Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

Поводы для возбуждения уголовного дела

Принятие решения о возбуждении уголовного дела должно быть обоснованным. Для выполнения данного условия законом определены поводы и основание для возбуждения уголовного дела (статья 140 УПК РФ). Тем не менее, ни в статье 5 УПК РФ, содержащей свыше 60 определений и дефиниций уголовно-процессуального права, ни в указанной выше норме УПК РФ не дано понятия поводов для возбуждения уголовного дела. Для уяснения этого понятия следует обратиться к мнению составителей Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова, которые толкуют слово “повод как обстоятельство, способное быть основанием для чего-нибудь”.

Учитывая сказанное, можно сказать, что повод вообще может служить отправным моментом к совершению каких-либо действий, а применительно к уголовному процессу повод побуждает должностных лиц, уполномоченных законом, приступить к проверке информации (заявлений, сообщений), указывающей на наличие в деянии признаков состава преступления (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Однако было бы ошибочно однозначно толковать, что наличие повода должно влечь за собой обязательное возбуждение уголовного дела. К примеру, в случае неподтверждения информации о совершенном преступлении в возбуждении уголовного дела может быть отказано (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

Повод для возбуждения уголовного дела – это закрепленный в уголовно-процессуальном законе источник, из которого органу дознания, дознавателю, следователю или иному компетентному лицу становится известно о готовящемся, совершенном или совершаемом преступлении и наличие которого обязывает их принять соответствующее решение.

В ч. 1 ст. 140 УПК РФ указан перечень поводов к возбуждению уголовного дела, который не подлежит расширению.

Это источники информации, которые могут быть предоставлены органу дознания, дознавателю, следователю:

– заявление о преступлении;

– явка с повинной;

– сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявление о преступлении – наиболее распространенный в практике правоохранительных органов повод к возбуждению уголовного дела. Представляет собою адресованное должностным лицам государственных органов, уполномоченным возбуждать уголовное дело, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли или нет преступным деянием вред заявителю либо другим лицам и организациям.

Правила принятия заявлений о преступлении регламентированы в статье 141 УПК РФ.

В соответствии с положениями указанной нормы УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано в устной и письменной форме.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Если устное заявление (сообщение) о преступлении сделано во время производства следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия (к примеру, в протокол допроса или очной ставки) или в протокол судебного заседания.

В том случае, когда гражданин или какое-либо должностное лицо (к примеру, руководитель учреждения, предприятия), обнаруживший кражу имущества в квартире, гараже, в учреждении и об этом сообщивший по телефону, не может лично присутствовать при составлении протокола устного заявления, то его заявление оформляется в форме рапорта лицом, получившим данное сообщение.

При составлении протокола лицо, сделавшее заявление о преступлении, предупреждается об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос, о чем делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

В том же случае, если письменное заявление о преступлении доставлено в орган, компетентный принять по нему соответствующее решение, не лично заявителем, а иным способом (почтой, другим лицом и пр.), то в ходе проверки этого заявления заявитель предупреждается об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ, о чем в его же заявлении делается отметка, подтверждаемая его подписью.

Называя заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела, законодатель выразил свое отношение к анонимному заявлению, которое в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Такой запрет служит защитой граждан и должностных лиц государственных и негосударственных органов от клеветы и ложных доносов. Тем не менее, названная норма УПК РФ не содержит указания о том, как должен поступить дознаватель, следователь при получении такого заявления.

Авторы учебных и справочных юридических источников ссылаются на ведомственные акты Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, которые в какой-то мере регулируют этот вопрос. Так, в соответствии с указанными ведомственными актами анонимные заявления регистрации и рассмотрению не подлежат, передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.

В случае подтверждения информации о преступлении поводом к возбуждению уголовного дела будет не само анонимное заявление, а непосредственное обнаружение сотрудниками органа дознания, осуществляющего проверку этого заявления, признаков преступления, о чем в соответствии со ст. 143 УПК РФ составляется рапорт. Этот рапорт и будет являться поводом к возбуждению уголовного дела, согласно п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ.

Явка с повинной – как повод для возбуждения уголовного дела, согласно закону и теории уголовно-процессуального права, это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК РФ). В случае явки с повинной лицо, совершившее преступление, лично является в правоохранительный орган и делает устное заявление либо может обратиться с повинной в письменном виде.

Явка с повинной как повод к возбуждению уголовного дела юридически будет возможной лишь тогда, когда органам предварительного расследования не известен факт совершения преступления (к примеру, одно из латентных преступлений, не зарегистрированное в установленном законом порядке). К примеру, в больницу с ножевым ранением поступил гражданин, о чем с опозданием было сообщено в милицию. В этот же день в милицию с заявлением о явке с повинной обратилось лицо, которое причинило ножевое ранение указанному выше гражданину.

В соответствии с ч. 2 ст. 142 УПК РФ заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном при принятии от гражданина заявления о преступлении, согласно ч. 3 ст. 141 УПК РФ.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников в соответствии с требованиями ст. 143 УПК РФ принимается управомоченным законом лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, предусмотренное в качестве повода для возбуждения уголовного дела в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, охватывает все прочие случаи получения сведений о преступлении кроме тех, что поступили в виде заявления о преступлении или заявления о явке с повинной.

Постановлениями Правительства РФ, различными ведомственными актами министерств и ведомств уставлена обязанность руководителей учреждений, предприятий и организаций сообщать в правоохранительные органы о совершенных или готовящихся преступлениях. Установлен согласованный с прокуратурой порядок направления таких сообщений в органы, имеющие право возбуждать уголовные дела.

К примеру, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений насильственного характера. Руководители государственных предприятий и акционерных обществ обязаны сообщать о совершенных хищениях и недостачах, нарушениях техники безопасности, повлекших несчастные случаи на производстве.

Правоохранительные органы без чьего-либо сообщения или заявления в процессе своей деятельности обязаны выявлять или могут обнаружить готовящееся или совершенное преступление. При этом они по данному факту составляют рапорт и по своей инициативе возбуждают уголовное дело.

Постановлениями Правительства РФ, различными ведомственными актами министерств и ведомств уставлена обязанность руководителей учреждений, предприятий и организаций сообщать в правоохранительные органы о совершенных или готовящихся преступлениях.

Статья 140. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

СТ 140 УПК РФ

1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

1.1. Утратила силу.

1.2. Утратил силу. – Федеральный закон от 27.12.2018 N 530-ФЗ.

2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

3. Не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела факт представления специальной декларации в соответствии с Федеральным законом “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также сведения, содержащиеся в указанной декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к указанной декларации.

Комментарий к Статье 140 Уголовно-процессуального кодекса.

Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела в законе установлены определенные условия.

Процессуальными условиями для возбуждения уголовного дела являются:

    1. наличие повода и основания, предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 140 УПК;
    2. отсутствие обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК).

Поводы к возбуждению уголовного дела — это источники ин­формации о совершенном или готовящемся преступлении, ко­торым закон придает значение юридических фактов, обязываю­щих дознавателя, органа дознания, следователя в пределах, установленных УПК, рассмотреть их и решить вопрос о возбуж­дении уголовного дела при наличии достаточных данных, ука­зывающих на признаки преступления.

Поводы к возбуждению уголовного дела в уголовно-процессуальном законе объедине­ны общим понятием «сообщение о преступлении».

Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

    • заявление о преступлении;
    • явка с повинной;
    • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
    • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198 – 199.2 УК РФ (преступления в сфере экономической деятельности: уклонение от уплаты налогов), служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Заявление о преступлении — наиболее распространенный повод к возбужде­нию уголовного дела. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой сообщение о совершенном или готовящемся преступлении независимо от то­го, причинен ли преступным деянием вред заявителю.

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Анонимное заявление , согласно ч. 7 ст. 141 УПК, не являет­ся поводом к возбуждению уголовного дела, что не исключает проверку вне уголовно-процессуальных отношений сведений, содержащихся в анонимном заявлении.

Явка с повинной представляет собой добровольное, обращен­ное к дознавателю, следователю, прокурору, заявление лица о совершенном им уголовно наказуемом деянии.

Обязательным признаком такого заявления является

    • его добровольность;
    • указание в нем о собственных преступных действиях.

Поэтому не будет рассматриваться как явка с повинной признание лица в совершении преступления, сделанное им во время допроса.

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей ст. 141 Кодекса.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, по­лученное из иных источников, — это сведения о преступлении, непосредственно полученные органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором при исполнении ими служебных обязанностей от любого физического или юридического лица.

Читайте также:  Возложение обязанностей директора на время отпуска

К этой категории поводов могут быть отнесены сообщения, непосредственно не адресованные органам дознания, следствия, прокуратуры, но содержащиеся в различных средствах массо­вой информации или в иных источниках, о совершенном или готовящемся преступлении. Несмотря на то, что эти сведения непосредственно не адресованы органам дознания, дознавателю, следователю, последние обязаны проверить содержащиеся в них сведения. Полученные из различных источников, кроме указанных в ст. 141, 142 УПК, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, в том числе полученные в ходе ад­министративно-процессуальной деятельности (непосредствен­но усмотрение), принимаются лицом, получившим данное со­общение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Этот рапорт является поводом к возбуждению уголовного дела.

Основание для возбуждения уголовного дела — наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Понятие «основание для возбуждения уголовного дела» в уголовно-процессуальном законе подробно не раскрывается.

Понятие «достаточные данные» является оценочным, т. е. относительно определенным понятием, содержание кото­рого выявляется только с учетом конкретных ситуаций.

При определении основания к возбуждению уголовного дела надо учитывать:

    1. круг обстоятельств, сведениями о которых надо располагать;
    2. уровень знаний об этих обстоятельствах (веро­ятность совершения преступления).

Понятие «основание к воз­буждению уголовного дела» включает как данные о фактиче­ском событии, так и данные о его уголовно-правовых призна­ках. Чаще всего это данные об объекте и объективной стороне преступления, реже — о субъекте и субъективной стороне пре­ступления.

Достаточность данных, указывающих на признаки преступ­ления, надо рассматривать применительно к их объему и харак­теру. По своему характеру имеющиеся данные могут быть при­знаны достаточными для принятия решения о возбуждении уголовного дела, если они свидетельствуют об определенном уголовно наказуемом действии или бездействии. Полученные данные должны быть достаточны для вывода о вероятности совершения преступления, квалифицируемого по той или иной статье УК.

Вывод о совершении преступления, как и квалифи­кация преступления в постановлении о возбуждении уголовно­го дела, носят предположительный характер и могут быть изме­нены в дальнейшем производстве по делу.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела необ­ходимо проверить, нет ли обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК) , если эти обстоятельства , очевидны (например, наличие свидетельства о рождении, позволяюшее утверждать о недостижении возраста привлечения к уголовной ответственности). Если для установления обстоятельства, исключающего возбуждение уголовного дела, необходимо производство следственного действия (например, назначение и производство экспертизы), то принимается решение о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, под основанием к возбуждению уголовного дела следует понимать полученные из источников, перечисленных в ч. 1 ст. 140 УПК, достаточные данные о наличии признаков преступного деяния и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.

24 УПК , если эти обстоятельства , очевидны например, наличие свидетельства о рождении, позволяюшее утверждать о недостижении возраста привлечения к уголовной ответственности.

Уголовно-процессуальное право

Так, к рассматриваемому поводу неприменимы положения ст.

Статья 140 УПК РФ. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела (действующая редакция)

1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

1.1. Утратил силу. – Федеральный закон от 22.10.2014 N 308-ФЗ.

1.2. Утратил силу. – Федеральный закон от 27.12.2018 N 530-ФЗ.

2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

3. Не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела факт представления специальной декларации в соответствии с Федеральным законом “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также сведения, содержащиеся в указанной декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к указанной декларации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Сообщение о преступлении, полученное из иных источников как повод для возбуждения дела, в действительности предстает в виде рапорта об обнаружении признаков преступления п.

Статья 140. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

1.1. Утратила силу.

1.2. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2018 N 530-ФЗ.

2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

3. Не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела факт представления специальной декларации в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также сведения, содержащиеся в указанной декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к указанной декларации.

При обнаружении факта взлома сейфа, где хранились деньги, уголовное дело подлежит возбуждению по факту взлома, содержащего признаки кражи с проникновением в хранилище, но не по факту кражи, установить который предстоит следствию, а затем суду.

Поводы и основания возбуждения уголовного дела

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Опубликовано в

Дата публикации: 17.11.2017

Статья просмотрена: 2205 раз

В то же время, законодателем не принят во внимание тот факт, что документальные проверки, ревизии, судебные экспертизы, различного рода исследования могут потребовать срок, превышающий 30 суток.

Явка с повинной

Представляет собой добровольное признание лица прокурору, следователю, дознавателю о совершенном им противоправном действии.

Явка с повинной должна обладать двумя обязательными признаками:

  • добровольность;
  • указание о своих преступных действиях.

Заявление можно сделать в устном и письменном виде. Устное заявление протоколируется согласно ч. 3 ст. 141 УПК.

Это фиксируется в протоколе и закрепляется подписью заявителя.

Статья 140. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

1.1. Утратил силу. – Федеральный закон от 22.10.2014 N 308-ФЗ.

1.2. Утратил силу. – Федеральный закон от 27.12.2018 N 530-ФЗ.

2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

В связи с возможностью возбуждения дела в отношении лица содержание ч.

13.2. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

Начало стадии возбуждения уголовного дела и, следовательно, начало уголовного судопроизводства определяется моментом получения заявления или сообщения о преступлении либо обнаружения соответствующими государственными органами или их должностными лицами деяний с признаками состава преступления, предусмотренного статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ.

Эти сообщения и заявления получили в уголовно-процессуальном законе и в теории уголовного процесса название поводов для возбуждения уголовного дела.

В правовой литературе по-разному определяют понятие повода для возбуждения уголовного дела.

В теории уголовного судопроизводства под поводом для возбуждения уголовного дела понимают: 1)

источник сведений о готовящемся или совершенном преступлении141; 2)

указанный источник и одновременно юридический факт142; 3)

источник получения информации о преступлении и одновременно процессуальную предпосылку начала уголовно-процессуальной деятельности1;

4) факт получения (поступления, принятия, обнаружения) органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором информации о преступлении143.

Последняя точка зрения специалистов представляется нам обоснованной.

Тем не менее, мы определили бы повод для возбуждения уголовного дела как сообщение, заявление о готовящихся или совершенных преступлениях, поступившее в государственные органы или к должностным лицам, осуществляющим уголовное судопроизводство.

В соответствии со ст. 140 УПК поводами для возбуждения уголовного дела служат: 1)

заявления граждан и иных лиц о совершенном или готовящемся преступлении; 2)

явка с повинной; 3)

сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

В отличие от ранее действовавшего уголовно-процессуального законодательства, настоящий перечень поводов к возбуждению уголовного дела носит открытый характер, о чем свидетельствует указание уголовно-процессуального закона на «иные источники».

Заявления о готовящемся или совершенном преступлении (ст. 141 УПК РФ) — устные или письменные сообщения о преступлении, исходящие от определенных физических, в том числе должностных, лиц.

Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит, с указанием места регистрации и фактического проживания и желательно служебного или домашнего телефона (для оперативной связи).

Это требование обусловлено тем, что анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Анонимные сообщения о совершении преступления — заявления и письма:

а) не содержащие сведений о реальном авторе;

б) исполненные от имени вымышленных лиц;

в) исполненные от реально существующих лиц, но не писавших эти письма или заявления.

Однако анонимные сообщения в необходимых случаях могут быть проверены государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство.

В этих случаях при обнаружении деяния с признаками преступления в уголовно-процессуальных документах нужно ссылаться в качестве повода не на анонимные сообщения, а на материалы проверки, т.е. на непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания, дознавателем, следователем.

Устные заявления о совершении преступления оформляются протоколом его принятия.

Протокол устного заявления состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

Во вводной части протокола указываются:

а) наименование процессуального документа;

б) место и время принятия устного заявления;

в) должность, звание или классный чин, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление, со ссылкой на ст. 141 УПК РФ;

г) основные установочные (персонографические) данные о заявителе;

д) сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя;

е) предупреждение об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, удостоверяемое подписью заявителя.

В описательной части протокола излагается сущность заявления о совершенном или готовящемся преступлении.

При получении информации о событии с признаками преступления у каждого заявителя следует выяснять сведения, имеющие значение для правильного разрешения заявления применительно к перечисленным в ст. 73 УПК РФ обстоятельствам, чтобы не вызывать заявителя вторично с целью получения дополнительных объяснений.

К сожалению, в уголовно-процессуальном законе упущено из виду требование о том, что заявление должно быть сделано и оформлено от первого лица, т.е. от имени заявителя.

В заключительной части протокола отражаются сведения об ознакомлении с ним заявителя лично или с помощью других лиц, правильности всех записей со слов заявителя и о наличии или отсутствии у него замечаний и дополнений к содержанию протокола.

Протокол устного заявления подписывается заявителем и лицом, принявшим его заявление (ст. 141 УПК РФ).

Заявителю выдается документ (отрывной талон) о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, даты и времени его принятия.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК РФ.

Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается мировым судьей в соответствии со ст. 318 УПК РФ.

В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 147 УПК РФ, проверка совершения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными ст. 144 УПК РФ.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится в протоколы соответственно следственного действия или судебного заседания (судебного разбирательства).

При невозможности заявителя лично присутствовать при составлении рассматриваемого протокола его сообщение (например, по телефону) оформляется в порядке, установленном ст. 143 УПК РФ, т.е. рапортом должностного лица об обнаружении признаков преступления.

Читайте также:  Коллективное заявление в Прокуратуру: образец 2020 года

В данном случае законодатель имел в виду в первую очередь оперативных дежурных органов дознания и, в частности, органов внутренних дел.

Кроме того, в настоящее время о готовящихся или совершенных преступлениях можно сообщить через Общественную палату, сайт которой находится в сети «Интернет».

Кстати, этой возможностью воспользовались уже более 8 тысяч человек144.

В настоящее время действует единая система учета преступлений, принципиальным новшеством которой является предоставление населению права заявлять о деяниях с признаками преступлений в любой правоохранительный орган, независимо от подследственности уголовных дел145.

Представляется, что данный приказ вряд ли коренным образом улучшит положение дел в области регистрации и учета сообщений о преступлениях.

Коренной перелом может наступить лишь в случае, если принципиальные вопросы учета, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях урегулировать в отдельной главе Уголовно- процессуального кодекса, чтобы не «засорять» правовое пространство России подзаконными актами министерств, ведомств и служб, регулирующими одни и те же правовые вопросы.

Среди поводов для возбуждения уголовного дела находятся и другие сообщения о совершении преступления.

Явка с повинной (ст. 142 УПК РФ) — добровольное заявление лица о совершенном им лично преступлении.

Согласно ст. 142 заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде.

Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ, т.е. в порядке, предусмотренном для принятия заявлений граждан, сообщающих о подготавливаемом или совершенном преступлении.

В случае явки гражданина с повинной должностное лицо устанавливает личность явившегося по имеющимся у него документам и выясняет обстоятельства, в связи с которыми это лицо явилось с повинной.

При этом должны быть тщательно выявлены фактические обстоятельства совершенного или подготавливаемого преступления с их максимальной детализацией.

В необходимых случаях лицу может быть предложено составить добровольно схемы или планы места происшествия, нахождения на нем различных объектов и т.д.

При явке с повинной всегда следует выяснять мотивы — побудительные причины заявления лицом о совершенном или подготавливаемом им преступлении в соответствующие органы.

Явка с повинной оформляется протоколом, форма и содержание которого близки к форме и содержанию протокола устного заявления граждан о преступлении.

Единственное процессуальное различие в этих документах состоит в том, что явившееся с повинной лицо не предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полу- ченное из иных источников.

Думается, что под «иными источниками» отечественный законодатель понимает:

а) публикации и передачи соответственно в печатных и электронных средствах массовой информации146;

б) анонимные сообщения о тяжких и особо тяжких преступлениях, требующие обязательной проверки;

в) данные, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности;

г) сведения, полученные сотрудниками патрульно-постовой службы органов внутренних дел, вневедомственной охраны и т.п.

Очевидно, что в рамках рассматриваемого повода важное и определяющее место занимает непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором, в том числе и в процессе его участия в судебном разбирательстве.

При непосредственном обнаружении признаков преступления вообще и в ходе судебного разбирательства в частности прокурор своим постановлением направляет соответствующие материалы в зависимости от подследственности в следственный орган или в орган дознания для принятия решений о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Непосредственное обнаружение признаков преступления — самостоятельное выявление государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовный процесс, данных, указывающих на признаки состава преступления, при осуществлении ими своих полномочий вне зависимости от наличия чьего-либо заявления или сообщения.

Рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ) — процессуальный документ об обнаружении признаков преступления из иных источников, чем официальное заявление гражданина или явка с повинной, адресованный должностным лицам, правомочным принимать решения в стадии возбуждения уголовного дела.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, не связанных с заявлением о преступлении или явкой с повинной, принимается лицом, получившим данное сообщение, либо лицом, обнаружившим признаки преступления, и составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Значение повода для стадии возбуждения уголовного дела состоит в том, что только он может вызвать к жизни публичную деятельность в сфере уголовного судопроизводства.

В связи с этим уголовное судопроизводство начинается не в момент принятия итоговых решений в стадии возбуждения уголовного дела, а с момента поступления сообщения о преступлении в государственный орган или к должностному лицу, осуществляющим уголовное судопроизводство.

В то же время ни один из перечисленных поводов не влечет автоматического принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Такой подход законодателя к правовому регулированию данного вопроса обусловлен тем, что повод или другие материалы, собранные в связи с проверкой сообщения о преступлении, должны содержать основание для возбуждения уголовного дела.

Основание к возбуждению уголовного дела — наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ст. 140 УПК РФ).

Достаточные данные — совокупность следов (или информации, признаков, свойств), установленных оперативно-розыскными или уголовно-процессуальными средствами, которые указывают на отдельные элементы состава преступления.

Эти данные чаще всего указывают на признаки объекта и объективной стороны, в отдельных случаях — на признаки субъекта преступления, а иногда — на признаки субъективной стороны, если преступление характеризуется единственной формой и единственным видом вины и совершено в условиях очевидности. Например, изнасилование возможно лишь при прямом умысле.

Вывод о наличии в деянии признаков преступления носит в целом вероятностный, предположительный характер, обоснованность и справедливость которого могут быть опровергнуты в последующих стадиях уголовного процесса.

Поэтому законность, обоснованность и справедливость постановления о возбуждении уголовного дела в последующем должны быть уста- навлены на основании материалов, имевшихся на момент принятия решения, а не на момент наличия данных, указывающих якобы на незаконность и необоснованность возбуждения уголовного дела.

При неопределенности информации об основаниях к возбуждению уголовного дела — ситуации, когда государственный орган или должностное лицо, осуществляющие уголовный процесс, не могут принять законное и обоснованное решение ни о возбуждении, ни об отказе в возбуждении уголовного дела, — законодатель разрешил производство проверки поступившего заявления или сообщения в порядке ст. 144 УПК РФ.

Уголовно-процессуальный закон установил, что орган дознания, дознаватель и следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять соответствующее решение.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку производят по поручению прокурора орган дознания, а также следователь по поручению руководителя следственного органа.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию следователя или

органа дознания имеющиеся у них документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Таким образом, уголовно-процессуальный закон определил практически лишь особенности проверки сведений, распространенных в средствах массовой информации.

Однако проверке могут быть подвергнуты и другие сообщения о преступлении.

Проверка поступившего заявления или сообщения о преступлении —

самостоятельное (особое, частное) производство в рамках стадии возбуждения уголовного дела, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

Цель проверки — установление наличия или отсутствия фактических и юридических оснований к возбуждению дела.

Пределы проверки — завершение проверки немедленно (или незамедлительно, по мнению законодателя) после установления наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения дела и возможности принятия иного итогового решения.

Сроки проверки — период времени, в течение которого отечественный законодатель разрешает проводить проверочные действия.

Проверочные действия должны осуществляться в срок не более трех суток с момента получения заявления или сообщения о готовящемся или совершенном деянии с признаками преступления.

В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа или начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя и дознавателя.

При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа и прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток по ходатайствам соответственно следователя и дознавателя.

При их производстве следователь, орган дознания и дознаватель вправе привлекать специалистов.

Методы (способы) проверки поступивших заявлений и сообщений о преступлениях:

а) истребование необходимых дая уголовно-процессуального про- извсщства материалов в виде предметов, документов и иных объектов; |

б) получение объяснений от лиц, обладающих информацией об і исследуемом событии;

в) осмотр места происшествия (ст. 176 УПК РФ);

г) производство ревизий, инвентаризаций и иных документальных проверок;

д) производство оперативно-розыскных действий в соответствии с Федеральным законом от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-ро- зыскной деятельности»;

е) производство мероприятий, предусмотренных Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции», с последующими изменениями и дополнениями (контрольных обмеров выполненных работ, контрольных закупок, оперативных экспериментов и др.).

До возбуждения уголовного дела, т.е. в рамках проверочного производства, недопустимо осуществлять какие-либо следственные действия, чтобы не разрушить грань между:

а) стадией возбуждения уголовного дела и стадией предварительного расследования преступлений;

б) процессуальной деятельностью государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, и непроцессуальной деятельностью органов дознания.

В порядке исключения из этого правила допускается производство только осмотра места происшествия (ст. 176 УПК РФ).

Решения после проверочного производства в рамках (пределах) стадии возбуждения уголовного дела принимаются в зависимости от его результатов.

Проверочные действия должны осуществляться в срок не более трех суток с момента получения заявления или сообщения о готовящемся или совершенном деянии с признаками преступления.

Возбуждение уголовного дела: поводы, основания, субъекты, процедура

Понятие повода к возбуждению уголовного дела включает данные, поступившие в правоохранительные органы из различных источников, о планируемом или уже совершенном правонарушении уголовного характера. Эти сведения закон приравнивает к юридическим фактам, которые обязывают следователя, дознавателя и прокурора в рамках полномочий, определенных уголовно-процессуальным законодательством, рассмотреть эти факты и определить их достаточность для возбуждения уголовного дела по признакам преступления.

Согласно нормам российского законодательства, поводами для возбуждения уголовного дела служат следующие сведения.

54. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела.

Поводы к возбуждению уголовного дела – это источники информации о совершенном или готовящемся преступлении, которым закон придает значение юридических фактов, обязывающих дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора в пределах, установленных УПК, рассмотреть их и решить вопрос о возбуждении уголовного дела при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Поводом к возбуждению уголовного дела являются заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников

Заявление – наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой адресованное дознавателю, следователю или прокурору сообщение о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деянием вред заявителю. Исключение составляют дела, возбуждаемые по заявлению потерпевшего (его законного представителя, представителя) о признаках преступлений.Явка с повинной представляет собой добровольное, обращенное к дознавателю, следователю, прокурору, заявление лица о совершенном им уголовно наказуемом деянии. Обязательным признаком такого заявления является его добровольность и указание в нем о собственных преступных действиях. Поэтому не будет рассматриваться как явка с повинной признание лица в совершении преступления, сделанное им во время допроса.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, – это сведения о преступлении, непосредственно полученные органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором при исполнении ими служебных обязанностей от любого физического или юридического лица. К этой группе поводов могут быть отнесены сообщения, непосредственно не адресованные органам дознания, следствия, прокуратуры, но содержащиеся в различных средствах массовой информации или в иных источниках, о совершенном или готовящемся преступлении. Несмотря на то, что эти сведения непосредственно не адресованы органам дознания, следствия, прокуратуры, последние обязаны проверить содержащиеся в них сведения. Полученные из различных источников, кроме указанных в ст. 141 и ст. 142 УПК, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, в том числе полученные и в ходе административно-процессуальной деятельности (непосредственно усмотрение), принимаются лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Этот рапорт является поводом к возбуждению уголовного дела.

Читайте также:  Виды исковых заявлений по трудовым спорам, трудовые иски

Основанием для возбуждения уголовного дела в соответствии УПК является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Понятие “основание к возбуждению уголовного дела” в уголовно-процессуальном законе подробно не раскрывается. Уяснение этого понятия представляет не только теоретический интерес, но имеет большое практическое значение, поскольку юридические понятия обеспечивают единообразное понимание права, придают ему цельность, последовательность. Содержание деятельности по рассмотрению сообщений о преступлении находится в прямой зависимости от толкования понятия “достаточные данные, указывающие на признаки преступления”.

Понятие “достаточные данные” является оценочным, т.е. относительно определенным понятием, содержание которого выявляется только с учетом конкретных ситуаций. При определении основания к возбуждению уголовного дела надо учитывать: а) круг обстоятельств, сведениями о которых надо располагать; б) уровень знаний об этих обстоятельствах (вероятность совершения преступления). Понятие “основание к возбуждению уголовного дела” включает как данные о фактическом событии, так и данные о его уголовно-правовых признаках. Чаще всего это данные об объекте и объективной стороне преступления, реже о субъекте и субъективной стороне преступления.

Таким образом, под основанием к возбуждению уголовного дела следует понимать полученные из источников, перечисленных, достаточные данные о наличии признаков преступного деяния и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу. Достаточность данных, указывающих на признаки преступления, надо рассматривать применительно к их объему и характеру. По своему характеру имеющиеся данные могут быть признаны достаточными для принятия решения о возбуждении уголовного дела, если они свидетельствуют об определенном уголовно наказуемом действии или бездействии. Полученные данные должны быть достаточны для вывода о вероятности совершения преступления, квалифицируемого по той или иной статье УК. Вывод о совершении преступления, как и квалификация преступления в постановлении о возбуждении уголовного дела, носят предположительный характер и могут быть изменены в дальнейшем производстве по делу. Фактически вывод о преступлении и его квалификация в постановлении о возбуждении уголовного дела является выражением одной из возможных версий происшедшего события и подлежит проверке путем выдвижения и проверке иных версий.

55. Понятие и значение стадий возбуждения уголовного дела. Понятие “возбуждение уголовного дела” имеет несколько значений. Под возбуждением уголовного дела понимается уголовно-процессуальный институт, представляющий собой совокупность уголовно-процессуальных норм, регламентирующих правоотношения при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщения о преступлении. Под возбуждением уголовного дела понимается решение, вынесенное в форме постановления, завершающее рассмотрение сообщения о преступлении и выступающее юридическим фактом для начала расследования преступления. Возбуждение уголовного дела означает начальную стадию уголовного судопроизводства, характеризующуюся самостоятельностью задач, кругом участников правоотношений или содержанием предмета правоотношений, процессуальными средствами, сроками, решениями.

Стадию возбуждения уголовного дела характеризуют следующие признаки:

а) она имеет свои временные границы (со дня поступления указанного в законе сообщения до принятия решения в установленный срок – не более трех суток. Этот срок может быть продлен до 10 суток прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания (ч. 3 ст. 144 УПК));

б) содержание данной стадии составляет деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении и принятие соответствующего решения, обусловленного задачей данной стадии;

в) целью этой стадии является установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела, т.е. установление законности повода и достаточности основания для возбуждения уголовного дела или установление процессуальных оснований для отказа в возбуждении уголовного дела;

г) задачами данной стадии являются прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях с одновременным закреплением следов преступления и принятие мер, направленных на предотвращение и пресечение преступления;

д) данную стадию характеризует и круг субъектов правоотношения, а именно, инициатор сообщения о преступлении (т.е. лицо, официально заявившее о преступлении – заявитель) и дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор, обязанные принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144 УПК);

е) в процессе осуществления деятельности в данной стадии возникают, развиваются и завершаются правоотношения только между указанными субъектами этой деятельности, процессуальные отношения между иными лицами в данной стадии законом не регламентированы и, следовательно, не допустимы (например, недопустимо требовать представления объяснений от лица, которое указано в заявлении, как лицо, совершившее преступление);

ж) для проверки сообщения о преступлении могут быть применены такие средства, как проверка данных о заявителе, его документов, уточнение данных, содержащихся в сообщении о преступлении, истребование из средств массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию. В качестве исключения закон разрешает в случаях, не терпящих отлагательства, проведение для проверки сообщения о преступлении следственных действий, исчерпывающе указав на их перечень – это осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы;

з) юридическим фактом, вызывающим правоотношения в данной стадии, является повод, указанный в законе; юридическим фактом, завершающим правоотношения в данной стадии, и вызывающим возникновение новых уголовно-процессуальных отношений, является юридически зафиксированный в постановлении о возбуждении уголовного дела вывод должностного лица о необходимости проверки процессуальными средствами (в форме дознания или следствия) предположения о существовании уголовно-правового отношения (т.е. факта совершения преступления) либо его вывод об отсутствии такого правоотношения, зафиксированный в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.

На стадии возбуждения уголовного дела фиксируется лишь факт обнаружения признаков преступления, что является законным основанием для проведения предварительного расследования. Понятие признаков преступления не тождественно понятию состава преступления. Признаки преступления на момент возбуждения уголовного дела – это, чаще всего, данные об объекте преступления и объективной стороне деяния, дающие основания для вывода о деянии, которое в уголовном законе характеризуется как преступление. Состав преступления, т.е. все его элементы, устанавливается только в ходе предварительного расследования и в этом случае формулируется и предъявляется компетентным органом в качестве обвинения конкретного лица, и в конечном итоге уголовное дело передается в суд либо орган предварительного расследования фиксирует факт отсутствия состава преступления и прекращает уголовное преследование.Акт возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, вызывающим расследование и разрешение дела по существу. Пока не вынесено и не согласовано с прокурором постановление о возбуждении уголовного дела, запрещается осуществлять какие-либо меры принуждения и производить следственные действия, за исключением тех, которые перечислены в ч. 4 ст. 146 УПК.

Таким образом, сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в установлении наличия или отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок для начала расследования дела.

56. порядок возбуждения уголовных дел. Если дознавателем, следователем либо прокурором принимается решение о возбуждении уголовного дела, выносится постановление в порядке ст. 146 УПК РФ (указывается время и место его вынесения, кем вынесено, повод и основание принятия решения, а также квалификация содеянного, т.е. статья уголовного кодекса, по признакам которой возбуждается дело). Постановление вместе с материалами незамедлительно передается прокурору, который, в свою очередь, проверив их, также незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо отказывает в даче согласия или возвращает материалы для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток (ст. 146 УПК РФ). Под незамедлительностью, в данном случае по–видимому, необходимо понимать, что все перечисленные действия совершаются в тот же день, когда выносится постановление о возбуждении уголовного дела.При этом должны быть приняты меры к пресечению преступления. Следственные действия по делу проводит лишь то лицо, в производстве которого оно находится. Однако, оно может давать отдельные поручения другим следственным органам или органам дознания, исполнение которых обязательно.Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпевшего и расследуются в общем порядке. В том случае, если пострадавший в силу беспомощного состояния либо зависимости от обвиняемого не в состоянии самостоятельно защищать свои интересы, прокурор, а также дознаватель или следователь с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления.Уголовные дела частного обвинения возбуждаются путем подачи соответствующего заявления потерпевшим или его законным представителем мировому судье. Также в случае, если потерпевший в силу беспомощного состояния не может защищать свои интересы самостоятельно, прокурор имеет право возбудить уголовное дело. При этом он направляет его для проведения предварительного расследования. В данном случае стороны лишаются права на примирение (ст. 318 УПК РФ). В случае наличия повода и основания, судья принимает заявление к своему производству.

Еще одну особенность имеет предварительное расследование в форме дознания. В связи с короткими сроками дознания (20 суток со дня возбуждения уголовного дела, этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток), оно производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц.После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела дело переходит в следующую процессуальную стадию – предварительного расследования.

Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпевшего и расследуются в общем порядке.

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела: разница между терминами

В юриспруденции часто используют два термина: «повод» и «основание». Разница между этими двумя суждениями существенная, но одно не способно существовать без второго.

Есть три важнейших предлога для возбуждения уголовного дела (ст. 140 УПК):

  1. Заявление о том, что злодеяние готовится к исполнению или уже было содеяно.
  2. Приход с признанием преступника или гражданина, что лишь готовился стать таким.
  3. Рапорт лица при исполнении, получившего оповещение об обстоятельствах, которые привели к правонарушению или подготовке к нему.

Также предлогом к открытию производства способно стать распоряжение прокурора о том, что на имеющейся информации следует заострить внимание.

Заявление не гарантирует торжество справедливости, а лишь дает стимул работать следствию.

Заявление о совершении преступления или его подготовке

Заявление о противоправных действиях – это наиболее частый повод. Под данным действием подразумевается оповещение компетентных органов о совершении противоправных действий независимо от того, пострадал заявитель или нет. Заявление может быть сделано как устно, так и письменно. Письменное заявление в обязательном порядке должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о совершении противоправных действий или подготовке к их выполнению, заносится в протокол, который должен быть подписан заявителем и принявшим сообщение лицом. Помимо этого, в протоколе должны содержаться сведения о заявителе, подтвержденные документом, удостоверяющим личность.

Человек, решивший заявить о совершении преступления или подготовке к нему, заранее предупреждается о том, что согласно 306 статье УК РФ, ложный донос также является противоправным действием. Данная информация фиксируется в документе и подтверждается подписью заявителя.

Нужно отметить, что о преступных действиях можно сообщить и анонимно. Подобное заявление не является поводом для возбуждения. В такой ситуации допускается лишь проверка полученных анонимно сведений.

Подобный повод представляет собой признание человека ответственному сотруднику правоохранительных органов о совершении им противозаконных действий.

Постановление прокурора

Прокурорское постановление о передаче материалов — одна из разновидностей сообщения, поступившего из альтернативных источников. Не следует путать его с рапортом представителя органов внутренних дел о выявлении признаков злодеяния. Этот документ относится к категории заявлений.

Постановление прокурора.

Добавить комментарий