Существенные условия договора перевозки груза

Энциклопедия решений. Существенные условия договора перевозки

Существенные условия договора перевозки

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

– условия о предмете договора;

– условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

– все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Вместе с тем, если одна из сторон приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору например, перевозчик фактически принял груз и провозную плату за его доставку в определенный пункт назначения либо иным образом подтвердила действие договора, она не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности п.

Предмет договора перевозки груза

Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.

Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

является реальным договором т.

Как составить договор перевозки?

Невозможно представить себе современный мир без перевозок. Будь то перевозка груза или пассажиров. Мы привыкли к тому, что на полках в магазинах всегда есть товар, а маршрутные такси, рейсовые автобусы и иной транспорт доставляют нас до места назначения.

Содержание статьи:

Но между оправкой товара со склада до его появления на полках, доставки пассажира до места происходит много разных действий. Однако, юридически всё начинается с заключения договора перевозки. Разберем его подробнее. Наш адвокат по договорным отношениям разъяснит как составить договор перевозки, поможет в разработке проекта договора, внесет изменения в действующий договор, подготовит протокол разногласий: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

Существенные условия договора перевозки.

Существенные условия договора перевозки грузов

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наиме нование места погрузки груза, а также наименование места назначе ния или направления судна, а по соглашению сторон и иные условия и оговорки ст.

Чем подтверждается заключение договора перевозки груза

Договор перевозки груза признается реальным, т. к. фактически он может считаться заключенным в момент принятия к исполнению перевозчиком заказа или заявки от отправителя (например, п. 6 «Правил перевозок груза автотранспортом», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Факт заключения договора перевозки груза удостоверяется выдачей транспортной накладной или иной документации в соответствии с транспортным законодательством (п. 2 ст. 785 закона № 14-ФЗ).

Транспортными уставами или кодексами может быть регламентирована выдача таких документов:

  • для железнодорожных доставок грузов – транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ);
  • для автомобильных перевозок – транспортная накладная (п. 1 ст. 8 ФЗ «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ);
  • для речной перевозки – транспортная накладная или коносамент (п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ);
  • для морской перевозки – чартер, коносамент или иные документы, установленные законодательством (п. 2 ст. 117 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ);
  • для воздушной перевозки – грузовая или почтовая накладная (ст. 105 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ).

Оформление и содержание указанных документов определено соответствующими транспортными уставами или кодексами.

Срок перевозки.

Существенные условия договора перевозки

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются: 1. условия о предмете договора 2. условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида 3. условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 1. Из определения договора перевозки вытекает, что существенными условиями для данного договора являются: наименование и характеристики груза, место назначения размер платы за перевозку. 2. Законодательством другие существенные условия договора перевозки не установлены. 3. Что касается условий, которые сами стороны определяют как существенные, то если договор перевозки заключается на основании договора об организации перевозки, зачастую в основном договоре стороны предусматривают перечень условий, которые должны быть указаны заказчиком перевозки в заявке на перевозку. Например, 1) маршрут и условия перевозки (в т.ч. особые); 2) требуемый тип подвижного состава (тип полуприцепа, объем); 3) подробный адрес места погрузки/ разгрузки/ таможни назначения; 4) дата и время подачи автомобилей под погрузку; 5) вид тары и упаковки; необходимые приспособления для крепления груза.

Такие условия также будут являться существенными условиями каждого конкретного договора перевозки. Практическое значение этой нормы в том, что в случае, если заказчик направит перевозчику заявку, в которой не указаны все требуемые условия, перевозчик вправе не приступать к выполнению перевозки.

1. Что касается договоров организации перевозки, то из предмета договора следует, что существенными будут условия: об объемах и сроках предъявления и приема к перевозке грузов. А поскольку такие договоры являются разновидностью договора перевозки, существенными для них будут также условия, существенные для договора перевозки, т.е. наименование и характеристики груза, место назначения и размер платы за перевозку. 2. Кроме того, ГК напрямую предусматривает, что такие договоры должны содержать условия: об объемах, сроках предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов. Что касается условий об объемах и сроках предъявления и приема грузов к перевозке, требуемых ГК, то не всегда возможно указать эти условия для долгосрочного договора. Однако, поскольку гражданское законодательство исходит из принципа стабильности гражданско-правовых отношений, представляется, что установление сторонами в таком случае механизма определения содержания таких условий, будет достаточным для признания условия согласованным сторонами, а договора заключенным. Чаще всего это условие согласовывается таким образом, что перевозчик обязуется выполнять перевозку грузов в сроки и в объемах по заявкам заказчика.

Согласно ст.62 Закона об автомобильном транспорте, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов определяются объемы, сроки, маршруты, графики выполнения автомобильных перевозок, тип используемых автомобильных транспортных средств, перечень сопутствующих автомобильной перевозке услуг, условия предоставления грузовых автомобильных транспортных средств и предъявления грузов для автомобильной перевозки, порядок расчетов, ответственность сторон, а также иные условия организации автомобильных перевозок грузов. Такая формулировка нормы не позволяет однозначно установить, намеревался ли законодатель таким образом определить существенные условия договора организации перевозки. Ответ на этот вопрос представляется важным, поскольку при несогласовании сторонами всех существенных условий договор будет считаться незаключенным. Проанализировав нормы законодательства можно сделать следующие выводы. Законодательство РБ предусматривает право перевозчика выбирать маршрут перевозки груза, самостоятельно определять типы и количество грузовых автотранспортных средств, необходимых для выполнения договора, порядок предоставления транспорта и предъявления груза к перевозке. Таким образом, законодательно установлен порядок определения большей части названных условий в процессе исполнения договора. В связи с изложенным, представляется, что названные в Законе условия не являются существенными условиями договора организации грузоперевозки.

Итак, подведем итог. Существенными условиями договора перевозки являются: наименование и характеристики груза, место назначения, размер платы за перевозку. Существенными условиями договора об организации перевозок являются: наименование и характеристики груза, место назначения, размер платы за перевозку, объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов.

Кроме того, договоры с нерезидентами дополнительно должны содержать все существенные условия, установленные для внешнеэкономических договоров Указом Президента РБ №7 от 04.01.2000г. «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ». Для договоров перевозки такими условиями будут дата и место заключения договора, предмет договора, стоимость услуг, условия расчета, валюта платежа, ответственность сторон, порядок разрешения споров, а также названия, юридические адреса и банковских реквизитов договаривающихся сторон.

Форма договора перевозки Договор перевозки должен заключаться в простой письменной форме. Договор в письменной форме может быть заключен: 1. путем составления одного документа, подписанного сторонами, 2. путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Сложности связаны с тем, что при использовании данного способа заключения договора зачастую довольно сложно доказать, что документ получен именно от контрагента. Как правило, при обмене документами по факсу данные о контрагенте содержаться в факсовой строчке, которая автоматически выбивается на каждой полученной странице. Однако проблема состоит в том, что не всегда такая строчка проставляется. Кроме того, при желании ее можно подделать. Поэтому достоверность получения документа от контрагента остается под вопросом и может быть оспорена второй стороной. Однако в настоящее время в суде может быть проведена экспертиза подлинности факсовых копий документов как относительно того, был ли сделан монтаж, так и устанавливается с какого аппарата был отправлен документ. В тех же случаях, когда подлинность факсовых копий документов не опровергается второй стороной, договор, заключенный по факсу, считается заключенным в надлежащей форме. Таким образом, всегда довольно важно получить оригиналы договора и связанных с договором документов. Возможный вариант – это получение факсовых копий через факсовое бюро, профессиональной организации, которая занимается приемом и регистрацией факсов. 3. совершением стороной, получившей оферту (подписанный с одной стороны договор или заявку, содержащие все условия, необходимые для исполнения договора) действий, направленных на исполнение договора или заявки. Договор, заключенный любым из указанных выше способов, будет признан заключенным в простой письменной форме.

Читайте также:  Общие положения о договоре хранения

Пример (факсовая копия) Перевозчик обратился в суд с требованием о взыскании с заказчика основного долга по оплате выполненной перевозки и суммы штрафных санкций за просрочку оплаты, установленных договором. Ответчик основной долг признал, однако против взыскания с него штрафных санкций возражал, утверждая, что данные санкции рассчитаны на основании факсовой копии договора, который ответчиком не подписывался и является недействительным. Заявление ответчика о недействительности договора опровергается материалами дела. Суду была предоставлена копия договора, снабженная подписью и печатью ответчика. Вопрос о подлинности содержащихся на данном договоре подписи и печать ответчиком поставлен не был. Кроме того, в деле имеются подписанные сторонами акты выполненных работ, которые содержат прямое указание на то, что данные перевозки выполнялись на основании договора. Представительство в хозяйственном суде Таким образом, суд посчитал, что отношения сторон по перевозке регламентировались договором. С ответчика были взысканы сумма основного долга и штрафных санкций в полном объеме. (Решение МАС при БелТПП от 25.02.2004, дело №411/52-03)

Чаще всего в форме одного документа заключаются долгосрочные договоры на организацию перевозок грузов, которые также называют бланкетными договорами или генеральными соглашениями. Разовый договор перевозки также может быть заключен в форме отдельно составленного договора. Однако в силу специфики транспортной деятельности на практике это не выполняется. Чаще всего договор заключается путем направления по факсу или электронной почте заявки на перевозку, которая подтверждается или исполняется перевозчиком. Причем подтверждение может выражаться как в проставлении на заявке штампа организации перевозчика и направление заявки по факсу обратно заказчику, так и просто указанием номера транспортного средства, ответом по электронной почте или по телефону. В связи с этим возникают определенные сложности с доказыванием наличия заключенного между сторонами договора и его условий, особенно когда одна из сторон оспаривает заключенный договор. Практика нашла свое отражение и в законодательстве, в связи с чем транспортное законодательство предусматривает, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной установленного образца. При этом сама накладная не является договором. Она лишь является достаточным доказательством наличия между сторонами договорных отношений и условий договора перевозки. Отсутствие, утеря накладной или неправильно составленная накладная не влияют на действительность заключенного договора. В этом случае стороны могут доказывать наличие договора перевозки другими доступными им доказательствами. При этом следует отметить, что накладная составляется не в произвольной форме. Для внутриреспубликанских договоров перевозки утвержден бланк товарно-транспортной накладной и правила ее заполнения (Постановление Министерства финансов РБ от 14 мая 2001 г. N53 «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению). При осуществлении международных перевозок, к которым применяется Конвенция КДПГ, используется накладная CMR. Форма накладной, рекомендуемой перевозчикам, была разработана Международным Союзом Автомобильного Транспорта. Впоследствии каждый участник Конвенции вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать форму накладной. Однако такая накладная должна содержать обязательные и дополнительные реквизиты, указанные в ст.6 Конвенции. В Республике Беларусь форма CMR утверждена Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 24.06.2004 N23.

Пример Грузоотправитель обратился в суд с иском к перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой груза в процессе перевозки. Ответчик иск не признал, заявив, что не состоял с истцом в договорных отношениях и, следовательно, не является лицом, обязанным возместить ущерб. Истцом предоставлена ТТН, сопровождавшая спорную перевозку. Накладная по своим реквизитам не соответствует требованиям Инструкции по заполнению ТТН. Так, в накладной отсутствуют сведения о путевом листе, подпись водителя о приеме груза к перевозке, сведения о пломбах, их оттиске и номере. Кроме того, ответчик заявил, что транспортный заказ истца он не получал, а истцом не представлены доказательства его направления. Суд первой инстанции с доводами ответчика согласился, признал договор перевозки незаключенным и отказал в удовлетворении исковых требований. Кассационной инстанцией решение отменено по следующим основаниям. Заключение договора перевозки подтверждается составлением накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не влияют на действительность или существование договора перевозки. Действительно в представленной накладной отсутствуют все необходимые реквизиты. Однако о факте выполнения ответчиком спорной перевозки имелись и другие доказательства. Согласно свидетельским показаниям водителя им перевозился груз по маршруту РБ-РФ по распоряжению работодателя. Факт принятия груза к перевозке подтверждается свидетельскими показаниями, которые являются последовательными и не противоречат друг другу. Действия перевозчика по передаче водителю ТТН и принятию груза к перевозке свидетельствуют о заключении договора. Доводы о самовольном выполнении перевозки водителем суд не принял во внимание, поскольку перевозка выполнена на машине, принадлежащей перевозчику, и по факту хищения данной машины перевозчик в правоохранительные органы не обращался. Суд принял решение о взыскании с ответчика причиненного ущерба в полном объеме. (ХС г. Минска, дело №143-2/02/234-14/02/379-13/03/512-7/05)

Итог: 1. договор перевозки должен быть заключен в простой письменной форме одним из указанных выше способов; 2. наличие только факсовых копий договора не гарантирует признание договора заключенным; 3. но!! наличие договорных отношений может подтверждаться любыми доступными сторонам доказательствами.

Договор в письменной форме может быть заключен 1.

Образец

Есть конкретный образец заявки, в котором указывается вся дополнительная информация. Позже заявка прикрепляется к сопроводительным документам, необходимым для перевозки грузов автомобильным транспортом.

Оформление заявки о перевозке происходит двумя способами:

  • В офисе компании, предоставляющей услуги по транспортировке;
  • Электронный вариант заявки. Для тех компаний, кто не может подъехать в офис. Подобный способ гораздо удобнее и не требует дополнительных затрат, предоставляя возможность решать все спорные вопросы в электронном виде.

После того как урегулированы все нюансы между нанимателем и транспортной компанией, заключается официальный договор. Заявка также оформляется и подписывается сторонами в двух экземплярах и прикладывается в дополнение к контракту.

Если, после оформления бланка заявки на перевозку грузов автомобильным транспортом, стороны не смогли прийти к взаимовыгодному соглашению, то по истечению месячного срока действия заявки, оформляется официальный отказ от услуг транспортной компании и заявка утрачивает свою юридическую силу.

Также подробно описываются следующие понятия.

Иные существенные условия договора перевозки груза автомобилем

К существенным условиям могут относиться:

  • срок доставки груза. Однако, если только это условие не согласовано, вряд ли возникнет спор о незаключенности договора, поскольку срок тогда определяется по п. 63 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (в частности, для городского сообщения он будет составлять одни сутки);
  • пункты отправления и назначения, сумма договора и порядок расчетов.

В целом нет конкретного перечня условий, которые бы в законе были названы существенными или необходимыми для данного договора. Суды по-разному определяют, какие условия считать существенными.

Если для вас какое-то условие является существенным, вы можете заявить, что его необходимо согласовать (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Например, это можно сделать в преддоговорной переписке, протоколе разногласий.

Но на практике споров о заключенности договора, скорее всего, не возникнет, если вы оформите транспортную накладную, поскольку в ней есть необходимые сведения о предмете и других условиях договора. Рассмотрим далее вопрос о значении накладной.

сведения о приеме и сдаче груза , включая место, дату и время подачи транспортного средства для погрузки и выгрузки п.

Договор перевозки груза: существенные условия и образец

Поэтому главным аспектом является выполнение договора в соответствии с требованиями, которые в нем закреплены.

Сущность

Услуги по договору перевозки грузов выполняются на возмездной основе. Важной составляющей считается размер стоимости. Потому что указанная цена не может меняться в большую сторону. В исключительных случаях это возможно, но это будет уже совершенно другой договор. В основном условия не пересматриваются. И сторона, которая обязана выполнить работу, должна осуществить услугу в срок, который указан в документе. В противном случае сторона заказчика может потребовать выплатить неустойку из-за того, что условия не соблюдены должным образом. Претензии одной из сторон обязательно должны подаваться в письменном виде. Вообще любые договоренности в устном виде потом тяжело доказать в рамках судебного разбирательства. Желательно все фиксировать на бумаге.

Если сторона высказывает свои претензии к выполнению договора, но исполнитель не реагирует, то можно идти подавать заявление в суд. Но сделать это можно в течение одного года. По прошествии этого периода обратиться в суд для защиты своих интересов будет нельзя. Потому что на такие договоры распространяется исковая давность в двенадцать месяцев.

Если получатель товара не ставит в известность другую сторону, то должен внести денежные средства за хранение.

Порядок заключения

В законодательстве существует несколько стадий, с помощью которых можно заключить договор перевозки грузов:

  • сторона предлагает оформить соглашение;
  • другая рассматривает предложение;
  • сторона соглашается оформить договор.
Читайте также:  Заявление на сокращение рабочего дня (на 1 час)

Соглашение считается действительным в том случае, если стороны выразили желание заключить договор. А также согласны на условия, прописанные в документе. Потому что наличие противоречий делает заключение договора невозможным. Если для оформления его требуется передавать имущество, то соглашение приобретает статус действительного с момента передачи предмета договора. Когда договор подлежит регистрации, то его считают заключенным с момента регистрации. Чтобы определить момент оформления соглашения, необходимо обращаться к Гражданскому кодексу. В соответствии с ним договор перевозки груза (образец далее) должен содержать в себе не только предмет, но и стоимость выполнения услуг, сроки выполнения заказа, штрафы за несвоевременное выполнение условий документа, риски и юридические адреса сторон.

Когда груз получен, то должна быть оформлена накладная.

Законодательство о договоре

Отношения в данных договорах не во всех случаях построены на обязательствах. Содержание договора транспортной перевозки груза включает в себя третье лицо, которое называют грузополучателем. К примеру, гражданское законодательство допускает, что при купле-продаже одна сторона может выступать в качестве отправителя груза, а вторая является получателем. Понятия просты, но осложняются тем, что при выполнении договорных обязательств могут возникнуть риски. А также важно, чтобы стороны от проведения сделки получили финансовый результат. И не имели претензий, чтобы не было необходимости оспаривать итоги сделки в судебном порядке. Поэтому главным аспектом является выполнение договора в соответствии с требованиями, которые в нем закреплены.

Существуют определенные правовые нормы, которые регулируют условия по перевозке различного груза. Они прописаны в ГК РФ. Существуют следующие разновидности договоров:

  • договор автомобильной перевозки грузов;
  • договор перевозки пассажиров.

Перевозка пассажиров может осуществляться разными способами. Не только с помощью автомобиля, но и на поездах, самолетах, кораблях. Каким образом будет доставлен товар, определяется условиями договора.

Перевозка пассажиров может осуществляться разными способами.

Существенные условия договора перевозки

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются: 1. условия о предмете договора 2. условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида 3. условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 1. Из определения договора перевозки вытекает, что существенными условиями для данного договора являются: наименование и характеристики груза, место назначения размер платы за перевозку. 2. Законодательством другие существенные условия договора перевозки не установлены. 3. Что касается условий, которые сами стороны определяют как существенные, то если договор перевозки заключается на основании договора об организации перевозки, зачастую в основном договоре стороны предусматривают перечень условий, которые должны быть указаны заказчиком перевозки в заявке на перевозку. Например, 1) маршрут и условия перевозки (в т.ч. особые); 2) требуемый тип подвижного состава (тип полуприцепа, объем); 3) подробный адрес места погрузки/ разгрузки/ таможни назначения; 4) дата и время подачи автомобилей под погрузку; 5) вид тары и упаковки; необходимые приспособления для крепления груза.

Такие условия также будут являться существенными условиями каждого конкретного договора перевозки. Практическое значение этой нормы в том, что в случае, если заказчик направит перевозчику заявку, в которой не указаны все требуемые условия, перевозчик вправе не приступать к выполнению перевозки.

1. Что касается договоров организации перевозки, то из предмета договора следует, что существенными будут условия: об объемах и сроках предъявления и приема к перевозке грузов. А поскольку такие договоры являются разновидностью договора перевозки, существенными для них будут также условия, существенные для договора перевозки, т.е. наименование и характеристики груза, место назначения и размер платы за перевозку. 2. Кроме того, ГК напрямую предусматривает, что такие договоры должны содержать условия: об объемах, сроках предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов. Что касается условий об объемах и сроках предъявления и приема грузов к перевозке, требуемых ГК, то не всегда возможно указать эти условия для долгосрочного договора. Однако, поскольку гражданское законодательство исходит из принципа стабильности гражданско-правовых отношений, представляется, что установление сторонами в таком случае механизма определения содержания таких условий, будет достаточным для признания условия согласованным сторонами, а договора заключенным. Чаще всего это условие согласовывается таким образом, что перевозчик обязуется выполнять перевозку грузов в сроки и в объемах по заявкам заказчика.

Согласно ст.62 Закона об автомобильном транспорте, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов определяются объемы, сроки, маршруты, графики выполнения автомобильных перевозок, тип используемых автомобильных транспортных средств, перечень сопутствующих автомобильной перевозке услуг, условия предоставления грузовых автомобильных транспортных средств и предъявления грузов для автомобильной перевозки, порядок расчетов, ответственность сторон, а также иные условия организации автомобильных перевозок грузов. Такая формулировка нормы не позволяет однозначно установить, намеревался ли законодатель таким образом определить существенные условия договора организации перевозки. Ответ на этот вопрос представляется важным, поскольку при несогласовании сторонами всех существенных условий договор будет считаться незаключенным. Проанализировав нормы законодательства можно сделать следующие выводы. Законодательство РБ предусматривает право перевозчика выбирать маршрут перевозки груза, самостоятельно определять типы и количество грузовых автотранспортных средств, необходимых для выполнения договора, порядок предоставления транспорта и предъявления груза к перевозке. Таким образом, законодательно установлен порядок определения большей части названных условий в процессе исполнения договора. В связи с изложенным, представляется, что названные в Законе условия не являются существенными условиями договора организации грузоперевозки.

Итак, подведем итог. Существенными условиями договора перевозки являются: наименование и характеристики груза, место назначения, размер платы за перевозку. Существенными условиями договора об организации перевозок являются: наименование и характеристики груза, место назначения, размер платы за перевозку, объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов.

Кроме того, договоры с нерезидентами дополнительно должны содержать все существенные условия, установленные для внешнеэкономических договоров Указом Президента РБ №7 от 04.01.2000г. «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ». Для договоров перевозки такими условиями будут дата и место заключения договора, предмет договора, стоимость услуг, условия расчета, валюта платежа, ответственность сторон, порядок разрешения споров, а также названия, юридические адреса и банковских реквизитов договаривающихся сторон.

Форма договора перевозки Договор перевозки должен заключаться в простой письменной форме. Договор в письменной форме может быть заключен: 1. путем составления одного документа, подписанного сторонами, 2. путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Сложности связаны с тем, что при использовании данного способа заключения договора зачастую довольно сложно доказать, что документ получен именно от контрагента. Как правило, при обмене документами по факсу данные о контрагенте содержаться в факсовой строчке, которая автоматически выбивается на каждой полученной странице. Однако проблема состоит в том, что не всегда такая строчка проставляется. Кроме того, при желании ее можно подделать. Поэтому достоверность получения документа от контрагента остается под вопросом и может быть оспорена второй стороной. Однако в настоящее время в суде может быть проведена экспертиза подлинности факсовых копий документов как относительно того, был ли сделан монтаж, так и устанавливается с какого аппарата был отправлен документ. В тех же случаях, когда подлинность факсовых копий документов не опровергается второй стороной, договор, заключенный по факсу, считается заключенным в надлежащей форме. Таким образом, всегда довольно важно получить оригиналы договора и связанных с договором документов. Возможный вариант – это получение факсовых копий через факсовое бюро, профессиональной организации, которая занимается приемом и регистрацией факсов. 3. совершением стороной, получившей оферту (подписанный с одной стороны договор или заявку, содержащие все условия, необходимые для исполнения договора) действий, направленных на исполнение договора или заявки. Договор, заключенный любым из указанных выше способов, будет признан заключенным в простой письменной форме.

Пример (факсовая копия) Перевозчик обратился в суд с требованием о взыскании с заказчика основного долга по оплате выполненной перевозки и суммы штрафных санкций за просрочку оплаты, установленных договором. Ответчик основной долг признал, однако против взыскания с него штрафных санкций возражал, утверждая, что данные санкции рассчитаны на основании факсовой копии договора, который ответчиком не подписывался и является недействительным. Заявление ответчика о недействительности договора опровергается материалами дела. Суду была предоставлена копия договора, снабженная подписью и печатью ответчика. Вопрос о подлинности содержащихся на данном договоре подписи и печать ответчиком поставлен не был. Кроме того, в деле имеются подписанные сторонами акты выполненных работ, которые содержат прямое указание на то, что данные перевозки выполнялись на основании договора. Представительство в хозяйственном суде Таким образом, суд посчитал, что отношения сторон по перевозке регламентировались договором. С ответчика были взысканы сумма основного долга и штрафных санкций в полном объеме. (Решение МАС при БелТПП от 25.02.2004, дело №411/52-03)

Чаще всего в форме одного документа заключаются долгосрочные договоры на организацию перевозок грузов, которые также называют бланкетными договорами или генеральными соглашениями. Разовый договор перевозки также может быть заключен в форме отдельно составленного договора. Однако в силу специфики транспортной деятельности на практике это не выполняется. Чаще всего договор заключается путем направления по факсу или электронной почте заявки на перевозку, которая подтверждается или исполняется перевозчиком. Причем подтверждение может выражаться как в проставлении на заявке штампа организации перевозчика и направление заявки по факсу обратно заказчику, так и просто указанием номера транспортного средства, ответом по электронной почте или по телефону. В связи с этим возникают определенные сложности с доказыванием наличия заключенного между сторонами договора и его условий, особенно когда одна из сторон оспаривает заключенный договор. Практика нашла свое отражение и в законодательстве, в связи с чем транспортное законодательство предусматривает, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной установленного образца. При этом сама накладная не является договором. Она лишь является достаточным доказательством наличия между сторонами договорных отношений и условий договора перевозки. Отсутствие, утеря накладной или неправильно составленная накладная не влияют на действительность заключенного договора. В этом случае стороны могут доказывать наличие договора перевозки другими доступными им доказательствами. При этом следует отметить, что накладная составляется не в произвольной форме. Для внутриреспубликанских договоров перевозки утвержден бланк товарно-транспортной накладной и правила ее заполнения (Постановление Министерства финансов РБ от 14 мая 2001 г. N53 «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению). При осуществлении международных перевозок, к которым применяется Конвенция КДПГ, используется накладная CMR. Форма накладной, рекомендуемой перевозчикам, была разработана Международным Союзом Автомобильного Транспорта. Впоследствии каждый участник Конвенции вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать форму накладной. Однако такая накладная должна содержать обязательные и дополнительные реквизиты, указанные в ст.6 Конвенции. В Республике Беларусь форма CMR утверждена Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 24.06.2004 N23.

Читайте также:  Порядок получения гражданства Турции гражданами России

Пример Грузоотправитель обратился в суд с иском к перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой груза в процессе перевозки. Ответчик иск не признал, заявив, что не состоял с истцом в договорных отношениях и, следовательно, не является лицом, обязанным возместить ущерб. Истцом предоставлена ТТН, сопровождавшая спорную перевозку. Накладная по своим реквизитам не соответствует требованиям Инструкции по заполнению ТТН. Так, в накладной отсутствуют сведения о путевом листе, подпись водителя о приеме груза к перевозке, сведения о пломбах, их оттиске и номере. Кроме того, ответчик заявил, что транспортный заказ истца он не получал, а истцом не представлены доказательства его направления. Суд первой инстанции с доводами ответчика согласился, признал договор перевозки незаключенным и отказал в удовлетворении исковых требований. Кассационной инстанцией решение отменено по следующим основаниям. Заключение договора перевозки подтверждается составлением накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не влияют на действительность или существование договора перевозки. Действительно в представленной накладной отсутствуют все необходимые реквизиты. Однако о факте выполнения ответчиком спорной перевозки имелись и другие доказательства. Согласно свидетельским показаниям водителя им перевозился груз по маршруту РБ-РФ по распоряжению работодателя. Факт принятия груза к перевозке подтверждается свидетельскими показаниями, которые являются последовательными и не противоречат друг другу. Действия перевозчика по передаче водителю ТТН и принятию груза к перевозке свидетельствуют о заключении договора. Доводы о самовольном выполнении перевозки водителем суд не принял во внимание, поскольку перевозка выполнена на машине, принадлежащей перевозчику, и по факту хищения данной машины перевозчик в правоохранительные органы не обращался. Суд принял решение о взыскании с ответчика причиненного ущерба в полном объеме. (ХС г. Минска, дело №143-2/02/234-14/02/379-13/03/512-7/05)

Итог: 1. договор перевозки должен быть заключен в простой письменной форме одним из указанных выше способов; 2. наличие только факсовых копий договора не гарантирует признание договора заключенным; 3. но!! наличие договорных отношений может подтверждаться любыми доступными сторонам доказательствами.

Существенные условия договора перевозки.

Предмет договора

Здесь приводятся условия договора, без которых документ не может быть заключенным. Нужно обязательно указать действия, производимые отправителем, перевозчиком и получателем груза, указанного в договоре или приложении к договору.

В правовом отношении перевозки регулируются в основном Гражданским Кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внут реннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания КТМ РФ , транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.

Существенные условия договора перевозки

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

– условия о предмете договора;

– условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

– все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Применительно к перевозке существенные условия зависят от вида договора (договор перевозки грузов, договор перевозки пассажиров, договор об организации перевозок, договор фрахтования и т.д.), а также от вида транспорта, которым осуществляется перевозка.

Так, предметом договора перевозки грузов являются действия перевозчика по доставке вверенного груза в пункт назначения и выдаче его управомоченному лицу, а также действия отправителя по оплате перевозки (п.п. 1, 2 ст. 785 ГК РФ).

Следовательно, существенными условиями договора перевозки груза являются:

– сведения, позволяющие индивидуализировать груз (вид, количество и т.д.);

– пункт назначения (маршрут перевозки);

– наименование получателя груза.

При перевозке груза автомобильным транспортом договором перевозки определяются сроки предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, пригодных для перевозок соответствующего груза (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” (далее – УАТ).

Суды нередко называют в числе существенных условий договора перевозки срок и цену договора (провозную плату) (постановления ФАС Поволжского округа от 05.04.2012 N Ф06-1683/12, ФАС Центрального округа от 12.09.2011 N Ф10-2997/11, ФАС Уральского округа от 29.01.2009 N Ф09-54/09-С5, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/2006, Восьмого ААС от 17.02.2012 N 08АП-10055/11).

Что касается срока договора, отметим, что согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

В частности, при перевозке грузов автомобильным транспортом перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов (ч. 1 ст. 14 УАТ).

Таким образом, закон допускает отсутствие указания в договоре на сроки доставки груза.

Провозная плата, взимаемая за перевозку грузов, пассажиров и багажа, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК РФ). Отсюда следует, что провозная плата является существенным условием договора перевозки в том случае, когда она не установлена законом или иными правовыми актами.

В частности, регулируемыми являются цены (тарифы) на железнодорожные перевозки (п. 1 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях”, Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643). Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. На договорной основе устанавливается также плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) (п.п. 5, 6 ст. 64 Воздушного кодекса РФ).

Ряд договоров, связанных с осуществлением перевозок, содержит также иные условия. Так, в соответствии со ст. 798 ГК РФ договор об организации перевозок определяет, в частности:

– сроки подачи перевозчиком транспортных средств под погрузку, а также принятия грузов к перевозке;

– сроки предъявления груза к перевозке;

– порядок осуществления расчетов (наличная или безналичная форма, предоплата или оплата по завершении перевозок и т.д.).

Договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) предусматривает наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна (пп. 1 п. 2 ст. 115, ст. 120 Кодекса торгового мореплавания РФ, см. также постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.02.2012 N Ф03-8/12).

При несогласованности какого-либо из существенных условий договор перевозки может быть признан судом незаключенным (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.08.2011 N Ф02-3314/11, ФАС Московского округа от 20.11.2007 N КГ-А41/10536-07, ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 N А65-11655/06). Вместе с тем, если одна из сторон приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору (например, перевозчик фактически принял груз и провозную плату за его доставку в определенный пункт назначения) либо иным образом подтвердила действие договора, она не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 432 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ, вступившего в силу с 01.06.2015).

2009 N Ф09-54 09-С5, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.

Добавить комментарий