Реализация макулатуры в 2020 году: НДС

Новости

НДС с предоплаты за вторсырье, шкуры и макулатуру отразите.

Продажа макулатуры с НДС или без в 2020 году

До 01.01.2019 определение понятию «макулатура» давалось в подп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ: это бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления, бумага, картон и т. д. Реализация данного актива не облагалась НДС.

Вопрос о продаже макулатуры с НДС или без в 2019 году претерпел кардинальные корректировки. Хотя с 1 января суть самого понятия «макулатура» не изменилась, но теперь ее реализация регулируется п. 8 ст. 161 НК РФ и облагается НДС. В 2020 году продолжают действовать те же правила. Рассмотрим порядок учета налога у покупателя.

Казалось бы, что сложного: купили с НДС, продали с НДС, входящий НДС приняли к вычету, выходящий НДС к начислению, разницу заплатили? А вот и нет!

В чем же разница? При реализации макулатуры налоговым агентом является покупатель. То есть не продавец начисляет НДС, а покупатель. Следовательно, обязанность по уплате налога в бюджет ложится на него. Причем при реализации макулатуры в 2020 году с НДС налоговыми агентами являются не только покупатели (организации и ИП), использующие режим ОСНО, но и те, которые находятся на других системах налогообложения (упрощенка, патент, ЕНВД, ЕСХН), а также те, кто использует освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ.

Но не все участники сделки должны начислять НДС при продаже макулатуры в 2020 году. Здесь действует общее правило для агентов и комиссионеров, которые совершают сделки за счет принципала/комиссионера и в его интересах. В сделках с участием посредников они (посредники) не являются налоговыми агентами по НДС, а начисляют налог принципалы/комиссионеры, т. е. конечные покупатели, которые впоследствии могут принять этот налог к вычету.

Покупатель не станет налоговым агентом по НДС, если приобретет макулатуру у продавца, который:

  • Признан несостоятельным (банкротом) (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ). Это действующий на февраль 2020 года пункт Налогового кодекса, однако он признан КС РФ частично не соответствующим Конституции. Поэтому следует решать этот вопрос сообразно п. 4 постановления КС РФ от 19.12.2019 № 41-П.
  • Является физическим лицом.
  • Применяет УСН, ЕНВД, ПСН.
  • Применяет ОСНО, ЕСХН, но освобожден от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ.

То есть если покупаем макулатуру в 2020 году у продавцов, не являющихся плательщиками НДС, то налоговым агентом не становимся.

Если продавец освобожден от уплаты НДС, он выставляет счет-фактуру с указанием налоговой ставки Без НДС.

Продавец – плательщик НДС.

До 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, по которому реализация макулатуры освобождалась от обложения НДС.

С названной даты норма утратила силу, вследствие чего реализация макулатуры (бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованной и вышедшей из употребления бумаги, картона, типографских изделия, деловой бумаги, в том числе документов с истекшим сроком хранения) попала в облагаемые НДС операции. Однако продавец не исчисляет и не уплачивает налог в данном случае, эта обязанность возлагается на покупателя (получателя) макулатуры – налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166, п. 8 ст. 161 НК РФ).

В целях применения п. 8 ст. 161 НК РФ получателями товаров являются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право собственности на товар, в том числе на безвозмездной основе.

Порядок исчисления НДС налоговым агентом применяется при реализации макулатуры после 01.01.2019 вне зависимости от того, что этот товар приобретен до 01.01.2019 либо предварительная плата за него получена в 2018 году (Письмо Минфина России от 25.01.2019 № 03-07-11/3969).

Но исчислить и уплатить в бюджет налог покупатели обязаны только в случае приобретения ими макулатуры у продавцов – плательщиков НДС, которые сообщат о предстоящей «НДС-обязанности» покупателю путем выставления ему счета-фактуры, заполненного по-особому. Как отмечается в абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ, при реализации налогоплательщиков товаров, указанных в абз. 1 п. 8 ст. 161 НК РФ, а также при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок таких товаров он должен составить счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. При этом в таких счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах проставляется надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (Письмо Минфина России от 20.02.2019 № 03-07-14/10689).

Соответствующая надпись делается в графе 7 счета-фактуры. Графы 8 (сумма налога) и 9 (стоимость товара с налогом) не заполняются (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Вместе с тем в некоторых ситуациях (что следует из абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) продавцам макулатуры придется исчислить и уплатить НДС в бюджет. Такие случаи предусмотрены абз. 7 и 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также при реализации указанного товара «физикам», не являющимся ИП.

Вне зависимости от того, исчисляют НДС продавцы макулатуры самостоятельно (абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) либо «передают» эту обязанность покупателям – налоговым агентам, они (продавцы – плательщики НДС) вправе принимать к вычету суммы «входного» налога по приобретенным ими товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по реализации макулатуры, независимо от факта оплаты этих товаров (работ, услуг). Кроме того, необходимость вести раздельный учет при реализации такими налогоплательщиками макулатуры и осуществлении иной деятельности, подлежащей обложению НДС, исключается (письма Минфина России от 27.11.2018 № 03-07-14/85348, от 03.12.2018 № 03-07-11/87234).

Читайте также:  Где получить справки от нарколога и психиатра

166 НК РФ либо передают эту обязанность покупателям налоговым агентам, они продавцы плательщики НДС вправе принимать к вычету суммы входного налога по приобретенным ими товарам работам, услугам , используемым для осуществления операций по реализации макулатуры, независимо от факта оплаты этих товаров работ, услуг.

Реализация макулатуры в 2020 году: НДС

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В дополнение к этому письму разъяснения о заполнении декларации по НДС приведены в письме ФНС России от 19.

Декларация по НДС

При покупке сырья у плательщика НДС обязанность по формированию декларации НДС появляется не только у продавца, но и покупателя. При этом не имеет значения, какой режим налогообложения использует последний. Реализация макулатуры должна быть отражена в разделе 3 декларации, поступление – в разделе 2. Покупатель вправе учесть сумму начисленного НДС, но только в том случае, если сырье будет использоваться в налогооблагаемой деятельности.

Не всегда покупатели макулатуры могут рассматриваться как налоговые агенты.

Странное решение

И на этом фоне Министерство финансов продавливает через Госдуму агентский НДС в сегменте заготовки макулатуры, отбросив отрасль на три года назад и блокировав ее развитие.

Чем руководствовалось ведомство, предлагая и продвигая свою инициативу? Гармонизацией законодательства? Но почему гармонизация должна идти в сторону усложнения — или, по крайней мере, не должна учитывать специфику предметов регулирования? В оборот макулатуры вовлечены фактически все действующие в России юридические лица: в соответствии с последней редакцией ст. 161 Налогового кодекса «макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения». Неизбежные ошибки при оформлении реализации макулатуры в рамках агентской схемы НДС ударят по любой из действующих в России организаций. Желающих передать накопившуюся макулатуру на переработку в таких условиях будет все меньше.

Усилением контроля? Но, продавив введение налога, Минфин сам себе создал предмет и объект контроля: если налога нет, то и контролировать нечего. В каком случае контроль будет проще и эффективнее: когда плательщиков налога 84 или когда их сотни тысяч? Насколько потребуется увеличить ресурс, выделяемый на налоговый контроль в отрасли? Если во время действия НДС Фокина один инспектор на одно перерабатывающее предприятие обеспечивал поступление более 107 млн рублей налога, то какая сумма придется на одного инспектора при агентской схеме?

Особенно странным выглядят действия Минфина на фоне современных сервисов, уже сейчас предлагаемых его подразделением — Федеральной налоговой службой. На II Всероссийском форуме «Диалог с налогоплательщиком» ФНС представила сервис для плательщиков налога на профессиональный доход — простой, максимально дружественный к пользователю, полностью автоматизированный. Но если самозанятый пользователь сервиса рискнет связаться с заготовкой макулатуры и приобретет хотя бы килограмм у юридического лица, он приобретет все обязанности налогового агента по НДС.

Ведомство ожидало роста поступлений в бюджет? Но на чем основывались эти ожидания? Увеличить уплату налога, при прочих равных условиях, возможно исключительно за счет роста налогооблагаемой базы, то есть, объемов заготовки и переработки макулатуры. Перераспределение обязанностей по уплате налога, учету и отчетности к требуемому результату не приведет.

НДС Фокина предусматривал взимание налога с максимального объема образованной добавленной стоимости в конечных точках ее образования — на заводах. Агентская схема никак не может способствовать росту добавленной стоимости, а только увеличивает число налогоплательщиков, каждый из которых выплачивает налог с ничтожной части образуемой отраслью добавленной стоимости. Минфин склонен полагать, что если сто раз взять 20% с каждого рубля из ста, то в результате получится больше, чем если бы один раз взяли 20% со ста рублей?

И в ряде случаев участники отрасли злоупотребляли этим.

Реализация макулатуры в 2020 году

Статья обновлена и дополнена 07.06.2020

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором

Вернуться назад на Реализация 2020

В связи с изменениями при реализации макулатуры необходимо начислить и уплатить НДС. Ранее Федеральным законом № 174-ФЗ, купля-продажа макулатуры освобождалась от обложения НДС.

В соответствии с пунктом 8 статьи 161 НК РФ макулатурой, облагаемой НДС, признаются:

• бумажные и картонные отходы производства и потребления;
• отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги;
• документы с истекшим сроком хранения.

При покупке данного вида товара налоговыми агентами являются покупатели, именно они обязаны начислить и уплатить НДС. Выполнять обязанности налоговых агентов при покупке (получении) вторсырья должны все организации и предприниматели.

В случае приобретения макулатуры у неплательщиков налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц, обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у покупателей макулатуры отсутствует.

В соответствии с Федеральным законом 424-ФЗ, в 2020 году покупка/продажа макулатуры облагается НДС.

Согласно п. 8, ст. 161 НК РФ, облагаемой НДС макулатурой являются:

• отходы из бумаги или картона, полученные в процессе производственных и потребительских процессов;
• бумага, картон, документы, типографские изделия, которые вышли из употребления или были забракованы;
• деловые бумаги, документы и другие изделия из бумаги, срок хранения которых истек.

Исчисление и уплата налога при реализации макулатуры теперь являются обязанностью покупателя, а не продавца. При реализации макулатуры покупатель выступает в качестве налогового агента. При этом необходимость выполнять обязанности налогового агента никак не зависит от режима налогообложения организации или предпринимателя.

В случаях, когда макулатура приобретается не для себя, а для третьих лиц, покупатель (то есть посредник) не признается налоговым агентом. Будет ли сделка с макулатурой облагаться налогом на добавленную стоимость, зависит главным образом от того, является ли продавец плательщиком НДС или нет.

Если продавец – плательщик НДС:

• покупатель выступает в качестве налогового агента;
• начисление и уплата налога в бюджет выполняется покупателем;
• продавцом составляется счет-фактура, в котором указывается, что НДС начисляется налоговым агентом.

Налоговый агент, являющийся плательщиком НДС, может принять к вычету сумму налога при реализации макулатуры (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Если продавец не является плательщиком НДС:

• в договоре в первичных учетных документах делается пометка «Без НДС»;
• в контракте обязательно указываются, по каким причинам сделка освобождена от налогообложения.

Существуют исключения, когда НДС с макулатуры платит продавец, а не покупатель.

Это происходит в следующих случаях (при условии, что продавец является плательщиком НДС):

• в договор без какого-либо основания внесена запись об осуществлении сделки без НДС;
• покупатель – физическое лицо, не зарегистрированное как ИП.

Помимо исчисления налога на добавленную стоимость покупатель должен отразить его сумму в декларации по НДС.

Декларационную форму обязаны подавать все налоговые агенты. Даже в случае, когда применяется налоговый спецрежим, освобождающий от уплаты данного налога, а также от составления отчетности по нему.

Сроки подачи декларации для налоговых агентов такие же, как и у всех плательщиков НДС.

Расчетный период 2020
Расчетный счет 2020
Расчет отпуска в 2020 году
Расчет отпускных 2020
РВП 2020

Это происходит в следующих случаях при условии, что продавец является плательщиком НДС.

Реализация макулатуры в 2019 году: НДС

Сдача макулатуры НДС станет облагаться в отношении такого сырья, как.

Ставка 0% процентов

Применяется при экспорте, международных перевозках и других операциях, перечисленных в п. 1 ст. 164 НК РФ.

Международные перевозки.

Эксперимент по отмене налога не понравился Минфину

Сегодня Госдума намерена рассмотреть во втором чтении поправки к Налоговому кодексу, в числе которых — введение так называемого реверсного НДС со сборщиков макулатуры. Таким способом депутаты и чиновники намерены пополнить бюджет. Однако представители отрасли убеждены, что возвращение отмененного в 2016 году налога остановит ее рост, создаст дефицит макулатуры для переработки и в итоге, наоборот, сократит поступления в госказну.

«Макулатурная» поправка появилась уже ко второму чтению законопроекта №442400-7 о внесении многочисленных изменений в Налоговый кодекс РФ. Она предполагает возвращение с 2019 года НДС для сборщиков макулатуры. С июня 2016 года сделки по продаже бумажного вторсырья освобождены от этого налога — до конца 2018-го.

Основным аргументом этого налогового эксперимента была необходимость обеления отрасли сбора макулатуры, в том числе ликвидация мошеннических экспортных схем возврата НДС, объем которых достигал 20 млрд руб. в год. Результаты действия моратория: по данным ФНС, сумма выплат НДС предприятиями—переработчиками макулатуры в 2017 году по сравнению с 2016-м увеличилась в 2,38 раза — с 3,8 млрд до 9 млрд руб., а его возмещение прекратилось. При этом объемы сбора макулатуры впервые за последние годы увеличились — на 7%, до 3,5 млн тонн.

тонн превышают объемы сбора.

Бумажный прорыв

Отныне в налоговых целях под макулатурой понимаются “бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения”.

Как рассказал “РГ” исполнительный директор Лиги переработчиков макулатуры Максим Новиков, “освобождение от НДС являлось для нас стратегически важной вещью, которая позволяет нам обелить рынок и выйти на свет более мелким предпринимателям”. По его словам, отмена НДС на макулатуру приведет к выравниванию налоговых правил для всех вторичных ресурсов, ведь лет восемь назад был отменен НДС на металлолом.

Член Экспертного совета по налоговой политике при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве Сергей Варламов рассказал “Российской газете”, что в настоящее время рынок сбора макулатуры пребывает в упадке. А это негативно влияет на всю целлюлозно-бумажную промышленность страны. Наиболее значимой проблемой предприятий этой отрасли является дефицит и завышенная стоимость сырья – макулатуры. Кстати, по данным Лиги переработчиков макулатуры, в 2013-2015 годах стоимость макулатуры выросла с 4,5 тысячи до 16 тысяч рублей за тонну.

По словам эксперта, освобождение от НДС операций по реализации макулатуры на территории России позволит усилить инвестиционную привлекательность отрасли за счет ее большей прозрачности и снижения издержек, а также повысит объем переработки макулатуры предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности.

Варламов ожидает увеличения коэффициента собираемости макулатуры, который сейчас составляет не более 25-30 процентов, что в два раза уступает среднеевропейскому уровню. “Реализация закона должна снизить объемы захоронения бумажных отходов на мусорных полигонах и уменьшить их негативное влияние на окружающую среду”, – говорит эксперт.

Профессор кафедры налогового и финансового права Финансового университета при Правительстве РФ, заслуженный юрист России Иван Соловьев обращает внимание, что в условиях упадка макулатуроперерабатывающей отрасли игроки рынка переориентируются на экспорт сырья (так как получают за это валютную выручку) и используют различные схемы по налоговой экономии. “И хорошо, если это законные схемы, так как широкое распространение в последнее время на этом рынке получило банальное “схлопывание” НДС путем использования в цепочке продаж сырья посредников, не исполняющих налоговых обязательств надлежащим образом”, – сетует юрист.

В СССР макулатурная отрасль процветала и развивалась. Происходило это за счет двух важных аспектов. К первому можно отнести весьма разумную и хорошо организованную пиар-кампанию, основывающуюся на идеи сбережения лесных ресурсов и, как следствие, качества и чистоты воздуха, которым дышат люди.

А второй аспект касался возможности приобретения дефицитной в то время художественной литературы в случае сдачи определенного количества макулатуры. За сдачу 20 килограммов макулатуры давали талон, по которому можно было купить редкую и отсутствующую в свободной продаже книгу. Эта акция началась в конце 70-х годов и в России действовала до середины 1990-х годов. Это были так называемые книги из “макулатурной серии”.

В условиях командно-административной экономики макулатура доставалась государству практически бесплатно и в больших объемах. Теперь другие времена, и за нее приходится бороться налоговыми преференциями.

Профессор кафедры налогового и финансового права Финансового университета при Правительстве РФ, заслуженный юрист России Иван Соловьев обращает внимание, что в условиях упадка макулатуроперерабатывающей отрасли игроки рынка переориентируются на экспорт сырья так как получают за это валютную выручку и используют различные схемы по налоговой экономии.

Сборщикам макулатуры возвращают НДС // Эксперимент по отмене налога не понравился Минфину

, а его возмещение прекратилось.

“Деловой Петербург” провел II практическую конференцию “Банкротство–2018”

Советский Союз обладал уникальной эффективной системой выкупа у населения использованных материалов (макулатуры, стекла и т.д.), но Налоговый кодекс РФ (ст. 217) разрушил ее. Теперь государство считает, что физлицо при сдаче макулатуры получает прибыль, а значит, должно заплатить налог на доходы физлиц (НДФЛ). Этот закон — самый главный сдерживающий фактор развития отрасли сегодня! Законопроект об отмене НДФЛ уже 2 года лежит в Госдуме. Но налицо конфликт двух комитетов Госдумы: комитета по экологии, который действительно хочет сдвинуть эту телегу с места и выступает за отмену НДФЛ, и комитета по бюджету и налогам в лице его руководителя Андрея Макарова, который утверждает, что отмена НДФЛ для физлиц спровоцирует коррупцию и разовьет систему обналичивания.

Может, Макаров хочет в принципе запретить хождение наличных денег? Но тогда это то же самое, что бороться с ворами путем зашивания карманов у всего населения: нет карманов — нет проблемы. Воров должна ловить полиция, и бороться с ними надо не путем зашивания карманов, а искореняя причины. А в век цифровых технологий карманников стало заметно меньше, деньги воруют уже с кредитных карточек. Противодействие комитета по бюджету, по–моему, напоминает какой–то каменный век, то есть мы боремся с проблемами, которых нет и никогда не будет.

Но, чтобы побороть свалки (а мы все уже знаем, что у нас на территории России захоронена Франция), нам нужно отменить НДФЛ и воссоздать эффективно работающую систему — как в Евросоюзе и США. Сегодня во многих городах России люди страдают, задыхаясь от свалочных газов, притом что мы 2 года наблюдаем самый банальный пример, когда государство, не теряя ничего, сразу же начинает приобретать, получая налоги.

Замглавы КИО Мы не виним бизнес.

Как посчитать общехозяйственные расходы и учитывать ли стоимость макулатуры при расчете совокупных расходов по необлагаемым операциям

Расходы по необлагаемым операциям включают в себя все расходы, прямо относящиеся к необлагаемым операциям, а так же часть распределяемых (общехозяйственных) расходов, рассчитанной пропорционально базе, указанной в учетной политике организации.

В связи с тем, что глава 21 НК РФ не регламентирует порядок распределения общехозяйственных расходов в связи с этим можно сделать вывод, что налогоплательщик самостоятельно может установить данную величину:

либо пропорционально доле выручки от необлагаемых НДС операций в общей сумме выручки от реализации;

либо пропорционально доле прямых расходов от необлагаемых операций НДС в общей сумме прямых расходов от реализации.

Однако, по мнению судей, стоимость отходов, учитываемая в расходах при реализации, не будет являться расходом на приобретение, производство и (или) реализацию.

Так в Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2012 по делу N А75-1698/2011 суд пришел к выводу, что у налогоплательщика, получившего отходы в процессе собственного производства, полностью отсутствовали расходы на их приобретение (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ; п. 2 ст. 254 НК РФ).

Суд указал на то, что нормы абз.

Бухгалтерский учет макулатуры на предприятии

  • с позиции приобретения товара (т.е. через счет 41 «Товары»), если планируется ее последующая перепродажа переработчику. Причем, если закупка макулатуры в данном случае производится у обычного населения (не у предпринимателей!), то такие операции следует оформить с помощью товарно-закупочного акта, разработанного самим предприятием. От организаций и предпринимателей, которые продают свою макулатуру, достаточно будет получить, например, накладную ТОРГ-12;
  • либо с позиции предоставлению услуг по хранению, захоронению, утилизации, и т.п. (то есть через счет 20 «Основное производство», или через счет 91 «Прочие доходы и расходы» — если деятельность не носит основного характера). В этом случае, если речь идет только о хранении макулатуры, как правило, оформляется акт по форме МХ-1 (утвержден Госкомстатом РФ в Постановлении No 66 от 09.08.99г.). Этот акт оформляется на основании заключенного договора хранения.

Так, теперь в п.

Добавить комментарий