Принудительная ликвидация НКО

Порядок ликвидации некоммерческих организаций

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Порядок ликвидации некоммерческой организации регламентируется статьями 61 – 65 ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее Федеральный закон № 129-ФЗ), Федеральным законом № 7-ФЗ, иными законами об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, а также в случаях определенных соответствующими законами – учредительными документами некоммерческих организаций.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ликвидация некоммерческой организации состоит из следующих этапов:

принятие решения о ликвидации некоммерческой организации;

формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;

публикация сообщения о ликвидации в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица;

уведомление кредиторов некоммерческой организации о ликвидации некоммерческой организации;

составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

осуществление расчетов с кредиторами;

составление ликвидационного баланса;

государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

Согласно нормам ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. Указанные уведомления могут быть представлены некоммерческой организацией как одновременно, так и последовательно.

В трехдневный срок уведомления о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации с приложением соответствующего решения представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган.

На территории Вологодской области указанные документы представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее – Управление).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 7-ФЗ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

В целях обеспечения размещения юридическими лицами сведений, обязательных для публикации в силу закона, Федеральной налоговой службой учреждено средство массовой информации – журнал “Вестник государственной регистрации”.

По окончанию срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом, принявшими решение о ликвидации некоммерческой организации, в Управление представляется уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, с приложением промежуточного ликвидационного баланса.

Статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором заявителем подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации некоммерческой организации, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами (муниципальными органами) в установленных федеральным законом случаях;

документ об уплате государственной пошлины;

документ, подтверждающий представление соответствующих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, некоммерческая организация одновременно с документами для государственной регистрации в связи с ликвидацией представляет подтверждение публикации сообщения о ликвидации в органах печати.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина 800 рублей, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ заявителем при ликвидации юридического лица является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Максимальный срок государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией составляет десять рабочих дней.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация – прекратившей свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Формы уведомления (Р15001) и заявления (Р16001) представляемых в Управление для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № MMВ-7-6/25@ “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств”.

Подпись заявителя на уведомлении и заявлении должна быть засвидетельствована нотариально.

Кроме того, некоммерческая организация одновременно с документами для государственной регистрации в связи с ликвидацией представляет подтверждение публикации сообщения о ликвидации в органах печати.

Принудительная ликвидация НКО

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте также:  Доступ к порталу «Госуслуги»

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Уведомление о начале процедуры ликвидации.

Причины ликвидации НКО

Для того чтобы ликвидация НКО могла быть инициирована заинтересованным лицом, для этого должны иметься правомерные основания. Прекращение деятельности некоммерческой организации, также как и ликвидация ИП, может основываться на следующих причинах:

  1. Текущее финансирование данного объединения не позволяет продолжать его запланированную деятельность.
  2. Процедура анализа деятельности объединения за последний период показала, что им так и не были достигнуты первоначально поставленные цели. Следовательно, дальнейшая работа организации также не принесет ожидаемых результатов.
  3. В организации происходят серьезные изменения – полностью изменяется направление деятельности, а также план дальнейшей работы.
  4. За все время работы организации были полностью достигнуты запланированные цели, а значит, дальнейшее продолжение ее деятельности уже не является обязательным.

Помимо вышеописанных оснований, ликвидация НКО может произойти и по причине банкротства. В таком случае заинтересованное лицо вправе подать соответствующее исковое заявление в судебное учреждение. Как правило, процедура полного прекращения деятельности данного объединения может занимать от 4 до 6 календарных месяцев. При появлении определенных проблем, например, в случае возникновения споров с кредиторами, срок ликвидации НКО может быть существенно увеличен.

Помимо вышеописанных оснований, ликвидация НКО может произойти и по причине банкротства.

Причины и способы ликвидации

Некоммерческая организация может быть ликвидирована двумя основными способами:

  • в добровольном порядке;
  • через суд.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (например, если цель создания НКО достигнута). Принудительно ликвидировать НКО может суд по иску местных властей или прокуратуры в следующих случаях:

  • при обнаружении недействительности регистрации НКО в налоговой службе;
  • при осуществлении без лицензии деятельности, для которой по законам РФ нужна лицензия;
  • если НКО не состоит в объединяющей саморегулируемой национальной НКО при требовании такого членства законами РФ;
  • при систематических нарушениях закона;
  • при регулярном пренебрежении собственным уставом;
  • при нарушении НКО исключительных прав третьих лиц.

Если некоммерческая организация имеет форму фонда, то его ликвидировать может только суд при наличии следующих оснований:

  • собственности фонда недостаточно для достижения уставных целей;
  • цели фонда являются недостижимыми;
  • деятельность фонда не соответствует уставным целям.

Иностранные НКО на территории РФ ликвидируются при закрытии головного центра за рубежом, а также при нарушениях порядка предоставления в налоговый орган сведений об объемах финансирования и направлении распределения средств.

Если наличных денежных средств НКО недостаточно для выплат всем кредиторам, члены комиссии организуют аукцион по продаже собственности НКО, оценочная стоимость которой превышает 100 000 рублей, остальное имущество продается без торгов.

Причины и способы прекращения функционирования

Ликвидация организации предполагает полное прекращение ее функционирования. Процедура проводится по инициативе непосредственно организации или по решению суда. Добровольное решение о ликвидации принимается по ряду оснований.

К ним относят:

  • достижение поставленной цели;
  • завершение срока функционирования субъекта, указанное в учредительных документах;
  • вынесение решения о прекращении деятельности органов формирования, если состав отличается от учредителей.

Если ликвидация происходит на основании решения суда, то это может быть вызвано следующими факторами:

  1. НКО систематически нарушала закон.
  2. Сфера деятельности не отвечает указанным в Уставе задачам.
  3. Невыполнение судебных постановлений, решений.
  4. Незаконная деятельность.

Эти причины влекут за собой проведение процедуры ликвидации принудительного характера.

К добровольной ликвидации приводит ограниченность финансового обеспечения дальнейшей деятельности компании или невозможность реализовать поставленные задачи. Кроме этого, фактором, который служит основанием для прекращения деятельности, является изменение стратегии функционирования.

Закрытие НКО осуществляется также по причине банкротства. Инициаторами прекращения деятельности НКО в данном случае выступает налоговая служба, пенсионный фонд. Критерием для признания банкротом законодательство определяет невозможность организации погасить задолженность на протяжении трех месяцев.

Согласно статье 65 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» к некоммерческим организациям, которые не признаются банкротами, относятся:

  • религиозные объединения;
  • политические партии;
  • казенные формирования;
  • учреждения.

Для вышеперечисленных организаций существует отдельный порядок ликвидации.

Ликвидация НКО через Минюст проводится после предоставления полного пакета документов. В отличие от налоговой службы Минюст проводит тщательную проверку оснований для завершения деятельности учреждения.

Ликвидация НКО через Минюст проводится после предоставления полного пакета документов.

Документы, необходимые для ликвидации НКО

Если Вы решили обратиться в Международную Юридическую Компанию за предоставлением услуги по сопровождению добровольной ликвидации Вашей некоммерческой организации, Вы должны предоставить нам некоторые документы и информацию:

Копии свидетельств о госрегистрации и о постановке на учет в ИФНС некоммерческой организации;

Копия свидетельства о госрегистрации НКО с присвоением учетного номера Управлением Минюста России;

Копия выписки из госреестра (ЕГРЮЛ) по НКО с обязательным наличием информации о всех происходивших в НКО изменениях и дополнениях;

Читайте также:  Как продать квартиру через банк

Оригинал Устава НКО (его необходимо сдать в Минюст на последнем этапе ликвидации НКО);

Состав ликвидационной комиссии, копии паспортов всех членов ликвидационной комиссии с копиями их личных ИНН и контактными номерами телефонов (для удобства и исключения нежелательных отказов со стороны управления Минюста в регистрации данной процедуры, советуем избирать в ликвидационную комиссию минимум 3-х граждан);

Копию бухгалтерской документации за последние 3 года деятельности НКО.

В случае возникновения необходимости у наших сотрудников по ликвидации НКО дополнительной документации или информации, юристы запросят ее, связавшись с Вами по телефону и электронной почте.

Вы не прошли валидацию

Копию бухгалтерской документации за последние 3 года деятельности НКО.

Материальные обязательства участников НКО

В том случае, если собственных средств объединения недостаточно для того, чтобы расплатиться с имеющимися долгами, в отношении него реализуется процедура банкротства.

В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ в том случае, если имеющихся у НКО денег не хватает даже на то, чтобы провести процедуру ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства при этом распределяются солидарно.

Для отдельных видов НКО существуют установленные исключения, определяющие дополнительную ответственность их учредителей:

  • для потребительских кооперативов — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов) — в размере, установленном уставом (п. 4 ст. 11 закона № 7).

для потребительских кооперативов в размере неоплаченной части взноса п.

Пошаговая инструкция

Процедура ликвидации фактически едина независимо от способа, но начальный этап имеет свои особенности, который обусловлен тем, кто инициировал процесс. Так, этапы ликвидации некоммерческой организации в добровольном порядке следующие:

  1. Принятие согласованное учредительское решение на предмет ликвидации НКО.
  2. Определение ликвидатора или членов комиссии. Никаких жестких критериев к назначаемым лицам нет, они могут быть как представителями субъекта (состоять в трудовых отношениях), так и быть привлечены со стороны, являться гос.служащими инспекций и контрольных органов. С момента оформления решения на данных лиц возлагается ответственность за проведение всей процедуры, обеспечение сохранности активов НКО и т. д.
  3. Уведомление территориального подразделения Министерства юстиции в 3-дневный срок от момента решения о прекращении деятельности (направляется оформленное решение, а также сведения о лицах, отвечающих за сопровождение процедуры). Также, регистрирующему органу требуется предоставить дубликаты ИНН, выписки из реестра, устава, данные паспортов ликвидаторов и главбуха (если таковой есть в штате).
  4. Осуществляется ликвидация НКО через Минюст, который подвергает проверке корректность документов и передает их в территориальную налоговую службу, где и осуществляется регистрация начала процедуры ликвидации.
  5. Размещение в публичном доступе через соответствующие СМИ информацию о предстоящем прекращении деятельности, чтобы контрагенты с которыми незавершенны обязательства, смогли выставить свои требования.
  6. Составление промежуточного ликвидационного баланса. В ходе его составления формируются сведения об имеющихся долгах и кредиторах, а также активах и дебите НКО, которые позволяют произвести окончательный расчет. По готовности баланса об этом направляется уведомление в фискальную инспекцию по стандартной форме.
  7. Расчеты с кредиторами согласно очередности.
  8. Оформление итогового баланса, где все позиции должны быть нулевыми. В ходе этой стадии требуется оплатить госпошлину за исключение сведений из реестра.
  9. Завершение ликвидации и исключение субъекта из ЕГРЮЛ, что должно быть подтверждено соответствующей выпиской.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос закрытия субъекта через банкротство, которое применяется во всех случаях, когда выясняется, что долги организации больше 300 000 рублей. Если процесс начинается в общем порядке, но выясняется, что в части долги не могут быть погашены, придется начинать процесс о банкротстве.

Ликвидация при несостоятельности.

Комиссия и расчёты

Ликвидационная комиссия создается и работает согласно плану, утвержденному собранием учредителей для:

  • инвентаризации имущества;
  • подготовки сведений об активах;
  • составления оценки финансового состояния;
  • своевременного оповещения и увольнения персонала;
  • сверки расчетов по обязательным платежам в бюджет, налогам;
  • установления дебиторской задолженности и ее изыскания;
  • анализа кредиторских требований, составление их списка и плана погашения;
  • подготовки документов в регистрационные органы.

Расчет делается после предоставления в УФРС промежуточного баланса ликвидации, а после этого составляется окончательный баланс. Его статьи должны быть нулевыми.

Благотворительные формирования (фонды) передают все имущество и оставшиеся средства на цели, для которых были созданы или в государственную собственность. Общества, партнерства – разделяют имущество между своими членами.

Решение о ликвидации ЗАО образец доступен по ссылке.

Какие компаннии относят к некоммерческим

Прежде чем обращаться за консультацией и задавать вопрос, как ликвидировать фирму, стоит определиться – действительно ли компания относится к категории некоммерческих или налоговая служба усмотрит в деятельности нарушения законодательства. Изменить их без штрафных санкций можно только до начала процедуры.

Их список, правовое положение определяет закон о НКО. В нем содержится закрытый перечень учреждений:

Читайте также:  Виды брака в современном российском праве

Муниципальные компании с деятельностью, нацеленной только на общественные вопросы (социальные, культурные программы).

Культовые и религиозные организации. Пожертвования не считают прибылью при условии траты их на благотворительность и деятельность самой компании.

Благотворительные фонды. Все добровольные пожертвования идут исключительно на цели, ради которых он был создан: лечение, повышение уровня культуры.

Потребительские кооперативы. Замкнутая внутри себя система взаимопомощи, за счет паевых взносов члены имеют право на получения определенных услуг.

Общественные партии. Практикуют волонтерское движение, пропаганду здорового образа жизни, другие благие цели.

Принадлежности одной из вышеперечисленных категорий мало. Важнее иметь отчетность и иные документы, подтверждающие отсутствие предпринимательской деятельности. Если есть таковые признаки, заявление о принятии решения по прекращению деятельности легко станет поводом для разбирательств.

Общественные партии.

Сроки

Внесение изменений в ЕГРЮЛ после получения всего пакета документов от НКО выполняется в течение 5 рабочих дней. В течение следующего дня подготавливается справка для УФРС по СК, которая выдается заявителю в качестве подтверждения, что организация полностью прекратила свою деятельность. В последующие 3 дня справка передается ответственному лицу, стоявшему за регистрацией процесса ликвидации.

Расторжение всех договоров, в том числе с сотрудниками, как того требует Трудовой Кодекс РФ.

Распространенные ошибки при закрытии некоммерческой структуры

Ошибка 1. Закрытие фондов производится не по общим правилам. Для них установлен отдельный порядок, обозначенный п.2 ст. 18 ФЗ РФ № 7.

В частности, отмечено, что закрыть фонд можно только через суд. Основания для ликвидации перечислены также в этом пункте. К ним относят, например, отсутствие источников финансирования, средств, осуществление запрещенной, противоречащей уставу деятельности и др.

Ошибка 2. Следует правильно понимать разницу между ликвидацией НКО и коммерческой структуры. Обе процедуры, хоть, по сути, и проводятся по схожему принципу, но существенно разнятся.

Ключевое отличие: при закрытии НКО документы следует подавать в Минюст РФ, а при закрытии коммерческой структуры – ИФНС.

Ключевое отличие при закрытии НКО документы следует подавать в Минюст РФ, а при закрытии коммерческой структуры ИФНС.

Срок ликвидации некоммерческой организации

Конкретные сроки для ликвидации некоммерческой организации законом не установлены.

Согласно положениям законодательства, срок ликвидации устанавливается учредителем (участниками) или органом, который принял решение о ликвидации.

При этом, устанавливая сроки ликвидации, необходимо учитывать требования закона о том, что кредиторы вправе заявить требования в течение минимум 2-х месяцев после публикации информации о ликвидации организации.

При недостаточности денег может быть осуществлена продажа имущества, кредиторы могут обратиться в суд с исками, чтобы требования были удовлетворены за счет собственника.

Кроме того, порядок ликвидации отельных организаций, например, казенных учреждений, может устанавливаться органами исполнительной власти, в котором могут быть прописаны в том числе сроки ликвидации.

Статья 61 ГК РФ устанавливает общие основания для ликвидации юрлиц, в том числе, некоммерческих организаций.

Необходимые документы

Совершение процедуры ликвидации требует представления в налоговый орган документов, предусмотренных законодательством. Для принудительной ликвидации таким документов будут являться:

  • решение арбитражного суда о признании некоммерческой организации банкротом;
  • решение суда о принудительной ликвидации по требованию прокурора.

На основании данных документов Инспекция ФНС внесет в ЕГРЮЛ сведения о прекращении деятельности НКО. В случае добровольной ликвидации на различных этапах от некоммерческой организации потребуются следующие документы:

  • решение участников;
  • учредительные документы НКО;
  • письменный документ, подтверждающий опубликование сведений о ликвидации;
  • уведомление в адрес ИФНС по форме РН 0005;
  • свидетельство о регистрации организации в качестве юридического лица;
  • документы ликвидационной комиссии (промежуточный и ликвидационный баланс);
    уведомления налогового органа по формам РН 007 и 0008;
  • протокол собрания участников об утверждении ликвидационного баланса.

Процедура, которую предполагает ликвидация некоммерческой организации из единственного члена-учредителя или нескольких рассмотрена ниже.

составление промежуточного баланса организации;.

Принудительная ликвидация НКО

Ликвидация Организации в принудительном порядке производится по решению суда, по одному или нескольким основаниям. А именно:

  • Осуществление, несоответствующей её характеру деятельности, целям несоответствующим уставу. Осуществление деятельности, если такая деятельность запрещена законом;
  • Предоставление сведений не соответствующих действительности о доходах в контролирующие государственные органы или непредоставление соответствующих сведений, а также нарушение порядка и сроков их предоставления;
  • Если при создании организации были допущены нарушения законодательства, носящие неустранимый характер;
  • Ведение деятельности без лицензии, если она на то требуется или отзывом лицензии выдавшем ее органом;
  • Непредоставление организацией сведений о деятельности, носящее неоднократный характер;
  • Если организация неспособна произвести расчет по своим обязательствам перед ее кредиторами или государственными органами.
  • Банкротство, при этом заявления о признании ее таковой может подать сама организация и ее кредиторы. При недостаточности средств для осуществления процедуры банкротства, обязанность финансирования процедуры ложится на ее учредителей.

Законодательством предусмотрены и другие основания для ликвидации организации, имеющие различие и зависящие от их от их вида.

Протокол или решение утверждающее ликвидационный баланс,.

Добавить комментарий