Что такое «Лесная амнистия» и как ей воспользоваться

Лесная амнистия в 2020 году

Лесная амнистия — это льгота для владельцев земельных участков, которые соприкасаются с лесным фондом или вовсе заходят за его границы, в результате чего их использование заметно осложнено. На основании этой реформы такие собственники могут закрепить наделы за собой.

Предназначенный для улучшения положений владельцев земельных участков, расположенного поблизости от территории, отнесенной к лесному фонду.

«Лесная амнистия» и как ей воспользоваться

11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный Закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ, который в обиходе получил название «Закон о лесной амнистии». В чем заключается «лесная амнистия» и как ей воспользоваться, согласно принятому Закону? Об этом поясняет Начальник отдела обработки документов и обеспечения учетных действий №1 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области Балезина Елена Ивановна.

Положения «лесной амнистии» обеспечивают защиту прав граждан на объекты недвижимости, но в тоже время сохраняют существующие механизмы сохранения лесов и территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность.

В первую очередь «лесная амнистия» предусматривает алгоритм действий, когда земли граждан на бумаге оказались в лесном фонде. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории. Каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель. Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдается не в полной мере. Порой в территорию лесных участков включены дороги, водные объекты, населенные пункты, садоводческие и дачные товарищества.

Согласно «лесной амнистии» сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) являются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в лесном реестре. На практике это означает, что если по сведениям лесного реестра участок относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН – к иной категории земель, то категория земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН.

Однако для применения этого правила необходимо, чтобы право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года. При этом из под действия «Закона о лесной амнистии» выведены требующие особой защиты земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, «Закон о лесной амнистии» до 1 января 2023 года не требует согласования границ земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, со смежными лесными участками. Однако согласование границ не требуется только в случае, если земельный участок был предоставлен гражданину до 8 августа 2008 года, либо был образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года гражданину или некоммерческому объединению граждан для указанных целей. Указанное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года.

Помимо этого « лесная амнистия» уточняет процедуру согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Не допускается отказ в согласовании схемы в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, если на таком образуемом участке расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН, и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. Отказ в согласовании схемы возможен только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков.

Кроме того, согласование схемы расположения земельного участка не требуется в случаях образования нового земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта либо в границах территориальных зон, расположенных за границами населенного пункта, разрешенное использование которых не связано с использованием лесов.

В заключение хотелось бы отметить, что «лесная амнистия» находится на особом контроле, в том числе в Государственной Думе РФ. Для проведения проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с лесным реестром к лесным, а по сведениям ЕГРН – к землям иных категорий, созданы межведомственные рабочие группы. В состав таких групп включены представители различных ведомств, в том числе Рослесхоза, Росреестра и Росимущества. В особых случаях на заседаниях межведомственных групп приглашаются представители прокуратуры и МВД России.

Согласно лесной амнистии сведения Единого государственного реестра недвижимости ЕГРН являются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в лесном реестре.

Лесная амнистия. Особенности. Проблемы. Основные понятия.

14 марта 2020 года, 18:23 просмотров: 381

Данная тема очень обширная и затрагивает много аспектов.

О том, что такое лесная амнистия, и о порядке ее применения говорится в Федеральном законе от 29.07.2017 № 280-ФЗ.

  1. Что такое «Лесная амнистия» и для кого она?

Начнем с того, что касается она тех, чьи земельные участки находятся на границах с лесами.

По Закону сведения об участках, которые в соответствии с лесным законодательством являются лесными участками, и содержатся в государственном лесном реестре (далее – ГЛР), приводятся в соответствие со сведениями, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Смысл “лесной амнистии” – вывести некоторые земельные участки из состава земель лесного фонда и присвоить категорию, которая будет более пригодной для хозяйственного использования (это могут быть «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозназначения»).

Ранее недвижимость подобная не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда или находилась под угрозой – ее могли отнять. Многие потеряли права на землю и строения, которыми пользовались много лет.

На сегодняшний день, собственник участка может воспользоваться лесной амнистией, если: в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта РФ, этот участок относится к категории земель лесного фонда, и при этом в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами он отнесен к иной категории земель.

Важно сказать, чтона землях лесного фонда почти ничего строить нельзя. То есть дом, возведенный на таком участке, может получить статус самовольной постройки. Однако, это не всегда умышленное нарушение.

Часто возникают ситуации, когда люди, начиная строительство, даже не знали, что их земля по данным ГЛР находится в границах лесничества или лесопарка, и что строительство незаконно.

  1. Участки, попадающие под «Лесную амнистию».

Итак, расскажем какие именно участки могут попасть под применение «лесной амнистии».

  1. Земельные участки, которые были предоставлены гражданам до 08.08.2008 для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства.

Такой участок, по данным ГЛР или лесного плана субъекта, может находиться в границах земель лесного фонда и даже может иметь категорию «земли лесного фонда». Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ) позволяет присвоить им категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».

  1. Участки, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, и право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.

Образование и постановка таких участков теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (при наличии пересечения действует статья 60.2 Федерального Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (далее – Закон № 218-ФЗ)).

Исключение составляют земельные участки, которые попадают в границы населенных пунктов, подлежащих созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти.

  1. Земли, попадающие в границы лесничеств и лесопарков, но, по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов, имеют нелесную категорию.

В этом случае сведения ЕГРН получают приоритет перед данными ГЛР и лесного плана (согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ (далее – Закон № 172-ФЗ), пункту 4 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ).

Это актуально для земельных участков, которые были поставлены на государственный учет декларативно и требуют уточнения границ. Ранее было невозможно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на наложение на лесную территорию.

ВАЖНО! В каждом правиле есть исключения. В данном случае это земельные участки, которые на основании каких-либо данных могут иметь категорию «земли промышленности» или «земли особо охраняемых природных территорий», а так же сельскохозяйственные участки, которые используются не по назначению. В перечисленных случаях участок попадает под «лесную амнистию» с рядом существенных оговорок и только в случае, если права на такие участки не будут своевременно оспорены Рослесхозом.

В письме Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и установлен абсолютный приоритет данных ЕГРН перед сведениями ГЛР.

Общее правило «лесной амнистии» о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности участка к определенной категории земель не распространяется на земли:

  • относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, который подтверждает факты неиспользования таких земель по целевому назначению или их использования с нарушением законов РФ (ч.6 ст. 14 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).
  • относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
  • расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

  1. Основные проблемы.

Думаем, что стоит сказать о том, что на сегодняшний момент, основными проблемами, с которыми предстоит «лесной амнистии» столкнуться это:

  • низкое качество землеустроительных документов, «задвоенность» государственного кадастрового учета, соответственно сведений ЕГРН;
  • границы и площади земель лесного фонда определены декларативно (отсутствуют финансовые средства для проведения работ по постановке на учет объектов лесоустройства);
  • органы, уполномоченные на управление лесным фондом, не согласовывают генеральные планы, так как считает, что муниципалитеты включают лесной фонд в границы населенных пунктов;
  • утрата государством права собственности на земли лесного фонда, которые ранее были незаконно предоставлены гражданам и юридическим лицам.

Порядок устранения пересечения земель и земельных участков с лесами.

Необходимо сказать, что за последнее время произошли большие изменения. Если раньше с заявлением о применении «лесной амнистии» можно было обратиться только в территориальные органы лесного хозяйства Российской Федерации, при этом процедура занимала 4-6 месяцев (процесс рассмотрения заявления, сбор информации, специальные комиссии) занимал в среднем от 4 до 6 месяцев, то в 2019 году за применением «лесной амнистии» обращаются как за госуслугой.

Читайте также:  Подготовить все документы для наследства в Казани

Итак, расскажем на примере.

Вы получаете выписку из ЕГРН о Вашем участке (при условии, что он поставлен на государственный кадастровый учет и сведения о его границах имеются в ЕГРН) вы обнаружили сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков, то устранение такого пересечения может быть произведено в порядке, который предусмотрен статьей 60.2 Закона № 218-ФЗ, и компетентным органом в данной ситуации будет являться Росреестр (орган регистрации прав).

Если же возникла ситуация, когда сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков в ЕГРН отсутствуют, то с целью устранения противоречия между сведениями ЕГРН и ГЛР, то обращаться необходимо в орган субъекта Российской Федерации, который уполномочен на ведение ГЛР.

Следовательно, в зависимости от ситуации в орган регистрации прав возможно обратиться с заявлением:

  • о государственной регистрации права;
  • о постановке на государственный кадастровый учет земельного;
  • об уточнении местоположения границ земельного участка;
  • об устранении реестровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона № 218-ФЗ.

До 1 января 2023 года орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений должен привести сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

При этом положения статьи 14 Закона № 172-ФЗ о приоритете сведений ЕГРН над сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, являются нормами прямого действия. Отказ от их применения со ссылкой на необходимость внесения изменений в ГЛР не допускается, равно как и создание каких-либо препятствий для осуществления права собственности на соответствующий земельный участок. Соответствующие действия и решения органов власти (к примеру, включение в градостроительный план участка сведений о пересечении земельного участка с землями лесного фонда или отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка), могут быть оспорены в судебном порядке.

Из этого следует, что правообладатель может не предпринимать никаких действий, направленных на внесение изменений в ГЛР. Внесение соответствующих изменений в указанный реестр будет произведено до 2023 года органом лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ в рамках его плановой работы (при уточнении границ лесных участков, установлении границ лесничеств и лесопарков).

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, которые внесены в ГЛР, исключаются из такого реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений (и на основании заявления заинтересованного лица, в том числе) если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения о таких лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы таких лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Исходя из вышеуказанного, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта Российской Федерации с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Закона № 172-ФЗ, частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ. К заявлению необходимо приложить расширенную выписку из ЕГРН о земельном участке (в которой должна быть отражена история возникновения и перехода прав на земельный участок), в которой указаны сведения о местоположении его границ.

Обращаем внимание, что Закон № 280-ФЗ не регулирует процедуру и сроки принятия решений о корректировки ГЛР по таким заявлениям. Он лишь устанавливает предельный срок, в течение которого ГЛР должен быть приведен в соответствии с ЕГРН (Напомним, что это 01.01.2023).

В связи с этим субъекты Российской Федерации, исходя из местных условий, определяют порядок ведения соответствующей работы самостоятельно, в том числе с учетом поступающих заявлений правообладателей. Отказ органа лесного хозяйства субъекта РФ в удовлетворении заявления правообладателя о приведении ГЛР в соответствие с ЕГРН может быть может быть обжалован в суде. Также рекомендуем уведомить об этом Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (с приложением копий всех документов и переписки), который ведет учет случаев отказа уполномоченных органов в применении Закона № 280-ФЗ с целью обсуждения таких случаев на очередном заседании рабочей группы по осуществлению контроля за реализацией данного федерального закона.

4. Особенности «лесной амнистии»

  1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, в редакции Закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами этот участок отнесен к другой категории земель, то отдается предпочтение сведениям, содержащимися в ЕГРН. Данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В соответствии с частью 3 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ, в редакции Закона № 280-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года.

Таким образом, применение правил Закона № 280-ФЗ связывается с фактом возникновения до 1 января 2016 года права на спорный земельный участок у любого частного лица: актуального правообладателя или любого его предшественника.

  1. Отметим также, что в силу части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ (11.08.2017), вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Закона № 172-ФЗ. Правилами статьи 14 Закона установлена приоритетность сведений о категории земельного участка, содержащихся в ЕГРН, правоустанавливающих документах, перед сведениями ГЛР. Указанный иск может быть подан гражданином в течение одного года со дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ.

Таким образом, Законом № 280-ФЗ положениям статьи 14 Закона о переводе земель придана обратная сила с целью обеспечения принципа справедливости и восстановления прав тех граждан, земельные участки которых не были бы были истребованы, если бы суды рассматривали соответствующее дело после вступления Закона № 280-ФЗ в силу. При этом законность и обоснованность ранее вынесенного судебного акта не затрагивается.

Следует также иметь в виду, что требование, основанное на части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ, может быть предъявлено только в том случае, если «права на земельный участок прекращены в соответствии со вступившим в силу судебным актом». Если данное условие (гипотеза нормы) не выполняется рассматриваемое положение Закона № 280-ФЗ неприменимо.

Исходя из вышеуказанного, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта Российской Федерации с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Закона 172-ФЗ, частью 6 статьи 4.

Закон о лесной амнистии

В 2017 году Конституционным судом Российской Федерации принят закон о “лесной амнистии”.

Лесной амнистией называют законопроект, призванный прекратить споры о принадлежности граничащих земель между частниками и лесфондом.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года N280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221238/) запретил отбирать площади, граничащие рядом с лесом.

Если кратко говорить о законопроекте, то его основой стал приоритет информации из Единого государственного реестра недвижимости над данными Государственного лесного реестра. Дачники облегченно вздохнули, теперь они могут признать право владением сотками.

Иск нужно подать в течение одного года со вступления в силу судебного решения.

Противоречия между данными ЕГРН и лесного реестра

Согласно последним изменениям, все данные лесного реестра каждого из региона со временем должны быть изменены и соответствовать данным ЕГРН.

Но в новом законе существует сразу ряд противоречий, которые меняют положения вещей. Давайте попробуем разобраться с этим вопросом более детально и узнать несколько важных особенностей.

Например, согласно последним изменениям, из земель лесных фондов необходимо исключить все участки, которые были ранее в него включены, но в настоящий момент не используются и мешают оформлению других участков.

Подобные участки из фонда исключаются только на основе сразу нескольких условий:

  • В ЕГРН нет никакой информации о данных участках. То есть информация записана исключительно в лесном реестре;
  • Границы данного участка пересекаются с границами других участков. При этом не важно, с какими участками есть пересечение;
  • Договоры аренды данных участков были прекращены или окончили свое действие.

Исходя из указанных выше условий, можно сделать вывод, что в данном случае закон изрядно упрощает жизнь. Неиспользуемые участки как бы удаляются из владений лесных хозяйств и лесопарков, что позволяет использовать их в других целях. Чаще всего, это позволяет выровнять границы заповедных зон в местах, где они сильно «деформированы».

Помимо этого, из лесного фонда исключаются те участки, которые не могут быть поставлены на кадастровый учет в связи с различными причинами. Самой популярной из причин является противоречие информации об участках в ЕГРН.

Или позвоните нам по телефонам.

Статьи

Участок был внесен в кадастр декларативно, а это значит, что ему был присвоен кадастровый номер, однако межевание сделано не было, и границы участка не были определены с помощью координат.

«Лесная амнистия»: что от нее ждать населению?

Закон о «лесной амнистии»[1] не регулирует какие-то особые, отдельные правоотношения, касающиеся лесной сферы. Он просто-напросто вносит изменения в кодексы и федеральные законы.[2] Но это не умаляет его важности и значимости для россиян. О сути, целях и задачах «лесной амнистии» рассказывает данная статья.

С момента вступления закона в силу их можно оформить в качестве земель населенных пунктов либо сельскохозяйственных угодий.

Что такое «Лесная амнистия» и как ей воспользоваться

До 2017 года регистрация недвижимости, находящейся на территории, смежной с лесным фондом, была крайне проблематичной. Тысячи пользователей участков и домов не могли получить полноценные правомочия собственника, поскольку для земель лесного фонда это запрещено.

Читайте также:  Над кем устанавливается опека

Для разрешения данной проблемы была введена «лесная амнистия», при этом законопроект имеет определенное сходство с упрощенным порядком регистрации дачных и садоводческих земель.

Федеральный закон 280-ФЗ о лесной амнистии появился после принятия Конституционным судом РФ решения о запрете и недопустимости сокращения площади участков граждан, граничащих с землями лесного фонда.

Приоритет категорий земли при двойной регистрации участков

Всту­пив­ший в силу феде­раль­ный закон №280 о лес­ной амни­стии рас­ста­вил при­о­ри­те­ты для земель­ных участ­ков с двой­ной реги­стра­ци­ей:

  • Если уча­сток чис­лит­ся в лес­ном реест­ре, а в базе ЕГРН, либо в пра­во­уста­нав­ли­ва­ю­щих (ПУД), пра­во­под­твер­жда­ю­щих доку­мен­тах (ППД) раво­об­ла­да­те­лей ему при­сво­е­ны дру­гие кате­го­рия, то дей­стви­тель­ной (при­о­ри­тет­ной) счи­та­ет­ся кате­го­рия, ука­зан­ная в ЕГРН.
  • При отсут­ствии дан­ных в ЕГРН во вни­ма­ние при­ни­ма­ет­ся кате­го­рия, ука­зан­ная в ПУД или ППД, но при усло­вии воз­ник­но­ве­нии пра­ва на зем­лю до 01.01.2016 г.

Всту пив ший в силу феде раль ный закон 280 о лес ной амни стии рас ста вил при о ри те ты для земель ных участ ков с двой ной реги стра ци ей.

Лесная амнистия 2017. Что это такое?

11 августа 2017 года вступил в силу ФЗ-280 от 29.07.2017г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Для использования в обиходе применяют термин «лесная амнистия» .

С момента вступления в силу закона о лесной амнистии, факт пересечения с землями лесного фонда не является препятствием для проведения межевания земельного участка.

«Лесная амнистия» в Подмосковье: как изменить статус земли

Источник: Фотобанк Московской области , Александр Кожохин

Целью «лесной амнистии» является приведение в порядок земельного статуса тех территорий, по которым данные из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) противоречат данным из государственного лесного реестра. При этом сведения из ЕГРН становятся приоритетными, если соблюдаются определенные условия. Для Московской области «лесная амнистия» не менее актуальна, чем для других регионов России. О том, какие документы нужно собрать для утверждения нового статуса земли, и на какие территории «лесная амнистия» не распространяется, читайте в материале портала mosreg.ru.

Кто может подать заявление о пересмотре статуса земли

Источник: ©, pixabay.com

Механизм «лесной амнистии» был запущен в 2017 году в связи с вступлением в силу Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Владельцы земельных участков, права которых (или права предыдущих правообладателей) возникли до 1 января 2016 года, могут подать заявление на амнистию. Принадлежность такого участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН (при их отсутствии в соответствии с правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки). При этом важно, чтобы данные участки не относились к следующим категориям земель:

  • землям, расположенным в границах особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия;
  • землям обороны, безопасности, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, или землям иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
  • землям, относящимся к землям сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». При этом у уполномоченного органа должны быть сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающие факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.

В результате орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания площади лесного участка и местоположения его границ, чтобы исключить их пересечение.

Что касается земельных участков, предоставленных до 8 августа 2008 года, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и эксплуатации жилого дома, то орган регистрации прав вносит в ЕГРН изменения для отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов.

Порядок получения услуги

Источник: Министерство энергетики Московской области

Услугу можно получить на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

Для получения госуслуги необходимо:

– в разделе «Земля и стройка» подразделе «Оформление земельных участков» найдите услугу «Приведение в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН».

– заполнить формы и приложите документы правообладателя.

Через 10 дней в личном кабинете можно проверить статус оказания услуги.

Сроки «лесной амнистии» в Подмосковье

Источник: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области

В соответствии с Федеральным законом сведения государственного лесного реестра должны быть приведены в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости до 1 января 2023.

Принадлежность такого участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН при их отсутствии в соответствии с правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки.

Какие проблемы это вызывает?

Юридические коллизии. Можно купить участок, который, по одним данным, относится к землям населенных пунктов, а значит, на нем можно, например, построить коттедж, а по другим — к лесному фонду, и, значит, строить на нем нельзя. Столкнуться с этим могут все — и обычные граждане, и юридические лица.

“В большинстве случаев всем все понятно, что это ошибка. 95% того, что мы обсуждаем, — это ошибки… Но никто не хочет решать эту проблему, и собственник остается с собственностью, которой не может пользоваться”, — заявил первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский.

Суд может вынести решение как в пользу собственника, так и в интересах лесного ведомства.

Плюсы

  • Противоречия между ЕГРН и Лесным реестром в оценке статуса спорных участков имеют долгую и неопределенную судебную перспективу. Примером может служить разбирательство, длившееся около восьми лет. В результате было вынесено решение, которое не указывает окончательную принадлежность земли. Приоритет данных ЕГРН позволит быстро и однозначно решить эту проблему.
  • «Лесная амнистия» коснется также участков, которые в свое время были получены гражданами, как дачные, и имеют регистрацию в ЕГРН. Такие земли нередко в результате ошибок кадастровых инженеров относятся и к Лесному фонду, и все постройки на них могут считаться незаконными. Приоритет государственного кадастра позволит защитить собственность таких граждан.
  • Губернатор Московской области А. Воробьев на встрече с президентом России В. Путиным отметил, что принятие этого закона даст дополнительный импульс развитию городов.

акт обследование участка с наложением границ с GPS координатами;.

Лесная амнистия

21 июля 2017 года Госдума РФ приняла в третьем и окончательном чтении Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (проект № 90991-7) – Закон о Лесной амнистии.

Напомню, что в конце января 2017 года в Госдуму РФ был внесен законопроект, который еще до своего появления получил название – Лесная амнистия.

Из пояснительной записки к проекту федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров” следует, что существует огромного количество пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий. Законопроектом предлагается введение механизма по устранению противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

При этом каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель.

Однако в настоящее время применительно к землям лесного фонда данный принцип не в полной мере соблюдается. Как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 г. № 4890/14, подавляющее большинство лесных участков, получивших статус ранее учтенных, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, представляют собой лесничества, занимающие площади до нескольких миллионов гектаров, с многоконтурными границами, наличием внутри населенных пунктов, дорог, водных объектов, садоводческих и дачных товариществ. Там же отмечено, что количество пересечений и спорных вопросов по границам и площади каждого такого участка, которая может достигать несколько миллионов гектаров, не позволит провести уточнение его границ (поставить на государственный кадастровый учет надлежащим образом) долгие годы.

Каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель.

Так, в частности, только на территории Московской области количество таких пересечений около 200 тысяч, а площадь, покрываемая такими пересечениями, составляет 184 378 гектаров.

Исходя из положений статей 5 и 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 мая 2012 г. № 16576/11).

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон о регистрации), одним из принципов этого закона является достоверность реестра.

Однако в настоящее время в связи с существованием огромного количества пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий достоверность сведений Единого государственного реестра недвижимости не может быть обеспечена.

Законопроектом предлагается введение механизма по устранению противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории.

Законопроект регулирует вопрос о порядке устранения пересечений границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий, что представляется достаточно актуальным, поскольку в настоящее время описание таких земельных участков осуществляется различными способами и методами, что, в конечном счете, влечет возникновение многочисленных споров о правах, возникающих между различными землепользователями, рассматриваемых в судебном порядке

В настоящее время для того, чтобы решить вопрос, связанный с наложением границ участка с землями лесного фонда требуется обратиться в суд с исковым заявлением об установлении границ земельного участка.

Законопроектом предлагается внести изменения в законодательные акты, регулирующие вопросы земельных и лесных отношений, а также вопросы подготовки документов территориального планирования. При этом таким лесным поселкам и военным городкам предлагается придать статус полноценных населенных пунктов с учетом предложений Рослесхоза, что обеспечивает баланс частных и публичных интересов при осуществлении данной процедуры.

Читайте также:  Повышение зарплаты госслужащим в 2020 году

Законопроектом устанавливается возможность образования земельного участка без согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов исходных земельных участков в случаях образования из состава земель лесного фонда земельных участков в связи с установлением границ поселков, ранее созданных в целях освоения лесов (лесные поселки), и военных городков.

При этом законопроектом предлагается установить, что орган регистрации прав уведомляет в трехдневный срок со дня внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таких изменениях лиц, права которых и (или) ограничения прав в пользу которых зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (часть 9 статьи 60 2 Закона о регистрации проектируемая законопроектом). Кроме того, согласно части 5 статьи 34 Закона о регистрации правообладатели земельных участков уведомляются о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Реализация предусмотренных законопроектом положений позволит устранить взаимоисключающий характер сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, а также обеспечить приведение документированной информации о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, содержащейся в государственном лесном реестре, в соответствие со сведениями о границах населенных пунктов, внесенными в Единый государственный реестр недвижимости.

Что такое лесная амнистия? Лесная амнистия -это возможность перевода земель лесного фонда в другую категорию.

Лесная амнистия будет заключаться в том, что если физическое или юридическое лицо оформило право на участок из лесного фонда до 1 января 2007 года, когда вступил в силу Лесной кодекс, и участок не используется в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса («Виды использования лесов»), то можно будет закрепить в кадастре перевод земли в другую категорию.

Законопроектом предлагается введение механизма по устранению противоречий в сведениях государственного кадастра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории.

Изначально была Дачная амнистия, затем водная амнистия, а теперь ждем, когда будет принят закон о Лесной амнистии.

Кроме того, законопроектом регулируется вопрос о порядке устранения пересечений границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий, что представляется достаточно актуальным, поскольку в настоящее время описание таких земельных участков осуществляется различными способами и методами, что, в конечном счете, влечет возникновение многочисленных споров о правах, возникающих между различными землепользователями, рассматриваемых в судебном порядке. Также решается вопрос об устранении пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон.

По мнению разработчиков законопроекта о лесной амнистии реализация его положений позволит устранить взаимоисключающий характер сведений государственного лесного реестра и государственного кадастра недвижимости, а также обеспечить приведение документированной информации о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, содержащейся в государственном лесном реестре в соответствие со сведениями о границах населенных пунктов, внесенными в государственный кадастр недвижимости.

Напомним, с чего все началось.

Губернатор Московской области Воробьев А. Ю. обсудил с Президентом РФ В. Путиным необходимость проведения лесной амнистии.

Лесная амнистия, по мнению Воробьева А. Ю., необходима из-за наложения данных Государственного лесного реестра и Государственного кадастра недвижимости.

В Московской области таких наложений более 200 тысяч.

Споры о наложении земельных участков и лесных участков сейчас способен разрешить только суд. Данная категория дел рассматривается очень сложно, при этом требуется проведение земельных и землеустроительных экспертиз.

На территории Московской области количество пересечений лесных участков с населенными пунктами, дорогами, водными объектами, садоводческими и дачными товариществами около 200 тысяч, а площадь, покрываемая такими пересечениями, составляет 184 378 га.

Собственники земельных участков, право которых подтверждаются свидетельствами о собственности и записями в Государственном кадастре недвижимости, восприняли новости о лесной амнистии с большим энтузиазмом, так как сейчас по документам Гослесфонда часть их земельных участков – это лесные территории, то есть юридически – это не частная, а федеральная собственность.

В чем заключается лесная амнистия, согласно принятому закону:

Суть лесной амнистии заключается в следующем:

  1. Не допускается отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.

Отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков.

Отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории может быть обжалован в суд

  1. Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане не требуется в случаях образования земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены:

1) в границах населенного пункта;

2) в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком;

3) в границах территориальной зоны, сведения о границах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

4) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки;

5) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года:

1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;

2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;

3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

  1. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков.
  1. В целях определения при подготовке проекта генерального плана поселения или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения или городского округа будет создаваться комиссия.
  1. До 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года;

2) смежным земельным участком является лесной участок.

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08

При этом каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель.

На каком этапе можно воспользоваться данным правом?

После готовности всех необходимых документов, включая межевой план, с ними можно обратиться в МФЦ или в Росреестр, чтобы подать заявление о постановке на учет в Госкадастре. В итоге, для земельного надела будет установлен индивидуальный номер, а в связи с «лесной амнистией» землю исключат из лесного реестра.

Срок действия госпроекта пока не установлен, поскольку в настоящее время он пользуется популярностью и уже очень многие граждане смогли в упрощенном порядке выполнить оформление земли в собственность.

Лесная амнистия это федеральная программа по упрощенной регистрации земель лесного фонда в собственность граждан.

Добавить комментарий