Права учащихся и их родителей

Права и обязанности учащихся и родителей в школе
статья на тему

В нашей школе сложилась самобытная воспитательная система. В ее основе лежит комплекс педагогических идей, системообразующей деятельности, своеобразной структуры. Ядром, этой системы стал спаянный коллектив детей, родителей и педагогов, использующий в своей работе демократические формы управления. В их основе лежит изучение прав и основных свобод человека.

Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя.

Права в сфере образования

Право на уважение человеческого достоинства и личную неприкосновенность.

Право на выбор учителя (отказ от него)

При зачислении в школу родители могут высказать пожелания о выборе класса. Для первоклассников (и вообще учеников начальной школы) это означает и выбор учителя. Но окончательный выбор в данном случае делает администрация школы.

Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.

Если обращается только один родитель, это вряд ли приведёт к нужному результату.

Как видим, заменить педагога удаётся не всегда. Есть ещё один возможный выход – перевести ребёнка в другой класс. Это делается также по заявлению директору школы. Перевод возможен только в том случае, если в другом классе есть свободные места. Максимальное количество учеников в классе должно быть зафиксировано во внутренней документации.

Право на выбор учителя отказ от него.

Право защищать интересы ребёнка

Родители могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали.

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении.

Что запрещается ученику, когда он в школе

Идеальная ситуация, когда учителя и ученики соблюдают свои обязанности и уважают права друг друга. Но такое достигается не всегда. Есть перечень действий, реализуемых учениками, которые недопустимы:

  • принесение в школу опасных предметов — оружия, химикатов и так далее;
  • провоцирование конфликтов, участие в потасовках;
  • пропуск уроков без уважительной причины;
  • находится в школе в состоянии алкогольного опьянения;
  • курение на территории школы;
  • воровство и причинение ущерба третьим лицам.

Грубое общение с педагогами и работниками учреждения также недопустимо. Распространенной формой наказания за подобный проступок является вызов в школу родителей.

Добровольная сдача денег.

Право выбирать школу, форму обучения и язык

Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.

Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.

Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.

Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт. Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем. Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.

Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.

Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.

Отказ в зачислении может быть законным.

Права и обязанности участников образовательного процесса

1. Права и обязанности участников образовательного процесса

1.1 К участникам образовательного процесса относятся педагогические работники Учреждения , учащиеся, родители (законные представители).

1.2. Все участники образовательного процесса пользуются равными правами в пределах действующего законодательства и настоящего Устава.

1.3 Учащиеся Учреждения имеют право:

– на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

– на выбор образовательного учреждения, форм получения образования, перевод в другой класс или другое образовательное учреждение;

– на знакомство с настоящим Уставом Учреждения и другими локальными актами, регламентирующими деятельность Учреждения ;

– на обучение по индивидуальным учебным планам или ускоренный курс обучения;

– на выбор профиля обучения в Учреждении ;

– на бесплатное пользование библиотечным фондом, иной материально-технической базой Учреждения для использования в образовательном процессе;

– на получение дополнительных ( в том числе платных) образовательных услуг;

– на участие в управлени и Учреждением , классом;

– на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;

– на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

– на добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой;

– на добровольное вступление в любые общественные организации;

– на защиту от применения методов физического и психического насилия;

– на условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;

– на своевременное (не менее 5 дней) уведомление о сроках и объеме письменных контрольных работ, зачетов, смотров знаний; на выполнение не более одной контрольной работы в день и двух – в неделю;

– на сдачу экзамена в случае несогласия с годовой оценкой по соответствующему предмету комиссии, создаваемой в Учреждении ;

2. Учащиеся Учреждения обязаны:

– соблюдать настоящий Устав, Правила для учащихся, решения органов самоуправления и приказы директора;

– уважать права, честь и достоинство других учащихся, работников Учреждения , не допускать ущемление их интересов, помогать младшим;

– быть дисциплинированным, соблюдать общественный порядок в Учреждении и вне ее, выполнять требования дежурных по Учреждению ;

– сознательно относиться к учебе, своевременно являться на уроки и другие занятия, соблюдать порядок на рабочем месте;

– беречь имущество Учреждения , бережно относиться к результатам труда других людей, зеленым насаждениям;

– экономно расходовать электроэнергию, воду, сырье и другие материалы.

3. Учащимся Учреждения запрещается:

– приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества;

– использовать любые средства и вещества, могущие привести к взрывам и пожарам;

– нарушать общественный порядок в Учреждении ;

– производить любые иные действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих и самого обучающегося.

4. Педагогические работники Учреждения имеют право:

– на участие в управлении Учреждением ;

– на защиту своей профессиональной чести и достоинства;

– на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением , методов оценки знаний обучающихся ;

– на повышение своей квалификации не реже, чем один раз в 5 лет;

Читайте также:  Как доказать черную зарплату: советы юриста

– на аттестацию на добровольной основе на любую квалификационную категорию;

– на пользование льготами, установленными действующим законодательством;

– на проведение дисциплинарного расследования в соответствии с действующим законодательством;

– на длительный отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия которого определяются положением Учредителем и Уставом ;

– на моральное и материальное стимулирование в соответствии с положением;

– на хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные условия труда и отдыха, рациональный режим работы;

– на учебную нагрузку в пределах имеющихся учебных часов по предмету и в соответствии с условиями трудового договора.

5. Педагогические работники Учреждения обязаны:

– выполнять устав Учреждения , Правила внутреннего трудового распорядка, другие документы, регламентирующие деятельность Учреждения ,

– обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, противопожарной безопасности;

– применять необходимые меры к обеспечению сохранности оборудования и имущества Учреждения , воспитывать бережное отношение к ним со стороны учащихся, заботиться о лучшем оснащении своего рабочего места;

– уважать права, честь и достоинство всех участников образовательного процесса;

– создавать творческие условия для получения глубоких и прочных знаний, умений и навыков учащимися; обеспечивать сотрудничество с учащимися в процессе обучения и во внеурочной работе;

– изучать индивидуальные способности учащихся, их семейно-бытовые условия, использовать в работе современные достижения психолого-педагогической науки и методики;

– обеспечивать гласность оценки, своевременность и аргументированность ее выставления;

– повышать свою квалификацию не реже чем один раз в 5 лет;

– воспитывать учащихся на основе общечеловеческих ценностей, демократии и гуманизма, показывать личный пример следования им;

– поддерживать постоянную связь с родителями (законными представителями) учащихся, оказывать им практическую и консультативную помощь в воспитании ребенка, привлекать родителей к посильному участию в организации образовательного процесса;

– активно пропагандировать педагогические знания;

– предоставлять возможность родителям, другим педагогам посещать свои уроки по предварительному согласованию;

– предоставлять возможность администрации посещать свои уроки, внеклассные мероприятия для осуществления внутришкольного контроля в соответствии с планом работы Учреждения .

6. Администрация Учреждения имеет право:

– на прием, перевод и увольнение работников;

– установление оплаты труда, доплат и надбавок в соответствии с действующим законодательством и Положением о моральном и материальном поощрении;

– на установление учебной нагрузки в соответствии с учебными планами и трудовыми договорами работников;

– на установление режима работы Учреждения , утверждение расписания занятий, установление индивидуального режима работы в пределах условий, оговоренных трудовым договором;

– на осуществление внутришкольного контроля, посещение уроков, мероприятий в соответствии с планом Учреждения ;

– на возложение на работников обязанностей, не предусмотренных трудовым договором , в пределах и на условиях, предусмотренных действующим трудовым законодательством;

7. Администрация Учреждения обязана:

– обеспечить рабочие места работников Учреждения всем необходимым;

– создать условия для творческой работы, повышения квалификации;

– принять необходимые меры по обеспечению техники безопасности, охраны труда и пожарной безопасности;

– предоставить работникам необходимую педагогическую нагрузку в соответствии с условиями трудового договора ;

– отчитываться перед высшим органом управления Учреждением;

8. Родители (законные представители) учащихся имеют право:

– выбирать формы получения образования и образовательное учреждение;

– защищать законные права и интересы ребенка; обращаться к администрации Учреждения в целях защиты этих прав и интересов;

– знакомит ься с уставом Учреждения и другими локальными актами, регламентирующими деятельность Учреждения ;

– принимать решение о переводе ребенка в другой класс, в другое образовательное учреждение, об изменении формы обучения, профиля обучения;

– принимать участие в управлении образовательным Учреждением , классом; принимать участие и выражать свое мнение на общих и классных родительских собраниях;

– присутствовать на заседаниях органов управления Учреждением и принимать участие в обсуждении в случае, когда разбирается вопрос об успеваемости и поведении их ребенка;

– знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости ребенка; ставить вопрос о не согласии с годовой оценкой по предмету и проведения экзамена независимой комиссией;

– посещать школу и беседовать с педагогами после уроков, посещать уроки учителей в классе, где обучается ребенок или по согласованию с учителем и с разрешения директора Учреждения ;

– заключать договор с Учреждением о предоставлении последн им образовательных услуг;

при обучении ребенка в семье вернуться в Учреждение на любом этапе обучения;

9. Родители (законные представители) учащихся обязаны:

– соблюдать настоящий Устав;

– создавать дома необходимые условия для жизни, развития, отдыха ребенка и выполнения им учебных заданий, разумно организовывать режим и свободное время ребенка. Направлять ребенка в Учреждение в опрятном виде, с необходимыми принадлежностями для занятий;

– регулярно контролировать учебу и поведение ребенка; регулярно поддерживать связь с педагогами Учреждения ;

– оказывать ребенку всемерную помощь в осуществлении им своих прав и обязанностей в Учреждении ;

– уважать права, честь и достоинство ребенка и педагогов. Поддерживать у ребенка авторитет и уважение к педагогам;

– показывать ребенку положительный пример выполнения гражданских, трудовых и семейных обязанностей, прививать ему здоровый образ жизни;

– принять меры по ликвидации ребенком академической задолженности в течение учебного года в случае его перевода в следующий класс;

10. Права и обязанности Учреждения

10.1 Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса , подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся:

10.2. Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;

10.3Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

10.4 Подбор, приём на работу и расстановку кадров, ответственность за уровень их квалификации;

10.5. Организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

10.6. Разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов;

10.7. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

4.12.8. Установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

10.9. Установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;

10.10. Разработка и принятие устава образовательного учреждения;

10.11. Разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов отражаемых деятельность не оговоренную уставом;

10.12. Самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида;

10.13. Самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

10.14. Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии с уставом;

10.15. Осуществление условий содержания воспитанников в интернате не ниже нормативных;

10.16. Осуществление иной деятельности, не запрещённой законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения;

10.17. Определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе имеющего государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях, а так же учебных пособий допущенных к использованию в образовательном процессе.

Учреждение несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

10.18. невыполнение функций, отнесённых к его компетенции;

10.19. Реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

10.20. Качество образования своих выпускников;

4.12.21. Жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

10.22. Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

10.23. Иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности учащихся, родителей (законных представителей), педагогических работников Учреждения в части не отрегулированной Законом «Об образовании», другими законодательными актами, Уставом Учреждения, определяются локальными актами.

– на выбор профиля обучения в Учреждении ;.

Права и обязанности обучающихся и их родителей

Права обучающегося в области образования[9]:

Читайте также:  Можно ли построить дом на средства по военной ипотеке

– на уважение своего достоинства;

– на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования;

– на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;

– выражать свое мнение при выборе родителями формы об­разования и вида образовательного учреждения;

– на получение дополнительных (в том числе и платных) об­разовательных услуг;

– на равные права с другими при поступлении в образова­тельные учреждения следующего уровня;

– на уважение и свободное выражение своих собственных мнений и убеждений;

– на свободное посещение мероприятий, не предусмотрен­ных учебным планом;

– при прекращении деятельности общеобразовательного уч­реждения – на перевод (с согласия родителей) в другие образо­вательные учреждения такого же типа;

– на перевод в другое образовательное учреждение, реали­зующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обу­чающимся аттестации;

– на получение образования (основного общего) на своем родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей (язык, на котором ведется обучение и воспитание, определяется учредителями образовательного уч­реждения или Уставом);

– по достижении возраста 15 лет на оставление общеобразо­вательного учреждения до получения основного общего образо­вания (по согласию родителей и местного органа управления образованием);

– получающий воспитание и образование в семье (по тем или иным причинам) – на любом этапе обучения при положи­тельной аттестации имеет право на продолжение образования в образовательном учреждении (по решению родителей или лиц, их заменяющих).

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом конкретного образовательного уч­реждения и другими локальными правовыми актами.

Обязанности обучающегося в области образования:

– каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование;

– лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобре­тать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.);

– полный запрет на изготовление, хранение и ношение вве­ден на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасыва­ющимся лезвием.

Обязанности обучающихся в образовательном процессе оп­ределяются Уставом и другими локальными актами образова­тельных учреждений.

Родители имеют право[10]:

– на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образо­вания;

– выбора для своих детей (до получения ими основного об­щего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосу­дарственных учебных заведениях;

– на прием детей для обучения в образовательные учрежде­ния, расположенные по месту жительства;

– на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию об­разовательного процесса;

– участвовать в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;

– на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;

– при наличии оснований для жалобы на школу или препо­давателя предварительно обсуждать вопросы с директором школы и учителем, имеющим к этому отношение;

– на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;

– обеспечивать религиозное и нравственное воспитание де­тей в соответствии со своими собственными убеждениями. Ни­кому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, несовместимое с их убеждениями;

– проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, в решении вопросов получе­ния образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений;

– родитель, с которым проживает ребенок, не должен пре­пятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здо­ровью ребенка, его нравственному развитию;

– в представлении родителю информации может быть отка­зано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ре­бенка;

– защищать права и законные интересы детей, выступать пе­ред физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;

– на заботу и содержание со стороны своих совершеннолет­них детей, если родители не были лишены родительских прав.

Родители обязаны:

– обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;

– воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жесто­кое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

– обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом, при­равненном к ней по статусу, образовательном учреждении;

– выполнять Устав образовательного учреждения;

– не допускать неоправданного вмешательства в работу пре­подавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

– обеспечивать в пределах своих способностей и финансо­вых возможностей условия жизни, необходимые для нормально­го развития ребенка;

– содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и фор­мы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае если родители не предоставляют со­держание своим несовершеннолетним детям, средства на со­держание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родите­ля) в судебном порядке).

Заключение

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Образование в России осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании» и другими нормативными актами.

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляются меры и гарантии защиты прав ребенка в области образования и воспитания. Главный принцип гарантий прав детей на образо­вание – это доступность образования и его открытость контролю со стороны общества.

Список использованной литературы

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» в ред. от 29.12.2010.

3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 17.12.2009).

4. Обеспечение прав детей на образование: нормативы, рекомендации /авт.-сост. Т.Г.Гричаникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 121 с.

5. Права ребенка: нормативные правовые документы. – 3-е изд., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

6. Федорова М.А. Нормативно-техническое обеспечение образования. Учебное пособие /Под ред. А.И.Умана. – М., Педагогическое общество России, 2008. – 176 с.

[1] Федорова М.А. Нормативно-техническое обеспечение образования. Учебное пособие /Под ред. А.И.Умана. – М., Педагогическое общество России, 2008. – с.18.

[2] Федорова М.А. Нормативно-техническое обеспечение образования. Учебное пособие /Под ред. А.И.Умана. – М., Педагогическое общество России, 2008. – с.19-20.

[3] Федорова М.А. Нормативно-техническое обеспечение образования. Учебное пособие /Под ред. А.И.Умана. – М., Педагогическое общество России, 2008. – с.23.

[4] Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», ст.5

[5] Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», ст.15

[6] Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», ст.19

[7] Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», ст.50.

[8] Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», ст.52

[9] Обеспечение прав детей на образование: нормативы, рекомендации /авт.-сост. Т.Г.Гричаникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – с.16.

[10] Обеспечение прав детей на образование: нормативы, рекомендации /авт.-сост. Т.Г.Гричаникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – с.17-18.

– на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию об разовательного процесса;.

Общие права граждан

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» определяет общие государственные принципы, связанные с образовательной системой:

  • образование считается приоритетным направлением;
  • каждый имеет право на получение образования;
  • дискриминация в данной сфере не допускается, то есть каждый обладает равными правами, независимо от таких факторов, как религия, национальность, пол и так далее;
  • обязанность соблюдения прав и свобод граждан в образовательном процессе;
  • равные условия для всех регионов с учётом национальных особенностей;
  • направление на интеграцию образовательной системы России с мировыми;
  • светский характер системы;
  • нацеленность системы на учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, при условии соблюдения общих стандартов;
  • автономия образовательных учреждений;
  • обеспечение прав как учеников и их представителей, так и педагогов;
  • обеспечение конкуренции.
Читайте также:  Дополнительные расходы на ребенка кроме алиментов

Образование работает при совместном участии частных и государственных элементов. Это дополнительно увеличивает конкуренцию в данной сфере.

Статья 34 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает общие права учеников. Так, граждане могут свободно выбирать место обучения, а также форму образования, могут требовать учёта их индивидуального развития, физического и психологического состояния, составления индивидуального плана. Ученики могут выбирать факультативные предметы или отказываться от них, получать дополнительное образование по своему выбору.

Также должны учитываться такие общие права, как право на защиту чести и достоинства, свободу совести, выражения своих взглядов и так далее.

Ссылка на документ: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»

Это дополнительно увеличивает конкуренцию в данной сфере.

Труд не всегда облагораживает

Довольно распространённая практика российских школ — привлечение учащихся к уборке школьных помещений. Согласно статьи 37 Конституции, труд свободен, и привлекать гражданина к исполнению трудовых обязанностей в принудительном порядке — запрещено. Отсюда следует, что школа не может заставить учеников вооружиться тряпками и приступить к уборке классов и коридоров.

Это правило закреплено и законом «Об образовании», но здесь предусмотрена более конкретная и четкая формулировка. В частности, для привлечения к труду требуется заручиться не только согласием учеников, а также их родителей или законных представителей. С юридической точки зрения, даже если учащиеся выражают добровольное согласие на наведение порядка, руководство школы не может разрешить уборку силами учеников, пока не будет одобрения со стороны родителей.

Учитывая сложность этой позиции, могут возникать довольно щекотливые ситуации. Например, ребёнок выразил согласие помочь школе трудом на добровольных началах, а родители категорически против. В этом случае, родители несовершеннолетнего могут жаловаться школьному руководству и в вышестоящие инстанции.

Важно! Чтобы избежать неприятных ситуаций, преподавателям лучше заранее уточнять позицию родителей на предмет привлечения детей к внеклассному труду. В любом случае, уборка помещений не должна превращаться в трудовую повинность и выполняется только на добровольных началах.

В частности, для привлечения к труду требуется заручиться не только согласием учеников, а также их родителей или законных представителей.

Какие права у ребенка в школе

Как говорилось выше, законодательство РФ устанавливает обязательное получение среднего образования ребенком по стандартам качества ФГОС. Для этого, каждый родитель обязуется обеспечить получение знаний для своего чадо. Это может быть общая образовательная программа, либо подготовленная индивидуально при необходимости (согласно медицинским заключениям).

Учебная нагрузка определяется Уставом ОУ, он же регламентирует порядок и режим занятий в соответствии с регламентом Департамента Здравоохранения населенного пункта.

Вся информация, получаемая детьми, должна соответствовать их возрасту и интеллектуальному развитию.

Конечно, ребята могут превышать своих сверстников в развитии, в таком случае, для одаренных детей существует усложненная программа и различные олимпиады.

В соответствии с Уставом возможно оказание дополнительных платных услуг по образовательным направлениям для желающих.

Напротив, изучение Канта для детей начальных классов не совсем целесообразно. Для отстающих учеников должны быть созданы специальные условия: с учетом графика работы ОУ учитель обязан помочь ребенку сдать материал по теме.

Главное неотъемлемое право каждого человека – быть выслушанным (еще лучше – услышанным), а также свободное волеизъявление и самовыражение.

Все оценки работ, проделанных обучающимися должны быть объективными и отражать реальный уровень знания и умений ребенка по данному предмету. Исключается субъективное отношение учителя к ученику, которое провоцирует отметку не соответствующую этим показателям.

Также, ученики должны быть осведомлены о своих оценках, их сокрытие недопустимо. Перед проведением контрольных или проверочных работ, обучающиеся должны быть заблаговременно предупреждены, а результаты проведения могут быть как конфиденциальными, так и обозримыми, в зависимости от требований ученика.

В школе ребятам не может быть навязана никакая религия, верование или убеждения. Каждый ученик имеет право на свободу волеизъявления и вероисповедания, поэтому они легко могут отказаться от участия в мероприятиях, носящих религиозный характер и никто не вправе их заставить посещать подобные курсы, также дети не обязаны озвучивать и высказываться по поводу своих религиозных предпочтений.

Как и все люди при занятии интеллектуальной образовательной деятельностью, ребята утомляются и должны иметь возможность отдыхать в каникулярное время, установленное каждой школой индивидуально, либо по государственной инициативе. Между уроками и сменами предполагаются перерывы для отдыха и обеда.

Любой учащийся имеет возможность принимать участие в общественной жизни школы, выступать на олимпиадах и конференциях, других образовательных и развлекательных мероприятиях.

Любое ограничение инициативы ребенка чревато его деградацией и снижением успеваемости.

При соблюдении вышеописанных прав процесс обучения будет приносить радость обучающимся и чувство уважения их человеческого достоинства.

В случае не соблюдения прав ученика, последний в праве обратиться к уполномоченному по правам участников образовательных процессов, либо принять участие в управлении самого ОУ, в соответствии с его Уставом посредством участия в Совете школы.

В случае не соблюдения прав ученика, последний в праве обратиться к уполномоченному по правам участников образовательных процессов, либо принять участие в управлении самого ОУ, в соответствии с его Уставом посредством участия в Совете школы.

Обязанности учащихся

Новый закон об образовании обязанности детей также определяет весьма строго. Учащиеся обязаны:

  • посещать школу;
  • выполнять все требования внутреннего распорядка;
  • выполнять требования педагогов;
  • уважать честь и достоинство учителя.

Это чаще всего происходит из-за некомпетентности школьной администрации или отдельных представителей педагогического коллектива.

Администрация требует деньги на нужды школы

Всем знакома ситуация, когда руководство учебного заведения собирает у родителей деньги на различные нужды. Ремонт, новое оборудование, мебель – оплата всего этого ложится на плечи учащихся.

Если родители отказываются сдавать деньги, страдают их дети, которые подвергаются преследованиям со стороны классного руководителя. Такие действия учителей противоречат закону о равном положении детей с различным материальным достатком и праву школьников на бесплатное образование, унижают честь и достоинство учеников. В этом случае родители могут обратиться с жалобой в орган управления образованием.

Обычно такой меры бывает достаточно, до прокуратуры и суда дело не доходит.

Маленький человек должен обладать чувством ответственности за место, в котором проходит 11 лет его жизни.

Обществознание. 11 класс

Права и обязанности участников образовательного процесса.

Личные вещи

Если у ребенка в школе что-либо украли и после призыва учителя сознаться в содеянном, никто из учеников не откликнулся, учитель вправе вызвать сотрудников полиции. Самостоятельно досматривать вещи детей (или подозреваемого) не имеет права ни классный руководитель, ни директор школы.

Действия родителей в данном случае: не предъявлять претензий к подозреваемому ребенку (т.к. украденную вещь могли запросто подбросить), а покупать ребенку недорогие вещи и самостоятельно следить за их сохранностью.

Если дирекция школы не предпринимает никаких действий в отношении учителя директор школы должен сделать ему предупреждение либо в крайних случаях снять с должности учителя , то родителям необходимо обратиться в Управление образования, а затем в суд или прокуратуру.

Добавить комментарий