Как снизить сумму земельного налога

Как уменьшить налог на землю?

После проведения реформы 2013 года, многие собственники земельных участков столкнулись с возросшим в несколько раз, а в некоторых случаях — в десятки раз, налогом на свою недвижимость. Связано это с резким повышением кадастровой стоимости земли.

какие есть способы снизить земельный налог?

Однако Земельный кодекс РФ содержит в себе норму, согласно которой, если в отношении участка определена рыночная стоимость, его кадастровая стоимость должна ей соответствовать. Так как после проведения переоценки рыночная стоимость многих участков оказалась ниже кадастровой стоимости, эта норма позволяет существенно снизить земельный налог.

На данный момент у физического лица есть два законных способа, как снизить земельный налог на свою недвижимость:

  1. Обращение в территориальную комиссию Управления регистрационной службы прав на недвижимое имущество. Для рассмотрения своего вопроса в комиссии, собственник должен предоставить заявление о пересмотре кадастровой стоимости, кадастровый паспорт на объект недвижимости и отчет о рыночной оценке земли (на бумажном носителе и в форме электронного документа). В отдельных случаях, специалист может попросить предоставить дополнительный пакет документов.
  2. Второй способ – обратиться в суд с исковым заявлением. Для этого собственник участка должен обратиться в суд непосредственно по месту нахождения объекта недвижимого имущества. Вместе с заявлением придется предоставить кадастровый паспорт, копии всех правоустанавливающих документов, заключение независимого эксперта о рыночной стоимости земли (на бумажном носителе и в форме электронного документа).

Чтобы подтвердить в суде, что рыночная стоимость земельного участка гораздо ниже кадастровой, потребуется предоставить всего два основных документа.

Подготовка искового заявления

Заявление оформляется в письменном виде. Иск должен содержать требование об уменьшении кадастровой стоимости.

Заявитель должен обосновать причины подачи заявления. Порядок расчета должен основываться на отчете оценщика.

Заявление оформляется в письменном виде.

Куда обратиться, чтобы оспорить кадастровую стоимость

Размер кадастровой стоимости юридические лица и граждане могут оспорить в суде и в комиссии при Росреестре.

Чтобы понять, кому и куда подавать заявления, стоит разобраться с требованиями закона.

Юридические лица. Если кадастровая стоимость участка установлена раньше 2017 года, то сначала идем в комиссию.

В январе 2017 года вступил в силу ФЗ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который действует в отношении кадастровой стоимости, установленной после 1 января 2017 года. Если стоимость земли определена после этой даты, предварительное обращение в комиссию необязательно.

Физические лица вправе обратиться с заявлением сразу в суд. Но до суда можно обратиться и в комиссию. Если комиссия откажет в удовлетворении заявления, ее решение можно обжаловать в суде.

Если земля в аренде. С заявлением об оспаривании кадастровой стоимости вправе обратиться и арендатор участка, если размер арендной платы рассчитывается от кадастровой стоимости. В таком случае процедура будет такой же, а результатом станет снижение арендной платы.

С заявлением об оспаривании кадастровой стоимости вправе обратиться и арендатор участка, если размер арендной платы рассчитывается от кадастровой стоимости.

Законное уменьшение стоимости земельного налога

Размер земельного налога напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Этот показатель устанавливается администрацией субъекта государства в отношении каждого участка индивидуально.

После переоценки земли, осуществленной в 2013 году, размер налоговой ставки по многим земельным участкам значительно вырос из-за увеличения кадастровой стоимости таких объектов.

  • Кадастровая стоимость. Понятие, общая информация
  • Как уменьшить налог на землю?
  • Как оспорить сумму налога в суде?
  • Стоимость оспаривания завышенного земельного налога
  • Рекомендации по уменьшению кадастровой стоимости

какие есть способы для уменьшения земельного налога?

Законное уменьшение стоимости земельного налога.

Подробнее о содержании Письма № БС-4-21/[email protected]

Тема письма – размер налоговой ставки в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Сославшись на обстоятельства дела № А41-90821/2016 и учитывая, что судьи (в том числе на уровне Верховного суда) признали доначисления обоснованными, ФНС сообщила, что о неправомерности применения льготной ставки земельного налога (0,3 % вместо 1,5 %) могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

  • большое количество земельных участков принадлежит одному лицу, зарегистрированному в качестве ИП, основным видом деятельности которого является продажа недвижимости;
  • имеются признаки коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т. п.), наличие фактов дальнейшей реализации участков, то есть их использования налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

Иными словами, ФНС призвала налоговые органы на местах выявлять перечисленные обстоятельства, производить доначисления и отстаивать свою точку зрения в судебных инстанциях, обращая внимание арбитров на позицию, выраженную в Определении ВС РФ от 15.01.2018 № 305-КГ17-20424.

Подробнее о содержании Письма БС-4-21 email protected.

Шаг 3 — разобраться в законодательстве

Для начала рассмотрим следующее:

  • В силу пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  • В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, для целей определения которых устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель.
  • В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
  • В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
  • Согласно статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Выводы: Действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли является земельный налог до введения в действие налога на недвижимость и арендная плата, для целей определения которых устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель.

Уменьшить земельный налог

Что такое перерасчет земельного налога? Многие собственники земельных наделов заинтересованы в его уменьшении. Различают несколько способов, с помощью которых законно снижается размер выплат, поступающих от владельцев в казну государства. В частности:

  • снизить стоимость имущества по кадастру из-за ухудшения его характеристик;
  • применить льготы (если они полагаются по закону конкретному гражданину);
  • выйти на пенсию.

Первый вариант, перечисленный в списке, связан с оспариванием кадастровой стоимости земельного надела.

Юридическое действие сопровождается пакетом документов.

Оптимизация земельных платежей

Как известно, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Зачастую статья платежей за использование земли является весьма существенной, что не всегда дает возможность максимально прибыльно вести бизнес. В любом случае, для эффективного землепользования необходим определенный баланс равновесия платности землепользования и экономически обоснованного налогообложения. С одной стороны, платежи за землю, безусловно будут хорошим стимулом для наиболее выгодного использования земли, но с другой — завышенная, экономически не обоснованная плата за землю уменьшит коммерческую привлекательность земельных участков, что приведет к снижению использования земли на некоторых территориях из-за их невыгодности.

Читайте также:  Оформление прогула на работе по тк рф

Если расходов по использованию земли не избежать совсем, то можно их минимизировать

Арендная плата

Арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:

– двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

– трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

– полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Напомним, что под кадастровой стоимостью понимается эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога и иных платежей на землю. В то время как, рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой земельный участок может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, когда определена рыночная стоимость земельного участка. В таком случае, кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости.

На практике складывается, что кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной, более того, она превышает ее более чем в два раза. И учитывая, что расчет всех арендных платежей устанавливается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая в разы завышена, то возникает не оправдано высокая арендная плата.

Однако у предпринимателей есть законный способ для уменьшения не обоснованных затрат по аренде. Если кадастровая стоимость будет соответствовать рыночной, то выплаты могут быть значительно снижены.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Понятие государственной кадастровой оценки определяется как совокупность действий, включающих в себя:

– принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

– формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

– отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;

– определение кадастровой стоимости и составление отчета об оценке;

– экспертизу отчета об оценке кадастровой стоимости;

– утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

– опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;

– внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр объектов недвижимости.

Закон устанавливает проведение государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя, определение кадастровой стоимости оценщиками в соответствии с федеральными стандартами оценки, стандартами и правилами саморегулируемой организацией оценщиков, регулирующими вопросы определения кадастровой стоимости; наделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности полномочиями по установлению требований к отчету об оценке кадастровой стоимости; обязательная экспертиза отчета об оценке кадастровой стоимости в саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.

Однако, федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления может быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление рыночной стоимости объекта на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, для того чтобы существенно уменьшить расходы по арендной плате за земельный участок, у вас есть возможность привести кадастровую стоимость земельного участка к рыночной.

Земельный налог

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с Земельным кодексомРФ для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Таким образом получается, что если кадастровая стоимость участка завышена по отношению к его рыночной стоимости, то возникают высокие отчисления по налогу на землю, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

В данном случае возникает такое же право по оспариванию кадастровой стоимости в целях оптимизации налогообложения, как и при уменьшении арендных платы земельного участка.

Механизм уменьшения кадастровой стоимости аналогичный – установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости проводится в судебном порядке, на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка. Для этого, во-первых, необходимо провести независимую оценку земельного участка. Далее два варианта — обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, или подать заявление в суд. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления. Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде. Законом не предусмотрено обязательно досудебное обращение с указанным заявлением в комиссию, поэтому после получения отчета об оценке можно сразу обращаться в суд.

В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

В связи с тем, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости, орган кадастрового учета предоставляет указанные выше сведения в органы ФНС России.

Для целей налогообложения, согласно статье 391 Налогового кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

По опыту работы юристов ЮС КОГЕНС, рыночная стоимость земельного участка в несколько раз ниже его кадастровой стоимости. Таким образом, определив рыночную стоимость земельного участка, можно в разы уменьшить его кадастровую стоимость, и, как следствие, значительно снизить сумму земельного налога, арендной платы, выкупную стоимость земельного участка.

Экономическая оценка земли предполагает назначение обоснованной платы за землю только в случае надлежащего правового регулирования отношений по определению и взиманию платы за использование земли, в том числе с применением процедуры пересмотра результатов такой оценки. Именно поэтому, в целях экономии вашего времени и ресурсов мы предлагаем вам воспользоваться услугами ЮС КОГЕНС по снижению кадастровой стоимости земельного участка.

Если расходов по использованию земли не избежать совсем, то можно их минимизировать.

Образец заявления о перерасчете земельного налога

В законодательстве специальное заявление в ИФНС о перерасчете налога на землю не предусмотрено, т.е. вы пишите его в свободной форме, максимально подробно и информативно изложив причины для перерасчета. Скачать примерную форму заявления можно здесь.

Можно подать онлайн-заявку:

  • в «Личном кабинете налогоплательщика»;
  • либо через сервис сайта ФНС «Обратиться в ФНС России».

Инструкция для ЛКН:

  1. В ЛКН откройте раздел жизненных ситуаций.
  2. Здесь вы увидите кнопку для перехода к заполнению онлайн-заявки.
  3. Выберите причину обращения.
  4. В произвольной форме опишите свое ходатайство.

Если у вас нет ЛКН, то просто откройте сайт ведомства, спуститесь в самый нижний раздел главной страницы и перейдите по кнопке обратной связи.

Заполните обращение и подайте.

Если ни один из способов вам не подходит, позвоните по номеру, который указан в уведомлении, высланном вам, — там будет указан инспектор и его рабочий телефон. Если и этого телефона у вас нет, то позвоните по единому номеру ФНС 8-800-222-22-22. Срок рассмотрения заявления также строго не регламентирован, как и форма, поэтому ждать придется от нескольких недель до нескольких месяцев.

Вы можете сделать это частями, главное, к указанному сроку перевести последнюю часть суммы.

Льготы на земельный налог

В 2020 году существуют два вида льгот. Первые называются федеральные. По ним земельный налог для физлиц могут не платить представители коренных народов Сибири, Дальнего Востока и Севера, если они используют участок для традиционного образа жизни, промыслов и хозяйства.

Читайте также:  Как оспорить долг по алиментам в судебном порядке

Вторые льготы именуют местными. Их определяют законы муниципалитетов. То есть в Челябинске будут свои льготы, в Москве иные, а в Салехарде третьи. Чаще всего к льготникам относят инвалидов, ветеранов, многодетных. Узнать полный список можно в региональных налоговых или получить консультацию по телефону: 8 (800) 222-22-22.

Если гражданин понимает, что налоги он платить должен, но извещений почему-то нет, ему необходимо самому принять меры для выяснения суммы к уплате и причины, по которой он не получает извещения.

Как снизить налог на землю

Рассмотрим реальные пути снижения земельного налога. Первый путь, о котором часто забывают, заключается в проверке применения различных льгот по уплате налога. Льготы, в зависимости от категории льготников, бывают вплоть до полного освобождения от земельного налога. Число категорий льготников, установленных законом, достаточно велико, но, что главное — местные власти имеют право его расширять. Например, в одном из муниципалитетов Московской области пенсионерам дают «скидку» с налога в 20%. После произошедшего повышения земельных налогов это может быть солидная сумма. Чтобы уточнить попадаете ли вы в список льготников, обратитесь в местную администрацию или налоговую инспекцию. В инспекцию стоит обратиться и в том случае, если вы считаете, что вам полагается льгота по уплате, но ее не учли — тогда вам после предъявления подтверждающих документов проведут перерасчет.

В предыдущей статье о налоге на землю мы рассмотрели структуру этого налога и некоторые вопросы, связанные с его исчислением. Теперь же рассмотрим реальные пути снижения земельного налога. Первый путь, о котором часто забывают, заключается в проверке применения различных льгот по уплате налога. Льготы, в зависимости от категории льготников, бывают вплоть до полного освобождения от земельного налога. Число категорий льготников, установленных законом, достаточно велико, но, что главное — местные власти имеют право его расширять. Например, в одном из муниципалитетов Московской области пенсионерам дают «скидку» с налога в 20%. После произошедшего повышения земельных налогов это может быть солидная сумма. Чтобы уточнить попадаете ли вы в список льготников, обратитесь в местную администрацию или налоговую инспекцию. В инспекцию стоит обратиться и в том случае, если вы считаете, что вам полагается льгота по уплате, но ее не учли — тогда вам после предъявления подтверждающих документов проведут перерасчет. Кстати, из существования льготников вытекает первый, хотя и не самый корректный и надежный, способ снижения налога на землю — это переоформление земельного участка на того, кто льготой обладает. Естественно, это должно быть лицо, которому вы всецело готовы доверить такой ценный актив.

Если вернуться непосредственно к формуле расчета налога на землю, когда налог получается перемножением ставки налога на кадастровую стоимость земельного участка, то логично предположить, что уменьшить налог можно воздействуя на один из этих множителей. Начнем с наиболее известного способа — снижения кадастровой стоимости. Теоретически, неправильно рассчитанную кадастровую стоимость можно уменьшить, обратившись в специальную комиссию при вашем региональном отделении Росреестра. Но пока случаи, когда комиссия шла навстречу заявителям, автору неизвестны. Поэтому большинство землевладельцев сразу идут в суд — арбитражный или общей юрисдикции, чтобы не тратить время на бесполезные споры с чиновниками. Впрочем, прежде чем идти в суд, необходимо заручиться отчетом об оценке, в котором вы представите суду вашу версию кадастровой стоимости земельного участка. В суде же события могут развиваться по разному сценарию. Где-то чиновники настолько не любят и не хотят ходить в суд, что фактически спорить с вами никто не будет, и суд примет решение на основании вашей оценки. Где-то процесс может затянуться на полгода, а то и год, так как суд назначит собственную судебную экспертизу стоимости. В любом случае для простого человека судебный процесс выйдет недешевым, так как будет необходимо оплатить начальную оценку тысяч рублей), услуги юристов тысяч рублей плюс пошлина), судебную экспертизу тысяч рублей). Поскольку в 99 случаях из 100 суд о снижении кадастровой стоимости удается выиграть, теоретически можно взыскать понесенные затраты с проигравшей стороны, то есть с государственных структур. Однако, как показывает практика, получить с них деньги, даже при наличии решения суда, занятие крайне хлопотливое. Отсюда вывод, что судебный процесс по снижению кадастровой стоимости выгоден владельцам крупных земельных участков, которые платят за них сотни тысяч и даже миллионы рублей налогов в год. Для мелких же землевладельцев стоимость судебного процесса окажется больше, чем выгода от него в виде нескольких тысяч рублей в год. Владельцу одного из участков для индивидуального жилищного строительства в Подмосковье площадью 137 гектар удалось за полгода снизить кадастровую стоимость участка с 2,5 до 1,2 миллиардов рублей. А значит, теперь он будет платить в год за свой участок не 2,5 миллиона рублей, а на 1,3 миллиона рублей меньше (налоговая ставка составляет 0,1%). Некоторым удается в суде снизить кадастровую стоимость земли даже в 20 раз. Однако, следует учитывать, что счастье землевладельца продлится не вечно — до следующей кадастровой переоценки государством. После нее процесс придется повторить.

Мелким землевладельцам стоит обратить внимание на второй множитель — налоговую ставку. Теоретически эту ставку можно изменить сразу для всех землевладельцев участков с определенным видом разрешенного использования, обратившись к главе местного органа власти с петицией о снижении налогов. В идеальном мире глава должен пойти навстречу жителям. Но в России реальность устроена несколько по-иному. Подобные предложения встречаются крайне прохладно, так как значения ставок спускаются директивно с вершин «вертикали власти». Оттуда же спускаются бесконечные указания по росту доходной части бюджетов — а земельный налог, как раз и формирует значительную долю местных бюджетов. Так, что на практике этот путь пока никому воплотить не удалось. Но есть обходной маневр.

Дело в том, что если нельзя поменять ставку, то в некоторых случаях можно поменять вид разрешенного использования, на тот, где ставка будет ниже. Например, с «личного подсобного хозяйства» на «индивидуального жилищное строительство», или с «малоэтажного жилищного строительства» на «индивидуальное жилищное строительство». Откуда куда выгодней переходить (и есть ли такая возможности) в каждом конкретном случае можно определить, только ознакомившись с местной спецификой сетки налоговых ставок. Далее остается подать заявление об изменении вида разрешенного использования участка на желаемый, и, если необходимо, провести публичные слушания (а необходимо это далеко не всегда, тут тоже есть нюансы). Нельзя сказать, что местные администрации с радостью идут на подобные шаги, но иногда идут, тем более что иначе придется обосновывать отказ. Да и, в конце концов, речь идет о снижении налоговых поступлений не сразу со всех участков скопом, как получается, когда просят снизить налоговую ставку, а об «убытке» с нескольких земельных участков наиболее активных и настойчивых землевладельцев. Например, в одном из коттеджных поселков Московской области группе из 40 мелких землевладельцев удалось подать заявления о смене вида разрешенного использования с «жилищное строительство и общественно-деловые объекты» на «индивидуальное жилищное строительство». В результате они будут платить налоги по ставке не 1,3%, а 0,12%, то есть в 10 раз меньше. Но учитывая общее число земельных участков для местных властей эти потери — капля в море.

Александр Пыпин, директор аналитического центра портала ГдеЭтотДом.РУ

В инспекцию стоит обратиться и в том случае, если вы считаете, что вам полагается льгота по уплате, но ее не учли тогда вам после предъявления подтверждающих документов проведут перерасчет.

Как снизить налог на землю

В предыдущей статье о налоге на землю мы рассмотрели структуру этого налога и некоторые вопросы, связанные с его исчислением. Теперь же рассмотрим реальные пути снижения земельного налога. Первый путь, о котором часто забывают, заключается в проверке применения различных льгот по уплате налога. Льготы, в зависимости от категории льготников, бывают вплоть до полного освобождения от земельного налога. Число категорий льготников, установленных законом, достаточно велико, но, что главное — местные власти имеют право его расширять. Например, в одном из муниципалитетов Московской области пенсионерам дают «скидку» с налога в 20%. После произошедшего повышения земельных налогов это может быть солидная сумма. Чтобы уточнить попадаете ли вы в список льготников, обратитесь в местную администрацию или налоговую инспекцию. В инспекцию стоит обратиться и в том случае, если вы считаете, что вам полагается льгота по уплате, но ее не учли — тогда вам после предъявления подтверждающих документов проведут перерасчет. Кстати, из существования льготников вытекает первый, хотя и не самый корректный и надежный, способ снижения налога на землю — это переоформление земельного участка на того, кто льготой обладает. Естественно, это должно быть лицо, которому вы всецело готовы доверить такой ценный актив.

Читайте также:  Отозвать претензию образец

Если вернуться непосредственно к формуле расчета налога на землю, когда налог получается перемножением ставки налога на кадастровую стоимость земельного участка, то логично предположить, что уменьшить налог можно воздействуя на один из этих множителей. Начнем с наиболее известного способа — снижения кадастровой стоимости. Теоретически, неправильно рассчитанную кадастровую стоимость можно уменьшить, обратившись в специальную комиссию при вашем региональном отделении Росреестра. Но пока случаи, когда комиссия шла навстречу заявителям, автору неизвестны. Поэтому большинство землевладельцев сразу идут в суд — арбитражный или общей юрисдикции, чтобы не тратить время на бесполезные споры с чиновниками. Впрочем, прежде чем идти в суд, необходимо заручиться отчетом об оценке, в котором вы представите суду вашу версию кадастровой стоимости земельного участка. В суде же события могут развиваться по разному сценарию. Где-то чиновники настолько не любят и не хотят ходить в суд, что фактически спорить с вами никто не будет, и суд примет решение на основании вашей оценки. Где-то процесс может затянуться на полгода, а то и год, так как суд назначит собственную судебную экспертизу стоимости. В любом случае для простого человека судебный процесс выйдет недешевым, так как будет необходимо оплатить начальную оценку(5-20 тысяч рублей), услуги юристов (20-50 тысяч рублей плюс пошлина), судебную экспертизу (30-50 тысяч рублей). Поскольку в 99 случаях из 100 суд о снижении кадастровой стоимости удается выиграть, теоретически можно взыскать понесенные затраты с проигравшей стороны, то есть с государственных структур. Однако, как показывает практика, получить с них деньги, даже при наличии решения суда, занятие крайне хлопотливое. Отсюда вывод, что судебный процесс по снижению кадастровой стоимости выгоден владельцам крупных земельных участков, которые платят за них сотни тысяч и даже миллионы рублей налогов в год. Для мелких же землевладельцев стоимость судебного процесса окажется больше, чем выгода от него в виде нескольких тысяч рублей в год. Владельцу одного из участков для индивидуального жилищного строительства в Подмосковье площадью 137 гектар удалось за полгода снизить кадастровую стоимость участка с 2,5 до 1,2 миллиардов рублей. А значит, теперь он будет платить в год за свой участок не 2,5 миллиона рублей, а на 1,3 миллиона рублей меньше (налоговая ставка составляет 0,1%). Некоторым удается в суде снизить кадастровую стоимость земли даже в 20 раз. Однако, следует учитывать, что счастье землевладельца продлится не вечно — до следующей кадастровой переоценки государством. После нее процесс придется повторить.

Мелким землевладельцам стоит обратить внимание на второй множитель — налоговую ставку. Теоретически эту ставку можно изменить сразу для всех землевладельцев участков с определенным видом разрешенного использования, обратившись к главе местного органа власти с петицией о снижении налогов. В идеальном мире глава должен пойти навстречу жителям. Но в России реальность устроена несколько по-иному. Подобные предложения встречаются крайне прохладно, так как значения ставок спускаются директивно с вершин «вертикали власти». Оттуда же спускаются бесконечные указания по росту доходной части бюджетов — а земельный налог, как раз и формирует значительную долю местных бюджетов. Так, что на практике этот путь пока никому воплотить не удалось. Но есть обходной маневр.

Дело в том, что если нельзя поменять ставку, то в некоторых случаях можно поменять вид разрешенного использования, на тот, где ставка будет ниже. Например, с «личного подсобного хозяйства» на «индивидуального жилищное строительство», или с «малоэтажного жилищного строительства» на «индивидуальное жилищное строительство». Откуда куда выгодней переходить (и есть ли такая возможности) в каждом конкретном случае можно определить, только ознакомившись с местной спецификой сетки налоговых ставок. Далее остается подать заявление об изменении вида разрешенного использования участка на желаемый, и, если необходимо, провести публичные слушания (а необходимо это далеко не всегда, тут тоже есть нюансы). Нельзя сказать, что местные администрации с радостью идут на подобные шаги, но иногда идут, тем более что иначе придется обосновывать отказ. Да и, в конце концов, речь идет о снижении налоговых поступлений не сразу со всех участков скопом, как получается, когда просят снизить налоговую ставку, а об «убытке» с нескольких земельных участков наиболее активных и настойчивых землевладельцев. Например, в одном из коттеджных поселков Московской области группе из 40 мелких землевладельцев удалось подать заявления о смене вида разрешенного использования с «жилищное строительство и общественно-деловые объекты» на «индивидуальное жилищное строительство». В результате они будут платить налоги по ставке не 1,3%, а 0,12%, то есть в 10 раз меньше. Но учитывая общее число земельных участков для местных властей эти потери — капля в море.

Теоретически, неправильно рассчитанную кадастровую стоимость можно уменьшить, обратившись в специальную комиссию при вашем региональном отделении Росреестра.

Что такое, для чего нужна

Кадастровая стоимость недвижимости – величина, которую, в ходе комплексной оценки (предназначение, местонахождение) устанавливает государственный орган. Принципы оценки определяют соответствующие законодательные нормы, например Земельный Кодекс Российской Федерации.

Необходимость определения кадастровой стоимости недвижимого объекта обусловлена их применением при расчете налогов, аренды, стоимости при покупке/продаже. Разница методов оценки недвижимости привела к тому, что кадастровая стоимость сильно отличается от рыночной, что часто приводит к недовольству собственников и деланию оспорить величину, установленную на государственном уровне.

О законодательных нормах, на основании которых может быть пересмотрена кадастровая стоимость, читайте в следующем разделе.

Оценка производится до 1 января года, в котором вносятся изменения.

2. Как рассчитывается земельный налог?

Земельный налог рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости участка. Налоговая служба начисляет его, основываясь на сведениях из Росреестра.

Объект налогообложения, налоговая база, сумма налога и срок уплаты указываются в едином налоговом уведомлении, которое налоговая служба направляет налогоплательщику не позднее чем за 30 дней до срока уплаты.

В случае если вы уже оформляли московские льготы по земельному налогу, а также федеральные льготы по другим видам налогов, направлять заявление и документы в налоговую не нужно.

Что касается ИП

Снизить размер налога для ИП можно несколькими способами, а именно:

Путем использования налоговых льготПеречень льгот определяется региональным законодательством. Для возможности уточнить интересующиеся сведения в конкретном регионе. Для этого можно воспользоваться официальным порталом ФНС. При личном обращении нужно обратиться с заявлением и документально подтвердить наличие прав на льготы
Путем пересмотра кадастровой себестоимости с помощью экспертизыИнициировать экспертизу себестоимости земельного надела можно на основании Федерального закона № 135 “Об оценочной деятельности на территории России”. Благодаря данной процедуре предоставляется возможность изменить кадастровую себестоимости в досудебном либо судебном порядке

Для этих целей необходимо обладать кадастровую справку, а также документ, который подтверждает недостоверность данных относительно участка земли и сформированный отчет о рыночной цене.

Дополнительно рекомендуется иметь при себе заключение от независящих оценщиков. Необходимо обращать внимание на то, что земельный налог не уплачивают те предприниматели, которые находятся на едином налоге.

Одновременно с этим это возможно при условии, что земля будет использована с целью предпринимательского дела.

Если участок находится в аренде.

Добавить комментарий