Понятие государственного устройства

Понятие государственного устройства

Лекция № 6 «Конституционные основы федеративного устройства России»

Вопрос 1 История развития федеративной государственности России

Понятие государственного устройства

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым).

Различаются две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство – это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства.

Федеративное государство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права. Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства – конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер.

В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Федеративное устройство – разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны.

Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства – одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.

Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрализации управления (“горизонтальное разделение власти”), для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматривался и сейчас не рассматривается как форма решения национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо привилегии граждан по национально-титульному признаку. Государства же, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (СССР, Югославия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике и др. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (Канада, Индия), развивается кризис федерализма и сильны сепаратистские тенденции.

Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.

Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Унитарное государство – централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью самостоятельности.

Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет признается единым и неделимым всеми частями этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве гражданство бесспорно признается единственным. Унитарное государство может быть многонациональным, например Великобритания, в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс).

Конституционные основы национально-государственного устройства России включают:

= закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию РФ;

= верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ;

= целостность и неприкосновенность территории РФ;

= установление субъектного состава России;

= закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов;

= равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

= единство и равенство федерального гражданства.

Основными принципами федеративного национально-государственного устройства РФ являются:

– добровольность объединения наций и народностей;

– федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией;

– национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов РФ;

– государственная целостность РФ;

– разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов;

Унитарное государство – централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории.

Конституционное право России

Распространенными формами государственного устройства выступают унитарные государства и федерации.

Общее понятие

Государство — это политическая организация общества и определенная территория с проживающими на ней гражданами. Государство по своей сути представляет собой определенную форму государственного аппарата и государственного устройства.

Государство неразрывно связано с правом. До формирования государства существовал первобытно-общинный строй. В нем основой производственных отношений являлась общественная собственность на любые средства производства. Переход от первобытного общества к формированию государства происходил столетиями. Особенности этого процесса зависели от особенности исторических регионов, где происходил распад первобытно общинного строя.

Первые государства по сути своей являлись рабовладельческими. По одной из теорий право возникло вместе с государством как выражение воли господствующего в обществе класса.

В теории выделяют различные виды и типы государства (рабовладельческое, феодальное, буржуазное). Однако так или иначе государство одного и того же типа может иметь различные формы государственного устройства.

форму государственного устройства правовое соотношение государства и его отдельных частей ;.

Понятие государственного устройства

1. Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства – это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Государственная власть и государственное управление строятся но территориальному принципу.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. “унус” – один) государство – это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

† единый властный “центр” – единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

† одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;

† единая денежная система, одноканальная система налогов;

† территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований.

Для федерации характерно следующее:

ü двухуровневая система органов государственной власти:

а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;

б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

ü компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

ü существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

ü двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

ü наличие в большинстве федераций двойного гражданства;

ü двухканальная система налогов;

ü суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;

ü после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;

ü у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной.

Конфедерация – это “государственный союз государств”. То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.

Конфедерации свойственны следующие черты:

 создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);

 создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;

 каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;

 члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;

 неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство – унитарное или федеративное;

 у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

Монархические государства могут быть объединены в унии – личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.

 создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию целей политических, военных, экономических ;.

Понятие государственного устройства

Вопросы:
1
Понятие и виды государственного устройства.
2 Специфика государственного устройства Российской Федерации.

1

Государственное устройство является важнейшим элементом государства, представляющим собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений с центром.

2

Конституция Российской Федерации закрепляет федеративную форму государственного устройства нашей страны. Глава 3 Конституции Российской Федерации так и называется «Федеративное устройство». Конституция Российской Федерации закрепляет совокупность признаков, подтверждающих федеративную природу российского государства.
Во-первых, частями, субъектами российского государства являются не административно-территориальные единицы, а национальные государства – республики (всего их 21); государственно-территориальные образования (края – 9, области – 46, города федерального значения – 2); национально-государственные образования (1 автономная область и 4 автономных округов). Перечень всех субъектов дан в статье 65 Конституции Российской Федерации.
Во-вторых, законодательную систему России составляют Конституция Российской Федерации и законы федерации, а также конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации, которые осуществляют правовое регулирование в пределах компетенции федерации и ее субъектов. Разграничение полномочий осуществляется не только Конституцией Российской Федерации, но и специальными договорами между органами власти России и ее субъектов.
В-третьих, в Российской Федерации одновременно действуют органы государственной власти России и органы власти ее субъектов.
В-четвертых, Россия имеет двухпалатный парламент – Федеральное собрание, одна из палат которого – Совет Федерации – представляет интересы всех субъектов Российской Федерации и имеет в своем составе всех их представителей.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на 5 важнейших принципах.
Принцип государственной целостности. Целостность государства в первую очередь обеспечивается федеральными органами государственной власти Российской Федерации, но эта обязанность возлагается и на субъекты Федерации. Они не должны совершать действия, подрывающие государственную целостность России: издавать законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам, подрывать экономическую мощь и независимость России в целом, обязаны содействовать социально-экономическому и политическому ее укреплению и развитию. Обеспечение государственной целостности предполагает запрет выхода из Федерации, сепаратизма, центростремительных тенденций в развитии экономической и социальной сфер.
Принцип единства системы государственной власти. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете Российской Федерации, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, а также в верховенстве Конституции Российской Федерации.
Система государственных органов субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского государства в целом.
Важное значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции Российской Федерации (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Гарантия единства системы государственной власти, прав Федерации состоит также в том, что Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.
Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данное разграничение в федеративном государстве призвано обеспечивать и сохранять исторически сложившееся государственное единство, территориальную целостность государства; учитывать и сочетать многообразные интересы государства и особенности его частей; способствовать их самоорганизации и саморегулированию; противодействовать различным формам обособления территорий государства.
Перечень предметов ведения и полномочий Российской Федерации изложен в статье 71 Конституции Российской Федерации. Он охватывает семь основных групп предметов ведения:
– защита Конституции и ее конституционных основ (п. «а», «б», «г», «н») и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; определение порядка формирования государственных органов (п. «г», «т»);
– признание человека высшей ценностью нашего общества (п. «в»);
– установление правовых основ единого общефедерального рынка, в частности финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия и многое другое (п. «ж», «з»);
– вопросы собственности и управления (п. «д», «и»);
– установление основ федеральной политики и федеральной программы в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России (п. «е», «р», «с»);
– полномочия, связанные с оборонной и внешней политикой нашего федеративного государства (п. «к», «л», «м»);
– отрасли законодательства, которые обеспечивают равенство всех граждан независимо от места их проживания и национального происхождения; коллизионное право (п. «о», «п»).
К ведению Российской Федерации отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации, распространяемого на всю ее территорию, и для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал и где бы ни находился.
Закрепленные в п. «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации предметы ведения составляют взаимосвязанный комплекс вопросов, вытекающих из суверенитета Российской Федерации, неприкосновенности ее территории. Оборона и безопасность – важнейшие функции государства. Все иные перечисленные в комментируемом пункте предметы ведения непосредственно связаны с обеспечением этих функций государства.
Оборона – стержневой элемент системы национальной безопасности, под которой понимается безопасность многонационального народа России как носителя суверенитета и источника власти.
В статье 72 Конституции Российской Федерации изложен перечень предметов ведения и полномочий, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Это совместная деятельность и ответственность Российской Федерации и ее субъектов за состояние дел в ряде сфер государственной деятельности, которая в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией, ни ее субъектами.
К первой группе предметов совместного ведения следует отнести все то, что направлено на обеспечение единства Российской Федерации и управление ею в интересах всего ее многонационального народа. Это предметы ведения, установленные п. «а», «и», «н», где определяется, что к совместному ведению Федерации и ее субъектов относится прежде всего обеспечение соответствия конституций, уставов и законов, а также иных правовых актов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Вторая группа совместных полномочий охватывает защиту прав и свобод человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др. (п. «б», «з», «м»).
Третью группу совместного ведения составляют вопросы разграничения государственной собственности, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности особо охраняемых природных территорий.
Четвертая группа предметов совместного ведения охватывает главным образом отношения в социально-экономической сфере, которые, очевидно, не могут решаться только на федеральном уровне. Таковы, например, общие вопросы воспитания, образования, науки, спорта, защиты семьи. Их реализация требует хорошего знания и учета местных условий, обычаев и традиций. Другие же вопросы, в частности здравоохранения, должны лишь координироваться Российской Федерацией и ее субъектами.
Пятую группу вопросов, решаемых совместно, составляет административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды (п. «к»).
Принцип равноправия и самоопределения народов. Россия – многонациональное государство, населенное более чем 125 нациями и народностями, различными по численности, языку, быту, верованиям, культуре, письменности и уровню социально-экономического развития. Однако, несмотря на указанные различия, Конституция Российской Федерации предоставляет всем народам равные условия для существования и развития, запрещает дискриминацию граждан по национальному признаку.
Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.
Для осуществления принципа равноправия применительно к малочисленным народам большое значение имеет то, что согласно Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерацией.
Право наций на самоопределение закреплено в современном международном праве, в официальных актах Российской Федерации. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании разных форм государственности, но не всегда.
Право наций на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривают право на отделение, выход из состава федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств.
Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации – ее субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них.
Народы, народности, проживающие в России, в том числе самый большой по численности – русский народ, исторически самоопределились в одном крупном многонациональном федеративном государстве – Российской Федерации. Не случайно в преамбуле Конституции Российской Федерации, закрепляющей статус России как цельного федеративного государства (его многонациональный характер, устройство, состав), подчеркивается, что Конституция Российской Федерации принимается, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Таким образом, Российская Федерация – это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и, вместе с тем, всех входящих в него народов, народностей.
Принцип равноправия субъектов Российской Федерации. Он закрепляет равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие прежде всего проявляется:
– в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Российской Федерации;
– в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;
– в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.

Читайте также:  В чем лучше идти на собеседование

Методические рекомендации
Во вступительном слове руководителю занятий по ОГП необходимо подчеркнуть актуальность данной темы, определить цель занятия и его вопросы.
При рассмотрении первого вопроса важно разъяснить слушателям, что уяснение понятия «государственное устройств» и его основных форм позволит им лучше ориентироваться в многообразии существующих государств мира, и в дальнейшем лучше понять специфику государственного устройства Российской Федерации.
Более глубокое освоение второго вопроса возможно при наличии у слушателей текстов Конституции Российской Федерации, а также активном использовании карты административно-территориального устройства Российской Федерации.
В заключение лекции необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

Рекомендуемая литература:
1 Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
2 Павлов С. Государственное устройство и система государственной власти в Российской Федерации. Вооруженные Силы в системе государственных институтов // Ориентир. – 2007. – № 1.

Подполковник запаса
Сергей ПАВЛОВ,
кандидат политических наук

Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им.

Понятие государственного устройства государства и его формы

Форма гос. устройства –национально-территориальная организация гос. власти, показывающая на какие составные части поделена территория гос-ва и каково взаимоотношение этих частей м/у собой и каждой отдельной части с гос. целым в лице своих центральных и местных органов.

Основные формы государственного устройства:

1. простое – унитарное (централизованное и децентрализованное).

2. сложное – федеративное/конфедеративное.

Унитарные гос-ва (Италия, Испания, Франция) – единое цельное гос. образование, состоящее из административно-территориальных единиц, ктрые подчиняется центральным органам власти и признаками гос. независимости не обладают.

1) Единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами.

2) На территории действует 1 конституция, единая система законодательства, одно гражданство.

3) Составные части такого государства государственным суверенитетом не обладают

4) Все внешние государственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене

5) Имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами власти

Уни­тарные гос-ва подразделяются централизованные (гос-ва, в ктрх региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра (Казахстан, Узбекистан) идецентрализованные (гос-ва, в ктрх региональные органы формируются независимо от центральных (Великобритания, Испания, Италия).

Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных гос. образований в одной союзное государство.

1) Территория состоит из отдельных субъектов (штаты, кантоны, земли). Верховная, законодательная и исполнительная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается конституцией

2) Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют право создавать собственные высшие органы; в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц (гражданин СССР и гражданин России)

3) При федеральном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации

Федерация строится по национальному или территориальному принципу. Национально-территориальный принцип – СССР (15 национальных республик); административно-территориальный принцип – США, Германия; Россия – национально-административный принцип (смешанный).

Конфедерация – временный юр. союз суверенных гос-в, созданный их общих интересов. При конфедеративном устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права во внутренних и во внешних делах. Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848), США.

1) Конфедерация не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов

2) Не имеет единой армии, единой системы налогов и единого бюджета

3) Сохраняется гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе. Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах на время существования союза.

4) Выход из членов конфедерации носит уведомительный характер (в отличие от федерации)

5) Если при федерации решения принятые являются общеобязательными для всех субъектов федерации (независимо от согласия), то решения в конфедерации принимаются в случае достижения консенсуса.

Если решения, принятые в федерат/ государстве, исполняются и реализуются посредством федеративных органов и государственных органов субъектов, то решения, принятые конфедерации, реализуются только органами S.

13.Форма гос. устройстванационально-территориальная организация гос. власти, показывающая на какие составные части поделена тер-рия гос-ва и каково взаимоотношение этих частей м/у собой и каждой отдельной части с гос-ным целым в лице своих центральных и местных органов.

Унитарные государства (Италия, Испания)– единое гос. образование, состоящее из административно-территориальных единиц, ктрые подчиняется центральным органам власти и признаками гос. независимости не обладают. Подразделяются на: централизованныерегиональные органы возглавляются д.л. из центра (Узбекистан); децентрализованные – региональные органы формируются независимо от центральных – Испания

Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных гос. образований в одной союзное гос-во.

Общие принципы: Территория из отдельных субъектов (штаты, земли), ктр обладают правом принятия собственной конституции, создавать собственные высшие органы; Строится по национальному принципу – СССР; территориальному– США; смешанному – РФ.

Конфедерация – временный юр. союз суверенных гос-в, созданный из общих интересов. Члены конфедерации сохраняют свои суверенные права во внутренних и во внешних делах.

14. Монархии виды понятие:

. монархия – вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха, который выполняет функции главы государства, законодательной, и во многом исполнительной власти, занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

1. абсолютная (неограниченная) – некоторые монархии Среднего Востока – Саудовская Аравия.

Основной признак – отсутствие каких-либо ГО, ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.

2. ограниченная (конституционная) – высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами

а) дуалистическая(ОАЭ, Монако, Австро-Венгрия в 19-20 веке) власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и права абсолютного вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха. формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента.

б) парламентарная (Великобритания, Испания) конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет представительскую или церемониальную роль. Правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах и ответственно только перед ним. Лидер партии – становится главой правительства. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом.

Конституция формально относит к компетенции монарха широкий круг вопросов, но он не вправе решать их самостоятельно.

Существует институт контрасигнатуры, означающий, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства.

В современных условиях есть нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через промежуток времени. В ОАЭ выборы монарха проводят раз в 5 лет.

Сословно-представительная монархия – форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Складывается в условиях политической централизации. Различные сословия представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты. Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия – форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Собор, парламент, Генеральные штаты и т.п.)

15.Республика и ее виды – форма правления, в ктрой органы верховной гос. власти, формируются на основе принципов срочности, выборности и сменяемости.

Классификация:

1) президентские – США. Президент является и Главой государства и Главой исполнительной власти. Действует жёсткая модель разделения властей. Парламент может отстранить Президента от должности. Президент обладает широкими полномочиями: объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, председательствует на заседаниях правительства, назначает членов Верховного суда и др.

2) парламентарные – Италия, Германия. Исполнительная власть формируется Парламентом. Правительство подотчётно Парламенту. Глава государства – Президент по поручению Парламента.

3) смешанные – полномочия по формированию Правительства и контролю его действий в той или иной степени разделяются между Президентом и Парламентом.

16.Унитарные гос-ва виды. (Италия, Испания, Франция) – единое цельное гос. образование, состоящее из административно-территориальных единиц, ктрые подчиняется центральным органам власти и признаками гос. независимости не обладают.

6) Единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами.

7) На территории действует 1 конституция, единая система законодательства, одно гражданство.

8) Составные части такого государства государственным суверенитетом не обладают

9) Все внешние государственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене

10) Имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами власти

Уни­тарные гос-ва подразделяются централизованные (гос-ва, в ктрх региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра (Казахстан, Узбекистан) идецентрализованные (гос-ва, в ктрх региональные органы формируются независимо от центральных (Великобритания, Испания, Италия

17. Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

По способу образования субъектов федерации выделяют:

Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США,Бразилия, Мексика).

Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССРи Югославия).

Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).

Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ,СССР).

Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:

Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.

Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.

Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований.

В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:

Централизованные — федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты.

Децентрализованные — определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:

Дуалистические — в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов.

Кооперативные — кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.

целым в лице своих центральных и местных органов.

Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова)

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

Понятие государственного устройства

Правовой и политологический генезис понятия государственного устройства весьма сложен и многогранен. Для предоставления его определения, понятийного и сущностного устройства, необходимо обратиться к трудам различных цивилистов, политологов и ученых. – Из этого твоего утверждения следует вывод, что «всякие» цивилисты и политологи – не ученые, а ученые не могут быть цивилистами и политологами. Кроме того, с удивлением обнаружила среди «всяких», занимающихся вопросами государственного устройства, цивилистов. Они никак не могут заниматься данными проблемами, потому что являются специалистами в сфере гражданского права! В правовой литературе говорится об устройстве государства как о форме государства в целом, об устройстве как о форме правления, об устройстве как территориальной организации.

Форма государственного устройства — это административно-территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Как «территориальное устройство или территориальная организация государство — это система взаимоотношений между центральной властью и территориальными составными частями, точнее, их населением и действующими там органами публичной власти»[1].

Н.И. Матузов, А.В. Малько понимают под формой государственного устройства территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.[2]

М.Н. Марченко под формой государственного устройства понимает внутреннее деление государства на составные части – административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных ее частей.[3]

В юридической науке форма государственного устройства чаще всего понимается в качестве одного из элементов формы государства. Иногда встречается более широкое понятие государственного устройства, которым охватывается вся форма государства на данном этапе развития, в данной стране. Такое понимание государственного устройства чаще всего используется в истории государства и права.

В теории государства и права можно встретить также понятие «устройство государства», по смыслу идентичное форме государства в целом (А. Б. Венгеров). Интересно отметить, что те авторы, которые отождествляют понятия форма и устройство, как правило, избегают употребления термина «государственное устройство». Так, А. Б. Венгеров вместо термина «государственное устройство» использует термин «национально-государственное и административно-территориальное устройство» [4] . Большинство теоретиков государства и права отдают предпочтение термину «государственное устройство». Форма государственного устройства при этом определяется по-разному. Тем не менее, все имеющиеся в теории государства и права формулировки являются близкими по смыслу.

Иногда государственное устройство отождествляется с понятием территориальное устройство. Так, М. В. Сальников, Р. А. Ромашов и П. А. Оль пишут, что «Форма государственного (территориального) устройства характеризует национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями, в совокупности составляющими территорию го­сударства, а также между центральными и региональными органами госу­дарственной власти» [5] .

Читайте также:  Как продать долг коллекторам от физ

Все вышеприведенные формулировки в целом правильно отражают сущность формы государственного устройства. Однако, на наш взгляд, имеется необходимость разработки более четкого определения понятия «форма государственного устройства» с учетом реалий сегодняшнего дня и опыта современного развития как России, так и зарубежных стран.

Во-первых, вызывает сомнение указание на национальное устройство государства. Деление государства на национальные составные части не является доминирующей мировой тенденцией. Напротив, последние десятилетия свидетельствуют о распаде национальных федераций, каковыми яв­лялись СССР, ЧССР (Чехословацкая Социалистическая Республика), СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия). Большинство же современных федераций построено по территориальному принципу (США, ФРГ, Австрия и другие). К их числу к тому же относятся государства с многонациональным составом, например, Нигерия. Федерации, построенные по смешанному (национально-территориальному) принципу, крайне немногочисленны (Российская Федерация, Канада). Деление всей территории на национальные административно-территориальные единицы не присуще унитарным государствам. Таким образом, определяя, например, форму государственного устройства США или Франции, никак нельзя сказать, что она выражается в их национальном устройстве.

Во-вторых, административно-территориальное деление, без сомнения, присуще любому государству. Однако не во всех государствах оно напрямую характеризует форму государственного устройства. Если государство является федеративным, то следует говорить в первую очередь не об административно-территориальном, а об его федеративном устройстве. Административно-территориальное устройство в таком государстве вторично по отношению к федеративному, оно присуще субъекту федеративного государства, а не федерации в целом.

Основная позиция вытекает, в частности, из положений Конституции Российской Федерации 1993 г.[6] Так, глава 3 Конституции РФ называется «Федеративное устройство», и нигде не говорится о национальном и административно-территориальном устройстве в отличие от предыдущей Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России 1978 г. с последующими изменениями и дополнениями, в которой имелся раздел III под названием «Национально-государственное и административно- территориальное устройство Российской Федерации». В то же время, например, в уставе субъекта Российской Федерации – Новгородской области – имеется раздел III «Административно-территориальное устройство» [7] .

Таким образом, более правильным было бы определять форму государственного устройства в качестве федеративного и (или) административно-территориального устройства.

В-третьих, в большинстве приведенных выше определений формы государственного устройства указывается на территориальную организацию государственной власти, на взаимоотношения между органами государственной власти в центре и на местах. Однако при этом, как правило, не учитывается, что на местах действуют не только местные органы государственной власти, но и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти. Государственная власть вместе с властью органов местного самоуправления составляет публичную власть, поэтому в последние годы иногда вместо термина «государственное устройство» употребляют термин «организация публичной власти». На наш же взгляд, вряд ли стоит отказываться от устоявшегося в литературе термина «государственное устройство», но его сущностью вполне можно считать именно территориальную организацию публичной власти, а основной характеристикой государственного устройства – взаимоотношения между органами государственной власти (федеральными в федерациях, центральными в унитарных государствах) и органами публичной власти (государственной и муниципальной) в отдельных частях государства.

Таким образом, форма государственного устройства показывает:

— части внутренней структуры государства;

— правовое положение этих частей и взаимоотношения их органов;

— построение отношений между центральными и местными государственными органами;

— в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 1018 ; Нарушение авторских прав?

Тем не менее, все имеющиеся в теории государства и права формулировки являются близкими по смыслу.

Государственное устройство

Российская Федерация (РФ) – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Она состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

В России признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Основным законом России является ее Конституция. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции.

Субъекты РФ имеют свою конституцию или устав, а также законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения России и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

В составе Российской Федерации находятся следующие субъекты Федерации:

  • 21 республика:
    Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия – Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чаваш республики;
  • 9 краев:
    Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Пермский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
  • 46 областей:
    Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
  • 2 города федерального значения:
    Москва, Санкт-Петербург;
  • 1 автономная область:
    Еврейская автономная область;
  • 4 автономных округа:
    Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

9 краев Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Пермский край, Ставропольский край, Хабаровский край;.

Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его территориями и центральной властью.

Иными словами, это состав государства. По данному критерию судят о том, централизованное ли оно или, наоборот, децентрализованное. Существуют унитарные, федеративные и конфедеративные формы государственного устройства.

Унитарное государство – это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственной независимости и подчиняются центральным органам власти.

Тем не менее степень такой централизации может быть разной. Например, если этими местными административными единицами руководят чиновники, назначаемые из центра, то такое государство является централизованным. К подобным странам относятся Финляндия, Украина, Беларусь, большинство государств Азии и Африки. Если же главы этих территорий избираются на местах (населением напрямую или иным способом, но независимо от центра), то такие государства называются относительно централизованными. Примеры: Франция, Италия, Польша, Литва и др.

В некоторых странах, несмотря на унитаризм, на местах отсутствуют органы государственной власти, а вместо них достаточно самостоятельно работают органы местного самоуправления – муниципалитеты, избираемые жителями этих муниципальных округов. Центр вообще не вмешивается в их деятельность, если только не делегирует им какие-либо свои полномочия. Муниципалитеты же не занимаются вопросами общегосударственного масштаба, ограничиваясь решением проблем местного значения. Это так называемые самоуправляющиеся унитарные государства. К ним относятся Великобритания, Швеция, Венгрия, Чехия, Латвия, Эстония и др.

Однако существует и иной критерий классификации унитарных государств: в зависимости от того, все ли территории подчиняются центру по принципу унитаризма или некоторые из них обладают большей самостоятельностью – автономией. В связи с этим выделяют два вида унитарных государств:

? простые, в которых нет никаких автономных единиц, то есть вся территория без исключения централизована. Например, Польша, Венгрия, Чехия, страны Балтии, Беларусь и др.;

? сложные, в которых существуют автономии, обладающие гораздо большими правами, чем остальные регионы. У них даже есть признаки государственности, и они имеют право не допускать произвольное вмешательство центра в свои дела. Наличие автономий связано с преобладанием в этих местностях компактно проживающего национального меньшинства либо с исторической или географической обособленностью данного региона. Примеры: Испания (автономны страна Басков, Каталония, Канарские острова), Италия (автономны целых пять областей, включая острова Сицилию и Сардинию), Франция (автономна Корсика), Финляндия (автономны Аландские острова, заселенные шведским населением), Украина (автономен Крым, где большинство составляет неукраинское население), Греция (автономен остров Крит), Дания (автономна Гренландия) и многие другие.

Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Тем не менее у территорий (субъектов федерации) остаются весьма существенные полномочия, а главное, они обладают практически всеми признаками государственности: Конституцией, законами, системой управления и самоуправления, гербом, гимном, флагом.

Они не являются лишь субъектами международного права, поэтому не выступают самостоятельно на международной арене, а также не могут принимать решения по вопросам, отнесенным к ведению федерального центра, таким как оборона, безопасность, внешняя политика, финансы и иным, указанным в федеральной Конституции или федеративном договоре. Таким образом, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации строго определено законом.

Последние образуются по национальному признаку в многонациональном государстве, как это было в СССР, или же по территориальному признаку, как в США. Возможно их одновременное использование, как в Российской Федерации.

Федераций в мире гораздо меньше по количеству, чем унитарных государств. Однако, как правило, эту форму устройства применяют крупные и влиятельные страны. К ним относятся США, Германия, Россия, Бразилия, Индия, Мексика, Япония, Канада, Австралия, Аргентина, Австрия, Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты и др.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, каждое из которых остается самостоятельным субъектом международного права и, соответственно, членом ООН. В настоящее время классических конфедераций уже нет. Последняя из них, Сенегамбия, состоявшая из Сенегала и Гамбии, распалась в 1988 г.

Ныне существуют и развиваются конфедерации нового типа:

? союзы государств (например, Европейский Союз);

? содружества (Содружество Независимых Государств, образовавшееся на месте распавшегося СССР, или Британское Содружество наций, появившееся на месте Британской империи).

ПРИМЕЧАНИЕ

Необходимо обратить внимание на то, что Швейцарская Конфедерация конфедерацией не является. Это старое название государства, сохранившееся в Конституции и поныне. На самом деле Швейцария – это федерация, состоящая из субъектов федерации – кантонов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Примеры Испания автономны страна Басков, Каталония, Канарские острова , Италия автономны целых пять областей, включая острова Сицилию и Сардинию , Франция автономна Корсика , Финляндия автономны Аландские острова, заселенные шведским населением , Украина автономен Крым, где большинство составляет неукраинское население , Греция автономен остров Крит , Дания автономна Гренландия и многие другие.

Формы правления

Форма правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.

По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

К признакам монархии (от греч. monarchia — единовластие) относятся: передача власти, как правило, по наследству; её бессрочность (пожизненность); независимость от населения.

Монархии бывают неограниченными (абсолютными) и ограниченными (конституционными).

В абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Бруней, Оман) отсутствуют представительные учреждения народа (парламенты). Единственным носителем суверенитета государства является монарх. Он соединяет в одном лице главу государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами, верховного судью, а в странах ислама — и духовного главу мусульман. Поэтому эти страны нередко именуются теократическими (от греч. theos — бог + kratos — власть) монархиями.

Иногда абсолютные монархии приобретают несвойственные им черты и становятся в этой связи нетипичными. Например, в Объединённых Арабских Эмиратах вся полнота власти принадлежит коллективу монархов в лице Высшего Совета семи эмиратов. Он избирает главу государства, как правило правителя эмирата, занимающего самую обширную территорию страны. Таким образом, данной монархии присущ республиканский признак — систематическая выборность главы государства.

В конституционных монархиях власть главы государства ограничивается (на основе конституции или других правовых актов конституционного значения) представительными органами.

Имеются две разновидности конституционных монархий — дуалистическая (неразвитая, переходная) и парламентская.

Дуалистическая монархия (Иордания, Таиланд, Непал) характеризуется тем, что в ней существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Однако парламент фактически подчинён монарху, так как монарх наделён правом вето и правом роспуска парламента.

В парламентской монархии (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.) значительна роль парламента. Ему принадлежит законодательная власть и подчиняется правительство, которое образуется из представителей партий, получивших большинство в парламенте. Он регулирует также личную жизнь монарха — брак, денежное содержание, дворцовую службу. Правовое положение монарха ограничено. Так, издаваемые им указы и распоряжения приобретают силу закона только после подтверждения правительством. Монарх «царствует, но не правит», выполняя в основном представительские функции. Вместе с тем он является неподкупным арбитром в разрешении политических споров, так как не принадлежит ни к одной из партий и стоит над политическими страстями. А главное, монарх всегда выступает символом единства народа и страны. Поэтому монархию нельзя рассматривать как пережиток прошлого. Она, отмечал русский философ И.А. Ильин, — «органическая форма правления, требующая религиозных начал и особой общественно-психологической атмосферы».

Республика (от лат. respublika — общественное дело) основана на принципах выборности органов государственной власти и высших должностных лиц, ограниченности срока пребывания у власти, зависимости от воли избирателей и ответственности за ошибки в своей политической деятельности (возможны: роспуск парламента, отставка правительства и т. п.).

Различают два основных вида республики: президентскую и парламентскую. И в той и в другой имеются выборные законодательные органы — парламенты. И в президентской, и в парламентской республике есть президенты. Однако в президентской республике президент избирается отдельно от парламента и является полномочным главой государства, а в парламентской президента избирает сам парламент, и он, как и в парламентской монархии, выполняет в основном церемониально-протокольные функции. Главное же различие между президентской и парламентской формами состоит в порядке формирования правительства и его ответственности.

В президентской республике (например, США) президент обладает правом назначения правительства и нередко возглавляет его, совмещая две должности: главы государства и главы исполнительной власти. Правительство подотчётно президенту. Президент и парламент независимы, так как ни один из этих институтов не обладает правом отстранения от власти другого.

В парламентской республике (Италия, ФРГ, Финляндия и др.) правительство во главе с премьер-министром формируется парламентом и несёт перед ним ответственность, т. е. парламент может вынести правительству вотум недоверия.

Помимо описанных форм, имеются смешанные формы республики, сочетающие элементы как президентской, так и парламентской модели (Франция).

Россия по формальным признакам относится к смешанному, президентско-парламентскому виду республики. В ней присутствуют элементы парламентской республики (обязательное согласие нижней палаты парламента — Государственной Думы на назначение Президентом РФ главы Правительства, возможность вотума недоверия Правительству и др.), а также элементы республики президентской (назначение министров по усмотрению Президента, непосредственное подчинение ему силовых структур, некоторых министерств, служб и агентств и т. д.). Однако на практике в соответствии с реально сложившимися полномочиями и взаимоотношениями органов государства Россия является президентской республикой. В научной литературе её иногда именуют суперпрезидентской или неопрезидентской.

По этому признаку выделяют федерации симметричные и асимметричные.

Понятие и формы государственного устройства

Способ соотношения государственных органов между собой по вертикали и горизонтали определяет форму правления государства, а способ соотношения государства в целом с его внутренними территориями и соотношения отдельных территорий между собой – форму государственного устройства.

Различное сочетание государственных органов, должностных лиц на основе их полномочий выражается в складывании монархической или республиканской форм правления в разных их вариантах. Распространенными формами государственного устройства выступают унитарные государства и федерации.

Унитарные государства по форме правления могут быть как монархиями, так и республиками. Федеративные государства, как правило, имеют республиканскую форму правления, но есть и федерации с монархической формой (Бельгия, ОАЭ).

Форма государственного устройства характеризует территориальную организацию государства в ее связке с полномочиями первичного субъекта государственной власти – народа (населения). Она может рассматриваться в статике и в динамике. Статика государственного устройства выражается в сложившемся делении государства на субъекты федерации, автономные образования, административные области, края и тому подобные единицы.

Однако территориальное деление государства подвержено изменениям под воздействием различных причин: образуются новые территориальные единицы, преобразуются, упраздняются существующие. Поэтому закрепляемые в праве процедуры изменения территориальной организации государства также входят в содержание государственного устройства в качестве его динамической составляющей.

С учетом сказанного государственное устройство – это проводимые в интересах граждан всей страны разделение ее территории на отдельные части; упорядочение отношений между государством и его отдельными территориальными единицами путем закрепления правового положения (компетенции) государства в целом и его внутренних территориальных составляющих; установление процедур образования, преобразования, упразднения отдельных территориальных единиц государства.

Часто наряду с понятием «государственное устройство» используется понятие «национально-государственное устройство». Российские конституции советского времени определяли территориальную организацию страны как ее национально-государственное, а не просто государственное устройство. Национально-государственное устройство – это государственное устройство с учетом национального критерия, когда в качестве отдельных территориальных единиц государства выделяются территории проживания и укоренения самобытных народов, стремящихся к обособлению своих культур в рамках общей культуры многонационального народа государства.

Иногда под государственным устройством понимаются не только территориальная организация государства в ее статике и динамике, но и вообще вся совокупность форм государственной организации. В понятие «государственное устройство» наряду с территориальной организацией включают форму правления, политический режим, экономические, политические, культурные основания государственности.

Унитарное государство – государство, территория которого разделена на административно-территориальные единицы (области, районы, коммуны, иные), факт существования и границы которых зависят от воли унитарного государственного центра. Унитарное государство независимо от кого-либо проводит административно-территориальное деление своей территории, в одностороннем, порядке задает характер связей между собою и внутренними территориями, определяя правовое положение последних, устройство и компетенцию их органов власти.

Читайте также:  Как внести изменения в кадастровый паспорт в 2020 году

Иногда унитарное государство предоставляет своим отдельным территориям статус автономий, расширяя их права по сравнению с обычными административно-территориальными единицами. Как и субъекты федерации, автономии (области, республики) часто наделяются признаками государственности.

Они создают собственные законодательные органы, получают право на принятие законодательных актов; в них наряду с общегосударственным языком используются в качестве официальных иные языки. Следовательно, автономные образования по воле государственного центра наделяются не только административной, но и определенной политической (законоустановительной) самостоятельностью.

По своему статусу они приближаются к субъектам федерации, поэтому унитарные государства с наличием законодательно-территориальных автономий следует рассматривать как переходную форму от классического унитарного государства к федерации.

К унитарным государствам с наличием законодательно-территориальных автономий относятся, например, Грузия, Испания, Италия, Узбекистан. РСФСР, будучи провозглашенной федерацией, в советский период все же фактически относилась к унитарным государствам с автономиями, а ее автономные республики не только имели высшие органы власти, законодательство, но и принимали собственные конституции, их территория не могла быть изменена без их согласия.

Создание автономных образований обусловливается, как правило, двумя основными причинами: экономической отсталостью отдельных территорий государства и необходимостью разрешения национального (религиозного) вопроса.

Понятие федерации

Федерация– государство сложносоставное, объединяющее в себе несколько других государств или государственных образований. Федерацию можно уподобить двухэтажному зданию. На первом этаже располагаются входящие в федерацию государства (государственные образования), обладающие государственными атрибутами (учредительным актом высшей юридической силы, системой высших и центральных органов, территорией, государственными символами, др.) и именуемые субъектами федерации. На втором этаже находится собственно федеративное государство, являющееся, таким образом, государством надстроечным.

Федеративные государства возникают двояким образом: 1) путем объединения нескольких суверенных государств в одно новое без утраты ими государственного статуса. Здесь федерация возникает как бы снизу; 2) путем придания унитарным государством статуса государственности своим первичным политико-территориальным частям с сохранением за собой государственного суверенитета. В данном случае унитарное государство само преобразует себя в федерацию, т.е. создание последней идет сверху.

Федеративной форме государственного устройства близка конфедерация– межгосударственное объединение. Обычно говорят: федерация – это союзное государство, а конфедерация – союз государств. Как и федерация, конфедерация имеет два этажа. На первом – объединившиеся в конфедеративный союз государства, а на втором – конфедеративная надстройка в лице общеконфедеративных органов.

Конфедерация отличается от федерации тем, что конфедеративная надстройка не превращается в самостоятельное государство, не получает государственного суверенитета. Субъекты конфедерации сохраняют суверенитет, полную международную правосубъектность. К объединениям конфедеративного типа можно отнести складывающийся союз Российской Федерации и Белоруссии. В этом же направлении способна продолжать свое развитие такая региональная международная организация, как Содружество Независимых Государств, возникшая на месте распавшегося Союза ССР.

В конфедерациях законодательное, территориальное, управленческое верховенство остается за субъектами конфедерации. Они вправе отменять на своей территории действие актов конфедеративных органов, даже принятых в пределах их компетенции. Субъекты федерации таким правом не обладают.

Близкой к федерации формой государственного устройства является унитарное государство с наличием законодательно-территориальных автономий. Федерация отличается от унитарного государства, включающего в свой состав законодательно-территориальные автономии, разным правовым статусом субъектов федерации и законодательно-территориальных автономий.

Широкая самостоятельность автономий проистекает из воли унитарного государства, которое вправе в одностороннем порядке преобразовывать свои автономии в обычные административно-территориальные единицы или вообще упразднять территориальные образования. В федерациях федеративный центр не вправе в одностороннем порядке без согласия субъектов федерации изменять не только отдельные элементы их статуса, но и вообще любые элементы их конституционного правоположения.

К федеративным относится 21 государство, в которых проживает около трети населения земли. Широкое распространение федеративного устройства не случайно. Сложносоставной характер федерации как государства произволен от многоэлементного состава общества, цементируемого данным государством. К такой форме организации тяготеют страны, состоящие из множества регионов, отличающихся природно-экономическими, культурными, этническими и другими условиями, и в то же время заинтересованные друг в друге, прежде всего в духовно-идеологическом и экономическом планах.

Существуют разные виды федеративных государств.

Симметричные и асимметричные федерации. Все федерации, исходя из соотношения статуса разных субъектов федерации и их отношений с федеративным центром, принято делить на симметричные и асимметричные. Симметричными называют федерации, у которых все субъекты обладают равным правовым статусом, прежде всего в сфере взаимоотношений субъектов федерации с федеративным центром. Напротив, асимметричные федерации – это федерации с разным правовым статусом субъектов, с особенностями правоположения отдельных субъектов (групп субъектов).

Территориальные и национально-территориальные федерации. Федеративные государства делят на территориальные и национально-территориальные исходя из этнической окраски субъектов федерации. Территориальные федерации – государства, состоящие из субъектов федерации, не являющихся национально-государственными образованиями не имеющих особых прав, этнических по, природе. К территориальной федерации относится, например, США. Национально-территориальные федерации – государства, состоящие из национально-государственных субъектов (отражают своеобразие национального состава населения, являются способом решения национального вопроса).

В национально-государственных субъектах наряду с государственным языком федерации вводится, как правило, еще один официальный язык, являющийся национальным языком большинства местного населения данных территорий. Иногда такие языки получают статус официальных языков соответствующих федеративных государств. Так, п. 2 ст. 16 Конституционного акта Канады 1982 г. провозгласил официальными языками Канады английский и французский языки, хотя франкоговорящее население из всех провинций доминирует только в Квебеке и составляет значительную долю населения провинции Нью-Брансуик.

Национально-территориальные федерации включают федеративные государства двух видов: одни полностью состоят из национально- государственных субъектов (таковыми были Союз ССР, СФРЮ, Чехословацкая федерация); другие включают в свой состав национально-государственные образования наряду с территориальными субъектами, или не имеющими национальной окраски, или являющимися способом государственной организации национального большинства соответствующих федеративных государств (таковой является современная Российская Федерация).

Конституционные и договорные федерации. В конституционных федерациях основными учредительными актами выступают общегосударственные конституции (иные общегосударственные законодательные акты), а в договорных федерациях – федеративные договоры, заключаемые между субъектами федерации.

Если в конституционных федерациях статус самих федеративных государств и их субъектов закладывается и изменяется федеральными органами или населением страны без учета его деления по субъектам федерации, то в договорных федерациях названные вопросы решаются субъектами федерации (их политико-государственными элитами) во взаимном договорном процессе. Во втором случае силы, отстаивающие общефедеральные интересы, остаются как бы в стороне от решения наиважнейших для государства вопросов.

В федерации может одновременно иметься и договор, и конституция, как это было в Союзе ССР, что иногда дает основание для выделения наряду с конституционными и договорными федерациями так называемых конституционно-договорных федераций. Однако не любой федеративный договор носит учредительный характер.

Например, не являются учредительными договоры, заключаемые в Российской Федерации между субъектами федерации, федерацией и ее субъектами – они носят вспомогательный характер по отношению к общероссийской Конституции. Поэтому в конституционно-договорной федерации речь идет не о равной юридической силе и роли конституции и договора, а о наличии того и другого инструментов правового оформления федеративных связей.

Если в конституционных федерациях статус самих федеративных государств и их субъектов закладывается и изменяется федеральными органами или населением страны без учета его деления по субъектам федерации, то в договорных федерациях названные вопросы решаются субъектами федерации их политико-государственными элитами во взаимном договорном процессе.

Внутренние функции государства

1. Политическая . Государство – главный носитель политической власти, обеспечивает деятельность политических и социальных институтов.

2. Экономическая . Государство регулирует экономические отношения.

3. Правовая . Государство устанавливает законы.

4. Социальная . Государство играет важную роль в здравоохранении и социальном обеспечении – например, в выплате пенсий и пособий.

5. Образовательная . Государство занимается детскими садами, школами и вузами, просвещением граждан.

6. Культурно-воспитательная , идеологическая. Государство воспитывает новых членов общества, формирует гражданские и патриотические ценности.

Пример смешанной республики – Франция, где широкими полномочиями обладают и парламент, и президент.

Понятие и принципы государственного устройства РФ (стр. 1 из 5)

Тема: “Понятие и принципы государственного устройства РФ”

1. Понятие и формы государственного устройства

2. Исторические этапы российского федерализма

3. Принципы федеративного устройства

4. Предметы ведения Российской Федерации

5. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов

6. Правовой статус субъектов Российской Федерации

7. Особенности правового статуса республик

8. Особенности правового статуса автономий

Проблема государственного устройства наряду с проблемой формы правления относится к категории глобальных, поскольку органически связана с другой, более крупной в теоретическом плане проблемой – формы государства.

Понятие и формы государственного устройства

Способ соотношения государственных органов между собой по вертикали и горизонтали определяет форму правления государства, а способ соотношения государства в целом с его внутренними территориями и соотношения отдельных территорий между собой – форму государственного устройства.

Различное сочетание государственных органов, должностных лиц на основе их полномочий выражается в складывании монархической или республиканской форм правления в разных их вариантах. Распространенными формами государственного устройства выступают унитарные государства и федерации.

Унитарные государства по форме правления могут быть как монархиями, так и республиками. Федеративные государства, как правило, имеют республиканскую форму правления, но есть и федерации с монархической формой (Бельгия, ОАЭ).

Форма государственного устройства характеризует территориальную организацию государства в ее связке с полномочиями первичного субъекта государственной власти – народа (населения). Она может рассматриваться в статике и в динамике. Статика государственного устройства выражается в сложившемся делении государства на субъекты федерации, автономные образования, административные области, края и тому подобные единицы.

Однако территориальное деление государства подвержено изменениям под воздействием различных причин: образуются новые территориальные единицы, преобразуются, упраздняются существующие. Поэтому закрепляемые в праве процедуры изменения территориальной организации государства также входят в содержание государственного устройства в качестве его динамической составляющей.

С учетом сказанного государственное устройство – это проводимые в интересах граждан всей страны разделение ее территории на отдельные части; упорядочение отношений между государством и его отдельными территориальными единицами путем закрепления правового положения (компетенции) государства в целом и его внутренних территориальных составляющих; установление процедур образования, преобразования, упразднения отдельных территориальных единиц государства.

Часто наряду с понятием «государственное устройство» используется понятие «национально-государственное устройство». Российские конституции советского времени определяли территориальную организацию страны как ее национально-государственное, а не просто государственное устройство. Национально-государственное устройство – это государственное устройство с учетом национального критерия, когда в качестве отдельных территориальных единиц государства выделяются территории проживания и укоренения самобытных народов, стремящихся к обособлению своих культур в рамках общей культуры многонационального народа государства.

Иногда под государственным устройством понимаются не только территориальная организация государства в ее статике и динамике, но и вообще вся совокупность форм государственной организации. В понятие «государственное устройство» наряду с территориальной организацией включают форму правления, политический режим, экономические, политические, культурные основания государственности.

Унитарное государство – государство, территория которого разделена на административно-территориальные единицы (области, районы, коммуны, иные), факт существования и границы которых зависят от воли унитарного государственного центра. Унитарное государство независимо от кого-либо проводит административно-территориальное деление своей территории, в одностороннем, порядке задает характер связей между собою и внутренними территориями, определяя правовое положение последних, устройство и компетенцию их органов власти.

Иногда унитарное государство предоставляет своим отдельным территориям статус автономий, расширяя их права по сравнению с обычными административно-территориальными единицами. Как и субъекты федерации, автономии (области, республики) часто наделяются признаками государственности.

Они создают собственные законодательные органы, получают право на принятие законодательных актов; в них наряду с общегосударственным языком используются в качестве официальных иные языки. Следовательно, автономные образования по воле государственного центра наделяются не только административной, но и определенной политической (законоустановительной) самостоятельностью.

По своему статусу они приближаются к субъектам федерации, поэтому унитарные государства с наличием законодательно-территориальных автономий следует рассматривать как переходную форму от классического унитарного государства к федерации.

К унитарным государствам с наличием законодательно-территориальных автономий относятся, например, Грузия, Испания, Италия, Узбекистан. РСФСР, будучи провозглашенной федерацией, в советский период все же фактически относилась к унитарным государствам с автономиями, а ее автономные республики не только имели высшие органы власти, законодательство, но и принимали собственные конституции, их территория не могла быть изменена без их согласия.

Создание автономных образований обусловливается, как правило, двумя основными причинами: экономической отсталостью отдельных территорий государства и необходимостью разрешения национального (религиозного) вопроса.

Понятие федерации

Федерация– государство сложносоставное, объединяющее в себе несколько других государств или государственных образований. Федерацию можно уподобить двухэтажному зданию. На первом этаже располагаются входящие в федерацию государства (государственные образования), обладающие государственными атрибутами (учредительным актом высшей юридической силы, системой высших и центральных органов, территорией, государственными символами, др.) и именуемые субъектами федерации. На втором этаже находится собственно федеративное государство, являющееся, таким образом, государством надстроечным.

Федеративные государства возникают двояким образом: 1) путем объединения нескольких суверенных государств в одно новое без утраты ими государственного статуса. Здесь федерация возникает как бы снизу; 2) путем придания унитарным государством статуса государственности своим первичным политико-территориальным частям с сохранением за собой государственного суверенитета. В данном случае унитарное государство само преобразует себя в федерацию, т.е. создание последней идет сверху.

Федеративной форме государственного устройства близка конфедерация– межгосударственное объединение. Обычно говорят: федерация – это союзное государство, а конфедерация – союз государств. Как и федерация, конфедерация имеет два этажа. На первом – объединившиеся в конфедеративный союз государства, а на втором – конфедеративная надстройка в лице общеконфедеративных органов.

Конфедерация отличается от федерации тем, что конфедеративная надстройка не превращается в самостоятельное государство, не получает государственного суверенитета. Субъекты конфедерации сохраняют суверенитет, полную международную правосубъектность. К объединениям конфедеративного типа можно отнести складывающийся союз Российской Федерации и Белоруссии. В этом же направлении способна продолжать свое развитие такая региональная международная организация, как Содружество Независимых Государств, возникшая на месте распавшегося Союза ССР.

В конфедерациях законодательное, территориальное, управленческое верховенство остается за субъектами конфедерации. Они вправе отменять на своей территории действие актов конфедеративных органов, даже принятых в пределах их компетенции. Субъекты федерации таким правом не обладают.

Близкой к федерации формой государственного устройства является унитарное государство с наличием законодательно-территориальных автономий. Федерация отличается от унитарного государства, включающего в свой состав законодательно-территориальные автономии, разным правовым статусом субъектов федерации и законодательно-территориальных автономий.

Широкая самостоятельность автономий проистекает из воли унитарного государства, которое вправе в одностороннем порядке преобразовывать свои автономии в обычные административно-территориальные единицы или вообще упразднять территориальные образования. В федерациях федеративный центр не вправе в одностороннем порядке без согласия субъектов федерации изменять не только отдельные элементы их статуса, но и вообще любые элементы их конституционного правоположения.

К федеративным относится 21 государство, в которых проживает около трети населения земли. Широкое распространение федеративного устройства не случайно. Сложносоставной характер федерации как государства произволен от многоэлементного состава общества, цементируемого данным государством. К такой форме организации тяготеют страны, состоящие из множества регионов, отличающихся природно-экономическими, культурными, этническими и другими условиями, и в то же время заинтересованные друг в друге, прежде всего в духовно-идеологическом и экономическом планах.

Существуют разные виды федеративных государств.

Симметричные и асимметричные федерации. Все федерации, исходя из соотношения статуса разных субъектов федерации и их отношений с федеративным центром, принято делить на симметричные и асимметричные. Симметричными называют федерации, у которых все субъекты обладают равным правовым статусом, прежде всего в сфере взаимоотношений субъектов федерации с федеративным центром. Напротив, асимметричные федерации – это федерации с разным правовым статусом субъектов, с особенностями правоположения отдельных субъектов (групп субъектов).

Территориальные и национально-территориальные федерации. Федеративные государства делят на территориальные и национально-территориальные исходя из этнической окраски субъектов федерации. Территориальные федерации – государства, состоящие из субъектов федерации, не являющихся национально-государственными образованиями не имеющих особых прав, этнических по, природе. К территориальной федерации относится, например, США. Национально-территориальные федерации – государства, состоящие из национально-государственных субъектов (отражают своеобразие национального состава населения, являются способом решения национального вопроса).

В национально-государственных субъектах наряду с государственным языком федерации вводится, как правило, еще один официальный язык, являющийся национальным языком большинства местного населения данных территорий. Иногда такие языки получают статус официальных языков соответствующих федеративных государств. Так, п. 2 ст. 16 Конституционного акта Канады 1982 г. провозгласил официальными языками Канады английский и французский языки, хотя франкоговорящее население из всех провинций доминирует только в Квебеке и составляет значительную долю населения провинции Нью-Брансуик.

Национально-территориальные федерации включают федеративные государства двух видов: одни полностью состоят из национально- государственных субъектов (таковыми были Союз ССР, СФРЮ, Чехословацкая федерация); другие включают в свой состав национально-государственные образования наряду с территориальными субъектами, или не имеющими национальной окраски, или являющимися способом государственной организации национального большинства соответствующих федеративных государств (таковой является современная Российская Федерация).

Конституционные и договорные федерации. В конституционных федерациях основными учредительными актами выступают общегосударственные конституции (иные общегосударственные законодательные акты), а в договорных федерациях – федеративные договоры, заключаемые между субъектами федерации.

Если в конституционных федерациях статус самих федеративных государств и их субъектов закладывается и изменяется федеральными органами или населением страны без учета его деления по субъектам федерации, то в договорных федерациях названные вопросы решаются субъектами федерации (их политико-государственными элитами) во взаимном договорном процессе. Во втором случае силы, отстаивающие общефедеральные интересы, остаются как бы в стороне от решения наиважнейших для государства вопросов.

В федерации может одновременно иметься и договор, и конституция, как это было в Союзе ССР, что иногда дает основание для выделения наряду с конституционными и договорными федерациями так называемых конституционно-договорных федераций. Однако не любой федеративный договор носит учредительный характер.

Например, не являются учредительными договоры, заключаемые в Российской Федерации между субъектами федерации, федерацией и ее субъектами – они носят вспомогательный характер по отношению к общероссийской Конституции. Поэтому в конституционно-договорной федерации речь идет не о равной юридической силе и роли конституции и договора, а о наличии того и другого инструментов правового оформления федеративных связей.

Форма государственного устройства характеризует территориальную организацию государства в ее связке с полномочиями первичного субъекта государственной власти – народа населения.

Добавить комментарий