Аттестация государственного служащего

Российское административное право

Они вырабатываются аттестационной практикой государственных органов.

Аттестация государственного служащего

«Аттестация» в переводе с латинского переводится как свидетельство, что означает определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв, характеристика, процесс оценивания соответствия кого-либо некоторым критериям.

По сложившейся практике аттестация представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Ее цель – определить его соответствие занимаемой должности. В ходе аттестации оцениваются знания гражданского служащего, его профессиональные

– навыки, опыт и качество работы, эффективность служебной деятельности достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п. В результате проведенной аттестации возможно сделать выводы о соответствии или несоответствии гражданского служащего занимаемой должности. Более того, аттестация позволяет:

– выявить перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;

– определить степень необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;

– обеспечить возможность долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Однако допустимо проведение и внеочередной аттестации в случае соглашения сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о его профессиональной служебной деятельности или же после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в учреждении;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих. организации аттестации.

Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемых должностей. Исключение сделано лишь для руководителей и помощников (советников), но при условии, что с ними заключен срочный служебный контракт.

От очередной аттестации освобождены служащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет – аттестация им «светит» не ранее чем через один год после окончания соответствующего отпуска.

Более того, Положение о проведении аттестации государственных
гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 01.02.2005 № ПО (далее – Положение), расширяет круг гражданских служащих, освобождающихся от прохождения очередной аттестации. Пункт 3 указанного Положения предусматривает, что аттестации не подлежат гражданские служащие:

проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

« достигшие возраста 60 лет;

в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

При сокращении должностей аттестация проводится с целью определения гражданских служащих, которые обладают преимущественным правом остаться на работе в силу высокой результативности труда и квалификации, а по результатам внеочередной аттестации им могут быть предоставлены для замещения иные должности.

Проведение аттестации требует определенной организации. Можно выделить три этапа аттестационной процедуры: подготовительный, непосредственно аттестация, заключительный.

Предварительная работа по подготовке аттестации возлагается на подразделение учреждения по вопросам гражданской службы и кадров.

Подготовительный период является наиболее ответственным этапом организации аттестации.

Подготовка к аттестации должна проводиться планомерно и включать следующие подготовительные процедуры:

разъяснительные работы в коллективе о целях, задачах и порядке проведения аттестации;

составление списка служащих, подлежащих аттестации;

утверждение графика и сроков проведения аттестации;

создание аттестационной комиссии;

подготовка необходимой документации;

проверка наличия и ознакомление членов аттестационной комиссии с отчетами и отзывами на аттестуемых гражданских служащих.

Низкая информационная поддержка цели проведения и процедуры проведения аттестации может сказаться на психологическом климате в коллективе, особенно если подобная «процедура» проводится впервые.

Подготовку к проведению аттестации следует начать с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения о формировании аттестационной комиссии, об утверждении графика проведения аттестации, а также о списках служащих, подлежащих аттестации. Правовым актом определяются конкретные сроки проведения аттеста­ции по соответствующим должностям персонально для каждого граждан­ского служащего, утверждается график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем на­нимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого служащего не менее чем за месяц до ее начала. Утвержденный график является правовым основанием про­ведения аттестации в отношении каждого гражданского служащего, в соответ­ствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) и Поло­жением о периодической проверке его профессиональных и других качеств.

Создание аттестационных комиссий – еще один из подготовительных этапов для проведения аттестации. Формирование и состав этих комиссий подробно отражены в пунктах 8-10 Положения.

К документам, которые должны быть представлены в аттеста­ционную комиссию, относятся:

мотивированный отзыв об исполнении проходящим аттестацию гражданским служащим должностных обязанностей, подготовлен­ный его непосредственным руководителем;

сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проек­тах документов за указанный период, содержащиеся в годовых от­четах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосред­ственного руководителя (заявление о своем несогласии с представ­ленным отзывом);

аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

Подготовка необходимых документов для проведения аттестации граж­данского служащего предусматривает составление на него непосредственным руководителем мотивированного отзыва об исполнении аттестуемым долж­ностных обязанностей за аттестационный период (п. 2 Положения). Такой отзыв в аттестационную комиссию представляется не позднее чем за две недели до начала аттестации. Отзыв подписывается непосредственным руководителем аттестуемого и утверждается вышестоящим руководителем.

Отзыв является одним из главных письменных подтверждений выпол­нения или, напротив, невыполнения аттестуемым возложенных на него тру­довых обязанностей. От него зависит, будет ли работник признан соответствующим занимаемой должности или нет.

В отзыве целесообразно отразить также своевременность выполнения заданий и поручений, качество и сложность работы, степень самостоятель­ности при ее вьполнения, инициативность, наличие элементов творчества и использование эффективных методов работы, соблюдение служебной дис­циплины.

Завершающим этапом проведения аттестации является реализации решений, принятых аттестационной комиссией, которая обобщает рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестуемых по улучшению их работы, повышению квалификации или прохождению профессиональной переподготовки, целесообразность которых была выявлена в процессе проведения аттестации.

В последних двух случаях в течение одного месяца издается правовой акт с формулировкой либо о направлении на профессиональную перепод­готовку или повышение квалификации, либо о понижении в должности.

Заключение аттестационной комиссии о том, что гражданский служа­щий по уровню своей фактической квалификации не соответствует зани­маемой должности или выполняемой работе, дает представителю нанимателя право расторгнуть с ним служебный контракт. Впрочем, ра­сторгнуть контракт можно и в случае, когда гражданский служащий отка­зывается от прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ). Официальный статус аттестации позволяет использовать ее результаты в целях увольнения работника.

В заключение хочется напомнить, что аттестация не должна прово­диться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной. В ходе аттеста­ции оцениваются знания работника, профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п.). В результате прове­денной проверки делается вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе).

Пункт 3 указанного Положения предусматривает, что аттестации не подлежат гражданские служащие.

Кого нельзя подвергать оценке?

Не все сотрудники подлежат аттестационной проверке. Отдельные категории работники не должны включаться в список аттестуемых:

  1. Сотрудники, работающие на госслужбе 11 месяцев и меньше.
  2. Сотрудники, которым уже исполнилось 60 лет.
  3. Женщины в положении.
  4. Матери, которыенаходятся в отпуске по уходу за детьми.
  5. Женщины, после декрета вернувшиеся на работу и отработавшие 11 месяцев и менее.
  6. Руководители, заключившие срочный контракт.
  7. Помощник (или «советник»), работающие по срочному контракту.
  8. Работники, которые сдали квалификационный экзамен 11 месяцев назад и менее.
  9. Сотрудники, аттестация которых состоялась менее трех лет назад.

Это позволит учесть запланированные отпуска работников организации.

Бланк графика проведения аттестации

Если член аттестационной комиссии сам является государственным гражданским служащим, которому положено пройти эту процедуру, он временно выводится из состава комиссии.

Каковы правила проведения аттестации государственных гражданских служащих?

Аттестация гражданских служащих проводится на основании ст. 48 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ.

Цель аттестации – определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы РФ, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих. Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемой должности.

В очередную аттестацию не включаются гражданские служащие:

А) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее 1 года;

Б) достигшие возраста 60 лет;

В) беременные женщины;

Г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

Д) замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт;

Е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена. Аттестация гражданского служащего проводится 1 раз в 3 года. До истечения 3 лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего. Так, внеочередная аттестация проводится при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе с целью определения гражданских служащих, обладающих преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и квалификации. Одно из условий проведения внеочередной аттестации – принятие решения представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителем этого руководителя об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Для проведения аттестации гражданских служащих актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. В ее состав включаются представитель и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от общего числа аттестационной комиссии.

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого гражданского служащего. Заочная аттестация не допускается.

Неявка на назначенное заседание аттестационной комиссии или отказ от прохождения аттестации при отсутствии уважительных причин считаются дисциплинарным проступком и влекут за собой применение дисциплинарных взысканий. Заседание аттестационной комиссии в таком случае переносится. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

А) соответствует занимаемой должности гражданской службы;

Б) соответствует занимаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

В) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

Г) не соответствует занимаемой должности гражданской службы.

Выводы аттестационной комиссии доводятся до сведения руководителя государственного органа, который принимает окончательное решение по результатам аттестации. Решение должно быть принято в течение 1 месяца со дня проведения аттестации. По истечении месяца перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам аттестации не допускается.

Читайте также:  Помощь учредителя налогом не облагается

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

Выводы аттестационной комиссии доводятся до сведения руководителя государственного органа, который принимает окончательное решение по результатам аттестации.

Статья 24. Аттестация государственного служащего. 1. Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация.

2. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
3. Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 24
1. Аттестация государственного служащего проводится в целях: а) определения уровня профессиональной подготовки; б) определения соответствия занимаемой должности; в) для решения вопроса о присвоении квалификационного разряда; г) совершенствования деятельности государственного органа.
2. До принятия федерального закона по этому вопросу порядок проведения аттестации определяется Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 353 “Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего” .
——————————–
СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1036.
3. Указ рекомендует органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления руководствоваться этим Положением.
4. Аттестации подлежат федеральные государственные служащие, замещающие в государственных органах: а) младшие; б) старшие; в) ведущие; г) главные; д) высшие государственные должности.
Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
5. Аттестацию не проходят служащие:
а) замещающие должность менее года;
б) достигшие предельного возраста, установленного для замещения государственной должности;
в) беременные женщины;
г) находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аттестация указанных лиц проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска;
д) в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), назначения на государственную должность по конкурсу и (или) сдачи государственного квалификационного экзамена, окончания переподготовки или повышения квалификации.
6. Порядок аттестации включает: а) формирование аттестационной комиссии; б) утверждение графика проведения аттестации; в) составление списков федеральных государственных служащих, подлежащих аттестации; г) подготовку необходимых документов для аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря, членов комиссии. К ее работе привлекаются независимые эксперты.
Руководитель государственного органа утверждает количественный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы. В ее состав включают представителей кадровой и юридической служб государственного органа, а нередко и представителя соответствующего профсоюзного органа.
При аттестации федеральных служащих, замещающих высшие и главные государственные должности, состав аттестационной комиссии утверждается по согласованию с Советом по вопросам государственной службы при Президенте РФ.
В государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.
7. График проведения аттестации утверждается руководителем государственного органа. В нем указывается:
а) наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;
б) дата и время проведения аттестации;
в) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей подразделений государственного органа.
График доводится до сведения аттестуемого не менее чем за месяц до начала аттестации.
8. В комиссию не позднее чем за две недели до начала аттестации представляется отзыв на государственного служащего, составленный по установленной форме и подписанный его непосредственным и утвержденный вышестоящим руководителем.
В него включаются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество;
б) замещаемая государственная должность на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;
в) перечень основных вопросов, в решении которых принимал участие;
г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности.
При каждой последующей аттестации в комиссию представляются отзыв и аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.
9. Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации обязана ознакомить аттестуемого с представленным о нем отзывом.
Аттестуемый вправе передать в комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.
10. Процедура аттестации установлена в разделе 3 Положения. Она проводится в присутствии служащего. Если он не явится без уважительной причины, то комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
Аттестация включает: а) рассмотрение представленных документов; б) сообщение служащего; в) сообщение, в случае необходимости, его непосредственного руководителя.
Если аттестуемый передает дополнительные документы и не согласен с представленным отзывом, то комиссия вправе перенести аттестацию на свое очередное заседание.
11. Оценка служебной деятельности основывается на четырех критериях: 1) соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности; 2) участие в решении поставленных перед подразделением задач; 3) сложность выполняемой им работы; 4) ее результативность.
Учитываются также: а) профессиональные знания; б) опыт работы; в) повышение квалификации и переподготовка; г) организаторские способности.
12. На заседании комиссии должно присутствовать не менее двух третей ее членов – только в этом случае оно считается правомочным.
Решение комиссии принимается в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым или тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
При равенстве голосов вопрос решается в пользу аттестуемого – он признается соответствующим должности.
Если аттестуется член комиссии, то он в голосовании не участвует.
13. В результате аттестации дается одна из следующих оценок:
1) соответствует замещаемой государственной должности;
2) соответствует должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности;
3) не соответствует замещаемой должности.
Кроме того, аттестационная комиссия вправе внести на рассмотрение руководителя государственного органа мотивированное заключение:
1) о повышении федерального государственного служащего в должности;
2) о присвоении очередного квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга);
3) об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы);
4) о включении в резерв на замещение вышестоящей должности.
14. Решение комиссии заносится в аттестационный лист федерального государственного служащего. В него включаются следующие сведения: анкетные данные; вопросы, заданные аттестуемому, и ответы на них; замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией; предложения, высказанные служащим; краткая оценка выполнения рекомендаций предыдущей аттестации; оценка служебной деятельности; оценка по результатам государственного квалификационного экзамена; рекомендации аттестационной комиссии.
Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, членами комиссии, участвовавшими в заседании комиссии. Государственный служащий знакомится с ним под расписку.
Аттестационный лист и отзыв на него хранятся в личном деле федерального государственного служащего.
15. Результаты аттестации должны быть представлены руководителю государственного органа не позднее чем через семь дней после ее проведения.
Руководитель с учетом результатов аттестации принимает одно из следующих решений:
1) о повышении федерального государственного служащего в должности;
2) о присвоении очередного квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга);
3) об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы);
4) о включении служащего в резерв на замещение высшей государственной должности.
16. Если госслужащий признан не соответствующим замещаемой государственной должности, то руководитель государственного органа обязан принять одно из следующих решений:
1) направить на повышение квалификации или переподготовку;
2) с согласия служащего перевести его на другую государственную должность;
3) уволить служащего при условии его отказа от обоих вариантов.
Увольнение осуществляется по ч. 2 ст. 33 КЗоТ – несоответствие работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы.
17. Решение по результатам аттестации принимается не позднее чем через два месяца со дня ее проведения. Время болезни и отпуска служащего в этот срок не засчитывается, т.е. продляет его.
18. Аттестационная комиссия не реже одного раза в шесть месяцев проводит государственный квалификационный экзамен для присвоения квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного, в следующих случаях:
1) по инициативе служащего без последующего его перевода на другую государственную должность;
2) при переводе служащего на государственную должность иной группы и иной специализации;
3) при назначении на государственную должность впервые.
Рекомендации аттестационной комиссии по результатам экзамена служат основанием для присвоения квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга).
19. После проведения аттестации издается приказ, в котором анализируются результаты аттестации, утверждаются мероприятия по проведению очередной аттестации и улучшению работы с кадрами.
Споры по вопросам аттестации рассматриваются в государственном органе или в суде. Следовательно, аттестуемый может выбрать способ защиты своего права.

Решение по результатам аттестации принимается не позднее чем через два месяца со дня ее проведения.

Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 48. Аттестация гражданских служащих

1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации” образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Читайте также:  Можно ли пилить деревья на своем участке

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 295-ФЗ)

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

2) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 57-ФЗ с 8 апреля 2013 года такое основание прекращения служебного контракта как отказ гражданского служащего от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы исключено.

17. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий.

Порядок проведения аттестации госслужащих

Для того, чтобы аттестация прошла нормально, а её результаты оказались верными и полными, она должна пройти по порядкам и нормам, которые установлены в законодательстве. Проверка знаний государственных служащих проводится один раз в 2-3 года.

Аттестация знаний госслужащих обязательна для всех, кто работает в этой сфере. Кроме определенных категорий граждан, таких как:

Сотрудников, которые работают на этой должности меньше 1 года;

  • Сотрудники, достигшие максимального предела возраста для замещений должностей;
  • Сотрудницы, ждущие ребенка;
  • Сотрудники, взявшие у руководителя отпуск, чтобы ухаживать за ребенком;
  • Сотрудники, которые получили эту должность, выигрывав в конкурсе;
  • Сотрудники, получившие разряд по квалификации, например, дипломатический ранг;
  • Сотрудники, недавно прошедшие переподготовку или повысившие свою профессиональную квалификацию, закончив обучение;
  • Рассмотрением собранных данных о сотрудниках, классификацией полученной информации и вынесением окончательного решения занимается специальная аттестационная комиссия. Для того, чтобы она имела право оценивать знания и навыки государственных служащих, в состав этого органа должны входить:

    • Сотрудник, выполняющий обязанности председателя аттестационной комиссии;
    • Человек, исполняющий обязанности заместителя председателя аттестационной комиссии;
    • Секретарь, ответственный за ведение протокола и обработку полученных от сотрудников данных;
    • Рядовые члены комиссии, ответственные за то, чтобы каждое решение комиссии было объективным и не зависело от личных отношений.

    Стоит помнить, что основное требование, которое проверяется на аттестации – это способен ли служащий качественно исполнять обязанности, возложенные на него должностью.

    Аттестация проходит в несколько этапов:

    • Подготовительный этап, предполагающий написание сотрудниками итоговых отчетов о своей деятельности;
    • Этап тестирования, когда сотрудники, проходящие проверку, получают практические задания и опросы;
    • Собеседование, во время которого члены комиссии общаются с отдельными сотрудниками, чтобы уточнить неполные данные;
    • Итоговый этап, когда члены аттестационной комиссии составляют окончательное мнение о проведенной проверке и принимают решение;

    Стоит отметить, что подготовительный этап нужен не только для сотрудников. Также руководитель предприятия, где будет проводиться проверка, получает время, чтобы заняться проведением нужных для проверки знаний мероприятий. Он должен собрать все необходимые данные, которые понадобятся для первоначальной работы. После этого руководителю предприятия нужно заняться разработкой графика, по которому будет проводиться аттестация. А учитывая, что аттестационная комиссия, которая будет проводить оценивание профессиональных навыков, формируется на базе предприятия, то руководителю нужно заняться формированием её состава. И, кроме этого, начальник производства обязан установить, когда и где будет проводиться проверка.

    После того, как подготовительный этап закончился и всё готово к проведению аттестации, руководитель должен издать указ по предприятию. В этом документе он должен указать, какие именно работники обязаны пройти аттестацию, в какие сроки будет проведено это мероприятие, и где оно будет проходить.

    За месяц до того, как начнется аттестация, руководитель организации обязан письменно уведомить всех работников, которые подвергнутся проверке. Для этого начальнику необходимо составить служебную характеристику и отправить её кадровикам, для рассылки. Те ознакомят сотрудника с полученной характеристикой за три недели до того, как пройдет заседание аттестационной комиссии. Если работник не согласен с той информацией, которая указана в предоставленном документе, то он имеет право внести туда собственные правки.

    После уведомления и ознакомления с характеристикой, каждому сотруднику предоставляются обязательные аттестационные листы. После того, как работник их заполняет, собранные данные направляются секретарю проверочной комиссии.

    Для этого начальнику необходимо составить служебную характеристику и отправить её кадровикам, для рассылки.

    Система аттестации государственных гражданских служащих

    Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

    Дата публикации: 15.11.2018

    Статья просмотрена: 270 раз

    Библиографическое описание.

    Аттестация и квалификационный экзамен

    Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

    Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

    Аттестации не подлежат гражданские служащие:

    а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

    б) достигшие возраста 60 лет;

    в) беременные женщины;

    г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

    д) замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);

    е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

    Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

    При проведении аттестации могут использоваться следующие методы оценки гражданского служащего:

    1) тестовое задание;

    2) индивидуальное собеседование;

    3) иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа методы оценки, позволяющие определить соответствие гражданского служащего квалификационным требованиям по замещаемой им должности гражданской службы.

    Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии.

    По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

    1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

    2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

    4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

    Квалификационный экзамен проводится:

    а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – классный чин), первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

    б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

    в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

    Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих, замещающих:

    а) должности гражданской службы категории “руководители”, относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;

    б) должности гражданской службы категории “помощники (советники)”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;

    в) должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.

    При проведении квалификационного экзамена могут использоваться следующие экзаменационные процедуры:

    1) тестовое задание;

    2) индивидуальное собеседование;

    3) иные методы оценки профессиональных качеств, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.

    По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего аттестационной комиссией выносится одно из следующих решений:

    1) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

    2) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

    3 иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа методы оценки, позволяющие определить соответствие гражданского служащего квалификационным требованиям по замещаемой им должности гражданской службы.

    Аттестация и квалификационный экзамен

    Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

    Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

    Аттестации не подлежат гражданские служащие:

    а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

    Читайте также:  Доплата военному пенсионеру на ребенка

    б) достигшие возраста 60 лет;

    в) беременные женщины;

    г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

    д) замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);

    е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

    Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

    При проведении аттестации могут использоваться следующие методы оценки гражданского служащего:

    1) тестовое задание;

    2) индивидуальное собеседование;

    3) иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа методы оценки, позволяющие определить соответствие гражданского служащего квалификационным требованиям по замещаемой им должности гражданской службы.

    Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии.

    По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

    1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

    2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

    4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

    Квалификационный экзамен проводится:

    а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – классный чин), первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

    б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

    в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

    Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих, замещающих:

    а) должности гражданской службы категории “руководители”, относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;

    б) должности гражданской службы категории “помощники (советники)”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;

    в) должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.

    При проведении квалификационного экзамена могут использоваться следующие экзаменационные процедуры:

    1) тестовое задание;

    2) индивидуальное собеседование;

    3) иные методы оценки профессиональных качеств, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.

    По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего аттестационной комиссией выносится одно из следующих решений:

    1) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

    2) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

    Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;.

    2 Аттестация государственных гражданских служащих

    Согласно правилам трудового законодательства аттестация работни­ков может иметь обязательный характер в силу закона, а может прово­диться по решению работодателя в соответствии со специальным ло­кальным нормативным актом (положением об аттестации). Специфи­кой государственной службы как особого вида профессиональной деятельности является обязательное проведение аттестации государст­венных служащих. Так, Законом о гражданской службе предусмотрено, что аттестация гражданского служащего проводится один раз в три го­да. Правила и порядок проведения аттестации государственных слу­жащих устанавливаются специальными нормативными правовыми актами.

    Положение о проведении аттестации государственных граж­данских служащих Российской Федерации было утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

    Указанным Положением закреплен круг лиц, не подлежащих аттестации:

    проработавшие в занимаемой должности гражданской служ­бы менее одного года;

    достигшие возраста 60 лет;

    находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттеста­ция указанных гражданских служащих возможна не ранее чем че­рез год после выхода из отпуска;

    замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заклю­чен срочный служебный контракт;

    сдавшие квалификационный экзамен менее одного года назад.

    Как отмечалось выше, по общему правилу аттестация граждан­ского служащего проводится один раз в три года.

    Вместе с тем Закон о гражданской службе называет обстоятельства, при которых может проводиться внеочередная аттестация:

    по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

    по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее – представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

    о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

    об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

    Согласно Положению о проведении аттестации государствен­ных гражданских служащих Российской Федерации не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестацион­ную комиссию представляется мотивированный отзыв непосред­ственного руководителя на подлежащего аттестации гражданского служащего. Отзыв должен содержать оценку исполнения граждан­ским служащим своих должностных обязанностей. В нем должны содержаться следующие сведения:

    фамилия, имя, отчество;

    замещаемая должность на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

    перечень основных вопросов, в решении которых принимал участие служащий;

    мотивированная оценка профессиональных, личностных ка­честв и результатов служебной деятельности.

    К отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовлен­ных им проектах документов. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

    Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом непосредственного руководителя. При необходимости он прила­гает к отзыву пояснительную записку. Например, при несогласии с отзывом аттестуемый гражданский служащий вправе предста­вить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о слу­жебной деятельности.

    Для проведения аттестации гражданских служащих по реше­нию представителя нанимателя издается правовой акт государст­венного органа, содержащий положения:

    о формировании аттестационной комиссии;

    об утверждении графика проведения аттестации;

    о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

    о подготовке документов, необходимых для работы аттеста­ционной комиссии.

    В состав аттестационной комиссии включаются:

    представитель нанимателя и (или) уполномоченные им лица (представители кадровой и юридической служб, представители подразделения государственного органа, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность граж­данской службы);

    представитель соответствующего органа по управлению го­сударственной службой;

    Число независимых экспертов должно составлять не менее од­ной четверти общего числа членов аттестационной комиссии. В качестве независимых экспертов могут привлекаться представи­тели научных и образовательных учреждений либо других органи­заций, которые являются специалистами по вопросам, связанным с гражданской службой. Эксперты приглашаются для участия в работе аттестационной комиссии соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя.

    Участие в проводимой в государственном органе аттестации (в том числе внеочередной) является обязанностью гражданского служащего. В случае отказа гражданского служащего от аттеста­ции, а также при неявке его на аттестацию без уважительных при­чин гражданский служащий привлекается к дисциплинарной от­ветственности.

    Представитель нанимателя ежегодно утверждает график атте­стации, который доводится до сведения гражданских служащих, подлежащих аттестации, не менее чем за месяц до начала аттеста­ции.

    В графике проведения аттестации указываются:

    наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;

    список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

    дата, время и место проведения аттестации;

    дата представления в аттестационную комиссию необходи­мых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

    Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решение об оценке профессиональных и личностных качеств гражданского служащего, а также рекомендации аттестационной комиссии при­нимаются в отсутствие аттестуемого и его непосредственного ру­ководителя открытым голосованием простым большинством голо­сов присутствующих на заседании членов аттестационной комис­сии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой государственной должности.

    Аттестационная комиссия может вынести в отношении атте­стуемого гражданского служащего одно из следующих решений:

    соответствует замещаемой должности гражданской службы;

    соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадро­вый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной пере­подготовки или повышения квалификации;

    не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

    Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист граж­данского служащего. Аттестационный лист подписывается пред­седателем, заместителем председателя, секретарем и членами атте­стационной комиссии. С аттестационным листом гражданский служащий должен быть ознакомлен под расписку.

    Результаты аттестации гражданского служащего представляют­ся представителю нанимателя не позднее чем через семь дней по­сле ее проведения. Представитель нанимателя в течение одного месяца после проведения аттестации и по ее результатам издает соответствующий правовой акт государственного органа. При этом он может принять одно из следующих решений в отношении соответствующего гражданского служащего:

    о включении его в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    о направлении гражданского служащего на профессиональ­ную переподготовку или повышение квалификации;

    о понижении в должности гражданской службы.

    Если же гражданский служащий отказывается от профессио­нальной переподготовки, повышения квалификации или перево­да на другую должность гражданской службы, представитель на­нимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уво­лить с гражданской службы.

    Обратим внимание на то, что Закон о гражданской службе, как и трудовое законодательство, предусматривает возможность расторжения служебного контракта вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Одна­ко уволить гражданского служащего непосредственно по резуль­татам аттестации, без предложения ему профессиональной пере­подготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность нельзя.

    по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;.

    юридические науки

    • Парфёнова Ольга Николаевна , бакалавр, студент
    • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
    • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ
    • АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
    • АТТЕСТАЦИЯ

    государственный гражданский служащий направляется для прохождения дополнительного професиионального образования в образовательное учреждение;.

    Lawneed

    Аттестация государственного служащего обеспечивает объективность решения об изменении или сохранении социального положения аттестуемого государственного служащего.

    Отзыв на подлежащего аттестации госслужащего – пример содержания

    Отзыв — это обязательный при подготовке к аттестации документ, который направляется непосредственным руководителем аттестуемого в аттестационную комиссию (п. 2 ст. 48 закона 79-ФЗ, п. 12 Указа 110).

    В отзыве указываются:

    • фамилия, имя, отчество аттестуемого;
    • должность аттестуемого на момент аттестации и дата назначения на нее;
    • перечень вопросов и проблем, в разрешении которых участвовал аттестуемый;
    • оценка профессиональных и личностных качеств аттестуемого, итогов его деятельности в рамках госслужбы.

    К такому отзыву должны быть приложены также материалы и сведения об исполненных аттестуемым поручениях в рамках госслужбы и реализованных им проектах — за соответствующий аттестационный период.

    главной группе должностей госслужбы, назначение освобождение которых производится Правительством РФ.

    Добавить комментарий