Судопроизводство с участием присяжных заседателей

Вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями: содержание и порядок постановки

Судья с учетом результатов судебного следствия, прений сторон формулирует в письменном виде вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, зачитывает их и передает сторонам.

Стороны вправе высказать свои замечания по содержанию и формулировке вопросов и внести предложения о постановке новых вопросов.

При этом судья не вправе отказать подсудимому или его защитнику в постановке вопросов о наличии по уголовному делу фактических обстоятельств, исключающих ответственность подсудимого за содеянное или влекущих за собой его ответственность за менее тяжкое преступление.

На время обсуждения и формулирования вопросов присяжные заседатели удаляются из зала судебного заседания.

С учетом замечаний и предложений сторон судья в совещательной комнате окончательно формулирует вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, и вносит их в вопросный лист, который подписывается им.

Вопросный лист оглашается в присутствии присяжных заседателей и передается старшине присяжных.

Перед удалением в совещательную комнату присяжные заседатели вправе получить от председательствующего разъяснения по возникшим у них неясностям в связи с поставленными вопросами, не касаясь при этом существа возможных ответов на эти вопросы.

По каждому из деяний, в совершении которых обвиняется подсудимый, ставятся три основных вопроса:

  • доказано ли, что деяние имело место;
  • доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
  • виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

В вопросном листе возможна также постановка одного основного вопроса о виновности подсудимого, являющегося соединением вышеназванных вопросов.

После основного вопроса о виновности подсудимого могут ставиться частные вопросы о таких обстоятельствах, которые влияют на степень виновности либо изменяют ее характер, влекут за собой освобождение подсудимого от ответственности.

В необходимых случаях отдельно ставятся также вопросы о степени осуществления преступного намерения, причинах, в силу которых деяние не было доведено до конца, степени и характере соучастия каждого из подсудимых в совершении преступления.

Допустимы вопросы, позволяющие установить виновность подсудимого в совершении менее тяжкого преступления, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.

В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.

Не могут ставиться отдельно либо в составе других вопросы, требующие от присяжных заседателей юридической квалификации статуса подсудимого (о его судимости), а также другие вопросы, требующие собственно юридической оценки при вынесении присяжными заседателями своего вердикта.

Формулировки вопросов не должны допускать при каком-либо ответе на них признание подсудимого виновным в совершении деяния, по которому государственный обвинитель не предъявлял ему обвинение либо не поддерживает обвинение к моменту постановки вопросов.

Вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, ставятся в отношении каждого подсудимого отдельно.

Вопросы ставятся в понятных присяжным заседателям формулировках.

При произнесении напутственного слова председательствующему запрещается в какой-либо форме выражать свое мнение по вопросам, поставленным перед коллегией присяжных заседателей.

Что такое суд присяжных?

Суд с участием присяжных заседателей – это вид уголовного судопроизводства, в котором присяжные принимают решением о виновности или невиновности подсудимого и в случае признания человека виновным судья назначает ему наказание, а в случае невиновности – освобождает от наказания.

Производство в суде с участием присяжных заседателей проходит по правилам, закрепленным в статьях 324 – 353 Уголовного кодекса РФ.

Таким образом, рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей применяется по уголовным делам о наиболее тяжелых преступлениях. Разбирательство проходит с участием коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы права.

На фото выступление адвоката в Екатеринбурге Вячеслава Астафьева – подробности тут

совершенное группой ли, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;.

Права и обязанности

В каждом регионе заранее сформированы списки граждан, которые могут быть приглашены для участия в судебном процессе.

В такие списки попадают те лица, которые «пригодны» на данную роль по ряду показателей:

  • возраст (не менее двадцати пяти лет);
  • судимость (точнее, ее отсутствие, которая не снята или не погашена);
  • дееспособность (судом признано, что кандидат вполне дееспособен);
  • отсутствие зависимости от наркотиков, алкоголя и подобное;
  • психическая уравновешенность, т. е. отсутствие психических расстройств.

Эти критерии учитываются при отборе присяжных всегда.

Кроме того, в зависимости от конкретного дела, лицо может быть отклонено как кандидат в присяжные, если:

  • незнакомо с языком, который используется в зале суда;
  • есть подозрения или уверенность, что субъект причастен к какому-либо преступлению;
  • обнаружились недостатки в физическом здоровье или психике, которые не дают возможность всесторонне рассмотреть и оценить данное дело.

Если хотя бы одно из перечисленных условий есть в наличии, то гражданин вычёркивается из списков кандидатов в присяжные. Не могут стать присяжными военнослужащие, священники, люди, которым уже исполнилось шестьдесят пять лет.

Из списка кандидатов для конкретного дела выбирается двенадцать человек. Такая цифра актуальна на сегодняшний день. Согласно грядущим изменениям в судебном законодательстве, число присяжных может сократиться. Кроме основных двенадцати человек, назначаются не менее двух запасных.

Присяжные, входящие как в основной список, так и в дополнительный, имеют право:

  • подробно изучать материалы дела;
  • исследовать все доказательства по делу, представленные в суд;
  • осуществлять записи для себя и своих размышлений;
  • получать от председательствующего судьи по просьбе разъяснения каких-либо правовых вопросов;
  • выяснять обстоятельства у участников процесса через председательствующего;
  • получать материальную компенсацию, предусмотренную законодателем за то, что не может в период судебного разбирательства присутствовать на рабочем месте;
  • заявить о своём отводе, если есть уважительные, с точки зрения закона, причины.

Эти права обеспечены законодателем и зафиксированы в 42 главе УПК.

Закон накладывает на присяжных ряд специальных обязанностей:

  1. Не покидать судебный зал пока идёт заседание.
  2. Держать своё мнение при себе до момента обсуждения присяжными вопроса о виновности субъекта.
  3. Хранить тайну судебного разбирательства.
  4. Не производить собственных изысканий по делу.
  5. Посещать все заседания по делу.
  6. Не обсуждать материалы дела с теми, кто никаким образом не связан с судом.
  7. Каждый из коллегии обязан принести присягу.

Если по какой-либо причине кандидат в присяжные не сможет выполнить свои обязательства и знает об этом, он обязан заранее уведомить об этом судью, чтобы получить отвод по уважительным основаниям.

выяснять обстоятельства у участников процесса через председательствующего;.

Уголовное право, исполнение наказания

Право выбора принадлежит обвиняемому.

Предварительное слушание дела в суде присяжных и формирование коллегии присяжных заседателей

Предварительное слушание производится судьей единолично в закрытом заседании. На нем решаются вопросы назначения судебного заседания и подготовки дела к слушанию. Предварительное слушание осуществляется с обязательным участием прокурора, обвиняемого, заявившего ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, защитника. На данном слушании вправе принимать участие потерпевший. Вопрос о назначении судебного разбирательства на предварительном слушании должен быть разрешен в срок не позднее месяца с момента поступления дела в суд, а в случае, если обвиняемый содержится под стражей, – не позднее 14 суток.

Процедура предварительного слушания состоит из:

1) подготовительной части (открытие заседания, объявление участвующих в нем лиц, выяснение личности обвиняемого, рассмотрение вопроса об отводах);

2) рассмотрение ходатайств сторон;

3) выслушивание мнений участников процесса;

4) принятие решений.

На предварительном слушании подлежит установлению:

– подсудно ли дело данному суду, не имеется ли обстоятельств, влекущих прекращение либо приостановление производства по делу;

– подтверждает ли обвиняемый заявленное им при окончании предварительного следствия ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных;

– собраны ли доказательства, достаточные для рассмотрения дела в судебном разбирательстве, и являются ли они допустимыми; составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства;

– следует ли изменить или отменить избранную обвиняемому меру пресечения; приняты ли меры, направленные на обеспечение возмещения причиненного преступлением материального ущерба, имеются ли по делу ходатайства и заявления.

Порядок выступления сторон на предварительном слушании:

1) государственный обвинитель (прокурор);

После этого судья удаляется в совещательную комнату для вынесения решения, которое затем оглашает в заседании.

По итогам предварительного слушания судья принимает одно из следующих решений:

1) о назначении судебного заседания;

2) о возвращении дела для производства дополнительного расследования;

3) о приостановлении производства по делу;

4) о направлении дела по подсудности;

5) о прекращении дела.

Решение оформляется постановлением. В постановлении о назначении судебного заседания указывается число присяжных заседателей, которые подлежат вызову в судебное заседание по данному уголовному делу. В соответствии с законом (ч. 1 ст. 434, ч. 9 ст. 438 УПК) это число не должно быть меньше двадцати.

Формирование скамьи присяжных начинается с распоряжения председательствующего судьи о приглашении в зал судебного заседания лиц, вызванных в качестве присяжных заседателей.
Затем председательствующий произносит вступительное слово. В нем присяжным заседателям сообщается о том, какое дело подлежит рассмотрению, каковы их задачи и условия участия в рассмотрении дела. Присяжным могут быть заданы вопросы, направленные на выяснение их способности быть беспристрастными в рассматриваемом деле и осознавать свою роль в отправлении правосудия. Присяжные заседатели должны по просьбе судьи правдиво ответить на вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и отношениях с другими участвующими в деле лицами. Нарушение обязательства о представлении правдивых ответов влечет отстранение присяжного заседателя от дальнейшего участия в рассмотрении дела, за это на него может быть также наложено денежное взыскание (ч. 5 ст. 437 УПК).

Каждому из явившихся присяжных заседателей прокурором, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями, подсудимым и его защитником может быть заявлен отвод по общим основаниям (ст. 59, 60 УПК). Требования, предъявляемые к присяжным заседателям, определены ст. 80 Закона о судоустройстве. Несоответствие этим требованиям также является основанием для отвода присяжному заседателю. Кроме того, законом предусмотрена возможность безмотивного отвода присяжных заседателей государственным обвинителем, подсудимым или его защитником (ст. 439 УПК).

Затем председательствующий проводит жеребьевку присяжных заседателей. Из урны, куда были опущены билеты с фамилиями неотведенных присяжных, он вынимает по одному 14 билетов, оглашая каждый раз фамилию присяжного заседателя. Первые 12 отобранных таким образом присяжных заседателей называются комплектными, а два последних – запасными.

Комплектные присяжные избирают из своего состава старшину, который имеет в судебном заседании равные с другими присяжными заседателями права в решении всех вопросов.
Присяжные заседатели приводятся судьей к присяге в порядке, предусмотренной законом, о чем делается запись в протоколе судебного заседания (ст. 443 УПК).

В конце председательствующий инструктирует присяжных о ходе судебного разбирательства, о сущности презумпции невиновности, о праве, а не обязанности обвиняемого давать показания по делу и т. п. (ст. 437, 444 УПК).

Уголовное дело может быть рассмотрено судом присяжных лишь при наличии ходатайства обвиняемого, причем отказ обвиняемого от ходатайства не принимается, если оно было подтверждено в ходе предварительного слушания ст.

Судопроизводство с участием присяжных заседателей

Производство в суде с участием присяжных заседателей

20.1. Общая характеристика деятельности суда присяжных как особой формы осуществления правосудия

В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции и ст. 30 УПК судебное разбирательство по уголовным делам о преступлениях, подсудных областному и приравненному к нему суду, может осуществляться судом с участием присяжных заседателей. Особенностью данного суда является раздельное существование в нем двух самостоятельных коллегий и разграничение между ними компетенции: коллегия присяжных заседателей, состоящая из двенадцати человек, в своем вердикте разрешает вопросы факта, а профессиональный судья, на основе вердикта присяжных выносит приговор, в котором разрешает вопросы права.

Выбор данного состава суда носит добровольный характер и зависит от волеизъявления обвиняемого. Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении дела судом в данном составе. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то решается вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей.

20.2. Особенности судебного разбирательства с участием присяжных

Если обвиняемым заявлено ходатайство о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей, то проводится предварительное слушание. В решении судьи о назначении судебного заседания должно быть определено количество кандидатов в присяжные заседатели (не менее 20).

Порядок формирования коллегии присяжных заседателей предусмотрен ст. 328 УПК. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором сообщает о том, какое дело подлежит рассмотрению, каковы задачи присяжных. Он выясняет у присяжных заседателей их информированность об обстоятельствах дела, и в случае получения сведений об осведомленности кого-либо из кандидатов в присяжные заседатели об этом деле решает вопрос об освобождении его от участия в деле. При заявлении самоотвода председательствующий также решает вопрос об освобождении данного лица от участия в деле.

После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные стороны вправе заявить им мотивированные отводы. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее 18 кандидатов в присяжные заседатели, то список пополняется. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет 18 или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

Читайте также:  Как рассчитывают срок владения жильем

Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает 14, то в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются четырнадцать первых по списку кандидатов.

Коллегия присяжных заседателей образуется так, что первые 12 образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.

Присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в совещательной комнате открытым голосованием избирают старшину, в обязанности которого входит руководство совещанием присяжных, обращение по их поручению к председательствующему, заполнение вопросного листа с ответами присяжных и провозглашение его в судебном заседании (ст. 331 УПК).

После избрания старшины присяжные заседатели принимают присягу, и председательствующий разъясняет им права и обязанности. Присяжный заседатель имеет право участвовать в исследовании всех доказательств, просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к делу, а также иные, неясные для него понятия, делать письменные заметки во время судебного заседания. Он не должен отлучаться из зала суда во время слушания дела, общаться по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председательствующего, собирать сведения по делу вне судебного заседания (ст. 333 УПК).

Судебное следствие начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника. Государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования представленных им доказательств. Защитник высказывает согласованную с подсудимым позицию по предъявленному обвинению и мнение о порядке исследования представленных им доказательств.

В ходе судебного следствия с участием присяжных заседателей не исследуются обстоятельства, связанные с прежней судимостью подсудимого.

После окончания судебного следствия суд переходит к выслушиванию прений сторон, которые проводятся лишь в пределах вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями. Стороны не вправе касаться обстоятельств, которые рассматриваются после вынесения вердикта без участия присяжных заседателей.

Подсудимому в соответствии со ст. 337 УПК предоставляется последнее слово.

После окончания прений сторон председательствующий формулирует вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей:

A. Доказано ли, что соответствующее деяние имело место?

Б. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?

B. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?

Могут быть также поставлены частные вопросы об обстоятельствах, которые влияют на степень виновности либо изменяют ее характер, влекут за собой освобождение подсудимого от ответственности. В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.

Перед удалением коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату председательствующий обращается к ним с напутственным словом, в котором приводит содержание обвинения, напоминает исследованные в суде доказательства, излагает позиции государственного обвинения и защиты, разъясняет основные правила оценки доказательств, (ст. 340 УПК).

В совещательной комнате присяжные должны стремиться к принятию единодушных решений, но если в течение трех часов им не удается достичь единодушия, то решение принимается голосованием. Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на каждый из трех вопросов проголосовало большинство присяжных заседателей. Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей.

Ответы на поставленные перед присяжными заседателями вопросы должны представлять собой утверждение или отрицание с обязательным пояснительным словом или словосочетанием, раскрывающим или уточняющим смысл ответа («Да, виновен», «Нет, не виновен» и т. п.).

Подписанный присяжными заседателями вопросный лист оглашается старшиной в зале судебного разбирательства.

Последствия вердикта обсуждаются без участия присяжных заседателей. При вынесении присяжными заседателями оправдательного вердикта исследуются и обсуждаются лишь вопросы, связанные с разрешением гражданского иска, распределением судебных издержек, вещественными доказательствами. В случае вынесения обвинительного вердикта производится исследование обстоятельств, связанных с квалификацией содеянного подсудимым, назначением ему наказания, разрешением гражданского иска и другими вопросами, разрешаемыми судом при постановлении обвинительного приговора.

По окончании исследования указанных обстоятельств выслушиваются прения сторон, в которых обсуждаются вопросы права, подлежащие разрешению при постановлении судом обвинительного приговора, но не может ставиться под сомнение правильность вердикта, вынесенного присяжными заседателями. По окончании прений сторон в случае вынесения обвинительного вердикта подсудимому предоставляется последнее слово, после чего судья удаляется для вынесения решения (ст. 347 УПК).

Судебное разбирательство заканчивается одним из решений, принимаемых судьей единолично (ст. 350 УПК):

1) постановлением о прекращении уголовного дела;

2) оправдательным приговором – в случаях, когда присяжные заседатели дали отрицательный ответ хотя бы на один из трех основных вопросов, разрешаемых ими, либо председательствующий признал отсутствие в деянии признаков преступления;

3) обвинительным приговором с назначением наказания, без назначения наказания, с назначением наказания и освобождением от него;

4) постановлением о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда в случае, если обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного, не установлено событие преступления либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления; это постановление не подлежит обжалованию в кассационном порядке.

В ходе судебного следствия с участием присяжных заседателей не исследуются обстоятельства, связанные с прежней судимостью подсудимого.

Понятие, характеристика и значение суда с участием присяжных заседателей

Производство в суде с участием присяжных заседателей – это особая процессуальная форма судебного разбирательства, в ходе которого вопросы о виновности лица в совершении преступления и доказанности обвинения решают представители общества – граждане России (присяжные заседатели), а вопрос о размере и характере уголовного наказания – судья федерального суда общей юрисдикции.

Суд с участием присяжных заседателей – состав суда, отличный от традиционного, включающий в себя две составляющие: коллегию из 12 присяжных заседателей и одного профессионального судью. Коллегия присяжных заседателей призвана давать не юридическую оценку деяния, а его социально-нравственную оценку с позиций того, представляет ли при данных конкретных обстоятельствах деяние, совершенное подсудимым, и сам подсудимый общественную опасность, в связи с чем он и должен (или не должен) нести уголовную ответственность. Председательствующий судья на основе решения (вердикта) присяжных о виновности квалифицирует деяние по определенной статье Уголовного кодекса РФ, назначает уголовное наказание, принимает решение по гражданскому иску, а при оправдательном вердикте присяжных – выносит оправдательный приговор. К особенностям производства в суде с участием присяжных заседателей можно отнести следующее:

  • привлечение к участию в отправлении правосудия представителей общества, призванных принимать решения по уголовным делам на основе личного опыта, здравого смысла, что сводит к минимуму возможное влияние профессиональных деформаций судей (избыточный формализм, ориентированность на позицию вышестоящего суда и т.п.);
  • относительно большая численность лиц, управомоченных принимать решение по делу (двенадцать присяжных заседателей и один судья);
  • случайный характер подбора присяжных заседателей для разрешения конкретного дела, что уменьшает вероятность их подкупа или устрашения, а также одностороннего, предвзятого подхода к принятию решения;
  • разграничение компетенции между профессиональным судьей и коллегией присяжных заседателей;
  • процессуальная и организационная независимость коллегии присяжных заседателей и профессионального судьи, проявлением которой выступают: различный процессуальный статус председательствующего судьи и присяжных заседателей; различный порядок наделения их полномочиями; самостоятельность присяжных заседателей в осуществлении судейских функций (независимость присяжных от профессионального судьи в оценке доказательств и вынесении вердикта); организационная самостоятельность деятельности присяжных заседателей (расположение присяжных в судебном зале отдельно от председательствующего судьи, раздельное вынесение итоговых решений);
  • неосведомленность присяжных заседателей об обстоятельствах дела до его рассмотрения и невозможность их ознакомления с доказательствами, которые признаны недопустимыми.

Значение суда с участием присяжных заседателей.

  1. Суд с участием присяжных заседателей – один из немногих способов непосредственного взаимодействия власти и общества. Оценка присяжными заседателями тех или иных деяний как преступных заставляет законодателя прислушиваться к общественным потребностям и требованиям народного правового чувства. Участие в рассмотрении и разрешении уголовных дел дает возможность гражданам приобщиться к управлению делами государства и тем самым реализовать основу конституционного строя – народовластие. Деятельность судов присяжных обеспечивает право лиц, совершивших преступление, на «суд народа», суд равных ему.
  2. Наличие такого суда – критерий современного демократичного развитого правового государства. Суд присяжных способствует возрождению общественной функции правосудия в противовес репрессивному судопроизводству, ориентированному на защиту только государственного интереса, привносит в правосудие житейский здравый смысл и народное правосознание. Судопроизводство с участием независимых представителей народа способствует более яркому проявлению состязательности судебного процесса, побуждает участников судебного разбирательства совершенствовать свои профессиональные качества, в том числе ораторские навыки.
  3. Суд присяжных в определенной степени воздействует на общество. Разбирательство дела в суде присяжных влияет на участников процесса (потерпевших, подсудимых, свидетелей). На присяжных заседателей налагается нравственная ответственность за разрешение уголовного дела, процедура судебного разбирательства оказывает воздействие на их правосознание.

Несмотря на изложенные очевидные положительные стороны, деятельность судов с участием присяжных заседателей не всегда оценивается однозначно позитивно. Свободные от профессиональных штампов присяжные заседатели могут быть несвободны от социальных или национальных предрассудков, от спонтанных решений, от проявления чрезмерной эмоциональности. По этой причине еще до революции суд присяжных, введенный судебной реформой 1864 г., критики именовали не «судом народа», но «судом толпы». В наше время правовой нигилизм граждан, их недоверие судебной системе, нежелание тратить свое время на участие в судебном процессе приводят к тому, что молодые и социально активные граждане отказываются участвовать в процессах в качестве присяжных заседателей.

Оценка присяжными заседателями тех или иных деяний как преступных заставляет законодателя прислушиваться к общественным потребностям и требованиям народного правового чувства.

Судопроизводство с участием присяжных заседателей как особая форма осуществления правосудия

Страницы в журнале: 112-115

Т.В. Орлова,

преподаватель кафедры уголовно-процессуального права, криминалистики и судебной экспертизы имени Н.В. Радутной Российского государственного университета правосудия, ведущий консультант Судебного состава докладчиков Президиума Верховного Суда РФ Россия, Москва orlova_tv1207@mail.ru

Рассматривается процедура судопроизводства с участием присяжных заседателей. Автором на основе изучения опыта иностранных государств и российской судебной практики предлагается сократить число присяжных заседателей с 12 до 7, ввести голосование и вынесение вердикта присяжными заседателями совместно с председательствующим (профессиональным судьей).

Ключевые слова: особая форма осуществления правосудия, коллегия, присяжные заседатели, вердикт, профессиональный судья.

Судебное разбирательство по уголовным делам об особо тяжких преступлениях, подсудных областному и приравненному к нему суду, за исключением некоторых преступлений в соответствии со ст. 30 Уголовно-процессуального кодекса РФ может осуществляться судом с участием присяжных заседателей по волеизъявлению обвиняемого.

Разнообразие уголовно-правовых средств, обусловленное спецификой решаемых с их помощью задач, предопределяет многообразие процессуальных форм их применения, что объясняется такими объективными факторами, как необходимость усиления защиты прав и интересов человека, рационализация и удешевление процессуальных средств, усиление эффективности уголовно-процессуальных процедур.

Судопроизводство по уголовным делам с участием присяжных заседателей вызывает огромный интерес у ученых и практиков. Юристы-практики утверждают, что «эта форма с ее четкими процессуальными принципами состязательности, равенства прав сторон, допустимости доказательств обозначила новый подход к уголовному процессу следователей, прокуроров, судей, адвокатов и явилась объективным фактором необходимости строгого соблюдения норм уголовно-процессуального закона с момента возбуждения уголовного дела до окончания судебного разбирательства» [7, с. 11].

Особенностью судебного разбирательства с участием присяжных заседателей является разграничение компетенций коллегии присяжных заседателей, которая в своем вердикте разрешает вопросы факта, и профессионального судьи, разрешающего вопросы права, который на основе вердикта выносит приговор.

Разграничение полномочий между присяжными заседателями и профессиональным судебным составом является одним из наиболее важных и в то же время проблемных аспектов процедуры судебного разбирательства с участием присяжных заседателей. Следует отметить, что такое разграничение полномочий было известно и дореволюционному российскому суду присяжных (ст. 754 Устава уголовного судопроизводства 1864 года).

Именно разграничение полномочий между присяжными заседателями и председательствующим судьей способно воздействовать на характер судебного разбирательства, поскольку присяжные заседатели устанавливает фактические обстоятельства дела, в числе которых главным является вопрос о виновности подсудимого.

Процессуальная цель данной формы судебного разбирательства состоит в создании подсудимому дополнительных гарантий рассмотрения уголовного дела безусловно независимым и беспристрастным арбитром в лице коллегии присяжных заседателей. Такую форму уголовного судопроизводства в литературе называют формой уголовного судопроизводства с усиленными процессуальными гарантиями, в качестве которых указывают независимость присяжных; равные процессуальные возможности участников судебного разбирательства; реальную состязательность сторон, при которой суд ограничен в свободе вмешательства в ход исследования доказательств; недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением уголовно-процессуального закона. Положение, сформулированное в ч. 1 ст. 75 УПК РФ, для суда присяжных является одним из основных руководящих правил, направленных на то, чтобы исключить возможность влияния недопустимых доказательств на формирование убеждения присяжных заседателей по установлению обстоятельств дела.

По мнению А.П. Шурыгина, «для решения этих вопросов, при правильной организации и проведении судебного процесса судьями-профессионалами, не требуется специальных юридических познаний» [5, с. 14—16; 6, с. 6; 8].

Вполне справедливо утверждение о том, что суд присяжных, обеспечивая независимость правосудия, в значительной мере «способствует защите прав и интересов личности в уголовном процессе и потому может расцениваться как гарантия от необоснованного осуждения невиновного» [3, с. 219].

Однако некоторые вопросы судопроизводства по уголовным делам с участием присяжных заседателей вызывают полемику среди ученых и практиков, причем они возникают вследствие имеющихся в законе пробелов, неточностей и противоречий. Что касается оснований применения данной формы уголовного судопроизводства, то единственным можно считать повышенную степень общественной опасности преступлений, дела о которых рассматриваются судом с участием присяжных. Согласно ст. 421 УПК РФ ему подсудны уголовные дела о преступлениях, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 30 и п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Читайте также:  Как оформить ОСАГО гражданину Украины в РФ в 2020 году

В соответствии со ст. 420 УПК РФ дела с участием коллегии присяжных заседателей рассматриваются с учетом правил, предусмотренных разделом Х УПК РФ, а также общих правил уголовного судопроизводства, не противоречащих положениям этого раздела.

Дела с участием присяжных заседателей рассматриваются не иначе как по ходатайству обвиняемого (ст. 423 УПК РФ), заявить которое он вправе по окончании предварительного следствия. Поэтому при предъявлении обвиняемому материалов для ознакомления следователь обязан разъяснить ему право ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных, а также юридические последствия данной процедуры. Если ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных не заявлено, такое дело подлежит рассмотрению обычным составом суда (ст. 30 УПК РФ). Когда по делу привлекается несколько обвиняемых и один или несколько из них отказываются от рассмотрения дела судом присяжных, то следователь решает вопрос о выделении в отношении них уголовного дела в отдельное производство. Свое желание рассмотреть дело в суде с участием присяжных заседателей обвиняемый подтверждает в ходе предварительного слушания.

Свои особенности присущи центральной части производства в суде присяжных — судебному разбирательству. Они обусловлены в первую очередь формированием скамьи присяжных: их отбором, немотивированными отводами, образованием коллегии присяжных, отводом всему составу коллегии присяжных в связи с заявлением о тенденциозности ее состава и др. К сожалению, процедура отбора коллегии присяжных заседателей сопряжена с процессуальными и тактическими сложностями. Так, по мнению О.А. Глобенко [1; 2; 4], в настоящее время коррекции требуют не только нормативные критерии отбора присяжных, но и сам его механизм.

Более чем 20-летняя практика показала, что отнесение уголовно-процессуальным законом дел с участием присяжных исключительно к подсудности областного суда, возможно оправданное на первоначальном этапе судебной реформы, в дальнейшем стало создавать огромные трудности, фактически лишающие большинство населения реальной возможности участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей.

Большая протяженность территории Российской Федерации, отдаленность многих областных центров от населенных пунктов затрудняют отбор присяжных заседателей в региональных судах, препятствуют возможности их участия в судебных разбирательствах, как правило, достаточно длительных и требующих нахождения заседателей и проживания в гостиничных условиях в течение нескольких месяцев в областном центре. Многочисленны факты срывов судебных заседаний ввиду неявки потерпевших и свидетелей, чьи показания должны быть заслушаны в присутствии присяжных заседателей.

Таким образом, установленная п. 2 ч. 2 ст. 30 и п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ подсудность уголовных дел областному суду с участием присяжных заседателей позволяет, с одной стороны, обеспечить соблюдение положений ч. 2 ст. 20 Конституции РФ и норм международного права, а с другой — освободить государство от необходимости задействовать весьма дорогостоящий с точки зрения финансового, организационного и материально-технического обеспечения, громоздкий, малоэффективный механизм судебного разбирательства дел о преступлениях, не посягающих на жизнь и не влекущих возможность назначения наиболее строгого вида уголовного наказания, а следовательно, не нуждающихся в затратной процессуальной процедуре рассмотрения их областными судами с участием присяжных заседателей. Полагаем, что сокращение числа присяжных в составе коллегии присяжных заседателей в областном суде до 7 (плюс 2 запасных) позволит упростить процедуру их отбора, а также снимет необходимость вызова большого числа кандидатов в присяжные заседатели из их общего и запасного списков. По сообщениям судов, в отдельных случаях для формирования скамьи присяжных заседателей для рассмотрения конкретного уголовного дела возникает необходимость вызова до 4 тысяч человек, в то время как на отбор прибывает не более 100 кандидатов. В последнее время коллегии присяжных заседателей по уголовным делам все чаще формируются только со второго или третьего раза, что сопряжено с большими организационными трудностями и материальными затратами.

Также в соответствии с частями 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» присяжному заседателю возмещаются командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

По сведениям Судебного департамента при Верховном Суде РФ, размер фактических расходов на выплату компенсационного вознаграждения присяжным заседателям с каждым годом неуклонно возрастает: суммарно с 86 243 тыс. рублей в 2006 году до 146 951 тыс. рублей в 2013 году. Сокращение числа присяжных заседателей позволит существенно снизить расходы как на вызов кандидатов, поскольку уменьшится число лиц, вызываемых для формирования коллегии, так и на материальное обеспечение присяжных заседателей, участвующих в судопроизводстве. Наряду с этим сократятся сроки судебного разбирательства за счет сокращения процедуры отбора. На наш взгляд, было бы целесообразно также усовершенствовать порядок производства в суде с участием присяжных заседателей в соответствии с главой 42 УПК РФ, предусмотрев совместное удаление в совещательную комнату председательствующего судьи и коллегии присяжных заседателей для обсуждения доказательств, голосования по вопросам, содержащимся в вопросном листе, и вынесения вердикта.

С введением такого порядка процедура производства в суде станет в целом менее громоздкой. Совместное с профессиональным судьей принятие решений «по вопросам факта» не потребует, в частности, удаления присяжных заседателей из зала суда при разрешении вопросов о недопустимости доказательств. Отпадет необходимость возвращения (как правило, многократного) присяжных заседателей из совещательной комнаты в зал судебного заседания для получения от председательствующего дополнительных разъяснений по поставленным вопросам, а также возвращения присяжных заседателей в совещательную комнату для уточнения вердикта в случае признания его председательствующим неясным или противоречивым. Именно эти процедуры занимают значительную часть времени судебного разбирательства, затягивая его, что негативно воспринимается в том числе самими присяжными заседателями. Предлагаемая оптимизация сроков судебного разбирательства будет способствовать реализации принципа осуществления уголовного судопроизводства в разумный срок, сокращению сроков содержания подсудимых под стражей, снижению размеров процессуальных издержек.

Одна из трудностей, с которыми сталкиваются присяжные заседатели, — отсутствие у них какой-либо письменной информации по делу. Все сведения, сообщаемые в ходе судебного разбирательства, воспринимаются ими исключительно на слух. Данная ситуация все более осложняется в связи с активным применением в уголовном судопроизводстве таких доказательств, как аудио- и видеозаписи, информация о соединениях по мобильной связи, материалы оперативно-розыскной деятельности, в том числе получаемые с использованием технических средств, различные виды экспертиз. Возможность более тщательно ознакомиться с материалами уголовного дела (например, с протоколом аудио- или видеозаписи, заключением эксперта) в совещательной комнате с участием профессионального судьи позволила бы присяжным заседателям получить уточненные сведения, необходимые для правильного разрешения поставленных перед ними вопросов. В совещательной комнате при неполной ясности вопросов присяжные заседатели будут иметь возможность получать от председательствующего разъяснения. При голосовании по вопросам, содержащимся в вопросном листе, председательствующий судья должен иметь один голос, равный голосу присяжного заседателя, что исключит возможность оказания давления с его стороны на присяжных заседателей и навязывания им своего мнения. Такая практика, как известно, существует в государствах континентальной Европы, в которых действуют системы права и судопроизводства, близкие по своим подходам к российским.

Например, Германия еще в 1920-х годах, а Франция и Италия — в 1950-х годах отказались от ранее заимствованных из англосаксонской системы права и судопроизводства опыта обсуждения вопросного листа, совещания и голосования по нему присяжными заседателями отдельно от профессиональных судей, признав в большей степени отвечающей интересам справедливого и эффективного правосудия процедуру совместного обсуждения ими вопросов виновности подсудимого и назначения наказания. Совместное вынесение вердикта профессиональными судьями и присяжными заседателями предусмотрено также в Австрии и целом ряде других европейских государств, где число присяжных заседателей не превышает 6—9 человек. Аналогичная практика складывается и в государствах СНГ.

К примеру, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, который введен в действие с 1 января 2015 г., установлено, что председательствующий и присяжные заседатели вердикт выносят совместно. Сокращение числа присяжных заседателей с 12 до 7 (нечетного числа) позволит при их совместном голосовании с председательствующим судьей обеспечить соблюдение требований ч. 3 ст. 343 УПК РФ о том, что оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов высказалось не менее половины участвующих в голосовании (в данном случае не менее четырех, включая председательствующего судью). Можно прогнозировать, что упрощение порядка производства в суде с участием присяжных заседателей позволит избежать многих судебных ошибок, связанных со сложностью установленной процедуры.

Так, в 2014 году по апелляционным жалобам и представлениям рассмотрены дела в отношении 94 лиц, оправданных приговором суда, постановленного на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, из которых в отношении 41 лица оправдательные приговоры отменены по основаниям, связанным с несоблюдением установленной процедуры.

Производство в суде с участием присяжных заседателей — дифференцированный порядок уголовного судопроизводства, одна из главных особенностей которого — разграничение функций между профессиональным составом судей и присяжными заседателями — представителями народа. Конечно, главным аргументом в пользу суда присяжных является справедливость с точки зрения социальной правды. При всех его недостатках как правового института основными его достоинствами, на наш взгляд, являются объективность и беспристрастность судей, участие представителей общества в отправлении правосудия.

1. Глобенко О.А. Заметки присяжного // Уголовное судопроизводство. 2007. № 1.

2. Маслов И. Почему обвинение проигрывает в суде присяжных? // Законность. 2009. № 9.

3. Рустамов Х.У. Уголовный процесс: Формы. М., 1998.

4. Фоков А.П. Правосудие с участием граждан в России // Российский судья. 2009. № 8.

5. Шурыгин А. Вопросы применения норм УПК РФ при рассмотрении дел судом присяжных // Адвокатские вести. 2004. № 4 (41).

6. Шурыгин А. За 5 лет суд присяжных дошел до девяти регионов // Российская юстиция. 1998. № 12.

7. Шурыгин А. Защита в судопроизводстве с участием коллегии присяжных заседателей // Российская юстиция. 1997. № 8.

8. Шурыгин А. Суд присяжных в Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 6.

Конечно, главным аргументом в пользу суда присяжных является справедливость с точки зрения социальной правды.

Что изменилось

Поправки касаются трех основных новелл — рассмотрение дел с участием присяжных заседателей в районных и гарнизонных военных судах, рассмотрение дел присяжными в отношении женщин старше 18 лет, а также мужчин старше 65 лет. Ранее такие обвиняемые не имели права на суд присяжных, поскольку к ним не может быть применен самый суровый вид наказания — пожизненное лишение свободы. Новый закон расширяет число статей Уголовного кодекса, дела по которым могут рассматриваться присяжными.

Также закон сокращает количество присяжных в областных и приравненных к ним судах. Если раньше коллегия присяжных состояла из 12 заседателей, теперь это количество сократилось до восьми. При этом в районном и гарнизонном судах в состав коллегии присяжных входят шесть человек.

доказано ли, что его совершил подсудимый;.

Тема 22. Производство в суде с участием присяжных заседателей

дороговизна и сложность судебной процедуры с участием присяжных.

21.1. Понятие суда присяжных

С 1993 г. в России, в некоторых субъектах Российской Федерации, а с 1 января 2003 г. повсеместно введен суд присяжных, который действует в составе профессионального судьи и 12 присяжных заседателей.
Суду присяжных подсудны дела о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, т.е. подсудные суду субъекта Федерации. Это, как правило, дела об особо тяжких и некоторых тяжких преступлениях.
Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей возможно лишь по ходатайству самого обвиняемого. Такое ходатайство он вправе заявить при ознакомлении с материалами дела по окончании предварительного следствия.
Если по делу обвиняется несколько лиц и один или несколько и них отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь должен решить вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности этого уголовное дело в целом рассматривается судом присяжных.
С момента заявления ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных обязательно участие защитника.
Присяжные заседатели участвуют в исследовании доказательств, за исключением доказательств, связанных с прежней судимостью подсудимого, а также полученных с нарушением закона и исключенных из процесса доказывания. Они не разрешают правовых вопросов, требующих юридических познаний. В результате рассмотрения доказательств и выслушивания прений сторон присяжные должны определить, имело ли место событие преступления, доказано ли, что его совершил подсудимый и виновен ли он в этом. Ответы на эти вопросы представляют собой вердикт присяжных заседателей, на основе которого председательствующий постановляет приговор.

Если в ходе судебного разбирательства возникает вопрос о недопустимости доказательств, то он рассматривается в отсутствие присяжных заседателей.

Комментарий к статье 328 УПК РФ

1. Сокрытие кандидатами в присяжные заседатели, включенными впоследствии в состав коллегии, информации, которая могла повлиять на принятие решения по делу и лишила стороны права на мотивированный или немотивированный отвод, является основанием для отмены приговора .

Читайте также:  Что такое коворкинг-центр и сколько стоит аренда?

——————————–
См.: п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2005 N 23 “О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей” // БВС РФ. 2006. N 1.

2. Отбор присяжных заседателей в суде осуществляется путем: а) освобождения судьей присяжных заседателей от участия в рассмотрении дела (при наличии обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела); б) разрешения вопросов об их отводах и самоотводах (см. об этом ком. к ст. ст. 326, 327); в) применения “правила 14”, согласно которому в случае если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает четырнадцать, то в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются, как правило, четырнадцать первых по списку кандидатов (часть 18 настоящей статьи). Данное правило упрощает процедуру отбора, однако ставит кандидатов в неравные условия, заведомо отдавая предпочтение тем из них, кто оказался первым в предварительном списке. Учитывая, что этот список составляется секретарем судебного заседания или помощником судьи вне судебного заседания и недостаточно определенным законом способом (см. ст. 326), такой метод отбора оставляет место для сомнений в своей объективности и возможности для злоупотреблений.

3. Немотивированный отвод путем вычеркивания из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели первым вправе заявить государственный обвинитель. Согласно п. 2 ч. 5 ст. 327 он может отвести не более двух кандидатов в присяжные (заявить отвод дважды). Поскольку в судебном разбирательстве государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров и т.д. (ч. 4 ст. 246), возникает вопрос, имеет ли каждый из них право на отвод двух кандидатов? Представляется, что нет, т.к. в противном случае сторона обвинения имела бы возможность, множа число прокуроров, произвольно увеличивать для себя и ресурс немотивированных отводов, что противоречит принципу равноправия сторон (ст. 244). То же самое относится и к немотивированным отводам со стороны защиты. Сколько бы ни было подсудимых, они после заявления отводов государственным обвинителем могут реализовать право на отвод двух присяжных, с тем чтобы их осталось не менее четырнадцати (сходным образом этот вопрос решался и в ст. 439 УПК РСФСР). Например, государственный обвинитель отвел две кандидатуры из восемнадцати, а подсудимый заявил отвод еще двум кандидатам из оставшихся шестнадцати. Если подсудимых несколько, они вправе разделить между собой эти два отвода поровну, что нетрудно сделать, когда подсудимых двое. Однако если их больше и мнения у них не совпадают, такой метод способен дать положительный результат не всегда. В этом случае на усмотрение подсудимых и их защитников предоставляются два способа – голосование или жребий. Процедура жеребьевки законом не определена. Представляется, что она может быть проведена следующим путем: в урну помещаются билеты, где каждый подсудимый указывает отводимого им кандидата. Затем с согласия подсудимых секретарь судебного заседания или какое-либо другое лицо случайным образом вынимает два билета с именами кандидатов, которые после этого считаются отведенными. Тем не менее если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, то председательствующий может предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов. При этом, однако, не вполне понятен смысл части 20, согласно которой после завершения немотивированных отводов может остаться менее 14 кандидатов в присяжные заседатели. В соответствии с частью 12 данной статьи после разрешения вопроса о мотивированных отводах должно оставаться не менее восемнадцати кандидатов. Но менее четырнадцати их может оказаться только в том случае, если государственный обвинитель и подсудимый отведут из восемнадцати более чем по два кандидата каждый, что противоречит смыслу ч. 15 настоящей статьи.

Скоро ожидается внедрение суда присяжных в районные суды и суды гарнизонов.

Тема 23. Производство в суде апелляционной инстанции

– об оставлении обжалуемого решения без изменения, а жалобы или представления без удовлетворения;.

Присяжные заседатели как участники уголовного судопроизводства

Виктор Быков, профессор Саратовского юридического института МВД РФ, доктор юридических наук, профессор.

Анализ содержания положений уголовно-процессуального закона, регламентирующих рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей, вызывает вопросы относительно функций и правового статуса последних. В настоящей статье автор пытается дать ответы на некоторые из них.

42 УПК РФ, которая регламентирует производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с их участием.

27.1. Краткая характеристика суда с участием присяжных заседателей и общие условия судебного разбирательства

Суд с участием присяжных заседателей формируется и функционирует на принципиально иных основаниях в сравнении с судом ше- фенов (судом с участием народных заседателей или с судом, состоящим только из профессиональных судей).

Суды шефенов представляют собой всегда единую судебную коллегию, разрешающую все вопросы путем голосования простым большинством голосов.

Суд с участием присяжных заседателей состоит, в отличие от указанных судов, из двух коллегий.

Первую коллегию составляют 12 присяжных заседателей, которые решают так называемые «вопросы факта».

Вторую коллегию обычно составляет единолично судья- профессионал, который разрешает с учетом мнения сторон обвинения и защиты «вопросы права», обусловленные содержанием вынесенного присяжными заседателями вердикта.

Разумеется, суд с участием присяжных заседателей не является панацеей от всех наших правоохранительных и судебных бед.

В связи с этим в правовой литературе встречаются позиции авторов от острого его неприятия до некритического восхваления.

Тем не менее, к суду с участием присяжных заседателей мы относимся положительно потому, что его существование предоставляет обвиняемому дополнительный выбор судебного состава, рассматривающего уголовное дело, и надежду на социальную справедливость.

О правильности выбранного законодателем пути по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства свидетельствуют статистические данные.

Так, с момента возрождения суда с участием присяжных заседателей в современной России около 200% обвиняемых в совершении преступлений, подсудных суду областного звена, ежегодно заявляют о рассмотрении их уголовных дел судом присяжных209.

Кроме того, нельзя упускать из виду то, что указанная форма судопроизводства по уголовным делам гарантирует конституционное право граждан на участие в осуществлении правосудия и, следовательно, в управлении государством.

С учетом изложенных выше позиций по поводу существования суда с участием присяжных заседателей можно предложить следующее определение рассматриваемого особого производства.

Производство в суде присяжных — особое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли присяжных заседателей и профессионального судьи по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для разрешения соответственно вопросов факта и права по уголовным делам о преступлениях, подсудных суду областного звена.

Деятельность суда с участием присяжных заседателей определяется в целом принципами уголовного судопроизводства, рассмотренными ранее в учебнике, и общими условиями судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Разумеется, в этом случае общие условия деятельности суда с участием присяжных заседателей приобретают определенные особенности.

Общие условия судебного разбирательства в суде присяжных —

законодательно закрепленные и основанные на принципах уголовного процесса организационно-правовые положения, характеризующие природу, сущность и содержание деятельности суда с участием присяжных заседателей.

К ним в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом относятся следующие положения. 1.

Взаимосвязь специфических правил рассмотрения уголовного дела в суде с участием присяжных заседателей и общих правил уголовного судопроизводства (ст. 324 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела судом с участием коллегии присяжных заседателей осуществляется в соответствии с общими правилами уголовного судопроизводства в России (общим порядком) и с учетом особенностей, предусмотренных нормами главы 42 (ст.

Соблюдение правил подсудности уголовных дел суду с участием присяжных заседателей (ст. 30 УПК РФ).

Суд присяжных рассматривает уголовные дела только о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31, т.е. уголовные дела, подсудные суду областного звена (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ).

Суд с участием присяжных заседателей действует в составе судьи и коллегии, состоящей из 12 присяжных заседателей. 3.

Обязательное наличие ходатайства хотя бы одного из обвиняемых о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (ст. 30 УПК РФ).

Указанное ходатайство может быть заявлено обвиняемым в момент окончания ознакомления им с материалами уголовного дела либо в течение трех суток со дня получения копии обвинительного заключения, или в момент предварительного слушания в стадии назначения уголовного дела к судебному разбирательству (предания суду), назначенного для разрешения каких-либо иных вопросов. 4.

Обязательность участия защитника и государственного обвинителя в рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (ст. 51 и 246 УПК).

Участие защитника обязательно по уголовному делу, подлежащему рассмотрению судом с участием присяжных заседателей, с момента заявления хотя бы одним из обвиняемых ходатайства о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

Если по уголовному делу, которое может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей, обвиняется несколько лиц, все они должны быть обеспечены защитниками независимо от того, по каким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации им предъявлено обвинение.

По уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей, обязательно участие в судебном разбирательстве прокурора в качестве государственного обвинителя на основании ст. 246 УПК РФ.

Обязательное участие указанных лиц обусловлено тем, что предметом уголовного судопроизводства в этом случае является уголовно-правовой спор между сторонами обвинения и защиты. 5.

Назначение судебного заседания (предание суду) в суде с участием присяжных осуществляется в порядке предварительного слушания, характерного для традиционного уголовного судопроизводства с учетом требований ст. 325 УПК РФ.

Эти требования сводятся к следующему:

1) уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении дела судом в этом составе.

При этом в уголовном деле должно находиться мотивированное постановление следователя о невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство.

При отсутствии такого постановления следователя уголовное дело подлежит возвращению прокурору из стадии назначения судебного заседания (предварительного слушания) для устранения нарушений уголовно-процессуального закона (п. 2 ч. 1 ст. 236 УПК РФ)210;

2) если подсудимый не заявил или не подтвердил в стадии предания обвиняемого суду ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном ст. 30 УПК РФ.

В постановлении о назначении уголовного дела к судебному разбирательству судом с участием присяжных заседателей судья, в производстве которого оно находится, должен:

а) определить количество подлежащих вызову в суд кандидатов в присяжные заседатели, которых должно быть не менее 20;

б) указать, каким будет судебное разбирательство: открытым, закрытым полностью или частично.

В последнем случае судья должен определить, в какой части будет осуществляться закрытое судебное разбирательство.

Постановление судьи о назначении судебного разбирательства судом с участием присяжных заседателей является окончательным.

Последующий отказ подсудимого от суда с участием присяжных заседателей не принимается.

Копия постановления судьи о назначении уголовного дела слушанием судом с участием присяжных заседателей вручается сторонам по их ходатайству.

После назначения судебного разбирательства судом с участием присяжных заседателей начинается подготовка к судебному разбирательству, которая отличается существенными особенностями.

Эти действия относятся прежде всего к стадии назначения судебного разбирательства.

По распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производят отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящегося в суде общего и запасного списков путем случайной выборки.

Общий список включает в себя всех граждан субъекта Российской Федерации, а запасной — граждан, проживающих в областном, краевом или ином центре субъекта Российской Федерации.

Случайная выборка осуществляется с использованием специальной компьютерной программы.

Указанные лица (секретарь или помощник) проводят первоначальную проверку наличия обстоятельств, препятствующих участию лиц в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

При этом одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза.

По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели для участия в уголовном деле секретарь судебного заседания или помощник судьи составляют предварительный Список с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов, который подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи, составившим этот список.

Фамилии кандидатов в присяжные заседатели вносятся в предварительный список в том порядке (последовательности), в каком проходила случайная выборка.

Включенным в предварительный список кандидатам в присяжные заседатели не позднее чем за семь суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения об этом с указанием даты и времени прибытия в суд.

По устному или письменному заявлению кандидатов в присяжные заседатели председательствующим судьей от исполнения обязанностей присяжного заседателя могут быть освобождены:

а) лица старше 60 лет;

б) женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;

в) лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

г) лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам;

д) иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном разбирательстве (ст. 326 УПК РФ).

О правильности выбранного законодателем пути по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства свидетельствуют статистические данные.

Добавить комментарий