Структура суда в России

Структура судебной системы РФ

Введение. 3

Понятие судебной системы РФ. 4

Структура судебной системы РФ. 5

Заключение. 12

Литература. 13

Введение

Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют самые различные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны.

Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные.

Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.

При отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества.

Понятие судебной системы РФ

Как определено в Конституции РФ и Федеральном конститу­ционном Законе «О судебной системе Российской Федерации»:

су­дебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществле­нию правосудия присяжных заседате­лей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конститу­ционным Законом о судебной системе, не допускается. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от за­конодательной и

исполнительной властей, осуществляется посред­ством конституционного,

гражданского, административного и уго­ловного судопроизводства.

Судебная система — совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями во осуществлению правосудия.

Судебная система – это совокупность всех судов, действующих на

тер­ритории Российской Федерации.

Каждое из звеньев судебной систе­мы представляет собой совокупность судов одинаковой компетен­ции. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом «О судебной системе Рос­сийской Федерации» с учетом в необходимых случаях федерально­го и административно-

территориального устройства страны.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

— установления судебной системы Российской Федерации Кон­ституцией Российской Федерации и Федеральным конституци­онным законом о судебной системе РФ;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз­водства;

— применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также

кон­ституций (уставов) и других законов субъектов Российской Фе­дерации;

— признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской

Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из феде­рального бюджета.

Структура судебной системы РФ

В Российской Федерации действуют федеральные суды, кон­ституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Россий­ской Федерации, составляющие судебную систему Российской Фе­дерации.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации – конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации — один из выс­ших федеральных судов, осуществляющий конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ). Не поднадзорен никаким органам, его решения носят обязательный характер;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды респуб­лик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и

автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды,

состав­ляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федераль­ные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, ми­ровые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части об­щей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем ус­тановления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Кон­ституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности ис­полнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Россий­ской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из

этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Вер­ховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов авто­номных округов и автономной области, судов городов федерального значения, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гар­низонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи.

Система судов общей юрисдикции является централизованной – возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по граждан­ским, уголовным и административным делам.

Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с

административно-территориальным де­лением государства – так называемые общие суды, либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований – военные суды.

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Рос­сийской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является нейтрализованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах

административно-территориальных образований, так и вне их границ.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юри­сдикции и арбитражных судов.

Судебным звеном являются суды, наделен­ные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Так, мировые судьи и районные (городские) суды образуют пер­вое звено системы судов общей юрисдикции. Причем, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Областные и соответствующие им суды — второе звено, Вер­ховный Суд РФ — третье (высшее) звено.

Суды первого звена рассматривают основной объем судебных дел. Суды второго и третьего звена (вышестоящие) правомочны проверять законность и обоснованность решений судов первого звена (нижестоящего). Таким образом, дело может быть рассмотрено в двух инстанциях — первой и второй. Пересмотр дел в порядке над­зора не является третьей инстанцией, поскольку допускается в ис­ключительных случаях.

Военные суды также состоят из трех звеньев:

— основное (первое) звено — военные суды гарнизонов и им рав­ные;

— среднее (второе) звено — военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск;

— высшее (третье) звено — Военная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

По трехзвенной схеме построена и система арбитражных су­дов.

Арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответствующие им арбитражные суды субъектов Федерации об­разуют первое, основное звено.

Второе (среднее) звено составляют арбитражные окружные суды.

Третье (высшее) звено представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от про­цессуальной компетенции, при которой один суд – вышестоящий – имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на су­да Первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

— суды первой инстанции;

— суды второй (кассационной) инстанции;

— суды надзорной инстанции.

Понятия звена и инстанции близки, но не тождественны. Зве­но — понятие судоустройства, им определяется место данного суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории. Инстанция — понятие судопроизводства, разновидность судебной деятельности, исходящей из целей разбирательства дел в данной инстанции.

Суд первой инстанции — это разбирательство дела по суще­ству с целью осуждения или оправдания подсудимого — по уголов­ному делу и удовлетворения иска или отказа в иске — по граждан­скому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уго­ловных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды.

Наиболее сложные или особого общественного зна­чения судебные дела

рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации. Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по соб­ственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокуро­ра РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей (судьями, народными заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовно­го дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу — реше­ния, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установ­ленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для реше­ния) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кас­сационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответ­чиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции для мировых судей и районных су­дов — областной и соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд Российской Федерации) на основании жа­лоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой ин­станции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

— признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

— установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в опре­деленных пределах приговор или решение; вынести новое ре­шение по гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй ин­станции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в по­рядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в за­коне

(председатели областных и соответствующих судов, председа­тели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей. Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснован­ность вступивших в законную силу решений суда первой инстан­ции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижесто­ящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиу­мах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседа­телей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, за­интересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотре­ния дела надзорная судебная инстанция может оставить без изме­нения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекра­тить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и

«ни­жестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение од­них судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кас­сационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянно­го, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

В общем виде судебную систему РФ можно представить в виде схемы:

Все суды учреждаются Конституцией России и федеральным конституционным законом. Судебная система имеет важное политическое и правовое значение для государства.

Однако современная судебная система, к сожалению, страдает многими недостатками, мешающими ей в полной мере эффективно заниматься своей основной обязанностью – защитой прав граждан. Это объясняется многими организационными и психологическими причинами: недостаточной развитостью системы судебных органов, их перегруженностью и медлительностью разбирательства во многих случаях.

Литература1. С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбыРоссийской Федерации. М. 1999.2. А.А. Чувилев, Ан. А. Чувилев. Правоохранительные органы. Уч. пос. М. 2000.

финансирования федеральных судов и мировых судей из феде рального бюджета.

Судебная система РФ 2019

Судебная система России представляет собой достаточно сложную и запутанную структуру. Чтобы понять её, нужно обладать специальными знаниями и соответствующей подготовкой. Но если вам предстоят судебные разбирательства, то вникнуть хотя бы в общие моменты было бы очень полезно.

Суды начали функционировать с 1 октября 2019 года.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» содержит следующие полномочия суда:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.
Читайте также:  Льготы по налогу на землю для пенсионеров в 2020 году

Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Арбитражные суды и суды общей юрисдикции

Суд в России имеет горизонтальную и вертикальную структуру. Что я имею в виду? В зависимости от того, кто обращается в суд или защищается – физическое, либо юридическое лицо – необходимо для начала определить, к ведению какого суда – арбитражного или общей юрисдикции – относится тот или иной спор. Арбитражные суды преимущественно рассматривают дела между предпринимателями и юридическими лицами, включая административные споры, суды общей юрисдикции – дела, связанные со спорами между физическими лицами, между гражданами и организациями, а также административные и уголовные дела.

И еще немного о судебных делах. Арбитражные суды рассматривают хозяйственные, экономические споры, разрешают дела о банкротствах, внутренних, корпоративных спорах. Юристы, специализирующиеся на данной категории дел, любят сухие цифры и факты, носят строгие костюмы и оставляют эмоции «при входе в зал». В судах же общей юрисдикции, напротив, предпочтительна четкая структура внутри, но не во внешних проявлениях, эмоциональная составляющая занимает весьма почетное место в судебном процессе. Судьи разрешают дела во многом руководствуясь личным, субъективным, внутренним убеждением, а оно, согласитесь, может разительно отличаться от кабинета к кабинету, от судьи к судье, которые, хоть и имеют статус непререкаемых авторитетов, но все же обладают вполне человеческим внешним и внутренним устройством.

Прежде чем обратиться в суд за защитой своих интересов, необходимо выяснить, требуется ли обязательное досудебное урегулирование спора, так называемый претензионный порядок. Если его не соблюсти, суд может отклонить заявленные требования по формальным основаниям. Недооценивать эту процедуру нельзя, ведь шансы на разрешение дела через переговоры достаточно велики, а судебная тяжба отнимет и время, и финансовые ресурсы. Другой важный момент – нужно соблюсти срок исковой давности. Это срок, в течение которого вы можете обратиться за защитой своего права. По общему правилу он составляет три года. Пропуск срока исковой давности не лишает права обратиться с иском, но в процессе рассмотрения дела самым коварным способом может лишить права на защиту.

После соблюдения претензионного порядка, если таковой требовался, и не получения результата, который бы устроил заявителя, уточнения срока исковой давности и определения подсудности дела, вы должны составить исковое заявление. Главное в нем – указать предмет и основания иска, то есть что вы просите через суд у ответчика и на какие нормы права вы ссылаетесь в обоснование своих требований. Правильное определение норм права, а также формулирование требований – это уже половина успеха. По крайней мере, так считают многие юристы, я в том числе. Дальше остается уплатить государственную пошлину, собрать по качеству и количеству комплект документов и обратиться в суд.

По крайней мере, так считают многие юристы, я в том числе.

Суды РФ в судебной системе

Структура судебной системы РФ является централизованной системой судов, независимых друг от друга, в полномочиях которых находятся дела различной направленности. Из чего состоит судебная система РФ?

Верховный суд РФ

Это высший орган, в компетенции которого присутствует рассмотрение как гражданских, так и уголовных дел, а также дел, связанных с административными правонарушениями.

Также в его юрисдикцию входят экономические споры. В своей деятельности он подчиняется Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ» и другим федеральным законам о судопроизводстве.

Также осуществляет апелляционные и кассационные судебные разбирательства по делам, входящим в его компетенцию.

Конституционный суд РФ

Главной задачей Конституционного суда РФ является проверка соответствия всех принятых нормативно-правовых актов Конституции РФ и исключение противоречий между ними. Также существуют региональные конституционные суды, которые тоже отвечают за соответствие нормативных актов субъектов Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции

Данные суды осуществляют деятельность по обеспечению правосудия в гражданских, уголовных делах и спорах об административных правонарушениях. К судам общей юрисдикции относятся суды субъектов РФ, в том числе районные и городские суды.

Также в ведении судов данной категории находится система Военных судов РФ. Суды общей юрисдикции решают около 90% всех судебных споров в РФ. Проще говоря, они решают все споры, за исключением тех, что решаются специализированными судами.

Официально они находятся в ведомстве судов общей юрисдикции, однако это все же отдельная система со своим направлением. Военные суды решают споры, которые связаны с осуществлением военной службы в Вооруженных силах РФ и других военных органах.

Субъектами данных судов являются юридические лица и государство . Они решают разногласия между коммерческими организациями. В их юрисдикции находятся дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Рассмотрение дел между коммерческой организацией и государством тоже входит в их компетенцию.

Проще говоря, разделение судопроизводства на инстанции дает возможность пересмотра дела.

Арбитражные и мировые суды России

Компетенции, структура и функции арбитражного суда во многом совпадают с полномочиями судов общей юрисдикции, но есть свои отличия и сфера охвата территорий – они работают в малых административных и территориальных единицах. Таким образом, они призваны быть ближе к гражданскому населению или физическими лицам. При этом система арбитражных судов не предусматривает каких-либо отдельных звеньев, а схема арбитражных судов предполагает 3 уровня:

  • Высший арбитражный суд Российской Федерации;
  • окружные арбитражные суды;
  • краевые, областные и республиканские арбитражные суды, а также соответствующие инстанции городов федерального соподчинения.

На основании Закона «О мировых судьях РФ» (от 17.12. 1998 г.) они избираются сроком на 5 лет или же могут быть назначены представителем вышестоящего субъекта Федерации. Их полномочия распространяются на субъекты – 1 участок не более чем на 30 000 жителей.

Постановления, требования и распоряжения мирового судьи имеют такую же силу, как и решения других ветвей судебной власти, принимаемых к безоговорочному исполнению. Зачастую они занимаются делами на уровне семейно-правовых отношений, включая расторжение брака и раздел совместного имущества. Они рассматривают вопросы по регулированию трудовых отношений, имущественные конфликты, включая вопросы недвижимости и дела по мелким правонарушениям.

Российская судебная схема соподчинения, включая военных юристов, контролируется вышестоящими организациями, составляя иерархию общей юрисдикции.

Ответы на экзаменационные билеты

Судебной инстанцией называется суд или его структурное подразделение , выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел.

Взаимодействие судов

В российской судебной системе работают, таким образом, суды, отличающиеся по компетенции. Вместе с тем, во многих случаях разные органы могут выполнять сходные задачи, связанные с правоохранительной функцией. Отдельные юристы предпочитают говорить о некотором единстве судебных органов России. В чем оно может выражаться, по мнению экспертов?

Прежде всего, это обязательные для всех органов правила и нормы, касающиеся судопроизводства. Соблюдать их должны все федеральные и мировые суды. Это обязательность применения всеми органами соответствующей ветви власти российских ФЗ, конституционных законов, норм, изложенных в международных договорах России, а также региональных правовых актов.

Индикаторами единства российской судебной системы, как считают эксперты, являются два типа связей – организационные, а также функциональные. К первым относятся те, что регулируются законами, касающимися аспектов, отражающих принципы создания и соподчинения органов утверждения судей, комплектования штата специалистов иных профилей, механизмов взаимодействия между двумя самостоятельными органами. Ко вторым – правовые акты, регулирующие процессуальный аспект по различным отраслям права – гражданскому, уголовному, арбитражному, или же административному.

Что это значит.

Образовательный портал – все для студента юриста.

– принцип единства судебной системы РФ.

Понятия и состав судебной системы РФ

Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации».

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов РФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

С точки зрения организационных связей всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией.

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с деятельностью на конкретной территории, то функциональные связи определяются понятием «инстанция».

Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

– принцип единства судебной системы РФ

– принцип осуществления правосудия только судом.

– принцип равенства всех перед законом и судом.

– принцип независимости судей.

– принцип презумпции невиновности.

– принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

– принцип состязательности сторон.

– принцип открытости судопроизводства.

– принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

– принцип обязательности судебных решений.

– принцип государственного или национального языка в судах.

Система судов РФ. ( ДЛЯ ДОП. ВОПРОСА ОТ СУМАРОКОВА)

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

– Конституционный суд РФ.

– Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

– Верховный суд РФ

– Суды субъектов РФ

– Городские (районные) суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

– Военная коллегия Верховного суда РФ.

– Военные (флотские) окружные суды РФ.

– Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

– Высший Арбитражный Суд РФ.

– Федеральные арбитражные суды округов

– Арбитражные суды округов

– Арбитражные суды субъектов РФ

4. Иные суды, действующие на территории РФ.
– Третейские суды
– Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Билет

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

Конституционные уставные суды субъектов РФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями уставами субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Структура суда в России

Дата написания: 2013-09-16

Большинство ныне существующих государств построено по принципу разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Это основополагающий принцип современного демократического общества. Как правило эти ветви власти самостоятельны и напрямую не зависят друг от друга. Россия, являясь по конституции демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, здесь не исключение.

Судебная власть в Российской Федерации согласно ст. 118 Конституции РФ осуществляется посредством:

  • Конституционного судопроизводства
  • Уголовного судопроизводства
  • Гражданского судопроизводства
  • Административного судопроизводства

В связи с этим судопроизводство, как форма реализации правосудия, представляет собой строго формализованный порядок осуществления процессуальных прав и обязанностей их участниками, включая суды в установленном законом порядке. Этот порядок определен для конституционного судопроизводства – в Законе о Конституционном Суде РФ; для гражданского судопроизводства – в Гражданском процессуальном кодексе и Арбитражном процессуальном кодексе; для административного судопроизводства – в Гражданском процессуальном кодексе, Арбитражном процессуальном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях; для уголовного судопроизводства – в Уголовном процессуальном кодексе.

Традиционно судебную систему Российской Федерации представляют в виде вертикальной и горизонтальной структуры. По горизонтале вышеприведенные формы судопроизводства в Российской Федерации в настоящее время реализуются посредством трех ветвей судебной системы. Структурно это можно представить следующим образом.

Читайте также:  Как переоформить долю в квартире на ребенка
Суды общей юрисдикцииАрбитражные судыКонституционный суд
Осуществляют правосудие по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикцииОсуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подсудной арбитражным судамОсуществляет судебную власть посредством конституционного контроля, в целях защиты положений, предусмотренных Конституцией РФ

Такое разделение судов друг от друга продиктовано особенностью специфики каждого из судопроизводств. В связи с этим в Российской Федерации приняты и действуют соответствующие этому процессуальные кодексы (ГПК РФ, АПК РФ, КоАП, УПК РФ). Основными нормативными актами, регулирующие деятельность судебной системы, помимо вышеуказанных кодексов, являются:

  • Конституция РФ
  • ФКЗ “О судебной системе РФ”
  • ФКЗ “О судах общей юрисдикции в РФ”
  • ФКЗ “Об арбитражных судах в РФ”

Вся судебная система самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется непосредственно только судами в лице:

  1. Судей
  2. Присяжных, народных и арбитражных заседателей

Никакие иные органы и лица не вправе принимать на себя осуществления правосудия. Создание чрезвычайных судов не допускается.

По вертикале судебная система имеет также четкую иерархию. Для судов общей юрисдикции схематично можно представить следующим образом:

Верховный суд Российской Федерации
Верховные суды республикСуды автономной области и автономных округов
Суды городов федерального значенияКраевые и областные суды
Специализированные суды (пока не созданы)Военные суды
Районные суды
Мировые судьи

В соответствии со ст. 1. ФКЗ “О судебной системе РФ”

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи, все остальные суды являются федеральными.

Районные суды и Мировые судьи являются судами первой инстанции, низшим звеном в иерархии системы судов общей юрисдикции. По большенству дел, подведомственных судам общей юрисдикции, эти два суда являются по отношению друг к другу взаимоисключающими. К примеру, дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, будут подсудны Мировому судье. При сумме иска свыше пятидесяти тысяч рублей дело будет подсудно уже Районному суду, а не Мировому судье. Правда есть некоторые исключения: ряд дел, специально оговоренных в ГПК РФ, в качестве первой инстанции будут подсудны иным судам общей юрисдикции (например дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации будут подсудны Верховному Суду РФ). Более подробная информация по подсудности для конкретных категорий дел в системе судов общей юрисдикции указана в ГПК РФ глава 3.

В случае если дело подсудно Мировому судье то Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к Мировому судье, действующего на территории соответствующего судебного района.

Далее идут суды, так называемого, среднего звена в структуре судебной системы (Верховные суды республик, Суды автономной области и автономных округов, Суды городов федерального значения, Краевые и областные суды). По большенству дел они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к Районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. В тоже время по ряду дел, как было указано выше, являются судами первой инстанции.

Отдельно в иерархии судов общей юрисдикции стоят Военные суды. Согласно ст. 22 ФКЗ “О судебной системе РФ”

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются ФКЗ “О военных судах РФ”..

Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по административным, гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к судам среднего звена. Кроме этого, Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Для арбитражных судов по вертикале структура судебной системы схематично будет выглядеть следующим образом:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные инстанции)
Арбитражные апелляционные суды
Арбитражные суды субъектов РФ

Арбитражные суды субъектов РФ являются судами первой инстанции. Как правило, на один субъект РФ создан и действуют один арбитражный суд. Вместе с тем, согласно ст. 34 ФКЗ “Об арбитражных судах в РФ”

На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

В настоящий момент количество арбитражных судов первой инстанции составляет 81.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. В настоящий момент в России действует 20 арбитражных апелляционных судов.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов. В настоящий момент в России действует 10 арбитражных кассационных инстанций по количеству Федеральных округов.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Кроме того, здесь необходимо отметить, что с этого года в системе арбитражных судов появился, так называемый специализированный арбитражный суд – Суд по интеллектуальным правам. Так согласно, ст. 43.2. ФКЗ “О судебной системе РФ”

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

ФКЗ “О судебной системе РФ” дополнен Главой IV.1. «Полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам».

По мнению многих экспертов создание подобного суда объективно необходимо, рассмотрение таких споров, как правило, требует наличия специальных знаний. С учетом специфики того или иного интеллектуального права, подлежащего защите, Суд по интеллектуальным правам рассматривает соответствующие споры. Это влияет на повышение как инвестиционной привлекательности российской экономики, так придает дополнительную эффективность системе защиты интеллектуальных прав с учетом международных стандартов.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Особенность конституционного судопроизводства заключается в особой процедуре его осуществления, а также в особом статусе решений Конституционного Суда РФ.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно ст. 27 ФКЗ “О судебной системе РФ”

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации созданы в соответствии с Конституцией РФ, соответственно могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Иные федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами.

Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к судам среднего звена.

Система судебных органов Российской Федерации

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 29.04.2015 2015-04-29

Статья просмотрена: 3504 раза

Нижестоящими судами являются суды, чьи решения могут быть проверены.

1. Судебная система рф.

Судебная система РФ – совокупность государственных органов – судов, осуществляющие судебную власть на территории РФ. Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системе РФ».

Система судов РФ:

1. Конституционные суды в РФ:

– Конституционный суд РФ.

– Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

– Верховный суд РФ

– Суды субъектов РФ

– Городские (районные) суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

– Военная коллегия Верховного суда РФ.

– Военные (флотские) окружные суды РФ.

– Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

– Высший Арбитражный Суд РФ.

– Федеральные арбитражные суды округов

– Арбитражный апелляционный суд

– Арбитражные суды субъектов РФ

Суды в РФ также делятся на федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

– Конституционный суд РФ

– Верховный суд РФ

– Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

– Военные и специализированные суды.

– Высший арбитражный суд РФ

Федеральные арбитражные суды округов

– Арбитражные апелляционные суды.

– Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

– Конституционные суды субъектов РФ.

Судебная инстанция в РФ – суд или его структурное подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

В РФ выделяется четыре судебных инстанции:

Суд первой инстанции – рассматривает дело по существу

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции – проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции – проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

Определения судов:

Конституционный суд – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Арбитражный суд – правосудие в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

Высший арбитражный суд – до упразднения являлся высшим судебным органом по разрешению экономических споров рассматриваемых арбитражными судами, осуществлял судебный надзор за их деятельностью. 6 августа 2014 года суд был упразднен.

Федеральный арбитражный суд округа – осуществляют проверку решений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, входящими в данный округ.

Арбитражный апелляционный суд – проверяет законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации, повторно рассматривая дело; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

Арбитражный суд субъектов РФ – рассматривают и разрешают споры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также между ними и государственными органами по вопросам гражданского и административного судопроизводства; рассматривают дела, возникающие из экономических правоотношений в качестве суда первой инстанции.

Суды общей юрисдикции – осуществляют уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный суд РФ.

Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган Российской Федерации, высшая (надзорная) инстанция. Осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов – рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный суд – является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.

Мировой суд – функционирует в составе одного мирового судьи. В мировом суде подлежат рассмотрению малозначительные уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях. Проводит предварительное разбирательство более значительных уголовных дел.

Военные суды – преступления совершенные военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба.

Конституционный (уставной) суд субъектов РФ – рассмотрение вопросов соответствия законов, нормативных правовых актов и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу).

Возглавляет их Верховный суд РФ.

Понятие и структура судебной системы в РФ

Под судебной системой Российской Федерации понимается упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их ком­петенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и дей­ствующих на единых демократических принципах.

Российская судебная система устанавливается Конституци­ей РФ (ст. 118, 125—127), Законом о судебной системе и стро­ится в соответствии с государственным и административно-территориальным делением страны.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ вопросы судоустрой­ства, в том числе установление системы судов, находятся в ве­дении Российской Федерации. Субъекты РФ не могут по свое­му усмотрению произвольно учреждать суды, не предусмотрен­ные федеральным законодательством, не вправе устанавливать порядок организации и деятельности расположенных на их тер­ритории федеральных судов. В соответствии с п. «г» ст. 71 Кон­ституции РФ установление системы федеральных органов су­дебной власти, порядка их организации и деятельности относит­ся к ведению Российской Федерации. В то же время, согласно п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, кадровые вопросы судебных и правоохранительных органов относятся к совместному веде­нию Российской Федерации и субъектов РФ.

В судебную систему РФ входят федеральные суды, консти­туционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Федеральный суд — это орган государственной власти, кото­рый создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие феде­ральные суды).

Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

К федеральным судам согласно ч. 3 ст. 4 Закона о судебной системе относятся:

Читайте также:  Расчет при увольнении за прогул сроки выплаты

– Конституционный Суд РФ;

– федеральные суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной обла­сти и автономных округов, районные суды;

– военные и специализированные суды;

– федеральные арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ;

– Дисциплинарное судебное присутствие.

Конституционный Суд РФ — единственное судебное учреж­дение, правомочное решать вопросы, перечисленные в ст. 125 Конституции РФ. Он является судебным органом конституци­онного контроля, самостоятельно и независимо осуществляю­щим судебную власть посредством конституционного судопро­изводства (ч. 1 ст. 18 Закона о судебной системе). В силу это­го Конституционный Суд РФ обладает значительными специфическими полномочиями. Иных судов другого уровня с аналогичными функциями в России не существует.

Федеральные суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, осуществляющих судопроизводство по уголов­ным, гражданским, административным делам по их подсудно­сти и возглавляемых Верховным Судом РФ. К судам общей юрисдикции относятся также военные суды, которые осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других во­йсках, воинских формированиях федеральных органов испол­нительной власти, в которых федеральным законом предусмо­трена военная служба.

Арбитражные суды представляют собой систему судов, рас­сматривающих экономические споры, а также иные дела, от­несенные к их компетенции и возглавляемые Высшим Арби­тражным Судом РФ.

Дисциплинарное судебное присутствие является судебным ор­ганом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении пол­номочий судей за совершение ими дисциплинарных проступ­ков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъ­ектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. Дан­ный судебный орган сформирован на основании Закона о Дис­циплинарном присутствии.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (устав­ные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи образуют судебную систему субъектов РФ и одновремен­но включены в единую судебную систему Российской Федера­ции. Предусмотрена возможность субъектов РФ влиять на осо­бенности вхождения в единую судебную систему конституци­онных (уставных) судов и мировых судей с учетом региональных особенностей и интересов. Создание конституционных (устав­ных) судов является правом, а не обязанностью субъекта РФ. Правила судопроизводства в конституционных (уставных) судах устанавливаются законами субъектов РФ. Их финансирование осуществляется из средств региональных бюджетов. Финанси­рование же мировых судей предусмотрено из федерального бюджета. Создание судебных участков с мировыми судьями на территориях субъектов РФ носит обязательный (императив­ный) характер. Однако конкретный порядок замещения миро­вых судей устанавливает субъект РФ самостоятельно.

Указанный перечень судов в Российской Федерации явля­ется исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанными законами, не допускается. В то же время не исключена возможность создания специали­зированных судов (судов специальной юрисдикции), для кото­рых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (ювенальные суды, суды административной юстиции).

Система судов в Российской Федерации организована и дей­ствует, гарантируя:

– соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов РФ по реализации функций государственной власти;

– самостоятельность органов судебной власти и независи­мую от органов законодательной и исполнительной властей деятельность судов;

– быструю и действенную защиту органами судебной вла­сти прав и свобод человека и гражданина;

– доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;

– рассмотрение дел в тех судах и теми судьями, к подсуд­ности которых эти дела относятся законом;

– право граждан на участие в осуществлении правосудия;

– право сторон на пересмотр всех состоявшихся решений нижестоящих судов вышестоящим судом.

Единство судебной власти, единство судебной системы обе­спечиваются путем:

– установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

– соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судо­производства;

– применения всеми судами Конституции РФ, федераль­ных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и меж­дународных договоров Российской Федерации, а также консти­туций (уставов) и других законов субъектов РФ;

– закрепления институциональных (подчиненных) и иных взаимосвязей в иерархии судов общей юрисдикции и арби­тражных судов;

– признания обязательности исполнения на всей террито­рии Российской Федерации судебных постановлений, вступив­ших в законную силу;

– законодательного закрепления единства статуса судей;

– финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Недопустимо принятие нормативных правовых актов, от­меняющих или умаляющих самостоятельность органов судеб­ной власти, независимость судов и судей, ограничивающих судебную защиту человека и гражданина.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 6352 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Структура судебных органов

Статья обновлена и дополнена 08.07.2020

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Судебный орган

Большинство ныне существующих государств построено по принципу разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Это основополагающий принцип современного демократического общества. Как правило эти ветви власти самостоятельны и напрямую не зависят друг от друга. Россия, являясь по конституции демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, здесь не исключение.

Судебная власть в Российской Федерации согласно ст. 118 Конституции РФ осуществляется посредством:

• Конституционного судопроизводства.
• Уголовного судопроизводства.
• Гражданского судопроизводства.
• Административного судопроизводства.

В связи с этим судопроизводство, как форма реализации правосудия, представляет собой строго формализованный порядок осуществления процессуальных прав и обязанностей их участниками, включая суды в установленном законом порядке. Этот порядок определен для конституционного судопроизводства – в Законе о Конституционном Суде РФ; для гражданского судопроизводства – в Гражданском процессуальном кодексе и Арбитражном процессуальном кодексе; для административного судопроизводства – в Гражданском процессуальном кодексе, Арбитражном процессуальном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях; для уголовного судопроизводства – в Уголовном процессуальном кодексе.

Традиционно судебную систему Российской Федерации представляют в виде вертикальной и горизонтальной структуры. По горизонтали вышеприведенные формы судопроизводства в Российской Федерации в настоящее время реализуются посредством трех ветвей судебной системы.

Структурно это можно представить следующим образом:

Суды общей юрисдикции

Арбитражные суды

Конституционный суд

Осуществляют правосудие по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции

Осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подсудной арбитражным судам

Осуществляет судебную власть посредством конституционного контроля, в целях защиты положений, предусмотренных Конституцией РФ

Такое разделение судов друг от друга продиктовано особенностью специфики каждого из судопроизводств. В связи с этим в Российской Федерации приняты и действуют соответствующие этому процессуальные кодексы (ГПК РФ, АПК РФ, КоАП, УПК РФ).

Основными нормативными актами, регулирующие деятельность судебной системы, помимо вышеуказанных кодексов, являются:

• Конституция РФ.
• ФКЗ “О судебной системе РФ”.
• ФКЗ “О судах общей юрисдикции в РФ”.
• ФКЗ “Об арбитражных судах в РФ”.

Вся судебная система самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется непосредственно только судами в лице:

1. Судей.
2. Присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Никакие иные органы и лица не вправе принимать на себя осуществления правосудия. Создание чрезвычайных судов не допускается.

По вертикале судебная система имеет также четкую иерархию. Для судов общей юрисдикции схематично можно представить следующим образом:

Верховный суд Российской Федерации

Верховные суды республик

Суды автономной области и автономных округов

Суды городов федерального значения

Краевые и областные суды

Специализированные суды (пока не созданы)

В соответствии со ст. 1. ФКЗ “О судебной системе РФ”.

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи, все остальные суды являются федеральными.

Районные суды и Мировые судьи являются судами первой инстанции, низшим звеном в иерархии системы судов общей юрисдикции. По большинству дел, подведомственных судам общей юрисдикции, эти два суда являются по отношению друг к другу взаимоисключающими. К примеру, дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, будут подсудны Мировому судье. При сумме иска свыше пятидесяти тысяч рублей дело будет подсудно уже Районному суду, а не Мировому судье. Правда есть некоторые исключения: ряд дел, специально оговоренных в ГПК РФ, в качестве первой инстанции будут подсудны иным судам общей юрисдикции (например, дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации будут подсудны Верховному Суду РФ). Более подробная информация по подсудности для конкретных категорий дел в системе судов общей юрисдикции указана в ГПК РФ глава 3.

В случае если дело подсудно Мировому судье то Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к Мировому судье, действующего на территории соответствующего судебного района.

Далее идут суды, так называемого, среднего звена в структуре судебной системы (Верховные суды республик, Суды автономной области и автономных округов, Суды городов федерального значения, Краевые и областные суды). По большинству дел они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к Районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. В тоже время по ряду дел, как было указано выше, являются судами первой инстанции.

Отдельно в иерархии судов общей юрисдикции стоят Военные суды. Согласно ст. 22 ФКЗ “О судебной системе РФ”.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются ФКЗ “О военных судах РФ”.

Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по административным, гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к судам среднего звена. Кроме этого, Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Для арбитражных судов по вертикале структура судебной системы схематично будет выглядеть следующим образом:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные инстанции)

Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные суды субъектов РФ

Арбитражные суды субъектов РФ являются судами первой инстанции. Как правило, на один субъект РФ создан и действуют один арбитражный суд. Вместе с тем, согласно ст. 34 ФКЗ “Об арбитражных судах в РФ”.

На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

В настоящий момент количество арбитражных судов первой инстанции составляет 81.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. В настоящий момент в России действует 20 арбитражных апелляционных судов.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов. В настоящий момент в России действует 10 арбитражных кассационных инстанций по количеству Федеральных округов. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Кроме того, здесь необходимо отметить, что с этого года в системе арбитражных судов появился, так называемый специализированный арбитражный суд – Суд по интеллектуальным правам. Так согласно, ст. 43.2. ФКЗ “О судебной системе РФ” Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

ФКЗ “О судебной системе РФ” дополнен Главой IV.1. «Полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам».

По мнению многих экспертов создание подобного суда объективно необходимо, рассмотрение таких споров, как правило, требует наличия специальных знаний. С учетом специфики того или иного интеллектуального права, подлежащего защите, Суд по интеллектуальным правам рассматривает соответствующие споры. Это влияет на повышение как инвестиционной привлекательности российской экономики, так придает дополнительную эффективность системе защиты интеллектуальных прав с учетом международных стандартов.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Особенность конституционного судопроизводства заключается в особой процедуре его осуществления, а также в особом статусе решений Конституционного Суда РФ.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно ст. 27 ФКЗ “О судебной системе РФ”.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации созданы в соответствии с Конституцией РФ, соответственно могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Иные федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами.

Арбитражный суд
Административный суд
Апелляционный суд
Гражданский суд
Европейский суд
Кассационный суд

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович.

Добавить комментарий