Могут ли у меня отобрать участок?

Могут ли изъять земельный участок, находящийся в собственности?

Главная » Недвижимое имущество » Жилая недвижимость » Могут ли изъять земельный участок, находящийся в собственности?

Могут ли изъять земельный участок, находящийся в собственности.

Могут ли изъять земельный участок под ИЖС?

Здравствуйте! Приобрел участок 3 года назад (в собственности) под ИЖС. 1.5 года назад разбил его на два. Соответственно, сейчас зарегистрировано право собственности на два участка. Насколько знаю, если не осваивать участок 3 года, его могут отобрать. Вопрос: есть ли у меня еще 1.5 года?

    изъятие земельного участка, изъятие земельного участка у собственника
  • Поделиться

Ответы юристов ( 6 )

  • 278 ответов
  • 87 отзывов

В соответствии со ст.284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В случае если земельный участок предоставлен для строительства, сроки его завершения определяются разрешением на строительство (п. п. 19 — 21 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на 10 лет.

Получайте разрешение и стройте.

В целом по России в практике изъятия по таким основаниям редко найдешь решение суда об изъятии земельного участка.

Еще до разделения была проверка, поэтому и беспокоюсь.

Сейчас заниматься разрешением и строительством неудобно, т.к. часто в разъездах, планировал взяться за участки в следующем году. Но так и не понял – в моем случае 3 года уже истекли, или еще есть 1.5 года?

Да, у вас есть еще время, тем более вы разделили участок.

  • 7,3 рейтинг
  • 1005 отзывов

Здравствуйте!

Просто так «отобрать» участки у Вас никто не может. Согласно ст.284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Если же данный участок по своему назначению относится к землям поселения и используется для ИЖС, то Вы вправе строить на своей земле столько, сколько захоите в пределах разрешения на строительство.

  • 3449 ответов
  • 1180 отзывов

Вы немного путаете, в силу п.8 ст.31 ЗК РФ

8. Решение о
предварительном согласовании места размещения объекта является
основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного
участка для строительства и действует в течение трех лет

т.е.
место согласованным считается в течении трех лет (в Вашем случае от
раздела участков). После этого просто надо будет согласовывать снова.
Однако в силу п. 1 ст. 36 Конституции РФ ст. 42 ЗК РФ никто не имеет
права лишить Вас собственности без предварительного и равнозначного
выкупа.

Но так и не понял — в моем случае 3 года уже истекли, или еще есть 1.5 года?

Согласование дается на участок, поскольку у Вас формально образовались два новых участка, то и срок для каждого из них начался заново, поэтому еще есть 1,5 года

  • 2641 ответ
  • 837 отзывов эксперт

Сергей, землю у вас
никто не отберет, она является вашей собственностью. Согласна с
коллегой Сапрыгиным В. в вашем распоряжении 10 лет для строительства, но
следует учесть нормы НК РФ (налоговый кодекс) , чем быстрее вы построите дом и
оформите его, тем быстрее сможете получить налоговый вычет на сумму фактически
произведенных расходов.

По
земельному налогу согласно НК РФ:

В отношении
земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими
лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога
(суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по
истечении 10 лет
с даты государственной регистрации прав на данные земельные
участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект
недвижимости.

то есть, по
истечении 10 лет, если не будет построено жилье, земельный налог будет
увеличен.

  • 7,7 рейтинг
  • 6597 отзывов

Действительно ГК РФ предусматривает следующее положение — земельный участок может быть изъят (т.е. не обязательно) у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Но обратите внимание на следующие положения – в этот период (трёх лет) не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Кроме того, в соответствии со статьёй 286 ГК РФ прежде чем изъять земельный участок, орган местного самоуправления обязан заблаговременно предупредить собственника участка о допущенных нарушениях при использовании земельного участка. И после этого – если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

Но, если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Таким образом процедура изъятия земельного участка достаточно не простая, при вашем несогласии на изъятие, это возможно только через суд.

И вообще редки случаи, чтобы органы местного самоуправления изымали участки предназначеннные под ИЖС, поэтому вам переживать не стоит.

Действительно ГК РФ предусматривает следующее положение — земельный участок может быть изъят (т.е. не обязательно) у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Но обратите внимание на следующие положения – в этот период (трёх лет) не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Кроме того, в соответствии со статьёй 286 ГК РФ прежде чем изъять земельный участок, орган местного самоуправления обязан заблаговременно предупредить собственника участка о допущенных нарушениях при использовании земельного участка. И после этого – если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

Но, если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Таким образом процедура изъятия земельного участка достаточно не простая, при вашем несогласии на изъятие, это возможно только через суд.

И вообще редки случаи, чтобы органы местного самоуправления изымали участки предназначеннные под ИЖС, поэтому вам переживать не стоит.

1005 отзывов.

Возможно ли изъятие земельного участка у владельца

С целью установить максимально полезный режим использования земли в России издавна вся территория была разделена на категории, в зависимости от качества почвы, удаленности от населенных пунктов и других показателей, но наличие прав на землю далеко не всегда защищало ее от риска быть отобранной государством. Каждая категория имеет свои особенности, выделяется среди них сельскохозяйственные земли, регулирования статуса которых занимает особое место. Ценность таких территорий очевидна и если ее не использовать по назначению, государство может принимать меры. Стоит знать, могут ли отобрать земельный участок находящийся в собственности.

Впоследствии появилось и такое понятие как разрешенное использование каждой из выявленных категорий земель. В настоящее время в России их семь:

  • специально выделенные для строительства и развития населенных пунктов;
  • используемые для сохранения лесного фонда;
  • тщательно охраняемые, в силу своей повышенной значимости;
  • пригодные для строительства объектов транспортной, промышленной и энергетической инфраструктуры;
  • земли неприкосновенного запаса;
  • расположенные под или около водных ресурсов;
  • земли сельскохозяйственного назначения.

Для экономики страны и жизни людей наибольший интерес представляет последняя категория, так как именно за счет ее эффективного использования в стране каждый год увеличивается сбор урожая. Вообще вся земля является недвижимостью, то есть право собственности на нее подлежит регистрации в ЕГРП. Однако земля, используемая для сельскохозяйственных нужд, не всегда находится в собственности, зачастую по причине нежелания владельцев ее оформлять, а иногда из-за наличия препятствий для этого со стороны государственных органов. Что же касается регионов, чья экономика полностью зависит от уровня сбора урожая, там хорошую землю разбирают, ее перекупают и даже вымогают.

земли сельскохозяйственного назначения.

Остались без шести соток

С 1 июля вступает в силу Закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения”, который позволит местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, государство сможет наконец разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями , которые были в свое время щедро розданы колхозникам. Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.

Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены. Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся. Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).

Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.

Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты. Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу. Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной. По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га. Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей. Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.

Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения. Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.

Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.

Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании “Приоритет”, основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии: если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на “изъятие” еще предстоит правительству РФ. И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ. При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков. Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов. Собственники могут избежать негативного сценария “расставания с земельным ресурсом”, если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.

“На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии “ненадлежащего использования” и “неиспользования” земель сельхозназначения, – уверен Виталий Бородкин. – Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории”.

Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом. Законом установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.

Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.

Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

“Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), – пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы “Муранов, Черняков и партнеры”. – Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка”.

Особо, по словам эксперта, следует выделить положения закона о невостребованных земельных долях. “Так, неосуществление сельскохозяйственных работ собственником или иным лицом, владеющим земельным участком на законном праве в течение трех и более лет подряд, а также земельная доля, о которой отсутствуют сведения в решениях органов местного самоуправления, принятых до введения в действие Федерального закона “О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним”, будет считаться невостребованной долей, – отметил эксперт. – Орган местного управления составляет списки таких невостребованных земель, списки утверждаются общим собранием участников долевой собственности”.

Для нормального развития земельного рынка, по мнению экспертов, безусловно, обозначенные проблемы нужно было решить. Более того, представляется, что соответствующие изменения произведут определенный позитивный эффект на земельном рынке. Однако насколько сильным он будет, зависит от правоприменительных органов, а также от самих пользователей соответствующих земельных участков.

“Для эффективной работы предлагаемых норм нужна сильная и квалифицированная исполнительная власть на местах, – говорит Эдуард Олевинский, председатель совета директоров правового бюро “Олевинский, Буюкян и партнеры”. – Не сомневаюсь, что снова встанет вопрос о качестве системы управления, сбалансированности различных ветвей власти, их ответственности и компетентности, состоятельности органов государственной власти и местного самоуправления”.

Читайте также:  Как оформить переуступку долга

В равной степени, по мнению эксперта, это относится и к компетенции и ответственности различных собраний граждан, в данном случае владельцев земельных паев в общей долевой собственности. “Чтобы собрание не только состоялось, но еще приняло решение, требуется большое и, кажется, теперь забытое “искусство”, которое раньше называлось умением работать с людьми, – отметил Эдуард Олевинский. – Проблему иллюстрирует сложившаяся с ТСЖ ситуация, когда результаты собрания жильцов нередко просто фальсифицируются, а их отмена требует длительных судебных тяжб. Полагаю, что закон оставляет возможность обойти предлагаемые нормы юридическими способами: перед правительством встанет весьма непростая задача установления критериев плодородия которые в принципе можно измерять и по ржи, и даже по камышу, если мода на камышовые крыши для бунгало докатится до России”.

Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.

Что такое приобретение права на бесхозяйные вещи

Существует такая форма перехода права собственности, как приобретение права собственности на вещь, у которой нет хозяина, — бесхозяйную вещь. Тут есть варианты: собственника нет, он неизвестен или он отказался от прав.

Земельные участки — это тоже вещи, так что на них это тоже распространяется. Но для земли работает только один из вариантов: бесхозной можно признать землю, от прав на которую отказался владелец.

Остальные варианты не подходят. У земли всегда есть собственник. Если собственника — неважно, физического или юридического лица — нет, значит, собственник — Российская Федерация, или регион, или муниципалитет. То, что собственник неизвестен, тоже не основание признавать землю бесхозной. Если право на земельный участок когда-то возникло, оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Если право не зарегистрировано, его вообще нет, потому что право собственности возникает с момента его регистрации.

Если нет доказательств отказа бывшего собственника от прав признать именно землю бесхозяйной — ничего не выйдет. Строение можно признать бесхозяйным, а землю — нет.

Другое дело, если бы у вас были такие доказательства. По заявлению местных органов власти участок должны были бы поставить на учет, как бесхозяйный, а через год по исковому заявлению могли бы признать его муниципальной собственностью и выставить на торги.

Можете приложить к заявлению копию публичной карты и обвести интересующий вас участок маркером.

Основания для изъятия земельного участка у собственника

Законодатель предусматривает несколько оснований для изъятия имущества.

Они состоят в следующем:

  • отчуждение для государственных и муниципальных нужд. Это может быть:
    • необходимость исполнения обязательств, по заключенному Российской Федерацией международному договору;
    • постройка либо произведение реконструкции объектов, несущих федеральное, региональное и местное значение;
    • исполнение определенных работ для пользования недрами земли;
    • прочие виды деятельности, предусмотренные российскими правовыми актами;
  • использование земельного участка происходит не в соответствии с его назначением, либо объект вообще не эксплуатируется;
  • совершение действий, противоречащих положениям земельного законодательства;
  • чрезвычайные обстоятельства, для устранения которых необходим конкретный надел земли;
  • совершение землевладельцем преступления.

Процедура определения оценки землевладения для государственных нужд осуществляется квалифицированными оценщиками, а не самим землевладельцем.

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите “Изменения в документе”, а в нем – “Обзор изменений”.

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ). Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ. При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения. Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы “Тимофеев/Черепнов/Калашников” Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей. Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Партнер юридической фирмы “АВЕЛАН” Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка. “Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии”, – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании “Сити-XXI век” Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. – Ред.], могут возникнуть проблемы. “Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника”, – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе “электронки” – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании “Найдем Адвоката” Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Читайте также:  Расчет ипотеки с материнским капиталом

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. “Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже”, – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

Как происходит изъятие земельного участка для муниципальных нужд

  1. Согласно статьи 54 ЗК РФ и подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием осуществляется после вступления в законную силу постановления об административном наказании в виде административного штрафа, наложенного за правонарушение и при условии, что нарушение не устранено.
  2. Одновременно с наложением административного взыскания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предписание об устранении допущенного земельного правонарушения, содержащее срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства.
  3. Если собственник земельного участка не устранил нарушение в установленный срок, орган исполнительной власти направляет копии материалов государственного земельного надзора в уполномоченный орган государственной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, который направляет в суд заявление об изъятии земельного участка.

Однако данное право может быть реализовано, только если в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока действия договора аренды, уполномоченным органом не будет заявлено требование в суд об изъятии объекта незавершенного строительства.

Могут ли у меня изьять земельный участок?

Если больше, то за этот срок должны уже были отрасти какие-либо насаждения деревья, кустарники, грядки.

Как законно отобрать землю у собственника?

С 1 марта 2015 года вступают в силу поправки в земельное законодательство, переполошившие всю страну. Одна из них – отмена нормы 2007 года, согласно которой право распоряжаться землями, государственная собственность на которые не разграничена, было передано областной власти. В первый день весны эти полномочия вернутся на муниципальный уровень. Простым смолянам, желающим получить земельный надел под строительство частного дома, беспокоиться нечего. Для них в границах областного центра свободных бесплатных участков нет и не будет. А вот юридическим лицам и частному бизнесу это жизнь немного упростит. С единым хозяином вопрос строительства какого-либо коммерческого объекта решить всегда проще и дешевле, чем с двумя.

Второй информационной «бомбой» стал подписанный президентом Федеральный закон № 499-ФЗ, определяющий новый порядок изъятия частной недвижимости под государственные и муниципальные нужды (ГМН). Федеральное законодательство, признав возможность изъятия земельных участков для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, тем самым установило приоритет общественного над частным. Такое впервые произошло за всю постсоветскую историю России, в которой последние четверть века исповедовался культ частной собственности. Означает ли это, что теперь, если местному муниципалитету или сельской администрации захочется проложить дорогу от райцентра до деревни или от конторы до фермы, они могут это сделать через участки стоящего поблизости дачного кооператива или фермерские поля?

На вопросы корреспондента «РП» о подробностях нового земельного законодательства отвечает председатель комитета по имущественным и земельным отношениям, природопользованию Смоленской областной Думы Виктор ВУЙМИН.

– Виктор Васильевич, сегодня земельная тема широко обсуждается в Интернете, различных соцсетях. Судя по отзывам, большинство участников этих виртуальных дебатов склоняются к мысли, что в свое время государство «погорячилось», передав землю в частные руки, и теперь хочет вернуть ее…

– Ни в коем случае! Землю даже у того, кто ее использует неэффективно, отобрать трудно. А в данных поправках к действующему законодательству речь идет только об исключительных случаях, перечень которых четко определен. Это: необходимость выполнения государством своих международных обязательств (строительство международных трубопроводов и т. д.), размещения объектов государственного или муниципального значения, атомной энергетики, федеральных и региональных энергосистем, безопасности или обеспечивающих охрану госграниц, космической деятельности, линейных сооружений естественных монополий, инфраструктуры, обеспечивающей электро-, газо-, тепло- и водоснабжение, автомобильных дорог.

– Возможно, все это и правильно, но в статьях закона смущает упоминание «для муниципальных нужд». Получается, что землю у собственника могут изъять не только федеральные или региональные органы, но и муниципалитеты?

– По букве закона – да. В реальности же для районных или сельских администраций это неосуществимо. Из всех имеющихся в области муниципальных образований лишь единицы имеют более-менее крепкий бюджет. Но даже они не смогут собрать столько денег, чтобы выкупить нужные им участки у собственников.

– Подождите, но ведь речь идет об изъятии…

– О возмездном изъятии, не противоречащем 35 статье Конституции РФ, в которой записано: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

– К нам обратилась читательница «РП», узаконившая по «дачной амнистии» дополнительный участок, по которой, как раньше предполагалось, должна была проходить внутрипоселковая дорога. Теперь местная администрация вернулась к этой теме, и женщине предложили продать землю по кадастровой стоимости. Она не согласна и спрашивает, могут ли эти сотки у нее забрать по решению суда?

– Если земля у нее узаконена, то администрация вправе выкупить этот надел только с ее согласия. При этом стоимость участка складывается из его рыночной (не кадастровой) стоимости, рыночной цены расположенного на нем недвижимого имущества (будь то жилые, производственные или иные сооружения), а также убытков, причиненных изъятием. Сумму может назвать сам собственник и настаивать на ней. А муниципалитет должен пойти в суд и доказать необходимость такого изъятия. Например, то, что дорога, которую там собираются строить, не может быть проложена в другом месте, или она крайне необходима этому населенному пункту именно здесь. Сделать это будет непросто и недешево. К тому же, если суд примет решение об изъятии, то собственник должен быть официально уведомлен о предстоящем выкупе не позднее, чем за год. Срочный выкуп возможен исключительно с согласия собственника. Это время дается на то, чтобы стороны могли согласовать цену, а если возникнет спор – снова обратиться в суд для назначения независимой оценки. Поэтому изъятие земли может занять годы и стоить столько, что у муниципалитета не хватит денег для решения этого вопроса.

– А если строительство каких-либо объектов на изымаемых участках будет вести не муниципалитет, а частный инвестор, с кого тогда требовать возмещения стоимости имущества и убытков?

– С того, кто обратился в суд с иском об изъятии. По закону бывшему владельцу должны все компенсировать – бюджеты разных уровней или люди, в чьих интересах землю изъяли, а также граждане, деятельность которых требует установления санитарно-защитных и охранных зон (например, если живущий с вами по соседству фермер складирует на границе вашего и своего участка минеральные удобрения).

– Еще вопросы наших читателей: «Полтора года назад я получил предупреждение, что у меня заберут дачный участок, потому что по нему должна пройти местная электролиния. Сказали, что решение суда уже есть. Земля оформлена, по дачной амнистии к ней прирезано еще 4 сотки, о которых идет речь. Чтобы сохранить эту площадь за собой, я построил там капитальную хозпостройку с гаражом, даже зарегистрировал ее. Но в сельской администрации сказали, что это не имеет значения, потому что строил я ее уже после официального предупреждения об изъятии. Теперь все, что там было до этого, будет выкуплено, а стоимость хозпостройки мне никто не компенсирует. Кто тут прав?»

– К сожалению, права ваша местная администрация. Если решение суда об изъятии участка принято, вступило в законную силу, то оно должно быть зарегистрировано в Регпалате. Вас предупредили об изъятии в установленный срок, чтобы вы могли заявить свои претензии по цене выкупа. По закону вам должны компенсировать рыночную стоимость самого участка и тех строений, которые на нем находились до получения вами официального предупреждения.

– «У меня есть земельный участок в Смоленске на праве пожизненного наследуемого владения. Он не используется, на нем стоит старый родительский дом, не пригодный для проживания. Могут ли его у меня отобрать, если я не имею средств на строительство нового дома?»

– Для изъятия потребуется решение суда. Если оно будет принято не в вашу пользу, то для этого должны быть такие же основания, как и для изъятия частного участка. Поскольку вы не имеете права частной собственности на землю, то ее стоимость вам никто не компенсирует. Заплатят только за строения, если на них зарегистрирована ваша собственность. Но при этом вы имеете полное право, получив возмещение, потребовать предоставить вам равноценный надел.

– Виктор Васильевич, может ли региональный парламент или районные Думы принимать законодательные акты, регулирующие правила изъятия земель у местных собственников?

– Это прерогатива федерального законодательства – как земельного, так и гражданского. Субъекты РФ и местное самоуправление любого уровня не вправе регулировать данные вопросы своими законами.

– В итоге мы пришли к тому, что право изымать землю под государственные и муниципальные нужды по-прежнему остается за федеральными властями. На местах это не позволят «дырявые» бюджеты и долгие судебные процедуры. Получается, что «сверху» снова спустили «на землю» неработающий закон?

– Для того чтобы закон стал грозой для нерадивых землевладельцев, в него надо было ввести норму «безвозмездное изъятие». Тогда им смогли бы воспользоваться муниципалитеты. Главы местного самоуправления хорошо знают, кто и как использует землю, у кого ее надо было бы отобрать… Но, имея право, не имеют возможности этого сделать. Поэтому вопрос об изъятии земель под государственные, а тем более муниципальные, нужды остается открытым.

– По букве закона – да.

Пример

Гражданин Н., имеющий участок площадью 2 га, был признан виновным в совершении уголовного преступления. В качестве наказания, наряду с тюремным заключением, суд избрал конфискацию имущества. Земля, ранее принадлежавшая Н., перейдёт в федеральную собственность и/или будет продана во время аукциона.

Местные органы земельного надзора зарегистрировали факт совершения административного правонарушения и потребовали выплатить штраф.

Давайте разберемся, может ли СНТ забрать участок у его собственника?

Возможность изъятия земельного участка, находящегося в собственности садовода, действительно предусмотрена действующим законодательством. Но такое изъятие может происходить только в порядке, установленным законом.

Порядок лишения садовода, огородника или дачника права собственности предусмотрен нормами п.2 ст.47 ФЗ от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее по тексту ФЗ-66), ч.3 ст.35 Конституции РФ, ст.44 ЗК РФ, ст.284-287 ГК РФ.

35 Конституции РФ, ст.

Могут ли соседи захватить часть вашего участка?

На практике разбирательства, касающиеся определения истинных границ земельных участков, не редкость. Даже при наличии правоустанавливающих документов на участок есть вероятность расстаться с его частью. Произойти это может, если соседи по прилегающей территории инициируют работы по установления границ. Они вправе пригласить на свой участок кадастрового инженера, который выполнит необходимые замеры для проведения процедуры по межеванию земли.

Довольно часто собственники участков интересуются, могут ли соседи в этом случае присвоить часть земли себе в случае, если межевание прилегающего участка его хозяином НЕ проводилось?

Случаев, когда обманным путем захватывается часть чужого участка, предостаточно. Для этого есть много обманных способов. Самый распространенный — договориться с кадастровым инженером. При проведении межевания документы оформляются на участок больший по размеру, чем есть на самом деле. Такие участки быстро выставляются на продажу, бывший владелец получает свою прибыль, а о факте обмана вы узнаете тогда, когда к вам приходит новый владелец земли с требованием переставить забор и освободить часть участка.

Отстаивать свое право на землю вам придется через суд. Для начала требуется провести межевание на своем участке и после этого обратиться в суд с исковым заявлением.

Так он получает по документам участок большего размера, чем есть на самом деле.

Могут ли отобрать участок?

Здравствуйте! В феврале приобрели 2 участка в СНТ, пошли знакомиться с председателем, а он нам заявил что предыдущими собственниками эти участки были приобретены не законно,что он с нами никаких дел иметь не хочет будет писать в прокуратуру и подавать в суд.Когда мы их покупали свидетельства на собственность у владельцев были. Участки отмежованы и внесены в кадастровый учет. Добрые соседи говорят что участки пустовали долгое и время и председатель хотел ими завладеть а потом продать(снт находится в черте города стоимость земли не маленькая ). А тут мы появились и всю малину ему испортили. Нам надо проводить газ и свет, он нам не выдает никаких справок просто вежливо посылает. Места себе не находим продали квартиру на строительство дома, взяли кредит на покупку земли. Чем нам грозит вся эта шумиха?Могут ли у нас отобрать землю?

Прежде всего изучите свои права и обязанности, изложенные в .

В данном нормативно-правовом акте (НПА), вам нужна . В ней есть перечень ваших прав и п. 2.1, согласно которому вы имеете право “знакомиться с документами, связанными с деятельностью объединения, предусмотренными пунктом 3 статьи 27 настоящего Федерального закона, и получать копии таких документов.
данного НПА устанавливает перечень предоставляемых для ознакомления документов:
1) устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, внесенные в устав изменения, свидетельство о регистрации соответствующего объединения;
2) бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;
3) протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных), заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) объединения, комиссии объединения по контролю за соблюдением законодательства;
4) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;
5) правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;
6) иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы.

А пункт 4 статьи 27 данного НПА устанавливает, что “садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение обязано предоставить члену объединения, гражданину, ведущему садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории такого объединения, по их требованию копии документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Плата, взимаемая объединением за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление. Предоставление копий документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, органу местного самоуправления, на территории которого находится такое объединение, органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, судебным органам и правоохранительным органам осуществляется в соответствии с их запросами в письменной форме.”

В случае, если ваши права в данном СНТ ущемлены, то пункт 8 части 1 статьи 19 вышеуказанного НПА дает вам право “обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения”.

Читайте также:  Как отказаться от Российской пенсии?

Далее, устные разговоры с “местными столоначальниками” – абсолютно бесполезны. От этого у них сносит крышу и побуждает их к продолжению своих байских замашек. У меня был подобный случай, только вопрос касался не СНТ, а ничейной половины старого дома в селе, на которую тоже покушался глава местной сельской администрации.
Пишите претензию на имя вашего председателя, в которой начните с того, что вы (ФИО) являетесь владельцем участков (укажите кадастровые координаты, точные адреса) на основании свидетельств о собственности (серии, номера, даты выдачи). Далее укажите, что (дата, время) вы устно обращались к нему для получения справок в присутствии свидетелей (ФИО свидетелей), в чем вам было отказано, а мотивацией отказа послужило его безосновательное обвинение вас в незаконности/недобросовестности приобретения данных участков.

Затем укажите, что конкретно хотите от него получить (укажите по пунктам перечень наименований запрашиваемых вами справок и цель получения каждой из них, например, “в горгаз”, “в ресурсоснабжающую компанию” и т.д.), а в случае отказа предоставить данные справки в срок 1 месяц, предупредите его о вашем дальнейшем обращении в суд на основании данной претензии и привлечении его к административной ответственности и ответственности на основании пункта 8 части 1 статьи 19, части 1 вышеуказанного НПА. В конце претензии поставьте дату, подпись, все имеющиеся координаты обратной связи с вами. Отправляйте этот документ через почту с уведомлением о вручении. В шапке претензии укажите полное название СНТ и полное ФИО вашего председателя. Это самый простой вариант.

Через неделю (это контрольный срок доставки претензии) сходите к нему еще разок за справками.

Доки у вас в порядке, вы – добросовестные приобретатели и отобрать у вас участок этот “гражданин-начальник” никак не может . Ну, разве что, украсть вас саму вместе с документами с помощью своих знакомых-кунаков. Шутка.
А вот если вы смолчите на его наезд, то он вас гарантированно начнет зажимать – то с электричеством, то с водопроводом, то еще с чем-нибудь, – у этих граждан психология такая. Поэтому пока он не получит от вас законный отлуп – он не отстанет от вас. Всё просто.
Поэтому не стесняйтесь и требуйте. И чем громче будете требовать, тем более беспроблемное будущее вы себе обеспечите в данном СНТ. В итоге, с вами и вашим мнением будут считаться.

Доки у вас в порядке, вы – добросовестные приобретатели и отобрать у вас участок этот гражданин-начальник никак не может.

Могут ли отобрать землю, если не платить налоги

Добрый день! Действительно ГК РФ предусматривает следующее положение — земельный участок может быть изъят (т.е. не обязательно) у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. Но обратите внимание на следующие положения — в этот период (трёх лет) не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Кроме того, в соответствии со статьёй 286 ГК РФ прежде чем изъять земельный участок, орган местного самоуправления обязан заблаговременно предупредить собственника участка о допущенных нарушениях при использовании земельного участка. И после этого — если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов. Но, если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд. Таким образом процедура изъятия земельного участка достаточно не простая, при вашем несогласии на изъятие, это возможно только через суд.

И вообще редки случаи, чтобы органы местного самоуправления изымали участки предназначеннные под ИЖС, поэтому вам переживать не стоит.

592 юриста сейчас на сайте

Купил участок под строительство дома у собственника, который в свою очередь купил этот участок на аукционных торгах у районной администрации. В течении 5 лет мне пока не удалось ничего построить. Могут ли у меня за это изъять участок? Заранее благодарен, Сергей. Ответы юристов (5)Здравствуйте. Участок — сельсхозяйственные земли? Именно под сельхоз земли — это критично

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Федеральный закон от 03.07.2016 N 354-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации»Срок, по истечении которого сельскохозяйственный земельный участок может быть изъят у собственника, в случае его неиспользования по назначению, сокращен с пяти до двух летНовыми поправками в закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения усовершенствован порядок изъятия сельскохозяйственных участков, не используемых по назначению, и порядок проведения торгов по их продаже.Определено, что региональный орган исполнительной власти обязан обеспечить проведение кадастровых работ и установление вида разрешенного использования земельного участка, а также провести публичные торги по продаже изъятого земельного участка в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о его изъятии.

Установлена административная ответственность за неиспользование сельскохозяйственного участка по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности не него,если он приобретен по результатам торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением и (или) если в отношении участка имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением в течение установленного срока.

Ростреестр будет обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сообщать в Россельхознадзор сведения о регистрации перехода прав на сельскохозяйственные участки, в отношении которых в ЕГРН содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением.Установлено также, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2017 года.Обзор подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс».

Если же земли имеют другую категорию — то тут все намного проще, тем более вы земли покупали у частного лица, а не государства уже.

  • 10,0рейтинг
  • 5197отзывов
  • эксперт

Здравствуйте, Сергей. Есть такая вероятность, если целевое назначение под строительство. Разрешение на строительство получали? Срок строительства определен?

Гражданский кодекс Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской ФедерацииЗемельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.Статья 286. Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.2. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.3. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

С уважением! Г.А. Кураев.

  • 9,2рейтинг
  • 1632отзыва
  • эксперт

Сергей, во-первых, должностное лицо Росреестра (гос. земельный надзор) должно установить факт совершения Вами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.8. КоАП РФ, т.е. провести проверку соблюдения земельного законодательства при условии уведомления Вас о проведении проверки. Во-вторых, привлечь Вас к административной ответственности, назначить штраф. В-третьих, выдать предписание об устранении правонарушения в определенный срок и предупредить о возможном изъятии участка. После истечения срока предписания снова проводится внеплановая проверка исполнения предписания. И если Вы не устранили правонарушение, документы отправляются в Администрацию. И уже та обращается в суд с заявлением о продаже Вашего участка с публичных торгов (так как у Вас собственность). Деньги за вычетом расходов на проведение торгов возвращают Вам. Здравствуйте Сергей. Если все же не сможете построить дом в указанные коллегами сроки, то просто подарите данный участок близким родственникам, в этом случае срок пойдет заново в связи с изменением собственника. Они же потом смогут Вам его подарить обратно.

592 юриста сейчас на сайте

Добрый день. У меня в собственности участок, под ИЖС. купила я его 2 года назад, налоги плачу вовремя ,долгов нет. Собиралась строить там дом, обратилась в администрацию для получения разрешения на строительство, там выяснилось что год назад были внесены изменения в ген. план и мой участок большей своей частью теперь попадает под корреляционную зону. Сейчас уже подано коллективное заявление от собственников для внесения изменения в ген план. Получается что я не могу стороится на участке и даже устанавливать забор. А проблема в том что та же администрация ходит проверяя участки и видя мой кусок земли (без забора, без строений, без деревьев),который по возможности раз в год осенью убирается от травы, представители админестрации утверждают что участок заброшен,что если по истечении 3х лет после покупки я так и не построю строения ,не поставлю забор или хотя бы не облагорожу территорию плодовым садом,то они имеют право отобрать участок. Ни на какие статьи закона они сослаться не могут. При каких обстоятельствах действительно могут отобрать участок приобретенный в собственность с назначением земель под ИЖС если налоги платятся и долгов нет? и какие статьи закона позволяют отобрать собственность? Ответы юристов (3)Добрый день! Просите в администрации письменный ответ, чтобы мотивировали свои действия. Основания изъятия предусмотрены законом. Норма права ниже, изучите, походит ли хотя бы одно основание под Ваш случай.

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд [Земельный кодекс РФ] [Глава VII] [Статья 49]Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Валентина Антоновна, добрый вечер! Если участок пол ИЖС, то Вы имеете право строить на нем жилой дом. Поэтому советую обратиться в Управление архитектуры и градостроительства в Вашем городе с заявлением. Если будет отказ, то обязательно требуйте в письменной форме, посмотрите, на каком основании Вам откажут. Также Вы можете обратиться в суд и пытаться оспорить отказ, если он окажется необоснованным. Если администрация будет настаивать на начале строительства, то можете показать отказ на получение разрешения на строительство, без которого Вы не сможете начать строить. Вообще администрация должна быть в курсе Ваших сложностей по застройке, участок,, находящийся в частной собственности могут изъять только для государственных нужд, но при этом полностью возместить его рыночную стоимость собственнику или предоставить аналогичный.

592 юриста сейчас на сайте

Здравствуйте! У моей мамы участок 40 соток. Вид права: собственность (с 1 апреля 2010 года). Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Есть присвоенный адрес. Есть кадастровый номер. Существующие ограничения права: не зарегистрировано. Уже прошло 5 с половиной лет, но строительство дома на участке еще не начато в силу финансовых проблем. НО землей пользовались активно и обрабатывали (косили траву, сажали картошку и овощи) и налог на землю платим. Постройка есть небольшая – типа хозблока без фундамента, только стены и крыша. Хотим начать строительство дома. НО недавно слышали, что собственность без постройки будут изымать. Возник теперь вопрос, могут ли отобрать этот участок под ЛПХ, если нет жилого дома? Заранее спасибо!

свидетельсвидетельство6.jpgство6.jpg Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (2)Здравствуйте, Надежда! У ВАшей мамы вид разрешенного использования -под личное подсобное хозяйство, а не под индивидуальное жилищное строительство. Главное, чтобы земельный участок использовался по своему прямому назначению: ведение личного подсобного хозяйства. наличие жилого дома не является обязательным условием использования земельного участка. Поэтому можно не волноваться и достраивать дом спокойно. Оснований для изъятия земли пока нет.

Надежда! В настоящее время Земельный кодекс РФ не содержит конкретных оснований для принудительного изъятия земли у собственника. Но по нормам гражданского законодательства (ст. 44 ЗК РФ). ГК РФ действительно содержит подобные основания, среди которых:неиспользование земельного участка, выделенного для целей сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом (ст. 284 ГК РФ); использование участка с грубым нарушением правилрационального использования земли (в частности, нецелевое использованиеучастка, существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель или значительное ухудшение экологической обстановки) (ст. 285 ГК РФ).

Постройка есть небольшая типа хозблока без фундамента, только стены и крыша.

Добавить комментарий