Минфин об обжалованиях решений по проверкам

Чего ждать после подачи жалобы?

После рассмотрения жалобы уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение контролирующего органа полностью или частично;
  • отменяет решение контролирующего органа полностью или частично и принимает новое решение.

Контролирующие органы получат инструмент для анализа правоприменительной практики и ее унификации.

Проект Постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля “Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц” (подготовлен Минфином России 15.05.2020)

Досье на проект

В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля “Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц”.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ___________ 20___ г. N ______

Федеральный стандарт внутреннего государственного муниципального финансового контроля Правила досудебного обжалования решений и действий бездействия органов внутреннего государственного муниципального финансового контроля и их должностных лиц.

Можно ли оспорить решение налогового органа и как это сделать?

Как показывает практика, не во всех конфликтных ситуациях действия налоговых органов правомерны. Да и ошибиться могут все. Но если гражданина не устраивает решение налоговой службы, его можно оспорить. Причем делать это необходимо в общепринятом порядке, иначе жалоба попросту не будет рассмотрена. Как именно обжаловать решение налогового органа, в какие сроки нужно уложиться и на какие еще моменты обратить внимание, чтобы обстоятельства не обернулись в пользу ИНС, расскажем в этой статье.

Важное уточнение обратиться напрямую в суд у заявителя не получится.

Исчисление срока для обращения в суд

Процессуальный трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, исчисляется с учетом положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ[2], то есть срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

При апелляционном обжаловании решение вступает в силу в день принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. При этом такое решение по общему правилу должно быть вынесено в течение месяца (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2, п. 3 ст. 140 НК РФ).

В случае, если в нарушение ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган не даст письменный ответ на жалобу в течение месяца, то трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

О таком порядке соотношения норм и исчислении сроков, установленных налоговым и арбитражно-процессуальным законодательством, компании были сориентированы Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07 по делу № А41-К2-19605/06, выводы которого были дополнены Определением ВАС от 30.01.2009 № ВАС-15592/08 по делу № А27-3697/2008-2. При этом суд отметил, что нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров, которые являются предпочтительными в налоговых правоотношениях с точки зрения оперативности защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

Учитывая правовое толкование норм высшим судебным органом, представляется, что в случае нарушения вышестоящим налоговым органом установленного месячного срока на вынесение решения у компании возникают объективные риски, связанные с пропуском срока на судебное обжалование.

С другой стороны, если компания посчитает целесообразным все-таки дождаться решения по жалобе и пропустит срок на подачу заявления в суд[3], то она сможет обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа (ст. 117 АПК РФ). Суды, признавая принятие мер для урегулирования спора в административном порядке уважительной причиной пропуска срока, такие ходатайства удовлетворяют[4]. Учитывая практику федеральных арбитражных судов, а также правовую позицию, выраженную высшим судебным органом, в настоящее время нет оснований полагать, что в случае обращения в суд при пропуске срока компании будет отказано в судебной защите.

О таком порядке соотношения норм и исчислении сроков, установленных налоговым и арбитражно-процессуальным законодательством, компании были сориентированы Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.

Как оспаривать результаты налоговой проверки? Шесть этапов

Налоговая проверка проходит несколько стадий. В зависимости от стадии налогоплательщик имеет возможность выразить свое несогласие с действиями и выводами налогового органа в различных формах.

1. Уже в ходе проверки налогоплательщик может подавать жалобы в вышестоящий налоговый орган и в прокурату, в случае, если считает действия налогового инспектора незаконными.

2. Следующая форма несогласия, это возражения на акт налоговой проверки. В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт составляется в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10-и дней после окончания камеральной проверки Возражения направляются непосредственно в налоговый орган, проводивший налоговую проверку. В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ у налогоплательщика есть один месяц для подачи возражений. Указанный месяц отсчитывается от момента получения акт. Моментом получения акта следует считать дату проставления налогоплательщиком или его представителем расписки, или отсчитать шестой день с даты отправки почтового отправления с актом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Давая расписку, следите за тем, чтобы в ней была указана реальная дата вручения, а не более ранее число, вписанное налоговым инспектором. Иначе вы можете невольно сократить себе срок на подготовку возражений. Если вы получили акт по почте, сразу же посчитайте дату, в которую акт признается полученным. Учитывая, что почтовый пробег может превышать установленный законом срок, времени на подготовку и подачу возражений может остаться мало.

Возражения подаются в письменном виде с приложением копий документов, подтверждающих доводы возражений. Сдавая возражения и копии документов в налоговый орган позаботьтесь о получении отметки с дачей подачи возражений на вашем экземпляре возражений. Если к возражениям прилагаются документы, обязательно укажите в перечне приложений каждый документ. Это позволить исключить споры о составе документов, которые прилагались к возражениям. Возражения возможно подать и почтовым отправлением. Однако следует учитывать время на почтовый пробег, чтобы избежать казуса, когда возражения отправлены в срок, но из-за почтовой задержки поступили позднее, чем вынесено решение.

Нередко при наличии возражений в ходе рассмотрения актов налоговые органы снимают отдельные доводы. В других случаях подача возражений может повлечь проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. В свою очередь результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Готовя возражения на акт следует достаточно полно и всесторонне отразить как правовые основания своего несогласия с актом, так и документальные. Нет смысла «прятать козыри в рукаве», так как в случае перехода спора в более поздние стадии, эти доводы придётся раскрыть. В случае же качественной подготовки возражений есть вероятность сберечь время и силы, сняв ошибочные доводы налогового органа еще до вынесения решения.

Также это покажет суду, что налогоплательщик добросовестно и принципиально отстаивал свою позицию, используя все имеющиеся правовые механизмы.

3. Следующий этап для выражения несогласия – это рассмотрение результатов налоговой проверки. На этом этапе налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа, рассматривающего результаты налоговой проверки, устное несогласие с выводами, изложенными в акте. На этой стадии также возможно предоставление обосновывающих документов. Доводы налогоплательщика и представленные документы указываются в протоколе, который должен вестись при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ). Настывайте на внесении в протокол ваших устных доводов. Если представитель налогового органа отказывается это сделать, то подписывая протокол сделайте запись об этом.

4. Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, то для налогоплательщика наступает следующая стадия обжалования – досудебный обжалование ненормативного акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган. В данном случае термин «акт» отличается от «акта» налоговой проверки. Решение, вынесенное по результатам налоговой проверки является ненормативным актом налогового органа.

Следует отметить, что в настоящее время досудебное обжалования в вышестоящий налоговых органа является обязательной стадией (п. 2 ст. 138 НК РФ). Без прохождения этой стадии невозможно обратится за судебной защитой. В случае подачи заявления в арбитражный суд без предыдущего досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган заявление будет возвращено без рассмотрения.

Жалоба подаваемая в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к налоговой ответственности до его вступления в силу , называет «апелляционная жалоба». Следует не путать с «апелляционной жалобой» подаваемой на решение суда в рамках процессуального законодательства. Учитывая, что согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу через один месяц со дня вручения налогоплательщику, то жалоба может быть подана в течение указанного месяца.

Подавать апелляционную жалобу следует в налоговый орган, вынесший решение. Это делается по той причине, что материалы налоговой проверки находятся в налоговом органе, вынесшем решение. После получения жалобы этот налоговый орган направляет жалобу вместе с материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Как и возражения, апелляционную жалобу можно сдать непосредственно в канцелярию. Альтернативным вариантом подачи жалобы является ее направление по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае пропуска налогоплательщиком месячного срока подачи апелляционной жалобы у него остается возможность дальнейшего обжалования уже вступившего в силу решения налогового органа. На этом этапе документ, выражающий несогласие налогоплательщика, называется просто жалоба, без слова «апелляционная». Такая жалоба согласно п. 2 ст. 139 НК РФ может подаваться налогоплательщиком в течение года, который отсчитывается от даты принятия решения. То есть от той даты, которая указана на самом решении.

Если срок пропущен, то налогоплательщик имеет возможность ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении пропущенного срока. Конечно в ходатайстве необходимо будет указать причины пропуска срока и их уважительность. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Содержательно апелляционная жалоба и просто жалоба буду идентичными. Указанные документы должны содержать следующие элементы:

  • Наименование вышестоящего налогового органа. Обычно в тесте указывается, что жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение.
  • Реквизиты подателя жалобы (наименование, адрес, ИНН, способы связи: телефон, электронная почта).
  • Наименование налогового органа, принявшего обжалуемое решение.
  • Доводы налогоплательщика, по которым он считает принятое решение незаконным.
  • Нормы закона, обосновывающие доводы налогоплательщика.
  • Доказательства (документы), на которые ссылается налогоплательщик в обоснование своих доводов.
  • Расчеты в части сумм налогов, пеней и штрафов, которые по мнению налогоплательщика, рассчитаны налоговым органом ошибочно.
  • Требования налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части, с указанием конкретных частей решения.
  • Жалоба должна быть подписана единоличных исполнительным органом налогоплательщика или представителем, действующим на основании доверенности. При подписании жалобы представителем не забудьте приложить к ней доверенность представителя.

Следует учитывать, что налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения. Основания для оставления жалобы без рассмотрения указаны в ст. 139.3 НК РФ.

По общему правилу жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом без участия налогоплательщика. В отдельных случаях участие возможно, но решение о необходимости этого принимает налоговый орган. Налогоплательщику не предоставлено право требовать возможности участия в рассмотрении жалобы. Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на один месяц. Со дня принятия решения по апелляционной жалобы решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

5. Когда пройден досудебный порядок обжалования решения налогового органа, и налогоплательщик не согласен уже с решением вышестоящего налогового органа, либо вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, следующим этапом обжалования является обращение за судебной защитой в арбитражный суд. Указанное право налогоплательщика предусмотрено п. 2 ст. 138 НК РФ.

Следует отметить, что решения налоговых органов принятые в отношении физических лиц и в отношении организаций, обжалуются в разные суды и в разном процессуальной порядке. Решение в отношении физического лица обжалуется в суд общей юрисдикции по правилам КАС РФ. Решение налогового органа в отношении индивидуального предпринимателя и организации обжалуется в арбитражный суд по правилам АПК РФ. Порядок обжалования решений налоговых органов в арбитражных судах регулируется главой 24 АПК РФ, а также нормами о исковом производстве, в части не противоречащей положениям главы 24.

Налогоплательщику предоставляется три месяца, чтобы подать заявление в суд. Подготовка заявления в суд не должна вызывать затруднений, так как доводы, их основания, а также подтверждающие документы уже были подготовлены на стадии обжалования решения в вышестоящий налоговый орган. Хотя конечно же на стадии судебного обжалования они могут быт дополнены. Указанный срок исчисляется с того момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его права. То есть с даты вручения ему решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Заявление в арбитражный суд должно содержать:

Реквизиты налогового органа и руководителя, принявшего решение. Следует учитывать, что при обжаловании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, одновременно обжалуется и решение вышестоящего налогового органа, принятого по апелляционной жалобе. Соответственно необходимо указывать реквизиты двух налоговых органов, вышестоящего и нижестоящего.

Читайте также:  Как составить рапорт на ВПД

Реквизиты принятых решений (название, номер и дата).

Нарушенное право налогоплательщика.

Законы и другие нормативные акты, которым противоречит решение налогового органа.

Требование налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части (следует указать конкретные части решения).

Вместе с заявлением необходимо приложить:

  • Копия свидетельства о регистрации организации;
  • Обжалуемый акт;
  • Документы, на которые налогоплательщик ссылается;
  • Документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • Доверенность представителя;
  • Документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • Документы об оплате государственной пошлины.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины составляет 3000 рублей.

Срок рассмотрения заявлений составляет 3 месяца и может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

6. В случае отказа арбитражного суда в удовлетворении заявления, далее возможно обжалование решения суд в апелляционной и кассационной инстанциях. Апелляция и кассация проходят в стандартном процессуальном порядке, предусмотренном АПК РФ для искового производства.

Как видим действующее законодательство содержит возможность обжаловать действий и решения налогового органа, осуществляемые в ходе налоговой проверки, как во время ее проведения, так и после завершения. Проявляя активную позицию в ходе проверки налогоплательщик поэтапно формируют позицию для защиты своих интересов в суде. Для эффективной защиты целесообразно обращаться к помощи опытных бухгалтеров и юристов, совместная работа которых обычно более эффективна по такому виду споров.

Реквизиты принятых решений название, номер и дата.

Консультация по спорным налоговым вопросам

Зачем нужна профессиональная помощь при оспаривании решений налоговой, рассказывает Дмитрий Сидоренко — исполнительный директор группы компаний Fomix Consulting Group, эксперт по налоговому консалтингу:

«Налоговое законодательство — сложнейшая сфера правоотношений между бизнесом и государством. Существует бесчисленное множество нормативных актов, в которые регулярно вносятся дополнения и поправки. Мало кто из руководителей и собственников бизнеса постоянно следит за всеми этими изменениями — физически невозможно успевать все. Для того чтобы избежать проблем с налоговыми органами, и нужен профессиональный консалтинг. Специалисты помогут экспертным мнением по каждому спорному вопросу, в том числе окажут поддержку при обжаловании незаконных действий ФНС в суде.

Группа компаний Fomix Consulting Group за время работы с 2008 года накопила богатый опыт в решении налоговых споров. Наши эксперты оказывают помощь на досудебном этапе и представляют интересы клиентов в суде. Мы досконально изучаем ситуацию, выявляем нарушения со стороны налоговых органов, помогаем составить возражения, жалобу или исковое заявление. Специалисты Fomix Consulting Group не применяют типовых схем, а подходят к каждому случаю индивидуально. Мы рассматриваем любые, в том числе нестандартные, ситуации».

P. S. Группа компаний Fomix Consulting Group оказывает разносторонние услуги по поддержке бизнеса: занимается регистрацией предприятий, налоговым консалтингом и аудитом, помогает в решении корпоративных споров, оказывает поддержку при банкротстве и ликвидации юридических лиц.

Для обжалования решения налоговой службы важно соблюдать порядок направления жалоб и сроки подачи возражений.

Подготовка к налоговой проверке может существенно снизить риски нарушений и, соответственно, наложения штрафов и ограничений.

Основанием для жалобы на налоговый орган могут быть завышенное начисление налогов, неправомерный отказ в возмещении налогов и другие нарушения прав налогоплательщика.

Обжаловать можно даже вступившие в силу решения налоговых органов.

Оспаривание налогового решения в суде требует юридической грамотности и опыта в данной сфере.

  • 1 https://www.klerk.ru/law/articles/209892/
  • 2 https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/prichiny-otkaza-v-vozmeshchenii-nds/
  • 3 https://clck.ru/MBru4
  • 4 https://clck.ru/MBrtu
  • 5 https://clck.ru/MBrtp
  • 6 https://clck.ru/MBrti

Воз­ра­же­ния мо­гут от­но­сить­ся как ко все­му ак­ту, так и к от­дель­ным его пунк­там. За­да­ча на­ло­гоп­ла­тель­щи­ка — де­таль­но и об­ос­но­ван­но из­ло­жить при­чи­ны не­со­гла­сия с ре­зуль­та­та­ми про­вер­ки, по воз­мож­нос­ти под­кре­пив свои со­о­бра­же­ния до­ку­мен­таль­но. В этом слу­чае в при­ло­же­ние к воз­ра­же­ни­ям не­об­хо­ди­мо вклю­чить пе­ре­чень до­ку­мен­тов, под­тверж­да­ю­щих оши­боч­ность вы­во­дов на­ло­го­ви­ков. Кро­ме то­го, на­ло­гоп­ла­тель­щик впра­ве во вре­мя рас­смот­ре­ния ак­та в на­ло­го­вой по­яс­нить свои до­во­ды уст­но.

Последним двум пунктам нужно уделить особое внимание.

Минфин об обжалованиях решений по проверкам

Как показывает практика, споры с налоговиками по результатам выездных налоговых проверок зачастую разрешаются и вышестоящим налоговым органом, и судом, в пользу налогоплательщика. Для этого организации, в которой проводится выездная проверка, нужно хорошо ориентироваться в положениях Налогового кодекса, касающихся такого вида проверок, четко знать свои права и обязанности на время проведения проверки, вовремя и в установленном порядке обжаловать решение по проверке. Настоящая статья содержит советы практикующего юриста, как «пройти» проверку с честью и минимальными для организации потерями.
Порядок проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения по ее результатам регулируется статьями 89 – 101 Налогового кодекса РФ. Такая проверка проводится на территории налогоплательщика по решению руководителя (или заместителя) налоговой инспекции. Если у организации нет помещений для осуществления проверки – она может быть проведена по месту нахождения налогового органа. Проводится проверка по одному или нескольким налогам. В рамках проверки налоговый инспектор проверяет правильность исчисления и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. Проверен может быть период не более трех предыдущих лет до года, в котором было вынесено решение по проверке.
Как правило, проверка проводится в помещениях налогоплательщика одним инспектором. Служащий налогового органа приходит к вам каждый день в рабочее время, требует документы и просматривает их, при необходимости просит сделать копии, делает осмотры помещений (производственных, офисных помещений, складов и т.д.), может провести инвентаризацию имущества налогоплательщика. Присутствие налогового инспектора на территории предприятия зачастую очень нервирует работников налогоплательщика, особенно бухгалтерию, поскольку бухгалтерам параллельно с выполнением своих непосредственных трудовых обязанностей приходится бегать искать документы, делать их копии, давать пояснения инспектору. Однако нужно помнить, что присутствие инспектора на фирме не вечно – в соответствиями со ст. 89 НК РФ проверка может продолжаться 2 месяца, по решению вышестоящего налогового органа указанный срок может быть продлен до 4-х, максимум 6 месяцев. Эти сроки исчисляются со дня вынесения решения о проведении проверки до дня составления справки о проведенных мероприятиях.
В отношении одного налогоплательщика налоговый орган не вправе производить более двух выездных проверок за год; кроме того, он не вправе проводить две и более проверки за один и тот же период и по одним и тем же налогам. Таким образом, если проверка юридического лица в текущем году уже проводилась и проверялась правильность уплаты, к примеру, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в случае последующей проверки налоговый орган он уже не вправе будет проверить правильность уплаты единого налога по УСН за тот же период, что был проверен в ходе предыдущей проверки.
По окончании проверки представителю организации вручается справка о проведенной проверке, где должно быть зафиксировано, что проверялось и за какой период, а также сроки проведения проверки. В течение двух месяцев после составления справки налоговый орган обязан составить и вручить налогоплательщику акт налоговой проверки, отражающий результаты проведенных мероприятий налогового контроля. Этот документ подписывается проводившим проверку инспектором и представителем налогоплательщика. В этом самом акте и будут отражены все нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные налогоплательщиком. При получении акта представитель организации должен быть особенно внимательным, поскольку вместе с данным документом ему должны быть вручены приложения к акту, на которые инспектор ссылался при его составлении (кроме документов, которые сам налогоплательщик предоставлял налоговому органу). Эти приложения могут понадобиться при обжаловании результатов проверки для составления мотивированных возражений на акт проверки.
Если ваша организация не согласна в целом с актом или с отдельными его положениями, – в течение одного месяца с момента его получения вы вправе представить в налоговую инспекцию возражения на акт с оправдательными документами. Нужно быть внимательными при составлении возражений, обязательно отразить в них свое несогласие с теми или иными пунктами акта, обосновать свою позицию со ссылками на положения Налогового кодекса, разъяснения Минфина, судебную практику. Возражения необходимо подписать руководителем предприятия, заверить печатью, приложить заверенные копии документов, обосновывающих возражения и сдать в налоговый орган, получив на своем экземпляре штамп ИФНС со входящим номером.
По истечении месячного срока на подачу возражений плюс еще 10 дней начальник (заместитель начальника) налогового органа рассматривает материалы проверки, акт проверки, возражения на акт и выносит решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. О месте и времени рассмотрении дела налогоплательщик в обязательном порядке извещается налоговым органом. В решении обязательно указываются обстоятельства нарушения налогового законодательства, суммы недоимки, размер пеней и штрафа. Ненадлежащее извещение может в дальнейшем являться основанием для отмены решения ИФНС вышестоящим налоговым органом или судом в связи с существенным нарушением прав юридического лица. При желании организация вправе через своего представителя участвовать в рассмотрении материалов проверки. Однако практического значения такое присутствие не имеет: как правило, налоговый орган выносит решение в соответствии с выводами, сделанными инспектором в акте проверки.
В течение месяца с момента вручения решения оно может быть оспорено в вышестоящий налоговый орган. Вручить решение налоговый орган обязан представителю юридического лица под расписку, либо иным способом, при котором можно определить дату получения решения. В крайнем случае закон допускает направление решения заказным письмом. В этом случае оно считается врученным по истечении шести дней с момента отправки по почте.
Законом установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения по выездной проверке в вышестоящий налоговый орган (ст. 138 НК РФ). Апелляционную жалобу налогоплательщик может подать в месячный срок с момента получения решения по выездной проверке через ИФНС, вынесшую указанное решение. Она направляет жалобу и все материалы проверки в вышестоящий орган для рассмотрения по существу. На рассмотрение апелляционной жалобы налогоплательщик не приглашается. Апелляционная жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок со дня ее получения; указанный срок может быть продлен не более чем на месяц. Вышестоящий налоговый орган может отменить решение в части или полностью, оставить без изменения, либо принять новое решение.
После получения соответствующего решения вышестоящего налогового органа организация вправе оспорить в суд решение ИФНС о привлечении к ответственности в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом. В соответствии со ст. 198 АПК РФ, 138 НК РФ обжаловать соответствующее решение, вынесенное ИФНС по результатам выездной налоговой проверки, возможно в течение трех месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе.

Как показывает практика, споры с налоговиками по результатам выездных налоговых проверок зачастую разрешаются и вышестоящим налоговым органом, и судом, в пользу налогоплательщика.

Обжалование решений налогового органа по результатам налоговой проверки

Последние несколько лет достаточно активно применяется обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых органов по камеральным и выездным налоговым проверкам. В данной статье более подробно рассмотрен вопрос обжалования решения налогового органа по результатам налоговой проверки, а также основание, порядок и сроки подачи возражений на акт налоговой проверки.

В данной статье более подробно рассмотрен вопрос обжалования решения налогового органа по результатам налоговой проверки, а также основание, порядок и сроки подачи возражений на акт налоговой проверки.

В Минфине рассказали, как изменились правила проведения налоговых проверок

Поэтому оформление жалобы вопрос, который также требует от налогоплательщика скрупулезности и внимания.

Каким образом обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке

Случаются ситуации, когда результаты налоговой проверки не устраивают налогоплательщика и он не согласен с ними, поэтому он имеет право защитить свои права и обжаловать решение налогового органа. Рассмотрим подробнее, каким образом обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке в вышестоящем налоговом органе или суде. Жалобой признается: обращение лица в налоговый орган для обжалования действий или бездействия должностных лиц, которые по его собственному мнению нарушают его права; обращение гражданина для обжалования актов налогового органа, вступивших в силу.

Цель апелляционной жалобы заключается в обжаловании не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в подобном привлечении, если вы считаете, что такое решение нарушает ваши права. Об этом гласит п. 1 ст. 138 НК РФ.

Вы можете обратиться с жалобой в суд или вышестоящий налоговый орган. Имейте в виду, что решения налогового органа могут быть обжалованы в суде лишь после того, как они будут обжалованы в вышестоящем налоговом органе (в данном случае есть исключение, и касаются они решений, которые были приняты по итогам рассмотрения жалоб, в том числе и апелляционных). Этот момент закреплен в п.п. 1,2 ст. 138 НК РФ.

Но в налоговый орган, который занимался проверкой, можно подать возражение по акту налоговой проверки, поэтому в данной статье мы тоже заострим на этом ваше внимание.

  1. Подача возражений по акту налоговой проверки
  2. Обжалование решения налогового органа в вышестоящей инстанции
  3. Как обжаловать в суде решения налогового органа

Мотивировано это было тем, что сделка купли-продажи была осуществлена между взаимозависимыми лицами, о чем сказано в п.

Как обжаловать решение по налоговой проверке?

Автор: О. П. Гришина,
редактор журнала
“Налоговая проверка”, №4, август, 2016 г.

Налоговое законодательство предусматривает два вида жалоб: жалоба и апелляционная жалоба (п. 1 ст. 138 НК РФ). Последняя подается, если предметом обжалования является не вступившее в силу решение налогового органа, вынесенное по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки. О нюансах подачи и рассмотрения такой жалобы поговорим в рамках данного материла. Тем более что со 2 июня 2016 года некоторые правила, связанные с ней, изменились.

Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы.

Читайте также:  Что делать, если осаго не покрывает ремонт?

Апелляционная жалоба на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового пра-вонарушения, принятое по результатам налоговой проверки, подается в вышестоящий налоговый орган не напрямую, а через вынесший это решение налоговый орган. Передать жалобу со всеми материалами в региональное управление налоговая инспекция, проводившая проверку, должна в течение трех дней со дня поступления жалобы (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

По общему правилу рассмотрение апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом осуществляется без участия проверяемого лица (п. 2 ст. 140 НК РФ). Последнему лишь сообщается конечный результат обжалования (вариантов здесь пять – п. 3 ст. 140 НК РФ). Но! В силу нового абз. 2 (введен Законом № 130-ФЗ[1]) проверяемое лицо вправе участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы, если в ходе рассмотрения обращения налогоплательщика вышестоящий налоговый орган выявит:

  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах;
  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа.

Очевидно, присутствие налогоплательщика при рассмотрении его апелляционной жалобы необходимо вышестоящему налоговому органу для получения от него соответствующих пояснений с целью устранения выявленных противоречий и несоответствий.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня вручения решения налоговой проверки (п. 9 ст. 101 НК РФ). Отсчет указанного периода начинается со следующего после даты вручения решения дня (п. 2 ст. 6.1 НК РФ), а заканчивается соответствующим дате вручения днем следующего месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ). К примеру, если решение налоговой проверки было вручено налогоплательщику 20 июня 2016 года, то срок для подачи апелляционной жалобы истекает 21 июля 2016 года.

К сведению
Если последний день срока подачи апелляционной жалобы выпадет на выходной (нерабочий) день, то днем окончания такого срока будет считаться следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В силу п. 8 ст. 6.1 НК РФ подать апелляционную жалобу (возражения на акт налоговой проверки) можно до 24 часов последнего дня месяца, прошедшего со дня вручения решения налоговой проверки (в нашем примере – до 24 часов 21 июля).

Почему именно месяц? Все просто. Итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю) (п. 9 ст. 101 НК РФ). Соответственно, если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение по проверке, сроки вступления его в законную силу будут иными (ст. 101.2 НК РФ). В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия управлением соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.

Таким образом, подача возражения на акт налоговой проверки (апелляционной жалобы) отсрочит исполнение решения по проверке (но у этой выгоды есть обратная сторона, о которой поговорим чуть позже), поскольку до принятия решения по апелляционной жалобе налогоплательщик вправе не исполнять решение нижестоящего налогового органа (ст. 101.2 НК РФ). Подобная отсрочка может продлиться до трех месяцев, складывающихся из (п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 140 НК РФ):

  • месяца, отведенного для подачи апелляционной жалобы;
  • месяца, в течение которого должно быть принято решение по апелляционной жалобе;
  • месяца, на который может быть продлен срок для принятия решения по ней.

Обратите внимание
Если со дня вручения решения по проверке прошло более месяца, то для его обжалования подается жалоба (абз. 2 п. 1 ст. 138 НК РФ), а не апелляционная жалоба. Поскольку решение по проверке, вступившее в силу, не подлежит обжалованию в апелляционном порядке. Это следует из совокупности норм п. 1 ст. 138 и п. 2 ст. 139.1 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 139.2 НК РФ (в редакции Закона № 130-ФЗ) предусмотрены три способа подачи апелляционной жалобы:

  • на бумажном носителе;
  • в электронной форме по каналам ТКС. Форматы и порядок представления апелляционной жалобы в электронной форме впоследствии утвердит ФНС (пока они не утверждены);
  • через личный кабинет налогоплательщика.

Аналогичные способы предусмотрены и для получения налогоплательщиком решения по апелляционной жалобе (пп. 6 п. 2 ст. 139.2 НК РФ – введен Законом № 130-ФЗ). Выбранный (из трех) способ получения решения по апелляционной жалобе налогоплательщику необходимо указать в ней.

Возражение на налоговую проверку: форма и содержание апелляционной жалобы.

Апелляционная жалоба подается в письменной форме и должна содержать личную подпись налогоплательщика (его представителя), свидетельствующую о наличии его волеизъявления на реализацию права на обжалование решения налогового органа (п. 1 ст. 139.2 НК РФ).

Единой (утвержденной приказом ФНС) формы апелляционной жалобы нет, но есть перечень обязательных сведений, подлежащих отражению в ней, это (п. 2 ст. 139.2 НК РФ):

  • наименование и адрес организации или Ф.И. О. и место жительства физического лица;
  • обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера;
  • наименование инспекции, решение которой оспаривается;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего апелляционную жалобу;
  • способ получения решения по апелляционной жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика).

Также в апелляционной жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения (п. 3 ст. 139.2 НК РФ).

Кроме того, к апелляционной жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность требований заявителя (п. 5 ст. 139.2 НК РФ). В их числе могут быть, например, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны заявленные требования, а также расчеты оспариваемых сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, налогового вычета (Информационное сообщение ФНС России от 15.02.2011).

Возражение на налоговую проверку. Обратите внимание
Налоговый кодекс допускает возможность приложения к апелляционной жалобе документов (например, первичных учетных документов, договоров), ранее не представленных налоговой инспекции (в ходе проверки или при рассмотрении материалов по ней), решение которой обжалуется. Главное – налогоплательщик должен пояснить (в письменной форме), почему эти документы не были представлены вовремя (п. 4 ст. 140 НК РФ)[2].

Если апелляционную жалобу подает уполномоченный представитель.

В случае подачи апелляционной жалобы уполномоченным представителем налогоплательщика к ней необходимо приложить документы, подтверждающие его полномочия (п. 4 ст. 139.2 НК РФ). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами (п. 3 ст. 26 НК РФ).

В роли уполномоченного представителя может в равной степени выступить как юридическое, так и физическое лицо (п. 1 ст. 29 НК РФ). Действует такой представитель на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть подано представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу (ст. 185 ГК РФ).

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Таким образом, если представитель налогоплательщика подписал апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, к ней должен быть приложен:

  • оригинал доверенности;
  • или ее нотариально заверенная (или приравненная к ней – п. 2 ст. 185.1 ГК РФ) копия.

Обратите внимание
Ксерокопия доверенности не является надлежащим подтверждением полномочий лица, подписавшего жалобу. Поэтому в случае приложения такой копии к апелляционной жалобе вышестоящий налоговый орган в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК РФ вправе оставить ее без рассмотрения.

В отношении представителя налогоплательщика – индивидуального предпринимателя действует правило, установленное абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ. В нем сказано, что уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя может выступать от имени последнего только на основании нотариально удостоверенной или приравненной к ней доверенности (см. также п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, Письмо Минфина России от 24.03.2014 № 03-02-08/12763, Постановление АС ВВО от 06.04.2016 № Ф01-354/2016 по делу № А43-11385/2015).

Нюансы, которые нужно учесть при обжаловании.

Специалисты ФНС в Письме от 18.09.2013 № СА-2-9/622@ рекомендовали максимально подробно излагать в апелляционной жалобе предмет обжалования и указывать реквизиты оспариваемых ненормативных актов.

В связи с этим возникает вопрос: считается ли соблюденным обязательный досудебный порядок, если при обжаловании в полном объеме решения, в апелляционной жалобе не приводятся доводы, опровергающие все выводы, сделанные инспекторами по результатам проверки?

Ответ на этот вопрос дан в п. 67 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57: решение нижестоящего налогового органа считается обжалованным в вышестоящем налоговом органе в полном объеме, если только из поданной жалобы (апелляционной жалобы) прямо не следует, что решение обжалуется в части. Высшие арбитры считают, что обязательный досудебный порядок обжалования решения по проверке считается соблюденным вне зависимости от того, приводились ли в жалобе (апелляционной жалобе) налогоплательщика доводы, опровергающие выводы налогового органа.

Данная позиция служителей Фемиды соответствует законодательным нормам. Несмотря на то, что одна налоговая норма (пп. 4 п. 2 ст. 139.2 НК РФ) требует указания в апелляционной жалобе оснований, по которым проверяемое лицо, подающее ее, считает нарушенными свои права, в силу другой налоговой нормы (п. 1 ст. 139.3 НК РФ), отсутствие упомянутых сведений в апелляционной жалобе не является поводом для оставления ее без рассмотрения.

Словом, из совокупности налоговых норм ст. 139 – 140 НК РФ следует, что обязательный досудебный порядок обжалования решения по проверке будет соблюден, даже если в апелляционной жалобе отсутствуют доводы налогоплательщика, опровергающие выводы контролеров. Вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть в том числе немотивированную апелляционную жалобу, разумеется, поданную с соблюдением всех установленных требований.

К сведению
В случае, когда налогоплательщик приведет соответствующие контраргументы на выводы инспекторов, указанные в решении по проверке, только в заявлении, поданном в суд, на него в силу ч. 1 ст. 111 АПК РФ могут быть полностью или в части отнесены судебные расходы по делу независимо от результатов его рассмотрения (Постановление ФАС УО от 10.06.2014 № Ф09-3234/14 по делу № А07-18490/2012).

В каких случаях апелляционную жалобу оставят без рассмотрения?

Перечень (подчеркнем, закрытый) оснований для оставления вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы налогоплательщика без рассмотрения определен в ст. 139.3 НК РФ. В нем названы следующие основания:

  • жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ. К примеру, подача апелляционной жалобы в электронной форме с нарушением утвержденного ФНС формата может стать причиной для оставления ее без рассмотрения;
  • апелляционная жалоба подана с нарушением установленного срока;
  • до вынесения решения по апелляционной жалобе налогоплательщик отозвал ее (полностью или в части);
  • налогоплательщик ранее уже подавал апелляционную жалобу по тем же основаниям.

Для оставления апелляционной жалобы без рассмотрения (полностью или в части) достаточно одного из указанных оснований. На принятие соответствующего решения вышестоящей налоговой инстанции отведено пять дней (со дня получения апелляционной жалобы или заявления о ее отзыве). В течение следующих трех дней управление обязано письменно уведомить заявителя об оставлении его обращения без рассмотрения (п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

Вместе с тем отказ вышестоящего налогового органа рассматривать апелляционную жалобу не препятствует повторному обращению налогоплательщика в установленные сроки за восстановлением своих прав (п. 3 ст. 139.3 НК РФ). Повторное обращение с жалобой производится в сроки, определенные гл. 19 НК РФ для подачи соответствующей жалобы (п. 6 ст. 138 НК РФ). То есть в общие сроки, отведенные для подачи жалобы, поименованной в абз. 2 п. 1 ст. 138 НК РФ.

При этом нужно учитывать, что отзыв налогоплательщиком апелляционной жалобы лишает его возможности повторно обратиться в налоговые органы по тем же основаниям (п. 7 ст. 138 НК РФ).

Подведем итоги

Если налогоплательщик намерен оспорить не вступившее в законную силу решение по проверке, он должен подать в вышестоящую налоговую инстанцию (через инспекцию по месту учета) апелляционную жалобу. Это позволит ему отложить на три месяца исполнение итогового решения по проверке, так как оно вступит в силу только со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы)[3].

Кроме того, вышестоящий налоговый орган может и вовсе отменить решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение, которое вступит в силу со дня его принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Поэтому в случае частичной или полной отмены решения по проверке либо принятия нового решения в пользу налогоплательщика ему не придется уплачивать в бюджет доначисленные налоги (а также пени и штрафы). Это с одной стороны.

С другой стороны, исход апелляционного обжалования заранее не известен, а за весь период, когда за налогоплательщиком числилась налоговая недоимка, ему будут начислены пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Значит, отсрочка исполнения решения может обернуться для налогоплательщика дополнительными финансовыми потерями. Следовательно, чем раньше налогоплательщик исполнит решение по проверке (в том числе досрочно), тем меньшую сумму пени ему придется уплатить в бюджет. Напомним: налогоплательщик не обязан исполнять решение по итогам налоговой проверки, не вступившее в законную силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ), но он вправе добровольно исполнить решение до того, как оно вступило в силу (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Учитывая обозначенные положительные и негативные последствия апелляционного обжалования, налогоплательщик (исходя из конкретных обстоятельств) может выбрать – когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки. И еще. В судебном порядке в любом случае будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. А это значит, что доначисленные налоги, пени (и, возможно, штрафы) все равно придется уплатить до окончания судебного разбирательства. В противном случае они будут взысканы налоговиками в принудительном порядке (п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

[1] Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Действует со 2 июня 2016 года.

[3] В противном случае налоговый орган, который вынес данное решение, будет иметь все основания для обращения его к исполнению по истечении месяца (п. 2 ст. 101.3 НК РФ).

Также в апелляционной жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения п.

Минфин об обжалованиях решений по проверкам

Как показывает практика, споры с налоговиками по результатам выездных налоговых проверок зачастую разрешаются и вышестоящим налоговым органом, и судом, в пользу налогоплательщика. Для этого организации, в которой проводится выездная проверка, нужно хорошо ориентироваться в положениях Налогового кодекса, касающихся такого вида проверок, четко знать свои права и обязанности на время проведения проверки, вовремя и в установленном порядке обжаловать решение по проверке. Настоящая статья содержит советы практикующего юриста, как «пройти» проверку с честью и минимальными для организации потерями.
Порядок проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения по ее результатам регулируется статьями 89 – 101 Налогового кодекса РФ. Такая проверка проводится на территории налогоплательщика по решению руководителя (или заместителя) налоговой инспекции. Если у организации нет помещений для осуществления проверки – она может быть проведена по месту нахождения налогового органа. Проводится проверка по одному или нескольким налогам. В рамках проверки налоговый инспектор проверяет правильность исчисления и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. Проверен может быть период не более трех предыдущих лет до года, в котором было вынесено решение по проверке.
Как правило, проверка проводится в помещениях налогоплательщика одним инспектором. Служащий налогового органа приходит к вам каждый день в рабочее время, требует документы и просматривает их, при необходимости просит сделать копии, делает осмотры помещений (производственных, офисных помещений, складов и т.д.), может провести инвентаризацию имущества налогоплательщика. Присутствие налогового инспектора на территории предприятия зачастую очень нервирует работников налогоплательщика, особенно бухгалтерию, поскольку бухгалтерам параллельно с выполнением своих непосредственных трудовых обязанностей приходится бегать искать документы, делать их копии, давать пояснения инспектору. Однако нужно помнить, что присутствие инспектора на фирме не вечно – в соответствиями со ст. 89 НК РФ проверка может продолжаться 2 месяца, по решению вышестоящего налогового органа указанный срок может быть продлен до 4-х, максимум 6 месяцев. Эти сроки исчисляются со дня вынесения решения о проведении проверки до дня составления справки о проведенных мероприятиях.
В отношении одного налогоплательщика налоговый орган не вправе производить более двух выездных проверок за год; кроме того, он не вправе проводить две и более проверки за один и тот же период и по одним и тем же налогам. Таким образом, если проверка юридического лица в текущем году уже проводилась и проверялась правильность уплаты, к примеру, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в случае последующей проверки налоговый орган он уже не вправе будет проверить правильность уплаты единого налога по УСН за тот же период, что был проверен в ходе предыдущей проверки.
По окончании проверки представителю организации вручается справка о проведенной проверке, где должно быть зафиксировано, что проверялось и за какой период, а также сроки проведения проверки. В течение двух месяцев после составления справки налоговый орган обязан составить и вручить налогоплательщику акт налоговой проверки, отражающий результаты проведенных мероприятий налогового контроля. Этот документ подписывается проводившим проверку инспектором и представителем налогоплательщика. В этом самом акте и будут отражены все нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные налогоплательщиком. При получении акта представитель организации должен быть особенно внимательным, поскольку вместе с данным документом ему должны быть вручены приложения к акту, на которые инспектор ссылался при его составлении (кроме документов, которые сам налогоплательщик предоставлял налоговому органу). Эти приложения могут понадобиться при обжаловании результатов проверки для составления мотивированных возражений на акт проверки.
Если ваша организация не согласна в целом с актом или с отдельными его положениями, – в течение одного месяца с момента его получения вы вправе представить в налоговую инспекцию возражения на акт с оправдательными документами. Нужно быть внимательными при составлении возражений, обязательно отразить в них свое несогласие с теми или иными пунктами акта, обосновать свою позицию со ссылками на положения Налогового кодекса, разъяснения Минфина, судебную практику. Возражения необходимо подписать руководителем предприятия, заверить печатью, приложить заверенные копии документов, обосновывающих возражения и сдать в налоговый орган, получив на своем экземпляре штамп ИФНС со входящим номером.
По истечении месячного срока на подачу возражений плюс еще 10 дней начальник (заместитель начальника) налогового органа рассматривает материалы проверки, акт проверки, возражения на акт и выносит решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. О месте и времени рассмотрении дела налогоплательщик в обязательном порядке извещается налоговым органом. В решении обязательно указываются обстоятельства нарушения налогового законодательства, суммы недоимки, размер пеней и штрафа. Ненадлежащее извещение может в дальнейшем являться основанием для отмены решения ИФНС вышестоящим налоговым органом или судом в связи с существенным нарушением прав юридического лица. При желании организация вправе через своего представителя участвовать в рассмотрении материалов проверки. Однако практического значения такое присутствие не имеет: как правило, налоговый орган выносит решение в соответствии с выводами, сделанными инспектором в акте проверки.
В течение месяца с момента вручения решения оно может быть оспорено в вышестоящий налоговый орган. Вручить решение налоговый орган обязан представителю юридического лица под расписку, либо иным способом, при котором можно определить дату получения решения. В крайнем случае закон допускает направление решения заказным письмом. В этом случае оно считается врученным по истечении шести дней с момента отправки по почте.
Законом установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения по выездной проверке в вышестоящий налоговый орган (ст. 138 НК РФ). Апелляционную жалобу налогоплательщик может подать в месячный срок с момента получения решения по выездной проверке через ИФНС, вынесшую указанное решение. Она направляет жалобу и все материалы проверки в вышестоящий орган для рассмотрения по существу. На рассмотрение апелляционной жалобы налогоплательщик не приглашается. Апелляционная жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок со дня ее получения; указанный срок может быть продлен не более чем на месяц. Вышестоящий налоговый орган может отменить решение в части или полностью, оставить без изменения, либо принять новое решение.
После получения соответствующего решения вышестоящего налогового органа организация вправе оспорить в суд решение ИФНС о привлечении к ответственности в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом. В соответствии со ст. 198 АПК РФ, 138 НК РФ обжаловать соответствующее решение, вынесенное ИФНС по результатам выездной налоговой проверки, возможно в течение трех месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе.

Служащий налогового органа приходит к вам каждый день в рабочее время, требует документы и просматривает их, при необходимости просит сделать копии, делает осмотры помещений производственных, офисных помещений, складов и т.

Как обжаловать решение по выездной проверке, если сроки для досудебного обжалования пропущены?

В компании прошла выездная проверка. Акт по ее итогам датирован 05.07.2016. Решение уже вступило в силу. Бухгалтер пропустила все сроки для обжалования решения налоговой. И в суд мы уже также не успеваем, так как три месяца истекли. Как теперь можно обжаловать решение инспекции о привлечении к ответственности? Мы уверены, что у нас хватит доводов в свою защиту. И что доначисления незаконны.

Ответы юристов ( 2 )

  • 757 ответов
  • 216 отзывов

Обжалование
решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки и УЖЕ вступившего в законную силу (срок для апелляционного обжалования истек). Срок для
обжалования в таком порядке — 1 год с момента, когда лицо узнало или
должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба подается в вышестоящую
налоговую через тот налоговый орган, который вынес обжалуемое решение. Срок
рассмотрения составляет 1 месяц с момента подачи жалобы, также этот срок может
быть продлен, но не более, чем на 1 месяц.

Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы
2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

с 3 августа 2013 года срок для судебного обжалования начинает течь с
момента, когда заявителю стало известно о принятом решении или с момента
истечения срока для апелляционного обжалования.

  • 20 ответов
  • 14 отзывов

Владимир Константинович, добрый день! У Вас все равно есть возможность оспорить доначисления налоговиков. Тем более, если Вы уверены в своей правоте.

Да, Вы правы, что сроки для подачи апелляционной жалобы уже пропущены. Она подается до момента вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Но в Вас есть возможность подать жалобу в вышестоящий налоговый орган на решение, которое уже вступило в силу. Сделать это можно в течение года.

Так, согласно пункту 2 статьи 139 НК РФ, жалоба на решение, вынесенное территориальным налоговым органом, может быть подана в региональное управление в течение одного года со дня вынесения вступившего в силу решения по выездной или камеральной проверке, которое не было оспорено в апелляционном порядке.

Вот в чем разница:

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Обратите внимание на то, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.

Жалоба на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам проведения налоговой проверки, рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения такой жалобы (апелляционной жалобы). Этот срок могут проблить не более чем на один месяц.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:

— оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

— отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

— отменяет решение налогового органа полностью или в части;

— отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

— признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Тем более, если Вы уверены в своей правоте.

В Минфине рассказали, как изменились правила проведения налоговых проверок

Решение об этом может принять и сама налоговая инспекция.

Судебная практика

Уверены, Вашим сотрудникам есть, чем заняться помимо прохождения проверок и выяснения отношений с налоговыми органами.

Добавить комментарий