Принудительная реорганизация юридических лиц

Срок принудительной реорганизации

В действующем законодательстве РФ не содержится условий о сроке проведения принудительной реорганизации юридического лица. Некоторые положения можно найти исключительно в Федеральных Законах. Например, ФЗ ” О конкуренции” говорит о том, что решение суда подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом в указанный в решении срок, который не может быть менее чем шесть месяцев. В качестве примера можно также привести статью 37 Федерального Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в которой содержится положение о том, что принудительная реорганизация дочерних предприятий унитарных предприятий в форме присоединения проводится в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Закона. Поскольку вопрос о сроке проведения принудительной реорганизации в любом случае является принципиальным, то его необходимо закрепить на уровне закона.

Например, ФЗ О конкуренции говорит о том, что решение суда подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом в указанный в решении срок, который не может быть менее чем шесть месяцев.

Сроки отправки уведомления о реорганизации

Со дня принятия решения установлено три рабочих дня на отправку уведомления о реорганизации. Регистрирующий орган вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ тоже в определенный срок — в течение трех рабочих дней.

Отмена процедуры реорганизации действующим законодательством не предусмотрена.

После даты отправки уведомления о начале процедуры реорганизации юрлицо, находящееся в процессе реорганизации, в течение пяти рабочих дней письменно уведомляет известных ему кредиторов о происходящей ситуации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Регистрирующий орган вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ тоже в определенный срок в течение трех рабочих дней.

Принудительная реорганизация юридических лиц

В данной статье автор рассматривает вопросы, связанные с порядком проведения принудительной реорганизации юридических лиц, в случаях, предусмотренных законодательством. В частности, автор выделяет особенности порядка проведения принудительной реорганизации по сравнению с реорганизацией, проводимой по решению органов управления юридического лица. Особое внимание уделяется основным этапам процедуры принудительной реорганизации, и достаточно подробно раскрывается каждый из них.

В Российской Федерации предусмотрен такой исключительный способ регулирования отношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности, как принудительная реорганизация юридических лиц, которая может быть проведена исключительно в форме разделения или выделения.

Принудительная реорганизация в соответствии с действующим законодательством может применяться в качестве меры ответственности, применяемой к организации, допускающей недобросовестную конкуренцию или злоупотребление доминирующим положением 1 ; в случае нарушения порядка получения предварительного согласия или последующего уведомления антимонопольного органа о реорганизации хозяйствующих субъектов 2 ; в сфере электроэнергетики как средство демонополизации рынка электрической энергии (мощности) 3 ; в банковской сфере в целях недопущения банкротства банковской организации 4 .

Анализ правового регулирования принудительной реорганизации, а также правоприменительной практики позволяет выделить и описать основные этапы ее проведения.

Прежде всего процесс принудительной реорганизации отличается от добровольной реорганизации юридических лиц в форме разделения или выделения рядом особенностей, среди которых следует отметить следующие:

  • отсутствие действий, связанных с подготовкой реорганизации, осуществляемых реорганизуемым обществом;
  • необходимость сочетания в решениях совета директоров и общего собрания акционеров требований действующего законодательства и решения о принудительной реорганизации (в частности по срокам и содержанию);
  • параметры реорганизации определяются органами управления общества с учетом решения о принудительной реорганизации;
  • в случае невыполнения решения о реорганизации или уклонения от проведения реорганизации процесс может корректироваться путем назначения внешнего управляющего и иными способами.

Наличие указанных особенностей не означает, что порядок принудительной реорганизации будет коренным образом отличаться от добровольной, – набор и последовательность этапов должны сохраняться, чтобы обеспечить выполнение юридического состава правопреемства.

В качестве первого этапа необходимо выделить инициирование принудительной реорганизации, которое осуществляется либо путем обращения уполномоченного органа (должностного) лица в суд с исковым заявлением в порядке п. 2 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) , либо путем принятия самостоятельного решения. В настоящее время таким уполномоченным органом является ФАС России.

Следуя логике принятия решений органом государственной власти, такому решению должно предшествовать поступление информации об имеющихся основаниях для применения принудительной реорганизации.

Информационным поводом для начала процедуры принудительной реорганизации могут являться:

  • результаты плановых проверок, проводимых органами антимонопольного регулирования в соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»);
  • результаты рассмотрения обращений за предварительным согласием или уведомлений о совершенных сделках;
  • информация и поручения других уполномоченных органов государственной власти о проведении проверок или о принятии мер;
  • обращения и заявления частных лиц, в том числе в отношении лиц, осуществляющих недобросовестную конкуренцию;
  • информация в СМИ, из иных открытых источников.

Столь широкий круг информационных источников обусловлен тем, что действующими нормативными правовыми актами, в том числе определяющими порядок функционирования органов антимонопольного регулирования, порядок инициирования процедуры принудительной реорганизации специально не регламентируется. Поэтому начало работы уполномоченного органа по рассмотрению вопроса о принудительной реорганизации не нуждается в каком-либо формальном обосновании.

На практике органы ФАС России коллегиально принимают решения о принудительной реорганизации или об обращении в суд с соответствующим исковым заявлением. На необходимость принятия коллегиального решения в отношении нарушений антимонопольного законодательства указано в главе 9 ФЗ «О защите конкуренции».

При этом антимонопольным органом не применяются положения главы 9 ФЗ «О защите конкуренции», определяющей порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении реорганизации хозяйствующих субъектов. Например, формально при принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность в сфере электроэнергетики, речь идет не о нарушении антимонопольного законодательства, а о нарушении требований отраслевого законодательства. Однако на необходимость принятия решения коллегиальным составом указано в письме руководителя ФАС России И. Ю. Артемьева от 1 декабря 2006 г. № ИА/20502 «Вопросы разделения конкурентных и естественно монопольных видов деятельности в электроэнергетике» , которое, однако, не является нормативно-правовым актом.

Учитывая, что к настоящему моменту ст. 38 ФЗ «О защите конкуренции» еще ни разу не применялась, сложно сказать, будет ли антимонопольный орган руководствоваться положениями главы 9 при рассмотрении таких дел, поскольку основанием для осуществления принудительной реорганизации является не нарушение требований законодательства, а определенный набор фактических обстоятельств (который не всегда может образовывать состав антимонопольного нарушения).

В США принята практика, в соответствии с которой наиболее распространенным основанием для решения о реорганизации компании являются предварительные консультации и переговоры со сторонами или судебные разбирательства.

Так, в своем пресс-релизе № 99-176 от 07.05.2009 Министерство юстиции США сообщило о том, что достигнуто соглашение с компаниями Bell Atlantic и GTE о порядке обеспечения конкурентных условий при слиянии двух компаний. Министерство обязало обе компании осуществить в 9 штатах выделение структур, занимающихся беспроводной телефонной связью. Система мер по разделению бизнеса (divestiture package) была признана министерством необходимым предварительным этапом для того, чтобы разрешить последующее слияние Bell Atlantic и GTE. Переговорам сторон предшествовала подача министерством иска в соответствии со статьей 7 Акта Клейтона, запрещающей осуществление слияний, которые могут привести к устранению конкуренции (на момент подачи иска слияние было только объявлено). Разделение должно было быть осуществлено путем продажи активов в течение 180 дней, после истечения этого срока они должны были быть переданы доверительному управляющему, назначенному министерством, для осуществления их окончательной реализации.

Принятие судом решения о принудительной реорганизации осуществляется в порядке искового производства, при этом действующим законодательством не определены какие-либо особенности рассмотрения подобных дел. Представляется, что к обстоятельствам, входящим в предмет доказывания, в первую очередь должны быть отнесены обстоятельства наличия/отсутствия оснований для принятия решения о принудительной реорганизации, предусмотренных законом.

Действующее законодательство не распределяет бремя доказывания между сторонами в ходе рассмотрения заявления о принудительной реорганизации. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом соответствующего акта или решения, возлагается на него только в случае оспаривания принятого акта. В то же время, из общих положений Арбитражного процессуального кодекса РФ (статья 65) следует, что лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.

Поэтому орган государственной власти, обратившийся в суд с заявлением о принудительной реорганизации, должен самостоятельно доказать наличие всех обстоятельств, которые свидетельствуют о наличии оснований для ее применения. Поскольку рассмотрение заявления осуществляется в общем порядке искового производства, отсутствие таких доказательств не должно компенсироваться «активной» позицией суда, самостоятельно исследующего все обстоятельства дела, а должно привести к отказу в удовлетворении заявления.

В отношении принудительной реорганизации по решению суда представляется необходимым конкретизировать, кто именно имеет право на обращение в суд с подобными требованиями, то есть кто имеет материальное право на иск.

Прежде всего, правом на обращение с подобного рода заявлениями обладают органы государственной власти, к полномочиям которых прямо отнесены такие обращения. В настоящее время к таким органам относится Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Судебные органы имеют право принимать решения о принудительной реорганизации только в случаях, предусмотренных законом.

Поскольку единственным правовым основанием для предъявления требования о принудительной реорганизации юридического лица является наличие обстоятельств, предусмотренных соответствующим отраслевым законом, право на иск подлежит установлению на основании такого закона. В настоящее время принудительная реорганизация по решению суда осуществляется только в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции» по обращениям органа, обладающего полномочиями в сфере антимонопольного регулирования. Следовательно, все исковые заявления о принудительной реорганизации, поступающие в судебные органы от иных лиц, не подлежат рассмотрению.

Какие требования предъявляются к решению о принудительной реорганизации? Законодательно такие требования не определены (за исключением требований к форме и содержанию судебного решения).

Представляется, что требования к форме и содержанию решения о принудительной реорганизации должны устанавливаться исходя из двух факторов: (1) цели осуществления принудительной реорганизации (демонополизация рынка, прекращение злоупотребления доминирующим положением, разделение видов деятельности), в соответствии с которыми определяются форма и порядок проведения реорганизации; (2) фактических обстоятельств рассматриваемого дела, исходя из которых определяется степень необходимого вмешательства со стороны органа государственной власти в деятельность хозяйствующего субъекта и соответствующий ей уровень конкретизации параметров реорганизации.

Исходя из этого, решение о реорганизации может быть сформулировано как в самом общем виде, так и достаточно развернуто. Например, при принятии решения о принудительной реорганизации в сфере электроэнергетики суд может либо указать на то, что «необходимо осуществить принудительную реорганизацию общества в форме выделения, с передачей создаваемому в результате выделения обществу функций по передаче электроэнергии и права собственности на имущество, необходимое для осуществления указанных функций», либо указать конкретные перечни имущества, сроки принятия соответствующих решений и осуществления реорганизации в целом.

Несмотря на то, что действующим законодательством не установлены какие-либо особые требования к содержанию решения суда о принудительной реорганизации юридического лица, представляется, что такое решение в любом случае должно содержать не только срок исполнения (в соответствии с п. 3 ст. 38 ФЗ «О защите конкуренции» он не может быть менее чем шесть месяцев), но и обоснование наличия совокупности оснований и условий, необходимых для принятия решения о принудительной реорганизации, порядок и условия его исполнения, в том числе состав выделяемого имущества, способ размещения акций вновь создаваемого общества и т. п.

Следует отметить, что до введения в действие Федерального закона «О защите конкуренции» решение о принудительной реорганизации могло приниматься непосредственно антимонопольным органом (ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г. № 948-1 ).

Однако, лишив государственные органы полномочий по принятию решения о принудительной реорганизации, законодатель не урегулировал вопросы, связанные с исполнением решения суда. Когда решение о принудительной реорганизации принималось уполномоченным государственным органом (ФАС России), в случае неисполнения такого решения в установленный срок у антимонопольного органа была возможность обратиться в суд, и во исполнение решения о принудительной реорганизации суд, в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК РФ, был вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом и поручить ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.

Гражданский кодекс РФ наделяет правом обращения с иском в суд только уполномоченный государственный орган, принявший решение о принудительной реорганизации. Поскольку в настоящее время решение о принудительной реорганизации принимается судом, а не антимонопольным органом, то отсутствует субъект, обладающий правом на обращение в суд с иском о принудительном исполнении решения суда о принудительной реорганизации. Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» также не предусматривает механизмов исполнения решения суда о принудительной реорганизации.

В связи с этим нормы статьи 57 Гражданского кодекса РФ предлагается дополнить положениями, согласно которым принудительная реорганизация может осуществляться по решению суда по иску уполномоченного государственного органа, а также указанием на возможность назначения внешнего управляющего в случае нарушения обществом сроков для осуществления реорганизации в соответствии с принятым решением.

Как следует из анализа нормы п. 2 ст. 57 ГК РФ, на организацию, в отношении которой принято решение о принудительной реорганизации, возлагается его исполнение, то есть проведение процедуры реорганизации.

Следует отметить, что ни органы ФАС России, ни какие-либо другие органы государственной власти не имеют полномочий по участию в процедуре принудительной реорганизации, осуществляемой на основании принятого решения, за исключением случая, когда организация уклоняется от исполнения решения и назначается внешний управляющий.

Согласно п. 2 ст. 57 ГК РФ, внешний управляющий назначается для осуществления управления делами общества, что означает, что он наделяется полномочиями принимать решения по вопросам деятельности общества, связанным с осуществлением реорганизации. Управление делами при принудительной реорганизации понимается в специальной литературе как совокупность действий внешнего управляющего, направленных на осуществление разделения хозяйствующего субъекта в соответствии с решением суда .

Читайте также:  Срок действия договора аренды земельного участка

Деятельность внешнего управляющего по реорганизации юридического лица действующим законодательством не регламентируется, в этой связи представляется логичным, что с момента назначения внешнего управляющего соответствующая часть полномочий органов управления юридического лица прекращается. При этом сохраняются полномочия у контрольных и ревизионных органов общества.

На основании изложенного можно составить последовательную схему проведения процедуры принудительной реорганизации:

1 СЗ РФ. 1994 г. № 32. Ст. 3301.
2 СЗ РФ. 2006 г. № 31 (ч. 1). Ст. 3434.
3 http://fas.gov.ru/files/10063/1_Pis_mo__G.N._Gudkovu.doc
4 Bell Atlantic – одна из крупнейших американских телефонных компаний, контролирующих рынок услуг телефонной связи во таких штатах США, как Коннектикут, Делавэр, округ Колумбия, Мэн, Мэриленд, Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Вермонт, Виргиния и Западная Виргиния. Компания также является 4-м в США оператором сотовой связи, лидируя в таких штатах, как Аризона, Северная Каролина, Нью-Мексико, Южная Каролина, Техас.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2010

необходимость сочетания в решениях совета директоров и общего собрания акционеров требований действующего законодательства и решения о принудительной реорганизации в частности по срокам и содержанию ;.

Общая характеристика оснований и порядка реорганизации юридического лица

В отличие от индивидуальных предпринимателей, прекращение деятельности которых по общему правилу не предполагает правопреемства, хозяйствующие субъекты – юридические лица могут как полностью прекратить предпринимательскую деятельность (в результате ликвидации), так и иметь правопреемников в отношении их имущества и обязательств.

Реорганизация является таким способом прекращения деятельности юридического лица, при котором его права и обязанности переходят к другим юридическим лицам в порядке универсального правопреемства.

Реорганизация – преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия (Современный экономический словарь).

Вопрос о правовой природе реорганизации (а следовательно, об основаниях и порядке ее оспаривания) является в юридической науке дискуссионным.

Реорганизация юридического лица может рассматриваться:

  • в качестве сделки;
  • как акт правопреемства и представляет собой сложный юридический состав, который может включать в себя такой юридический факт, как сделка (например, договор присоединения или слияния).

В отсутствие законодательного закрепления понятия “реорганизация” представляется возможным сформулировать следующее ее определение.

Реорганизация представляет собой совокупность юридически значимых действий учредителей юридических лиц и государственных органов, направленных на осуществление перехода прав и обязанностей юридических лиц к другим юридическим лицам в порядке правопреемства, а также совершаемых уполномоченным государственным органом актов государственной регистрации создания и ликвидации юридических лиц, изменений к их учредительным документам.

Статья 57 ГК РФ устанавливает основания реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования):

  • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
  • по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (в случаях, установленных законом, в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц).

Таким образом, в зависимости от основания и субъекта, принимающего решение об осуществлении реорганизации, можно выделить две разновидности реорганизации:

  1. добровольную;
  2. принудительную.

Среди нормативно-правовых актов, регулирующих реорганизацию юридических лиц, прежде всего необходимо назвать ГК РФ, ст. ст. 57-60 которого;

  • содержат общие положения о реорганизации;
  • определяют порядок правопреемства при реорганизации юридических лиц;
  • регулируют содержание передаточного акта и разделительного баланса;
  • устанавливают гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации.

ГК РФ устанавливает следующие пять форм (способов) реорганизации:

  1. слияние;
  2. присоединение;
  3. разделение;
  4. выделение;
  5. преобразование.

При осуществлении реорганизации в формах слияния, присоединения, разделения, преобразования происходит прекращение деятельности юридического лица.

Реорганизация в форме выделения не предполагает прекращения существования юридического лица, из которого произошло выделение.

Порядок осуществления и конкретные формы реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм установлены отдельными законодательными актами, к которым относятся:

  1. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”;
  2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”;
  3. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ “О производственных кооперативах”;
  4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”;
  5. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” и т.д.

Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции”).

Ст. 50 НК РФ определяет правовые последствия реорганизации для исполнения обязанностей по уплате налогов, детализирует их применительно к различным формам реорганизации. Так, по общему правилу обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками). В то же время при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

Среди источников правового регулирования реорганизации важное место занимают акты Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 “О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” утверждены Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации. Порядок принятия решений о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий установлен в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 “О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия”.

Особенности правопреемства при осуществлении реорганизации регулируются ст. 58 ГК РФ. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. В результате присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. В случае выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Необходимо отметить, что действующее законодательство содержит определенные ограничения для преобразования коммерческих и некоммерческих организаций в иные организационно-правовые формы, а также прямо предписывает случаи, когда возможно изменение вида юридического лица – его преобразование из некоммерческой организации в коммерческую, и наоборот. Так, общее правило ст. 68 ГК РФ о преобразовании хозяйственных товариществ и обществ только в хозяйственные товарищества и общества другого вида или производственные кооперативы конкретизируется в положениях ст. 92 ГК РФ о том, что общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или производственный кооператив. В соответствии со ст. 34 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. От преобразования как формы реорганизации необходимо отличать изменение вида юридического лица в рамках одной организационно-правовой формы, происходящее, в частности, при преобразовании закрытого акционерного общества в открытое.

В п. 2 ст. 57 ГК РФ предусмотрен механизм реализации принудительной реорганизации . Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

В числе норм, направленных на обеспечение прав кредиторов реорганизуемых юридических лиц, необходимо назвать в первую очередь требование п. 1 ст. 59 ГК РФ, согласно которому передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Гарантиям прав кредиторов юридического лица при его реорганизации посвящена также ст. 60 ГК РФ, в соответствии с которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Порядок осуществления прав кредиторов конкретизируется в законах, регламентирующих правовое положение юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Так, по общему правилу обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником правопреемниками.

В каких формах может быть проведена реорганизация?

  1. Слияние: две и более организации лиц объединяются в новое юридическое лицо, при этом все объединяющиеся организации прекращают свое существование, а их права и обязанности переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
  2. Присоединение: одна организация присоединяется к другой, при этом к последней переходят права и обязанности присоединяемого юридического лица, прекращающего своё существование в результате присоединения.
  3. Разделение: одно юридическое лицо делится на несколько новых, прекращая своё существование, а его права и обязанности переходят к вновь возникшим организациям.
  4. Выделение: новое юридическое лицо (или несколько новых) выделяется из уже существующего, при этом существующее юридическое лицо своего существования не прекращает – в этом состоит основное отличие от данной формы реорганизации от разделения. Часть прав и обязанностей существующего юридического лица при такой форме реорганизации переходит к вновь возникшей (выделившейся) организации.
  5. Преобразование: существующее юридическое лицо меняет свою организационно-правовую форму (ОПФ), т.е. прекращается его существование в прежней форме. Формально при этом возникает новое юридическое лицо (с иным регистрационным номером и т.п.), но фактически права и обязанности данной организации в отношении других лиц не меняются (за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей, если их изменения требует новая ОПФ).

Кроме того, согласно ГК РФ (пункт 1 статьи 57) допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм.

Согласно пункту 2 статьи 57 ГК РФ, принудительная реорганизация юридического лица включает следующие этапы.

Принудительная реорганизация

Принудительная реорганизация встречается довольно редко, обычно она применяется антимонопольными органами в целях развития конкуренции на отечественных рынках и недопущения установления монопольного положения хозяйствующих субъектов.

Представляется возможным выделить следующие случаи принудительной реорганизации хозяйственных обществ, инициированной антимонопольными органами.

В случае нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок и иных предусмотренных законом действий.

В рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией антимонопольный орган выдает предварительное согласие на осуществление целого ряда действий, связанных со слиянием, присоединением и созданием коммерческих организаций (ст. 27 Закона о защите конкуренции). В том случае, если коммерческая организация была создана без получения указанного предварительного согласия, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с требованием о ее реорганизации в форме выделения или разделения (п. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции). Исковое заявление направляется в судебные органы только в том случае, если создание организации привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Следует отметить одну недоработку упомянутого законодательного положения. Пункт 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции предусматривает разделение или выделение коммерческой организации, созданной без получения предварительного согласия антимонопольного органа. При этом в качестве способов создания указываются такие разновидности реорганизации, как слияние и присоединение. Если в случае со слиянием вопросов не возникает, то указание на то, что в результате присоединения одной коммерческой организации к другой создается новое юридическое лицо, вряд ли можно принять как правильное. В данном случае происходит прекращение присоединяемого лица с передачей его прав и обязанностей организации, к которой осуществляется присоединение. Создания нового субъекта права здесь не происходит. Понятна мысль законодателя, который предусматривает разделение или выделение коммерческой организации, приобретающей права и обязанности присоединяемого к ней юридического лица. Однако указанное положение закона требует изменений и корректировки в соответствии с положениями действующего законодательства о создании и реорганизации юридических лиц.

При условии, когда хозяйственное общество, на которое возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий, указанных в законе, нарушило установленный порядок уведомления.

Порядок разделения и выделения компаний аналогичен изложенному в предыдущем пункте. Следует только добавить, что случаи, когда коммерческая организация обязана уведомлять антимонопольные органы о своих действиях, подробно изложены в ст. 30 Закона о защите конкуренции.

В случае систематического осуществления монополистической деятельности хозяйственным обществом, занимающим доминирующее положение*(281).

Согласно п. 1 ст. 38 Закона о защите конкуренции в рассматриваемой ситуации антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном разделении нарушающего закон хозяйственного общества или выделения из его состава одной или нескольких организаций. При этом в отношении кредитной организации антимонопольный орган вправе подать иск только по предварительному согласованию с ЦБ РФ.

Читайте также:  Оформить кредит на ООО

Следует отметить, что решение суда о реорганизации хозяйственного общества принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Общие правила реорганизации

Необходимо особо подчеркнуть, что правила осуществления реорганизации едины как для принудительного, так и для добровольного случая. Однако, если акционеры (участники) хозяйственного общества, уполномоченный ими орган не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд вправе назначить внешнего управляющего хозяйственным обществом и поручить ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами общества (абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК РФ).

Изменяя форму ведения бизнеса, следует учитывать, что формирование имущества хозяйственных обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ. Это правило установлено для акционерных обществ (п. 3 ст. 15 Закона об АО). Однако есть все основания полагать, что указанные правила могут быть распространены и на общества с ограниченной ответственностью. Ведь достаточно сложно предположить, что в реорганизации хозяйственного общества принимают участие третьи лица, которые вносят в его уставный капитал какие-либо активы. Точно так же нельзя представить и передачу участниками реорганизуемого общества своего имущества в уставный капитал новой организации: если допустить подобные действия, они могут серьезно ограничить права миноритарных участников хозяйственных обществ.

В законодательстве предусмотрены особые условия реорганизации, если в отношении открытого акционерного общества используется специальное право на участие соответственно Российской Федерации и ее субъектов в управлении компании (“золотая акция”). Представители Российской Федерации, а также ее субъектов, назначенные в совет директоров организации, могут наложить вето на принимаемое решение о реорганизации общества (п. 3 ст. 38 Закона о приватизации).

Следует отметить, что для хозяйственных обществ, осуществляющих отдельные виды деятельности (например, банковскую, страховую, инвестиционную), федеральными законами могут быть предусмотрены особые правила реорганизации (п. 3 и 4 ст. 1 Закона об АО, п. 2 ст. 1 Закона об ООО). В частности, ЦБ РФ имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства)*(282).

“Смешанная” реорганизация

Представляет интерес вопрос о “смешанной” реорганизации. Например, выделение хозяйственного общества и его одновременное слияние с другим обществом не может быть осуществлено в рамках единой процедуры*(283). На протяжении долгого времени отечественные исследователи отмечали, что в зарубежных правопорядках допускается проведение так называемых смешанных форм реорганизации, тогда как в России это невозможно. Однако ситуация кардинально изменилась с принятием поправок в Закон об АО (ФЗ от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ*(284)). В настоящее время акционерное законодательство предусматривает возможность разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением (ст. 19.1 Закона об АО). В законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью возможность осуществления “смешанной реорганизации” не предусмотрена.

Остается дискуссионным вопрос о возможности участия в реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм, например, присоединение общества с ограниченной ответственностью к акционерному обществу. Многие авторы, ссылаясь на тот факт, что подобное действие не запрещено ни ГК РФ, ни специальными законами, регулирующими эту сферу, склоняются к мнению о допустимости подобной реорганизации*(285). До недавнего времени эта точка зрения находила отражение и в подзаконных нормативных актах, напрямую допускавших такую возможность*(286). Некоторые исследователи выступали против подобной позиции*(287). Судебная практика встала на сторону последней из приведенных точек зрения, результатом чего стала следующий вывод: “Положения Закона об акционерных обществах, определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения (статьи 16-19), не предусматривают возможности проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы”*(288).

Например, выделение хозяйственного общества и его одновременное слияние с другим обществом не может быть осуществлено в рамках единой процедуры 283.

Выделение организации

При выделении вместо одной организации образуется одна или несколько новых организаций.

Реорганизованная организация не прекращает свою деятельность, а передает часть своих прав и обязательств выделившимся из нее предприятиям.

Реорганизация начинается с принятия на общем собрании участников акционеров решения о ее проведении.

Энциклопедия решений. Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица

Реорганизация – особый способ образования новых и прекращения действующих юридических лиц, может осуществляться в следующих формах:

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (абз. второй п. 1 ст. 57 ГК РФ). Например, возможна реорганизация хозяйственных обществ в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением (см. ст. 19.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – Закон об АО), постановление Восьмого ААС от 17.10.2016 N 08АП-11989/16).

Также допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм (абз. третий п. 1 ст. 57 ГК РФ). Например, возможно слияние АО и ООО.

Реорганизация может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами – добровольная реорганизация (п. 1 ст. 57 ГК РФ). В случаях, установленных законом, реорганизация в форме слияния, присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ, ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, далее – Закон о защите конкуренции).

Пунктом 2 ст. 57 ГК РФ предусмотрена также возможность принудительной реорганизации в форме разделения или выделения по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (см., например, ст. 38 Закона о защите конкуренции). Если при принудительной ликвидации учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, то такой государственный орган вправе обратиться с иском в суд. Суд назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию (абз. второй п. 2 ст. 57 ГК РФ).

Общие вопросы реорганизации регулируются нормами ГК РФ. Особенности реорганизации обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ регулируются, соответственно, Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” и Законом об АО. Кроме того, особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность соответствующих организаций (абз. пятый п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Реорганизация связана с переходом к вновь образующимся или существующим (при присоединении) юридическим лицам прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица (ст.cт. 129, 387 ГК РФ).

Законодательством установлен ряд гарантий прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. К ним относятся (ст. 60 ГК РФ):

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а при реорганизации в форме присоединения – с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Порядок государственной регистрации установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Законодательство не содержит запрета на отмену ранее принятого решения о реорганизации. До завершения реорганизации соответствующее решение может быть принято его учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченного учредительными документами, в том же порядке, что и решение о реорганизации. Об отмене ранее принятого решения о реорганизации уведомляется регистрирующий орган.

Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ). Кредиторы реорганизуемого юридического лица не вправе заявлять требование о признании решения о реорганизации юридического лица недействительным (постановления АС Московского округа от 30.05.2017 N Ф05-6874/17, от 20.10.2016 N Ф05-15654/16, АС Поволжского округа от 07.10.2016 N Ф06-13176/16).

Признание судом недействительным решения о реорганизации не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).

В случае признания решения о реорганизации недействительным до окончания реорганизации, если осуществлена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении таких зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами (п. 3 ст. 60.1 ГК РФ).

По требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по данному вопросу, может признать суд реорганизацию несостоявшейся в случае (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ):

– если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации;

– представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.

Решение суда о признании реорганизации несостоявшейся влечет правовые последствия, указанные в п. 2 ст. 60.2 ГК РФ, в том числе:

– восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации, о чем делаются соответствующие записи в ЕГРЮЛ

– участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а при смене участников юридического лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2 ГК РФ.

Реорганизация юридического лица.

Виды и порядок реорганизации юридического лица

Формы реорганизации юридического лица.

Ответственность уполномоченных субъектов за неисполнение обязанностей по реорганизации юридического лица

Предусмотрена солидарная ответственность перед кредитором наряду с юр.лицами, созданными в результате реорганизации.

Более того, если передаточный акт не содержит четкую и понятную информацию субъекта правопреемства, или активы были распределены недобросовестно между правопреемниками, в т.ч. с целью уйти от выполнения обязательств, тогда за возникшие проблемы солидарно отвечают как реорганизованное лицо, так и правопреемник.

Существует ответственность за невыполнение принудительного решения о реорганизации.

Так, в предписании Антимонопольного органа излагается ряд таких «требований», как, например, устранение последствий нарушений, также восстановление положения, существовавшего изначально; принудительное разделение или выделение определенных подразделений субъекта.

За невыполнение обязанностей по реорганизации предусмотрен административный штраф. Но это не все виды санкций. За неисполнение решения суда по данному вопросу ждут проблемы серьезнее – уголовная ответственность.

Так, в предписании Антимонопольного органа излагается ряд таких требований , как, например, устранение последствий нарушений, также восстановление положения, существовавшего изначально; принудительное разделение или выделение определенных подразделений субъекта.

Основания и порядок реорганизации юридических лиц

Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав(обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Читайте также:  Реальные сроки расселения если дом ветхий или аварийный

Реорганизация осуществляется в пяти формах:

5.преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Основания и порядок ликвидации

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Добровольная ликвидация

Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.

Принудительная ликвидация

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

Порядок ликвидации

1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.

2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.

3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

26. Основания и правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

Институт несостоятельности призван обеспечить стабильность и эффективность гражданского оборота: он позволяет устранить из оборота субъектов, оказавшихся неспособными к надлежащему исполнению принятых на себя обязательств, но при этом должен обеспечивать защиту его участников, испытывающих временные затруднения, от недобросовестных действий лиц, желающих избавиться от конкурента или претендующих на его активы.
-Несостоятельность (банкротство) определяется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей
-Критерием несостоятельности юридического лица российское законодательство считает его неплатежеспособность, о которой свидетельствует неисполнение денежного обязательства или обязанности по уплате налогов или иных обязательных платежей в течение определенного периода времени после наступления срока исполнения. Согласно п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве этот срок составляет 3 месяца.
Инициатива в признании юридического лица банкротом может исходить от самого юридического лица – должника, предвидящего свое банкротство, от его кредиторов либо от уполномоченных органов, т.е. органов, уполномоченных представлять интересы Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по требованиям, вытекающим из гражданско-правовых денежных обязательств или из обязанностей по уплате обязательных платежей
Кредитор или уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом лишь после того, как будут исчерпаны иные возможности к получению долга, в том числе – предъявлен исполнительный лист, выданный на основании судебного акта о взыскании долга. Дело о признании должника банкротом возбуждается судом лишь при условии, что требования к должнику – юридическому лицу, не исполненные им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. Эти правила призваны сократить число необоснованных обращений с заявлениями о признании должников банкротами и исключить необходимость возбуждения судами дел о банкротстве организаций, имеющих небольшие долги.
При рассмотрении судом дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство
Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица
1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
2. Утратил силу.
3. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

Реорганизация осуществляется в пяти формах.

Принудительная реорганизация юридических лиц

(англ. compulsory /forced reorganization of juridical persons) – реорганизация, проводимая по решению антимонопольного органа в случае, когда коммерческие и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили 2 или более нарушений антимонопольного законодательства. В таком случае федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. В соответствии со ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»** решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при наличии совокупности следующих условий: возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений; отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг); возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара. Решение о принудительном разделении (выделении) указанных юридических лиц подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее 6 месяцев.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Принимающее государство
  • Принудительное воспитание

Большой юридический словарь.

Добровольная

Добровольная ликвидация допускается по решению учредителей или участников, органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами из-за истечения срока создания компании или достижения цели, ради которой была образована компания.

В результате экономится время и средства на проведение процедуры ликвидации.

Ликвидационная комиссия размещает в печатных органах публикацию о ликвидации юрлица, порядке и сроках заявления требований кредиторов.

Выделение новых юрлиц

Выделение также является одной из форм реорганизации компании. В ходе данного процесса из действующей фирмы выделяется одна или несколько новых. Создание организаций происходит на базе уже действующего юрлица, которое также продолжает свое существование.

Как правило, выделение используется, когда фирма развивает непрофильное направление, либо собственники желают иметь на рынке две и более организации для участия в тендерах и закупках. Иногда, с помощью выделения, недобросовестные руководители пытаются уйти от исполнения обязательств в преддверии банкротства. Например, фирма заключила крупный контракт и не выполнила его. Для того, чтобы избежать возврата средств, владельцы начинают процедуру выделения. Они переводят все активы на новое юрлицо, оставляя за предшественником одни долги. Однако сегодня такие действия очень редко приводят к положительному результату. Изучив ситуацию, арбитражный суд взыскивает задолженность в солидарном порядке, как со «старой», так и с «новой» организации. (Решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-21513/2017 от 01.11.2017 года).

Данная форма реорганизации характеризуется тем, что юрлицо делится на два или несколько субъектов и прекращает свое существование.

Формы реорганизации

Реорганизация – это процесс, по окончанию которого организация перестаёт существовать и (или) появляется новая организация. Причем все или часть прав и обязанностей реорганизованной организации переходят к другой организации путем правопреемства.

Виды реорганизации.

Российское законодательство выделяет пять видов реорганизации:

1) Слияние – это процесс, по окончанию которого несколько организаций (например, “А” и “B”) перестают существовать путем образования новой организации “С”. При этом организации “С” переходят все права и обязанности организаций “А” и “B”.

2) Присоединение – это процесс, в соответствии с которым присоединяемая организация “А” перестает существовать, а все права и обязанности переходят организации “B”, к которой она присоединилась.

3) Разделение – это процесс, по окончанию которого перестает существовать организация “А” в связи с разделением на несколько других организаций (например, “B” и “С”). Причем организациям “B” и “С” передаются права и обязанности организации “А”.

4) Выделение – это процесс, по окончанию которого реорганизованная организация “А” не прекращает свое существование, а частично передает свои права и обязанности выделившимся организациям (например, “B” и “С”).

5) Преобразование – это процесс, в соответствии с которым изменяется организационно-правовая форма организации “А”, в результате чего она прекращает свое существование, а все права и обязанности переходят вновь создаваемой организации “B”.

Причины реорганизации.

Реорганизацию можно проводить двумя способами: добровольно и принудительно.

При добровольной реорганизации решения учредителей (участников) о реорганизации будет достаточно. Принудительная реорганизация начинается в связи с решением суда по иску антимонопольного органа.

Наиболее популярные причины осуществления реорганизации в добровольном порядке:

  • Приобретение новых активов
  • Объединение активов
  • Вывод активов
  • Разделение бизнеса
  • Оптимизация налогообложения
  • Защита от недобросовестного поглощения

Причины осуществления реорганизации в принудительном порядке в соответствии с законодательством:

  • Нарушение порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок и иных предусмотренных законом действий (п. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции);
  • Систематическое осуществление монополистической деятельности хозяйственным обществом, занимающим доминирующее положение (п. 1 ст. 38 Закона о защите конкуренции).

Процедура реорганизации.

Любая реорганизация требует поэтапного выполнения определенных действий:

  1. Принятие решения о реорганизации высшим органом управления каждой из реорганизуемых компаний (например, общим собранием участников в обществе с ограниченной ответственностью при выделении).
  2. После принятие решения о реорганизации необходимо в течение 3 рабочих дней сообщить об этом в регистрирующий орган.
  3. В Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о начале реорганизации и выдается соответствующее свидетельство.
  4. В течение 5 рабочих дней после уведомления о реорганизации регистрирующего органа необходимо оповестить всех известных кредиторов.
  5. Сразу после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц необходимо опубликовать сведения о реорганизации в СМИ.
  6. В течение месяца после предыдущей публикации необходимо повторно опубликовать сведения о реорганизации в СМИ.
  7. В течение 30 дней после второй публикации или в течение 3 месяцев после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц необходимо представить документы, которые связаны с завершением реорганизации.
  8. В течение 6 рабочих дней можно получить документы о регистрации лично или через представителя по нотариально заверенной доверенности.

В общей сложности процедура реорганизации занимает около двух месяцев.

Правопреемство.

Особым правовым результатом реорганизационных процедур является правопреемство, которое бывает двух видов:

  1. Универсальное. При таком виде правопреемства права и обязанности переходят к одному или к нескольким правопреемникам (в зависимости от формы реорганизации) в соответствующих частях в полном объеме.
  2. Сингулярное. В этом случае права и обязанности переходят частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам

Документ, подтверждающий переход прав.

Права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят на основании передаточного акта.

Содержание передаточного акта в соответствии с Приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. №44н:

  • Бухгалтерская отчетность, определяющая состав имущества и обязательств;
  • Акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств;
  • Первичные учетные документы по материальным ценностям;
  • Расшифровки кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении кредиторов и дебиторов, расчетов с соответствующими бюджетами и т.д.

Государственная регистрация. Окончание реорганизации.

Реорганизация завершается, только после того, как в Едином государственном реестре появятся следующее записи:

  1. Для слияния, разделения и выделения запись о регистрации новой организации, которой переходят права и обязанности.
  2. Для присоединения запись об окончании существования реорганизуемой организации.

Также вас может заинтересовать:

Защита от недобросовестного поглощения.

Добавить комментарий