Особенности международного права

Особенности международного права

Вопрос 1. Понятие, предмет и основные черты современного международного права.

Международное правоэто особая правовая система, представляющая собой совокупность общепризнанных принципов и норм МП, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

Международные отношенияэто политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами МП.

Они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира; двух, нескольких или большинства международных межправительственных организаций (далее ММПО), а также интересы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности. Международные отношения могут охватывать одновременно все стороны отношений между субъектами МП или только некоторые из них (например, отношения в области защиты прав и свобод человека, отношения в области защиты и сохранения окружающей среды и т.д.); международные отношения могут осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, иметь универсальный (глобальный) или региональный характер. Таким образом, предметом МП являются следующие отношения:

1. отношения между государствами;

2. между государствами и ММПО;

3. между государствами и государствоподобными образованиями;

4. между международными межправительственными организациями.

Международное право во многом существенно отличается от внутригосударственного права и имеет следующие основные особенности.

1. Особый предмет правового регулирования. Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств.

Международное право как особая система права не входит ни в одну национальную правовую систему и не включает нормы внутригосударственного права. В то же время МП оказывает существенное влияние на формирование и изменение внутригосударственных правовых норм, обязывая государства приводить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участниками которых они являются. Примеры для России – введение моратория на смертную казнь в связи с вступлением в Совет Европы и подписанием Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека; внедрение в Трудовой кодекс норм ряда основополагающих конвенций Международной Организацией Труда.

2. Особые субъекты МП. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и другие организации. Субъектами МП выступают главным образом суверенные государства, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности, международные межправительственные организации и государствоподобные образования.

3. Особые объекты МП. Объектами МП является все то, по поводу чего субъекты МП могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства. Единственным ограничением для государств может быть только то, что какой-то определенный объект запрещен международным правом (например, не могут быть объектом продажи женщины и дети).

4. Особый порядок нормообразования. Внутригосударственные правовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими органами государства. В международном сообществе отсутствует наднациональный властный орган, который мог бы диктовать свою волю суверенным государствам, издавая обязательные для них нормы права.

Нормы МП создаются непосредственно самими субъектами МП. Разрабатывая нормы МП, договаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе согласовывают свои позиции, принимают такие формулировки, которые в максимально возможной степени учитывают законные интересы сторон и соответствуют основным принципам МП. Таким образом, нормы МП носят общедемократический характер и в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира.

5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм МП. Если принуждение субъектов внутригосударственного права осуществляется органами государства, то принуждение субъектов МП осуществляется самими субъектами МП на основе и в рамках соответствующих международных договоров. К государству-нарушителю могут быть применены международно-правовые санкции вплоть до полной экономической блокады и подавления агрессора силой на основании ст. 41 и 42 Устава ООН.

6. Особые источники МП. Источниками внутригосударственного права служат законы и подзаконные акты, которые принимаются в каждом государстве. Основными же источниками МП являются международные договоры и международные обычаи.

Внутригосударственные правовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими органами государства.

Международное публичное право

Придерживаясь взгляда, в соответствии с которым международное право имеет межгосударственный характер, можно утверждать, что оно не в состоянии регулировать внутригосударственные отношения или международные немежгосударственные отношения.

Понятие международного права как правовой системы и особенности международного права.

Международное право это система юридических принципов и норм договорного и обычного характера возникающих в результате соглашений между государствами и иными субъектами международного общения и регулирующих отношения между ними в целях мирного сосуществования.

Особенности международного права заключаются в следующем:

1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.

2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.

3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).

4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.

5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Данные особенности коренным образом отличают систему международного права от системы внутригосударственного права.

Однако у международного и внутригосударственного права есть и общие черты, присущие им как системам права. Основными из них являются следующие:

1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.

2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.

Специальные объекты международного права

Объектами внутригосударственного права считается все, насчет чего субъекты внутригосударственного права могут вступать в правоотношения, относящиеся только лишь к внутренней зоне ответственности каждого государства, при этом исключительно в такие правоотношения, что допустимо исполнять субъектам внутригосударственного права (государственным органам, юридическим и физическим лицам).

Объектами же международного права считается всё, насчет чего субъекты международного права могут вступать в международные правоотношения, не относящиеся только лишь к внутренней зоне ответственности страны, а способные выходить за границы государственной земли каждого государства.

Исключительно страны вправе вступать во всевозможные правоотношения, которые они сочтут интересными и нужными для себя. Единственным лимитированием для стран может выступать то, что какой-то конкретный объект запрещен международным правом (например, не имеют возможности быть объектом реализации представительницы женского пола и дети).

В этом и состоит специальный порядок принуждения, так как практически никакого мирового жандарма или же надгосударственного надзирающего органа не существует.

Особенности международного « права

Международное право отличается от всех других пра­вовых систем по предмету и методам правового регу­лирования, объекту и субъектам права, а также по спо­собу нормообразования и обеспечению выполнения пред­писаний международно-правовых норм.

Предметом регулирования международного права яв­ляются политические, экономические и другие отноше­ния между государствами, которые различны по своей природе, характеру, внутреннему устройству, террито­рии и населению и между другими субъектами между­народного права.

Таким образом, международное право регулирует об­щественные отношения, выходящие за пределы как

внутренней компетенции каждого конкретного государ­ства, так и его территориальных границ.

Имеет отличия и метод правового регулирования, ис­пользуемый в международном публичном праве. В ос­новном здесь используется императивный метод пра­вового регулирования общественных отношений, обу­словленный прежде всего их субъектным составом и заключающийся в «обязательном исполнении предпи­саний, содержащихся в нормах международного права.

Особенность субъектов международного права про­является прежде всего в предустановленности их пер­сонифицированного (названного, поименованного) перечня, который является окончательным и не подле­жит расширению.

Если во внутригосударственном праве субъект — это носитель прав и обязанностей, то субъект международ­ного права — это носитель международных прав и обя­занностей.

Субъектами международного права являются:

б) нации и народы, борющиеся за свое национальное освобождение (более детально — борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государствен­ности);

в) международные организации;

г) государственноподобные субъекты.

Среди самих субъектов международного публичного права главное и определяющее место принадлежит су­веренным государствам, которые выступают в качестве основных субъектов международного права. Именно от их деятельности на международной арене зависят ста­бильное существование и функционирование всей ме­ждународной системы в целом, сохранение сложившей­ся системы международных отношений и эффективность самого международного права. Ведь только государст­ва, действуя в рамках международно-правовых норм, об­ладают реальной силой и возможностями по обеспече­нию мира и международной безопасности, в том числе

и по принудительному обеспечению соблюдения и вы­полнения всеми субъектами международного права сво­их обязательств.

Более подробно характеристики и особенности субъ­ектов международного права будут рассмотрены ниже.

Особенность объектов международного права заклю­чается в том, что к ним относится все то, по поводу чего государства и иные субъекты международного права всту­пают в правоотношения между собой на основе обще­признанных принципов и норм международного права.

Таким образом, в круг объектов международного пра­ва входят конкретные материальные и нематериальные блага, которые не относятся исключительно к внутрен­ней компетенции государства и могут выходить за пре­делы государственной территории. Причем следует иметь в виду, что только государства вправе вступать в любые правоотношения (определять любой объект взаи­моотношений), которые они считают необходимыми и выгодными для себя. Единственным ограничением для государств в этом смысле, может являться прямое за­прещение какого-либо объекта международным пра­вом (например, не могут быть объектом продажи жен­щины и дети, решение споров между государствами по­средством объявления войны и т.д.).

В качестве объектов международно-правового отно­шения могут выступать:

1) территория и международное пространство;

3) воздержание от действий.

Территория выступает в качестве объекта междуна­родно-правовых отношений весьма часто, в особенности после окончания войн, например в мирных договорах. Действия могут быть объектом в самых разнообраз­ных правоотношениях, например в пактах о взаимопо­мощи и союзных договорах. Воздержание от действий также является объектом международно-правового от­ношения, например в пактах о ненападении, о нейтра­литете, о законах и обычаях войны.

Следует, однако, иметь в виду, что объект междуна­родно-правового отношения, когда он выражается в дей­ствии или воздержании от действия, должен быть пра­вомерен, т.е. он не должен противоречить принципам и нормам международного права. Например, вмешатель­ство во внутренние дела государств не может быть объ­ектом международно-правового отношения, т.к. оно за­прещено самим международным правом, в частности Уставом ООН.

Способы образования и обеспечения выполнения дей­ствующих норм международного права также имеют свои особенности.

Способы образования норм международного права носят координационный характер, т.е. нормы между­народного права создаются самими субъектами между­народного права в результате взаимных компромиссов и уступок, приводящих к соглашению по тем или иным вопросам международных отношений.

Поэтому нормы международного права — есть ре­зультат согласования воль государств.

Следует иметь в виду, что процесс согласования воль государств либо иных субъектов международного пра­ва — это специфический процесс, который необходимо отличать, но не отрывать от других процессов, происхо­дящих в мировой системе и окружающей ее среде (ос­новные аспекты согласования воль государств будут рас­смотрены ниже).

Особенность порядка принуждения к соблюдению норм международного права заключается в предусмот-рении в таких нормах возможности применения при­нудительных мер для обеспечения их беспрекословно­го соблюдения. Такое принуждение осуществляется са­мими субъектами международного права, как правило, государствами, на основе действующих международно-правовых норм и в рамках соответствующих междуна­родных договоров.

нормы между народного права создаются самими субъектами между народного права в результате взаимных компромиссов и уступок, приводящих к соглашению по тем или иным вопросам международных отношений.

Понятие международного права. Особенности международного права

Термин международное публичное право закреплен в ст.

Особенности международного права.

Особенности международного права обычно прослеживаются на примере сравнения с правом внутригосударственным (национальным), с учетом того, что постоянно идет процесс согласования и взаимодействия этих систем.

Выделяют следующие особенности международного права:

1) предмет (политические, экономические (предоставление кредита Греции), культурные (деятельность ЮНЕСКО), экологические (Киотский протокол), уголовные ) и метод (конвенционный метод(в его основе лежит согласование воль, отсутствие санкций, исходящих извне)) международно-правового регулирования;

2) субъекты международного права;

3) источники международного права;

4) пространственная (территориальная сфера) международного права;

5) реализация норм международного права;

6) международно-правовая ответственность и меры принуждения.

Предмет и метод международно-правового регулирования. Международное право сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, входящей в международную систему . Международная система – более глобальное понятие. Она состоит из следующих элементов: субъекты (государства, союзы, объединения, группировки государств; международные межправительственные организации (ММПО) универсального и регионального характера; народы и нации; международные суды, арбитражи и трибуналы; многочисленные международные неправительственные организации (МНПО). В международную систему входят также международные движения, физические и юридические лица, различные организации, хозяйственные объединения, транснациональные корпорации (ТНК) и др.

Международная система – это отношения государственного и негосударственного характера. Отсюда выделяются две группы отношений: немежгосударственные и межгосударственные. В международной системе действуют различные нормы (правила поведения): обычаи, традиции, нормы вежливости, обыкновения, нормы международных организаций, нормы договоров и правового обычая.

Общее понятие международного права в международной системе – это система правовых норм, регулирующих международные отношения.

На первом месте стоят отношения между государствами. Международные отношения возникают за пределами внутренней компетенции и территории государств. Международные отношения – это предмет совместной деятельности государств, например в области разоружения, прав человека, охраны окружающей среды, освоения Мирового океана и т.д.

Государства целенаправленно воздействуют на международные отношения, и регулирование является элементом управления. И.И. Лукашук отмечал, что государства при помощи совместных органов (комиссий, комитетов, совещаний и др.) и совместных решений осуществляют оперативное управление международными отношениями . Международное право – это результат объединения равноправных государств, которые вырабатывают подходы, методы решения, оценки и прогнозы отдельных и глобальных проблем с целью их международно-правового регулирования. Регулирование осуществляется координационным путем , так как отношения между государствами – это отношения по горизонтали, где нет жесткой системы, нет какого-либо властного органа, стоящего над ними, например в форме мирового парламента или правительства. Межгосударственные отношения – это отношения равенства, сотрудничества, партнерства, взаимосвязи и интеграции, в которых не допускается навязывание односторонней воли и национальных правовых систем. Возможен совмещенный предмет регулирования, но в том случае, когда нормы международного и внутригосударственного права предназначены для согласованной регламентации однородных отношений (например, защита прав и свобод человека и гражданина). В содержание принципа невмешательства во внутренние дела государств входит следующее положение: “Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права” (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.; далее – Декларация о принципах международного права 1970 г.).

Читайте также:  Как правильно определить категорию автомобиля

Правда, из этого принципа может быть исключение, и допускается вмешательство в случае, когда государства совершают международные преступления (агрессия, геноцид, массовое и грубое нарушение прав человека).

Метод международно-правового регулирования обозначает, как регулируются международные отношения . Метод международно-правового регулирования – это соглашение, которое является результатом согласования воль, позиций, интересов государств, или, иначе, это способ создания норм права. Соглашение равных, независимых сторон создает право. Международно-правовое регулирование – это согласование сталкивающихся интересов, конфликтов. В результате соглашения появляется норма международного права как норма компромисса, баланса интересов.

Метод международно-правового регулирования определяет юридическую природу норм международного права, т.е. норма международного права создается равным, согласованным волеизъявлением и решением государств. В этом суть действительности, или правомерности, созданных норм международного права.

Метод международно-правового регулирования устанавливает параметры поведения государств (иных субъектов международного права), их права и обязанности и выполняет роль согласованного решения. Через метод правового регулирования определяются функции международного права. Международное право в отношениях выполняет регулирующую и координирующую функции, т.е. оно устанавливает юридически обязательные стандарты поведения в различных областях международных отношений. Внешняя политика государств обязана соответствовать согласованным нормам международного права. В системе международных отношений существует фактическое неравенство государств по таким критериям, как экономическая и военная сила, население, территория. В Декларации о принципах международного права 1970 г. установлено, что суверенное равенство включает следующие элементы: государства юридически равны; каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Бесспорно и другое: более сильные державы сыграли значительную роль в правовом регулировании международных отношений, что сказалось на кодификации и прогрессивном развитии современного международного права. Однако это не означает, что предмет и метод международно-правового регулирования должны строиться на отношениях субординации и на нарушении названных принципов международного права.

Субъекты международного права. Субъекты международного права – это носители международных прав и обязанностей, участники правовых отношений. Международная правосубъектность включает в себя способность быть субъектом права и способность осуществлять правовые отношения, т.е. это единое понимание право- и дееспособности. Сюда можно отнести и деликтоспособность . Субъекты международного права обладают также самостоятельной волей, иммунитетом и осуществляют юрисдикцию в определенных сферах международных правоотношений.

Субъекты международного права делятся на две категории (иные деления см. в ответах про субъектов МП): основные (первичные) и производные (вторичные). Главным признаком такого деления является суверенитет, который присущ государству и нации, борющейся за свою независимость (государство в процессе становления).

Основными, универсальными и исторически первыми субъектами международного права являются суверенные государства. До сих пор в международном праве нет универсального нормативно-правового определения государства в смысле международного права. На региональном уровне в 1933 г. в Монтевидео была подписана Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств. В ст. 1 Конвенция закрепила критерии государства как лица международного права: 1) постоянное население; 2) определенная территория; 3) правительство; 4) способность вступать в отношения с другими государствами .

Сложнее вопрос о том, являются ли индивиды (физические лица) субъектами международного права. Этот вопрос имеет большую историю, и в свое время он нес идеологическую нагрузку. Во второй половине XX в. концепция о признании международной правосубъектности индивида получила свое распространение. В международном праве появились нормы о международной защите прав человека и праве индивида обращаться в международные инстанции по вопросу защиты своих прав и свобод. Взаимоотношения между государством и гражданином не могут быть только внутренним делом. Индивид подчиняется также международному правопорядку и в отдельных случаях несет юридическую ответственность по нормам международного права.

Источники международного права. Основными источниками являются международный договор и международно-правовой обычай.

Международный договор – это явно выраженное соглашение субъектов международного права, заключенное в письменной форме, относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей.

Международно-правовой обычай – это молчаливое или подразумеваемое соглашение субъектов международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей. Как правило, правовой обычай не имеет письменной формы. Обратите внимание на признаки источников: договор – это явно выраженное, а правовой обычай – молчаливое или подразумеваемое соглашение.

Реализация норм международного права. Реализация норм международного права включает в себя два уровня: международный (коллективная деятельность государств и ММПО) и национальный (индивидуальная деятельность государства).

В международном праве закреплен принцип добросовестного соблюдения международных обязательств. Согласно этому принципу каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и из международных договоров. Механизм реализации норм международного права содержит такие средства, как конкретизация юридических обязательств, толкование международных договоров, меры гарантий, доверия и контроля. Если, например, договор нарушается какой-либо стороной, то другие участники имеют право обратиться в международные судебные и арбитражные учреждения о восстановлении нарушенных обязательств.

На международном уровне созданы организационные формы, а именно комитеты, специальные и экспертные комиссии, совещания, конференции. Например, через каждые пять лет созывается конференция государств о ходе выполнения Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г.

На национальном уровне государства сами устанавливают правовые и организационные средства в целях выполнения международных обязательств. Иногда этот процесс называют имплементацией

Международно-правовая ответственность и меры принуждения. Государства, регулируя взаимные отношения путем соглашения, заранее исходят из того, что нормы международного права должны выполняться и соблюдаться добросовестно и справедливо. Современное международное право содержит ненасильственные, мирные средства правообеспечения. Нарушение норм может повлечь международно-правовую ответственность. Государство обязано возместить материальный и моральный ущерб, причиненный в результате международного правонарушения. Если государство добровольно и добросовестно не возмещает ущерб, то к нему применяются принудительные меры с целью восстановления нарушенных прав. Принуждение осуществляется государствами индивидуально (в порядке самопомощи – контрмеры) или коллективно (санкции, применяемые ООН) .

Т.О. Международное право – это система норм, создаваемых в результате соглашения государств (и иных субъектов международного права), регулирующих отношения мира, безопасности и сотрудничества и обеспечиваемых добросовестным соблюдением, а также принуждением, которое осуществляется государствами как индивидуально, так и коллективно, в том числе в рамках международной юрисдикции.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав

Регулирование осуществляется координационным путем , так как отношения между государствами – это отношения по горизонтали, где нет жесткой системы, нет какого-либо властного органа, стоящего над ними, например в форме мирового парламента или правительства.

Современное международное право: понятие, особенности, предмет, субъекты

Его поддержание на требуемом уровне обеспечивается, когда юридическая безопасность любой страны, то есть система признанных за ними субъективных прав, надежно гарантируется, при этом заблаговременно исключаются любые ее преднамеренные нарушения.

Субъекты и объекты сферы международного права

Субъект межд права – это самостоятельное образование, кот благодаря своим возможностям и юр свойствам способно обладать правами и обязанностями по межд праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Общепринятыми субъектами сегодня явл государства и межгос организации. Не столь надежно признана правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства. Основным субъектом межд права явл государство.

Под объектом права понимается то, на что направлено его действие, что оно призвано регулировать. У межд права таким объектом явл межд, а точнее межгос отношения. От объекта следует отличать предмет межд-прав отношения, под которым понимается все то, по поводу чего стороны вступают в правоотношения. Таким предметом могут быть действия и воздержание от действий, территория и т д. Договор о территории не оказывает на нее никакого действия. Он устанавливает отношения государств по поводу данной территории. Будучи разновидностью социального управления, межд-прав регулирование представляет собой управление общественными отношениями, а не вещами.

Территориальная сфера действия договора.

Международное право.

Международное право является особой системой права, существующей наряду с системой национального права.

Особенности международного права заключаются в следующем:

  1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.
  2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.
  3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).
  4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.
  5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Данные особенности коренным образом отличают систему международного права от системы внутригосударственного права. Однако у международного и внутригосударственного права есть и общие черты, присущие им как системам права, к примеру: европейское право.

Основными из них являются следующие:

  1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.
  2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

Существует множество теорий, касающихся природы соотношения внутригосударственного и международного права. Приведем некоторые из них.

Международный договор состоит из преамбулы определяет мотивы, цели договора , основной части предмет договора, права и обязанности сторон, контрольный механизм и заключительной части порядок вступления договора в силу, срок его действия, порядок продления и т.

Особенности международного права

Понятие международного права

Международного права

Понятие и особенности современного

Тема 1.

Определение термина «международное право» является настолько многогранным, насколько его анализирует тот или иной учёный, та или иная научная школа.

Рассмотрим различные варианты определения:

Известный российский учёный-юрист И. И. Лукашук (1926 – 2007) предложил следующее определение:

Международное право – это система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества[2].

Научная школа Московской Государственной Юридической Академии имени О. Е. Кутафина под руководством проф. К. А. Бекяшева определяет международное правокак систему обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках, являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые (нормы) осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к со­блюдению норм этого права[3].

Научная школа Московского Государственного Института Международных Отношений (Университета) под руководством проф. Ю. М. Колосова определяет международное право следующим образом:

1. Международное право – особая правовая система, существующая параллельно с системами национального права различных государств[4].

2. Международное право – средство дальнейшей демократизации и гуманизации современной системы международных отношений[5].

Представляет интерес и определение, предложенное научной школой Уральской Государственной Юридической Академии (г. Екатернбург) под руководством проф. Г. В. Игнатенко:

Международное право – это сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определённые внутригосударственные отношения[6].

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо сформулировать наиболее общее и краткое определение:

Международное право – совокупность норм права, регулирующих международные отношения.

Данное определение является наиболее общим по отношению к соответствующей отрасли права, так как отражает именно предметную направленность международного права.

На каждом этапе развития международных отношений международное право отражает их особенности, является производным от международных отношений во всем их разнообразии. Являясь надстроечной категорией, оно как бы вырастает над экономическими, политическими, военными и другими международными отношениями и затем активно воздействует на все эти отношения, способствуя развитию одних и тормозя другие.

На каждом историческом этапе международное право отражает объективные факторы общественного развития, а не чью-либо субъективную волю. Вместе с тем нельзя отрицать роль политиков, дипломатов, ученых-юристов в формировании принципов и норм международного права. Отдельные личности могут выступать катализаторами в деле развития международного права, но они ничего не могут сделать, если общественные международные отношения ещё не созрели для формулирования новых правил поведения на международной арене.

Главной особенностью международного права является то, что оно регулирует исключительно межвластные отношения между государствами.Национальные правовые системы регулируют отношения между различными властными структурами государства, между этими структурами и физическими и юридическими лицами, действующими под юрисдикцией данного государства. Международное право действует только в отношениях между государствами как таковыми. Здесь задействован древнеримский постулат – Par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет).

Другой особенностью системы международного права является отсутствие в ней какого-либо надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению правовых предписаний.Отдельные исключения из этого правила возникают лишь в XX веке (например, в форме санкций по решениям Совета Безопасности ООН). Государства добровольно соблюдают нормы международного права, исходя из заинтересованности в их соблюдении также своими партнерами по международным отношениям.

Международное право имеет согласительную природу. Если в национальных системах права органы государства наделены функцией создания нормативных предписаний поведения субъектов права (субординационный характер внутригосударственного права), то в системе международного права нормативные предписания поведения государств не могут возникнуть иначе как в результате добровольного согласия между самими субъектами международных отношений (согласительный характер).

|следующая лекция ==>
ВВЕДЕНИЕ. Роль изучение форм развития знания в юриспруденции и гуманитарных науках|Внешняя политика и дипломатия должны соответствовать международному праву и опираться на него

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 832 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Отдельные исключения из этого правила возникают лишь в XX веке например, в форме санкций по решениям Совета Безопасности ООН.

abcdpolk

Например, Международная организация гражданской авиации ИКАО , Международная морская организация ИМО , Международный союз электросвязи МСЭ , Всемирная метеорологическая организация ВМО и др.

Понятие и особенности современного международного права

Междунаро́дное пра́во — наиболее общий термин, охватывающий всю совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения. В международном праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Наднациональное право.

Читайте также:  Освобождение от уплаты налога с продажи комнат

Особенности международного права заключаются в следующем:

1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.

2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.

3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).

4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.

5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

47.Конституционно-правовой статус Правительства РФ

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, федеральных служб, федеральных агентств и других федеральных ведомств), организует исполнение на территории РФ Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением. Правительство РФ – орган общей компетенции, его компетенция охватывает практически все сферы жизни общества.

Правительство РФ является коллегиальным органом, в соответствии со статьёй 110 Конституции РФ оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, освобождается от должности Президентом РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложениям Председателя Правительства РФ. Особенность российского Правительства – его беспартийный характер. Решающее влияние на формирование Правительства оказывает беспартийный Президент РФ, формируя его по профессиональному, а не по партийно-коалиционному принципу.

Полномочия Правительства РФ установлены статьёй 114 Конституции РФ, главой 3 Федерального конституционного закона “О Правительстве РФ” (1997) и подразделяются на:

полномочия в сфере экономики;

полномочия в сфере бюджетной, кредитной, финансовой и денежной политики;

полномочия в социальной сфере;

полномочия в сфере науки, культуры, образования;

полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;

полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности;

полномочия в сфере внешней политики и международных отношений;

иные полномочия, которые могут быть возложены на Правительство федеральными законами и указами Президента РФ.

Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета и отчёта о его исполнении, дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, имеет право законодательной инициативы.

48.Источники и основные принципы международного права.

В теории права под источником права понимается форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы

Таким образом, источниками международного права будут считаться те формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.

Основные принципы международного права:

Принцип неприменения силы и угрозы силой;

Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

Принцип равноправия и самоопределения народов;

Принцип суверенного равенства государств;

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;

Принцип нерушимости государственных границ;

Принцип территориальной целостности государств;

Принцип уважения прав человека и основных свобод.

49 Система судоустройства в РФ. Классификация судов

Судебная система устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О судебной системе РФ” (1996). Судебную систему РФ составляют федеральные суды и суды субъектов РФ.

федеральные суды — Конституционный суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды, Дисциплинарное судебное присутствие, Суд по интеллектуальным правам

суды субъектов Федерации — конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи.

50.Предмет,принципы и источники семейного права

Предметом семейного праваявляются общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.

Принципами семейного права могут считаться обусловленные условиями общественной жизни, выраженные в содержании норм семейного права основополагающие начала, которые определяют основные правовые особенности семейного права и обеспечивают решение задач правового регулирования брачно-семейных отношений.

Источники семейного права:

-Конституция Российской Федерации;
-Семейный кодекс Российской Федерации;
-Гражданский кодекс Российской Федерации;
-Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
-Трудовой кодекс Российской Федерации;
-Жилищный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;
-Уголовный кодекс Российской Федерации;
-Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации;
-федеральные законы Российской Федерации;
-подзаконные нормативные акты;
-указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
-постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
-приказы, инструкции министерств, комитетов и иных ведомств;
-международные договоры.

51.Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей

Супругов:

-быть свободными в профессии

-быть свободными в роде занятий

-выбирать место жительства

-вопросы воспитания, образования детей решать совместно

-отношения построены на основе взаимопомощи и взаимоуважения

-право на выбор фамилии

Родители обязаны:

1) воспитывать в духе уважения к правам и свободам других людей;

2) заботиться о здоровье ребёнка и его развитии:

3) обеспечить получение ребенком полного общего среднего образования;

4) уважать ребенка.

Родители имеют право:

1) личное воспитание ребенка, привлечение к воспитанию ребенка других лиц, передачу его на воспитание физ. лицам и юр. лицам, выбор форм и методов воспитания, не противоречащим закону и морали;

2) беспрепятственное общение с детьми;

3) самозащиту своего ребенка, обращение в суд, иные органы гос. власти, органы местного самоуправления за защитой прав своего ребенка как его законные представители;

4) определение места жительства ребенка. Мж ребенка является м/ж его родителей. Но если родители проживают отдельно, то м/ж определяется по соглашению между родителями. Если ребенок достиг 10 лет, то мж определяется по согласию родителей и ребенка, если ребенок достиг 14-лет, то определяется им самостоятельно;

5) отобрание ребенка у любого лица, которое удерживает его незаконно.

52.Особенности федерального устройства РФ

Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей – субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в статье 5 Конституции РФ:

-Государственная целостность РФ. Российская Федерация – единое и неделимое государство. Государства и государственные образования – РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

-Единство системы государственной власти. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.

-Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

-Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу – республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.

-Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с Российской Федерацией и другими её субъектами.

53.Предмет, метод и источники административного права

Административное право является одной из основных отраслей системы права наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих административно-правовые отношения (которые составляют предмет административного права). Система административно-правовых отношений имеет неоднородный характер и включает в себя следующие составные части:

Для административного права характерен императивный метод правового регулирования. Для данного метода характерны иерархичность и подчинённость, государственно-властные отношения, императивный характер норм и предписаний. Субъектами административного права и административно-правовых отношений являются граждане, юридические лица, государственные органы, должностные лица.

Административно-правовой статус гражданина включает четыре элемента:

Правовой статус личности – совокупность неотъемлемых прав, свобод и обязанностей.

Правовой статус гражданина – совокупность прав и обязанностей, вытекающих из гражданства.

Социальный элемент, социально-правовой статус, связанный с родом занятий и иными обстоятельствами (рабочий, служащий, учащийся, пенсионер и т.п.).

Особый статус, приобретаемый по желанию (водитель, охотник, турист и т.п.).

Источники административного права:
I. Законодательные
1. Конституция Российской федерации
2. Федеральные Конституционные законы
3. Федеральные законы
4. Законы РСФСР; законы Российской Федерации; законы СССР
II. Подзаконные
1. Указы президента
2. Постановления правительства
3. Акты министерств и ведомств

54.финансовая система российской федерации,характеристика основных финансовых институтов.Центральный банк россии:функции и особенности его финансово-правового статуса

Финансовое право-это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ (БАНК РОССИИ) — главный банк РФ, наделенный широкими властными полномочиями в сфере регулирования финансово-кредитных отношений. Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью. Основными задачами ЦБ РФ являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

55.Система и виды органов исполнительной власти. Администативно-провавое обеспечение ее функционирования

а) органы общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей, их сферой деятельности.

Правительство, администрация субъектов.

б) органы отраслевой (спец.) комп. – осуществляют руководство отдельными сферами или отраслями управления (министерства, ведомства, структурные подразделения администрации).

в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают спец. вопросами управления, имеющими межотраслевое значение. Государственные комитеты, федеральные комиссии и надзоры.

г) органы смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности.

Министерство здравоохранения РФ руководит подведомственными органами здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление мед. службами МВД и мин. обороны.

3. по порядку разрешения подведомственных вопросов.

а) единоначальные органы, в которых основные вопросы разрешаются их руководителем. Администрации, министерства

б) коллегиальные, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов, входящих в их состав. Правительство, государственные комитеты.

Междунаро́дное пра́во наиболее общий термин, охватывающий всю совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.

Особенности Международного права..

Вопрос 1. Понятие, предмет и основные черты современного международного права.

Международное правоэто особая правовая система, представляющая собой совокупность общепризнанных принципов и норм МП, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

Международные отношенияэто политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами МП.

Они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира; двух, нескольких или большинства международных межправительственных организаций (далее ММПО), а также интересы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности. Международные отношения могут охватывать одновременно все стороны отношений между субъектами МП или только некоторые из них (например, отношения в области защиты прав и свобод человека, отношения в области защиты и сохранения окружающей среды и т.д.); международные отношения могут осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, иметь универсальный (глобальный) или региональный характер. Таким образом, предметом МП являются следующие отношения:

1. отношения между государствами;

2. между государствами и ММПО;

3. между государствами и государствоподобными образованиями;

4. между международными межправительственными организациями.

Особенности Международного права..

Международное право во многом существенно отличается от внутригосударственного права и имеет следующие основные особенности.

1. Особый предмет правового регулирования. Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств.

Международное право как особая система права не входит ни в одну национальную правовую систему и не включает нормы внутригосударственного права. В то же время МП оказывает существенное влияние на формирование и изменение внутригосударственных правовых норм, обязывая государства приводить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участниками которых они являются. Примеры для России – введение моратория на смертную казнь в связи с вступлением в Совет Европы и подписанием Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека; внедрение в Трудовой кодекс норм ряда основополагающих конвенций Международной Организацией Труда.

2. Особые субъекты МП. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и другие организации. Субъектами МП выступают главным образом суверенные государства, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности, международные межправительственные организации и государствоподобные образования.

3. Особые объекты МП. Объектами МП является все то, по поводу чего субъекты МП могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства. Единственным ограничением для государств может быть только то, что какой-то определенный объект запрещен международным правом (например, не могут быть объектом продажи женщины и дети).

Читайте также:  Приказ на ученический отпуск образец

4. Особый порядок нормообразования. Внутригосударственные правовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими органами государства. В международном сообществе отсутствует наднациональный властный орган, который мог бы диктовать свою волю суверенным государствам, издавая обязательные для них нормы права.

Нормы МП создаются непосредственно самими субъектами МП. Разрабатывая нормы МП, договаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе согласовывают свои позиции, принимают такие формулировки, которые в максимально возможной степени учитывают законные интересы сторон и соответствуют основным принципам МП. Таким образом, нормы МП носят общедемократический характер и в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира.

5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм МП. Если принуждение субъектов внутригосударственного права осуществляется органами государства, то принуждение субъектов МП осуществляется самими субъектами МП на основе и в рамках соответствующих международных договоров. К государству-нарушителю могут быть применены международно-правовые санкции вплоть до полной экономической блокады и подавления агрессора силой на основании ст. 41 и 42 Устава ООН.

6. Особые источники МП. Источниками внутригосударственного права служат законы и подзаконные акты, которые принимаются в каждом государстве. Основными же источниками МП являются международные договоры и международные обычаи.

Международные отношения могут охватывать одновременно все стороны отношений между субъектами МП или только некоторые из них например, отношения в области защиты прав и свобод человека, отношения в области защиты и сохранения окружающей среды и т.

Особенности современного международного права

В литературе предлагают различную периодизацию истории формирова­ния международного права. И. И. Лукашук выделяет следующие периоды:

– предыстория международного права (с древних веков до конца средних);

– классическое международное право (с конца средних веков до принятия Статута Лиги Наций);

– переход от классического к современному международному праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН);

– современное международное право.

В древние века субъектами международных отношений были не госу­дарства, а их властители. Международные нормы имели религиозный харак-

тер. Вместе с тем появилась возможность нормативного регулирования меж­государственных отношений. Были выработаны формы нормативного регу­лирования – обычаи и договоры. Последние по форме мало чем отличались от нынешних договоров. Однако заключение договора скреплялось религиозной клятвой и сопровождалось обрядом жертвоприношения, иногда международ­ные договоры обеспечивались обменом заложников.

Широкое распространение получили торговые договоры, чаще всего их заключали для признания прав за иностранцами. На взаимных началах между древнегреческими государствами был создан институт защиты прав ино­странцев, предусмотрена выдача политических беженцев.

Государства постоянно направляли друг другу посольские миссии, по­слы пользовались неприкосновенностью.

Войны были повсеместным явлением, ведение войны считалось справед­ливым делом. Законы и обычаи войны закрепляли право сильного: проиграв­шие войну попадали в полную зависимость от победителя.

Появились нормы, регулирующие статус территорий, устанавливалась свобода плавания в открытом море.

В средние века заключались мирные и союзные договоры. Международ­ные связи развивались внутри региона. Регулирование межгосударственных отношений осуществлялось обычаями. Предметом соглашений между госу­дарствами были договоры о мире, союзе, торговле, территориальных измене­ниях. Договоры заключались в письменной форме, появился институт гаран­тии договоров со стороны третьих государств.

Сформировалось посольское право: появились первые инструкции для послов, по прибытии в страну посол вручал верительные грамоты, нарушение неприкосновенности послов влекло наказание.

Сложилась обычная норма о праве прибрежного государства иметь терри­ториальное море, его ширина определялась в соответствии с «правом пушеч­ного выстрела», сформировались обычаи морской торговли.

Военные обычаи оставались жестокими, не было различия между вои­нами и мирными жителями, но была сделана попытка запретить отдельные виды оружия (арбалеты).

Появилась практика рассмотрения международных споров в третейских су­дах и арбитражах. В качестве арбитров выступали духовные и светские лица.

Важное значение имел Вестфальский трактат 1648 г., который установил систему европейских государств, их границы, равноправие европейских госу­дарств без различия их форм государственного строя и религиозной веры.

Классическое международное право. Идея международного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже ХУ1-ХУП в. Среди них наиболее видным был голландский юрист, дипломат Гуго Гроций. В своем труде “О пра­ве войны и мира” он впервые детально обосновал существование «права, кото­рое определяет отношения между народами и правителями».

источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем он допускает, что «из­вестные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством из них».

Возникла доктрина международного права. Начало формироваться меж­дународно-правовое сознание. Значительное число международных норм ста­ли рассматриваться как правовые. Все чаще дипломатами использовалась юридическая аргументация. Великая французская революция оказала влияние на развитие международного права. Основами внешней политики Франции были провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с целью завоевания. Международное право стало необходимым регулятором значительного объема международных отношений.

Территориальные вопросы стали решаться на основе принципа терри­ториального верховенства государств, Швейцария получила статус посто­янного нейтралитета, на уровне договоров был закреплен режим свободы судоходства по международным рекам.

Получили правовое оформление вопросы о праве убежища и о правовом режиме иностранцев, было введено деление дипломатических агентов на классы и ранги. Венский конгресс 1814-1815 гг. запретил работорговлю, на Парижском конгрессе 1856 г. было официально отменено каперство.

С развитием почты, телеграфа, железнодорожных сообщений остро стал вопрос об их международно-правовом регулировании. В 1874 г. был подпи­сан акт об учреждении Всемирного почтового союза, который установил сво­бодный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. бы­ла принята Конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосто­ронняя ж/д конвенция.

На Гаагских конференциях мира (1899 г., 1906-1907 гг.), было приня­то большое количество конвенций, направленных на гуманизацию правил ведения войны.

На этапе перехода от классического к современному международному праву в 1919 г. была учреждена Лига Наций, первая универсальная организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами. О развитии механизма международно-правового регулирования свидетельствуют положе­ние Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судеб­ному разрешению, все международно-правовые споры. В соответствии со Ста­тутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия – первый постоянный международный суд. Важным шагом в направлении к со­временному международному праву было принятие в 1928 г. Парижского пакта (Пакт Бриана – Келлога) об отказе от войны как орудия национальной политики.

На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной ор­ганизации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному международному праву.

Фундамент современного международного права был заложен Уставом ООН, положения которого отражали новое мышление. Устав закрепил станов­ление новых принципов и норм международного права, прежде всего таких, как уважение суверенитета государств и признание их равноправия, невмеша­тельство в их внутренние дела, а позднее – отказ от войны как орудия нацио­нальной политики, неприменение силы или угрозы силой, самоопределение на­родов и наций, уважение прав и свобод человека. В соответствии с Преамбулой Устава Организации Объединенных Наций международное право призвано юридическими средствами «избавить грядущие поколения от бедствий войны», обеспечить поддержание международного мира и безопасности, «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе».

Современное международное право декларирует запрет агрессивных, за­хватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия как преступления против мира и безо­пасности человечества.

Сущностью современного международного права стал принцип мирного сосуществования государств. Устав Организации Объединенных Наций за­крепил решимость государств «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

В основу международных отношений был положен принцип сотрудни­чества. Государства приняли на себя обязательства развивать дружественные отношения между государствами «независимо от политических, экономиче­ских и социальных систем и от уровня их развития» (Декларация о принци­пах международного права, касающихся дружественных отношений и со­трудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН).

Классическое международное право рассматривалось как «право цивили­зованных народов», право «христианских государств». В соответствии с та­ким подходом из равноправного общения исключались слаборазвитые стра­ны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности междуна­родно-правового регулирования в том смысле, что в международном со­трудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтере­сованные государства.

В современных отношениях государства признают «всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существен­ным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обес­печения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами» (Заключительный Акт СБСЕ 1975 г.).

Международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприемлемые процедуры решения межгосударствен­ных споров мирными средствами.

Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов. Существенно изменился механизм функционирования междуна-

родного права. Создание развитой системы международных организаций приве­ло к институционализации процесса правотворчества и правоприменения.

Современному международному праву присуще тесное взаимодействие материальных и процессуальных норм. В международных договорах сформулированы как материальные, так и процессуальные нормы. Приме­ром служит Устав ООН, Венская конвенция о праве международных дого­воров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская кон­венция о консульских сношениях, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и ос­новных свобод, многочисленные конвенции о борьбе с преступностью, Ста­тут Международного уголовного суда и другие акты. В этой связи оправдан­на постановка вопроса о международном процессуальном праве как само­стоятельном нормативном комплексе, который можно рассматривать как отрасль международного права (Г. В. Игнатенко).

Существенным фактором совершенствования международного права яви­лись прогрессивные перемены в межгосударственных отношениях. Это ил­люстрирует Всемирный саммит глав государств и правительств 2005 г. В Итоговом документе закреплено, что «наши общие основные ценности, включая свободу, равенство, солидарность, терпимость, уважение всех прав человека, уважение к природе и общая ответственность, имеют важнейшее значение для международных отношений».

Международное право – это самостоятельный правовой комплекс и основанная на его нормах и реализующая эти нормы правовая система. Международное право как особая правовая система имеет: особый предмет регулирования. Предметом правового регулирования являются преимущественно межгосударственные отношения и иные отно­шения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требую­щие совместного регулирования со стороны нескольких или многих госу­дарств либо международного сообщества государств в целом;

самостоятельный круг субъектов. Субъект международного права – это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм. Общепринятыми субъектами являются государства, народы, нации, бо­рющиеся за создание независимого государства, международные органи­зации, государствоподобные образования;

особый порядок образования норм международного права. Способом создания международных норм является согласование воль субъектов. Нормы международного права создаются государствами путем свободного волеизъ­явления и компромисса. Формирование соглашения и его закрепление в пра­вовой норме происходят в определенном процессуальном порядке: 1) дости­жение согласия относительно содержания нормы; 2) достижение согласия от­носительно признания правила поведения общеобязательным;

особый механизм реализации норм международного права. Го­сударства, являясь создателями международно-правовых норм, самостоя­тельно обеспечивают их реализацию. Процесс реализации включает в себя два вида деятельности – правовое и организационное обеспечение реализации и непосредственную деятельность по достижению результата. Выделяют ме­ждународный и внутригосударственный механизмы реализации;

особый круг источников. Источниками международного права являются обычай, международный договор, правотворческие решения международных организаций, решения международных судебных органов.

Исторически сложилось деление на международное публичное и между­народное частное право. Международное частное право – это совокупность норм, регулирующих международные отношения негосударственного харак­тера, имея в виду прежде всего гражданско-правовые и родственные им от­ношения с иностранным элементом. Такие правила содержатся не только в национальном законодательстве, но и в международных договорах и между­народных обычаях.

Вопрос о соотношении международного публичного права (МПП) и международного частного права (МЧП) является дискуссионным. Весь спектр мнений по вопросу о разграничении международного частного и пуб­личного права можно свести к трем основным направлениям:

1) одни ученые с позиций единства объекта относят МЧП к международ­ному праву «в широком смысле» (С. Б. Крылов, В. Э. Грабарь, И. П. Блищен- ко, С. А. Малинин, Д. И. Фельдман, Л. Н. Галенская);

2) другие исходят из концепции внутригосударственной природы ме­ждународного частного права (М. И. Брун, И. С. Перетерский, С. И. Лебе­дев, Л. А. Лунц, Г. К. Матвеев, О. Н. Садиков, М. М. Богуславский, Дж. Чешир, Г. К. Дмитриева);

3) третье направление исходит из двойственности норм МЧП: норм меж­дународно-правовых и норм внутригосударственных (А. Н. Макаров, Р. А. Мюллерсон, В. Г. Храбсков). Еще в 1907 г. Г. Ф. Шершеневич отметил, что различие между частным и публичным правом, «установившееся исторически и упорно поддерживаемое, скорее сознается инстинктивно, чем основывается на точных признаках». Сходный взгляд у М. М. Агаркова, который полагает, что «разделение на публичное и частное право покоится не на принципиаль­ных основаниях, а на исторически сложившихся традициях».

Разграничение частного и публичного права проводится еще по ряду кри­териев: различие цели рассматриваемых норм, содержание и субъектный со­став регулируемых отношений, характер норм и др.

Некоторые элементы частного права тесно переплетаются с отдельными элементами публичного права, кроме того, наблюдается сходство характера норм той и другой ветви права. «Целеустремленность обоих, – писал И. С. Перетерский, – является однородной». Исходные начала для международно­го публичного и частного права едины, поскольку речь идет о регулировании

отношений, возникающих в международной жизни. Ряд авторов отмечает, что некоторые принципы международного публичного права имеют фундамен­тальное значение для сферы международного частного права и находят в нем свое отражение (Л.Н. Галенская).

Фактором, сближающим международное публичное и частное право, явля­ется возрастание количества международных договоров, в нормах которых пе­реплетаются публичные (межгосударственные) и частно – правовые аспекты.

Конституция РФ, квалифицируя нормы международного права как со­ставную часть российской правовой системы, не проводит различие между публичной и частной природой этих норм. В международные отношения мо­гут вступать не только государства, но и международные организации, юри­дические и физические лица, общественные организации, транснациональные компании. В соответствии с этим правовое регулирование этих отношений осуществляется как нормами международного публичного права, так и нор­мами международного частного права.

В июне 1945 г.

Добавить комментарий