Суть третейского судопроизводства

Понятие, сущность третейского судопроизводства. Компетенция третейского суда

  • Понятие и сущность третейского судопроизводства
  • Сущность третейского суда
  • Судьи третейского суда
  • Предмет третейского разбирательства
  • Связь третейского и государственного судов
  • Международный коммерческий арбитраж
  • Компетенция третейского суда
  • Это может быть интересно

В соответствии со ст.1 ФЗ «О третейских судах в РФ» от 24 июля 2002 г. третейский суд (далее ТС) рассматривает по соглашению сторон любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено законом.

Третейское разбирательство состоит в том, что стороны доверяют разрешение спора и вынесение решения третьим лицам. Именно поэтому суд называется третейским. Это качество третейского разбирательства существенно отличает его от других форм защиты субъективных гражданских прав госорганами и общественными организациями. В отличие от органов общественной юрисдикции, которые избираются общественными организациями, ТС избираются самими заинтересованными лицами.

В России могут образовываться постоянно действующие ТС и ТС для разрешения конкретного спора ad hoc. Стороны спора имеют возможность выбора третейских судей, которые будут разрешать спор. К осуществлению третейского разбирательства привлекаются не только юристы, но и специалисты со знанием отдельных сфер деятельности, например, финансовой, банковской деятельности, фондового рынка. Само разбирательство характеризуется упрощенностью процедуры и конфиденциальностью. Деятельность ТС осуществляется на началах самоокупаемости, поскольку все расходы по разбирательству в конечном счете покрываются самими сторонами. В случаях, предусмотренных законом, при третейском разбирательстве стороны могут получить поддержку со стороны государственных судов по отдельным вопросам (обеспечение иска, выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения ТС).

ТС представляет собой способ разрешения гражданско-правовых споров, который:

негосударственный по существу

избран сторонами для разрешения спора в особой согласованной между ними процессуальной форме

осуществляемый физическими лицами (лицом), избранными в качестве третейских судей,

в отношении которого государственные суды осуществляют в пределах, указанных в законе, функции содействия и контроля.

ТС в конкретном деле – это одно или несколько физических лиц, которые избраны сторонами для разрешения спора. Порядок образования ТС для разрешения конкретного спора определяется соглашением сторон.

Постоянно действующий ТС считается образованным, когда организация – юридическое лицо:

Приняла решение об образовании действующего ТС;

Утвердила положение о постоянно действующем ТС;

Утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Направила копии документов об образовании суда в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, осуществляемый судебную власть на той территории, где расположен этот образовавшийся суд

Если правилами не определено число третейских судей, то избираются 3 третейских судьи. Число третейских судей всегда должно быть нечетным. При формировании состава суда, состоящего из 3 судей, каждая сторона избирает одного судью, а два избранных в свою очередь избирают 3-го судью. Если в течение 15 дней эта процедура не будет проведена, то рассмотрение спора в ТС прекращается и данный спор подлежит рассмотрению соответствующим компетентным судом.

Третейским судьей может быть:

физическое дееспособное лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора

прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела

являющееся независимым от сторон

давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

Судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. При коллегиальном разрешении спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава ТС.

Не может быть третейским судьей:

лицо, имеющее судимость

лицо, привлеченное к уголовной ответственности

другие работники правоохранительных органов

Для лиц, указанных в п.3-п.8 при условии, если их полномочия прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с их профессиональной деятельностью. Наличие перечисленных оснований, запрещающих занимать пост третейского судьи, является поводом для отвода третейского судьи.

Предметом может быть любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено ФЗ.

Третейское разбирательство является формой частного правоприменения в отличие от правоприменительной деятельности государственных судов, которые осуществляют ее от имени государства. Однако его деятельность как органа гражданской юрисдикции санкционирована в самых различных нормативных актах, например, в ФЗ «О третейских судах в РФ», Законе РФ «О международном коммерческом арбитраже», ГПК, согласно ст. 11 ГК, международных соглашениях и других актах.

Третейское разбирательство никак не связано с системой конституционных органов судебной власти и правосудием как функцией государства.

В России одновременно действуют международные коммерческие арбитражи и ТС, их отличия следующие:

разные источники правового регулирования;

различная компетенция в зависимости от статуса сторон.

ТС рассматривают споры из «внутреннего» гражданского оборота и с участием российских лиц. Международные коммерческие арбитражи разрешают споры с участием иностранных лиц либо, когда одной из сторон является российское лицо с иностранными инвестициями. Однако единой является их правовая природа как негосударственных способов разрешения споров между участниками гражданского оборота.

Согласно ст.17 ФЗ о ТС в РФ:

  1. ТС самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод ТС о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки.
  2. Сторона вправе заявить об отсутствии у ТС компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора.
  3. Сторона вправе заявить о превышении ТС его компетенции, если в ходе третейского разбирательства предметом третейского разбирательства станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено третейским соглашением либо который не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом или правилами третейского разбирательства.
  4. ТС обязан рассмотреть заявление, сделанное в соответствии с п.2 и п.3. По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
  5. Если ТС при рассмотрении вопроса о своей компетенции выносит определение об отсутствии у третейского суда компетенции в рассмотрении спора, то третейский суд не может рассматривать спор по существу.

Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора.

Гражданский процесс России

Например, иностранцы, проживающие в какой-либо стране, предпочитают возникший между ними юридический спор разрешать в третейском порядке, а не в официальном суде иностранного государства.

3. Понятие, сущность и виды третейского судопроизводства

Третейский суд считается самым старым судом в истории обще­ства, кроме того — наиболее демократично формируемым органом правосудия. Некоторые исследователи обоснованно утверждают, что третейский суд возник раньше, чем государственный.

Правовые нормы, оформляющие сегодня процедуру третейско­го судопроизводства, имеют глубокие исторические корни. Анализ нормативного материала показывает, что третейское разбиратель­ство играло большую роль в механизме защиты нарушенных прав в Древней Греции и Риме, а также на Руси. Затем постепенно оно было включено в систему правоохранительных органов Россий­ского государства в качестве особого элемента, однако в VIII-XIX веках по ряду причин не получило такого широкого распростране­ния, как в Западной Европе.

Официальное становление правового института третейских су­дов начинается с 1831 года, когда указом императора России от 15 апреля 1831 года было утверждено Положение о третейском суде в Российской империи. В соответствии с этим положением были пред­усмотрены добровольные третейские суды (разовые, для рассмотре­ния конкретного спора) и узаконенные (постоянно действующие).

Впоследствии Положение о третейском суде было включено в свод законов Российской империи (1833 г.).

При разработке Устава гражданского судопроизводства Россий­ской империи 1864 года нормативные положения о третейских су­дах (ст.1367-1400) были включены в УГС как составная его часть. В результате судебной реформы 1864 года узаконенный (по зако­ну) третейский суд был отменен и было предусмотрено формирова­ние третейских судов исключительно на добровольной основе для разрешения конкретных споров.

Институт третейских судов не был забыт и после Октябрьской революции 1917 года. В Декрете о суде №1 (ст.5) предусматрива­лось право сторон на обращение «по всем спорным гражданским, а также частноуголовным делам» к третейскому суду.

В период НЭП институт третейского судопроизводства успешно использовался частными предпринимателями, заинтересованны­ми в том, чтобы их коммерческие операции не становились достоя­нием гласности.

Постановлением ВЦИК от 16 октября 1924 года было утвержде­но новое Положение о третейском суде, которым был установлен ряд ограничений на обращение в суд с заявлением. Кроме того, со­глашение на разрешение спора третейским судом полагалось со­ставить в виде третейской записи, удостоверенной г. нотариальном порядке. Согласно Положению не имели право обращаться в тре­тейский суд государственные, кооперативные, общественные ор­ганизации.

Данное Положение действовало до принятия ГПК Украины 1964 года, в котором в качестве приложения было дано новое По­ложение о третейском суде, которое действовало до 2004 года.

Сегодня вопросы организации и деятельности третейских судов регламентируются: Законом Украины от 11 мая 2004 года «О тре­тейских судах» (далее — Закон), Законом Украины «О междуна­родном коммерческом арбитраже», ГПК Украины, ХПК Украи­ны, а также некоторыми другими: нормативными актами, в том числе — локального характера, которые регламентируют деятель­ность отдельных постоянно действующих третейских судов (на­пример, положения (уставы) о третейских судах и регламенты тре­тейских судов).

Третейский суд — негосударственный независимый орган, ко­торый образуется по соглашению или соответствующему решению заинтересованных физических и/или юридических лиц в порядке, установленном законом, для разрешения споров, возникающих из гражданских и хозяйственных правоотношений (ст.2 Закона).

Задачей третейского суда является защита имущественныхи неимущественных прав и охраняемых законом интересов сторон третьего разбирательства путем всестороннего рассмотрения и раз­решения споров в соответствии с законом (ст.3 Закона).

Сущность третейского разбирательства заключается в том, что обе стороны доверяют разрешение спора и вынесение решения третьим лицом. В этом существенное отличие третейского разби­рательства гражданских дел от других форм защиты субъектив­ных граждански» прав государственными органами и обществен­ными организациями

Цель третейского разрешения гражданских дел — урегули­рование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязанностей. В конечном счете третейское разбирательство правовых споров «может способствовать воспита­нию уважения к закону, повышению правового сознания, понима­нию необходимости исполнения обязанностей».

Виды третейских судов. Согласно ст.7 Закона в Украине мо­гут образовываться и действовать постоянно действующие третей­ские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора (судыad hok).

Постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора образуются без статуса юриди­ческого лица.

Постоянно действующий третейский суд возглавляет председа­тель третейского суда, порядок избрания которого определяется Положением о постоянно действующем третейском суде.

Постоянно действующие третейские суды могут образовывать­ся и действовать при зарегистрированных согласно действующе­му законодательству Украины: всеукраинских общественных ор­ганизациях; всеукраинских организациях работодателей; фондо­вых и торговых биржах, саморегулирующих организациях про­фессиональных участников рынка ценных бумаг; торгово-про­мышленных палатах; всеукраинских ассоциациях кредитных союзов, Центральном союзе потребительских обществ Украины; объединениях, ассоциациях субъектов предпринимательской де­ятельности — юридических лиц, в том числе банков.

Постоянно действующие третейские суды не могут образовы­ваться и действовать при органах государственной власти и орга­нах местного самоуправления.

Образование постоянно действующего третейского суда ком­петентным органом субъектов, определенных в Законе, требует: 1) принятия решения об образовании постоянно действующего третейского суда; 2) утверждения Положения о постоянно действу­ющем третейском суде; 3) утверждения регламента третейского суда; 4) утверждения списка третейских судей.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкрет­ного спора определяется третейским соглашением, условия кото­рого не могут противоречить положениям Закона (ст.8 Закона).

Законодательство и правоприменительная практика едины во мнении, что третейский суд для разрешения споров между гражда­нами может созываться только на время разрешения спора, а потом должен прекратить свое существование. Однако в юридической ли­тературе сложилась точка зрения, что постоянно действующие суды более предпочтительны, так как судьей ad hoc может стать практически любое совершеннолетнее, дееспособное физическое лицо, не имеющее судимости (ст. 18 Закона). В состав же институ­ционного третейского суда включаются, как правило, авторитет­ные юристы, высококвалифицированные специалисты, иногда с опытом судейской работы, качество работы которых предполагает­ся более высоким.

Согласно ст.

Виды третейских судов

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

общеевропейский третейский суд;

федеральный третейский суд;

местный третейский суд.

Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с.

Какие дела рассматривает третейский суд

Третейские суды рассматривают те же дела, что и арбитражные суды и суды общей юрисдикции, но с некоторыми исключениями.

Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с:

  • договорами (подряда, поставки, контрактации, купли-продажи, аренды, мены, перевозки и любыми другими договорами), в целом с финансовыми отношениями между компаниями;
  • корпоративные споры, то есть споры о «внутренних делах» компании: о принадлежности акций, долей в уставном капитале, об ущербе, причинённом компании действиями её руководства и т.д.;
  • деятельностью публично-правовых компаний;
  • защитой деловой репутации.

Важно знать: есть вопросы, которые может рассматривать только арбитражный суд, которые невозможно передать третейскому суду. Это дела о банкротстве, об отказе в государственной регистрации юр.лица, административные споры с участием юридических лиц и ИП, а так же некоторые другие.

Если вам противостоит профессиональный юрист, тем более по финансовому делу, то без консультации не обойтись.

СУЩНОСТЬ ТРЕТЕЙСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ И О ВЫДАЧЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛИСТОВ НА ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ

Гражданскому процессуальному праву России известны тре­тейский суд и его производство по рассмотрению гражданских дел.

Третейский суд представляет собой суд, избранный по согла­шению сторон для разрешения конкретного возникшего спора гражданско-правового характера, с обязательством подчиниться решению этого суда.

В ст. И ГК говорится, что третейский суд в соответствии с правилами подведомственности осуществляет защиту нарушен­ных или оспариваемых гражданских прав.

Читайте также:  Как проходит опись наследственного имущества?

Третейский суд является самым первым судом в истории об­щества и наиболее демократично формируемым органом разби­рательства споров. О третейском судопроизводстве писал еще Гомер в поэме «Илиада». И некоторые исследователи обоснован­но утверждают, что третейский суд предшествовал государствен­ному.

В настоящее время в мире существуют много различных тре­тейских судов (негосударственных коммерческих арбитражей). При всем разнообразии исходное положение у них едино: две стороны спора о праве просят третьего рассмотреть и разрешить их конфликт. Отсюда и название третейского суда — суд третьего.

Поэтому выбирая третейского судью, обращающиеся лица за­ранее согласны подчиниться его решению. Если в российском законодательстве избираемые сторонами судьи и суды именуют­ся третейскими, то за границей наши третейские суды принято называть арбитражем.В России государственный коммерческий суд назван арбитражем, а арбитраж в западном смысле назван третейским судом.

На первый взгляд кажется, что перепутаны всего лишь на­звания, однако на практике это порождает определенные слож­ности как с западными странами, так и в нашей стране, по­скольку Нью-Йоркская конвенция 1958 г. не распространяется на решения государственных судов. Слово «суд» за границей применяется только к государственным структурам, а слово «ар­битраж» — только к структурам внесудебного разрешения спора.

То есть арбитраж — это процедура внесудебного предпринимате­льского разрешения спора.

Третейский суд может создаваться для рассмотрения и раз­решения отдельного, разового дела, после разрешения которого он прекращает существование (т. е. случайный суд, суд ad hoc). Третейский суд может быть институционным и постоян­но действующим, когда заранее в установленном порядке сформирован состав третейских судей, и сторонам предостав­ляется возможность выбирать из объявленных лиц судью для своего дела.

Бесспорно, что постоянно действующие третейские суды бо­лее предпочтительны. Если, например, судьей ad hoc может стать человек без юридического образования и опыта судейской работы, то в постоянно действующие суды включаются автори­тетные юристы, профессионалы высокой квалификации, что ска­зывается на качестве их работы.

В настоящее время в России принят Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Закон), который регулирует порядок об­разования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации. Действие данного закона не распространяется на международный коммерческий арбит­раж.

Кроме того, при Торгово-промышленной палате РФ созданы и действуют Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия, предназначенные для разби­рательства споров в области международной торговли и море­плавания.

Также институционными третейскими судами для разреше­ния экономических споров являются Третейский суд при Союзе юристов России, Третейский суд Ассоциации российских банков, Третейский суд Союза акционерных обществ, Третейский суд при Московской товарной бирже и др.

Третейские суды, представляющие собой общественные обра­зования и не обладающие судебной властью, поскольку не осу­ществляют правосудие, успешно функционируют наряду с суда­ми общей юрисдикции и арбитражными судами.

Потребность в третейской процессуальной форме защиты субъективных прав может возникнуть в случаях, когда спорящие стороны по тем или иным причинам не устраивает гражданская юрисдикция государства. Например, иностранные лица, прожива­ющие в какой-либо стране, предпочитают возникший между ними юридический спор разрешать в третейском порядке, а не в официальном суде иностранного государства.

Обращение к третейским судьям может быть вызвано также недоверием к профессиональной квалификации государственных судей, их незнанием особенностей подлежащего разрешению хо­зяйственного (экономического, торгового) спора.

Однако названные случаи довольно редки, значительно чаще в третейских судах разрешаются споры, возникающие в между­народном частном праве. Такие споры по общему правилу не­подведомственны национальной государственной юрисдикции, а могут быть рассмотрены на международно-договорной основе третейскими судами (международным коммерческим арбитра­жем).

Третейское судопроизводство создано для рассмотрения и разрешения споров о праве и потому является исковым. Для него обязательны иск, истец, ответчик, исковые средства защиты права, что сближает производство третейских судов с граждан­ским процессом. Можно говорить о том, что третейское судопро­изводство составляет подотрасль российского гражданского про­цессуального права. Сказанное относится только к третейским судам, созданным и действующим на основании отечественных законов.

Юрисдикционные органы, сформированные на международ­но-договорной основе, не могут быть включены в национальную судебную систему.

Преимущества третейского суда. К числу преимуществ тре­тейского суда перед государственным арбитражным судом следу­ет отнести прежде всего быстроту и экономичность третейской процедуры, а также предоставляемую участникам спора возмож­ность выбора судей.

Процедура третейского разбирательства основана на принци­пах защиты интересов конкретных участников имущественного оборота.

В третейских судах отсутствуют апелляционные, кассацион­ные и надзорные инстанции, а спор по существу и окончательно разбирается избранным сторонами составом суда (или единолич­ным судьей) в одной инстанции.

Стороны вправе выбрать себе судей как из числа лиц, знача­щихся в списке постоянно действующего третейского суда, в ко­торый включены наиболее авторитетные и известные практики и ученые, так и любых иных лиц, обладающих необходимой для этого квалификацией. Назначенные каждой из сторон судьи из­бирают затем возглавляющего их председателя состава.

Такие судьи не зависимы от сторон спора и, не будучи их представителями, обеспечивают объективное и квалифицирован­ное рассмотрение спора.

Размер третейского сбора существенно ниже размера госпош­лины, подлежащей уплате в государственных арбитражных судах.

Кроме того, в третейских судах лучше учитывается специфи­ка предпринимательских отношений, обеспечивается соблюдение коммерческой тайны, так как разбирательство по общему прави­лу носит закрытый характер, решения третейского суда чаще всего не публикуются, а если и публикуются, то без указания спорящих сторон, а также иных сведений, позволяющих опреде­лить стороны.

В процессе рассмотрения спора активнее используется прин­цип состязательности сторон. Важнейшими основаниями для принятия решения третейским судом являются договоры, торго­вые обычаи.

Компетенция третейского суда.По соглашению сторон в третейский суд при Торгово-промышленной палате РФ могут передаваться споры, подведомственные арбитражным судам в соответствии с Законом РФ «Об арбитражном суде», АПК, межгосударственными соглашениями и международными дого­ворами, кроме споров, вытекающих из административных пра­вонарушений.

Право на обращение в третейский суд принадлежит юридиче­ским лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистриро­ванным в Российской Федерации и других странах, входящих в СНГ.

Третейское разбирательство споров граждантакже регули­руется Законом. На разрешение третейского суда могут быть пе­реданы любые споры о праве между гражданами, за исключени­ем споров, возникающих из трудовых и брачно-семейных отно­шений.

Соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третей­ского суда оформляется в виде третейского соглашения. Третей­ский суд образуется по выбору сторон в составе одного судьи или нескольких судей. В качестве третейского судьи может быть избран любой совершеннолетний дееспособный гражданин.

Третейский суд не связан процессуальными правилами, установленными ГПК. Но он не может решить дела, не выслу­шав объяснения стороны, кроме случаев, когда она уклоняется от явки в суд. Решение третейского суда выносится большин­ством голосов, излагается письменно и подписывается всеми судьями.

Если должник не исполняет добровольно решения третей­ского суда, взыскатель может обратиться в этот суд с прось­бой о выдаче исполнительного листа. На практике третейское разбирательство споров между гражданами не получило при­менения.

Дата добавления: 2015-06-25 ; Просмотров: 448 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Третейский суд может быть институционным и постоян но действующим, когда заранее в установленном порядке сформирован состав третейских судей, и сторонам предостав ляется возможность выбирать из объявленных лиц судью для своего дела.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский суд не может рассматривать дела, подсудные арбитражному.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

§ 1 Сущность третейского судопроизводства

§ 1

Сущность третейского судопроизводства

Гражданскому процессуальному праву России известны третейский суд и его производство по рассмотрению гражданских дел.

Третейский суд представляет собой суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного возникшего спора гражданско-правового характера, с обязательством подчиниться решению этого суда.

В ст. И ГК говорится, что третейский суд в соответствии с правилами подведомственности осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав.

Третейский суд является самым первым судом в истории общества и наиболее демократично формируемым органом разбирательства споров. О третейском судопроизводстве писал еще Гомер в поэме «Илиада». И некоторые исследователи обоснованно утверждают, что третейский суд предшествовал государственному.

В настоящее время в мире существуют много различных третейских судов (негосударственных коммерческих арбитражей). При всем разнообразии исходное положение у них едино: две стороны спора о праве просят третьего рассмотреть и разрешить их конфликт. Отсюда и название третейского суда — суд третьего.

Поэтому выбирая третейского судью, обращающиеся лица заранее согласны подчиниться его решению. Если в российском законодательстве избираемые сторонами судьи и суды именуются третейскими, то за границей наши третейские суды принято называть арбитражем. В России государственный коммерческий суд назван арбитражем, а арбитраж в западном смысле назван третейским судом.

На первый взгляд кажется, что перепутаны всего лишь названия, однако на практике это порождает определенные сложности как с западными странами, так и в нашей стране, поскольку Нью-Йоркская конвенция 1958 г. не распространяется на решения государственных судов. Слово «суд» за границей применяется только к государственным структурам, а слово «арбитраж» — только к структурам внесудебного разрешения спора.

То есть арбитраж — это процедура внесудебного предпринимательского разрешения спора.

Третейский суд может создаваться для рассмотрения и разрешения отдельного, разового дела, после разрешения которого он прекращает существование (т. е. случайный суд, суд ad hoc). Третейский суд может быть институционным и постоянно действующим, когда заранее в установленном порядке сформирован состав третейских судей, и сторонам предоставляется возможность выбирать из объявленных лиц судью для своего дела.

Бесспорно, что постоянно действующие третейские суды более предпочтительны. Если, например, судьей ad hoc может стать человек без юридического образования и опыта судейской работы, то в постоянно действующие суды включаются авторитетные юристы, профессионалы высокой квалификации, что сказывается на качестве их работы.

В настоящее время в России принят Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Закон), который регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации. Действие данного закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

Кроме того, при Торгово-промышленной палате РФ созданы и действуют Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия, предназначенные для разбирательства споров в области международной торговли и мореплавания.

Также институционными третейскими судами для разрешения экономических споров являются Третейский суд при Союзе юристов России, Третейский суд Ассоциации российских банков, Третейский суд Союза акционерных обществ, Третейский суд при Московской товарной бирже и др.

Третейские суды, представляющие собой общественные образования и не обладающие судебной властью, поскольку не осуществляют правосудие, успешно функционируют наряду с судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Потребность в третейской процессуальной форме защиты субъективных прав может возникнуть в случаях, когда спорящие стороны по тем или иным причинам не устраивает гражданская юрисдикция государства. Например, иностранные лица, проживающие в какой-либо стране, предпочитают возникший между ними юридический спор разрешать в третейском порядке, а не в официальном суде иностранного государства.

Обращение к третейским судьям может быть вызвано также недоверием к профессиональной квалификации государственных судей, их незнанием особенностей подлежащего разрешению хозяйственного (экономического, торгового) спора.

Однако названные случаи довольно редки, значительно чаще в третейских судах разрешаются споры, возникающие в международном частном праве. Такие споры по общему правилу неподведомственны национальной государственной юрисдикции, а могут быть рассмотрены на международно-договорной основе третейскими судами (международным коммерческим арбитражем).

Третейское судопроизводство создано для рассмотрения и разрешения споров о праве и потому является исковым. Для него обязательны иск, истец, ответчик, исковые средства защиты права, что сближает производство третейских судов с гражданским процессом. Можно говорить о том, что третейское судопроизводство составляет подотрасль российского гражданского процессуального права. Сказанное относится только к третейским судам, созданным и действующим на основании отечественных законов.

Юрисдикционные органы, сформированные на международно-договорной основе, не могут быть включены в национальную судебную систему.

Преимущества третейского суда. К числу преимуществ третейского суда перед государственным арбитражным судом следует отнести прежде всего быстроту и экономичность третейской процедуры, а также предоставляемую участникам спора возможность выбора судей.

Процедура третейского разбирательства основана на принципах защиты интересов конкретных участников имущественного оборота.

В третейских судах отсутствуют апелляционные, кассационные и надзорные инстанции, а спор по существу и окончательно разбирается избранным сторонами составом суда (или единоличным судьей) в одной инстанции.

Стороны вправе выбрать себе судей как из числа лиц, значащихся в списке постоянно действующего третейского суда, в который включены наиболее авторитетные и известные практики и ученые, так и любых иных лиц, обладающих необходимой для этого квалификацией. Назначенные каждой из сторон судьи избирают затем возглавляющего их председателя состава.

Такие судьи не зависимы от сторон спора и, не будучи их представителями, обеспечивают объективное и квалифицированное рассмотрение спора.

Размер третейского сбора существенно ниже размера госпошлины, подлежащей уплате в государственных арбитражных судах.

Кроме того, в третейских судах лучше учитывается специфика предпринимательских отношений, обеспечивается соблюдение коммерческой тайны, так как разбирательство по общему правилу носит закрытый характер, решения третейского суда чаще всего не публикуются, а если и публикуются, то без указания спорящих сторон, а также иных сведений, позволяющих определить стороны.

В процессе рассмотрения спора активнее используется принцип состязательности сторон. Важнейшими основаниями для принятия решения третейским судом являются договоры, торговые обычаи.

Читайте также:  Возмещение расходов на аренду жилья

Компетенция третейского суда. По соглашению сторон в третейский суд при Торгово-промышленной палате РФ могут передаваться споры, подведомственные арбитражным судам в соответствии с Законом РФ «Об арбитражном суде», АПК, межгосударственными соглашениями и международными договорами, кроме споров, вытекающих из административных правонарушений.

Право на обращение в третейский суд принадлежит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации и других странах, входящих в СНГ.

Третейское разбирательство споров граждан также регулируется Законом. На разрешение третейского суда могут быть переданы любые споры о праве между гражданами, за исключением споров, возникающих из трудовых и брачно-семейных отношений.

Соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда оформляется в виде третейского соглашения. Третейский суд образуется по выбору сторон в составе одного судьи или нескольких судей. В качестве третейского судьи может быть избран любой совершеннолетний дееспособный гражданин.

Третейский суд не связан процессуальными правилами, установленными ГПК. Но он не может решить дела, не выслушав объяснения стороны, кроме случаев, когда она уклоняется от явки в суд. Решение третейского суда выносится большинством голосов, излагается письменно и подписывается всеми судьями.

Если должник не исполняет добровольно решения третейского суда, взыскатель может обратиться в этот суд с просьбой о выдаче исполнительного листа. На практике третейское разбирательство споров между гражданами не получило применения.

В третейских судах отсутствуют апелляционные, кассационные и надзорные инстанции, а спор по существу и окончательно разбирается избранным сторонами составом суда или единоличным судьей в одной инстанции.

Третейский суд: что это такое?

Для того, чтобы разгрузить судебную систему во всем мире существуют негосударственные альтернативные суды. В нашей стране с 2002 года такие суды тоже стали возможны благодаря тому, что был принят Федеральный Закон «О третейских судах в Российской Федерации».

После принятия закона прошло уже 11 лет. Но до сих пор о третейских судах широкой общественности почти ничего неизвестно.

Так что же такое – третейский суд? Чем он занимается? Чем отличается от обычного суда?

Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. Третейский суд – это и есть основательно забытый опыт наших предков. Многие считают, что третейские суды впервые появились в Англии и Франции в конце XVII – начале XVIII веков. Но в России третейские суды известны еще с ХII века. Именно тогда появились выборные торговые третейские суды ивановского купечества, позднее – смешанные третейские суды для рассмотрения споров между новгородскими и немецкими купцами. Древнейшим и наиболее известным нормативным актом о третейском разбирательстве считается Договорная грамота великого князя Дмитрия Донского с князем Серпуховским Владимиром Храбрым от 1362 года.

Современный третейский суд представляет собой негосударственный способ защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Это не только альтернатива государственному суду, но и хорошее дополнение к системе государственного судопроизводства. Рассматривают дела в третейском суде такие же квалифицированные специалисты, как и в государственном. Из названия ясно, что это суд третьего лица, избираемого спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

В третейских судах рассматриваются гражданско-правовые и экономические споры. Но особенно эффективно в третейских судах разбираются споры «бытового» характера. Например, когда между двумя соседями возникает спор по поводу границы их земельных участков.

Третейские суды бывают постоянно действующие и созданные для разрешения конкретного спора, причем на основании действующего законодательства. Самой распространенной формой существования третейских судов являются постоянно действующие третейские суды, созданные при организациях, в которые могут обратиться как граждане, так и юридические лица по соглашению между спорящими сторонами. Решения третейских судов являются обязательными для исполнения, а также обеспечиваются силой принудительного исполнения государством, если участник спора отказывается исполнить его добровольно. Хотя такое бывает крайне редко.

Третейский суд позволяет быстро, справедливо и эффективно разрешать возникающие конфликтные ситуации. При этом участники спора часто сохраняют нормальные отношения друг с другом. Основной метод разрешения споров в третейском суде – достижение сторонами мирового соглашения. Около 80 процентов дел, которые проходят через третейский суд, заканчиваются мировыми соглашениями!

Процедура рассмотрения споров в третейских судах значительно упрощена, что позволяет экономить время, силы и, что немаловажно, деньги. Рассмотрение дела длится не несколько месяцев, как в обычных судах, а в течение месяца. Госпошлины нет, только третейский сбор. Да и дорогостоящих адвокатов к процессу не всегда надо привлекать.

Третейским судьям стороны должны доверять. Поэтому звание третейского судьи – это, прежде всего, категория моральная. А доверять право на разрешение спора стороны будут тому, кого считают справедливым и честным. В этом особенность третейского процесса.

Третейское рассмотрение спора имеет место, только когда обе стороны добровольно соглашаются, что их спор будет рассмотрен третьим лицом. Обращение к третейскому суду – это, прежде всего приход к согласию о доверии конкретному третейскому судье.

Если же третейский судья будет уличен во взяточничестве (или у него будет какая-то другая дурная слава), то доверие к такому суду пропадет, и стороны обратятся в другой суд. Это заставляет сами третейские суды очень ревностно следить за своей репутацией, которая у них должна быть безупречной. Иначе они просто лишатся клиентов. Поэтому взятки в третейских судах экономически не выгодны.

Вообще данная категория судов развиваются тогда, когда развивается гражданское общество. Чем большее количество споров рассматривается, не прибегая к государственным судам (то есть при помощи третейских судов), тем уровень самоорганизации общества выше. По состоянию третейских судов можно судить об уровне демократичности страны.

К тому же там, где третейские суды нормально работают, существенно снижается нагрузка на государственные суды. Ведь, чем больше споров рассматривается вне государственной судебной системы, тем меньше нагрузка на обычных судей. Поэтому институты третейского рассмотрения активно используются во всех странах мира!

Десять лет назад, в 2003 году, в Смоленске появился первый постоянно действующий Третейский суд. Он, как и все российские третейские суды, тоже вначале испытывал серьезные трудности в работе. По мнению председателя Смоленского Третейского суда Людмилы Зайцевой, в нашей стране не все так гладко с реализацией Закона «О третейских судах», и зачастую третейским судам мешают работать другие коллеги-юристы. Например, Арбитражные суды опасаются, что, если третейские суды встанут на ноги, то государственный арбитраж окажется ненужным.

«Мы мешаем государственным органам в создании монополии и создаем сильную конкуренцию обычным судам: ведь третейский суд рассматривает дела с недвижимостью во много раз быстрее, чем они, – объясняет Людмила Зайцева. – И мы это делаем не менее качественно. То есть у нас граждане и организации быстрее и дешевле решают свои проблемы, поэтому людям выгоднее обращаться в третейский суд.

Поэтому некоторое время назад на нас оказывалось сильное давление. Целью этих нападок являлось желание определенных кругов значительно уменьшить компетенцию третейских судов. К тому же мы сужаем поле коррупции, потому на нас и давили».

И получается, что с одной стороны, государство приняло Закон «О третейских судах в Российской Федерации», то есть проявило волю и желание иметь такие суды в нашей стране, а, с другой стороны, само же теперь не дает им нормально работать. Обычная российская история…

Рассмотрение дела длится не несколько месяцев, как в обычных судах, а в течение месяца.

Компетенция третейского суда

Согласно ст. 16 ФЗ третейский суд может сам принять постановление о своей компетенции , в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения.

Арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, признается соглашением, не зависящим от других условий договора. Принятие арбитражного решения о том, что договор недействителен, само по себе не влечет недействительность арбитражного соглашения.

Заявление об отсутствии у третейского суда компетенции может быть сделано соответствующей стороной арбитража не позднее представления ею первого заявления по существу спора. Избрание (назначение) стороной арбитра или ее участие в избрании (назначении) арбитра не лишает сторону права сделать такое заявление. Заявление о том, что третейский суд превышает пределы своей компетенции, должно быть сделано, как только вопрос, который, по мнению стороны, выходит за эти пределы, будет поставлен в ходе арбитража. Третейский суд может в любом из этих случаев принять заявление, сделанное позднее, если он сочтет задержку оправданной.

Третейский суд может принять постановление по заявлению о превышени третейским судом пределов своей компетенции

    • либо как по вопросу предварительного характера,
    • либо в решении по существу спора.

Если третейский суд принимает постановление по вопросу предварительного характера, что он обладает компетенцией, любая сторона может в течение одного месяца после получения уведомления о принятии этого постановления подать заявление в компетентный суд о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции. Стороны, арбитражное соглашение которых предусматривает администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, могут своим прямым соглашением исключить такую возможность. Предъявление в суд указанного заявления само по себе не препятствует третейскому суду продолжать арбитраж и принять арбитражное решение.

Ст. 17 ФЗ устанавливает полномочие третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер по заявлению любой стороны, если стороны не договорились об ином.

Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с указанными мерами. Постановления и иные процессуальные акты третейского суда о принятии обеспечительных мер подлежат выполнению сторонами.

Осно вания отмены исчерпывающе перечислены в ст.

Дорогой процесс

Если рассмотрение спора в государственных структурах облагается государственной пошлиной в размерах, установленных Налоговым кодексом, то рассмотрение спора третейским судом облагается третейским сбором, устанавливаемым только третейским судом (либо третейским договором, подписанным вместе с арбитрами). Чаще всего рассмотрение в третейском суде стоит в разы дороже рассмотрения в государственном.

Обычно, расходы на третейские разбирательства состоят из третейского и административного сборов. Каждый суд самостоятельно определяет их состав и размер. Перед подачей иска в конкретный суд или перед заключением третейского договора важно предварительно ознакомиться с регламентом такого суда и положением о третейских сборах.

Однако есть и такие третейские суды (обычно, не имеющего авторитета, но решения которых имеют такую же силу), которые предлагают куда более низкие ставки третейских сборов, даже меньше государственной пошлины.

Чаще всего рассмотрение в третейском суде стоит в разы дороже рассмотрения в государственном.

Понятие и значение третейского разбирательства.

Третейское разбирательство является одной из форм разрешения споров участниками гражданского оборота, которая формируется по соглашению между ними.

Основные черты третейского разбирательства:

  • осуществляется негосударственными органами;
  • является способом разрешения гражданско-правового спора;
  • избирается сторонами для разрешения спора в особой, согласованной сторонами, процессуальной форме (н. р. заключение отдельного договора);
  • осуществляется физическими лицами, которые избраны в качестве третейских судей;
  • разбирательство характеризуется упрощѐнной процедурой и конфиденциальностью.
  • деятельность третейского разбирательства осуществляется на началах самоокупаемости, т.е. все расходы покрываются сторонами;
  • не все споры могут быть предметом рассмотрения в третейском суде;
  • сторонами третейского разбирательства могут быть физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели;
  • в случаях, предусмотренных законом, при третейском разбирательстве стороны могут получить поддержку со стороны государственных судов (н. р. выдача исполнительного листа, обеспечение иска).

Третейский суд – это негосударственный способ разрешения гражданско-правовых споров, избранный сторонами в особой согласованной ими процессуальной форме, в отношении которого государственные суды осуществляют, в пределах, установленных законом, функции содействия и контроля.

Источники деятельности третейских судов:

  • федеральное законодательство (ст. 11 ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, ФЗ «О третейских судах РФ» от 24.07.2002 г. №102 – ФЗ);
  • акты локального уровня (регламенты, принятые в самих третейских судах).

Виды третейских судов.

По предмету третейского разбирательства:

  • третейские суды, рассматривающие внутренние споры, т.е. с участием исключительно российских лиц;
  • международные коммерческие арбитражи (суды, рассматривающие споры с иностранными лицами, либо с Российскими лицами, но с иностранными инвестициями).

По времени действия:

  • постоянно действующие (создаются торговыми палатами, биржами, предприятиями, учреждениями);
  • третейские суды для рассмотрения конкретного спора (создаются сторонами для разрешения определенного спора. Стороны соглашения сами устанавливают правилам, по которым будет проходить разрешение спора. При этом, такие правила не должны противоречить закону).

В зависимости от специализации:

  • третейские суды, рассматривающие конкретный спор;
  • третейские суды, рассматривающие любые споры, подведомственные им.

По субъектному составу:

  • третейские суды, рассматривающие дела только с участием юридических лиц;
  • третейский суды, рассматривающие дела и между юридическими, и между физическими лицами;
  • третейские суды, рассматривающие дела только с участием физических лиц;
  • третейские суды, рассматривающие дела, независимо от субъектного состава.

Порядок образования и деятельности третейских судов.

Данный порядок различается, в зависимости от вида третейского суда (постоянно действующий третейский суд, либо суд, создаваемый для решения конкретного спора).

Постоянно действующие третейские суды могут быть образованы уже созданной в соответствии с законодательством организацией. Они считаются созданными, когда юридическое лицо: приняло решение об образовании суда, утвердило положение о постоянно действующем третейском суде, утвердило список судей.

Постоянно действующий третейский суд не может быть образован при федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов и органах местного самоуправления.

Регистрация для начала деятельности третейского суда не нужна. Под его образованием понимается оформление третейского разбирательства, как одного из видов деятельности, имеющего статус юридического лица, организации, созданной в соответствии с законодательством.

После образования третейского суда, организация, при которой он образован, направляет в компетентный суд копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда (решение об образовании, положение и список судей).

Читайте также:  Цели и функции юридической ответственности

Компетентным судом признается государственный суд, осуществляющий деятельность на территории расположения постоянно действующего третейского суда. Дата получения документов компетентным судом не влияет на дату образования постоянно действующего третейского суда.

В свою очередь, третейский суд для рассмотрения конкретного спора образуется по соглашению сторон.

не все споры могут быть предметом рассмотрения в третейском суде;.

Что такое третейский суд

Словосочетание знакомо всем, но понимают его лишь единицы, которые, как правило, с ним сталкивались в той или иной плоскости. Вообще, сама возможность альтернативы государственной юстиции скорее более применима в странах с прецедентным правом, где мнение третьего лица, обладающего признанием и авторитетом, является не нуждающейся в доказательствах аксиомой. Собственно, третейское судейство и есть это самое мнение, но не будем забегать вперед.

Понятие третейского суда.

Суть третейского судопроизводства

Основными источниками регулирования третейского процесса в Российской Федерации являются четыре нормативных акта – Закон РФ “О международном коммерческом арбитраже”, Федеральный закон “О третейских судах в Российской Федерации”, АПК РФ, ГПК РФ.

По соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции заключительного постановления по делу (решения, определения об оставлении искового заявления без рассмотрения, определения о прекращении производства) может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом (ч.6 ст.4 АПК РФ). Указание на споры только из гражданских правоотношений означает, что подведомственные арбитражному суду дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и несостоятельности в третейском порядке вообще рассмотрению не подлежат.

В соответствии со ст.3 Федерального закона “О третейских судах в РФ” в Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

Третейские суды для разрешения конкретного спора создаются сторонами, которые, в принципе, могут самостоятельно определять порядок их образования и правила разбирательства споров, но с соблюдением предусмотренных Федерального закона “О третейских судах в РФ” обязательных положений, не подлежащих изменению по желанию сторон.

Постоянно действующие третейские суды формируются в качестве стабильных центров, обеспечивающих третейское разбирательство конкретных категорий споров в порядке, устанавливаемом их внутренними документами. Они могут создаваться торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей и иными организациями – юридическими лицами. Вместе с тем необходимо отметить, что не допускается образование третейских судов при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Организация, создающая новый третейский суд для разрешения экономических споров, должна представить так называемому арбитражному суду, на территории которого будет находиться этот третейский суд, копии ряда документов: решение о его образовании, положение (устав, регламент) о суде, состав третейских судей.

Обязательным условием принятия третейским судом дела к своему производству является наличие соглашения о передаче на его рассмотрение и разрешение спора в целом или его отдельных частей в связи с конкретным правоотношением. Неизменное требование – заключение соглашения в письменной форме. Оно может быть закреплено подписанным сторонами отдельным документом или включением в гражданский договор статьи о передаче дела в третейский суд.

Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или действительности соглашения о передаче спора ему на рассмотрение. Если он придет к заключению об отсутствии или недействительности такого соглашения, сторонам остается только передать спор в арбитражный суд.

Процессуальные последствия наличия соглашения сторон о передаче спора третейскому суду определены п.5 ст.148 АПК РФ. Арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора арбитражному суду первой инстанции выдвинет по этому мотиву возражение против продолжения производства в суде. Более того, даже когда никакого соглашения до начала процесса в арбитражном суде не было, стороны не лишены возможности обратиться к третейской форме защиты. Они вправе заключить соответствующее соглашение вплоть до завершения процесса судом первой инстанции. В таком случае при возражении любой из сторон против рассмотрения дела арбитражным судом последний должен оставить исковое заявление без рассмотрения. Такие последствия не наступают, если арбитражный суд признает, что соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

Одним из главных элементов конструкции третейского производства является то, что стороны правового спора доверяют его рассмотрение и вынесение решения третьим лицам. Статья 8 Федерального закона “О третейских судах в РФ” содержит требования, предъявляемые к третейскому судье. Таковым может быть избрано (или назначено) полностью дееспособное физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в его исходе, независимое от сторон, согласившееся исполнять функцию третейского судьи. Председатель коллегиального состава или судья, рассматривающий дело единолично, должен иметь высшее юридическое образование. Есть и другие критерии, исключающие для гражданина возможность выступать третейским судьей: наличие судимости; привлечение к уголовной ответственности; совершение проступков, несовместимых с профессиональной деятельностью и повлекших исключение из состава работников правоохранительных органов; невозможность быть третейским судьей согласно должностному статусу, определенному федеральным законом. Стороны могут установить дополнительные требования.

Число третейских судей при рассмотрении конкретного дела должно быть нечетным. Стороны вправе определить количественный состав суда. Но если они этого не сделали, применяется общее правило, согласно которому избираются (назначаются) три судьи.

Порядок формирования состава третейского суда для рассмотрения конкретного спора регламентирован с учетом вида третейского суда. В постоянно действующем суде он предусмотрен правилами регламента (положения), в суде разовом – зависит от пожеланий сторон, руководствующихся разными мотивами (экономии расходов и т.п.). Если они не воспользовались правом определить такую процедуру или разошлись во мнениях, то при составе третейского суда из трех судей каждая сторона назначает по одному судье, а два последних избирают третьего, который затем выступает как председатель состава.

В течение 15 дней после получения просьбы от противоположной стороны сторона должна назвать третейского судью, который войдет в коллегию, либо выдвинуть или согласиться с предложенной кандидатурой единоличного судьи. Такой же срок установлен двум судьям для избрания третьего. Если надлежащие действия не совершены, третейское производство прекращается и заинтересованное лицо может составить по данному спору исковое заявление и направить его компетентному арбитражному суду.

Третейский суд должен до начала рассмотрения дела по существу определить, правомочен ли он рассматривать переданный ему спор с учетом наличия и содержания третейского соглашения. Этот вопрос заслуживает тем более особого внимания, если одна из сторон (точнее обычно ответчик) заявляет, что соглашения нет вообще или оно недействительно. Однако третейский суд, обнаруживший отсутствие у него полномочия разрешать данный спор в силу закона или правил производства, обязан независимо от наличия третейского соглашения и в любой момент прекратить процесс.

Вывод третейского суда о своей некомпетентности, изложенный в специально вынесенном определении, приводит к необходимости подачи заинтересованным лицом искового заявления в соответствующий арбитражный суд. Напротив, постановление третейского суда предварительного характера о наличии у него компетенции рассматривать спор в течение месяца может быть оспорено стороной путем подачи заявления в надлежащий арбитражный суд, который выносит определение об отмене постановления третейского суда о наличии у него компетенции или об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Исковое заявление составляется в письменной форме. Оно должно содержать дату, наименование и реквизиты сторон, обоснование компетенции третейского суда, требование и обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и подтверждающие их доказательства, цену иска (если иск подлежит оценке), перечень прилагаемых к заявлению документов и иных материалов.

Копии заявления и других приобщенных к нему документов передаются ответчику, который в срок, определенный правилами третейского разбирательства либо до первого заседания третейского суда, вправе представить истцу и в суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свою позицию. Непредставление ответчиком отзыва не является препятствием к рассмотрению спора и не считается признанием требований истца. Равным образом неявка без уважительных причин сторон (или их представителей) на заседание суда, если они были надлежащим образом извещены о его месте и времени, не препятствует вынесению третейским судом решения по спору.

Третейский суд наделяется полномочием распорядиться о принятии обеспечительных мер, если стороны не договорились об ином. После возникновения дела третейский суд по ходатайству любой из сторон может вынести определение об обеспечительных мерах в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Для реализации обеспечительных мер заинтересованному лицу надлежит обратиться к компетентному государственному суду, который рассматривает и разрешает заявление по правилам ст. ст.90 – 98 АПК РФ.

С учетом принципа диспозитивности в ходе третейского разбирательства истец вправе изменить или дополнить свои исковые требования, а ответчик – возражения на иск. Ответчик также может подать встречный иск или потребовать зачета встречного требования.

Каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которых она основывает свои требования или возражения. Но определенной активностью наделен третейский суд. Так, третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.

Третейский суд рассматривает дело в закрытом заседании, на которое отдельные посторонние лица допускаются лишь с согласия сторон.

Место разбирательства дела определяется сторонами спора или третейским судом, исходя из конкретных обстоятельств, с учетом удобства для заинтересованных лиц. В постоянно действующем третейском суде место рассмотрения дела определяется в соответствии с правилами этого суда. Участники процесса должны своевременно извещаться о заседании третейского суда с использованием средств связи, обеспечивающих фиксирование такого уведомления.

Рассмотрение третейским судом спора может завершиться не только его разрешением по существу, но и определением о прекращении производства. Ликвидировать третейское разбирательство могут стороны по взаимному согласию и без указания каких-либо мотивов. Для третейского суда преюдициальную силу, влекущую прекращение производства, имеют не только вынесенные по тождественному иску решения суда арбитражного или общей юрисдикции, но также решения другого третейского суда. Наконец, в случае участия гражданина, выступавшего стороной по делу, правопреемник его место автоматически не занимает, и процесс в третейском суде завершается без вынесения решения. Институт оставления заявления без рассмотрения третейскому судопроизводству неизвестен.

Вынесенное в третейском порядке решение подписывает состав суда. Судья, имеющий иное суждение по существу рассмотренного спора, может изложить его в письменном виде и приложить к решению суда в качестве особого мнения.

Если третейское разбирательство осуществлялось коллегиально, то решение может быть подписано большинством судей состава третейского суда, а в отношении судей, не подписавших решения, должна быть указана причина отсутствия подписей. Решение считается принятым в месте третейского разбирательства и в день, когда оно подписано третейскими судьями, входящими в состав суда. Федеральный закон “О третейских судах в РФ” предоставляет третейскому суду довольно широкую свободу объявлять сторонам только резолютивную часть решения, а полностью мотивированное решение направить сторонам в срок до 15 дней.

Нормальное решение третейского суда должно основываться на всех обстоятельствах дела, имеющих юридическое значение, подтвержденных исследованными доказательствами. Оценив представленные доказательства, суд должен прийти к правильным и однозначным выводам.

Каждая сторона получает экземпляр полного решения. Обнаруженные в решении арифметические ошибки, опечатки, иные технические погрешности исправляются по ходатайствам сторон или по инициативе суда. У стороны есть право обратиться в течение 10 дней после получения решения в тот же третейский суд за разъяснениями с уведомлением другой стороны. Третейский суд в такой же срок после получения ходатайства дает разъяснение, не изменяя содержания решения.

Неполнота решения возникает в случаях, когда некоторые требования заявлялись, однако не получили отражения в окончательном решении суда. По ходатайству одной из сторон, заявленному в течение 10 дней после получения решения, третейский суд в 10-дневный срок обязан провести заседание с уведомлением всех заинтересованных лиц и при обнаружении пробелов ликвидировать их дополнительным решением.

Дело, рассмотренное третейским судом, должно сдаваться на хранение в арбитражный суд по месту рассмотрения спора в месячный срок со дня вынесения решения или храниться в постоянно действующем третейском суде, где оно рассматривалось в течение пяти лет с даты принятия по нему решения, если в правилах не определен другой срок.

В постоянно действующем суде он предусмотрен правилами регламента положения , в суде разовом – зависит от пожеланий сторон, руководствующихся разными мотивами экономии расходов и т.

Суть третейского суда и что его отличает от государственного суда?

Третейский суд (далее в т.ч. «ТС») – это аналог государственного суда, однако, чтобы его решение можно было принудительно исполнить, необходимо получить исполнительный лист в государственном суде: арбитражном или районном. Для реализации права на рассмотрение спора в третейском суде нужно иметь на руках подписанное третейское (арбитражное) соглашение, к которому стороны могут прийти любым способом, подтверждающим их желание его заключить (в том числе обмен бумажными и электронными письмами). Третейская оговорка может иметь вид как отдельного документа, так и пункта, содержащегося в контракте, договоре или любом ином документе.

Важная отличительная особенность третейского суда от государственного — быстрый срок получения исполнительного листа.

Осведомленные юристы и руководители компаний стараются прописать третейскую оговорку в содержании договоров, заключаемых предприятием, особенно тех, что составляются по основному виду деятельности. Если она предусматривает указание на то, что решение третейского суда является окончательным, то такое решение уже нельзя будет отменить.

Осведомленные юристы и руководители компаний стараются прописать третейскую оговорку в содержании договоров, заключаемых предприятием, особенно тех, что составляются по основному виду деятельности.

Добавить комментарий