Что такое доступная среда для инвалидов

Проект «Доступная среда для инвалидов»

6 минут Наталья Иванова 5746

  • Предназначение программы
  • Что такое доступная среда для маломобильного человека
  • Правила, обеспечивающие доступность жилья для инвалидов
  • Как смотрит на программу маломобильный человек Леонтьева Е.Г.
  • Видео по теме

В Российской Федерации существует специальная программа для инвалидов, которая называется «Доступная среда». Она действует уже в течение нескольких лет. Такое понятие, как «доступная среда», у обычных, не имеющих отношения к этому плану, людей чаще ассоциируется с постройкой пандусов. Однако только лишь с их помощью не получится адаптировать пространство под нужды маломобильного человека. Только установка пандусов не приносит пользы, а иногда даже представляет опасность (в случае неправильной установки и несоблюдении стандартов). Необходимо понимание такого фактора: доступная среда для инвалидов является многоуровневой программой, включающей в себя множество мероприятий, в ходе которых требуется устранение всех участков, представляющих опасность для маломобильного человека.

Видео по теме.

Как происходит формирование программы?

Во многих городах перекрестки массово оборудованы светофорами со звуковыми сигналами.

В учет берутся районы городов, где наблюдается наибольшее проживание людей с ограниченным зрением, либо где они больше всего появляются.

Например, есть предприятия, которые предоставляют рабочие места для таких людей, реабилитационные центры, помогающим им адаптироваться. Как правило, пути к таким предприятиям и учреждениям оборудуются такими светофорами.

А звуковое оповещение дает знать им и о приближении поездов, и о названии остановок.

Помимо транспорта и улиц города были сделаны и некоторые шаги, делающие жилье доступным для инвалидов. Трудно назвать это массовых успехом, но вот в Москве в некоторых районах были построены несколько десятков квартир, адаптированных для инвалидов на колясках.

Эти квартиры снабжены индивидуальными подъемниками, они обустроены широкими дверными проемами, а туалеты с ванной комнатой позволяет инвалиду самостоятельно пользоваться этими благами цивилизации.

А вот в Улан-Уде пошли еще дальше и решили спроектировать специальный жилой комплекс для такой категории инвалидов. В данном комплексе предусмотрены помимо жилых зданий, производственные учреждения, спортивные комплексы, магазины. Все это адаптировано под нужды инвалидов. Но это не более, чем единичные случаи. Подавляющее большинство инвалидов могут только мечтать о таких условиях.

Потому что очень много вопросов, связанных с жизнью и деятельностью инвалидов совершенно не решены.

Двери для инвалидов колясочников

Дома старой планировки адаптируются под стандарты очень медленно. Современные новостройки и общественные постройки по новым проектам имеют несколько входных дверей.

Кратко о СП для входа:

  • При модернизации лечебных учреждений, аптек или кафе рядом с дверью крепят звонок или речевой информатор.
  • Инвалиду нельзя перекрывать обзор. Для этого предусмотрена входная дверь с панелью из прозрачного и ударопрочного материала. Материал не должен иметь зеркального блеска, нижняя часть дверного стекла — от 0,5 до 1,2 метра от уровня пола. На высоте 30 см она дополнительно защищена от удара.
  • Инвалиду удобна дверь без порога, если монтаж коробки предполагает его наличие, высота не должна превышать 1,4-2,5 см.
  • В офисах или торговых центрах монтируют автоматические двери с датчиками движения.
  • В качестве запоров на запасных входах рекомендованы ручки нажимного действия.
  • Если предполагается открывать двустворчатую дверь вручную, ее части должны иметь различную ширину. Узкая — на глухом запоре, движущаяся — шириной как одинарная дверь. Материал, из которого изготовлена, — ударопрочный.

На прозрачных полотнах дверей — яркая контрастная маркировка: 10 см в высоту и 20 см в ширину.


Бюджетный вариант для дома — двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами. Должна закрываться за время от 5 секунд. Или распашные двери с доводчиком (с усилием 2,5 кг).

Рядом с инклюзивами сенсорные комнаты.

Двери

Прозрачные конструкции внутри помещений также окантовываются желтой лентой, а на створки наклеиваются круги или прямоугольники. На кабинетах и других помещениях общего использования устанавливаются тактильные таблички с дублированием информации шрифтом Брайля.

Рекомендуется устанавливать именно цельную конструкцию с настенно-напольным креплением, так как она наиболее надежна и безопасна при эксплуатации.

Цели и задачи программы «Доступная среда»

Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.

  1. Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
  2. Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
  3. Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.

На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2020 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.

Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.

Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области.

Что такое доступная среда для инвалидов

Работа Правительства: факты и цифры.

Доступная среда

Законом создана нормативно-правовая основа обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам во всех сферах жизнедеятельности. В целях его реализации внесены изменения в 715 региональных законодательных актов. Созданы условия для развития в России антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов. С 1 июля 2016 года законодательно запрещена приёмка вновь возведённых или прошедших капитальный ремонт (реконструкцию) зданий, а также закупка новых транспортных средств, не приспособленных с учётом их доступности для инвалидов.

Во всех отраслях и регионах приняты и реализуются нормативно установленные порядки и регламенты обеспечения доступности услуг для инвалидов.

Для обеспечения планомерного повышения показателей доступности для инвалидов объектов и услуг федеральными министерствами, региональными правительствами, органами местного самоуправления начиная с 2016 года реализуются 26 федеральных, 85 региональных и более 2 тыс. муниципальных «дорожных карт» поэтапного создания безбарьерной среды.

В 2016 году была продолжена реализация мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года №1297.

При государственной поддержке с активным участием общественных организаций инвалидов в субъектах Федерации обеспечивается приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная инфраструктура, образование).

По итогам 2016 года дооборудовано почти 18 тыс. приоритетных объектов, что составляет 53,5% приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, от общего их количества (в соответствии с данными отчётов субъектов Федерации).

Также в 2016 году проведены репрезентативные социологические исследования, которые позволили определить, насколько сами инвалиды отмечают изменения в отношении граждан к их проблемам и готовность помочь, а также происходящие изменения в формировании доступной среды. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов составила 50,8% (в 2015 году – 49,6%), а доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в 2016 году составила 42% (в 2015 году – 38,7%).

Одним из основных направлений улучшения социального самочувствия инвалидов является создание условий, позволяющих инвалидам получить комплексную реабилитацию как можно ближе к месту их непосредственного местожительства.

В рамках госпрограммы с 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов».

В течение 2016 года осуществлялась разработка методических и методологических документов, позволяющих сформировать и смоделировать систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Разработаны проекты стандартов по основным направлениям социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, проект модели межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам, проект методики оценки региональной системы комплексной реабилитации, типовые штатные нормативы и примерные стандарты оснащения реабилитационных учреждений, нормативы обеспеченности реабилитационными организациями в регионе, примерные положения о многопрофильном реабилитационном центре.

В целях уменьшения рисков при внедрении данных документов в практическую деятельность регионов в период 2017–2018 годов организована их апробация в двух пилотных регионах – Свердловской области и Пермском крае.

Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты).

Реализация Концепции будет осуществляться в три этапа.

В течение первого этапа, который начался в 2016 году, планируется разработать нормативные документы, необходимые для реализации концепции и с целью отработки единых подходов к организации ранней помощи в 2017 году начать их апробацию в двух пилотных регионах (Свердловская область, Пермский край).

На втором этапе, в 2018 году, пилотный проект будет продолжен, обобщены его результаты и предложена единая методология работы для всех регионов.

На третьем этапе, с 2019 года, планируется осуществить поддержку всех регионов, организующих раннюю помощь.

В результате реализации концепции ранняя помощь станет начальным звеном в процессе абилитации и реабилитации детей с серьёзными заболеваниями, когда у детей только формируются основные навыки, что позволит сделать этот процесс более эффективным.

Поддержка семьи и нормализация жизни, понимание реального жизненного маршрута ребёнка приведёт к уменьшению числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования планирования средств федерального бюджета на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) внесены изменения в Методику распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года №1137, в части использования при расчётах средневзвешенных цен изделий конкретного субъекта Федерации. Данная мера позволяет более полно учитывать специфику каждого региона.

Внесены изменения в Правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 года №708, в части обеспечения инвалидам возможности получения компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников вне зависимости от того, какая организация предоставила собаку-проводника, в том числе в случае получения собаки-проводника через благотворительные организации (при условии наличия рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида по обеспечению собакой-проводником, а также документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника).

В целях повышения доступности услуги по обеспечению инвалидов ТСР постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года №1510 внесены изменения в перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу одного окна в многофункциональных центрах (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. Указанные изменения предполагают обязательность предоставления МФЦ по принципу одного окна услуг по приёму от граждан заявлений в целях получения государственной услуги по обеспечению инвалидов ТСР как в субъектах Федерации, осуществляющих переданные государственные полномочия по обеспечению инвалидов ТСР, так и в регионах, в которых данные государственные функции осуществляются Фондом социального страхования Российской Федерации.

В развитие норм Конвенции ООН о правах инвалидов в Российской Федерации определена необходимость формирования и ведения федерального реестра инвалидов, оператором которого определён Пенсионный фонд Российской Федерации.

В целях обеспечения функционирования реестра в 2016 году Правительством Российской Федерации утверждены: Концепция создания, ведения и использования Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» и Порядок формирования и ведения реестра.

Реестр введён в эксплуатацию с 1 января 2017 года.

Для каждого инвалида предоставлен доступ к личному кабинету, в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации. Через личный кабинет можно получить государственную услугу в электронной форме и оставить отзыв о её качестве. Кроме того, разрабатывается информационный сервис персонифицированного информирования инвалидов о специальных категориях вакансий, реестр будет интегрирован с общероссийской базой вакансий «Работа в России».

Реестр позволит исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг, более полно информировать инвалидов об их правах и возможностях, а также обеспечит создание базы данных, учитывающей потребности инвалидов, их демографический состав и социально-экономическое положение.

Читайте также:  Как реорганизовать АО в форме преобразования

Полученные данные будут использованы для выработки государственной политики в отношении инвалидов и разработки документов стратегического планирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

К началу 2016/2017 учебного года условия для инклюзивного образования созданы в более чем 9,3 тыс. школ (21,5% от общего количества, что на 1,5% больше, чем годом ранее). В 2015/2016 учебном году обучалось 249 тыс. детей-инвалидов. Из них: в специальных (коррекционных) школах – 86,3 тыс., с использованием дистанционных технологий – 17,5 тыс., инклюзивно – 145,2 тыс.

С 1 сентября 2016 года во всех первых классах общеобразовательных организаций введены ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Подготовлены примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для отдельных категорий обучающихся, рабочие программы по всем учебным предметам и коррекционным курсам первых классов по 9 нозологическим группам. Разработаны и включены в федеральный перечень учебников 10 учебников для обучающихся с ОВЗ.

Развитие инклюзивного образования идёт в соответствии с показателями, предусмотренными государственной программой «Доступная среда». Доля детей-инвалидов, охваченных дошкольным образованием, в 2016 году составила 80%, детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, – 96%, детей-инвалидов, получающих дополнительное образование, – 31% (плановый уровень – 30%).

В 2016 году в ходе реализации государственной программы «Доступная среда» базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, созданы в 49 субъектах Федерации. Программными мероприятиями предусмотрено оснащение образовательных организаций специальным учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов. Объём субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на указанные цели в 2016 году составил 306 млн рублей.

С целью повышения доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ созданы три ресурсных учебно-методических центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе Московского государственного психолого-педагогического университета, Российского государственного социального университета, Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана. Объём финансирования из федерального бюджета на указанные цели в 2016 году составил 42,67 млн рублей.

Обеспечение условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в подведомственных учреждениях Минкультуры России

По итогам 2016 года условия доступности для всех категорий инвалидов полностью обеспечены в Российской государственной специализированной академии искусств и Всероссийском государственном институте кинематографии имени С.А.Герасимова. Мероприятия по обеспечению условий доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата реализуются в 31 образовательной организации высшего образования, в 4 подведомственных профессиональных образовательных организациях; мероприятия по обеспечению условий беспрепятственного доступа для инвалидов с нарушениями слуха – в 20 образовательных организациях высшего образования и 3 профессиональных образовательных организациях; мероприятия по обеспечению условий беспрепятственного доступа для лиц с нарушениями зрения частично реализованы в 25 образовательных организациях высшего образования.

Мероприятия по созданию условий доступности для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата реализованы в 11 театрах; мероприятия по созданию условий доступности для инвалидов с нарушениями слуха в полном объёме осуществлены в двух театрах; мероприятия по созданию условий доступности для инвалидов с нарушениями зрения завершены в Государственном академическом Большом театре России.

Мероприятия по созданию условий доступности для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата проведены в двух концертных организациях; мероприятия по созданию условий доступности для лиц с нарушениями слуха – в одной концертной организации, для лиц с нарушениями зрения – в двух концертных организациях.

Условия доступности культурных благ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы в 8 из 9 подведомственных библиотек.

6479 библиотек (16,6%) имеют в своём штате сотрудников, прошедших обучение (инструктирование) по вопросам предоставления услуг инвалидам и владеющих методами оказания необходимой помощи.

В рамках системной деятельности, направленной на создание условий доступности культурных благ, осуществлены мероприятия по обеспечению доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к материалам НЭБ. В ходе данной работы была выполнена адаптация официального сайта НЭБ для лиц с нарушениями зрения.

Проведена работа по внедрению субтитрирования и тифлокомментирования в кинотеатрах, музеях, театрах. Реализуется проект по созданию электронной библиотеки нот по системе Брайля. На реализацию данного проекта Российской государственной библиотеке для слепых выделено 2,45 млн рублей.

Проведён ремонт и адаптация здания Российской государственной библиотеки искусств для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С 1 сентября 2016 года во всех первых классах общеобразовательных организаций введены ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Доступная среда для инвалидов – что и как делается

СТАРТОВЫЕ ПОЗИЦИИ ТРУДНЫЕ Все, что строилось ранее, никогда не учитывало потребности инвалидов. Разумеется, перестроить все это в короткие сроки невозможно. И дело не только в деньгах

Часто ответственные люди не понимают, что отмахнуться и отписаться уже не получится. Закон требует создать необходимые условия для инвалидов, и поэтому нужно менять отношение к этой проблеме не только у чиновников, отвечающих за свой участок социальной инфраструктуры, но и у всего общества.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ
По данным министерства труда России в начале 2015 года в стране насчитывалось 12,8 млн людей, имеющих инвалидность, из них более 2,5 млн человек в трудоспособном возрасте, причем больше половины из них не работают. Причины очевидны: недостаточная доступность транспортных, бытовых услуг и объектов инфраструктуры. Сегодня инвалиду без сопровождающего трудно, а иногда невозможно пройти по городу, проехать в общественном транспорте, получить социальную, медицинскую, информационную услугу, купить что-то необходимое.
Но теперь за инвалидами закреплено законодательством право требовать от властей доступной социальной инфраструктуры.
Что нужно требовать и как работает закон?

О ЗАКОНАХ И КОНВЕНЦИЯХ

В 2012 году Россия ратифицировала международную Конвенцию о правах инвалидов. А в 2014 году был принят ФЗ № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Ранее были приняты федеральные законы о социальной защите инвалидов. На специальном сайте размещена вся законодательная база – российская и международная – по социальной защите и обслуживанию инвалидов.

Каждый желающий может узнать, чего он вправе требовать от органов власти, будь то доступность объектов социальной инфраструктуры, строительные нормы и стандарты для жилищного строительства, оборудование автостоянок и так далее.

Важно, что новый закон четко зафиксировал недопустимость дискриминации по признаку инвалидности.

Неприятности с инвалидами случаются, к сожалению, часто. СМИ сообщают: администрация попросила инвалида покинуть кафе; отказали в посадке в самолет; требуют оставить на улице собаку-поводыря. Теперь есть возможность пожаловаться – вплоть до суда – на тех, кто устанавливает свой порядок, нарушает законные права инвалидов.

Программа «Доступная среда» утверждена на 2011 – 2020 годы. С содержанием программы и ее выполнением можно ознакомиться на сайте правительства России.

Так, закон обязывает собственников зданий и руководителей организаций создавать на своей территории условия для доступа инвалидов и оказания им услуг, предполагает персональную ответственность руководства за его действие или бездействие.

Некоторые нововведения будут внедряться по категориям инвалидности. К примеру, все органы власти и организации, предоставляющие услуги населению, должны обеспечить инвалидов по зрению сопровождением на территории объекта сотрудником, прошедшим специальный инструктаж. В объектах социальной инфраструктуры появится информация, напечатанная шрифтом Брайля. Самые важные текстовые сообщения должны дублироваться голосом.

КАК РАБОТАЮТ ЗАКОНЫ?

Дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки.

Мы беседуем с Матвеем Александровичем Лукиным, директором «Центра технических средств реабилитации, доступности городской среды, физической культуры инвалидов и хранения архивных документов», Санкт-Петербург.

– Чем занимается центр? Мы координируем работу всех органов власти и общественных организаций, вовлеченных в организацию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. На каждое совещание, обсуждение приглашаются представители организаций инвалидов.

Если по каким-то причинам на совещании нет представителей от организаций инвалидов, то совещание переносится или повестка его меняется. Считается неправильным обсуждать проблемы доступной среды без тех, для кого она создается.

– Какие новые требования предъявляются к руководителям объектов социальной инфраструктуры?

– Новый обязательный порядок обеспечения условий доступности введен с 1 июля 2016 года только в отношении вновь построенных зданий или прошедших капитальный ремонт. Для инвалидов и малоподвижных групп граждан доступными должны быть: территория, прилегающая к зданию, включая автостоянку для инвалидов, входы в здание, пути движения внутри здания, зона целевого посещения объекта, санитарно-гигиенические помещения, система информации и связи. В комиссию, принимающую объект социальной инфраструктуры, обязательно входят представители организации инвалидов.

– Все ли строители строго исполняют требования закона?

– Подчас организации избирают легкий путь для выполнения законов. Формально условия соблюдены: пандусы и аппарели имеются, но пользоваться ими решится не каждый. Причина – в проектной документации ненадлежащего качества.

К сожалению, служба государственного строительного надзора и экспертизы недостаточно последовательно устраняет все неточности проектной документации.

– А что делать со старыми зданиями, которые не планируется ремонтировать капитально?

– В таких зданиях, особенно в исторической части города, не всегда возможно обеспечить равный доступ к социальным услугам для людей с ограниченными возможностями. Руководители таких объектов должны разработать регламенты предоставления необходимых услуг в трех форматах, предусмотренных законом: либо по месту предоставления услуги, либо по месту жительства инвалида (на дому), либо в дистанционном режиме.

По месту предоставления услуги. Например, услуги связаны с подачей и получением документов, а инвалидам не добраться до окошечка или кабинета из-за особенностей старого здания. Из этого положения можно выйти, установив кнопку вызова сотрудника при входе и обустроив место ожидания. Порядок предоставления услуг в данном формате должен быть согласован с общественным объединением инвалидов.

Сотрудники, обслуживающие людей с ограниченными возможностями, должны проходить обучение и инструктаж по утвержденным методикам.

По месту жительства инвалида. Многие услуги медицины стали сейчас мобильными: аппараты УЗИ, установки для проведения рентгенограмм, осмотров и обследований можно перевозить по мере необходимости.

Дистанционно. Например, можно пользоваться федеральными и региональными интернет-порталами, личным кабинетом на сайте организации, интернет-магазинами.

Руководители объектов социальной инфраструктуры обязаны периодически отчитываться, как продвигается улучшение доступности услуг для инвалидов, причем для каждой категории отдельно.

Время для приведения объектов в порядок есть, программа «Доступная среда» работает до 2020 года. А уж потом инвалиды будут судить, не получится ли как в пословице «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Есть много интересных предложений, и часть из них уже работает, на сайте о доступной среде для инвалидов Санкт-Петербурга обновляется информация о доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения.

Разрабатываются приложения для смартфонов с такой же информацией. Создается контактный центр для глухих, с которым можно связаться с помощью смартфона. В центре будет круглосуточно работать сурдопереводчик, и в случае происшествий с инвалидами по слуху им будет оказана помощь в переводе. Объясниться на месте станет гораздо проще.

ЧТО ГОВОРЯТ САМИ ИНВАЛИДЫ

Всероссийская общественная организация «Союз добровольцев России» при поддержке центра информационных коммуникаций «Рейтинг» провели исследование доступности в 85 регионах России объектов социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями.

А что говорят сами инвалиды, проживающие в регионах с высокими, средними и низкими показателями рейтинга доступности? Насколько разнятся их собственных оценки и претензии?

Василий Бондарев, лидер проекта «НЕдоступная среда», Санкт-Петербург (8-е место в рейтинге). «Наземный общественный транспорт стал работать значительно лучше. Количество низкопольных троллейбусов и автобусов увеличилось, но только пользоваться откидной аппарелью водителей научили год назад после неприятного случая, когда инвалид-колясочник выпрыгнул из автобуса, получил травму и сломал кресло-коляску.

Мы с другом любим пользоваться общественным транспортом. Но бывает и так, что если на маршруте, например, 12 троллейбусов, а половина из них низкопольные, то они могут не чередоваться с обычными. Один раз нам пришлось пропустить 4 троллейбуса, 19 минут на это ушло. В часы пик делать в общественном транспорте нечего из-за давки. Также у инвалидов Санкт-Петербурга есть острая проблема с выходом на улицу из дома. ТСЖ или управляющая компания зачастую отказываются под разными предлогами обеспечивать доступный выход из жилого помещения».

Елена Леонтьева, председатель правления общественной организации инвалидов-колясочников «Свободное движение», (Свердловская область, 7 место в рейтинге). «В Екатеринбурге была создана комиссия инвалидов-экспертов по согласованию проектов. У нас есть право подписи. Но это очень тяжелая работа, потому что нет формального определения нашей роли в проектировании. Мы отличаемся от других регионов тем, что доступная среда создается не за счет больших вливаний, а за счет работы на стадии проектирования. Тогда создать доступность проще, чем после постройки. У нас ребята покупают квартиры на любом этаже, в любом доме, не боясь, что они будут ограничены в передвижении. И это не специализированные дома для инвалидов. Это универсальный дизайн, который удобен для всех без исключения. В соответствии с этой концепцией построено уже несколько микрорайонов, и мы делимся опытом с другими городами».

Читайте также:  Виза на Бали (Индонезия) россиянам не нужна

Рафик Рогонян, председатель РОО «Инватур», (Нижний Новгород, 15-е место в рейтинге). «Главная идея, которой должны руководствоваться государство и общество при создании безбарьерной среды, это «ничего для нас без нашего участия».

Александр Воронков, председатель Сыктывкарского городского отделения организации «Всероссийского общества инвалидов», (республика Коми, 22-е место в рейтинге). «На протяжении 10 лет мы направляли обращения в органы власти о неисполнении законодательства РФ по созданию условий для комфортного проживания инвалидов. Ежегодно приходили отписки.

Не дождавшись результатов, мы разработали проект “За жизнь без преград” и открыто заявили о том, что “идем на таран”. Мы провели фото-мониторинг 457 объектов, и выставили фотографии в социальной сети “Вконтакте”. Мы направили 178 уведомлений в адрес руководителей объектов о нарушении наших прав, подготовили 28 исковых заявлений. Надеемся на результаты».

Анна Ковалева, председатель правления общественной организации «Вольница», Ставрополь (29-место рейтинга). «Если Ставрополь еще можно назвать относительно доступным, по крайней мере, на первый взгляд, то остальные города в Ставропольском крае таковыми не являются. В Ставрополе действительно есть много пандусов, но 60% не соответствуют ГОСТу.

То же и с транспортом: низкопольные автобусы ходят, но площадки для колясочников практически никогда не опускаются. То есть номинально есть, но по факту – ничего не работает».

Подвел итог Сергей Саутин, руководитель РОО инвалидов «Независимая жизнь», республика Северная Осетия (79-е место рейтинга). «Ознакомившись с результатами рейтинга, мы были огорчены, но не удивлены. Для успеха нужна принципиальная позиция власти в спорных вопросах законодательства, активность сообществ инвалидов, готовность властей к разработке региональных актов, опережающих федеральные нормы. Трудно переоценить роль “сильной личности”, руководителя, готового к принятию независимых решений, способного своим авторитетом сглаживать нестыковки законодательных актов для создания комфортной среды для инвалидов».

И ВСЕ ЖЕ ПЕРЕМЕНЫ ВИДНЫ

Особенно на транспорте. В Москве уже сегодня в метро звуковые объявления об остановках повторяются визуально на интерактивной карте, а инвалидов сопровождают специально обученные сотрудники. Постепенно меняются вокзалы, аэропорты, не говоря уже о зданиях социальных служб.

В Петербурге, как сообщает исполняющая обязанности главы комитета по транспорту Елена Осинцева, весь приобретаемый подвижной состав имеет пониженный уровень пола и выдвижные аппарели. Петербургские ГУП «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс» на 100% оснастили транспорт автоинформаторами. Кроме того, в городском пассажирском транспорте начинает работать система «Говорящий город» для радиоинформирования и звукового ориентирования слепых и слабовидящих людей.

Абонентское устройство информирует инвалида о прибытии транспорта на остановку, звуковой сигнал подсказывает, где находится дверь. Многие пешеходные переходы оснащены звуковыми сигналами, разрешающими и запрещающими переход.

Закончим собственными наблюдениями. По-прежнему, колясочники, опорники, инвалиды по зрению крайне редко встречаются на улицах, в транспорте, в общественных местах. Но пандусы появились в магазинах, в почтовых отделениях, в поликлиниках. Где-то они выглядят добротно и надежно, где-то не очень, но исправить всегда можно.

В торговом центре «Юлмарт» в окошке кассы увидела объявление «Вас обслуживает слабослышащий сотрудник». За окошком девушка. Протягиваю ей деньги, получаю чек, улыбаемся друг другу. Вот, думаю, как приятно. Человек работает на вполне конкурентном месте, и всем вокруг становится от этого как-то теплее.

И еще одно наблюдение. На остановке транспорта стоит слепой с белой тростью. Подъезжает троллейбус. Смотрю на инвалида, готова предложить помощь. А он достает пластиковую коробочку с антенной, из коробочки слышится довольно громко: «Остановка «Станция метро “Политехническая”, троллейбус маршрута номер 4». Вот, оказывается, какой у него помощник!

Статья опубликована на портале Милосердие.ру 21.07.2016

Закон требует создать необходимые условия для инвалидов, и поэтому нужно менять отношение к этой проблеме не только у чиновников, отвечающих за свой участок социальной инфраструктуры, но и у всего общества.

210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г.

Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает необходимость адаптации для инвалидов объектов по предоставлению указанных услуг, в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов».

Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: 12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

2015 599 О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

Ответственный – Департамент по делам инвалидов

Врио Директора – Лигомина Дмитрий Витальевич

Телефон/факс – +7 (495) 870-67-96, +7 (495) 587-88-89 (доб. 1301)

;

ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда»

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям,

Федеральное медико-биологическое агентство,

Фонд социального страхования Российской Федерации,

Министерство просвещения Российской Федерации,

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

Министерство транспорта Российской Федерации,

Министерство финансов Российской Федерации,

Министерство спорта Российской Федерации,

Министерство культуры Российской Федерации,

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Министерство здравоохранения Российской Федерации,

Пенсионный фонд Российской Федерации,

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии,

Федеральная служба государственной статистики

подпрограмма 1 “Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения”;

подпрограмма 2 “Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов”;

подпрограмма 3 “Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы”

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни

обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;

обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

Целевые индикаторы и показатели Программы

показатель 1 “Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов”;

показатель 2 “Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов”;

показатель 3 “Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации”;

показатель 4 “Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)”;

показатель 5 “Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)”;

показатель 6 “Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации”

Этапы и сроки реализации Программы

2011 – 2025 годы, в том числе:

I этап – 2011 – 2012 годы;

II этап – 2013 – 2015 годы;

III этап – 2016 – 2018 годы;

IV этап – 2019 – 2020 годы;

V этап – 2021 – 2025 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2011 год – 33003378 тыс. рублей;

на 2012 год – 30025336,3 тыс. рублей;

на 2013 год – 33331917,2 тыс. рублей;

на 2014 год – 35589924,4 тыс. рублей;

на 2015 год – 41087160,8 тыс. рублей;

на 2016 год – 38553312,2 тыс. рублей;

на 2017 год – 47448769,1 тыс. рублей;

на 2018 год – 50794059,5 тыс. рублей;

на 2019 год – 53799240 тыс. рублей;

на 2020 год – 54567225,4 тыс. рублей;

на 2021 год – 55663225,3 тыс. рублей;

на 2022 год – 56289725,3 тыс. рублей;

на 2023 год – 56933225,3 тыс. рублей;

на 2024 год – 57613225,3 тыс. рублей;

на 2025 год – 57613225,3 тыс. рублей

объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:

на 2011 год – 33003378 тыс. рублей;

на 2012 год – 30025336,3 тыс. рублей;

на 2013 год – 33331917,2 тыс. рублей;

на 2014 год – 35589924,4 тыс. рублей;

на 2015 год – 41087160,8 тыс. рублей;

на 2016 год – 38553312,2 тыс. рублей;

на 2017 год – 47448769,1 тыс. рублей;

на 2018 год – 50794059,5 тыс. рублей;

на 2019 год – 53799240 тыс. рублей;

на 2020 год – 54567225,4 тыс. рублей;

на 2021 год – 55663225,3 тыс. рублей;

на 2022 год – 56289725,3 тыс. рублей;

на 2023 год – 56933225,3 тыс. рублей;

на 2024 год – 57613225,3 тыс. рублей;

на 2025 год – 57613225,3 тыс. рублей;

объем бюджетных ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 292832006,1 тыс. рублей, в том числе:

на 2014 год – 8999525,8 тыс. рублей;

на 2015 год – 11082759,1 тыс. рублей;

на 2016 год – 15365896,3 тыс. рублей;

на 2017 год – 24125126,2 тыс. рублей;

на 2018 год – 26474603,6 тыс. рублей;

на 2019 год – 28826799,3 тыс. рублей;

на 2020 год – 28826799,3 тыс. рублей;

на 2021 год – 28826799,3 тыс. рублей;

на 2022 год – 29253299,3 тыс. рублей;

на 2023 год – 29896799,3 тыс. рублей;

на 2024 год – 30576799,3 тыс. рублей;

на 2025 год – 30576799,3 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (до 61,8 процента к 2025 году);

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (до 64,9 процента к 2025 году);

увеличение доли субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов к 2024 году);

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые) (до 76,9 процента к 2025 году);

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) (до 78,8 процента к 2025 году);

увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации (до 51,7 процента к 2025 году)

подпрограмма 1 Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения ;.

Доступная среда для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Доступная среда для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

“ДОСТУПНАЯ СРЕДА” НА 2011 – 2020 ГОДЫ

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов” (с изменениями и дополнениями)

Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи” (с изменениями на 18 августа 2016 года)

Читайте также:  Что делать если пропущены сроки обжалования решения суда

Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальнойэкспертизы, и их форм»

Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования” (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)

Разработан план мероприятий по созданию доступной среды в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация плана позволит сделать среду детского сада доступной для всех “ОТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ – к качественному образованию для каждого”

Политика дошкольного учреждения обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения и оказание необходимой помощи данной категории граждан

ПРИКАЗ об утверждении плана-графика мероприятий (дорожной карты) по созданию доступной среды на 2016-2030г.

ПРИКАЗ об утверждении и введении в действие локальных нормативных актов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг

ПРИКАЗ о создании комиссии по организации обследования и паспортизации объекта социальной инфраструктуры

ПРИКАЗ о назначении ответственного лица в ДОУ по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп и оказания помощи инвалидам в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования)

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по разработке плана мероприятий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к зданию и услугам

ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на них услуг.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ответственного за организацию и проведение работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, проведение инструктажа персонала.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагогического работника дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования).

ПРОГРАММА обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг.

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА при общении работников с инвалидами.

Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Понятие и классификация:

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение “дети с ОВЗ” подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

с нарушением слуха;

с дисфункцией речи;

с патологией опорно-двигательного аппарата;

с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Цель психолого-педагогического сопровождения – создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса

Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)

Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ

Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе

Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ

Реализация индивидуальной программы или маршрута

Проведение промежуточной диагностики и анализ

Информация для родителей

О предельно-допустимой норме учебной нагрузки

Об основных образовательных программах

О дополнительных коррекционно-развивающих программах

О содержании психолого-педагогической коррекции

О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

– беседа с родителями

– изучение медицинской карты ребенка

– обследование физического развития

– обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

организует взаимодействие педагогов;

разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

проводит консультативную работу с родителями.

диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи

составляет индивидуальные планы развития

проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)

консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей

Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий

Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ

Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез).

Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя.

Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.

Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.

При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. А Вам понять его.

При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.

Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.

Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом. » тому, кто не может видеть или слышать.

Консультация для педагогов “Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС”

Консультация для педагогов “Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ”

Консультация для родителей «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»

Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Каждый человек способен чувствовать и думать.

Доступная среда в России.

С 2011 года в России реализуется программа «Доступная среда», но что именно она из себя представляет, знает не так уж и много людей. Доступная среда – это формирование коллективными усилиями условий для интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Это комплексный процесс планирования и создания безбарьерной среды, при помощи которой люди с ОВЗ смогут быстрее приспособиться к общественной жизни и будут чувствовать себя полноценнее и счастливее.

Не все задумываются о том, что привычные окружающие нас вещи создаются для стандартного пользователя и не всегда доступны для людей с ограниченными возможностями (например, очень часто кнопка включения света в помещении делается очень высоко, и ребёнок или инвалид-колясочник элементарно не может до неё дотянуться). В России лишь недавно начали осознавать важность создания инфраструктуры, которая могла бы стать универсальной и удобной для всех граждан, в том числе и граждан с особенностями здоровья.

Организация безбарьерной среды может считаться эффективной, если подразумевает анализ возможности мобильности инвалидов и характера их жилищно-пространственных потребностей. В наибольшей мере именно окружающая среда характеризует воздействие нарушения или инвалидности на будничную жизнь индивидуума. Иными словами, человек неполноценен тогда, когда ему недоступны социокультурные блага и институты, когда он не может принимать участие в политике, трудиться, путешествовать, создавать семью, учиться и тд. Благотворительные фонды часто занимаются улучшением жизни инвалидов-колясочников.

В 2018 году Посланием Президента РФ Правительству РФ было предусмотрено продление программы до 2025 года.

Требования к парковке

Стоянки для автомобилей также должны быть адаптированы для использования лицами с ограниченными возможностями. В первую очередь это касается обустройства специальных мест для парковки. Они должны быть обозначены специальной разметкой, а также расширены. Помимо этого, выезды на парковку оборудуются специальными покатыми съездами из резины и железа. Вместо них допускается использование заниженных бордюров.

Итак, чтобы соответствующим образом оборудовать здание, понадобятся.

Интернет-портал госпрограммы

Портал «Жить вместе» государственной программы «Доступная среда» представляет собой сборник полезной информации, в которой подробно описаны следующие аспекты:

  • Медико-социальная экспертиза.
  • Законодательная база.
  • Содействие трудоустройству.
  • Реабилитация и абилитация.
  • Обеспечение ТСР.

На портале «Жить вместе» собрана полная и подробная информация по всем пунктам программы. Также на нем вы можете задать интересующий вас вопрос и попросить консультацию специалиста. У портала работает горячая линия, по которой вы также можете задать свои уточняющие вопросы.

Обеспечение улицы баннерами и указателями, которые наглядно показывают, в какой стороне находится тот или иной объект.

Доступная среда – каким должен быть ремонт в квартире для инвалида?

Людей с ограниченными возможностями в нашей стране принято не замечать – глянцевые журналы не освещают их проблемы, а в новостях редко можно увидеть информацию о жизни инвалидов. Если удобства таких людей на улицах прямо зависят от социальной политики государства, то внутри квартир комфорт обусловлен именно обстановкой.

Мы расскажем, как обустроить интерьер для маломобильных людей, поделимся секретами и лайфхаками, позволяющими выполнить продуманный ремонт квартиры, если в ней будет проживать человек с ограниченными возможностями или, как говорят в западных странах, с повышенными потребностями.

3 важнейших нюанса при ремонте квартиры инвалида.

Добавить комментарий