Двойной обгон пдд это что

Что такое «Двойной обгон»?

Добрый день, уважаемые автолюбители!

Многим среди водителей знакомо такое понятие как «Двойной обгон» и все понимают что совершать такой маневр запрещено. Но известно ли, что из себя такой «двойной обгон» представляет по Правилам дорожного движения?

Давайте сначала посмотрим каким текстом Правил дорожного движения такой маневр запрещен:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

Как видете термина «Двойной обгон» в пдд не существует, а есть запрет на выполнение маневра, в случае если транспортное средство впереди производит объезд или обгон.

Вспомним, что является обгоном:

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Первая ситуация — обгон при объезде препятствия, запрещенный маневр очевиден.

Во втором случае осуществляется обгон транспортных средств, движущихся впереди, в том числе и транспортного средства уже осуществляющего обгон — нарушение п.11.2 ПДД сомнений не вызывает.

Следует учесть, исходя из определения «обгон» маневр опережения белого автомобиля отдельным обгоном не является, а является составной частью обгона, начатого при опережении серого автомобиля. Т.е. в данном случае п.11.2 необходимо применять до начала обгона(выезда на встречную полосу), и выполнять обгон запрещено, вне зависимости от того будет совершено опережение белого автомобиля или нет. Разберем это в третьем примере.

Третья ситуация, так называемый обгон «паровозиком»:

Эта ситуация трактуется водителями неоднозначно, по мнению одних, такой маневр не запрещен, так как в начале обгона транспортное средство, движущееся впереди (серый автомобиль) маневров не совершает, другие же считают, что белый автомобиль также движется впереди и выполнять обгон запрещено.

Посмотрим как на схеме выглядит обгон «паровозиком»:

Как видно, состав нарушения п.11.2 ПДД образуется уже при опережении и избежать этого нарушения не возможно, пока белый автомобиль не завершит обгон. Соответвтсенно и начинать в таком случае обгон запрещено.

Но тут же возникает справедливый вопрос, до какого расстояния белый автомобиль считается движущимся впереди? И когда же можно начинать обгон, не нарушая п.11.2 ПДД?

Прямого ответа Правила дорожного движения не дают, но для определения этого расстояния можно сослаться на первое общее правило обгона:

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Согласно этому правилу водитель обязан изначально определить безопасную зону от начала до самого завершения обгона, то есть до возврата в свою полосу. Таким образом транспортные средства, не входящие в эту зону непосредственного отношения к обгону не имеют, соответственно и применение правил обгона в рамках совершаемого маневра по отношению к ним не требуется.

Ну и конечно же не стоит забывать о самом важном неписаном правиле: «Не уверен — не обгоняй!»

Но известно ли, что из себя такой двойной обгон представляет по Правилам дорожного движения.

Разрешён или запрещён обгон паровозиком?

Как мы уже говорили выше, обгон паровозиком — это когда Вы и ещё один или более автомобилей одновременно друг за другом обгоняете другие машины. Но ещё есть понимание двойного обгона не как обгон сразу нескольких автомобилей без возвращения на свою полосу, но и обгон уже обгоняющего автомобиля, когда первый обгоняющий уже на встречной, а второй обгоняющий обгоняет первого, двигаясь далее на полосу дальше.

И вот такой манёвр уже запрещён. Но для кого запрещён обгон паровозиком “гуськом”? Как Вы уже наверняка догадались, для того, кто вторым или последующим выехал на обгон — то есть для того, кто такой обгон паровозиком и создал. Впрочем, если Вы выехали на обгон первым, а уже кто-то другой создал “паровозик” из обгоняющих, то доказать правоту Вам будет легко только при наличии видеорегистратора.

Конкретно обгон паровозиком запрещается пунктом 11.2 ПДД:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • .
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;

Видите, даже если инспектор ГИБДД видел, что Вы двигались при обгоне впереди, это ещё не значит, что он видел, что не Вы выехали на встречную полосу, когда кто-то другой уже производил обгон.

Есть в этом пункте и ещё один момент. Если быть точнее, то это недоработанность. Кроется она во фрагменте “. транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия. “. А теперь представьте себе дорогу в степи, где видимость впереди десяток-другой километров. По трактовке этого пункта правил обгона Вы не имеете право обгонять, если кто-то впереди даже в 10 километрах от Вас уже обгоняет какое-либо другое транспортное средство. Даже если встречного транспорта нет по всей зоны видимости впереди. Понятно, что данный пункт задумывался для того, чтобы запретить обгонять один и тот же автомобиль паровозиком, но тут и речи не идёт о двойном обгоне.

И поэтому инспектор ДПС, увидевший такую ситуацию, может спокойно подвести Вас под лишение. И, как показывает практика, суды при назачении наказания не учитывают тот факт, что ну всем понятно, что данный пункт задумывался для другого.

Итак, главные ответы на вопросы статьи: в 2020 году двойной обгон разрешён, а обгон паровозиком запрещён сразу двумя трактовками ПДД.

Факт заключается в том, что практически при любом обгоне вменяют часть 4 статьи 12.

Как правильно выполнить

Чтобы ездить правильно, нужно соблюдать не только правила, но и быть внимательным.

  1. Обгонять ТС надо в полной уверенности, что в поле зрения нет запрещающего знака или разметки.
  2. Целесообразно проверять наличие на полосе машин и места для манёвра.
  3. Затем водителю следует включить левый поворотный сигнал, понизить передачу, но при этом повысить обороты двигателя и до упора нажать на педаль газа.

Теперь водитель, выезжающий на встречную, не подрезает машину на обгоне, а проезжает чуть-чуть вперёд.

Правила не включают в себя такого понятия, как двойной обгон.

Двойной обгон пдд это что

Классический обгон «паровозиком», когда передняя машина полностью блокирует обзор. Видео: Дорожные происшествия/Youtube.com

Также есть точка зрения, что пункт 11.2 запрещает двойной обгон, как на старом советском плакате, где изображена действительно безумная ситуация: красный автомобиль обгоняет синий, а синий в это время обгоняет грузовик.

Старый плакат, предупреждающий об опасности «двухэтажного» обгона

К сожалению, пункт 11.2 сформулирован размыто, и встречаются его «экстремальные» интерпретации. Согласно им, любая машина впереди, совершающая обгон, запрещает нам выезд на встречную полосу.

Так, посмотрев видео с регистратора Валерия, представитель Комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области Дмитрий Ларионов пришёл к выводу:

— Нарушение явное — расстояние между обгоняющими машинами навскидку метров 40. Правила запрещают обгон, если впереди идущее транспортное средство производит обгон или объезд, потому что за ним может быть встречный автомобиль, и водитель не успеет среагировать. На трассах это достаточно частый сценарий возникновения опасных ситуаций и лобовых ДТП.

Обгон вслед за другим автомобилем привёл к перевороту. Видео: Mens Chann/Youtube.com

Тогда возникает вопрос: а на каком минимальном расстоянии от нас должен обгонять автомобиль впереди, чтобы мы могли безопасно выехать на встречную полосу? Ведь в ПДД нет никаких инструкций на этот счёт.

— Критерия и вправду нет, — соглашается Дмитрий Ларионов. — Технически инспектор может оформить нарушение, даже если впереди совершался обгон в километре от нас. Но я ни разу не слышал, чтобы они заходили так далеко.

Фактически критерий — даже не само расстояние, а степень загромождённости обзора на встречную полосу. Но это слишком неуловимый показатель.

Если оценивать манёвр Валерия субъективно, Toyota Auris перед ним была на расстоянии нескольких корпусов и за счёт постоянного смещения не создавала «слепое пятно». Но если следовать формулировке пункта 11.2 «в лоб», получается, что он был нарушен.

Так какой совет можно дать водителям?

— Боюсь, в таких ситуациях они действуют на свой страх и риск, — подытоживает Дмитрий Ларионов.

Читайте также:  ДТП в состоянии алкогольного опьянения

Во время обгона важно соблюдать безопасную дистанцию. Видео: Yamaha YBR 125. Minsk.DNEPR. мотоцикл друг человека/Youtube.com

Судебная практика изменилась

Автоюрист Лев Воропаев также подчеркивает «субъективность» трактовки этого пункта правил, что не позволяет дать однозначную рекомендацию водителям.

— Судебная практика в последнее время изменилась, — говорит он. — Раньше суды квалифицировали данное нарушение по части 1 статьи 12.15 КоАП, то есть наказывали штрафом в 1500 рублей. С недавних пор некоторые суды стали использовать четвёртую часть этой статьи, которая предполагает наказание вплоть до лишения прав.

Эксперт отмечает, что практика по вопросу окончательно не сформировалась, и встречаются совершенно разные решения. Например, Свердловский облсуд в июле этого года дал такую интерпретацию пункта 11.2 ПДД (дело № 4а-396/2018): «Пункт 11.2 Правил дорожного движения Российской Федерации запрещает водителю выполнять обгон в случае, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия. По смыслу указанной нормы водителю запрещено выполнять обгон транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия». То есть фактически речь идёт о ситуации, изображенной на советском плакате.

Но, случается, российские суды занимают жёсткую позицию, исходя из полного запрета обгона вслед за другим автомобилем.

— Какой-либо конкретики о расстоянии, на котором должны находиться друг от друга обгоняющие автомобили, нет, — объясняет Лев Воропаев. — Всё зависит от оценок сотрудников ГИБДД и судей. Как правило, суды первой инстанции полностью поддерживают решения инспекторов ГИБДД, а далее у водителя остаётся возможность доказывать невиновность в судах высших инстанций.

Как обгонять, чтобы не лишили

Итак, правила однозначно запрещают «двухслойный» обгон и обгон «паровозиком», когда одна машина дышит в затылок другой. Но как быть с пограничными ситуациями, как на видео Валерия?

— Нарушения нет, — считает автоэксперт Юрий Панченко. — Случалось, что водителей привлекали за нарушение пункта 11.2, но за обгон одной и той же машины на близком расстоянии друг от друга. Абсурдно вырывать пункт 11.2 из контекста: его нужно рассматривать совместно с пунктом 11.1, который требует убедиться, что встречная полоса свободна на расстоянии, достаточном для обгона. И если обгоняющая впереди машина находится на большой дистанции от нас, безопасность манёвра обеспечивается, и нарушения нет.

Юрий Панченко советует Валерию обратиться к эксперту и получить заключение, что его манёвр был безопасен: не было ограничений видимости и рискованного сокращения дистанции до автомобиля впереди. Эксперт также отмечает, что помимо радения о безопасности в задачу властей входит увеличение пропускной способности дорог, и чересчур рьяное наказание водителей лишь усугубляет ситуацию.

Тем не менее полной однозначности в трактовке таких нарушений нет, поэтому имейте в виду подводные камни ПДД, а точнее, их вольные интерпретации.

2 Правил дорожного движения Российской Федерации запрещает водителю выполнять обгон в случае, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия.

Двойной обгон пдд это что

За этот обгон владелец регистратора получил штраф 5000 рублей (грозило и лишение прав)
Видео: читатель сайта

Верховный суд, на первый взгляд, внёс некое здравомыслие в эти трактовки и примером двойного обгона предложил считать ситуацию, когда вы пытаетесь обогнать машину, уже совершающую обгон или объезд препятствия. Также запрещено обгонять машину впереди, если она подала левый сигнал поворота. Во всех случаях предусмотрено наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП.

— Раньше нарушения пункта 11.2 ПДД вообще очень редко наказывались, и фактически разъяснение Верховного суда в первую очередь подтверждает, что за нарушения такого рода можно привлекать по части 4 статьи 12.15 КоАП, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Кроме того, в списке таких нарушений фигурирует и ситуация, когда водитель вышел на обгон, но не имеет возможности безопасно вернуться в свою полосу. Раньше за это в принципе не наказывали.

А следует ли из документа, что Верховный суд отменил наказание за обгоны «паровозиком»?

— На самом деле, здесь ясности нет: хотя в качестве примера двойного обгона они приводят именно попытку обогнать машину, которая уже кого-то обгоняет, это не означает, что обгоны «паровозиком» разрешены, хотя, возможно, суды воспримут эти разъяснения именно так, — добавляет эксперт.

Нарушитель лишается приоритета

Очень много споров вызывали ситуации, когда водитель, имеющий приоритет, нарушает какой-то из пунктов правил. Типичный пример: водитель проскакивает на красный и врезается в автомобиль, который со встречной полосы поворачивал налево. Формально последний должен был уступить дорогу машине, которая движется прямо, но раз она ехала на красный, ситуация становится неоднозначной. Аналогичные проблемы были с теми, кто объезжал пробку по встречной полосе или обочине и выскакивал на перекрёсток в неожиданной манере.

Верховный суд разъяснил, что в этих случаях нарушитель не имеет приоритета. Скажем, если один из водителей обгонял через двойную сплошную, а второй выезжал с прилегающей территории, не уступив ему, виновным должен быть тот, кто незаконно обгонял. Логика в этом простая — подобные нарушения зачастую лишают остальных водителей возможности предвидеть угрозу, ведь автомобиль, движущийся по незаконной траектории, не укладывается в естественную логику движения.

— В принципе, эта практика сформировалась давно, и Верховный суд её просто подтвердил. Это касается множества ситуаций, когда машина, которая движется по главной дороге или имеет преимущество, совершает грубое нарушение. Например, сдает на перекрёстке по главной дороге задним ходом, — уточняет Лев Воропаев.

Очень часто автомобиль провокатора аварии не получает физических повреждений в инциденте. Типичный пример: машина выскакивает со второстепенной дороги, остальные машины резко тормозят и бьют друг друга, спасая виновника. И виновник спокойно уезжает, считая, что раз на его машине нет повреждений, он не является участником аварии.

Участница этого ДТП с мотоциклистом лишилась прав, уехав с места, хотя повреждений на её автомобиле нет. Видео: камеры «Интерсвязи» / читатель 74.ru

Верховный суд уточнил, что это не так — вне зависимости от вреда автомобилю его водитель может быть признан участником аварии, если стал её причиной. А если он был осведомлён о ней и умышленно скрылся, ему грозит наказание по части 2 статьи 12.27 КоАП — лишение прав на срок до полутора лет или административный арест.

— Практика такого рода уже есть, — объясняет Лев Воропаев, — причём суды видят умысел скрывшегося водителя практически всегда. Особенно если найдётся свидетель, который скажет, что после ДТП водитель притормозил, повернул голову и так далее.

Камерам сказали не частить

Если камеры установлены таким образом, что у водителя после фиксации первого нарушения нет возможности быстро устранить проблему, второе и последующие нарушения подлежат отмене. В частности, это касается превышения скорости, когда водитель не может мгновенно снизить её до разрешённого лимита, или езды по полосам для маршрутного транспорта, когда нет возможности сразу выехать из неё, не пересекая сплошную линию.

— Если водитель укажет в жалобе, что не мог прекратить правонарушение до момента, когда его начала фиксировать вторая камера, то это теоретически является поводом для отмены второго штрафа, — объясняет Лев Воропаев.

Проблема двойных штрафов волнует водителей не первый год. Хотя Верховный суд чуть снизил градус проблемы, камеры-спидганы, стоящие по десять штук на километр, в целом считаются допустимыми, ведь у водителя в этом случае есть возможность устранить нарушение в промежутке между камерами.

— Боюсь, что на самом деле такие вопросы будут решаться через экспертизу, и водителям придётся доказывать, что они не могли, например, за одну секунду снизить скорость на 40 км/час.

Автоматический режим работы камеры предполагает, что человек в её работу непосредственно не вмешивается

Автоматические камеры определили

Верховный суд описал автоматический режим работы камер фотовидеофиксации: смартфоны и любительские устройства под это определение не попали.

— В Москве и Казани практикуется наказание водителей по записям, сделанным через смартфон, причём в том же режиме, что и с автоматических камер: постановление выписывается на владельца автомобиля, — говорит Лев Воропаев. — По сути, Верховный суд сказал следующее: «Ребята, хотите наказать таких нарушителей — действуйте в общем порядке, то есть устанавливайте, кто именно был за рулём, вызывайте его, оформляйте постановление или протокол».

Читайте также:  Как найти должника по алиментам и что делать

Уловку для лишёнников отменили

А ещё у злостных нарушителей иногда была мода терять права «понарошку». Зачем? Наш эксперт объясняет:

— Если водителя лишил прав суд, он обязан сдать их или написать заявление об утере. Многие поступали именно так, а потом ездили с этими правами, и в случае поимки им не продлевали срок лишения.

Теперь Верховный суд постановил, что к сроку лишения необходимо добавлять период, в течение которого водитель ездил с «недопотерянными» правами.

Электронные полисы предъявлять не нужно

Верховный суд исключил наказание водителей, которые не могут предъявить инспектору ДПС полис ОСАГО, если тот оформлен в электронном виде: теперь необходимость проверять наличие полиса ложится на самих инспекторов ГИБДД.

— По Правилам водитель должен возить с собой полис ОСАГО. В регламенте ГИБДД есть уточнение, что в случае электронного полиса достаточно его распечатки, — комментирует Лев Воропаев. — Но если у водителя не было даже распечатки, инспекторы считали это нарушением.

Изменится ли ситуация теперь?

— По сути, Верховный суд разрешил ездить без распечатки, но парадокс в том, что если инспектор вменит такое нарушение, доказать свою правду можно будет только в суде. Проблема в том, что у них, насколько я знаю, до сих пор нет полной базы данных полисов ОСАГО, поэтому пока я бы всё равно рекомендовал возить с собой распечатку электронного полиса, — добавляет юрист.

Газоны и тротуары разделили

Остановка на тротуаре влечёт штраф 1000 рублей по статье 12.19 КоАП, но судьи высшей инстанции разъяснили, что под эту статью не попадают случаи остановки на газонах, детских площадках и других объектах, которые не относятся к дорогам (то есть, не попадают под действие ПДД). Однако наказать за такие нарушения можно, если есть соответствующий местный закон и пункт в региональном КоАП. А вот если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, водителя можно наказать за оба нарушения.

Наша рубрика «Я паркуюсь, как баран» переполнена снимками вроде этого: здесь нет нарушения ПДД, но есть нарушение правил благоустройства, за что также положен штраф

Фото: читатель сайта

— Эта позиция контрастирует с тем, что было несколько лет назад, когда Верховный суд считал, что нарушения на газонах также попадают по действие водительских статей КоАП РФ, — считает Лев Воропаев. — Нынешние разъяснения, по сути, дают возможность формировать местное законодательство таким образом, чтобы стоянка или езда по газонам и детским площадкам являлась нарушением.

Световой тюнинг упростили

Верховный суд сделал пару послаблений для тех, кто устанавливает нестандартные фары или другие источники света на машину. По-прежнему запрещено ставить огни (светоотражатели) красного света на переднюю часть машины, а также любого другого, кроме белого, жёлтого или оранжевого — наказывают и за установку таких огней, но чаще — за управление автомобиля с ними. Но, например, синяя подсветка днища к таковым не относятся — главное, чтобы огни не светили по ходу автомобиля.

Что касается самовольной установки ксеноновых фар, то судьи постановили наказывать водителей по более строгой части 3 статьи 12.5 КоАП (лишение прав), только если одновременно не соответствует и цвет светового пучка, и режим работы, скажем, если отсутствует корректор направления. Если же нарушено что-то одно, пленум предписал наказывать водителей по первой части указанной статьи — это предупреждение или штраф 500 рублей.

— Пока сложно сказать, какой будет практика, но пока складывается впечатление, что под режимом работы понимается именно использование светового прибора с учётом его инструкции, например с корректором фар. То есть теоретически, если водитель просто поставил лампы, у которых другой оттенок цвета, нарушения по части 3 статьи 12.5 КоАП быть не должно.

Грязные номера как повод для лишения прав

Верховный суд уточнил, как именно наказывать водителей за грязные, нечитаемые или искаженные номера — мы подробно разбирали этот вопрос в проекте «ПДД для бывалых».

В одной из поездок мы потеряли госномер из-за слабой рамки и потом предпочли закрепить его вот таким колхозным способом: за езду без госномера грозит наказание вплоть до лишения прав

Фото: Артем Краснов

Так, чтобы доказать намеренное загрязнение номера, инспектору понадобится зафиксировать на фото или видео погодные условия, которые противоречат характеру загрязнения номера. Под запрет попали и разнообразные шторки: даже если в момент остановки номер был открыт, само наличие маскирующего устройства является нарушением. Наказание за это — штраф 5000 рублей или лишение прав на срок до 3 месяцев.

Увидели ошибку или хотите предложить тему? Пишите на auto@iportal.ru.

Фото: Артем Краснов, ГИБДД, читатель сайта

Газоны и тротуары разделили.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

скорость движения транспорта, который едет впереди, а также навстречу;.

Двойной обгон или колонной обгонять нельзя

В 2010 году был переписан весь 11 раздел ПДД. В пункте 11.2 ПДД появилась формулировка, которую можно толковать двояко. И ведь толкуют!

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

следующее за ним транспортное средство начало обгон;

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Водитель синего автомобиля уже выполняет обгон жёлтого автомобиля. Может ли водитель красного автомобиля также выполнить обгон жёлтого автомобиля? Не нарушит ли он пункт 11.2 ПДД? Ситуация типичная и те, кто ездит по загородным дорогам, видят такие манёвры регулярно и сами в них участвуют.

Начать тут следует с того, что пункт ПДД написан непонятно и допускает двоякое толкование. Не совсем понятно, какое именно транспортное средство обозначается в ПДД как “движущееся впереди”. Кто-то считает, что это жёлтый автомобиль, кто-то, что это синий автомобиль, а кто-то утверждает, что оба автомобиля. Нужно разобраться в этом вопросе.

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

Обратите внимание, что слова “обгон” и “объезд препятствия” связывает союз “или”. Значит можно убрать из предложения этот союз вместе со словом “обгон” или словами “объезд препятствия”. Орфографически предложение не пострадает, но позволит понять то, что имел в виду автор при написании этого пункта Правил.

Убираем из предложения союз “или” и слово “обгон”. Смысл предложения остался прежним.

транспортное средство, движущееся впереди, производит объезд препятствия;

Обратите внимание на рисунок — теперь на рисунке всего два автомобиля. Водитель синего автомобиля производит объезд препятствия. В соответствии с пунктом 11.2 ПДД водителю красного автомобиля запрещено обгонять синий автомобиль, так как тот движется впереди и производит объезд препятствия. Значит, в пункте 11.2 ПДД автор имел в виду так называемый “двойной обгон” и водителю красного автомобиля запрещено обгонять синий автомобиль, а не жёлтый автомобиль из рисунка вначале статьи.

Конечно, можно предположить, что водителю красного автомобиля в данной ситуации запрещено обгонять и синий, и жёлтый автомобиль, но такая версия рассыпается по той простой причине, что в пункте 11.2 ПДД указано транспортное средство в единственном числе.

Если исходить из того, что водителю красного автомобиля запрещено обгонять жёлтый автомобиль пока синий автомобиль не завершил обгон, то запрещено обгонять любое транспортное средство, если на встречной полосе на любом удалении от вас находится автомобиль (производит обгон), что вообще абсурд.

Некоторые оппоненты утверждают, что запретили обгонять колонной по причине отсутствия обзора, так как движущееся впереди транспортное средство его ограничивает или полностью перекрывает. Но такое утверждение не согласуется с пунктом 11.1 ПДД, в соответствии с которым водитель обязан убедиться в безопасности манёвра.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Анализируя весь текст ПДД, можно сделать вывод, что под впередиидущим транспортным средством понимается транспортное средство, которое движется впереди по той же полосе.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

В новой редакции пункт 11.2 ПДД стал более коррупционным, так как толкуется неоднозначно. В предыдущей редакции ПДД данный момент был написан более понятно.

Читайте также:  Как выписать дочь с внучкой из квартиры?

транспортного средства, производящего обгон или объезд;

В Венской Конвенции о дорожном движении вообще нет упоминаний о двойном обгоне:

2. Перед обгоном водитель должен, не нарушая положений пункта 1 статьи 7 и положений статьи 14 настоящей Конвенции, убедиться в том, что:

a) ни один следующий позади водитель не начал обгона;

b) водитель транспортного средства, движущегося впереди него по той же полосе движения, не подал сигнала о своем намерении совершить обгон другого транспортного средства;

c) он может сделать это, не создавая опасности или помехи для встречных транспортных средств и убедившись, в частности, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и что относительная скорость двух транспортных средств позволяет совершить обгон за достаточно короткое время;*

d) за исключением случаев выезда на полосу, встречное движение по которой запрещено, он может без ущерба для обгоняемого пользователя или пользователей дороги вновь занять место, предписанное пунктом 3 статьи 10 настоящей Конвенции.

В предыдущей редакции ПДД данный момент был написан более понятно.

Что это такое

В соответствии с действующими Правилами движения обгоном автомототранспортного средства называется особый вид опережения движущегося впереди автомобиля (иного вида транспорта) с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения и обратным возвращением в полосу попутного направления.

Обгон может быть совершен в отношении одного или более транспортных средств, движущихся по одной полосе.

Правила выполнения обгона, а так же ситуации, при которых совершение данного маневра запрещено, указываются в пункте 11 документа. Понятие «двойной обгон» действующей редакцией Правил не предусмотрено.

Однако принято считать, что двойным обгоном являются следующие действия:

  • обгон автотранспорта, уже совершающего аналогичный маневр;
  • обгон автомашин за автомобилем, совершающим аналогичный маневр.

Двойной обгон в ПДД.

Можно ли выполнять двойной обгон

Обгон — это один из наиболее часто совершаемых маневров на дороге. И вместе с тем один из самых опасных. Не говоря уже о двойном обгоне.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Каждый водитель должен знать, как и когда его можно совершать, а когда такой маневр категорически запрещен. В таком случае ему не придется оплачивать достаточно крупный штраф или жертвовать своими правами.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту.

Нормативная база

Понятие обгон, опережение, установка знаков, запрещающих указанные маневры и наказание за нарушение ПДД, в России регулируются в соответствии с нормативными документами:

Понятия обгона и опережения, условия их примененияст.11 ПДД РФ
Знаки, запрещающие обгон легковым и грузовым автомобилям, отменяющие запреты, а также порядок нанесения разметкиПостановление Правительства РФ № 1090
За выезд на ПВД в нарушение ПДД наказаниеОбеспечивается согласно ст.12.15 КоАП РФ

Очень редко, но к числу нарушителей могут быть отнесены и водители обгоняемых ТС, которые не предприняли действий, обозначенных ст.

Двойные обгоны — штрафы и разновидности

Что такое “двойной обгон” на дорогах, и каким штрафом этот маневр грозит водителю?

  1. А существует ли верный ответ?
  2. Что запрещают ПДД?

Автомобилисты нередко спорят о том, что на самом деле считается двойным обгоном. Дело порой доходит до резких высказываний и взаимных обвинений в юридической неграмотности. При этом каждая из сторон считает правой именно себя. Чтобы установить истину, нужно обратиться к законодательству.

обгон двух транспортных средств, едущих друг за другом в попутном направлении;.

Сообщества › Безопасность на дорогах › Блог › Двойной обгон или…

Ничего страшного, конечно, не произошло, но всё же мне не совсем понятна логика действий одного из обгонявших меня. По-моему, им двигал только принцип “некогда”. А что скажут драйвовчане?

ПС а вот первая картинка оформлена криво, видно её автор тоже в заблуждении.

Обгон организованной колонны в сопровождении ДПС

Автомобильную колонну может дополнительно сопровождать ДПС, но только в некоторых случаях:

  1. Когда колонна организована для перевозки высоких чиновников.
  2. Перевозят многочисленные группы детей.
  3. Транспортируемый груз относят к определенной категории (опасный, негабарит, тяжеловесный, крупногабаритный).
  4. Сопровождается техника для использования ее в целях ликвидации ЧС или бедствия природного, или иного характера.

Правила запрещают обгонять организованную колонну автомобилей, если она подпадает под такие признаки:

  1. Состоит как минимум из трех ТС.
  2. Автомобили в сопровождении транспорта ДПС (включены проблесковые маячки, имеется отличительная цветографическая схема).
  3. ТС передвигаются с включенными ближними фарами и ходовыми огнями.
  4. Автомобили в колонне двигаются по одной полосе.
  5. Сопровождающий автомобиль также должен подавать звуковой сигнал.

Разрешается одновременно обогнать несколько авто в колонне, если участники не подают соответствующие сигналы и нет сопровождающего транспорта.

Нужно брать в расчет, что опережение колонны разрешено, так как при этом не нужно выезжать на встречку.

На практике организованные колонны иногда сопровождает спецтранспорт, не включая звуковых сигналов. Обгон в этом случае расценят как нарушение. Наказание последует за выезд на встречку с нарушением.

Военный транспорт, передвигающийся в организованной колонне, также обгонять не рекомендуется. Подобный транспорт всегда сопровождает Военная автоинспекция.

Личность нарушителя.

Так можно или нельзя?

В правилах для обгона доступна вся информация, которая разрешает или запрещает его. Если на запрет не обозначен, действие можно совершать без оглядки на нарушение закона. В ПДД от 2020 года отсутствуют предписания о запрете двойного обгона. Это означает, что автомобилист может смело обгонять хоть три, шесть или восемь авто сразу.

Главное условие для совершения обгона заключается в безопасности его проведения. Водитель должен быть уверен, что на дороге во время обгона не случится внештатных ситуаций. Если во время совершения маневра никто не пострадал, действие автовладельца считается безопасным. При наличии пострадавших обгон классифицируется как опасный, водитель будет наказан по всей строгости закона.

Для совершения грамотного обгона водитель должен убедиться в следующих факторах:

  • полоса встречного движения свободна на длинном отрезке;
  • на пути обгона отсутствуют знаки сплошной линии, знаки запрета для обгона, перехода для пешеходов;
  • нет обгоняющей машины впереди или позади;
  • ни один автомобиль впереди не включил знак левого поворота;

Именно на данный список стоит ориентироваться, если водитель собрался совершать обгон. Любое отклонение чревато последствиями.

Как было указано, в ПДД России отсутствует наказание за опережение с использованием полосы встречки.

«Паровозик»: можно ли так обгонять?

Под такого рода опережением подразумевается способ, при котором машина обгоняет сразу несколько других транспортных средств. Однако кроме этой трактовки обгона «паровозиком» есть еще одна. Она заключается в том, что происходит обгон машины, которая сама при этом занимается обгоном. Автомобиль продолжает двигаться по встречной полосе не возвращаясь на свою.

Именно такой способ объезда не разрешен. Но данное правило распространяется только на тех, кто является вторым или последующим обгоняющим. Доказать, что водитель не совершал нарушение ПДД можно при наличии видеодоказательств нарушения. Запрет на обгон паровозиком указан в пункте 11.2 правил ДД РФ.

Даже если представитель ГИБДД заметит движение водителя впереди остального транспорта, это не будет означать, что собственник первого транспортного средства заехал на встречную полосу первым.
В данном правиле есть еще одна тонкость, которую можно назвать недоработкой. В правилах есть фрагмент, который запрещает обгон уже обгоняющего транспортного средства на любом расстоянии.

Сотрудник из ГИБДД может легко лишить прав водителя, если увидит обгон при подобной ситуации. Судебный орган во время разбирательства не учтет, что данное правило разрабатывалось для предотвращения обгона «паровозиком».

Таким образом, автомобилист должен учесть, что в нынешнем году производить двойной обгон разрешено. Нельзя совершать опережение «паровозиком», данный запрет продиктован сразу 2 правилами ПДД.

Такой регламент представлен в статье 12.

Добавить комментарий