Могут ли отказать в приеме в школу?

Вправе ли школа отказать в приеме учащегося по прописке

На текущий момент получение среднего образования – главная цель каждого ребенка. Но в некоторых случая происходит так, что администрация школы отказывается принимать будущего ученика, ссылаясь на отсутствие мест в образовательном учреждении или на иные причины.

Родители не должны слепо верить таким отговоркам, нужно постараться добиться справедливости, ведь можно пойти другим путем, например, оказать давление на директора школы и его подчиненных.

Важно! Родителям следует запомнить следующую информацию: каждая школа привязана к конкретному микрорайону, который она должна обслуживать, следовательно, любой ребенок, живущий в закрепленном за образовательным учреждением районе, имеет полное право учиться в нем даже в той ситуации, если там действительно нет мест.

Представители образовательного заведения не имеют права отказать лицам, желающим обучаться в конкретном учебном заведении, в ином случае это может быть расценено как нарушение права ребенка на бесплатное образование.

Необходимые документы.

Мест уже нет: что делать, если школа рядом с домом переполнена

В сегодняшней статье разбираем, что делать, если ребёнка не взяли в первый класс. Ведь получение школьного образования — обязательно.

О том, какие документы нужны для поступления в школу, вас уведомят в самой школе.

Что делать, если ребёнка не берут в школу по месту прописки

На сегодняшний день получение среднего образования является основной задачей любого ребёнка. Но иногда случается так, что администрация школы отказывает в приёме, мотивируя это отсутствием мест в учебном заведении и другими неправомерными причинами. Родители ни в коем случае не должны поддаваться на подобные уловки, и важно стараться добиться поставленной цели, поскольку путей для её исполнения предостаточно, точно так же как и мер для наказания директора и его подчинённых.

Если такие предложения не помогут решить конфликт что маловероятно , то директор как минимум должен будет пересмотреть списки учащихся из другого района и предоставить их вам.

Могут ли отказать в приеме в школу ребенка по месту жительства

Письменный отказ есть УО и Директора школы?
Идете в школу, пишете заявление(желательно развернутое с причинами перевода и причинами почему нет возможности отдать в другую школу) в 2-х экз, регистрируете у секретаря. Один экз с входящим номером у себя. На второй должен быть письменный ответ.
В случае отказа, повторяете все в УО.
Думаю дальше не понадобится ничего делать

Сообщение было изменено пользователем 19-06-2012 в 13:15Сообщение было изменено пользователем 19-06-2012 в 13:15

Начальнику отдела образования
Администрации NNNского района
г. Екатеринбурга
ФИО
от ФИО родителя

Домашний адрес: 620000 Екатеринбург
Ул. ХХХХ, 00 – 00
тел.: 90000000000

В силу п.1 ст.52 Закона РФ “Об образовании” от 10.07.1992 № 3266-1 (с изменениями) родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Таким образом, государство закрепило законодательно возможность выбора школы родителям. На основании этого ПРОШУ: перевести моего ребенка ФИО (00.00.2000г.р.) в школу № 00 (ул. ххххх, 00) или № ххх (ул. еееее, 00) с 1 сентября 2012 года.
В настоящее время мой ребенок фио (00.00.2000г.р.) посещает школу № 0000 (ул. хххххх, 00), которая территориально значительно отдалена от нашего дома (ул. хххххх, 00).
В случае отказа ответ прошу оформить в письменном виде с указанием причины отказа.
Ответ прошу сообщить в письменной форме по указанному выше адресу

а вы уверены, что в 161 качественное образование дают в среднем звене?

В чем сейчас вообще можно быть уверенной. Я почитала все отзывы о близлежащих школах. Есть как хорошие, так и плохие. Но есть объективная реальность – уровень знаний выпускников там выше (учитывая результаты ЕГЭ прошлых лет)Сообщение было изменено пользователем 19-06-2012 в 13:44

рядом с этой гимназией еще 2 школы. Вот прямо рядом-рядом. Так что стоны о поездках на общественном транспорте в 30-градусные морозы выглядят странно.
Понтяно, что вы хотите попасть в школу более статусную. Но и другие туда тоже хотят. Школа не резиновая. от ОО что хотите? чтоб запихало туда принудительно всех переезжающих? так нереально.

Что делать – вам сказали:

http://weburist.info/question/317
Статья 16 ФЗ “Об образовании”. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

1. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 10.03.2009)
“Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении”

46. Правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

———————
С учетом вышеуказанных норм, Вам необходимо уточнить в отделе образования Вашего района за какой школой Вы закреплены территориально, в эту школу Вас обязаны принять независимо от наличия свободных мест в любое время (в том числе и после начала учебного года).

Если Вы хотите учить ребенка в другой школе, то Вам смогут отказать лишь по причине отсутствия свободных мест в школе.

————————-
Нарушение прав Вашего ребенка на получение среднего образования является административным правонарушением и предусмотрено ст.5.57 Кодекса об административных правонарушениях.

Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, –
влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

http://www.pgpalata.ru/techno/?p=140
Если не берут в школу, получите (желательно в письменном виде) от представителей школы четкие и понятные объяснения того, почему Ваш ребенок не может учиться именно в ней.

Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 N3266-1) написан для всех и действует он на российских просторах для всех одинаково: и для родителей, и для учителей, и для учащихся, и др.

Статья 52 в этом законе говорит о том, что родители/законные представители (далее родители) наделены правом выбирать образовательные учреждения для своих несовершеннолетних чад до получения последними общего образования, включающего в себя три ступени: начальное (4 класса), основное (9 классов), среднее (полное, 11 классов).

Родительское право выбора образовательного учреждения, как минимум, не позволяет беспричинно отказать в приеме ребенка в школу. Вместе с тем, родитель, выбрав школу, скажем, из-за близости к месту проживания, не может настаивать на организации образовательного процесса ребенку согласно образовательным программам и услугам, отсутствующим в уставе этой школы.

Отреагировать на отказ в приеме ребенка в школу родитель может требованием: «Предоставьте, пожалуйста, для ознакомления устав школы». Представители школы не могут не выдать этот документ, поскольку пункт 47 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (далее Типовое положение), возложил на них обязанность ознакомить поступающего в школу и его родителей с целым рядом документов, в том числе с уставом.

Зачем устав? Узнать содержание устава бывает достаточным для того, чтобы понять, насколько отказ в приеме в школу ребенка правомерен. В каждой школе свой устав, где прописаны правила приема учащихся, которые должны соответствовать законодательству РФ. Стало быть, правила приема не могут противоречить, к примеру, пункту 46 Типового положения, который гласит, что правила приема в школу должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Этот же пункт предусматривает, к примеру, единственную возможность отказа в приеме в школу ребенка, не проживающего на данной территории, – отсутствие в школе свободных мест.

Если после ознакомления с правилами приема в школу родитель сочтет, что получил необоснованный отказ, необходимо настаивать на том, чтобы администрация оформила свой отказ в письменном виде, получив который, можно поступить по-разному. Можно направиться с ним к учредителю школы (как правило, это ведомство управления образованием, входящее в структуру органов местного самоуправления). В случае невозможности урегулировать вопрос на уровне муниципального органа попытаться решить его возможно через обращение в прокуратуру или в суд по месту нахождения школы, а также не лишним может быть направление письма с описанием проблемы к Уполномоченному по правам человека или Уполномоченному по правам ребенка, если таковые в регионе есть.

Родителям первоклассников: Вам необходимо и важно знать о том, что прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов запрещается осуществлять на конкурсной основе, исходя из норм пункта 3 статьи 5 Закона РФ «Об образовании» и из «Рекомендаций по организации приема в первый класс» (Письмо Минобразования РФ от 21.03.2003 № 03-51-57ин/13-03) «все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки», «собеседование учителя с ребенком возможно проводить в сентябре с целью планирования учебной работы с каждым учащимся», «администрация школы может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приеме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении». В случае отказа в приеме ребенка в школу в связи с отсутствием в ней свободных мест за информацией о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на необходимой территории родителю необходимо обратиться в муниципальный орган управления образованием.

Родителям учеников 10-11-ых классов: Вам необходимо и важно знать о статье 19 Закона РФ «Об образовании», которая предусматривает, что «общее образование является обязательным» (пункт 3), то есть обязательным считается обучение с 1 по 11 класс; «по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования» (пункт 6). Таким образом, отказ в приеме ребенка в 10-11-ые классы школы на основании, например, того, что у ребенка плохие результаты успеваемости за предыдущие годы обучения, не соответствует действующему законодательству. В данном случае родителю в ходе урегулирования вопроса целесообразно привлечь к участию представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующей, как правило, при муниципальном органе власти.

рядом с этой гимназией еще 2 школы.

Не позвали к первому звонку

Оговорка “по их мнению” в данном случае имеет принципиальное юридическое значение. Ответчики уверяли, а с их доводами согласился и Верховный суд, что приказ на самом деле не закрывает школьные двери перед иногородними детьми.

Документ, вызвавший споры, вышел в январе прошлого года. Заявители отмечают, что при приеме детей в школу теперь прежде всего требуется регистрация по месту жительства или месту пребывания. Иначе в приеме отказывают, и подобная ситуация, по словам истцов, возникла с 2014 года. Проблема коснулась детей как мигрантов из других стран, так и россиян, переехавших из одного региона в другой. Так рассказывают истцы. Но, по словам ответчиков, прописку спрашивают только ради информации.

Эксперты, опрошенные “РГ”, подтвердили, что без прописки попасть в школу не так легко. “Не надо далеко ходить, могу рассказать на личном примере, – поведал один из экспертов. – Мы живем в Московской области. В этом году моя дочь сдала экзамены в математические классы двух московских школ. Прошла и там, и там. Но в обеих школах нам сказали, что для зачисления нужна прописка, хотя бы временная. Честно говоря, я не увидел в этом большой проблемы. Тем не менее да – без прописки в школы не берут”.

В числе прочих заявителем по делу выступает Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам “Гражданское содействие”. Заявители и правозащитники считают, что приказ противоречит Конституции России, Конвенции о правах ребенка и закона об образовании. Данными нормативными документами гарантировано право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

В свою очередь, министерство образования и науки России подчеркивает, что “свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, и отсутствие свидетельства о регистрации не может быть причиной для отказа в приеме в образовательную организацию”.

Иными словами, запрета как такового нет. Но есть разные обстоятельства, которые иногда могут помешать ребенку поступить в ту или иную школу.

“Доступ к общему образованию согласно российскому законодательству предоставляется всем детям без исключения, – уверяют в министерстве образования. – В приеме в конкретную государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, это закреплено ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, и никаких иных причин для отказа в приказе министерства не содержится”.

Если в конкретной школе отсутствуют места, продолжают в ведомстве, то местные власти в случае поступления обращения родителя обязаны рассмотреть заявление и предоставить место в другой школе. По словам экспертов, так или иначе всегда существовала практика, когда в первую очередь в школу принимаются дети, живущие поблизости. Вчера в ходе заседания истцы на возражения минобрнауки о неверном толковании норм оспариваемого документа ответили, что указанные пункты приказа расширяют компетенцию министерства в части установления оценки статуса иностранного гражданина на территории России. А это, по их словам, относится к ведению иного органа исполнительной власти.

Читайте также:  Получение ВНЖ в Испании гражданину России в 2020 году

В свою очередь, представители Минобрнауки отметили, что заявителями не указан нормативно-правовой акт, каким-либо образом вступающий по существу в противоречие с положениями оспариваемого приказа, ведь суть спора – в оспаривании так называемой абстрактной нормы. К тому же ответчик подчеркивает необходимость соблюдения требований приказа, во-первых, с точки зрения закрепления детей за конкретными школами по территориальному признаку, а во вторых, с целью реализации государственной политики в сфере образования. Ведомством были предусмотрены различные ситуации при приеме детей в школу, все они зафиксированы в оспариваемом документе, и право на образование гарантировано. А свидетельство о регистрации является лишь подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, не выступая причиной для отказа в приеме в образовательную организацию. К тому же некоторые оспариваемые нормы, как пояснил ответчик, носят информационный характер и призваны оградить директоров школ от административной ответственности.

– В приеме в конкретную государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, это закреплено ФЗ Об образовании в Российской Федерации , и никаких иных причин для отказа в приказе министерства не содержится.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 “О правилах приема в ОУ”

Министерство образования и науки Российской Федерации в связи с поступающими запросами по применению Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. № 107 (зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2012 г., регистрационный № 23859) направляет разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам.

Просьба довести данную информацию до сведения руководителей общеобразовательных учреждений и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

И.М. Реморенко

Приложение
к письму Министерства образования и науки РФ
от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03

1. Кто определяет правила приема в учреждение? Какова в этом вопросе роль нормативных актов учредителя – органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования?

В соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной Законом, другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным Минобрнауки России (для общеобразовательных учреждений – Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения утвержден приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № 107, зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2012 г., регистрационный № 23859, далее – Порядок), а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно. При определении образовательными учреждениями правил приема граждан они не могут руководствоваться актами учредителя по этому вопросу.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением.

2. Является ли свидетельство о регистрации на закрепленной территории обязательным условием приема в школу?

В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 Закона государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Свидетельство о регистрации (либо по форме 3 «регистрация по месту пребывания», либо по форме 8 «регистрация по месту жительства», определенных административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208, зарегистрирован Минюстом России 28 ноября 2007 г., регистрационный № 10545) является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет «несколько отсрочено»: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1-го августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1-го августа.

При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1 класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории (пункт 16 Порядка).

3. Может ли школа отказать в приеме в 1 класс ребенка, проживающего по адресу, закрепленному за школой?

Закрепленным лицам отказывается в приеме в учреждение только по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае отказа в предоставлении места в учреждении родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа (пункт 6 Порядка).

4. Правомерно ли получение общего образования иностранными гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, на бесплатной основе

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации (пункт 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Конвенции о правах ребенка 1989 года государства-участники признают право ребенка на образование и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи. На основании пункта «е» статьи 3 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, государства, являющиеся сторонниками Конвенции, обязуются предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим гражданам.

Таким образом, дети-иностранцы, находящиеся на территории Российской Федерации, имеют наравне с гражданами Российской Федерации право на получение общего образования на бесплатной основе.

5. Правомерно ли при приеме в 1 класс проводить тестирование или другие конкурсные испытания?

Прием закрепленных лиц в общеобразовательные учреждения всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора).

Только государственные и негосударственные учреждения, реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта, в целях наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся предусматривают в правилах приема граждан в учреждение механизмы выявления у детей данных способностей (пункт 7 Порядка).

6. Вправе ли школа при записи в 1 класс требовать медицинскую справку о состоянии здоровья?

Требование в качестве обязательного документа при приеме в общеобразовательное учреждение медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка будет являться ограничением их прав, так как согласно статье 5 Закона гражданам гарантируется общедоступность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе независимо от состояния здоровья. В связи с чем, в пункте 13 Порядка установлено, что указанное заключение представляется родителями (законными представителями) ребенка по их усмотрению.

7. Кто при приеме на свободные места в школу имеет право первоочередного приема?

При приеме на свободные места граждан, не зарегистрированных на закрепленной территории, преимущественным правом обладают граждане, имеющие право на первоочередное предоставление места в учреждении в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 18 Порядка).

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (статья 46) данная льгота установлена для следующих категорий граждан:

1) дети сотрудника полиции;

2) дети сотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

3) дети сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;

4) дети гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

5) дети гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

6) дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудников полиции, граждан Российской Федерации, указанных в вышеприведенных пунктах 1 – 5.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» данная льгота установлена для следующих категорий граждан:

1) дети военнослужащих по месту жительства их семей (статья 19);

2) дети военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Данной льготой указанная категория граждан может воспользоваться в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца (статья 24).

1 дети военнослужащих по месту жительства их семей статья 19 ;.

Может ли школа по месту прописки отказать нам в поступлении в 5 класс?

В Москве сейчас холдинги и по прописке несколько школ как правило объединенные в этот холдинг и естественно есть хорошие школы в холдинге куда все рвутся и есть не очень, где как правило и есть места и находится они от места проживания могут достаточно далеко, у нас например самый непопулярный корпус холдинга находится в 30 минутах езды от нашего дома, а популярный в 5 минутах ходьбы.

Вот и имеется в виду, что никто не обязан предоставлять ближайший корпус, а могут отправит в тот который 30 минут транспортом.

глупость какая то, не “Обязаны”, а просто не набрали нужного количества детей и взяли донабором кого по приличнее, грош цена такому углубленному классу. А Вам конечно никто не скажет, что класс по факту слабый)

ЗЫ и на мос ру не видно есть места или нет, сказки не надо рассказывать.

Право родителей на выбор образовательного учреждения является неотъемлемой частью конституционного принципа общедоступности образования и закреплено в пункте 3 статьи 5, подпункте 1 пункта 3 статьи 44, пункте 3 статьи 67 Закона Российской Федерации «Об образовании». (Указанный принцип закреплен также в пункте 3 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека и гражданина.)

Если вы живете на территории, относящейся к школе, принять ребенка школа обязана. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. (Под «территорией» следует понимать муниципальное образование — город, район, поселок, управа.) Однако учтите, что это правило действует только в случае, если вы решили отдать ребенка в «самую простую» ближайшую к дому муниципальную школу. (Лицеев, гимназий и тому подобных учреждений оно не касается.)

Администрация подходящего вам и вашему ребенку муниципального или государственного образовательного учреждения обязана принять вашего ребенка на обучение! Причем в любой удобный для вас период, хоть 1 сентября, хоть 30 ноября, если до дня подачи вами заявления какие-либо обстоятельства препятствовали обучению ребенка в данном образовательном учреждении, — например, вы жили в другом городе или ребенок получал семейное образование.

Порядок приема в школу закрепляется в уставе данного учреждения (в соответствии с пунктами 45, 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении). Однако данный порядок обязательно должен обеспечить прием в это учреждение всех без исключения подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории.

Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации продолжить образование в образовательном учреждении по решению родителей или законных представителей (пункт 3 статьи 52 Закона).

Но что делать, если вы все-таки получили отказ?
Вы в кабинете у директора, который не хочет принимать в свое учреждение вашего ребенка. Ваш первый шаг: мягко, но настойчиво потребуйте оформить отказ в приеме в письменной форме. Как правило, от этого директора школ уклоняются: сам факт документирования означал бы нарушение права на общедоступность образования. Прекрасно понимая это, они ограничиваются устными уговорами отдать ребенка в соседнее образовательное учреждение.

Не получив письменного отказа, потребуйте ознакомить вас с уставом данного образовательного учреждения, сошлитесь на приведенные выше общеобязательные правовые нормы. В случае, если администрация школы станет сетовать на свою неправомочность и оправдывать свои действия указаниями вышестоящих органов, поинтересуйтесь, в каком средстве массовой информации данные указания были официально опубликованы (в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции РФ), а также когда оно было зарегистрировано в органах юстиции.

Если же и это не поможет и директор все-таки не согласится принять ребенка в данную школу, вы можете обратиться в суд с жалобой на неправомерные действия должностных лиц.

Однако ваше заявление скорее всего не будет рассматриваться по существу, ибо после получения его копии из суда к вам придут домой из школы и сами попросят вас привести к ним ребенка.

Вот и имеется в виду, что никто не обязан предоставлять ближайший корпус, а могут отправит в тот который 30 минут транспортом.

В школу по прописке: кто не успел, тот опоздал?

Пост опубликован: Июль 7, 2016

Пока школьники отдыхают на летних каникулах, многие родители ведут борьбу за право своего чада учиться в школе по месту прописки. Казалось бы, нет ничего естественнее, чем обучение ребёнка в образовательном учреждении, находящемся в непосредственной близости от дома. И школьнику удобно, и мама спокойна. Но современные реалии таковы, что, переезжая на новое место жительства, родители зачастую сталкиваются с отказом в принятии ребёнка в местную школу, так как классы в ней «переполнены».

С этой проблемой в редакцию Северо-Западного правового центра «Человек и Закон» обратилась жительница Санкт-Петербурга Ирина.

«В мае 2016 года наша семья переехала в новый жилой район Славянка. Радость от переезда очень скоро омрачилась невозможностью определить ребёнка в местную школу, — жалуется Ирина. — Причину отказа в приёме на обучение администрация школы объяснила очень просто: «Нет свободных мест». Нам предложили возить ребёнка в соседние населённые пункты – Колпино или Павловск. И все бы хорошо, но беда в том, что мне и мужу нужно к 9 часам ехать на работу на Выборгскую (станция метро, находящаяся в противоположном конце города – прим.). Могу ли я добиться приёма ребёнка в школу по месту прописки?»

Отстаивать право ребёнка на обучение в школе по месту жительства не только можно, но и нужно, считает адвокат Кирилл Селезнёв.

«В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года родители или законные представители детей вправе выбирать школы до получения последними общего образования. Иными словами, право на выбор учебного заведения для ребёнка закреплено за родителями на законодательном уровне, а потому директор образовательного учреждения не может беспричинно отказать в приёме школьника на обучение. Особенно это касается школ, обслуживающих тот микрорайон, в котором прописан ребёнок».

Таким образом, каждый родитель должен знать, что любая школа зарегистрирована в определённом микрорайоне, который она обязана обслуживать. И любой ребёнок, прописанный в закреплённом за общеобразовательным учреждением районе, имеет право обучаться именно в этом заведении.

«И родителям не имеют права отказать, — продолжает адвокат, — даже в том случае, если мест действительно не хватает. Директор школы обязан перепроверить список учащихся в соответствующем классе и предложить родителям перевести детей не из прикреплённого (к данной школе — прим.) района в учебное заведение по месту жительства».

Но, по словам эксперта, эта мера исключительная, и к ней прибегают крайне редко. В большинстве случаев удаётся подобрать школьнику класс на параллели, где имеются свободные места, либо выделить для обучения более просторное помещение, где поместятся все необходимые парты, и куда учителя по различным предметам будут приходить сами.

Читайте также:  Можно ли кредитной картой Сбербанка оплатить жкх

Тем не менее, администрации некоторых школ нередко представляют совершенно необоснованные причины, по которым не могут принять нового учащегося. Кирилл Селезнёв считает, что мотивацией к отказу в таких случаях является коррупция.

«В престижной школе при приёме новых учеников даже при фактическом наличии свободных мест в классах директор может слукавить, сказав, что все параллели переполнены. Это связано с тем, что руководство учебного заведения рассчитывает на взятку».

Получив на руки кругленькую сумму, «сердобольный» директор подыскивает подходящий класс для школьника, где чудесным образом оказывается свободное место. Такое поведение, по мнению эксперта, можно трактовать как «прямое нарушение прав ребёнка на получение бесплатного образования». Поэтому, прежде чем смириться с фактом «отсутствия» мест школе, следует проверить его достоверность.

«Нужно попросить для ознакомления устав учебного заведения, — советует адвокат. – Из его содержания можно понять, насколько обоснован отказ в приёме в школу ребёнка. Одно из положений будет гласить, что единственная причина, по которой в случае отсутствия мест ребёнок не может быть принят в школу, — это его проживание на территории, не закреплённой за данным учебным заведением. Если отказ неправомерен, нужно требовать от администрации образовательного учреждения письменное объяснение причин со ссылками на законы. Этот документ с печатью школы следует направить в управление образования. Также можно обратиться и в прокуратуру с просьбой провести проверку на наличие свободных мест в данном учебном заведении».

Переполненность классов в петербургских школах — проблема, всё же, не надуманная.

В начале текущего года комитет по экономической политике и стратегическому планированию города Санкт-Петербурга констатировал печальный факт: городской бюджет не сможет обеспечить население в необходимом количестве объектов общего образования как минимум в течение ближайших двух-трёх лет. Численность новых школ меньше требуемого количества в четыре раза, в то время как средства на строительство общеобразовательных учреждений будут выделены только в 2018 году.

Между тем, судя по данным Федеральной службы государственной статистики, с 2006-го года наблюдается стремительный подъём рождаемости. Так, ежегодное число новорождённых за десятилетие увеличилось почти на полмиллиона: если в 2006 году родились 1 миллион 480 тысяч малышей, то в 2015 году — 1 миллион 944 тысячи (в Санкт-Петербурге – 40,3 тысяч и 69 тысяч соответственно). Такой бум рождаемости явился закономерным результатом успешной демографической политики – введения материнского капитала и увеличения детских пособий.

Однако высокий порог рождаемости в сочетании с недофинансированием сферы среднего образования, в конце концов, привёл к тому, что жители культурной столицы столкнулись с острой нехваткой мест в школах.

Но стоит помнить, что не всегда заявленная переполненность классов в действительности является таковой. И практически у каждой школы есть резервы для увеличения количества классов в параллелях. Поэтому, получив отказ в приёме ребёнка в общеобразовательное учреждение по месту жительства, родители не должны опускать руки. Следует обращаться в вышестоящие инстанции, отстаивать права своего ребёнка и помнить, что закон – на стороне граждан, ведь получение среднего образования является обязательным для всех юных жителей России. А возможностей для определения ребёнка в местную школу существует множество, как и мер наказания для администрации учебного заведения.

Но современные реалии таковы, что, переезжая на новое место жительства, родители зачастую сталкиваются с отказом в принятии ребёнка в местную школу, так как классы в ней переполнены.

Что делать , если ребенка не берут в первый класс из-за нехватки мест?

Также многих барнаульских родителей волнует вопрос , может ли престижная и популярная школа отказать в приеме первокласснику , проживающему рядом со школой , ссылаясь на отсутствие мест. Ведь ни для кого не секрет , что в популярных школах обучаются дети из других территориальных районов , то есть принятые или по знакомству , или «по результатам тестирования», а для «местных» первоклашек мест может не остаться. Имеют ли родители право инициировать проверку образовательного учреждения , а именно — списка учеников первых классов , чтобы доказать необоснованность отказа приема ребенка в первый класс?

Ирина Сергеева, старший помощник прокурора Центрального района Барнаула.

Как защитить своего ребёнка от неправомерного обращения при тестировании?

Как советуют психологи, родители должны обязательно принимать активное, а не пассивное участие в процессе тестирования. Для прохождения теста выделяется определенное время на ребёнка, а учитывая различный темперамент, способность собраться с мыслями, способность к свободному проявлению характера, иногда выделенного времени может не хватить и ребенок причисляется к категории «непригодных». Это тяжелый удар по самооценке для чувствительных и склонных к анализу детей. Такая оценка умственным способностям ребёнка может вылиться не только в отторжение желания учиться, но и к проявлению негативного отношения к окружающим: раз я такой глупый и неадекватный, зачем мне стараться выглядеть лучше? Если родители заметят, что во время тестирования на ребёнка оказывается давление, эмоциональное или психическое, стоит сразу вмешаться и отстоять права ребёнка. Детей принимают в школу не на конкурсной основе, повторим ещё раз для усвоения. Это правовое обязательство каждой школы, а право на обучение имеет каждый ребенок.

Проверка психосоциального поведения ребенка, его способности самоутверждаться, способности выдержать учебную нагрузку выявляются во время тестирования лишь с ознакомительной целью, а не для постановки «диагноза» о пригодности или непригодности малышей. Получив список дошкольников, имеющих различные уровни грамотности и развития, педагоги и методисты попробуют составить школьную программу для первого класса с тем, чтобы максимально учесть особенности каждого ребёнка. По заключениям экспертов, дошкольник должен проходить тестирование в соответствии со своими возрастными нормативами. К примеру, все дети одного возраста должны уметь делать логические выводы в отношении своего происхождения, дифференциации существ на живых и неживых, людей и животных, понимать речь и уметь отвечать на четко поставленный вопрос. Тем не менее подобное тестирование не должно стать опорной точкой для разделения группы дошкольников на слабых и сильных.

В советское время такого тестирования не проводилось, так как школа была нацелена на обучение с нуля. В наше время от дошкольника требуют умений, которые в прошлом столетии требовались от второклассника. В соответствии с законодательством школа обязана, как образовательное учреждение, научить ребёнка и читать, и писать, и считать. Сейчас ребенок, придя в первый класс, должен знать многое и уметь писать не только печатными буквами, но и прописными, что уже нонсенс.

Сейчас ребенок, придя в первый класс, должен знать многое и уметь писать не только печатными буквами, но и прописными, что уже нонсенс.

Ребенка не берут в школу: что делать?

Знаете ли вы, что общего у ежа и молока? А у карандаша и сапога? На какое дерево садится ворона в дождь? Можете ли вы сходу ответить, сколько мягких, звонких и глухих звуков в слове «тигренок»? Если у папы темные волосы, он кто? Все это – вопросы, которые задавали шестилеткам на тестировании при приеме в первый класс. Ими делятся друг с другом родители, у которых в каждом апреле начинается марафон «Попади в хорошую школу».

Натаскать ребенка на правильные ответы, попытаться угадать, о чем его спросят, родители пытаются с помощью репетиторов и подготовительных курсов, подарков директору и заискиванию с учителями. Так, еще не начав учиться, ребенок узнает, что такое экзамены и конкуренция, воля случая и несправедливость. «Психолог выложила на стол искусственные грушу, яблоко и персик, спросила дочь, что все это такое? – рассказывает одна из мам. – Аня прошептала: «Я забыла». Мне было заявлено, что ребенок не знает элементарных вещей и поэтому в школу ей еще рано. А по дороге домой Анюта вспомнила: «Это муляжи!»

Обидно? Еще как. Поэтому перед тем, как начинать борьбу за школу, надо выработать стратегию.

Знайте ваши права

Прежде всего, вы должны знать: ни одно тестирование не должно быть поводом для конкурсного отбора. Это четко и однозначно указано в федеральном законе «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). Согласно этому документу, ребенка обязаны принять, если он проживает на территории, закрепленной за школой, является гражданином РФ и достигнет к 1 сентября возраста 6 лет и 6 месяцев. Законных оснований для отказа может быть всего два: отсутствие мест и возраст ребенка.

В первую очередь места обязаны обеспечить тем, кто живет рядом со школой, у кого в этой же школе учатся братья или сестры, а также выпускникам подготовительных групп при школе. Норма наполняемости классов сегодня составляет 25 человек, но, если всем «первоочередникам» не хватает мест, то школа и местные органы образования должны открывать новые классы (Постановление правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196).

Отсюда вывод: если вам нравится школа, вы вовремя подали заявление и вы имеете право учиться именно в ней, то с чистой совестью можете требовать зачисления ребенка в первый класс. Юристы рекомендуют: если вам отказывают без причины или же ребенок «не сдает экзамены» в виде тестирования, просите у директора письменный документ с отказом в приеме ребенка. Шансов, что вы его получите, немного – директора хорошо знают, что такого рода документ фиксирует нарушение конституционного права на образование. Так что, либо ребенка зачислят, либо попробуют устно уговорить вас пойти в другую школу. Если договориться не удалось – требуйте ознакомиться с уставом школы и обращайтесь в местное управление образования.

Это важно. Проводить отбор детей имеют право только специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения: спортивные, языковые, музыкальные, балетные и т. п.

Соблюдайте сроки

Правила приема в первый класс часто меняются. В этом году они таковы: с 1 февраля до 30 июня школа принимает заявления от родителей, чьи дети живут в прикрепленном к школе микрорайоне. Не позднее 1 июля на сайте школы либо на информационном стенде должна появиться информация о количестве оставшихся свободных мест. И только после этого и до 5 сентября идет прием детей, зарегистрированных в других районах. Так что сроки имеют значение – тем более что во многих городах сегодня можно подавать заявления в электронном виде.

Принимайте участие в процессе

«Родителям обязательно надо присутствовать при тестировании ребенка, – говорит кандидат психологических наук, директор Центра детской нейропсихологии Александра Соболева, – для того, чтобы самим понять уровень развития ребенка и уровень вопросов. Если на тестировании задаются неадекватные вопросы, хитрые логические задачи (вроде тех, что приведены в начале статьи – О. Ч.), может быть, в эту школу вообще не надо идти? Вообще, с точки зрения психолога, тестирование не дает никаких плюсов – лишняя нагрузка на учителя, лишнее волнение для родителей. Кроме того, ребенок, не прошедший тест, получает удар по самооценке, а в этом возрасте она напрямую зависит от успехов: «Хорошо учусь – я умный и хороший, плохо учусь – я дурак, меня никто не любит и со мной никто не дружит».

Как только вы поймете, что психолог и педагог с помощью теста пытаются поставить оценку вашему ребенку, берите ситуацию в свои руки и активно возражайте. Вы уже знаете, что конкурсы при приеме в школу запрещены, так что записывайте на диктофон, фотографируйте тесты и защищайте права своего ребенка.

Психологическое тестирование придумано для того, чтобы, во-первых, определить готовность ребенка к школьной нагрузке, а во-вторых, чтобы скорректировать школьную программу. И то, и другое не подразумевает оценок и ярлыков. Кроме того, тестирование весной не имеет смысла, так как впереди долгое лето, за которое развитие ребенка делает огромный скачок. «Если уж тестировать, – говорит Александра Соболева, – то опираться надо на возрастные нормативы, в психологии и педагогике они достаточно четко выведены. Это словарный запас, зрительная и слуховая память, умение понять смысл текста и сюжетной картинки и прочее. И разработка тестов должна проводиться специалистами централизованно. Хотя все равно – зачем? По классике «обучение ведет за собой развитие». Вот и пусть записываются в школу и идут с радостью, как на праздник».

Читайте также:  Исковое заявление по месту жительства истца

Это важно. Школа не имеет права требовать от будущего первоклассника умения читать, писать и считать. Это запрещено законом

Обращайте внимание на вашего ребенка

Это самый важный пункт, невыполнение которого может перечеркнуть все усилия. Перед тем, как вести ребенка в любовно выбранную вами школу, постарайтесь выдохнуть, остановиться и как следует посмотреть на него и ответить на вопросы: а готов ли он на самом деле, не будет ли ему трудно в этой школе, подходит ли ему учительница?

Может ли ребенок назвать свои имя, фамилию, возраст? Знает ли он свой адрес и кем работают родители? Различает ли времена года и время суток? Видит ли разницу в общении со знакомыми и незнакомыми, с детьми и взрослыми? В состоянии ли ребенок усидеть на месте полчаса? Достаточно ли его движения скоординированы – умеет ли кататься на лыжах, велосипеде, играть в бадминтон? Умеет ли он ли пользоваться ножницами, ниткой с иголкой? Убирает ли свою комнату? Легко ли ему понимать правила игры и способен ли он взаимодействовать в игре с другими? Все это говорит о его зрелости, а значит, о возможности быть успешным в школе.

Тем, кто намерен подойти к вопросу научно, можно посоветовать найти в интернете профессиональные тесты – например, довольно известный тест Керна-Иерасека, который диагностирует готовность ребенка к школе.

Это важно. Важно! Один из основных показателей психологической готовности к школе – желание учиться. Если ребенок говорит – не хочу в школу, а хочу остаться в садике, то, возможно, он прав

Сегодня большинство психологов сходится во мнении, что в школу невозможно опоздать, но возможно поспешить. Ребенок младше семи лет часто еще психологически не готов к учебе, даже если интеллектуально он вполне развит. Поэтому родителям надо попытаться урезонить свои амбиции и погоне за лучшей школой предпочесть поиск подходящей школы, где ребенку будет комфортно.

Да, кстати: общее у ежа и молока – то, что они оба могут убежать. Карандаш и сапог оставляют след, ворона садится на мокрое дерево, а папа с темными волосами – темноволосый. А теперь признайтесь честно, вы смогли ответить на эти вопросы?

Норма наполняемости классов сегодня составляет 25 человек, но, если всем первоочередникам не хватает мест, то школа и местные органы образования должны открывать новые классы Постановление правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196.

Закон о зачислении детей в одну школу: проблемы.

Региональные власти после принятия федерального акта выразили мнение, что поправки не устанавливают четкого механизма приоритетного приема несовершеннолетних в учебные заведения на основании наличия родственных связей между детьми.

Многие учреждения не понимают, каким образом нужно учитывать льготное положение вновь появившейся категории заявителей.

Кроме того, в регионах отметили, что паспортный стол не всегда может помочь в решении проблемы с получением документа, подтверждающего совместное проживание членов семьи.

Например, если граждане живут в частном доме, то структура не сможет выдать им соответствующий документ.

Не менее остро стоит вопрос о необходимости занимать очередь с остальными поступающими на обучение. Данная проблема не урегулирована на федеральном уровне.

Во многих регионах администрации муниципалитетов утверждают, что подобного действия не требуется, а в других городах факт постановки обязателен.

Сразу после принятия федеральных поправок органы исполнительной государственной власти, осуществляющие деятельность в сфере образования, начали формировать соответствующие разъяснения для школ и детских садов.

Например, если граждане живут в частном доме, то структура не сможет выдать им соответствующий документ.

отказ в школе по прописке – нет мест. кто добивался успеха?

  • рядовой пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 654

Sash! (12.05.2016 – 14:03) писал:

Вы как то очень на старте категоричны. Если прямо добиваться – то наверное надо через прокуратуру. А так то , по закону об образовании – единственное основание для отказа (независимо от регистрации на закрепленной территории) является как раз таки отсутствие мест в школе. Эту же точку зрения неоднократно транслировали и в нашем департаменте образования – вам предложат другую школу в районе, где есть места и все. Доказать что места в школе есть, но вас не берут весьма проблематично. Кклассы переполнены. ПО Снипам должно быть по 25 человек в классе – если там хотя бы 25 – то уже формально можно отказать, так как будут нарушены СниПы, даже если все понимают, что 26 ребенка при желании в класс можно посадить. Так что мне, с точки зрения закона, представляется бесперспективным именно получить место через “требование”. Хотя может и сработать, если не захотят связываться. А по человечески попросить директора не пробовали? Не с точки зрения что вам обязаны, а с точки зрения – помогите, все пониманием, мест нет, но очень нннада?

  • рядовой пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 261
  • почтенный теронозавр

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 370

Sash! (13.05.2016 – 10:17) писал:

  • рядовой пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 261
  • рядовой пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 654

Sash! (13.05.2016 – 10:17) писал:

Люди решают эту проблему – 2 способами или, как вы изящно выражаетесь “унижаются” или пишут жалобу в департамент образования, а в последующем в прокуратуру. Для тог чтобы пожаловаться (как я думаю, с юридической точки зрения) необходимо получить письменный отказ из школы в ответ на ваше заявление о приеме ребенка. В случае если в ответе будет написано – что мы вас не берем, потому что у нас топовое учреждение а вы не потянете, то считайте что дело сделано. НО с вероятностью 99.99% вам напишут, что в школе нет свободных мест. Ст.67 “Об образовании” пункт 4. “В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.” В этом случае, я так понимаю что вы сможете обойти этот отказ – только если докажете, что данные об отсутствии свободных мест не соответствуют действительности. Как это доказать? Ну может быть собрать информацию по количеству детей в классах нужной параллели, посмотреть нормативные документы, на сайте, где написано количество обучающихся и содержаться данные по муниципальному заказу на учебные места. Посмотреть информацию о количестве вакантных мест в школе. Если мест в школе теоретически больше, чем реальных учеников – значит пишете письмо с приложением отказа по причине отсутствия мест и выкладки о том, что это неправда. Писать лучше сразу в прокуратуру. Там срок рассмотрения 10 дней.
Так что, как ни крути – варианта 2 или “унижаться” все равно на каком уровне – у директора или в департаменте образования района или города или права качать, с высокой вероятностью все равно не получить желаемое.
Удачи вам в любом случае! Проблема актуальная, на самом деле, ее регулярно решают родители первоклассников, а потом 10-тиклассников. Все с разной степенью успешности. Расскажите потом, пожалуйста, что у вас вышло. ЧТо бы, если ваша схема сработает – ее можно было взять на вооружение остальным нуждающимся:)

В случае если в ответе будет написано – что мы вас не берем, потому что у нас топовое учреждение а вы не потянете, то считайте что дело сделано.

Могут ли отказать в приеме в школу?

Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

  • ENG
  • БАШ

16 июля Четверг

Несовершеннолетнего ребенка не хотят брать в школу по причине того, что нет постоянной регистрации: родители — иногородние, а ребенок родился в г. Санкт-Петербурге и всегда у него была временная регистрация, поскольку родители жили и живут на съемной квартире. В приеме ребенка для обучения отказывает муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.

Правомерен ли отказ школы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По указанному основанию отказ муниципального образовательного учреждения в приеме ребенка в первый класс неправомерен. Отказ в приеме возможен исключительно при отсутствии свободных мест.

Обоснование вывода: В соответствии со ст. 43 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения установлены ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании” (далее — Закон об образовании). Согласно п.п. 1, 1.1 ст. 16 Закона об образовании правила приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения определяются законодательством в сфере образования, Порядком приема граждан в общеобразовательные учреждения (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 15.02.2012 N 107, далее — Порядок), типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (в частности Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, далее — Типовое положение), а в части, не урегулированной данными нормативными актами, — образовательными учреждениями самостоятельно.

Правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с п. 1.1 ст. 16 Закона об образовании, п. 5 Порядка приема должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением, и имеют право на получение общего образования. При этом как проживающим на закрепленной территории (п. 6 Порядка приема), так и не проживающим на ней гражданам (п. 46 Типового положения) может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в образовательном учреждении. В этом случае муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс (п. 6 Порядка приема, письмо Минобразования РФ от 21.03.2003 N 03-51-57ин/13-03 “Рекомендации по организации приема в первый класс”).

Таким образом, законодательство об образовании обязывает муниципальное образовательное учреждение в пределах установленного в учреждении максимального числа обучающихся принимать для обучения граждан, проживающих на территории, закрепленной за этим учреждением. Обязанность приема граждан, не проживающих на указанной территории, законом прямо не установлена, однако муниципальное образовательное учреждение вправе отказать в приеме для обучения исключительно при отсутствии свободных мест независимо от того, проживает гражданин на закрепленной территории или нет. По смыслу ст. 16 Закона об образовании единственное отличие между проживающими на закрепленной территории и не проживающими на ней гражданами — в том, что первые имеют преимущественное право на поступление в муниципальное образовательное учреждение по месту своего жительства. Иными словами, вопрос о приеме не проживающих на закрепленной территории граждан решается в пределах максимальной численности только после удовлетворения заявлений о приеме всех проживающих.

Из данной позиции исходит и судебная практика. Смотрите в этой связи, например, определение Рязанского областного суда от 16.11.2011 N 33-2281.

Что касается связи проживания гражданина с его регистрацией по месту жительства, отметим, что согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (далее — Закон о свободе передвижения) регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ и законами России. Таким образом, несоответствие фактического места жительства ребенка адресу его регистрации не может умалять его право на получение начального общего образования в образовательном учреждении по месту жительства (смотрите, например, решение Лобненского городского суда Московской области, с текстом которого можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://goo.gl/mAoL1 .

Таким образом, в рассматриваемой ситуации муниципальное образовательное учреждение не вправе было отказать в приеме для обучения ребенка, фактически проживающего на закрепленной за данным учреждением территории, только по мотиву отсутствия у ребенка регистрации на данной территории. Для защиты прав ребенка его законные представители вправе обратиться с жалобой на действия директора школы в вышестоящий в порядке подчиненности орган муниципальной власти (Комитет по образованию Администрации МО), орган государственной власти субъекта РФ (Комитет общего и профессионального образования субъекта РФ) либо в суд.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

5 Порядка приема должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением, и имеют право на получение общего образования.

Отказ в приеме в школу по месту жительства

Сошлитесь на закон об образовании в РФ статью 67 Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Добавить комментарий