Организация референдума

Конституционное право России

Президент также не вправе отказать в назначении референдума, если соблюдена предусмотренная законом процедура его инициирования и выносимый на референдум вопрос законопроект отвечает законодательным требованиям.

Понятие и статус референдума

В ми­ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно­го голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу­дарства или правительства.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума — же­лание государственной власти получить одобрение какого-то сво­его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольны­ми».

Разновидностью референдума является плебисцит , который применяется для легитимизации того или иного государственно­го лидера или действий органов власти. Часто так называют оп­рос населения с целью определения судьбы какой-либо террито­рии. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направлен­ность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто фа­культативный характер.

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации”.

Референдум РФ (далее также – референдум) – всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Ре­ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума.

Конституционный статус личности: понятие, элементы, принципы. Понятие и принципы российского гражданства по ФЗ “О гражданстве РФ”.

Общественное положение личности – это фактическое положение личности в обществе, закреплённое социальными нормами (нормы морали, обычаи, традиции, нормы общественных объединений, религиозные нормы, нормы права).

Правовое положение личности – это фактическое положение личности в обществе, закреплённое правовыми нормами (нормы: гражданского права; уголовного права; административного права; трудового права; конституционного права).

Элементы конституционного статуса личности.

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ
“О референдуме Российской Федерации”

N 1-ФКЗ в преамбулу настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения.

Условия проведения

Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.

Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным – “да” или “нет”.

Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.

Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.

Порядок организации и проведения референдума

  • Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права

Принципиальные основы организации и проведения референдумов определены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Положения данного Закона развиваются в законодательных актах об отдельных видах референдумов. Порядок организации и проведения всероссийских референдумов установлен Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Порядок организации и проведения референдума включает следующие обобщенные стадии:

  • инициативу проведения референдума;
  • назначение референдума;
  • подготовку и проведение голосования;
  • подведение итогов референдума.

Проведение референдума Референдум назначается указом Президента РФ по инициативе:

  • не менее чем двух миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
  • Конституционного Собрания (только по вопросу принятия новой конституции Российской Федерации);
  • федерального органа государственной власти (в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации»).

Назначение референдума. Президент РФ обладает исключительным правом на назначение референдума Российской Федерации, однако он не может назначить референдум по собственному усмотрению. Президент РФ также не вправе отказать в назначении референдума, если соблюдена предусмотренная законом процедура инициирования референдума и выносимый на референдум вопрос (законопроект) отвечает законодательным требованиям. При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума. Число участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов референдума.

Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

Ограничения по проведению референдумов. Референдумы не проводятся в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный всероссийский референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов предыдущего референдума.

подведение итогов референдума.

Референдум в РФ: понятие, виды, особенности.

Референдум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.

Референдум РФ – голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании.

В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы:

В зависимости от времени проведения референдумы делятся на:

1. превентивный (дозаконодательный);

2. утверждающий (послезаконодательный).

По порядку проведения могут быть референдумы:

Виды референдума в зависимости от территории:

1. всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);

2. референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

3. местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).

Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября 2002 г.).

Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти:

1. досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов;

2. персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления;

3. избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

4. принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

5. принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения.

Местный референдум проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»).

73. Порядок назначения, подготовки и проведения референдума РФ.

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ отношения по проведению референдума Российской Федерации должны быть урегулированы федеральным конституционным законом. Таким законом является Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Закон определяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Референдум Российской Федерации не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение года после официального опубликования результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий :

1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;

2) назначение референдума;

3) образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;

4) проведение агитации;

5) голосование и определение результатов референдума;

6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.

Субъектами права инициативы проведения референдума Российской Федерации являются:

1) не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

2) Конституционное Собрание в случае, если оно примет решение вынести разработанный им проект новой Конституции РФ на всенародное голосование.

Субъекты права инициативы не могут использовать свое право в период между назначением референдума Российской Федерации и официальным опубликованием его результатов.

Реализация права инициативы граждан Российской Федерации происходит через образование инициативных групп численностью не менее 100 человек. Инициаторами образования инициативной группы могут быть гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, а также общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Минюстом Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцы до обращения с инициативой о проведении референдума.

Инициативная группа после проведения собрания обращается в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации, в котором указывает формулировку вопроса ( вопросов ), предлагаемого для вынесения на референдум Российской Федерации. Избирательная комиссия в течение 15 дней принимает решение о регистрации инициативной группы и выдачи ей регистрационного свидетельства либо об отказе в регистрации в случае нарушения инициативной группой положений Конституции РФ и иного законодательства Российской Федерации.

После получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициатив проведения референдума. Срок действия регистрационного свидетельства, а следовательно, и срок сбора подписей составляет три месяца. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

По окончании сбора подписей инициативная группа представляет подписные листы, сброшюрованные по субъектам Российской Федерации, в которых собирались подписи, в соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, которые проверяют соблюдение требований законодательства при сборе подписей и выносят по результатам проверки постановление. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение 15 дней направляет подписные листы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (ЦИК). Подписные листы с подписями граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации, брошюруются по каждому иностранному государству, удостоверяются соответствующими консульскими убеждениями Российской Федерации и представляются непосредственно в ЦИК.

ЦИК в течение 15 дней со дня поступления подписных листов проверяет соответствие документов требованиям законодательства Российской Федерации и направляет их со своим заключением Президенту РФ либо выносит постановление об отказе в проведении референдума, если число действительных подписей меньше двух миллионов. В случае, если документы оформлены ненадлежащим образом, ЦИК может вернуть их для исправления инициативной группе, при этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен не более чем на 15 дней.

Конституционное Собрание реализует свое право инициативы проведения референдума путем принятия большинством голосов от общего числа его членов решения о вынесении на референдум Российской Федерации проекта новой Конституции РФ. Это решение направляется Президенту РФ.

Следующей стадией референдумного процесса является назначение референдума Российской Федерации. Правом назначения референдума Российской Федерации обладает только Президент РФ. В течение 10 дней после поступления ему из ЦИК Российской Федерации документов Президент РФ направляет их с соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, который проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение. В случае положительного решения Конституционного Суда Президент РФ назначает референдум в течение 15 дней после поступления к нему решения Конституционного Суда, а в случае отрицательного решения – референдумный процесс прекращается.

Президент РФ издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.

Следующим этапом подготовки референдума является образование участков референдума, комиссий по проведению референдума Российской Федерации и составление списков участников референдума. Участки референдума образуются главами местных администраций по согласованию с территориальной комиссией по проведению референдума из расчета не более 3 тысяч граждан на каждый участок. Участки должны быть образованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а перечень их должен быть опубликован не позднее 35 дней до дня голосования.

Территориальные (районные, городские) комиссии референдума образуются не позднее 10 дней после издания указа о назначении референдума. Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются соответствующими участковыми комиссиями на основании сведений, представляемых главами местных администраций. Основанием для включения гражданина в список по конкретному участку референдума является факт его проживания на территории данного участка референдума. Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума. Списки граждан представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня голосования, после чего граждане могут обращаться с заявлениями о не включении в список, о любой ошибке или неточности в списке.

Читайте также:  Что делать при обвинении по статье 158 УК?

После принятия решения о назначении референдума Российской Федерации граждане Российской Федерации, а также общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию:

1) за или против проведения референдума Российской Федерации;

2) за или против участия в референдуме Российской Федерации;

3) за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню голосования.

Голосование по законопроекту (закону) или иному вопросу, вынесенному на референдум Российской Федерации, производится с 8 до 22 часов по местному времени в помещениях участковых комиссий по проведению референдума. Каждый гражданин голосует лично. Заполненный бюллетень для голосования гражданин опускает в ящик для голосования.

По истечении времени голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов на участке, о чем составляется соответствующий протокол. Протокол направляется участковой комиссией в территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации. Территориальные комиссии направляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории в комиссии субъектов Российской Федерации, а те, в свою очередь, в ЦИК РФ. На основании протоколов об итогах голосования комиссий субъектов Российской Федерации, протоколов участковых комиссий, образованных за пределами Российской Федерации, ЦИК РФ путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума Российской Федерации.

Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме Российской Федерации. Решение, которое выносилось на референдум, считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее трех дней после определения результатов референдума.

Решение, принятое на общероссийском референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации.

Если для реализации решения, принятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

В случае положительного решения Конституционного Суда Президент РФ назначает референдум в течение 15 дней после поступления к нему решения Конституционного Суда, а в случае отрицательного решения – референдумный процесс прекращается.

Оглавление

  • 1. Конституционное право России как отрасль права и науки. Предмет и методы российского конституционного права
  • 2. Источники конституционного права России
  • 3. Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты
  • 4. Конституция: сущность, свойства, виды. Конституция Российской Федерации 1993 г.: общая характеристика
  • 5. Порядок пересмотра конституции РФ, внесения в нее поправок и изменений. Толкование Конституции РФ
  • 6. Структура конституции РФ. Конституционно-правовые нормы и институты
  • 7. Основы конституционного строя в России
  • 8. Принципы социального и правового государства в Конституции РФ. Разделение властей. Государственный суверенитет Российской Федерации
  • 9. Политические и экономические основы конституционного строя России
  • 10. Понятие и формы народовластия
  • 11. Понятие референдума Российской Федерации. Всероссийский референдум: порядок организации и проведения
  • 12. Основы правового статуса личности в Российской Федерации: понятие и основные элементы
  • 13. Классификация конституционных прав и свобод
  • 14. Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 15. Конституционные обязанности личности в Российской Федерации
  • 16. Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право России. Краткий курс ( Коллектив авторов, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

11. Понятие референдума Российской Федерации. Всероссийский референдум: порядок организации и проведения

Референдум Российской Федерации – это голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и прямом волеизъявлении при тайном голосовании.

Право на участие в референдуме имеют все граждане, обладающие активным избирательным правом. Референдум в Российской Федерации может быть проведен на следующих уровнях: федеральный референдум; региональный; местный. Проведение референдума в России регулируется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законами субъектов РФ. На референдум выносятся вопросы особой общественной и государственной важности.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

• об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;

• о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

• об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

• о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

• об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ;

• о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;

• о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты и др.

Референдум не может быть проведен в условиях чрезвычайного (военного) положения, а также в течение трех месяцев после отмены соответствующего специального правового режима. Референдум Российской Федерации по общему правилу не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период федеральной избирательной кампании, кампании по проведению федерального референдума.

Повторный референдум по одному и тому же вопросу (по вопросу с похожей по смыслу формулировкой) не может быть проведен: на федеральном уровне в течение года после официального опубликования решения референдума Российской Федерации; на региональном и местном уровнях такой срок (не превышающий двух лет) может быть установлен законом субъекта РФ либо уставом муниципального образования.

Референдум назначает Президент РФ. До принятия такого решения последний в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Данный суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

В случае признания Конституционным Судом РФ соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ обязан назначить референдум не позднее чем через 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда РФ. В случае отрицательного решения последнего все процедуры, предусмотренные соответствующим федеральным конституционным законом, прекращаются.

Президент РФ издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения. При этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период 60—100 дней со дня опубликования указа. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.

Подготовку и проведение референдума в Российской Федерации осуществляют:

– Центральная избирательная комиссия РФ, действующая в качестве Центральной комиссии референдума;

– избирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве комиссий субъектов РФ по проведению референдума;

– территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению референдума;

– участковые комиссии по проведению референдума.

Территориальная (районная, городская и др.) комиссия по проведению референдума Российской Федерации формируется в составе пяти – девяти членов не позднее чем через 10 дней со дня опубликования указа Президента РФ о назначении референдума. Состав территориальной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов этой комиссии тайным голосованием.

Участковая комиссия формируется в составе пяти – десяти членов выборным органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума Российской Федерации. На первом заседании участковой комиссии из числа ее членов тайным голосованием избираются председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и радиовещание, обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования участников референдума.

Понятие и формы народовластия.

Как организовать референдум?

Как организовать референдум?

Необходимо создать организацию – региональную подгруппу будущей инициативной группы (последняя будет создана позднее, когда региональные подгруппы будут созданы более чем в половине субъектов федерации – по их совместной инициативе). В региональную подгруппу должно входить не менее 100 человек, постоянно проживающих в регионе, где она создается. Таким образом, для создания инициативной группы необходимо создание региональных подгрупп не менее чем в 45 субъектах Федерации (всего в РФ 88 регионов), то есть всего по России (88:2+1) ? 100 = 4 500 человек.

Граждане, выдвинувшие предложение об образовании инициативной группы по проведению референдума, проводят собрание участников референдума. О проведении собрания участников референдума об образовании первой региональной подгруппы извещают (в письменной форме не менее чем за 5 дней) избирательную комиссию субъекта Федерации о месте и времени собрания и о вопросах референдума. После проведения собрания участников референдума и принятия решения об образовании инициативной группы, утверждения вопросов референдума и выбора уполномоченных, уполномоченные представители региональной подгруппы обращаются в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации с ходатайством о регистрации региональной подгруппы и другими документами, в том числе с текстом вопросов референдума, которые утверждены на собрании региональной подгруппы.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, получив ходатайство о регистрации региональной подгруппы и вопросы референдума, незамедлительно уведомляет Центральную избирательную комиссию (ЦИКу) о вопросах референдума, указанных в ходатайстве. Центральная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопросов референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 Закона о референдуме и принимает соответствующее решение, а избирательная комиссия субъекта Федерации в течение 15 дней принимает решение о регистрации региональной подгруппы, или отказе в регистрации на основании решения ЦИКи, и правильности документов, представленных уполномоченными региональной группы.

Вопросы, которые будут вынесены на всенародное обсуждение, ст. 6 закона №5 – ФКЗ не противоречат. Поэтому законных оснований у ЦИКи для отказа не будет.

После регистрации первой региональной подгруппы, аналогичные подгруппы надо зарегистрировать в избиркомах минимум в 45 субъектах Федерации (это надо сделать в срок, не превышающий 2-х месяцев со дня регистрации первой региональной подгруппы). Их регистрация проходит проще, так как избиркомам субъектов федерации не требуется обращаться в ЦИК за проверкой вопросов, предлагаемых к референдуму на соответствие Закону о референдуме. После регистрации региональных подгрупп, их уполномоченные представители на своем собрании принимают решение об обращении в Центральную избирательную комиссию с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума (то есть их всех вместе взятых) и вопросов референдума. Если все требования закона о референдуме соблюдены, ЦИКа принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает регистрационное свидетельство, в котором указывается дата окончания сбора подписей в поддержку инициативы референдума. Отказ ЦИКи зарегистрировать инициативную группу может быть обжалован в Верховном Суде РФ.

После регистрации инициативная группа вправе приступать к сбору подписей в поддержку инициативы референдума – в очень сжатые сроки, в течение 45 дней надо собрать не менее 2 млн. подписей, при этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей. Важным моментом является то, что для сбора подписей члены инициативной группы не имеют права привлекать других лиц.

После окончания сбора подписей, ЦИК в течение 30 дней со дня приема подписных листов и документов, указанных в статье 18 закона N5-ФКЗ, проверяет соблюдение порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей, а также соблюдение инициативной группой по проведению референдума порядка финансирования своей деятельности и правил проведения агитации по вопросам референдума.

По итогам проверки ЦИК принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Для этого необходимо, чтобы количества достоверных подписей участников референдума было достаточно для назначения референдума и при этом количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило менее 5 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки. Данное решение ЦИК не позднее чем через пять дней со дня его принятия направляет Президенту и одновременно уведомляет о своем решении палаты Федерального Собрания.

Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенным вопросам референдума. Конституционный Суд рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту. Решение Конституционного Суда подлежит незамедлительному опубликованию. Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума по предложенным вопросам референдума соответствующей Конституции, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

После того, как народ примет решение на референдуме, оно вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов референдума.

Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении, оно действует на всей территории Российской Федерации.

Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения. (ст. 83 закона N5-ФКЗ)

В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

Референдум Российской Федерации: порядок назначения, подготовки и проведения.

ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” (Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)

Ст.1 – Референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Статья 2. Принципы проведения референдума

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях.

4. Гражданин Российской Федерации голосует за или против.

5. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным.

6. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Субъектами права инициативы проведения референдума Российской Федерации являются:

1) не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

2) Конституционное Собрание в случае, если оно примет решение вынести разработанный им проект новой Конституции РФ на всенародное голосование.

Читайте также:  Отчет о движении денежных средств форма 4 в 2020 году

Возбуждение вопроса о проведении референдума гражданами распадается на несколько этапов.

1. Необходимо выступить с инициативой о проведении референдума и создать инициативную группу референдума в количестве не менее 100 человек, обладающих правом на участие во всероссийском референдуме.

2. Проводится регистрация инициативной группы. Последняя обращается с письменным ходатайством о регистрации в избирательную комиссию того субъекта Федерации, на территории которого проживает большинство членов группы. Если избирательная комиссия не сформирована, ее функции по регистрации инициативной группы временно выполняет законодательный (представительный) орган субъекта Федерации.

3. Проводится сбор подписей.

4. Избирательная комиссия субъекта Федерации проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям законодательства, в том числе достоверность подписей, по результатам проверки принимает постановление и в течение 15 дней направляет постановление в Центральную избирательную комиссию РФ.

5. Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям закона и в течение 15 дней со дня поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания и инициативную группу.

Назначение референдума. Решение о проведении всероссийского референдума принимает Президент РФ. До принятия решения президент в течение десяти дней со дня поступления к нему необходимых документов и материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствующей проверке.

Подготовка и проведение акта голосования осуществляют Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные (районные, городские и др.), участковые комиссии референдума.

Комиссии референдума, каждая на своем уровне, решают все практические вопросы его организации и проведения (составляют списки голосующих, знакомят с ними граждан в установленные законом сроки, проводят голосование на своих участках, обеспечивают голосование граждан, не могущих прибыть на участки для голосования, на дому)

Центральная комиссия референдума осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума, определяет результаты референдума и публикует их в средствах массовой информации, осуществляет иные полномочия.

Результаты референдума. Центральная комиссия референдума признает всероссийский референдум состоявшимся, если в голосовании участвовало более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. И признает решение принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, участвовавших в голосовании.

Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 900 ;

Гражданин Российской Федерации голосует за или против.

Референдум как форма прямого народовластия

Рубрика: Политология

Дата публикации: 20.01.2020 2020-01-20

Статья просмотрена: 372 раза

Согласно Федеральному конституционному закону от 28.

Организации и проведения референдума в Российской Федерации

В соответствии со ст. 84 Конституции Российской Федерации отношения по проведению референдума РФ должны быть урегулированы Федеральным конституционным законом. Таким законом является Федеральный конституционный закон от 04 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»[148]. Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Референдум проводится по установленным законом правилам, нормам. Право на участие в референдуме, как правило, имеют все, кто обладает избирательными правами. В мировой практике инициатива проведения общенационального референдума обычно принадлежит некоторым высшим и региональным государственным органам, группам депутатов и определенному числу избирателей. Во Франции – это президент; в Италии – не менее 5 из 20 областных советов или полмиллиона избирателей, поставивших свои подписи под соответствующим требованием; в Венгрии – президент, правительство, не менее 50 депутатов из 50 тысяч избирателей, хотя решение о проведении общенационального референдума принимает парламент – Государственное собрание; в Болгарии решение о проведении референдума принимает парламент – Народное собрание, а дату после этого определяет президент; в Словакии соответственно – президент, если имеется решение Национального совета, принятое по инициативе правительства или депутатов, или требование не менее 350 тыс. избирателей; а в России это право принадлежит не менее 2 млн. граждан, имеющих право принимать участие в референдуме.

Условиями нормального проведения референдума является четкое определение предмета и выносимого на него вопроса для голосования. Что касается предмета референдума, то в некоторых странах, таких как, например, Швейцария, практически нет ограничений круга выносимых на него вопросов. В других странах, например в Италии и в России, такие ограничения имеются. Обычно эти ограничения касаются вопросов бюджета, налогообложения, безопасности страны, кадров, либо вопросов, ответ на которые заранее известен (повышение социальной защищенности населения). В Италии такие ограничения касаются еще и вопросов амнистии, помилования и ратификации международных договоров, что нашло свое правовое закрепление в ст. 75 ч. 2 Конституции Италии. В российском законодательстве этот круг вопросов рассмотрен и законодательно закреплен в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» (ст.6).

Постановка вопросов на референдуме может носить двоякую форму: в первой перед голосующим ставится вопрос о его согласии или несогласии, например, с предлагаемым законопроектом или той его частью, на который он должен ответить «да» или «нет»; во – второй – голосующему предлагают из двух или более вариантов решения вопроса один, отвергнув остальные. В исключительных случаях предусматривается и более мягкий вариант проведения референдума, когда разрешается давать положительный ответ на несколько вопросов. В этом случае одобренным считается вариант, набравший наибольшее количество голосов.

Условия, порядок и подведение итогов референдума практически не отличаются от условий, порядка и подведения итогов проведения выборов. Итоги референдума будут считаться действительными, если обеспечен установленный уровень участия избирателей и соблюдены все нормы закона, исключающего действия по подтасовке и искажению результатов.

Институт референдума может рассматриваться двояко: референдум может пониматься как единовременный акт, ограниченный во времени, целью которого является принятие решения по какому-либо вопросу (законодательному акту), вынесенному на него, референдум может пониматься в динамике, как процесс, который включает в себя не только момент голосования, а также и время его подготовки, предшествующее непосредственному волеизъявлению (голосованию), подведение итогов и реализацию вынесенных на референдум решений.

Демократическая организация проведения референдума, регламентированная законодательством о нем, предполагает не только право народа голосовать «за» или «против», но и его право инициативы в вынесении вопросов на референдум, право всенародного обсуждения, вынесенных на референдум вопросов или законопроектов, право контроля за осуществлением принятого решения.

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года путем всенародного голосования, что само по себе должно предполагать более высокий уровень ее легитимности по сравнению со всеми предыдущими российскими конституциями и действующим законодательством, а, следовательно, и большую степень ее авторитета и одобрения гражданами.

Референдум признается наиболее демократичным способом принятия конституции. Между тем, нельзя не отметить и его серьезный недостаток. Он заключается в том, что избиратель, выражая свою волю, в значительной степени ограничен возможность проголосовать либо «за», либо «против», не имея возможности как либо изменить текст проекта (или проектов) конституции. В результате возникает угроза превращения реальной демократии в демократию формальную. В этой связи, следует согласиться с тем, что референдум, как способ принятия Конституции, целесообразно использовать только после предварительного обсуждения или даже принятия проекта органом, представляющим различные слои населения[149]. Лишь в этом случае появляется возможность соединения выгод парламентаризма с выгодами непосредственного правления.

Как представляется, несмотря на имеющиеся негативные моменты, принятие Конституции на референдуме, представляющем собой институт, непосредственно выражающий волю народа, позволяет говорить о ее приоритете перед законами и другими правовыми актами, принимаемыми уполномоченными на то органами, а, следовательно, и о ее ведущей роли в механизме правового воспитания личности.

К сожалению, институт всенародных (народных) обсуждений законопроектов и вопросов, вынесенных на референдум, не регламентируется действующим законодательством, несмотря на то, что он не только широко использовался, но и имел регламентирующую его законодательную базу в советский период истории нашего государства. В послании Федеральному Собранию 22 декабря 2011 года Президент РФ, отмечая приоритеты нормотворчества, подчеркнул, что «право людей выражать свое мнение всеми законными способами гарантировано, но попытки манипулировать гражданами России, вводить их в заблуждение, разжигать в обществе социальную рознь неприемлемы»[150].

Всенародное (народное) обсуждение законопроектов и выносимых на референдум вопросов – одна из важнейших форм непосредственной демократии, которая может реализовываться как обязательный этап проведения референдума, а также независимо от референдума, то есть самостоятельно. Эта форма непосредственного народовластия обеспечивает активное участие граждан в правотворчестве. В отличие от референдума, всенародное обсуждение носит рекомендательный, консультативный характер. Его цель выяснить, каково общественное мнение по обсуждаемому вопросу, учесть это мнение во время принятия решения (как гражданами на референдуме, так и представительным органом, когда обсуждение проводится как самостоятельный институт). Основная цель обсуждения – это участие граждан в правотворческой деятельности, в решении различных вопросов государственной и общественной жизни, возможность внесения поправок, предложений, которые обязательно должны учитываться (это должно быть закреплено законодательно) в формулировании и уточнении вопросов вынесенных на референдум. Всенародные (народные) обсуждения различных вопросов (законопроектов), проводимые как в масштабах всей страны, так и в рамках субъектов РФ и административно – территориальных единиц могли бы приобрести систематический характер и быть регламентированы законодательством. Используя опыт развития этого вопроса в науке конституционного права и законодательстве, можно было бы разработать процедуру учета всех предложений, замечаний и поправок, внесенных гражданами в процессе обсуждения. Всенародное обсуждение каких-либо вопросов (законопроектов) усилило бы авторитет решений по выносимым вопросам (законопроектам), способствовало бы заинтересованной реализации данных решений. «Сама постановка того или иного проекта правового акта на всенародное обсуждение говорит о том, что данный акт имеет большое общественно – политическое значение»[151].

Важным фактором организации референдума является утверждение формы и текста бюллетеня для голосования.

Согласно Федеральному конституционному закону РФ «О референдуме Российской Федерации» в бюллетене для голосования на референдуме РФ воспроизводится текст вопроса (вопросов) референдума и указываются варианты волеизъявления участника референдума словами «За» или «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум выносятся альтернативные вопросы, в бюллетене справа от каждого варианта вопроса помещается пустой квадрат.

При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями либо для каждого вопроса референдума бюллетень изготавливается отдельно.

Бюллетень для голосования на референдуме должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. Бюллетени печатаются на русском языке. Но, по решению субъекта РФ они могут печататься также на втором государственном языке соответствующей республики, а в необходимых случаях – на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

Поскольку процедура проведения референдума, как и выборов, должна способствовать более полному выявлению воли граждан, то ей необходимо учитывать опыт, накопленный в период предыдущих голосований.

Голосование – это выполнение и соблюдение гражданами определенных формальных требований, установленных законом и гарантирующих подлинность волеизъявления, как отдельного гражданина, так и всех, принимающих участие в голосовании. Волеизъявление может быть осуществлено различными способами, но оно правомерно лишь при соблюдении установленных процедурных правил, гарантирующих его подлинность. Эти правила составляют юридическое содержание голосования.

Голосование должно проходить тайно, что адекватно отражает волеизъявление голосующего гражданина.

Методология и методика проведения референдумов зависит от степени доверия властей к народу, а также ориентации политической власти на тот или иной механизм контроля. Демократические политические системы, которые построены на недоверии в отношении к суверенному народу, строго регулируют все формы непосредственной демократии. А те политические системы, где развит самоконтроль и конституционная доктрина отличается доверием и уважением к своему народу, предоставляют гражданам большую свободу в решении местных и общегосударственных вопросов.

На референдумы могут выноситься любые важные вопросы жизни соответственно Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, находящиеся в их ведении. Это общее правило, исключения из которых перечислены в законе.

На всероссийский референдум не могут быть вынесены вопросы:

1. об изменении статуса субъектов Федерации;

2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3. о принятии и изменении федерального бюджета, об исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств государства;

4. о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6. амнистии и помилования.

Перечень вопросов, которые не могут быть предметом референдумов субъектов Федерации, местных референдумов, предусмотрен Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Субъекты Федерации, муниципальные образования, определяя в своих актах вопросы соответствующих референдумов, должны воспроизводить данный перечень и не пользуются правом его изменения. Такой подход следует рассматривать как федеральную гарантию незыблемости принципа народовластия и права граждан на участие в референдумах на равных условиях независимо от места проживания.

На референдумы субъектов Федерации и местные референдумы не выносятся следующие вопросы:

· досрочное прекращение или продление срока полномочий, приостановление полномочий органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также проведение досрочных выборов в органы государственной власти субъектов местного самоуправления либо отсрочка указанных выборов;

· персонального состав органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления;

· избрание депутатов, должностных лиц, утверждение, назначение на должность, освобождение от должности должностных лиц, дача согласия на их назначение на должность и освобождение от таковой;

· принятие или изменение соответствующего бюджета, исполнение и изменение финансовых обязательств субъектов Федерации, муниципальных образований;

· принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

В приведенные перечни включены вопросы, обсуждение и решение которых на референдумах затруднительно, поскольку они не поддаются профессиональному решению большинством голосов.

На референдум субъекта Федерации не выносятся вопросы федерального ведения и вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, урегулированные Конституцией РФ, федеральным законом. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

Таким образом, невозможно решение на референдумах субъектов Федерации, местных референдумах вопросов, не входящих в их компетенцию, но делегированных им вышестоящими органами в порядке правонаделения.

Однако и на всероссийские референдумы не могут выноситься вопросы, находящиеся в исключительном ведении субъектов Федерации, например вопросы административно-территориального устройства конкретных субъектов. Предметом референдумов субъектов Федерации не могут быть вопросы местного значения, находящиеся в ведении муниципальных образований в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

Вопросы, выносимые на референдум любого уровня, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации. Формулировки этих вопросов должны обеспечивать возможность ясного, однозначного ответа на поставленные вопросы.

Законодательную установку на то, что вопросы референдумов не должны противоречить законодательству Российской Федерации, субъектов Федерации, не следует рассматривать в качестве абсолютного запрета на принятие решений, расходящихся с федеральными законами, законами субъектов, действующими на момент принятия решений всероссийского (регионального) референдума.

Часто принятие того или иного решения, в том числе на референдуме, как раз и имеет целью изменение действующего законодательства. Поэтому упомянутый запрет означает невозможность принятия на всероссийском референдуме решений, пусть и отвечающих предмету всероссийского референдума, но не соответствующих Конституции РФ, федеральным конституционным законам. (Заявленное правило не распространяется на пересмотр Конституции РФ по решению Конституционного Собрания РФ.)

На референдумы субъектов Федерации не могут выноситься решения, которые противоречат тем предписаниям федеральных законов, законов субъектов, содержание которых однозначно предопределено федеральным законодательством или конституциями (уставами) соответствующих субъектов. В то же время, ряд субъектов Федерации прямо предусматривают возможность изменения собственных конституций (уставов) на референдумах. Следовательно, на референдумы таких субъектов могут выноситься законопроекты, не соответствующие их действующим конституциям (уставам).

Законодатель вводит ограничения по проведению референдума в целом.

Референдумы не проводятся:

· в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения;

· в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов предыдущего референдума;

· в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории страны по решению уполномоченного органа (за исключением случаев, когда референдум инициируется в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

Читайте также:  Вернуть поломанный телефон, как поступить правильно

· если его проведение приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Последнее положение стало предметом рассмотрения со стороны Конституционного Суда РФ (постановление от 11 июня 2003 г.1). Суд постановил, что данное положение не противоречит Конституции РФ, поскольку по его конституционно-правовому смыслу период, в течение которого граждане могут выступать с инициативой о проведении референдума РФ и непосредственно участвовать в нем, должен, во всяком случае составлять не менее двух лет, с тем чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двух референдумов.

Установление иных ограничений на проведение референдума Российской Федерации не допускается. Например, принятие органом государственной власти решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения такого референдума.

Право на участие в референдуме, как правило, имеют все, кто обладает избирательными правами.

Кто по Конституции имеет право инициировать Референдум в России?

Статья 14. Инициатива проведения референдума

1. Инициатива проведения референдума принадлежит:
1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, – при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них;
2) Конституционному Собранию – в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации;
3) федеральным органам государственной власти – в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Инициатива проведения референдума, принадлежащая гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Порядок организации и проведения референдума

Рассмотрим порядок организации и проведения референдумов на примере референдума Российской Федерации. Названный порядок включает в себя следующие обобщенные стадии: возбуждение инициативы проведения референдума; назначение референдума, подготовка и проведение акта подведение итогов референдума.

Инициатива проведения референдума. Право возбуждения вопроса о проведении референдума принадлежит: а) не менее чем двум миллионам российских граждан, имеющим право на участие в указанном референдуме (на один субъект Федерации должно приходиться не более 10% требуемого числа подписей граждан); б) Конституционному Собранию РФ в случае вынесения на референдум новой Конституции РФ. При этом должны быть сформулированы вопросы, выносимые на референдум, или представлен полный текст закона или иного нормативного правового акта, предлагаемого к принятию на референдуме.

Возбуждение вопроса о проведении референдума гражданами распадается на несколько этапов.

1. Необходимо выступить с инициативой о проведении референдума и создать инициативную группу референдума в количестве не менее 100 человек, обладающих правом на участие во всероссийском референдуме. Главная задача инициативной группы заключается в сборе необходимого количества подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума.

Правом создания инициативной группы обладают граждане, имеющие право на участие во всероссийском референдуме, а также общероссийские общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ не позднее, чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума.

Если сбор подписей предполагается и среди граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, то в состав инициативной группы должны входить представители этих граждан. Видимо, законодатель имеет в виду необходимость избрания в состав инициативной группы граждан, проживающих за рубежом.

2. Проводится регистрация инициативной группы. Последняя обращается с письменным ходатайством о регистрации в избирательную комиссию того субъекта Федерации, на территории которого проживает большинство членов группы. Если избирательная комиссия не сформирована, ее функции по регистрации инициативной группы временно выполняет законодательный (представительный) орган субъекта Федерации. При отсутствии и этого органа инициативную группу регистрирует высшее должностное лицо субъекта Федерации.

В ходатайстве о регистрации указываются: 1) формулировка вопроса (вопросов), текст законопроекта, выносимые на референдум;

2) субъекты Федерации, на территории которых предполагается сбор подписей, а также иностранные государства, на территории которых предполагается сбор подписей проживающих там российских граждан; 3) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

Если сбор подписей предполагается проводить за пределами страны, то в ходатайстве о регистрации инициативной группы дополнительно указываются вышеназванные данные членов инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на зарубежной территории.

К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Избирательная комиссия субъекта Федерации в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации группы, выдает ей регистрационное свидетельство, действительное в течение трех месяцев, и извещает о своем решении Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии тех субъектов Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве. Если инициативная группа предполагает собирать подписи граждан за рубежом, то извещение об этом направляется и в Министерство иностранных дел РФ.

В случае отказа в регистрации инициативной группы ей выдается мотивированное постановление избирательной комиссии субъекта Федерации. Основанием отказа в регистрации группы может быть только нарушение инициативной группой Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд или в Центральную избирательную комиссию РФ.

3. Проводится сбор подписей. Сбор подписей осуществляется после регистрации инициативной группы. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов подписи собираются за каждый из предлагаемых вопросов в отдельности. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства граждан. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума области, не может превышать более чем на 15% их требуемое число, указанное выше.

Подписи вносятся в подписные листы, которые должны содержать формулировку вопроса, предлагаемого к вынесению на референдум. В случае вынесения на референдум проекта закона лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданам текст этого законопроекта по первому их требованию. Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, и уполномоченным представителем инициативной группы с указанием своих фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты заверения.

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан по каждому субъекту Федерации и число подписей граждан, собранных за рубежом, а также общее число подписей, о чем составляет итоговый протокол инициативной группы.

Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по соответствующему субъекту Федерации, вместе с итоговым протоколом передаются инициативной группой в избирательную комиссию субъекта Федерации, на территории которого собирались подписи.

Избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью комиссии и подписью одного члена комиссии. Инициаторам сбора подписей выдается письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени приема.

Подписные листы, собранные за рубежом, нумеруются и брошюруются по каждому иностранному государству в отдельности. Они удостоверяются соответствующими консульскими учреждениями Российской Федерации и вместе с экземпляром итогового протокола инициативной группы передаются в Центральную избирательную комиссию.

4. Избирательная комиссия субъекта Федерации проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям законодательства, в том числе достоверность подписей, по результатам проверки принимает постановление и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию РФ.

5. Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям закона и в течение 15 дней со дня поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания и инициативную группу.

Порядок возбуждения вопроса о проведении референдума Российской Федерации Конституционным Собранием РФ должен определяться особым федеральным конституционным законом, который в настоящее время еще не принят. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.

Назначение референдума. Решение о проведении всероссийского референдума принимает Президент РФ. До принятия решения президент в течение десяти дней со дня поступления к нему необходимых документов и материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствующей проверке. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией, и в течение месяца направляет Президенту свое решение по существу вопроса, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

В случае признания Конституционным Судом соблюдения конституционных требований инициаторами референдума Президент назначает всероссийский референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. Президент издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа. Данная временная рамка, во-первых, обеспечивает надлежащий уровень подготовки референдума, а, во-вторых, препятствует затягиванию связанных с референдумом мероприятий.

В случае отрицательного решения Конституционного Суда процедура референдума прекращается.

Таким образом, Президент обладает исключительным правом на назначение референдума Российской Федерации, однако не может назначить его по собственному усмотрению. Президент также не вправе отказать в назначении референдума, если соблюдена предусмотренная законом процедура его инициирования и выносимый на референдум вопрос (законопроект) отвечает законодательным требованиям.

Подготовка и проведение акта голосования. Подготовку и проведение всероссийского референдума осуществляют Центральная избирательная комиссия (Центральная комиссия референдума), избирательные комиссии субъектов Федерации (комиссии субъектов Федерации по проведению референдума), территориальные (районные, городские и др.), участковые комиссии референдума.

Комиссии референдума, каждая на своем уровне, решают все практические вопросы его организации и проведения. Так, участковые комиссии составляют списки голосующих, знакомят с ними граждан в установленные законом сроки, проводят голосование на своих участках, обеспечивают голосование граждан, не могущих прибыть на участки для голосования, на дому, устанавливают результаты голосования по своим участкам.

Центральная комиссия референдума осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума, обеспечивает единообразное применение законодательства, руководит нижестоящими комиссиями, издает инструкции и иные акты по вопросам применения законодательства о референдуме, устанавливает форму и утверждает текст бюллетеня для голосования, определяет результаты референдума и публикует их в средствах массовой информации, осуществляет иные полномочия.

Результаты референдума. Центральная комиссия референдума признает всероссийский референдум состоявшимся, если в голосовании участвовало более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования, извлеченных из ящиков для голосования.

Центральная комиссия референдума признает решение принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, участвовавших в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из них не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Центральная комиссия референдума может признать итоги голосования в отдельных субъектах Федерации недействительными, если нарушения, допущенные при голосовании, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление участников референдума. В этом случае Центральная комиссия референдума вправе поручить соответствующим комиссиям провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления о признании итогов голосования по отдельным субъектам недействительными.

Решение референдума и итоги голосования в целом по Российской Федерации официально публикуются (обнародуются) Центральной комиссией референдума не позднее трех дней после определения его результатов.

Решение референдума вступает в силу со дня официального опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.

В случае вынесения на референдум нескольких вопросов подписи собираются за каждый из предлагаемых вопросов в отдельности.

Референдум РФ: понятие и виды

Согласно ФКЗ от 28.60. 2004г. «О референдуме Российской Федерации»,

Референдум – это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме по вопросам государственного значения.

Виды референдумов:

1) в зависимости от содержания законопроекта –

конституционный – на него выносятся вопросы, связанные с принятием новой Конституции или внесением в нее поправок;

обыкновенный (законодательный) – на нем решается вопрос о принятии того или иного обыкновенного закона или внесении изменений в закон, ранее утвержденный на референдуме.

2) по времени проведения референдума:

дозаконодательный – проводится до принятия закона;

послезаконодательный – проводится после вступления закона в силу.

3) Различают обязательный и факультативный референдумы.

На обязательный выносятся вопросы, прямо указанные в Конституции, т.к. иначе, чем путем референдума они не могут быть решены (например, по принятию Конституции). На факультативном решаются вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение не обязательно (например, в апреле 1991г. был проведен референдум о введении поста Президента в РФ – его проведение не было обязательным). Такие референдумы могут проводиться либо по решению государственных органов, либо избирателей.

4) по территории референдумы делятся на:

референдум РФ

референдум субъекта РФ

местный референдум.

На референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, а также вопросы, вынесение которых на референдум предусмотрено международным договором РФ.

На референдум на могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

6) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;

7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

9) об амнистии и о помиловании.

Вопросы, вынесенные на референдум, не должны ограничивать или отменять общепринятые права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Федеральное законодательство о референдумах устанавливает запрет на проведение референдума в условиях военного или чрезвычайного положения на всей территории России, либо в отдельных ее местностях, а также в течение 3-х месяцев после их отмены.

Проведение референдума РФ не допускается (за исключением случаев, когда референдум РФ инициируется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также касается принятия новой Конституции РФ) в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа, или если проведение референдума Российской Федерации приходится на последний год полномочий Президента РФ, иных выборных федеральных органов государственной власти.

Назначает Всероссийский референдум Президент РФ по инициативе:

1) не менее чем 2-х млн. российских граждан;

2) Конституционного Собрания, предлагающего принять новую Конституции РФ;

3) Федерального органа государственной власти, если это предусмотрено международным договором РФ либо ФКЗ.

Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение признается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Данное решение является общеобязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и действует на всей территории России.

Решение, принятое на всероссийском референдуме, референдуме субъекта Федерации, местном референдуме может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме субъекта РФ (местном референдуме), но не ранее 2-х лет после его принятия, либо признано недействительным в судебном порядке.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

иначе, чем путем референдума они не могут быть решены например, по принятию Конституции.

ГИА по обществознанию

Наличие нескольких равноправных кандидатов.

Добавить комментарий