Сироты. Права детей, оставшихся без попечения родителей

Жилищные социальные гарантии

Право на жилье сохраняется за гражданином, категории детей-сирот или детей, лишенных попечительства, до наступления 23-летнего возраста.

Если за ребенком, лишенным родительского попечения уже закреплено собственное жилье, то право на него сохраняется навсегда, даже в период нахождения в социальных учреждениях.

Если сложилось так, что закрепленного жилья нет, то при выпуске из социального учреждения заключается договор найма со специализированным жилищным фондом на срок до 5 лет. В этот период квартиросъемщик не имеет права распоряжаться недвижимостью на свое усмотрение, т. е. продавать, сдавать или приватизировать его нельзя.

После прохождения 5 лет указанное жилье исключается из специализированного жилищного фонда, а с квартиросъемщиком заключается договор социального найма.

Право проживания в выделенном жилище имеют лица, имеющие закрепленное жилье, если по определенным причинам они не могут там проживать.

  • если жилье непригодно для проживания по причине несоответствия санитарно-техническим нормам,
  • или в указанной квартире живут родители, ограниченные в правах по отношению к ребенку,
  • или лица с тяжелыми заболеваниями.

или лица с тяжелыми заболеваниями.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они?

К такой категории относятся малолетние граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не желают исполнять свои обязанности. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются случаи, когда родители:

  • лишены прав воспитывать детей или частично ограничены в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей, из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими;
  • подозреваются в совершении правонарушений;
  • находятся в местах заключения;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка;
  • не выполняют свои обязанности, отказываются защищать права и интересы ребёнка.

При таких условиях вопросами устройства малышей в приёмные или патронажные семьи, в специальные учреждения приходится заниматься государственным социальным службам, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, ведут их учёт и контролируют дальнейшую жизнь, питание и развитие отданных на воспитание другим людям детей.

подозреваются в совершении правонарушений ;.

Право детей сирот на медицинское обслуживание

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе с оперативным лечением в муниципальном лечебном учреждении или имеющим государственную аккредитацию. Кроме основных категорий, полное медицинское обслуживание включает в себя регулярные медицинские осмотры, оздоровление, предоставление бесплатных путевок в спортивно-оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения. Кроме того, при необходимости прохождения лечения в специализированном медучреждении данной категории лиц в полном размере оплачивается проезд к месту прохождения курса лечения и обратно.

обеспечение и дополнительные меры социальной поддержки до конца обучения.

Вопрос-ответ

Право на отдых, Под правом на отдых подразумевается предоставление ребенку свободного времени для проведения досуга в соответствии с его интересами и предпочтениями.

Права и защита детей сирот

Проблема юридического обеспечения прав детей оставшихся без попечения родителей возникла не сегодня.

Она относится к категории «вечных вопросов», которые всегда будут возникать перед обществом в обозримом будущем.

Ребенок может остаться сиротой при самых разных обстоятельствах: вследствие преждевременной смерти родителей, наличия у родителей тяжелых заболеваний и невозможности исполнения ими родительских обязанностей в необходимом объеме, лишения взрослых родительских прав, а также в результате каких-то иных причин.

Защита прав детей сирот организована в России в большом объеме. Права сирот зафиксированы в Конституции Российской Федерации, прописаны в семейном, гражданском и жилищном кодексах, они определяются федеральными законами и отражены во многих указах президента.

Ниже мы рассмотрим права детей сирот и способы их обеспечения.

  • Права детей сирот в РФ
  • Как защитить права сирот
  • Основания для обращения в судебную инстанцию
  • Заключение

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Проблема юридического обеспечения прав детей оставшихся без попечения родителей возникла не сегодня.

Статья 155.3 СК РФ. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:

содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;

причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;

сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

2. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают также правами, предусмотренными статьями 55 – 57 настоящего Кодекса.

При отсутствии жилого помещения ребенок имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

5. Как оформить социальную пенсию для детей-сирот?

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут претендовать на:

  • социальную пенсию по случаю потери кормильца ;
  • социальную пенсию детям, оба родителя которых неизвестны .

Для оформления пенсии понадобятся следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • другие документы, необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств (например, документ об обучении (очная форма) по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность);
  • свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствуют сведения об обоих родителях, или документ органа записи актов гражданского состояния, содержащий такие сведения.

Более подробный список документов доступен на сайте Пенсионного фонда России (ПФР).

Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на нее.

За оформлением пенсии можно обратиться:

Выплата назначается на основании заявления, поданного законным представителем ребенка.

Что закреплено в законодательстве РФ

Значимость защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует, прежде всего, из нормы основного закона нашей страны – Конституции о том, что государством защищается семья и детство, в том числе путем предоставления дополнительных льгот в области образования, социального обеспечения и пр.

Наиболее полную конкретизацию данной категории прав законодатель закрепил в федеральном законе от 21.12.1996 за №159-ФЗ. Но регулируется этот вопрос и иными нормативными актами, будь то закон о занятости населения, о пенсиях, об образовании или некоторых других.

Необходимость дополнительного регулирования прав и законных интересов детей, лишенных родительского воспитания, с точки зрения закона, вызвана отсутствием соответствующей финансовой поддержки со стороны родителей, и ущемлением (по сравнению с детьми из полных семей) возможностей по адаптации в социуме, реализации себя в нем.

Хотя закон и разделяет понятия «ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей», данные категории имеют практически идентичный набор дополнительных прав, потому разделение их в контексте рассматриваемой темы нецелесообразно.

Очевидно, что дети, опека над которыми со стороны родителей не осуществляется по причине их смерти или лишения прав , не могут проживать в жилом помещении, в котором проживали до возникновения подобных обстоятельств.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Виды социальной помощи детям сиротам

Для защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, оказывается социальная помощь в таких областях как:

  • образование;
  • медицина;
  • трудоустройство;
  • приобретение жилища;
  • единовременная и ежемесячная денежная помощь.

Работодатель в случае ликвидации своего юридического лица оплачивает курсы повышения квалификации.

Право на образование

ФЗ №159 определяет круг прав, которые имеют дети без родителей:

  • на бесплатное образование и полноценное обеспечение (питание, предметы первой необходимости, проживание в общежитии, профессиональная медицинская помощь), увеличенная в 1,5 раза стипендия, льготная выплата в тройном размере от суммы стипендии — на покупку нужных принадлежностей для учебного процесса), 100% оплата практики по месту прохождения;
  • бесплатная помощь для подготовки к поступлению в проф.училище на бюджетное место (для поступления ребенок должен обязательно иметь законченное общее/среднее образования);
  • льготное получение второго образования;
  • академический отпуск, если возникла такая необходимость по состоянию здоровья и есть определенные медицинские показания, которые закреплены нормами законодательства (стипендия должна выплачиваться полностью);
  • льготный проезд в городском транспорте (в том числе пригородный транспорт, машины служб такси исключаются);
  • на разовую компенсацию стоимости билетов в две стороны (от места обучения к месту проживания студента — если дом расположен в другом населенном пункте);
  • на покрытие финансовых затрат на покупку предметов первой необходимости и оборудования;
  • на единоразовую помощь (от 500 рублей) от учебного заведения после окончания обучения (это не касается учащихся, которые продолжают учиться на дневной форме).

Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

алиментных платежей;.

Сироты. Права детей, оставшихся без попечения родителей

Открытая общественная правовая информационная система

Читайте также:  Как узнать свой ОКОНХ по ИНН?

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации ›
  • ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ›
  • Глава 22. УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ›
  • Статья 155.3. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Если право на пенсию, пособие, иные социальные выплаты у несовершеннолетнего подопечного возникло в период пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или до устройства ребенка в организацию пенсия и пособие не были еще назначены , администрация организации оформляет необходимые документы для их назначения.

Права детей-сирот на жилье: пути и способы защиты

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.04.2016 2016-04-09

Статья просмотрена: 1726 раз

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и иным уважительным причинам не может сам обратиться в суд 2.

Права детей-сирот

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Актуальна проблема защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день на решение проблем сиротства направлены ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. К их числу относятся: Семейный кодекс РФ; Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”; Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” и другие.

Согласно ст. 1 ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, дети, оставшиеся без попечения родителей , – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка. Прокуратурой систематически проводятся проверки, на основании которых должностные лица, не исполняющие обязанности, привлекаются к ответственности.

В соответствии со ст. 31 ГК РФ и п. 1 ст. 121 СК РФ функции по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагаются на органы опеки и попечительства.

Осуществляя деятельность по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, органы опеки и попечительства выполняют четыре основные функции:

1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

2) избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей;

3) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством;

4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания, образованием таких детей.

Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Органы опеки и попечительства:

– проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

– дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения);

– осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;

– готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;

– осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;

– осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

– дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;

– дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

– дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;

– проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, и др.

Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.

Опекуна или попечителя назначает уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетом) по месту нахождения ребенка соответствующим решением руководителя муниципалитета. Этот же орган контролирует осуществление опеки (попечительства) – условия проживания ребенка в семье, расходование назначаемых денежных средств в интересах ребенка. Обследование проводится дважды в год.

Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние дееспособные лица, которые:

– не лишались (не ограничивались) родительских прав;

– не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);

– не имеют заболеваний, не позволяющих воспитывать ребенка (перечень заболеваний утвержден);

– имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам.

При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.

Действующим федеральным законодательством предусмотрены следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности – в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 СК РФ).

Государственные гарантии по социальной поддержке
детей, оставшимся без попечения родителей

Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.

Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей (ст. 81 Семейного кодекса РФ).

Читайте также:  Может отец подать на алименты, чтобы их платила мать?

Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Право на образование

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающиеся воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

Обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Выпускники государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. Пожеланию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” размер возмещения по вкладам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Право на медицинское обслуживание

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Право на имущество и жилое помещение

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения данным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме данных лиц достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ).

Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при наличии достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено.

Право на труд

Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе .

Работникам – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Судебная защита своих прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Читайте также:  Усыновление и опека в зарубежном семейном праве

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право в соответствии с Федеральным законом “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации” на бесплатную юридическую помощь.

В соответствии со ст.

Перечень нормативных правовых актов РФ и НСО по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Раздел 1. Общие нормативные правовые документы

1. Конституция Российской Федерации

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 8, 9, 10, 11, 12, 35, 292, 293 ГК РФ)

3. Семейный кодекс Российской Федерации (глава 18 «ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ», ст. 143 СК РФ)

4. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

6. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» ( ст. 5, 16, 19, 50)

7. Закон Новосибирской области от 12.05.2003 № 111-ОЗ «О защите прав детей в Новосибирской области» (ст. 11,19, 26.1)
Раздел 2. Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству.

1. Федеральный закон от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве»

2. Закон Новосибирской области от 15.12.2007 № 175-ОЗ «Об опеке и попечительстве» (в редакции Закона Новосибирской области от 13.10.2008 № 261-ОЗ)

3. Постановление Губернатора Новосибирской области от 09.10.2007 № 387 «Об утверждении положения о порядке социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Раздел 3. Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Жилищный кодекс Российской Федерации (Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

ч. 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы)

2. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

4. Закон Российской Федерации от 04.06.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия с учёта граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»

8. Постановление Совета министров РСФСР от 31.07.1984 № 335 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР»

9. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20.07.2004 № 126 «Об утверждении инструкции о порядке регистрации прав несовершеннолетних на недвижимое имущество и сделок с ним»

10. Письмо Министерства образования России от 20.02.1995 № 09-М «О защите жилищных прав несовершеннолетних»

11. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.06.1999 № 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних»

12. Письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.09.1994 № 1-3628-18

13. Закон Новосибирской области от 09.12.2005 № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» (в ред. Закона Новосибирской области от 15.12.2007 № 181-ОЗ)

14. Закон Новосибирской области от 04.11.2005 № 337-ОЗ «Об учёте органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма» (в ред. Закона Новосибирской области от 07.07.2007 № 125-ОЗ)

15. Закон Новосибирской области от 24.12.2007 № 191-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»

16. Постановление администрации Новосибирской области от 14.05.2007 № 50-па «Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилья в Новосибирской области»
родителей»

Раздел 3: Социальное обеспечение

1. Постановление администрации Новосибирской области от 12.03.2007 № 21-па «О порядке выплаты ежемесячных денежных средств на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

2. Постановление администрации Новосибирской области от 18.05.2006 № 39-па «Об установлении размера расходов на питание, обеспечение одеждой обувью, мягким инвентарем, оборудованием, культурно-массовыми мероприятиями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

3. Постановление Губернатора Новосибирской области от 19.02.2007 № 71 «О реализации Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

4. Постановление администрации Новосибирской области от 02.05.2006 № 33-па «О порядке сохранения полного государственного обеспечения на весь период академического отпуска по медицинским показаниям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих или единственного родителя»

5. Постановление Губернатора Новосибирской области от 11.05.2005 № 299 «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся и студентов областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Новосибирской области»

6. Постановление Губернатора Новосибирской области от 16.05.2008 № 203 «О коэффициенте индексации размеров денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваемых опекуну (попечителю), приемной семье»

7. Постановление администрации Новосибирской области от 16.10.2008 № 291-па «Об установлении размера расходов на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

8. Постановление администрации Новосибирской области от 24.04.2006 № 30-па «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

2003 111-ОЗ О защите прав детей в Новосибирской области ст.

Добавить комментарий