно расширяться круг проблем, требующих конституционного регулирования, Это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Все это потребовало дальнейшего развития науки конституционного права.

Конституционное (государственное) право как отрасль российского права

Понятие, предмет и метод конституционного права.

Конституционное право – категория многоплановая. В правоведении она рассматривается в трёх аспектах[1]:

· как отрасль права т.е. упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти;

· как наука, – это совокупность различных теорий, взглядов, идей по вопросам государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли права; изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты;

· как учебная дисциплина, – это предмет преподавания, курс, основанный на достижениях данной науки.

Конституционное право как одна из основных теоретико-правовых дисциплин изучается сейчас во всех юридических вузах. Изучение курса конституционного права призвано способствовать глубокому уяснению студентами:

‑ содержания, места и роли этой важнейшей отрасли права в правовой системе современного Российского государства;

‑ сущности и основных этапов развития Конституции России, ее юридических свойств;

‑ понятия и содержания основ конституционного строя РФ;

‑ правового положения человека и гражданина в нашем государстве;

‑ системы органов государственной власти в России, их структуры и организации деятельности;

‑ конституционных основ местного самоуправления.

Конституционное право как отрасль права – составная часть общей правовой системы России. Эта отрасль права, как и другие (административное, гражданское, уголовное и т.д.) является совокупностью правовых норм, правил поведения, установленных и охраняемых государством.

Конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти[2].

Главной задачей конституционного права является нахождение баланса между властью, необходимой для организации общества и свободой[3].

Для юридического анализа и правовой оценки той или иной ситуации необходимо, прежде всего, уяснение вопроса о том, нормами какой отрасли права регулируются данные общественные отношения. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию правовых норм.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Следовательно, для уяснения понятия конституционного права необходимо определить его предмет и метод.

Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые направлено воздействие группы норм той или иной отрасли права.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

а) отношения по поводу устройства государства и организации государственной власти;

б) отношения между человеком и государством.

Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путём установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. Это – народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства. Это также ‑ определение субъектов государственной власти и способов её реализации.

Конституционно-правовые нормы устанавливают систему и виды органов государственной власти и местного самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, полномочия, формы деятельности; регламентируют отношения между ними.

Установленные конституционно-правовыми нормами основы взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти определяют форму правления страны, а между центральными и региональными органами государственной власти ‑ форму государственно-территориального устройства.

Отношения между человеком и государством регулируются многими отраслями права: трудовым, гражданским, административным и др. Конституционное право устанавливает в этой сфере взаимоотношений лишь основополагающие принципы правового статуса личности, основные права, свободы и обязанности.

Права и свободы принадлежат человеку от рождения, они не могут быть ограничены ни государством, ни его основным законом. Нормы конституционного права России закрепляют неотъемлемость прав и свобод, провозглашают их высшей ценностью и устанавливают обязанности государства по их охране и защите.

Следует отметить, что конституционное право обычно не регулирует отношений человека и общества, не устанавливает основ общественного строя и гражданского общества. В принципе в конституционном праве (есть, конечно, исключения) ни в какой форме не закрепляется руководство государства обществом. Общество независимо от государства стоит над ним. Взаимоотношения между обществом и государством должны строится на признании свободы человека и институтов гражданского общества.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приёмов, способов, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Как и любая отрасль права, конституционное право присущими ему правовыми методами воздействует на общественные отношения.

Читайте также:  Как отменить операцию перевода через сбербанк онлайн

Методы регулирующего воздействия конституционного права на общественные отношения разнообразны и зависят от характера содержащегося предписания. Конституционное право применяет следующие правовые методы воздействия на общественные отношения:

‑ возложение обязанностей и ответственности;

Управомочивающие нормы конституционного права закрепляют компетенцию государственных органов, права субъектов федерации и т.п. Так, например, ст. 73 Конституции РФ устанавливает, что “вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти”. Эти нормы содержат установления, закрепляющие правомочия соответствующих субъектов правоотношений.

В конституционно-правовом регулировании общественных отношений встречается метод обязывания. Например, в соответствии со ст. 108 Конституции РФ принятый федеральный конституционный закон в течении четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Эти нормы закрепляют обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием.

Конституционному праву присущ и метод дозволения. Например: “Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации” (ч. 2 ст.117 Конституции РФ); “По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе” (ч. 3 ст.66 Конституции РФ). Предписания, содержащиеся в этих нормах, не управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению.

В конституционном праве нередко применяется и метод запрещения. Например: “Никто не может присваивать власть в Российской Федерации” (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ); “Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию” (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ); “Создание чрезвычайных судов не допускается” (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ). Предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять названные действия.

Конституционное право, применяя названные методы регулирования, обеспечивает нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина.

Зная предмет и методы конституционно-правового регулирования, можно сформулировать наиболее полное определение конституционного права. Это ведущая отрасль российского права, представляющая систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и государством. В этом определении указаны наиболее существенные отношения, регулируемые нормами конституционного права. Конституционное право отдельных стран может иметь своим предметом и более широкий круг отношений.

|следующая лекция ==>
Порядок наименования (переименования), учета и регистрации административно-территориальных, территориальных единиц, населенных пунктов и других объектов в Республике Беларусь|Конституционно-правовые нормы и институты.

Дата добавления: 2017-12-05 ; просмотров: 2556 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

содержания, места и роли этой важнейшей отрасли права в правовой системе современного Российского государства;.

Цель и задачи государственного права

Целей здесь можно выделить несколько. Это реализация существующих интересов государства, гражданина в отдельности, общества в целом. Здесь также подразумевается разрешение конфликтов таких интересов, их обособленность, сглаживание по мере возможностей.

Также цели могут выражаться в консервации правовых отношений, в подталкивании развития моральных ценностей, культуры, стимулировании к переходу к новым отношениям. Подобные цели тесно связаны с идеями, идеологией. Это может быть идея консерватизма или абсолютизма, демократии, превращения в европейское государство.

Есть и технические, правовые цели, заключающиеся в установлении правопорядка, законности. В создании специальных законных рамок для них. Все они сходятся к урегулированию отношений (к примеру, захват власти, монополизм).

Главная, важная задача заключается в установлении основных принципов общественно-политической сферы, тенденций развития, правовых институтов, в исследовании существующих проблем, поиске решений. Общей же задачей науки является исследование.

Оно может касаться государственного суверенитета, отношений между обществом, властными структурами, отдельными гражданами. Также выделяют задачу, касающуюся оценки существующего положения, накопленного опыта, сравнительного анализа на основе международного опыта.

Это осмысление правоприменительной практики, осознание реалий, поиск новых теоретических положений и концепций. Роль, сущность данной отрасли также раскрывается в функциях.

Среди множества их разновидностей можно выделить следующие:

  1. Политическая (регулирование деятельности властных структур и другое).
  2. Идеологическая (исследование проблем, поиск решений, новых положений и концепций).
  3. Прогностическая (анализ, оценка правоприменительной практики, накопленного опыта, составление прогноза на будущее).
  4. Коммуникативная (взаимоотношения со СМИ, предоставление обществу открытой, правдивой информации, статистических данных).
  5. Интегративная (внедрение новых технологий).
  6. Практико-прикладная (применение новых методов, способов, идей).

Это главные, важные функции в рамках государственного права. Они раскрывают суть правотворческой деятельности, правоприменительной деятельности. Именно подобное функциональное разделение помогает реализовывать конституционные (государственные) начала.

Ее основным, внутренним элементом является институт.

Политические

К ним относится публичная власть, которая выступает непосредственным объектом политических отношений. В основном конституция регулирует именно эти отношения. Власть дает возможность людям подчинять себе других людей, чтобы находящиеся при ней служащие не превышали своих полномочий, их действия следует контролировать. Отношения, возникшие в результате борьбы за власть.

Конституция регулирует, в каких рамках люди должны вести себя, чтобы заполучить власть. Это касается избирательного права каждого гражданина, проведения выборов и работы политических партий.

Государственные структуры принимают правовые акты и требуют их исполнения. Конституция выступает мерилом статуса этих органов, отношений между ними и распространения их влияния.

Если люди лишены власти, являются обычными гражданами, но у них есть свое видение обстановки в стране, то они могут выходить на демонстрации и митинги, регулировать деятельность общественных организаций. Защищать свои интересы обращаясь в государственные органы правопорядка. При этом их целью не является получение власти, они, таким образом, вправе отстаивать свои права и свободы.

Любой человек должен соблюдать неприкосновенность семейных устоев других членов общества.

Предмет и метод конституционного права

Конституционное право как отрасль права и наука

Конституционное право России как отрасль права — сово­купность правовых норм, регулирующих отношения, свя­занные с основами правового статуса личности, государ­ственным и общественным устройством России.

Конституционное право, как и любая другая отрасль права, характеризуется своим предметом и методом правового регулирования.

Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые воздействуют нормы данной отрасли.

Предметотрасли конституционного права составляют следующие сферы общест­венных отношений:

основы конституционного строя России (в которых выражается каче­ственная характеристика государства – суверенитет народа и формы его осуществле­ния, принципы государственного устройства и разделение властей, социальный и свет­ский характер государства, идеологическое многообразие, подчинение государствен­ной и общественной жизни конституции и законам);

взаимоотношения между государством и личностью (основные права и обязанности личности, определяющие правовые основы статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан на террито­рии России, права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации, правовое положение общественных объединений);

территориальное устройство государства и федера­тивные отношения (федеративное устройство России, состав и компетенция её субъектов, исключительная компетенция федерации и предметы совместного ведения федерации и субъектов фе­дерации, верховенство федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.);

организация и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления: Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федера­ции, органов судебной власти, представительных и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов Федерации, системы местного самоуправления.

основы государственной политики в различных обла­стях общественной жизни (экономика, право, образование, наука, культура, здравоохранение, международные отношения, оборона, безопасность и др.).

Предмет конституционного права по сравнению с другими отраслями имеет свои особенности. Во-первых, он охватывает общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, ду­ховной и др., в то время как предмет других отраслей составляют общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Во-вторых, к его предмету относятся только те отноше­ния, которые являются основополагающими, базовыми в каждой из указанной сфер. Поэто­му конституционное право выступает ведущей базовой отраслью системы права России.

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности, поэтому его называют государ­ственным правом — основополагающей отраслью права.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулиро­ванные нормами конституционного права.

Объект конституционных отношений – предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, кто в соответ­ствии с правовыми нормами данной отрасли являются носителями определенных прав и обязанностей, т.е. являются субъектами конституционного права. Понятие «субъект конституционного пра­ва» относится к неопределенному кругу субъектов, обозначаемых видовым понятием (на­пример, гражданин, субъект Федерации и т.п.). Понятие «субъект правоотношения» отно­сится к субъекту-участнику конкретного правоотношения (например, гра­жданин Иванов Владимир Петрович, г. Москва и т.п.).

Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

♦ физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);

♦ государственные образова­ния (РФ, субъекты РФ, федеральные органы госу­дарства РФ и субъектов РФ);

♦ общественные объединения (партийные, профессиональные, любительские, религиозные и др.);

♦ общности людей (народ РФ, нации, народности, население области, края города, поселка и др.);

♦ органы власти (Парламент, Правительство РФ, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суды и др.);

♦ другие государственные органы (избирательные комиссии, Конституционное Собрание, Счетная палата, Совет Безопасности и др.);

♦ должностные лица (президенты, депутаты, министры, судьи, члены избирательных комиссий и др.);

Содержание конституционно-правовых от­ношений является юридическая связь между субъектами правоотношения, которая выражается в том, что один субъект обладает определенными правами, а второй – корреспондирующими обязанностями, или оба наде­лены взаимными правами и обязанностями, предусмотренными конституционными нормами. При этом субъекты конституционных пра­воотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «вла­сти – подчинения».

Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений происходит на основе конституционно-правовых норм в связи с определенными обстоятельствами, которые имеют название юридические факты.

Необходимой предпосылкой конкретных конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов.

Юридические факты – это события или действия, с кото­рыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ний. Они формулируются в гипотезах правовых норм. События происходят независимо от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин (например, рождение гражданина, достижение совершеннолетия и т.п.). Действия – это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и созна­ния субъекта. Они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон. Все действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты представляют собой правомерные действия, совершаемые специально с целью возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений. Юридические поступки специально не направлены на возникновение, изменение или пре­кращение правоотношений, но влекут за собой такие последствия. Развитие конституци­онно-правового отношения, как правило, обусловлено целой системой, цепью юридиче­ских фактов.

Конституционно-правовые отношения имеют свои особенности.

Во-первых, они имеют особое содержание и предмет – возникают в особой сфере общественных отношений, составляющих предмет конститу­ционного права.

Во-вторых, их отличает особый субъектный состав, так как он включает таких субъектов, которые не могут быть субъектами других видов правоотношений.

В-третьих, они характеризуются значительным разнообразием видов правовых отношений.

Классическим видом таких правоотношений являются конкретныеконституцион­но-правовые отношения, которые возникают в результате реализации норм-правил пове­дения. В этом виде правоотношений четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Другим видом конституционно-правовых отношений выступают правоотношения общего характера, такие как реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций и т.п. В них конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состоя­ния. Их характеризует, с одной стороны, четкая определенность субъектов правоотноше­ния, а с другой – неопределенность взаимных прав и обязанностей, которые выводятся из множества действующих конституционно-правовых норм. Например, состояние в граж­данстве, состояние в качестве субъекта Российской Федерации.

В зависимости от сферы возникновения консти­туционных правоотношений выделяют конституци­онно-правовые отношения: I) связанные с установ­лением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регу­лированием правового статуса личности РФ.

Конституционно-правовые отношениятакже классифицируются:

= по сроку действия – на постоянные (срок действия не является определенным) и временные;

= по назначению в механизме правового регулирования – на материальные и процессуальные;

= по целевому назначению — на правоустановительные и правоохранительные.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, спосо­бов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.

Основным способом воздействия государства на общественные отношения, состав­ляющие предмет конституционного права, являетсянаделение одной из сторон государст­венно-властными полномочиями и возложение на другую сторону (стороны) отношений обязанности подчиняться велениям стороны, наделенной этими полномочиями. Такой ме­тод называется методом властеотношений.

Другим способом правового регулирования отрасли конституционного права является установление конкретных правомочий и обязанностейучастников общественных отношений, например, отношений, связанных с организацией и проведением выборов, деятельностью депутатов, реализацией компетенции государственными органами и др.

Особенностью метода конституционного права выступает закрепление в Конститу­ции моральных принципов, категорий, общественных идеалов и т.п., которое придает ре­гулированию политико-правовой характер.

Конституционное право использует также такие способы воздействия на участни­ков общественных отношений, как:

» дозволение (“каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации”);

» запрет (“никто не может быть принужден к выра­жению своих мнений”);

» обязывание (“каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы”);

» управомочивание (“Президент Российской Федера­ции представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях”);

» установление (“наименования Российская Федерация и Россия равнозначны” или уста­новление равенства сторон в отношениях);

» провозглашение или декларация (“Российская Фе­дерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”) и др.

Конституционно-правовые нормы и институты

Правовое регулирование конституционно-правовых от­ношений осуществляется нормами конституционного права (конституционно-правовыми нормами). Конституционно-правовые нормы содержатся в источ­никах конституционного права.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы его населения и выступают государственным регулятором общественных отно­шений, составляющих предмет конституционного права. Им свойственны общие призна­ки, характеризующие все правовые нормы, и в то же время присущи свои особенности, обусловленные предметом отрасли.

Нормы конституционного права РФ— правовые нор­мы, которые регулируют общественные отношения, состав­ляющие предмет конституционного права. Они устанавли­ваются государством, общеобязательны, находятся под за­щитой государства и имеют следующие характерные при­знаки:

»регулируют наиболее важные общественные отно­шения (“высшим непосредственным выражением власти на­рода являются референдум и свободные выборы”);

»являются основополагающими для всей правовой си­стемы государства, если они содержатся в Конституции РФ (“Конституция Российской Федерации и федеральные за­коны имеют верховенство на всей территории Российской Федерации”);

»редко содержат санкции, которые имеют свою спе­цифику, например, прекращение полномочий должностно­го лица или органа;

»часто определяют поведение субъектов в общем виде и нуждаются в конкретизации посредством других норма­тивных актов (“гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом”);

»иногда носят декларативный характер (так называемые нормы-принципы — “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”).

Конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:

Содержанием, т.е. сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены.

Источниками, в которых они выражены. Наиболее значимые, обладающие высшей юридической силой нормы содержатся в Конституции Российской Федерации.

Характером регулятивного воздействия на общественные отношения. В конститу­ционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, не конкретно регулирующего характера (норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач, рассчитанных на всех правоприменяющих субъектов).

Учредительным, первичным характером содержащихся в них предписаний.

Особым механизмом реализации, связанным с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояния в гражданстве, состояния в качестве субъ­ектов Российской Федерации).

Специфическими особенностями субъектов регулируемых отношений (например, таких как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы).

Читайте также:  Документы, относящиеся к товару по договору поставки

Структурой, содержащей, как правило, гипотезу и диспозицию и лишь в редких отдельных случаях – санкцию.

|следующая лекция ==>
Виды конституций|Виды конституционных норм

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 2205 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

являются основополагающими для всей правовой си стемы государства, если они содержатся в Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные за коны имеют верховенство на всей территории Российской Федерации ;.

Предмет и метод конституционного права

Екатерина Николаевна Каковкина

Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ОТРАСЛЬ НАУКИ

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Конституционное право – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает: 1) нормы; 2) институты.

Конституционно-правовой институт – совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука. Наука конституционного права – совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права – самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

Предмет изучения науки конституционного права: 1) сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники; 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права; 3) практика реализации норм данной отрасли; 4) история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

Методы науки конституционного права: 1) исторический; 2) сравнительно-правовой; 3) системный; 4) статистический; 5) конкретно-социологический и др.

Конституционное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголовным правом РФ выражается в том, что именно Конституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.

Гражданское право не менее тесно связано с конституционным, так как в Конституции РФ закрепляется право частной собственности, которое является основным для гражданских правоотношений.

Конституционное право России связано и с другими отраслями права РФ: с трудовым – в Конституции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда; с административным – конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех других органов; с экологическим – Конституция содержит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Предмет регулирования конституционного права – отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя. Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности.

Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон). Особенности конституционно-правовых отношений: 1) особое содержание и предмет; 2) особый субъектный состав; 3) значительное число видов.

Виды конституционных правоотношений: 1) конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности); 2) правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: 1) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.

Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти – подчинения». Субъекты конституционных правоотношений: 1) физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью); 2) государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ); 3) общественные объединения.

Объект конституционных отношений – предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Методы конституционного права – совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

Способы конституционного регулирования на общественные отношения: 1) дозволение; 2) возложение обязанностей; 3) запрет.

Конституционно-правовые методы: 1) императивный; 2) диспозитивный и др.

3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения. Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из: 1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица); 2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта); 3) объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий); 4) объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).

Система конституционного права совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений.

Доклад: Конституционное право как отрасль российского права. Предмет и метод конституционного права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

по учебной дисциплине

«Конституционное право Российской Федерации»

на тему: «Конституционное право как отрасль российского права. Предмет и метод конституционного права»

Студент ΙΙ курса

Калугин Анатолий Павлович

(дата, подпись) Старший преподаватель

Принял:_________2010 г. Гладких Николай Михайлович

Введение . 3

ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА …. 4 § 1.1 Предмет Конституционного права….……………………………………..4

§ 1.2 Метод конституционного права….………………………………………. 5

§ 1.3 Конституционно-правовые отношения….………………………………. 7

§ 1.4 Виды Конституционно-правовых отношений…….……………………. 7

§ 1.5 Источники Конституционного права….…………………………………..8

Список использованных источников ….…………………………………….10

Конституционное право является составной частью российской системы права. Как любая отрасль права, конституционное право представляет совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством. В общей системе права каждая отрасль отличается от других предметом и методом правового регулирования. Наиболее важным критерием разграничения является предмет правового регулирования.

Конституционное право имеет свой предмет правового регулирования. В центре отношений, на которые воздействуют нормы конституционного права, всегда стоят отношения, связанные с политической, государственной властью, свободой человека в обществе и государстве. Поэтому эти отношения являются наиболее значимыми и для общества, и для государства, и для конкретного человека. В зависимости от уровня развития общества и существующих политико-правовых ценностей содержание предмета конституционного регулирования постоянно уточняется.

Конституция Российской Федерации (России) учредила новую модель государства и общества, основанную на современных принципах демократического государства, гражданского общества, свободы личности и рыночной экономики.

Отношения, касающиеся предмета конституционного права, постоянно находятся в динамике. Все больший объем экономических и социальных отношений требуют конституционно-правового регулирования. В частности государство не может оставаться нейтральным при решении задач своего сохранения своего экономического суверенитета, воздействия на рыночную экономику с целью обеспечения достойного уровня жизни своих граждан.

ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

1.1 Предмет Конституционного права

Конституционное право – одна из отраслей системы права РФ, представляет собой совокупность правовых норм регулирующих качественно однородные общественные отношения.

Предметом Конституционного права РФ является совокупность общественных отношений регулируемых нормами Конституционного права.

По сравнению с другими отраслями российского права эти отношения занимают особое место в обществе российского государства.

Особенности общественных отношений регулируемых Конституционным правом:

1) Они складываются во всех сферах жизни общества (политической, экономической, социальной и духовной);

2) Они наиболее значимы и носят фундаментальный характер;

3) Они выступают системообразующими обеспечивающими единство и целостность общества;

С учётом перечисленных особенностей Конституционное право приобретает ведущий характер в системе права;

Предмет Конституционного права охватывает следующие основные общественные отношения:

1) Составляет основу конституционного строя;

2) Образующие основы правового положения человека и гражданина;

3) Вытекающего из федерального устройства;

4) Связанное с организацией и осуществлением государственной власти;

5) Возникающие в ходе осуществления судебной власти;

6) Составляет основу местного самоуправления;

Для уяснения понятия Конституционного права необходимо определить юридический режим отрасли, которой включает в себя:

3)Характер главного источника;

1.2 Метод конституционного права

Метод Конституционного права это совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на регулирование Конституционным правом общественного отношения и их участников.

Методы Конституционно – правового регулирования в зависимости от характера правового содержания подразделяется:

В общей теории под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общественное формально определенное правило поведения, предоставляющее участникам отношений юридические права и возлагающие на них обязанности.

Конституционно – правовые нормы имеют специальную структуру. Классическая структура правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Нередко Конституционно правовые нормы имеют только диспозицию, иногда гипотезу и диспозицию, очень редко санкцию. Таким образом, Конституционное право это установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в конституции и принятых не ее основе законодательных актов и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Конституционно – правовые нормы имеют следующую классификацию:

1) По объекту правового регулирования или содержанию:

а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;

б) закрепляющие статус человека и гражданина;

в) федеративное устройство;

г) закрепляющие систему и организацию деятельности органов государственной власти;

2) По юридической силе:

а) нормы, содержащиеся в конституции которые обладают высшей юридической силой;

1) Конституция РФ;

4) указ президента;

5) постановление правительства;

6) постановление министерства;

7) законодательные акты представителей субъектов;

8) решение органа местного самоуправления;

3) по характеру содержания правовых предписаний:

4) по территории действия:

а) федеральные конституционно-правовые нормы;

б) правовые нормы субъектов РФ;

5) По степени правовой определенности содержащихся в правовых предписаниях:

а) императивные – не допускают свободное действие субъектов в применении установленных данными нормами поведения;

б) диспозитивная – предусматривает выбор субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий;

6) По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

7) По кругу, лиц которому, адресовано правовое предписание:

а) общие – неопределенный круг лиц;

б) специальные – определенный круг лиц;

1.3 Конституционно-правовые отношения

Конституционно – правовые отношения это такие отношения, которые возникают на основе норм права общественные отношения, в котором стороны связаны между собой конкретными правами и обязательно гарантированы государством. Строение Конституционно-правовых отношений:

3) содержание (права и обязанности);

1.4 Виды Конституционно-правовых отношений

Конституционно – правовые отношения классифицируются

по различным видам:

1) по целевому назначению подразделяются на правоподразделительные и правоохранительные;

2) по степени конкретной степени соответствия;

3) по характеру обязательств на активные и пассивные;

4) по времени действия на срочные и бессрочные;

1.5 Источники Конституционного права

Источниками Конституционного права являются:

1) Конституция РФ, конституции республик, уставы;

3) постановление государственной думы и совета федерации;

4) договоры и соглашения;

6) регламенты палат федерального собрания РФ;

7) указы и распоряжения президента РФ;

8) постановление правительства РФ;

9) правовые акты Федеральных министерств и ведомств;

10) судебное решение (постановление конституционного суда);

11) правовые акты СССР и РСФСР;

12) законы субъектов, постановление и распоряжение президента и глав субъектов;

13) акты органов местного самоуправления;.

На сегодняшний день конституционное право является устойчивым наименованием. Спорность оценки наименования данной отрасли следует отнести к научным поискам уточнения содержания предмета конституционного права. Конституционное законодательство отражает более узкую категорию-совокупность только законодательных актов Российской Федерации и субъектов Федерации, регулирующих конституционно-правовые отношения. Такое выделение необходимо для того, чтобы лучше оценить, представить для толкования и применения сложную двухуровневую систему конституционного законодательства. Эта система составляет основу всей отрасли конституционного права, но при этом она имеет свою логику и характерные черты развития.

Конституция России обладает высшей юридической силой. Федеральные законы не должны противоречить Конституции России, федеральным конституционным законам.

Список использованных источников

Законы и иные нормативные акты

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 03.12.2003) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 13. Ст. 12131

Конституционное право России: учебник / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. – М.: Эксмо, 2010. – 560 с.

Конституционное право России: учебник / М.В. Баглай. 4-е изд.,М., 2004,с. 365.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Предмет и метод конституционного права РФ

Конституционное право РФ – отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.

Предмет конституционного права как отрасли российского права.

Предмет конституционного права РФ составляют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия человека и государства, в частности:

– Общественные отношения, составляющие основу конституционного строя РФ.

– Общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия между Федерацией и ее субъектами.

– Общественные отношения, присущие реализации прав и свобод человека и гражданина.

– Общественные отношения, вытекающие из правового статуса личности, закрепленного в РФ.

– Общественные отношения в сфере местного самоуправления.

Особенности предмета конституционного права как отрасли российского права.

Предмету конституционного права как отрасли российского права присущие следующие особенности:

– Всеобщность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

– Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права отличаются стабильность и устойчивостью, а также, гарантированностью государством.

– Общественные отношения имеют свой специфический набор субъектов (индивид, личность, группы людей, граждане, национальности, нации и т.д.) и объектов (государство, государственные органы, права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности).

– Исключительная важность конституционно-правовых общественных отношений в процессе функционирования государства и существования общества.

– Нормы конституционного права регулируют только базовые, основополагающие общественные отношения в установленных сферах.

Методы конституционного права как отрасли российского права.

Метод конституционного права как отрасли российского права – совокупность приемов, средств и способов осуществления регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия человека и государства.

Система методов КП как отрасли:

– Метод запрета (часть 5 статья 13 Конституции РФ)

– Метод обязывания (статья 58 Конституции РФ)

– Метод субординации (статья 83 Конституции РФ)

– Метод дозволение (статья 73 Конституция РФ)

В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер. А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.

Читайте также:  Как получить вид на жительство в Польше

Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

Источники конституционного права как отрасли российского права.

Источники конституционного права как отрасли российского права – это совокупность форм внешнего выражения конституционно-правовых норм.

Систему источников КП как отрасли составляют законы, подзаконные акты и договоры, в частности:

– Международные договоры, ратифицированные Российской Федерации.

– Федеральные конституционные законы.

– Указы и распоряжения Президента РФ.

– Постановления Правительства РФ.

– Законодательство субъектов РФ.

– иные нормативные правовые акты в сфере взаимодействия человека и государства.

Конституционно-правовоые нормы и отношения, понятие виды классификация

Конституционно-правовые нормы – это нормы права регулирующие общественные отношения в области государственного устройства, а также установления и защиты основных прав и свобод личности. Специфика конституционно-правовых норм заключается в источниках их выражения (в основном – Конституция), их учредительном характере, особом механизме их реализации, особенностях структуры (в основном – отсутствует санкция).

Классификация конституционно-правовых норм:

1. по содержанию: закрепляющие основы конституционного строя РФ; закрепляющие основы правового статуса личности; закрепляющие федеративное устройство РФ; закрепляющие систему органов государственной власти; регулирующие вопросы местного самоуправления;

2. по юридической силе – в зависимости от того, в каком НПА закреплены (нормы конституций, нормы законов, нормы подзаконных актов);

3. по территории действия – действующие на всей территории РФ и действующие на территории отдельных субъектов РФ;

4. по характеру: управомочивающие; обязывающие; запрещающие;

5. по степени определенности: диспозитивные; императивные.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, возникающие по поводу осуществления государственной власти, а также осуществления и защиты конституционных прав личности, основанные на взаимных правах и обязанностях их субъектов и урегулированные нормами конституционного права.

Виды конституционно-правовых отношений: постоянные и временные; материальные и процессуальные.

Основанием возникновения, изменения, прекращения конституционного правоотношения является юридический факт (действия или события).

Субъекты конституционно-правовых отношений: народ РФ; Российская Федерация и субъекты Федерации; гос. органы; органы местного самоуправления; политические партии; общественные объединения; отдельные граждане.

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 173 ;

Конституционно-правовые нормы это нормы права регулирующие общественные отношения в области государственного устройства, а также установления и защиты основных прав и свобод личности.

4.1. Понятие конституционного права, его предмет, метод и источники

Конституционное право – это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право ведущее по своему источнику – конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ ” Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности”). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ “Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление”).

Субъекты конституционного права:

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ ” О гражданстве Российской Федерации”);

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер. Они излагаются на уровне принципов.

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы – исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права.

Понятие, предмет и метод конституционного права

Конституционное право – одна из отраслей системы российского права. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой комплекс внутренне согласованных юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Российское конституционное право характеризуется двойственным подходом к регулированию общественных отношений: для некоторых из них (например, труд, собственность и др.) это установление основ, так как подробнее такие вопросы регулируются иными отраслями права, для других отношений (полномочия главы государства, законодательный процесс и др.) – это подробное регулирование. В любом случае, конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в сфере правового статуса человека, его взаимоотношений с государством, а также устройства и функционирования самого государства и органов государственной власти. Следовательно, конституционное право занимает ведущее место в системе права России. Обусловлено это тем, что нормы конституционного права являются исходными в оформлении конституционного строя России, роли государства, закреплении статуса человека.

Таким образом, конституционное право Российской Федерации – это ведущая отраслью российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях систему государственной власти.

Это определение вытекает из современной концепции соотношения человека и государства. Как следует из Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Таким образом, Конституция Российской Федерации воспроизводит главный постулат прогрессивной конституционной теории, в соответствии с которой именно человек, а не государство является первейшей ценностью, то есть государство существует для человека, а не человек для государства (как было в тоталитарный советский период). Следовательно, роль государства должна сводиться только к организации публичной жизни и охране прав человека от посягательств, но не к регулированию частной жизни индивидов. Государство должно существовать для обслуживания интересов людей, а значит и все его органы учреждаются и функционируют для этих целей. При этом следует избегать распространенной ошибки по отожествлению России как страны и России как государства. Часть 2 статьи 1 Конституции закрепляет, что наименование Российская Федерация и Россия равнозначны. Это касается наименования только государства. Поэтому для избегания подмены понятий следует учитывать, что когда используют наименование «Российская Федерация» речь идет о государстве, когда говорят «Россия» речь может идти как о государстве, так и о стране России. Государство – это не вся страна, а только один из общественных институтов, наделенный публичной властью.

Но ограничивая роль государства следует помнить, что права и свободы человека тоже не могут быть безграничны, иначе они перерастут во вседозволенность. Для защиты прав других лиц государство вынуждено ограничивать права, либо налагать определенные обязанности. В то же время чрезмерное или неоправданное ограничение прав ведет к усилению этатизма и как следствие перерождению государства из слуги общества в его хозяина, который на первое место ставит служение своим интересам, а не интересам человека и общества. Поэтому нахождение баланса власти и свободы – важнейшая проблема и суть конституционного права.

Понимание того, что личный интерес стоит выше общественного и тем более, государственного не должно приводить к абсолютизации частного интереса, так как полное игнорирование интереса публичного сделает впоследствии невозможным реализацию и прав самого индивида. Ведь человек не сможет процветать в хаосе и вынужден соглашаться на ограничение части своих свобод в пользу общего блага, но только до тех пор пока это необходимо для сохранения его личного. Соответственно государственный интерес даже не третьестепенен (после личного и общественного). На самом деле он должен обеспечиваться только если направлен на благо (может не сразу очевидное) человека. Государственного интереса как самоценности не должно быть вообще, ведь он всегда промежуточное звено на пути к главной цели – блага индивидов. К примеру, гражданин России в случае агрессии обязан защищать Отечество, а не государство (ст. 59 Конституции). Роль государства – организационная (централизованная концентрация ресурсов, мобилизация, поддержание дисциплины и пр., без чего индивиды не смогут отстоять свободу), то есть оно средство, а не цель победы.

Предметом конституционного права, как и других отраслей права, являются определенные общественные отношения, урегулированные правовыми нормами. В литературе под предметом конституционного права принято понимать наиболее важные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, политической и др. Вместе с тем все эти базовые отношения можно свести к двум основным сферам, которые и будут составлять предмет конституционного права: отношения по поводу охраны прав и свобод человека и устройство российского государства и государственной власти. Все остальные отношения, складывающиеся в сфере основ конституционного строя, конституционных прав и обязанностей человека, взаимоотношений федерации и ее субъектов, гарантий местного самоуправления и др., либо являются частью этих двух, либо непосредственно из них вытекают.

Что касается основ общественного устройства (которые многими авторами, например, Авакьяном, Чиркиным и др. относятся к предмету конституционного права), то они не должны быть его предметом. Это следует из того, что если государство демократическое и правовое (как закреплено статьей 1 Конституции России), то оно не может устанавливать правовое регулирование общественного развития. Общество стоит над государством, развивается на основе саморегуляции, фундаментом которой является признание свободы и инициативы граждан. Закрепление на конституционном уровне того, что Россия, к примеру, социальное государство (статья 7 Конституции) или светское государство (статья 14 Конституции) является лишь конституционными характеристиками самого государства, а не всего общества. Государство не имеет права определять общую идеологию (статья 13 Конституции) или принципы гражданского общества, которое не может формироваться «сверху». Напротив, Конституция устанавливает ограничения для самого государства на вмешательство в свободу выбора людьми жизненных идеалов и путей устройства собственной жизни, как индивидуально, так и через объединения.

Наряду с предметом правового регулирования важнейшим критерием разграничения отраслей права является метод правового регулирования, под которым понимается совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения. То есть, если предмет позволяет определить сферу правового регулирования, то метод – средства этого регулирования. Как вам известно из курса теории права, предмет определяет метод. Конституционное право является отраслью публичного права, поэтому в нем преобладают императивные методы, предписывающие поступать только определенным образом. К ним можно отнести обязывающие (например, Правительство РФ обязано слагать свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ) и запрещающие (запрет на установление государственной или обязательной идеологии). Диспозитивный метод, позволяющий субъектам действовать по своему усмотрению (к примеру, право Президента РФ председательствовать на заседаниях Правительства РФ или возможность граждан пользоваться судебной защитой) не является основным.

Поскольку конституционно-правовые отношения публично-политические, методы конституционного права имеют особенности своего проявления.

Во-первых, это сочетание методов общих установлений для одних и подробного регулирования для других общественных отношений. Одна из задач конституционного права – установление общих основ существования государственно-личностных отношений. Решение этой задачи возможно методом принятия норм общего характера, которые в дальнейшем детализируются в одних случаях в отраслевом праве (гражданском, уголовно-процессуальном, трудовом и др.), в других случаях в конституционном праве (полномочия главы государства, законодательный процесс и др.).

Во-вторых, применяется метод установления правовых статусов. Конституционно-правовые нормы закрепляют статусы органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов конституционного права (к примеру, Конституция и Федеральный конституционный закон определяют место Правительства России в системе государственной власти, его компетенцию, ответственность).

В-третьих, достаточно тесное переплетение материального и процессуального начал. Конституционное право строится на принципе неразрывности материальных норм, закрепляющих правовое положение, компетенцию участников конституционно-правовых отношений, и процессуальных норм, определяющих процедуру их деятельности, то есть реализации их компетенции. К примеру, у Государственной Думы существуют материальные полномочия и для каждого из них есть своя процедура осуществления.

В-четвертых, наличие собственного, особого вида правового воздействия на нарушителей конституционных предписаний – конституционно-правовой ответственности, обеспечивающей действие норм данной отрасли права и отличающейся от иных видов юридической ответственности (административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной). Этот вопрос будет рассмотрен подробнее позже.

Все остальные отношения, складывающиеся в сфере основ конституционного строя, конституционных прав и обязанностей человека, взаимоотношений федерации и ее субъектов, гарантий местного самоуправления и др.

Добавить комментарий