Отказ в согласовании проведения перепланировки

Ошибочные отказы в согласовании перепланировки в жилом или нежилом помещении

Бывает и такое, хотя в этом никто никогда не признается. Например, в документе стоит требование “предоставить согласование Мосгаза”, а вы это согласование прошли, получили справку Мосгаза, приложили к комплекту сданных документов, но по какой то причине ее “проглядели” при вынесении решения.

В данном случае на эту ошибку стоит указать и повторно сдать документы на рассмотрение. Как правило, при таких “ошибочных отказах”, повторное рассмотрение происходит быстрее .

Отказ в предоставлении государственной услуги.

Недостатки правовых норм в формировании причин отказа

Кратко опишем существующие проблемы в законодательстве, которое регулирует вопросы перепланировки помещений.

  • Статья 27 ЖК РФ. Она включает в себя причины отказа в перепланировке. Нормы статьи императивны, что не допускает их изменения на уровне субъектов РФ. Особое внимание уделяем основанию, по которому проект перепланировки не соответствует требованиям законодательства. Эта формулировка имеет недостаток. Получается, что в случае отказа по этой причине, необходима юридическая экспертиза проекту перепланировки. Правовая экспертиза должна проводиться на предмет того, соответствует ли проект перепланировки федеральному или местному законодательству. Экспертиза в проведении влечет дополнительные затраты для заявителя, а также возникает вопрос с их возмещением в случае ошибки со стороны сотрудников подразделения Жилищной инспекции. Ошибка может быть выявлена, когда будет проведена экспертиза. В целях избежания отказа, многие потребители обращаются к юристам. Юридическая экспертиза проводится ими на стадии разработки проекта. Экспертиза, проводимая специалистами, минимизирует риски отказа в перепланировке. Обычно в услуги юристов входит полное сопровождение этапов перепланировки, экспертиза – в том числе.
  • Форма отказа. В ЖК РФ нельзя найти положения о том, какую форму необходимо использовать для отказа в перепланировке или в переустройстве. Регионы вправе самостоятельно устанавливать типовую форму переустройства (перепланировки) жилого помещения. Эту типовую форму они закрепляют в правовых актах. Но нельзя говорить о том, что все регионы издали акты, в которых закрепили форму отказа. Где типовые формы отказа переустройства помещения не утверждены, пользуются произвольным вариантом. Предполагается, что единая форма отказа по всей России была бы лучшим вариантом. Типовая форма отказа могла бы заменить документ об отказе, написанный в произвольном варианте.

общую информацию;.

Юридические услуги в Курске — Юрист Умеренков О.Н.

Юрист Умеренков Олег Николаевич

27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства и или перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Отказ в перепланировке квартиры

В Москве на перепланировку и переустройство квартиры или нежилого помещения в многоквартирном доме нужно разрешение жилищной инспекции. Но по результатам рассмотрения представленных заявителем документов, Мосжилинспекция может отказать в согласовании намеченного ремонта. Чаще подобное происходит с теми собственниками, кто оформлением документов занимается лично, реже – с действующими через посредников.

Не полный комплект документов.

Суд признал незаконным отказ администрации в согласовании перепланировки

Химкинский городской суд Московской области обязал Администрацию г.о. Химки вынести решение о согласовании перепланировки и переустройства квартиры. Ранее администрация отказала в таком согласовании. Основания для признания отказа незаконным – в этой статье.

Покупатели квартир в новостройках оформляют право собственности на квартиру позже, чем получают квартиру по акту от застройщика. Я писал о причинах этого. Так как подать заявление о согласовании вправе только собственник квартиры, а въезжать и жить нужно уже сейчас, большинство перепланировок в новостройках делаются без разрешения.

Оформить самовольную перепланировку после регистрации права собственности можно двумя способами:

  • административным, подав заявление в орган местного самоуправления в том же порядке, как и для не сделанной перепланировки;
  • через суд.

Часто органы местного самоуправления отказывает в согласовании выполненной перепланировки, отчего собственникам приходится идти за защитой в суд.

В суд можно обратиться также двумя способами:

  • в порядке искового производства;
  • в порядке административного производства.

Отличие двух способов обращения в суд в распределении бремени доказывания. В исковом производстве обязанность доказать тот факт, что перепланировка безопасна и не нарушает прав третьих лиц, лежит на собственнике квартиры. В административном процессе орган власти должен доказать законность своего отказа.

В настоящем случае в результате перепланировки и переустройства однокомнатной квартиры собственник на месте части кухни сделал спальню, за счёт части жилой комнаты и прихожей – кладовую. В границах кухни устроена кухня-ниша площадью 2,3 кв.м., в связи с чем санитарно-техническое и электрическое оборудование кухни было перемещено в границах кухни. Несущие конструкции многоквартирного дома, вентиляционные и сантехнические короба, ограждающие конструкции квартиры затронуты не были. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме не затронуто.

Администрация г.о. Химки вынесла решение об отказе в согласовании перепланировки, указав на следующие нарушения:

  1. Отсутствует технический паспорт жилого помещения (квартиры) до перепланировки, п. 4.1. постановления Администрации г.о. Химки Московской обл. от 20.08.2013 г. № 732;
  2. Отсутствует правоустанавливающий документ, подтверждающий личность собственника п. 4.1. постановления Администрации г.о. Химки Московской обл. от 20.08.2013 г. № 732;
  3. Отсутствует согласование с МКУ «Управление капитального строительства» п. 4.1. постановления Администрации г.о. Химки Московской обл. от 20.08.2013 г. № 732;
  4. Рекомендовать собственнику уведомить УК;
  5. Рекомендовать собственнику произвести гидроизоляцию в помещениях с мокрыми зонами;
  6. Рекомендовать собственнику предоставить оригиналы документов.

Собственнику пришлось обратиться в суд с иском о признании отказа незаконным по следующим основаниям. Интересы в суде представлял частный юрист Алексей Тимофеев.

В п. 4.1. постановления Администрации г.о. Химки Московской области от 20.08.2013 г. № 732 отсутствуют требования, на неисполнение которых ссылается Администрация. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 26 ЖК РФ администрация не вправе требовать с административного истца дополнительные документы, не перечисленные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Администрация, являясь органом местного самоуправления, не вправе устанавливать дополнительные требования в сфере согласования переустройства и перепланировки жилых помещений.

Таким образом, собственник квартиры предоставил полный комплект документов, необходимых для согласования переустройства и перепланировки.

Согласно строительно-техническому заключению, представленному в суд, перепланировка квартиры выполнена с нарушением п. 5.7. СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», но не нарушает прав и законных интересов и не создаёт угрозу жизни, здоровью и имуществу пользователей квартиры и третьих лиц.

Несоответствие перепланировки п. 5.7. СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» не имеет правового значения по следующим основаниям. В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в законе.

Следовательно, после вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, утрачивают обязательную силу. Согласно ст. 5.1. Федерального закона «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Указанный перечень утверждён постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521. Пункт 5.7. СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» в утверждённом Правительством РФ перечне отсутствует, следовательно, его требования не являются обязательными, а неисполнение этих требований не является нарушением.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам лежит на административном ответчике – администрации. Административный ответчик не доказал соответствие содержания оспариваемого решения закону, поэтому суд пришёл к обоснованному выводу о том, что выполненная перепланировка квартиры не нарушает права и законные интересы граждан и это не создаёт угрозу их жизни или здоровью, и удовлетворил заявленные требования, обязав администрацию принять решение о согласовании перепланировки и переустройства.

Нужна помощь? Звоните +7(985)477-69-70

Химкинский городской суд Московской области обязал Администрацию г.

Как оспорить решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

В соответствии с требованиями статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения могут быть произведены только собственником соответствующего помещения или уполномоченным им лицом. Таким правом не обладают наниматели, арендаторы и другие пользователи жилых помещений, не являющиеся собственниками, за исключением случая, когда наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма уполномочен наймодателем на представление необходимых документов.

Раскроем смысл понятий «переустройство» и «перепланировка» и определим отличия между ними.

Под переустройством понимается изменение технических характеристик различного оборудования, расположенного в помещении. Это может быть замена, установка или перенос инженерных сетей и иного технического оборудования. Все указанные изменения должны вноситься в технический паспорт жилого помещения, под которым понимается документ, содержащий техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия жилого помещения требованиям жилищного законодательства. Например, если речь идет о замене ванны, и новая ванна устанавливается на том же месте, где находилась старая, то изменения в технический паспорт не вносятся, соответственно, данные действия нельзя отнести к переустройству.

К переустройству, требующему внесения изменений в технический паспорт, может относиться, например, установка бытовых электроплит вместо газовых плит; или перенос электрических сетей, нагревательных сантехнических и газовых приборов; или устройство новых вентиляционных каналов; или прокладка новых, либо замена существующих подводящих и отводящих трубопроводов и устройств для ванной комнаты (установка душевых кабин, стиральных машин повышенной мощности и так далее).

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, также требующее внесения изменений в технический паспорт помещения. К перепланировке могут относиться: перенос, разборка и установка новых межкомнатных перегородок; перенос, увеличение, уменьшение, производство новых и перенос существующих дверных и оконных проемов; устройство дополнительных помещений в квартире (кухонь, туалетов, ванных, кладовок и так далее); расширение жилых комнат в квартире за счет вспомогательных помещений. В перечисленных случаях меняется только внутренняя конфигурация помещения, то есть при перепланировке изменения происходят внутри стен помещения, не выходя за их пределы. Если, например, была застеклена лоджия или произведена замена рамы, то этими действиями не была изменена конфигурация жилого помещения и в технический паспорт не требуется внесение изменений, и, как следствие, нельзя назвать эти действия перепланировкой жилого помещения (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 ноября 2012 года по делу № А14-9730/2012).

Переустройство и (или) перепланировка жилых помещений, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается. Также не допускается переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств.

В реконструируемых жилых домах переустройство и (или) перепланировка производятся в соответствии с планом реконструкции. Производимые изменения должны соответствовать также требованиям строительных, санитарно-гигиенических и эксплуатационно-технических нормативных документов.

Читайте также:  Выбор банка для перечисления зарплаты

Кроме того, производимые переустройство и (или) перепланировка должны соответствовать нормативным актам, действующим в области архитектуры и строительства, в сфере противопожарной защиты жилых помещений, в сфере санитарно-противоэпидемического благополучия населения. Производимые изменения должны соответствовать также законодательству о культурных ценностях и нормативным правовым актам, регулирующим охрану строений, отнесенных к культурному наследию народов Российской Федерации (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2013 года по делу № А29-4745/2012).

На практике может возникнуть ситуация, когда, например, собственнику будет отказано в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения принимается органом местного самоуправления не позднее чем через 45 дней со дня обращения заявителя в указанный орган.

Отметим, орган местного самоуправления отказывает в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения только в случаях, указанных в статье 27 ЖК РФ. В указанной статье представлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2013 года по делу № А12-20761/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2012 года № Ф09-11243/12 по делу
№ А47-8825/2011).

Так, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается, если не представлены предусмотренные статьей 26 ЖК РФ документы, или они представлены в ненадлежащий орган, а также если проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не отвечает требованиям законодательства. Нарушение этих требований служит причиной отказа в согласовании органом местного самоуправления переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Важно отметить, что в случае, например, выдачи заявителю документа, подтверждающего согласование переустройства и (или) перепланировки, который впоследствии был признан недействительным и недействующим, скажем, по решению суда, налицо отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 июня 2013 года № Ф09-4498/13
по делу № А76-14270/2012).

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения. Указанное решение должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные статьей 27 ЖК РФ, то есть отказ должен быть обоснованным.
Гражданские дела о перепланировке и (или) переустройстве жилого помещения в большинстве случаев рассматриваются в порядке искового производства в судах общей юрисдикции.

В исковом заявлении об оспаривании решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в обязательном порядке необходимо сослаться на соответствующее решение об отказе с указанием причин отказа, изложить обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении либо несоблюдении сроков принятия решения, а также перечислить обстоятельства, по которым принятое решение является, на Ваш взгляд, необоснованным.

Приложениями к исковому заявлению об оспаривании решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, как правило, являются:

  1. правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  2. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
  3. технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
  4. согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя, занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального.

В случае если жилое помещение или дом, в котором находится жилое помещение, является памятником архитектуры, истории или культуры, то к исковому заявлению необходимо приложить еще и заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Зачастую сложности с согласованием проекта и соблюдением установленных ЖК РФ правил толкают владельцев жилых помещений на самовольные действия по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения. Отметим, что самовольное переустройство и (или) перепланировка жилого помещения является противоправным деянием, которое влечет за собой установленную законом ответственность для лиц, совершивших данное нарушение. Ответственность за самовольное переустройство и (или) перепланировку жилого помещения предусмотрена нормами административного, жилищного и уголовного законодательства.

Анализ судебной практики показывает, что нередко судами рассматриваются дела об оспаривании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. При этом только орган местного самоуправления, осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки жилья, вправе обратиться с иском в суд. В отношении собственника жилого помещения орган местного самоуправления обращается в суд с исковым заявлением о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.

В отношении же нанимателя жилого помещения по договору социального найма – с исковым заявлением о расторжении соответствующего договора с возложением на собственника данного жилого помещения, являвшегося в данном случае наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению указанного жилого помещения в прежнее состояние. Важно, что орган местного самоуправления может обратиться в суд с соответствующим заявлением только после направления собственнику (нанимателю) переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения предупреждения о приведении помещения в первоначальное состояние. Органом местного самоуправления устанавливается разумный срок для устранения допущенных нарушений с целью приведения жилья в прежнее состояние. И только при неисполнении этой обязанности в разумный срок орган местного самоуправления обращается в суд (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 января 2013 года № Ф09-6194/10 по делу № А60-58866/2009, Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 5 июня 2013 года № ВАС-4866/11 по делу № А60-58866/2009-С3, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 декабря 2012 года по делу № А32-46044/2011).

По общему правилу, действия по самовольному переустройству и (или) перепланировке жилого помещения не могут быть оформлены «задним числом». Впрочем, иногда, в случае привлечения к делу квалифицированного юриста, удается отстоять и узаконить произведенные изменения уже по факту их производства.

В случае осуществления самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения лицу, осуществившему соответствующие переустройство и (или) перепланировку и желающему сохранить помещение в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, в заявлении следует указать обстоятельства, свидетельствующие о ненарушении прав и законных интересов граждан и исключающие угрозу причинения вреда их жизни или здоровью. Таким образом, лицо, осуществившее самовольные переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, не лишено права согласовать произведенные изменения с органом местного самоуправления, когда для этого нет препятствий.

В случае отказа в удовлетворении требований о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и несогласии заявителя с принятым решением, при наличии оснований полагать, что никаких препятствий для сохранения помещения в переустроенном (перепланированном) виде нет, лицо, считающее, что его права нарушены, вправе обратиться за судебной защитой своего нарушенного или оспариваемого права (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 июня 2013 года № Ф09-3782/13 по делу № А76-16081/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 декабря 2012 года № Ф03-5666/2012 по делу № А73-4944/2012).

Решение сохранить жилое помещение в существующем состоянии может быть принято судом как по отдельному заявлению гражданина, так и по встречному иску, предъявленному им по делу о продаже жилого помещения с публичных торгов либо о расторжении договора социального найма.

К участию в деле при рассмотрении заявлений об оспаривании решений органов местного самоуправления об отказе с согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения привлекаются лица, интересы которых могут быть затронуты решением суда, например, члены семьи заявителя, соседи по квартире, дому и иные лица.

Необходимо отметить такой момент. На практике может возникнуть ситуация, когда, например, собственник жилого помещения, имея на руках решение органа местного самоуправления о согласовании и (или) переустройстве жилого помещения, производит это самое переустройство и (или) перепланировку жилого помещения с нарушением требований строительных, санитарно-гигиенических и эксплуатационно-технических нормативных документов, нанимает дешевую рабочую силу, которая не имеет достаточной квалификации для проведения работ подобного рода. Учитывая, что достаточно большая часть жилого фонда страны находится в ветхом состоянии, в случае, например, повреждения несущих стен, последствия могут оказаться плачевными.

В данной ситуациие о защите своих жилищных прав необходимо подумать и соседям, проявляя бдительность. Соседи могут обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, которым принято решение о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, либо с исковым заявлением о пресечении незаконных действий, создающих угрозу утраты их права собственности, если в процессе работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения возникают различного рода аварийные ситуации, например, замыкание электропровода, утечка газа, нарушение холодного, горячего водоснабжения, канализации, пожар и так далее. Акты, составленные организациями, устраняющими аварийные ситуации, могут послужить доказательствами в суде, для подтверждения факта несоответствия работ, проводимых работниками, нанятыми владельцем переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

Необходимо отметить, что споры, связанные с применением жилищного законодательства, всегда являлись самыми многочисленными среди других категорий гражданских дел, рассматриваемых судами, и одними из самых сложных. Соответственно, в целях защиты своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, целесообразно обратиться к квалифицированному юристу.

В соответствии с требованиями статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации далее ЖК РФ согласование переустройства и или перепланировки жилого помещения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Отказ в согласовании перепланировки

Добрый день, посетители сайта o-nedvizhke.ru! В данной статье мы рассмотрим отказ в согласовании перепланировки.

Официально такой документ называется Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилом доме.

Но нередко собственник приходит за решением, а получает отказ в согласовании. Отказ в согласовании — это документ, выполненный на том же бланке, что и разрешение, только написано не разрешение, а отказ. В отказе на перепланировку должна быть четко сформулирована причина.

Причины могут быть различны

Например, после сдачи проекта на перепланировку могут отказать, потому что не предъявлено техническое заключение о состоянии несущих и ограждающих конструкций инженерных систем с указанием в графической части несущих и не несущих элементов инженерного оборудования (возможно для кирпичного дома старого проектирования, где Жилищная инспекция могла засомневаться).

На основании проекта перепланировки, Жилищная инспекция не может однозначно разобраться, несущая это конструкция или нет, поэтому и требуется техническое заключение, в котором будет прописан весь конструктив дома.

Как узаконить перепланировку квартиры?

О последствиях неузаконенной перепланировки читайте тут.

Чтобы отдать этот проект на согласование, необходимо просто выполнить техническое заключение и предоставить в Жилищную инспекцию.

Бывают конкретные решения, например, не хватает определенных документов. И на обороте в таких документах пишется, что после предоставления необходимых документов или исправления документации, разрешение будет получено, то есть его снова можно будет рассмотреть.

Но бывают и менее явные отказы, в которых обычно ссылаются на пункт законодательства, в связи с которыми не соответствует перечень документов или иная причина.

Это уже более сложный отказ. И его сложнее довести до согласования, потому что не явно, что и чему не соответствует, а также непонятно, что исправлять.

Для того чтобы понять, что именно не соответствует, необходимо идти на прием, чтобы пояснили, в чем несоответствие, а уж после этого приступать к исправлению.

Иногда организации, которые занимаются оформлением проекта на перепланировку, не могут понять, что именно нужно поправить или переделать, а может просто дополнить.

Читайте также:  Зачем нужен иск на перепланировку

Отказа бояться не стоит, это не редкость, особенно если собственники сами согласовывают перепланировки, чаще получают отказы.

Отказ может быть не только по объему, по качеству, а чаще всего по непредставлению каких-либо документов. Во время сдачи документов, собственник забыл приложить справку какую-либо, соответственно, будет отказ, чтобы предоставили.

Чаще всего, если перепланировка не содержит никаких нарушений, а изначально подавать бессмысленно, если имеются нарушения, потому что можно получить достаточно жесткий отказ.

Обратите внимание, что отказа бояться не стоит, нужно просто предоставить или донести то, что требуется, и получить разрешение. В целом, можно потерять 20 дней на согласование.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

О последствиях неузаконенной перепланировки читайте тут.

Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. 1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Комментарий к статье 27
1. В комментируемой статье названы основания отказа в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения.
Собственнику жилого помещения орган местного самоуправления отказывает в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения в случае непредставления им указанных в ст. 26 настоящего Кодекса документов (см. комментарий к ст. 26 ЖК). В названной статье дан исчерпывающий перечень документов, представляемых в орган местного самоуправления для согласования переустройства и перепланировки жилого помещения. Хотя было бы логично в этом случае органу местного самоуправления отказать в рассмотрении заявления либо не принимать заявление без надлежащего комплекта документов.
В связи с этим орган местного самоуправления не должен ждать истечения 45 дней, чтобы отказать в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, а сразу указать заявителю, что ему необходимо представить документы, перечисленные в ст. 26 настоящего Кодекса. В противном случае орган местного самоуправления обязан вернуть документы заявителю и не рассматривать его заявление. По смыслу комментируемой статьи орган местного самоуправления принимает заявление с неполным комплектом документов, а потом отказывает.
2. Собственнику жилого помещения орган местного самоуправления отказывает в согласовании переустройства и перепланировки в случае представления документов в ненадлежащий орган. Но в ст. 26 ЖК РФ указан только один орган, осуществляющий согласование переустройства и перепланировки. В другой орган представить заявление об этом невозможно. Даже если собственник представил документы куда-либо, кроме органа местного самоуправления, то последний не может отказать в таком согласовании, поскольку у него не возникает обязанность согласовывать переустройство и перепланировку этого жилого помещения. Применять в данном случае термин “отказ” было бы некорректно.
3. Отказ в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения предусмотрен также в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства РФ. Несоответствие техническим, санитарным, противопожарным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, должно являться основанием для отказа, поскольку в этом случае переустройство и перепланировка жилого помещения, особенно в многоквартирном доме, могут иметь отрицательные последствия как для строения, так и для безопасности граждан.
Так, например, если в проекте имеют место огрехи, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций жилого дома, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, а также к нарушению противопожарных требований, к ухудшению условий эксплуатации и проживания всех или отдельных жильцов дома или квартиры и эксплуатации дома или проживания граждан.
4. Орган местного самоуправления отказывает в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения в случае, когда этими действиями будут нарушены права граждан. Например, в жилом помещении в результате перепланировки будет уменьшено количество комнат, из-за чего проживающие в данном помещении на основании договора найма граждане могут остаться без жилья. Оснований для расторжения договора найма нет, но не будет и самого помещения, которое является предметом договора найма. В аналогичной ситуации могут оказаться и члены семьи собственника.
5. Решение об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения должно быть мотивировано, содержать указания на нормы права, на которые будет ссылаться орган местного самоуправления при отказе.
Решение об отказе в согласовании должно быть направлено заявителю не позднее трех рабочих дней со дня его принятия.
Решение об отказе в согласовании переустройства и перепланировки может быть обжаловано заявителем в судебном порядке в соответствии с Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

Несоответствие техническим, санитарным, противопожарным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, должно являться основанием для отказа, поскольку в этом случае переустройство и перепланировка жилого помещения, особенно в многоквартирном доме, могут иметь отрицательные последствия как для строения, так и для безопасности граждан.

Что делать при отказе в согласовании перепланировки

По сути, бумага, выданная Мосжилинспекцией, помимо причин отказа в согласовании перепланировки, содержит рекомендации по их устранению.

Чаще всего отрицательный результат получают собственники, оформляющие разрешение по упрощенной форме согласования. В большинстве случаев для исправления ситуации потребуется обратиться в специализированную организацию и заказать разработку проектной документации.

В случае, когда мероприятия, отмеченные в проекте, не соответствуют требованиям действующих норм или жилищного законодательства, в нем следует устранить указанные недочеты.

После устранения всех замечаний жилищной инспекции комплект документов подается повторно.

Чаше всего отрицательный ответ обоснован, хотя нельзя исключать и возможность ошибки. С мнением сотрудника Мосжилинспекции можно не соглашаться и записаться на прием к руководству этой организации, чтобы оспорить отказ. В некоторых “пограничных” случаях на приеме удается отстоять свою позицию и таким образом обжаловать ранее принятое решение.

Куда еще пожаловаться на отказ? В отдельных ситуациях собственники, уверенные в своей правоте, обжалуют решение надзорного органа в судебном порядке, хотя результативность такой жалобы минимальна.

Также важно учитывать, что получение отказа в перепланировке до начала ремонта требует исправлений лишь на бумаге, а в случае с выполненной перепланировкой, если в каких то нормах выполненный ремонт противоречить законодательству, зачастую приходится проводить определенные восстановительные работы.

В отдельных ситуациях собственники, уверенные в своей правоте, обжалуют решение надзорного органа в судебном порядке, хотя результативность такой жалобы минимальна.

Комментарии к ст. 27 ЖК РФ

1. Орган местного самоуправления отказывает в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в указанных в комментируемой статье случаях.

Собственнику жилого помещения может быть отказано в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения в случае непредставления им указанных в ст. 26 настоящего Кодекса документов (см. комментарий к ст. 26 ЖК). В названной статье дан исчерпывающий перечень документов, представляемых в орган местного самоуправления для согласования переустройства и перепланировки жилого помещения. Хотя логичнее было бы в этом случае органу местного самоуправления отказать в рассмотрении заявления либо не принимать таковое без надлежащего комплекта документов.

В связи с этим орган местного самоуправления не должен ждать истечения 45 дней, чтобы отказать в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, а сразу указать заявителю, что ему необходимо представить документы, указанные в ст. 26 настоящего Кодекса. В противном случае орган местного самоуправления обязан вернуть документы заявителю и не рассматривать его заявление. По смыслу комментируемой статьи орган местного самоуправления принимает заявление с неполным комплектом документов, а потом отказывает заявителю.

2. Собственнику жилого помещения орган местного самоуправления отказывает в согласовании переустройства и перепланировки в случае представления документов в ненадлежащий орган. Но в ст. 26 настоящего Кодекса указан только один орган, осуществляющий согласование переустройства и перепланировки. В другой орган представить документы невозможно.

3. Отказ в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения предусмотрен также в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства РФ. Несоответствие техническим, санитарным, противопожарным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, должно являться основанием для такого отказа, поскольку в этом случае переустройство и перепланировка жилого помещения, особенно в многоквартирном доме, могут иметь отрицательные последствия как для строения, так и для безопасности граждан, например, если в проекте имеют место нарушения, ведущие к ущербу прочности или разрушению несущих конструкций жилого дома, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов и не отвечающие противопожарным требованиям, а также ведущие к ухудшению условий эксплуатации и проживания всех или отдельных жильцов дома или квартиры и ухудшающие условия эксплуатации дома или проживания граждан.

4. Орган местного самоуправления отказывает в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения в случае, когда этими действиями будут нарушены права граждан. Например, если в жилом помещении после перепланировки будет уменьшено количество комнат, в результате права проживающих в данном помещении на основании договора найма граждан могут быть нарушены.

5. Решение об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения:

  • должно быть мотивировано с указанием в нем норм права, на которые будет ссылаться орган местного самоуправления при отказе;
  • должно быть направлено заявителю не позднее трех рабочих дней со дня его принятия;
  • может быть обжаловано заявителем в судебном порядке в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

26 настоящего Кодекса.

Результат оказания услуги
  • Решение об отзыве решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме (оригинал, 1 шт.)

Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, предусмотренных пунктом 5.

Этапы получения разрешения

При согласовании квартирной перепланировки выполняют такие действия:

  1. Определяют объем и вид работ;
  2. Создают проект;
  3. Проводят согласование конкретного проекта в Роспотребнадзоре, СЭС, Пожнадзоре и иных подобных инстанциях.

Затем, всю документацию и заявку, которое составляют по форме, утверждённой постановлением Правительства № 266 от 28 апреля 2005 г., подают в отдел градостроительства.

и квиток добавляют в пакет документов;.

Как узаконить перепланировку в новостройке

Чаще всего просто на этапе ремонта зовут бригаду, самостоятельно всё строят и спокойно живут.

Перепланировка и переустройство жилых и нежилых помещений

Вопрос: Что считается переустройством, перепланировкой?

Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Вопрос: Нужно ли узаконивать стену из гипсокартона, если не были затронуты несущие стены?

Так как установка новой стены (в том числе из гипсокартона) влечет изменение конфигурации жилого помещения, собственнику жилого помещения в многоквартирном доме необходимо обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Вопрос: Кто должен согласовывать переустройство и (или) перепланировку квартиры?

Читайте также:  Получен займ от учредителя: проводки

Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Вопрос: Какие документы необходимо подать для согласования переустройства и (или) перепланировки квартиры?

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее – заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

– заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

– правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

– подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

– технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

– согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

– заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Заявитель вправе не представлять технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения и заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии). Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

– правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

– заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме вышеуказанных. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы (правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры), обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

Для объектов культурного наследия вместо проекта переустройства и (или) перепланировки в многоквартирном доме представляется проект приспособления для современного использования.

Вопрос: В какие сроки местные власти должны принять решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки или отказе?

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.

Вопрос: Кого надо уведомить о завершении перепланировки?

Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Вопрос: Каков порядок перепланировки и (или) переустройства нежилых помещений в многоквартирном доме?

Решение о проведении перепланировки и (или) переустройства нежилых помещений в многоквартирном доме должно быть принято на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Решение затем направляется в орган местного самоуправления, который создает межведомственную комиссию. Именно она и принимает решение о согласовании переустройства или перепланировки либо об отказе в них.

Для согласования заявитель представляет через Портал государственных или муниципальных услуг Московской области на сайте http://pgu.mosreg.ru, а при отсутствии услуги на сайте непосредственно в муниципалитет по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

– заявление о перепланировке и переустройстве нежилого помещения в многоквартирном доме;

– план объекта недвижимости (копия технического паспорта домовладения (здания, строения), составленный по результатам обследования и содержащий сведения о составе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

– копию (при предъявлении подлинника) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке;

– копию (при предъявлении подлинника) договора о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке помещений, в случае, если его заключение предусмотрено решением общего собрания собственников помещений;

– документ, удостоверяющий право на земельный участок, в случае, если переустройство и (или) перепланировка помещений, связанные с передачей в пользование части общего имущества, предусматривает создание входов (лестниц, крылец) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания;

– кадастровый паспорт земельного участка в случае, если предусматривается создание входов (лестниц, крылец) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято не позднее чем через 45 дней со дня поступления заявления и документов в орган, осуществляющий согласование.

Завершение переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Вопрос: Что делать, если соседи делают незаконное переустройство и (или) перепланировку?

В случае если в соседнем помещении делают перепланировку, надо уточнить у собственников, имеется ли у них согласование органа местного самоуправления на производство работ по перепланировке, необходимое по Жилищному кодексу. В случае если у соседа такого согласования нет, то гражданин может написать обращение в управляющую организацию, а в случае ее бездействия — в Госжилинспекцию и копию направить в местную администрацию.

Вопрос: Какую ответственность несет собственник за самовольное переустройство и (или) перепланировку жилого помещения?

Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную статьями 7.21, 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование, суд по иску этого органа при условии непринятия решения суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, в случае если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, принимает решение:

– в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

– в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в вышеуказанном порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.

Вопрос: Каков порядок установки кондиционеров?

В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации установка кондиционеров недопустима без соответствующего разрешения. Установка кондиционеров приравнивается к переустройству помещения. В связи с этим необходимо получить разрешение уполномоченного органа местного самоуправления.

В случае представления заявления о переустройстве и или перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.

Причины, по которым можно получить отказ в перепланировке

Одна из наиболее распространенных причин, которые указываются при отказе, — несоответствие проекта нормативам правовых актов Российской Федерации. Затем идет расшифровка, в чем именно это несоответствие проявляется. Отказом могут послужить как мелочи (например, нет штампа на одном из листов проектной документации), так и более серьезные нарушения, которые никак не стыкуются с законодательством.

Если вы действительно имеете весомые документы в свою пользу, то есть шанс, что отрицательное решение будет пересмотрено.

Добавить комментарий