Вывоз мусора: об изменениях 2020 года

За мусор теперь будем платить по-новому — что изменится в 2020 году?

Мусорная реформа все еще продолжается, и власти постоянно вносят определенные изменения в эту сферу. Последние нововведения коснулись жильцов многоквартирных домов. Теперь они будут оплачивать сбор и вывоз ТКО по-другому – исходя из количества жильцов.

Продолжение мусорной реформы.

О проблемах реформы

Оказание услуг по утилизации мусора не выгодно с точки зрения необходимости закупки новой техники, строительства специальных предприятий, наличие современного оборудования. Также требуется получение специального разрешения в Росприроднадзоре, Роспотребнадзоре.

Перенесение даты реализации реформы влечет за собой постоянное пополнение мусором прежние полигоны. При этом, бездействуя, местные органы самоуправления будут получать большую прибыль.

По новым правилам, создание полигона должно происходить на расстоянии не менее 50 километров от населенного пункта. Однако, возникает вопрос, как быть, если на данном расстоянии могут располагаться другие населенные пункты.

Особенно остро реформа сказалась на жителях частных домов, а также жителей сел, ведь ранее она самостоятельно занимались утилизацией мусора. Большинство деревенских жителей мусор просто сжигали в печах, а также выкидывал мусор в компостные ямы. Новая реформа обязывает население вносить плату за услугу, которой они не пользуются.

Многие граждане не довольны качеством оказываемой услуги. Ведь нередко мусорные контейнеры стоят переполненные неделями. Многие жители выражают протест по поводу строительства новых мусорных полигонов.

Эксперты утверждают, что негативные последствия реформы последовали из-за неправильной и непоследовательной ее реализации. Для начала государство должно было взять на себя ответственность за строительство специальных мусороперерабатывающих предприятий. Это позволило бы подготовиться к реализации закона с технической точки зрения.

Для решения проблем, связанных с реализацией мусорной реформы предлагается произвести следующие действия:

  • Проведение национализации мусорных полигонов.
  • Необходимо уделить повышенное внимание процессу вторичной переработки ТБО. При этом необходимо возведение современных технологичных комплексов.
  • Вся ответственность по вопросам экологической безопасности, связанной с утилизацией отходов, должна быть на органах государственной власти.
  • Осуществлять контроль за надлежащим исполнением реформы в каждом регионе страны.

Данное обязательство необходимо управляющие компании обязаны выполнять с момента действия мусорной реформы.

Новая графа в квитанциях за ЖКХ

Твердые коммунальные отходы (ТКО) согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от 26.07.2019 года стали коммунальной услугой, за которую взимается отдельная плата.

Согласно законодательных актов № 89-ФЗ и № 503-ФЗ, регулирующих обращение с отходами:

  • региональные власти выбирают единого оператора;
  • они же осуществляют ведомственный контроль за свалками мусора;
  • тариф на вывоз устанавливает единый оператор;
  • жители многоквартирных и частных домов, загородных домовладений и кооперативов, собственники нежилых помещений обязаны заключать договоры и оплачивать вывоз ТКО.

К твердым коммунальным отходам причисляют пищевые отходы, различные виды упаковки из металла и пластики, смет с асфальтовых покрытий, предметы и товары, утратившие свои потребительские свойства. Перечень ТКО представлен в письме Росприроднадзора от 06.12.2017 № АА-10-04-36/26733.

В квитанции «объем потребления» указывается объем ТКО, за который начисляется ежемесячная плата.

К твердым коммунальным отходам причисляют пищевые отходы, различные виды упаковки из металла и пластики, смет с асфальтовых покрытий, предметы и товары, утратившие свои потребительские свойства.

Тарифы на вывоз бытового мусора в Москве в 2020 году выросли вдвое

Власти Москвы подняли стоимость услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) и крупногабаритного мусора населения на 2,89 руб. — в 2,24 раза: с 2,34 руб. до 5,23 руб. на 1 кв. м общей площади. Это следует из постановления правительства Москвы от 27 декабря прошлого года, подписанного мэром Сергеем Собяниным.

Почему подорожал вывоз бытового мусора в Москве

Плата за услугу по обращению с ТКО взимается в составе платы за содержание жилого помещения, которая устанавливается правительством столицы как ставка планово-нормативного расхода (ПНР), пояснили РБК в пресс-службе департамента ЖКХ. Отдельно в ежемесячной платежке не выделяется строчка за вывоз мусора.

В 2020 году ставка ПНР, которая включает расходы на около 30 видов работ по содержанию многоквартирного дома, увеличилась на эти 2,89 руб. — с 27,6 руб. до 30,49 руб. на 1 кв. м, следует из ответа департамента ЖКХ. Таким образом, расходы на другие услуги, кроме вывоза мусора, не повышались, а общий рост платы за содержание жилого помещения составил 10,47%.

С 2012 по 2017 год ставка по вывозу отходов выросла лишь на 0,26 руб., до 2,34 руб. на 1 кв. м площади, а за 2018–2019 годы ставка ПНР, а с ней и плата за вывоз мусора вообще не индексировались, указывает департамент ЖКХ. «При этом экономически обоснованные расходы на обращение с ТКО значительно выросли в связи с массовым закрытием полигонов Московской области в 2017–2018 годах, увеличением расстояний вывоза отходов и, соответственно, увеличением расходов транспортных организаций в сфере обращения с отходами», — говорится в ответе пресс-службы департамента ЖКХ Москвы на запрос РБК.

В Московской области на конец 2019 года закрыли 28 мусорных полигонов из 39. Площадь закрытых свалок, по данным министерства экологии региона, — 274,6 га.

Как это скажется на жителях

При росте ставки планово-нормативного расхода на 10,47% до 30,49 руб. на 1 кв. м владелец средней квартиры площадью 45 кв. м будет платить за вывоз мусора 235,35 руб. вместо 105,3 руб. при общем платеже за содержание жилья 1372,05 руб. в месяц. Но эта сумма не включает плату за услуги ЖКХ, такие как электричество, газ, вода и водоотведение. Рост тарифов на них, в отличие от жилищных услуг, регулируется федеральным правительством, а не региональным. Дмитрий Медведев, занимавший пост премьера, еще в октябре 2019 года постановил, что средний размер платы за ЖКХ в Москве в первом полугодии 2020 года не должен увеличиться, а рост за второе полугодие составит лишь 5%.

«В общую квитанцию на коммунальные услуги для жителя Москвы входит три вида услуг: коммунальные платежи (свет, газ, вода), жилищные услуги (обычно эти услуги, включая вывоз мусора, оказывает управляющая компания) и капремонт», — пояснила РБК исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. По ее словам, и жилищные услуги, и стоимость капремонта могут расти выше инфляции.

Плата за обращение с отходами в Москве, которая с 2020 года выросла вдвое, включается пока в число жилищных услуг и не подпадает под ограничение роста тарифов на 5%, сообщил руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое Алексей Макрушин.

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь получили отсрочку при присоединении к мусорной реформе, стартовавшей в стране 1 января 2019 года, поэтому столица в отличие от большинства других регионов пока не выбрала единого регионального оператора по вывозу отходов (его московские власти должны выбрать к 2022 году), а стоимость вывоза не выделена в отдельную строчку в ежемесячной платежке.

Кто вывозит отходы из жилого сектора Москвы

В 2020 году в городе будет образовано 8,1 млн т твердых коммунальных отходов, указано в территориальной схеме по обращению с отходами на 2020–2029 годы, утвержденной в конце прошлого года. Глава департамента ЖКХ Москвы Александр Соловьев оценивал объем отходов, которые вывозят в городе пять крупнейших «мусорных» операторов, в 2,55 млн т в год.

С 2014 года весь мусор в Москве собирают и утилизируют пять операторов, с которыми заключены 15-летние госконтракты. Самые крупные из них — «Хартия» сына экс-генпрокурора Игоря Чайки, которая занимается вывозом отходов из Северо-Восточного и Восточного округов (сумма контрактов — 42,6 млрд руб.), и «МКМ-Логистика», который вывозит отходы из Юго-Западного и Западного округов (40,1 млрд руб.). В июле 2019 года акционеры компании «Эколайн», которая обслуживает Центральный и Северный округа (25,6 млрд руб.), приобрели «МКМ-Логистику». Северо-запад Москвы обслуживает также компания «Спецтранс», входящая в «РТ-Инвест» (12,4 млрд руб.), а Восточный и Зеленоградский округа — «МСК-НТ» (21,4 млрд руб.). Эти пять компаний продолжат свою работу на весь срок контрактов, после их завершения в 2029 году вывоз отходов из этих административных округов Москвы перейдет к единому региональному оператору.

Читайте также:  Овердрафт представляет собой

Руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов напоминает, что после повышения тарифов на вывоз отходов в Славгороде (Алтайский край) вдвое у антимонопольного регулятора возникли вопросы. Худалов считает, что правительство Москвы уже учло свои расходы на госконтракты операторов по обращению с отходами (мэрия оплачивает их по факту по формуле, указанной в постановлении правительства Москвы от 2012 года) и решило индексировать стоимость услуги для населения, чтобы покрыть возросшие расходы бюджета. «За счет такой индексации можно будет собрать с жителей, чьи дома обслуживают эти пять крупнейших операторов по вывозу отходов, дополнительно 2,5 млрд руб. в год, что составляет 0,1% бюджета Москвы», — пояснил эксперт.

Глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов утверждает, что ставка за вывоз мусора в Москве пока остается минимальной по стране и дотируется из бюджета.

РБК направил запрос в пресс-службу ФАС.

На что еще выросли расходы у операторов

Операторы указывают, что их затраты существенно выросли не только из-за закрытия полигонов в Подмосковье и изменения транспортных расходов, но и из-за введения раздельного сбора отходов (РСО) в Москве с 1 января 2020 года: операторы устанавливают отдельные контейнеры для смешанных отходов и вторсырья и вывозят этот мусор раздельно. Но это им пока не компенсировали. Так, «Хартия» единовременно потратила более 250 млн руб. на закупку и брендирование контейнерного парка и мусоровывозящей техники, сообщил РБК первый заместитель гендиректора «Хартии» Михаил Минчаков. По его словам, ежемесячные затраты составляют более 20 млн руб. — в эту сумму входят кредитные платежи, зарплаты персонала и стоимость обслуживания транспорта, вывозящего отходы раздельно. К тому же были понесены серьезные финансовые затраты на оборудование отдельной линии РСО на сортировочных станциях, уточнил топ-менеджер.

По словам Минчакова, компания работает за счет собственных средств. «Но компенсация со стороны правительства Москвы обещана, идет обсуждение способов ее получения», — заметил он.

Пресс-секретарь НКО «Союзресурс» (объединяет столичных операторов по вывозу отходов) Руслан Мольков подтверждает, что при старте раздельного сбора отходов основной рост расходов приходится на транспорт и топливо. «Одному мусоровозу приходится дольше собирать контейнеры с вторсырьем по всему вверенному участку. На каждой площадке стоит по одному такому контейнеру, тогда как емкостей для смешанного мусора больше. Также выросли расходы на хранение отходов на полигонах подрядчиков», — отмечает он.

Сфера деятельности: переработка шин

Владелец и гендиректор – Рустам Айзатуллин

Объем рынка: 1 млн т в год

Выручка в 2014 году: 20 млн руб.

Инвестиции: 15 млн руб.

Семь лет назад Рустам Айзатуллин уволился из милиции, чтобы заняться утилизацией стекла. Отходы с Борского стекольного завода его компания «Амиго-Сервис» продавала на заводы по производству бутылок, вроде турецкого Sisecam. В 2012 году Айзатуллин пришел в нижегородский бизнес-инкубатор Clever с новой бизнес-идеей: создать производство по переработке старых шин. На ее реализацию он получил грант в размере 300 тыс. руб.

По данным Ассоциации содействия восстановлению и переработке шин «Шиноэкология», ежегодно в России образуется около 1 млн т изношенных автопокрышек, но на переработку поступает всего 5–7%. Айзатуллин предложил перерабатывать шины в резиновую крошку, которую можно повторно использовать в дорожном строительстве, для просыпки футбольных полей и детских площадок. Гарантийный фонд Нижегородской области трижды выдавал «Амиго-Сервису» микрозаем в 900 тыс. руб. под 9,5% годовых на развитие бизнеса. В 2013 году Айзатуллин получил 7 млн руб. в Российском банке поддержки малого и среднего предпринимательства и еще 5 млн руб. в виде субсидии от нижегородского Министерства поддержки предпринимательства. На эти деньги предприниматель приобрел помещение площадью 1300 кв. м в Дзержинске, взял в лизинг «Газели» для сбора и перевозки шин, а также увеличил штат до 43 человек. Сегодня мощности «Амиго-Сервиса» позволяют перерабатывать до 200 грузовых шин в день (6 т резиновой крошки), полученных по договору с шиномонтажами и от частных сборщиков. По оценкам Айзатуллина, сейчас «Амиго-Сервис» перерабатывает около 15% изношенных шин в Нижнем Новгороде.

Свою крошку Айзатуллин продает по 14–15 руб. за 1 кг при себестоимости 9 руб. В планах предпринимателя наладить полную переработку покрышек. Сейчас в среднем от переработки 100 т шин остается 30 т отходов в виде металлического корда и текстильного волокна, которые отвозятся на свалку. Во второй половине 2014 года в «Амиго-Сервисе» запустили пиролизную установку, а сейчас завершают опыты по переплавке металлокорда. На выходе компания должна получать металл, из которого планирует лить гаечные ключи, а также энергию, что позволит полностью освещать и отапливать производственные помещения.

«Внедряемая на территории Москвы система раздельного сбора и накопления отходов реализуется преимущественно за счет контрактных обязательств исполнителей долгосрочных госконтрактов и прочих подрядчиков. Соответствующие обязательства включены в типовое техническое задание на обращение с ТКО и госконтракты», — уточнили в пресс-службе департамента ЖКХ Москвы. Исмаилов напоминает, что при анонсировании программы по введению раздельного сбора ТКО летом 2019 года руководство департамента сообщило, что стоимость услуг по вывозу мусора повышаться не будет.

Как заработать на раздельном сборе мусора

Мольков указывает, что сейчас перевозчики практически не получают прибыли от продажи вторсырья, собранного раздельно: «Его пока мало, от влажности оно портится, а некачественное вторсырье не хотят покупать или платят за него мало». Но он рассчитывает на рост прибыли компаний, когда раздельно собранных отходов станет больше, а эффективность извлечения из них вторсырья вырастет.

Руководитель московского отделения движения «Раздельный сбор» Валерия Коростелева считает, что раздельный сбор отходов должен быть выгодным и городу, и жителям, и оператору. «При правильной организации РСО город экономит десятки миллионов рублей в год на сокращении захоронения отходов на полигонах или 30% таких расходов — при смешанном сборе. Треть вторичного сырья можно извлечь из раздельно собранных по двухпоточной системе отходов, что позволяет его продать и заработать на этом», — считает она. По мнению эксперта, расходы московских операторов по вывозу мусора после введения раздельного сбора преувеличены.

При этом экономически обоснованные расходы на обращение с ТКО значительно выросли в связи с массовым закрытием полигонов Московской области в 2017 2018 годах, увеличением расстояний вывоза отходов и, соответственно, увеличением расходов транспортных организаций в сфере обращения с отходами , говорится в ответе пресс-службы департамента ЖКХ Москвы на запрос РБК.

Кто теперь вывозит мусор?

С 1 января 2019 года сбором, транспортировкой и утилизацией коммунальных отходов занимаются региональные операторы, которые должны быть созданы в рамках региональной программы обращения с ТБО (ст. 24.6 ФЗ № 89). Это такие себе частные предприятия, которые будут заниматься вывозом вашего мусора. Власти субъекта выбирают их на конкурсной основе, при условии, что те имеют лицензию на вывоз мусора.

За каждым региональным оператором на территориальной схеме закреплена собственная зона деятельности, которая не пересекается с зонами других операторов. Другими словами, территорию вашей области поделили на кластеры, с каждым из которых работает отдельная компания. Например, в Санкт-Петербурге это СПб ГУП «Завод МПБО-2», а в Московской области это сразу 7 компаний.

Власти субъекта выбирают их на конкурсной основе, при условии, что те имеют лицензию на вывоз мусора.

Что будет в столице

Мусорная реформа в 2019 году затронула все регионы кроме городов федерального значения. Москва, Санкт-Петербург и Севастополь подключатся к реформе в 2022 году. Причина — отсутствие в собственности достаточных площадей для размещения полигонов и перерабатывающих предприятий. Приходится заключать соглашения с соседями, чтобы те принимали отходы на утилизацию или захоронение.

Но новые нормативные акты обязательны для всех. В Москве также вводится раздельный сбор мусора. Во дворах уже устанавливаются баки синего цвета. В них можно складывать все, кроме органических отходов. На переработку планируется направлять пластиковую и стеклянную тару, жестяные банки, старые газеты и журналы. В контейнеры серого колора можно выбрасывать отходы, перемешанные с пищевыми очистками. Предполагается, что за каждым типом емкостей будет приезжать свой мусоровоз.

Читайте также:  Как оформить переуступку долга

В Минприроды отметили, что для столицы разрабатывали территориальную схему, на которой отмечены все точки сбора мусора, перемещения спецтранспорта. Отдельные модели отражают варианты накопления смешанного и раздельно собранного мусора.

В контейнеры серого колора можно выбрасывать отходы, перемешанные с пищевыми очистками.

Столица разделяет

Москва вместе с Петербургом и Севастополем получила право на отсрочку входа в реформу по обращению с отходами до 2022 года, так как у городов федерального значения нет своих достаточных территорий для обработки и захоронения отходов и нужно договариваться с соседними регионами.

Тем не менее, столица с 2020 года через год после Подмосковья начинает первый этап перехода к раздельному сбору отходов. Во дворах появились контейнеры синего цвета, которые предназначены для вторичного сырья, то есть перерабатываемых отходов без остатков пищи и другой органики. К вторсырью относятся пластик (бутылки из-под напитков и моющих средств, упаковка продуктов питания), стеклянные банки и бутылки, металл (жестяные и алюминиевые банки) и макулатура (бумага, картон). Серые контейнеры рассчитаны на все остальные смешанные отходы. Вывозить отходы будут разные мусоровозы соответствующего цвета.

“Следует отметить проект территориальной схемы Москвы, где приведена информация о реализации системы раздельного сбора, в том числе количество и характеристики мест накопления раздельного сбора отходов с 2020 года, а также приведены схемы транспортирования отходов, накопленных раздельно. Разработаны отдельные электронные модели для смешанных и раздельно накопленных отходов (бумага, картон, пластик, стекло, металл)”, – отметили в Минприроды России.

Вывозить отходы будут разные мусоровозы соответствующего цвета.

Вывоз мусора – важные термины и юридические аспекты

В рамках нового законопроекта введено несколько новых терминов и обозначений.

Региональный оператор по обращению с ТКО – это компания (обязательно юридическое лицо), уполномоченная заключать договора на оказание полного комплекса услуг по обращению с ТКО с контрагентами, являющимися собственниками отходов. Подрядчик организует деятельностьсогласноразработанной территориальной схеме и обслуживает места накопления отходов в пределах вверенной ему зоны. Региональный оператор назначается на 10 лет.

Юридические аспекты, о которых важно знать:

  • Частным лицам и организациям необходимо заключать новые договора на вывоз ТКО с региональным оператором, потому что соглашения, составленные до 1 января 2019 года, утратили силу;
  • В соответствии с новыми правилами, вывоз ТКО – такая же коммунальная услуга, как электро-, газоснабжение;
  • На вывоз ТКО распространяются те же льготы, что и на другие виду услуг: для перерасчета стоимости необходимо обратиться в местный орган соцзащиты;
  • Заключать договора с региональным оператором обязаны все без исключения компании с любой организационно-правовой формой бизнеса, в том числе ИП;
  • Договора между региональным оператором и управляющими компаниями заключаются по умолчанию;
  • Договор на оказание услуг может быть заключен и напрямую между региональным оператором и каждым собственником жилья. Для этого жильцам многоквартирного дома необходимо провести собрание и вынести соответствующее решение.

ТКО что сюда входит.

Как изменится порядок обращения с ТКО

Перед тем как мусор попадет в пункт утилизации, он должен быть разобран в сортировочных комплексах. Из него выделят все полезные фракции (пластик, бумага, стекло) и отправят на вторичную переработку. Поэтому население будут всячески стимулировать к раздельному сбору мусора, чтобы сортировка происходила легче. Собранный в разные контейнеры мусор все равно в дальнейшем подвергнется более тщательному разбору. Вывозить распределенные по категориям отходы должны специальные машины, чтобы не произошло смешивания.

Пищевые отходы повезут на полигон, все остальные – на сортировочный комплекс.

Переход на раздельный сбор мусора будет постепенным. Первыми его опробуют те регионы, где уже существуют условия для этого.

Раньше мусор чаще всего просто вывозили на свалки, теперь его должны переработать, а затем утилизировать. Для этого планируется построить современные полигоны и мусороперерабатывающие заводы. Все этапы должны осуществлять региональные операторы, тогда как раньше вывозом занимались одни компании, а утилизацией – другие.

Все мусорные потоки указываются в территориальной схеме обращения с отходами.

Все мусорные потоки указываются в территориальной схеме обращения с отходами.

Что содержит новая форма отчетности по ТКО

Статистическая форма отчетности по отходам утверждена приказом Росстата №766 от 12.12.2019.

Содержит следующие сведения об отходах:

  • образование;
  • обработка;
  • вывоз;
  • утилизация;
  • размещение;
  • обезвреживание.

Новая форма 2-ТП предоставляется региональным оператором, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами каждый отчетный период, но не позднее 1 февраля.

В Федеральном законе 141-ФЗ от 17.

Тарифы за вывоз мусора в Подмосковье на 2020 год

На территории Московской области с 1 января 2019 года действует новые тарифы на вывоз мусора и обращение с твердыми коммунальными отходами. С 1 июля 2019 года в регионе планируется повышение цен на обращение с ТКО. Региональные операторы и Управляющие компании обслуживающие территорию присылают платежные квитанции с новой графой за сбор и транспортировку отходов.

  • Тариф регионального оператора
  • Калькулятор
  • Расчет стоимости платы
  • Нормативы
  • Предоставление субсидий

С 1 июля 2019 года в регионе планируется повышение цен на обращение с ТКО.

Вывоз мусора и твердых бытовых отходов в частном секторе, правила обращения с ТКО в 2020 году

Твёрдые бытовые отходы (по правилам, действующим в 2020 году, они называются Твёрдые коммунальные отходы или ТКО) – одна из ключевых экологических проблем человеческого общества. До недавнего времени, пока не ввели новые правила обращения с ТКО (это произошло в 2019 году), вывоз мусора и твердых бытовых отходов в частном секторе регулировалось небрежно. Жители городских и сельских многоэтажек полагались на коммунальные службы и не участвовали в процессе сбора и хранения ТКО. В сельской местности отсутствие общих правил приводило к спонтанным свалкам. В лесополосах, по обочинам дорог, прямо за территориями посёлков и на берегах рек росли горы мусора, угрожая здоровью людей, нарушая экологию и эстетический вид местности.
Современная «мусорная реформа» закрепила ряд правил вывоза ТБО в частном секторе. В 2020-м году, вместе с изменениями для многоэтажного жилого сектора, в Жилищном кодексе появились статьи, по которым владелец частного дома не может сам заниматься утилизацией бытового мусора свой хлам. Для него введена коммунальная услуга. Чтобы не нарваться на штраф, нужно знать свои права и обязанности, представлять, какие есть способы утилизации твердых бытовых отходов для частного сектора.

В сельской местности отсутствие общих правил приводило к спонтанным свалкам.

«Регион был на пороге экологической катастрофы»

Первую «мусорную» реформу в России провел, вероятно, Петр Великий. В 1699 году царь издал указ, который обязывал жителей Москвы не выбрасывать мусор на улицы, а вывозить за пределы города и засыпать землей. Именно с того периода и начали расти свалки в Подмосковье. С эпохи Петра I и до недавнего времени система фактически не менялась: мусор вывозили за город и кое-как засыпали или просто бросали в ямы.

К 2013 году сложилась критическая ситуация. Свалки разрастались и приближались к населенным пунктам, рассказал на прошедшей пресс-конференции заместитель председателя правительства Московской области Евгений Хромушин. Создавались новые полигоны, а мусор часто вывозился без контроля и практически не перерабатывался. В результате к 2012 году на полигонах области было накоплено 120 млн тонн отходов. Свалки регулярно горели и наносили большой вред окружающей среде, отметил Евгений Хромушин.

Сейчас эта опасность миновала: в 2012 году власти стали разрабатывать программу по созданию новой системы управления отходами. Какие вопросы удалось решить за эти годы?

Это сложный технологический процесс мусор надо надежно изолировать, чтобы он не загрязнял окружающую среду.

“Мусорная” реформа: регионам, не готовым к новой схеме работы с ТКО, дали отсрочку

yoka66 / Depositphotos.com

К 1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО (одним или несколькими) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 483-ФЗ “О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”).

Читайте также:  Право на исполнение как разновидность смежных прав

В свою очередь региональные операторы должны заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов (если иное не предусмотрено законодательством), а последние обязаны оплачивать эти услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1-2 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, далее – Закон № 89-ФЗ). Порядок заключения таких договоров определен постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156.

В связи с этим регионы должны были:

  • до 1 мая 2018 года – заключить соглашения с отобранными на конкурсной основе региональными операторами (п. 3 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ);
  • до 1 июля 2018 года – направить предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего региона в орган регулирования (п. 4 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ).

Кроме того, переход к новым правилам обращения с ТКО предполагает (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса), что плата за обращение с твердыми коммунальными отходами становится составной частью платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме (при этом обязанность по ее внесению наступает лишь при наличии вышеуказанного соглашения с региональным оператором и утвержденного единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее 1 января 2019 года) (ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ). Ранее платежи за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, входили в состав платы за содержание жилого помещения.

Таким образом, как пояснял Минстрой России (письмо Минстроя России от 22 февраля 2017 г. № 5554-АТ/04), после перехода на новую систему обращения с ТКО в квитанции на оплату ЖКХ должна появиться отдельная строка “коммунальная услуга по обращению с ТКО”, размер платы за которую рассчитывается исходя из нормативов накопления ТКО, стоимости услуги регионального оператора и количества проживающих в жилом помещении граждан. Соответственно, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в МКД, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО из платы за содержание жилого помещения будет исключена стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов (п. 8.1 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ).

Однако в конце декабря 2018 года в ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ были внесены поправки, согласно которым регионы могут отложить переход на новую схему обращения с ТКО.

Так, субъектам Российской Федерации – городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь предоставлено право не применять до 1 января 2022 года положения указанного закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов (ТКО) на их территории региональными операторами (п. 5 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). Если город федерального значения воспользуется таким правом, то на его территории этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами подлежат установлению планом мероприятий, согласованным с Минприроды России, а плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет взиматься, как и ранее, в составе платы за содержание жилого помещения.

Остальным регионам предоставлено право, в случае признания конкурсного отбора регионального оператора ТКО несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности оператора присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора любому другому оператору, осуществляющему деятельность на территории данного региона либо в пограничных с ней территориях, на срок, не превышающий одного года (п. 6 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). А при отказе такого лица от заключения соглашения договор можно будет заключить с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, который имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Если указанные действия окажутся безуспешными, то регион будет вправе отложить переход на новую схему обращения с ТКО до 1 января 2020 года (п. 7 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). В этом случае на территории данного субъекта РФ этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного региона по согласованию с Минприроды России, а плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет взиматься в составе платы за содержание жилого помещения.

Также поправками предусмотрено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения ТКО (п. 8 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). При наличии соответствующего заключения Минприроды России они могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ. Однако впоследствии (не позднее 1 января 2023 года) такие объекты подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами и подлежат обустройству и рекультивации.

Так, субъектам Российской Федерации городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь предоставлено право не применять до 1 января 2022 года положения указанного закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов ТКО на их территории региональными операторами п.

Урезонить регоператора не удалось

Внятного ответа на первое обращение от регоператора Виктор не получил. Как и многие другие граждане, возмущённые новыми «мусорными» счетами. В феврале и марте аналогичные счета ему прислали снова.

К тому времени министр ЖКХ Московской области Евгений ХРОМУШИН (сейчас — зампред регионального правительства) выступил в «РГ» с разъяснениями о новых правилах оплаты вывоза мусора. Он заявил, что согласно постановлению правительства РФ №354 вывоз мусора теперь — такая же коммунальная услуга, как водоснабжение или электроэнергия.

В пункте 184 (44) постановления указано: «При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами».

Вооружившись этой информацией, Виктор Половинкин снова обратился к Каширскому регоператору за перерасчётом. «Ваш министр с вашей газетой нам не указ!» — примерно так ответили ему на обращение.

Также регоператор не принял в расчёт постановление правительства, Жилищный кодекс и Закон «О защите прав потребителей», где заявитель нашёл нормы о том, что человек не обязан оплачивать услугу, которой не пользовался.

В мае Виктор открыл новый дачный сезон, на руках у него скопилось много писем от регионального оператора. В них было сказано, что собственник обязан оплачивать коммунальные услуги на всех принадлежащих объектах недвижимости. «С этим я не спорю, готов платить и за мусор, но только тогда, когда я его действительно произвожу. Никто же не требует с меня оплатить свет за те месяцы, пока я не жил на даче!», — отмечает мужчина.

Ещё несколько ответов оператора посвящены тому, что сделать перерасчёт не могут: «перерасчёт на территории Московской области законодательно не предусмотрен». Без ссылок на какие-либо законы.

В ответах есть и такая версия, что перерасчёт получился бы, если бы плату за вывоз мусора рассчитывали исходя из зарегистрированных в доме. Но поскольку считают по метражу, то не имеет значения, живет человек в доме полгода или целый год, метраж ведь от этого не меняется. И перерасчёта не будет.

А в какой-то момент оператор вовсе уведомил Половинкина: «Принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с вами».

Мужчина обратился в Королёвский городской суд.

Добавить комментарий