Штраф без приказа: размер

Законные удержания из заработной платы сотрудника

Трудовое законодательство содержит перечень оснований, когда удержания из заработной платы работника допускается производить вполне законно. Так, ежемесячно из заработка сотрудника удерживается НДФЛ в размере 13%. Работодатель выступает налоговым агентом и не вправе не производить налоговые удержания.

Исключение составляют случаи, когда с работником подписан договор о полной материальной ответственности, работник добровольно согласился погасить ущерб в полном размере, ущерб был причинен преступными деяниями и пр. В таких ситуациях с работника взыскивается весь причиненный ущерб, который не ограничен его средним заработком.

При этом ежемесячно из заработной платы сотрудников допускается производить удержания в счет погашения ущерба сумму в размере не более 20% от его зарплаты.

Также из заработка работника могут производиться удержания по исполнительным листам и судебным решениям. Речь может идти об административных штрафах, задолженностям по коммунальным платежам, кредитам, алиментам и пр.

Согласно ст. 238 ТК, работодатель может взыскать с работника только прямой действительный ущерб, который заключается в уменьшении имущества работодателя и ухудшение его состояния. Упущенная выгода не подлежит взысканию.

Помимо этого, на основании ст. 137 ТК из зарплаты допускается удержать сумму неотработанного аванса, неиспользованные командировочные, излишне начисленные зарплатные доходы, компенсации неиспользованного отпуска и пр. При этом на удержание указанных сумм нужно получить согласие от работника.

Несмотря на законодательный запрет использования системы штрафов, многие работодатели продолжают лишать работников части зарплаты без каких-либо оснований.

3 приказа, за отсутствие которых работодателю грозит штраф 50 тысяч рублей

Обзоры КонсультантПлюс

по ведению трудовых книжек,.

Штрафы — законно ли? Чем штрафование грозит работодателю?

Штрафование — один из самых распространённых методов мотивации, применяемый работодателями в отношении своих подчинённых.

Многочисленные штрафы воспринимаются как должное обеими сторонами рабочих правоотношений.

Но законно ли это? Давайте узнаем!

  • Что говорит закон о штрафовании сотрудников?
  • За что работодатели штрафуют сотрудников?
  • Что делать оштрафованному сотруднику?
  • Ответственность работодателя за штраф сотруднику
  • Альтернативные меры наказания

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Для решения именно Вашей проблемы звоните на горячую линию 8 800 350-34-85 или задайте вопрос на сайте.

С 1 апреля установлена административная ответственность за нарушение карантина и режима самоизоляции

VitalikRadko / Depositphotos.com

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ 1 внесены изменения в КоАП, согласно которым установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания или проведения ограничительных мероприятий (карантина), а также за невыполнение в установленный срок требования органа, осуществляющего федеральный государственный санэпиднадзор, о проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий. Соответствующие поправки внесены в ст. 6.3 КоАП РФ. Данные нарушения влекут наложение административного штрафа на:

  • граждан – в размере от 15 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • должностных лиц – от 50 тыс. до 150 тыс. руб.;
  • ИП – от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юрлиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Названная статья также дополнена нормой о повышенной ответственности за те же действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если в них отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния.

Глава 20 КоАП РФ теперь включает в себя ст. 20.6.1, устанавливающую административную ответственность за нарушение режима самоизоляции, а именно, за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. Ответственность за указанное правонарушение наступит, если эти действия не подпадают под нормы ст. 6.3 КоАП РФ (с учетом вышеуказанных новых поправок). Так, для граждан предусмотрены предупреждение или штраф от 1 тыс. до 30 тыс. руб., для должностных лиц – штраф от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для ИП – штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Совершение данных действий (бездействия), повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу, либо совершенные повторно, влекут более строгие наказания.

Следует отметить, со вчерашнего дня вступил в силу Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ 2 , который усиливает также и уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если оно повлекло массовое заболевание или отравление людей, или если виновными действиями создана угроза таких последствий.

Поправки внесены и в ст. 13.15 КоАП РФ. Для юрлиц установлен штраф от 1,5 млн до 3 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой за распространение в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. Если же такие действия юрлица повлекли смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи – штраф будет варьироваться в пределах от 3 млн до 5 млн руб. В примечании к статье уточняется, что обстоятельствами, представляющими угрозу для жизни, признаются ЧС природного, техногенного, в том числе экологического характера, эпидемии, эпизоотии, аварии, катастрофы и т. д., повлекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью и окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Напомним, сегодня применяется норма об административной ответственности (ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ) за распространение в СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию объектов жизнеобеспечения и т. д.: для граждан предусмотрены штрафы в размере от 30 тыс. до 100 тыс. руб. с конфискацией предмета правонарушения или без таковой. Штрафы действуют и для должностных лиц – от 60 тыс. до 200 тыс. руб., и для юрлиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб. с конфискацией предмета правонарушения или без таковой.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Установлена административная ответственность за реализацию либо отпуск лекарств с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части, касающейся превышения установленных предельных размеров оптовых, розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на указанные лекарственные препараты (дополнена ст. 14.4.2 КоАП РФ). Наказание за совершение данного правонарушения должностными лицами – штраф от 250 тыс. до 500 тыс. руб., а для юрлиц и ИП – его размер будет зависеть от суммы излишне полученной выручки от реализации лекарств в двукратном размере за весь период совершения правонарушения, но не более года.

В ст. 20.16 КоАП РФ уточняются положения об административной ответственности за частную охранную, частную детективную деятельности без специальных лицензий, а также за оказание охранных услуг лицом, не имеющим статуса частного охранника.

Кроме того, в КоАП РФ установлена подведомственность всех указанных дел. В частности, прописано, что должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных новой ст. 20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне чрезвычайной ситуации). Перечень таких должностных лиц утверждается Правительством РФ. А в период до конца текущего года правом составлять протоколы по таким правонарушениям наделены должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых будут утверждать высшие должностные лица регионов.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу с 1 апреля.

1 С текстом Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202004010076).

2 С текстом Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202004010073).

с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой за распространение в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и или о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Законные удержания

Начнем, пожалуй, с того, что работодатель имеет право применять к работнику на законных основаниях. Это, однако, отнюдь не штрафные санкции, а, если быть корректным, удержания из зарплаты. Так, помимо налогов работодатель вправе забирать из вашей зарплаты удержания по исполнительным листам и другим исполнительным документам, направленным ему судебными приставами – это административные штрафы, задолженности по коммунальным платежам и кредитам, алименты, иные долги. Кроме того, в силу действия ст. 137 ТК, из зарплаты работника могут быть вычтены по инициативе работодателя:

  • суммы неотработанного аванса;
  • неиспользованные суммы командировочных;
  • суммы излишне начисленные в силу ошибок бухгалтерии;
  • сумму компенсации за использованный отпуск, который был получен в счет еще не отработанного календарного года;

Интересно, что указанная статья не позволяет удерживать указанные суммы самовольно – работник должен дать согласие на удержание, в противном случае они возможны лишь через суд.

Третья категория законных удержаний из зарплаты – вычеты, связанные с прямым действительным ущербом, нанесенным работодателю в случаях, когда трудовым или коллективным договором на работника или коллектив возложена материальная ответственность. Под таким ущербом, согласно ст. 238 ТК, понимается уменьшение имущества работодателя, ухудшение его состояния, а также возникновение необходимости в расходах, направленных на восстановление имущества. Такой ущерб, в силу ст. 248 ТК, возмещается работником или коллективом по распоряжению работодателя, то есть непосредственно его приказом. Взыскания в таком случае не могут превышать средней ежемесячной зарплаты, которая и составляет пределы ответственности работника, согласно ст. 241 ТК.

Под таким ущербом, согласно ст.

Какие штрафы вводятся для предприятий и организаций, нарушающих режим повышенной готовности

Вступили в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые устанавливают ответственность за нарушение режима повышенной готовности. Об этом в своем блоге написал Сергей Собянин.

«Большая часть предприятий города продолжает работать, часть людей отправлена в отпуска, часть переведена на дистанционку. Очень важно, чтобы все работающие городские предприятия и учреждения приняли меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, в том числе обеспечивали дезинфекцию и социальное дистанцирование на 1,5 метра между работниками и посетителями. Из рекомендательного это требование становится обязательным. Это важно не только для уменьшения скорости распространения инфекции, но и для самих предприятий, для здоровья их работников», — написал Сергей Собянин.

Определены также органы исполнительной власти Москвы, которые уполномочены составлять протоколы и налагать штрафы на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Причинение вреда здоровью или имуществу повлечет штраф от 500 тысяч до миллиона рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовная ответственность за нарушение санитарных правил

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил может наступить уголовная ответственность. Это действует только для физических лиц. Чтобы нарушителя наказали по статье уголовного кодекса, нужно доказать, что заболело сразу много человек или возникла такая угроза. В случае с коронавирусом доказать это будет не так уж сложно: угроза заболевания может возникнуть, даже если к работе допустили водителя или курьера с температурой.

Читайте также:  Каково наказание за нарушение общественного порядка

Раньше угроза заболевания в этой статье УК не упоминалась.

Через неделю выяснилось, что он болен, но к тому времени заразились еще 30 коллег, 20 пациентов, а все отделение пришлось закрыть на карантин.

За неостановку по требованию ГИБДД

А вот если вы проедете, проигнорировав требование об остановке от инспектора ДПС на дороге, штраф за это остался неизменным – от 500 до 800 рублей. Зато появились целых 2 новых наказания.

Первое из них за попытку скрыться с погоней. Вас лишат прав на большой срок – от 2 до 3 лет или наложат штраф 40 тысяч рублей за неостановку со следующими условиями:

  1. вы не выполнили именно неоднократное требование об остановке сотрудника ГИБДД,
  2. пытаетесь скрыться,
  3. при попытке скрыться вы создаёте угрозу безопасности дорожного движения.

Обратите внимание, что последний пункт в принципе будет выполняться при погоне, так как без нарушения других пунктов ПДД – по меньшей мере превышения скорости – вы не обойдётесь.

Кроме того, санкция 500-800 рублей будет ожидать водителей, служащих в вооружённых силах, за невыполнение требований сотрудников военной инспекции, Росгвардии, военных спасателей. Однако, ранее мы писали о праве таких сотрудников останавливать автомобили на дорогах.

вы не выполнили именно неоднократное требование об остановке сотрудника ГИБДД,.

Для водителей придумали новые штрафы: 8 важных изменений

Новые предложения по автомобильным штрафам в рамках работы над проектом нового КоАП направили в Минюст участники рабочей группы при Общероссийском народном фронте (ОНФ), выяснил Autonews.ru. При этом ранее в Минюсте после резкой критики со стороны правительства и автомобилистов отказались от идеи увеличения штрафов, но члены рабочей комиссии все-таки посчитали нужным повысить ответственность за некоторые грубые нарушения. Ранее Autonews.ru опубликовал самые важные предложения, которые могут заметно упросить жизнь автомобилистов. Теперь же из 70-страничного документа мы отобрали самые серьезные штрафы, которые придумали для водителей и пешеходов.

В случае фактического превышения на 40–60 км/ч в пределах населенного пункта водителей предлагают штрафовать сначала на 2,5 тыс. рублей. Затем каждое последующее нарушение должно стоить 5 тыс. рублей. Вне населенного пункта — только на 2,5 тыс. руб. без прогрессирующей шкалы.

Превышение скорости от 60 км/ч в пределах города хотят наказывать штрафом в 5 тыс. руб. или лишением прав на срок 4–6 месяцев. Каждое последующее нарушение, по мнению рабочей группы, должно стоить 15 тыс. руб., или же водителя должны лишить прав на год. Вне населенного пункта, по мнению рабочей группы, за превышение от 60 км/ч достаточно штрафа в 5 тыс. рублей.

«Под фактической скоростью движения понимается скорость автомобиля в локальной зоне контроля либо его средняя скорость на протяженном участке, равная отношению длины контролируемого участка ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка», — уточнили в рабочей группе.

Таким образом на законодательном уровне хотят заодно прописать и понятие средней скорости. Сейчас суды нередко отменяют подобные постановления, поскольку в них не указано конкретное время и место нарушения.

За установку заведомо подложных госномеров штраф предлагают поднять — с 2 тыс. руб. до 5 тыс. рублей. С небольшой поправкой — «за исключением случаев, когда это связано с погодными условиями на момент фиксации правонарушения».

В случае с непристегнутым ремнем водителей предлагают наказывать по новой схеме. Первый штраф в 1,5 тыс. руб. предлагают снизить до 500 руб., что со скидкой 50% можно рассматривать как предупреждение. А вот за повторное нарушение штрафовать сразу на 5 тыс. рублей.

Сейчас за езду без полиса ОСАГО полагается лишь штраф в 800 рублей. Получивший его водитель может спокойно продолжить движение. При этом если такие автомобилисты становятся виновниками ДТП, то пострадавшая сторона не может рассчитывать на компенсацию от страховой компании. Им приходится долго и зачастую безрезультатно судиться с виновником в рамках гражданского делопроизводства.

Чтобы исключить такие ситуации, внесено предложение полностью запретить эксплуатацию автомобилей без полиса. Сразу после обнаружения нарушения инспекторы ГИБДД должны будут отправить автомобиль на штрафстоянку, откуда его можно будет забрать только после оформления страховки.

Цена стоянки или остановки под запрещающим знаком — 1,5 тыс. руб. во всех городах России за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, где придется заплатить 3 тыс. рублей. В рабочей группе считают этот штраф завышенным и настаивают на его снижении. Более того, эксперты предложили дифференцировать штраф в зависимости от длительности нарушения.

«Штраф за остановку в 10 секунд и штраф за парковку, которая создала затруднения движения, абсолютно одинаковый, что не соответствует степени общественной опасности. Есть примеры штрафов за остановку на три секунды. Предлагается разделить штрафы за кратковременную остановку в зоне действия знака (например, для высадки/посадки пассажира) и стоянку», — говорится в пояснениях.

Размер штрафа за проезд на красный сигнал светофора предложили поднять с 1 тыс. руб. до 5 тыс. рублей. Но при этом есть планы дифференцировать значимость нарушения. Так, поворот под «красную» стрелку оценивается по-прежнему в 1 тыс. рублей.

«Проезд на красный имеет две типовых разновидности: он может представлять собой как очень опасный проезд перекрестка на красный, так и вполне безобидный правый поворот на красный, когда погасла стрелка. Именно такие водители, не успевшие повернуть на «зеленую» стрелку, часто становятся легкой добычей инспекторов ГИБДД. Поэтому и появилось предложение разделить наказание за поворот на красный и за проезд перекрестка на красный», — отметили авторы документа.

Для ситуаций с мелкими авариями и «притертостями», которые водители иногда не замечают, а потом остаются без прав за оставление места ДТП, придумали альтернативное наказание в виде штрафа. Суду предлагается дать выбор — лишать автомобилистов прав на срок от года до полутора, как это происходит сейчас, или назначить штраф в 10 тыс. рублей.

«Сейчас любое незначительное ДТП приводит к тяжелейшим последствиям в виде лишения прав минимум на год. Под ударом курьерские службы, где водители вынуждены в тесном пространстве по нескольку десятков раз ежедневно пробираться по дворам. Профессиональные водители лишаются не только прав, но и работы минимум на год. Поэтому мы предлагаем альтернативу. Пусть суд оценит, при каких обстоятельствах был нанесен ущерб, покрыл ли виновник стоимость ремонта, и на основании этого примет решение», — отметили в рабочей группе.

В статью, предусматривающую ответственность за управление неисправным автомобилем, также предлагается внести ужесточение. За езду с заведомо неисправной тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством вместо 500 руб. предлагают выписывать штраф в 5 тыс. рублей.

«Санкция 500 руб. за управление автомобилем с явно опасным состоянием критически важных систем транспортного средства несоизмерима с общественной опасностью данного состава АПН, при котором эксплуатация ТС просто запрещена».

Разработанные ужесточения коснулись не только водителей. Так, нетрезвых пешеходов и велосипедистов авторы документа считают правильным штрафовать не на 500 руб., а на 5 тыс. рублей. Текущая ответственность, уверены активисты, не соответствуют значимости административного проступка.

Напомним, что Минюст опубликовал изменения проекта нового КоАП в июле. Документ проходит стадию общественных слушаний, после чего он должен получить оценку в правительстве, а после — отправиться на рассмотрение в Госдуму. При этом заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков ранее не исключал, что проект нового КоАП депутаты не успеют рассмотреть за короткую осеннюю сессию. А это значит, что в последующий предвыборный год от принятия фундаментальных решений политики вовсе могут воздержаться.

Разработанные ужесточения коснулись не только водителей.

Что такое административный штраф?

Административный штраф – это финансовое взыскание за осуществление противозаконного проступка. По мнению многих юристов, взыскание средств за административный проступок относится к наиболее эффективному способу наказания нарушителя.

Любое противозаконное действие обладает тремя признаками:

  1. Противоправностью, проявляемой в нарушении установленных правовых норм.
  2. Виновностью, подразумевающей наличие провинности в действии (провинность может быть спланированной или исполненной по неосторожности).
  3. Наказуемостью противозаконного поступка, то есть наложением административного взыскания.

Противозаконные действия административного характера можно разделить на виды в различных сферах:

  • В рамках защиты границ РФ.
  • В секторе сельскохозяйственного производства.
  • В сфере охраны владений.
  • В сфере природно-защитных мер в окружающей среде.
  • В информационном направлении и в связи.
  • В сфере воинского учета лиц.
  • В рамках защиты общественных правил и госбезопасности.

Противозаконные проступки способны приносить вред здоровью физлиц, посягать на имущество, на санитарное состояние, на нравственность и т.д. Любое противозаконное действие должно сопровождаться административным наказанием.

Виды административного наказания:

  • Предупреждение.
  • Конфискация орудия, при помощи которого осуществлен проступок.
  • Заключение под стражу.
  • Сужение прав физлица.
  • Дисквалификация.
  • Выдворение из РФ иностранца или физлица, без гражданства.
  • Приостановка профессионального функционирования.
  • Административное финансовое взыскание.

Таким образом, у нарушителя имеется в общей сложности 70 суток для погашения финансового штрафа.

Какие штрафы за нарушение масочного режима?

В Москве с 12 мая вводится обязательное ношение масок и перчаток на объектах торговли и в общественном транспорте. Об этом заявил в эфире телеканала «Россия 24» мэр столицы Сергей Собянин. Как сообщил министр правительства Москвы, начальник главного контрольного управления города Евгений Данчиков, штраф за нахождение в общественном транспорте без маски составит 4 000 рублей.

«Штраф составит четыре тысячи рублей по статье 3.18.1 („Нарушение требований нормативных правовых актов Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Москвы“) КоАП Москвы. Указом мэра Москвы будут определены зоны, места, критерии, по которым должна носиться маска. За нарушение этих требований законодательства будет предусмотрен штраф», — сказал Данчиков. По его словам, пока ношение масок будет обязательным в транспорте.

О введении подобной меры объявили власти Московской области, а также еще нескольких российских регионов. По словам главы Роспотребнадзора Анны Поповой, введение регионами масочного режима позволяет снизить темпы прироста числа заболевших коронавирусом.

В Подмосковье масочный режим в общественных местах и транспорте обязателен с 12 мая.

«Если в этот период [до 12 мая] вы не надели маску, респиратор, то вас не оштрафуют, а вежливо попросят соблюдать рекомендованные меры. С 12 мая рекомендация носить маски, респираторы в общественных местах и транспорте становится для всех жителей Подмосковья обязательной. Тому, кто не наденет маску, будет грозить штраф, прописанный в региональном КоАП, — 4 тыс. руб», — сообщили РИА Новости в пресс-службе регионального правительства.

Указом мэра Москвы будут определены зоны, места, критерии, по которым должна носиться маска.

Административные штрафы за нарушения требований охраны труда

В 2015 г. вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства, в том числе и за нарушения требований охраны труда.

В новой статье 5.27.1 перечислены нарушения законодательства об охране труда, за которые трудовые инспекторы могут оштрафовать компанию (должностное лицо) или вынести предупреждение.

Среди наиболее важных изменений — диверсификация ответственности за нарушения требований охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения (теперь они варьируются от 60 000 до 200 000 руб.).

Извлечение из КоАП

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2–4 настоящей статьи, —

Читайте также:  Квартира по переуступке в ипотеку

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1–4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Законодатель отдельно выделил следующие нарушения требований охраны труда:

  • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения: обязательных медицинских осмотров; обязательных психиатрических освидетельствований;
  • нарушение обучения и проверки знаний работника требований охраны труда;
  • необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты.

Значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица — до 200 тыс. руб.

В таблице представлены виды нарушения требований охраны труда, размеры штрафов, указаны нормативные акты, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Наименование основных законодательных актов за невыполнение которых накладывается штраф

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (в ред. от 07.09.2015)

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения:

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

обязательных медицинских осмотров

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 05.12.2014)

обязательных психиатрических освидетельствований

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25.03.2013)

обучения и проверки знаний работника требований охраны труда

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в ред. от 12.01.2015);

Типовые нормы выдачи СИЗ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Все законодательство регулирующее вопросы охраны труда

Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

От 30 000 до 40 000

От 100 000 до 200 000

Практика работы Государственной инспекции труда в Волгоградской области и судебная практика говорит о том, что ст. 5.27.1 КоАП работает в полной мере.

Также уже есть обширная практика по обжалованию решений инспекторов. Она, как правило, не в пользу предприятия — судьи встают на сторону Государственной инспекции труда и закона.

Судебная практика

В суде Приморского краевого суда была рассмотрена жалоба генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Жалоба оставлена без удовлетворения.

Суть дела. Постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в отношении генерального директора ООО «Водоканал-Сервис».

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 28.05.2015 № 4-525-15-ППР/000062/12/2-02661 генеральный директор ООО «Водоканал-Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015 по жалобе генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба — без удовлетворения.

В жалобе на судебное решение ООО «Водоканал-Сервис» просил отменить его и прекратить производство по делу.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности судебного решения, судья пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу решений.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Как следует из материалов дела, 23.04.2015 прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Водоканал-Сервис», в ходе которой установлено, что работникам ООО «Водоканал-Сервис» определены вредные условия труда. При этом названные работники допущены к работе без прохождения периодических медицинских осмотров.

В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установив, что на предприятии допущено нарушение норм трудового законодательства, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья признал вывод государственного инспектора по труду о привлечении к ответственности директора общества обоснованным.

Событие административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении;

актом проверки исполнения требований трудового законодательства от 23.04.2015;

приказом генерального директора от 03.09.2013 № 14-к о назначении на должность;

свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

должностной инструкцией генерального директора ООО «Водоканал-Сервис»;

свидетельством о государственной регистрации юридического лица;

трудовым договором от 03.05.2015 № 4, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

дополнительным соглашением к указанному договору;

приказом генерального директора от 30.03.2015 № 1 о приеме на работу по внешнему совместительству;

трудовым договором по внешнему совместительству от 30.03.2015 № 1, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

договором об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра от 12.11.2014 № 115 и приложениями к нему;

картами аттестации рабочего места по условиям труда;

списком работников организации.

Решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015

Необеспечение работников, занятых во вредных опасных условиях труда, средствами индивидуальной защиты.

Штраф с работника – законно ли?

В трудовых отношениях возможны ситуации, когда работодатель, желая дисциплинировать работников, применяет систему штрафов. В этой статье разберем законность таких мер, а также узнаем, как можно законно наказать работника «рублем».

Трудовое законодательство РФ не содержит такое понятие, как «штраф».

Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) императивно установлено, что работодатель вправе привлечь работника в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, к двум видам ответственности — дисциплинарной и материальной (часть первая статьи 22 ТК РФ). Применять к работнику иные меры ответственности работодатель не вправе.

В соответствии со статьей 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.
Читайте также:  Как отменить судебный приказ о взыскании задолженности

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Нормативных правовых актов, устанавливающих дисциплинарное взыскание в виде штрафа, нет. Следовательно, возложение на работника дисциплинарного взыскания в виде штрафа за совершение какого-либо проступка противоречит действующему законодательству.

Может сложиться впечатление, что назначение работодателем штрафа работнику является разновидностью материальной ответственности.

Однако, как следует из положений части первой статьи 238 ТК РФ, материальная ответственность работника заключается в обязанности работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Прямой действительный ущерб — это реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного третьим лицам.

Следовательно, материальная ответственность может наступить только в том случае, если, например, работник повредил имущество работодателя, однако, для применения такой меры необходимо соблюсти законодательно установленный порядок.

Таким образом, штраф — как не дисциплинарная, так и не материальная ответственность.

Согласно части 1 статьи 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Согласно частям 2 и 4 статьи 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

  1. для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
  2. для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;
  3. для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое;
  4. при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

Как видим, в данный перечень не входит такое основание, как штраф, который накладывается работодателем на работника за несоблюдение трудовой дисциплины.

Таким образом, взыскание работодателем с работника штрафа как меры ответственности за какой-либо дисциплинарный проступок не предусмотрено законодательством, следовательно, является незаконным.

В таких ситуациях возможно применение такой меры, как снижение размера премии либо лишение премии. Однако, такое «наказание» возможно только в тех организациях, где разработана система премирования и закреплена в локальном нормативном акте.

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Частью 1 статьи 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Локальные нормативные акты, в которых установлены системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в случае, если такой орган создан (часть 4 статьи 135 ТК РФ).

Согласно статье 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Необходимо учитывать, что в локальном нормативном акте организации, касающемся выплаты премий работникам, необходимо зафиксировать, за какие показатели премия может быть начислена (условия премирования) и за какие — снижена. Либо работник лишается ее в полном размере. Одним из условий снижения премии может быть, например, опоздание на работу, зафиксированное тем или иным способом.

Следует иметь ввиду, что премия — дополнительная часть заработной платы, которая выплачивается за труд. Таким образом, если работник допустил нарушение трудовой дисциплины, но при этом полностью выполнил требуемый от него объем работы в соответствии с требованиями по количеству и качеству, вряд ли можно признать правомерным невыплату ему премии, поскольку показатели премирования им достигнуты.

В судебных спорах между работником и работодателем, касающихся снижения размера премии (лишения премии), анализируются положения трудового договора либо локального нормативного акта, в зависимости от того, где закреплены положения о выплате и лишении премии.

Так, если в трудовом договоре премия обозначена в качестве части заработной платы, которая в фиксированном размере выплачивается работнику ежемесячно, то в таком случае суд признает невыплату премии незаконной, так как премия носит постоянный, а не разовый характер. Следовательно, исходя из условий трудового, договора ежемесячное премирование работника является не правом работодателя, а его обязанностью.

Во избежание подобных ситуаций работодателю следует указывать в трудовом договоре, что премия является дополнительной выплатой к основной сумме заработной платы, которая выплачивается работодателем в соответствии с локальным нормативным актом.

В разъяснениях Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Письмо от 14.02.2017 № 14-1/ООГ-1293) указывается, что порядок начисления и лишения премии может быть указан в коллективном договоре либо локальном нормативном акте. При этом понятия «неначисление премии» и «снижение размера премии» разграничиваются. «Неначисление премии» в данном случае означает отсутствие самого факта начисления премии, в случае же с «лишением премии» премия начисляется, но потом работник её лишается по каким-либо основаниям. Данный подход также отражен в судебной практике, а именно в Апелляционном определении Хабаровского краевого суда от 13.07.2017 по делу № 33-5259/2017.

Судебные споры при лишении премии возникают также по такому основанию, как несоразмерность наказания (лишение премии) совершенному проступку. При принятии решения основания лишения премии должны отвечать принципу соразмерности (Определение Приморского краевого суда по делу № 33-11182/2014).

Подводя итог всему вышесказанному, можем сделать вывод о том, что финансовые отношения с работником — сфера достаточно сложная и пристально контролируемая надзорными органами, в связи с чем перед принятием решения о лишении премии работника необходимо проверить локальные акты предприятия на наличие оснований как для премирования, так и для лишения премии.

Либо работник лишается ее в полном размере.

Водителям подготовили новые штрафы, в их числе 3 тыс. рублей за превышение скорости

Для тех автомобилистов, которые регулярно попадаются на нарушении ПДД, хотят ввести накопительную систему штрафов.

Проект новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) был опубликован Министерством юстиции на сайте regulation.gov.ru. Этот документ содержит несколько важных пунктов, которые, в случае одобрения, отразятся на большинстве российских водителей. Предполагается, что изменения вступят в силу в начале следующего года.

Согласно новой версии документа, нынешний минимальный штраф – 500 рублей – за превышение установленного скоростного лимита на 20-40 км/ч нужно увеличить сразу в 6 раз: до 3 тыс. рублей. Далее по нарастающей: за превышение на 40-60 км/ч взыскание составит уже 4 тыс. рублей, а не 1-1,5 тыс. рублей, как сейчас. Если превышение будет более, чем на 60 км/ч, то наказанием станет либо штраф в размере 5 тыс. рублей, либо лишение прав на срок до 6 месяцев (сейчас санкции за превышение на 60-80 км/ч – штраф 2-2,5 тыс. рублей, более чем на 80 км/ч – 5 тыс. рублей; в обоих случаях применяется также лишение).

Помимо этого, в новой редакции КоАП указано, что за повторное превышение скорости более, чем на 40 км/ч наказанием станет или штраф в размере 10 тысяч рублей, или лишение прав на год.

В свежем документе нашёл отражение такой термин, как «опасное вождение». Напомним, он был введён в ПДД ещё в 2016 году, однако наказания это «комплексное нарушение» по-прежнему нет. В новой редакции КоАП он есть – 5 тыс. рублей (соответствующая сумма оговаривалась ранее).

Сейчас за управление автомобилем без ОСАГО водители платят 800 рублей, а если страховка просрочена или за рулём оказался человек, не вписанный в полис, то штраф составляет 500 рублей. В обновлённом КоАП размеры взысканий выросли до 1000 и 800 рублей соответственно.

По новым правилам, водителей, которые отказываются от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, ждёт штраф в размере 40 тыс. рублей (нынешнее наказание – 30 тыс. рублей), а также лишение прав на срок до 3 лет (пока что – до 2 лет). Помимо этого, появится новое нарушение: вождение в нетрезвом виде (или отказ от проверки) при условии, что в машине находится ребёнок к возрасте до 16 лет. За это накажут штрафом 50 тыс. рублей и лишат прав на срок от 2 до3 лет.

Помимо этого, в обновлённом КоАП появился залог за транспортное средство. Эту норму будут применять к водителям, которых поймали на нетрезвом вождении: чтобы забрать машину со штрафстоянки, им придётся заплатить 30 тыс. рублей. Отметим, эту сумму будет учитывать суд при назначении наказания, то есть, если был уплачен залог, то штраф платить не придётся.

Ещё в Кодексе ужесточили ответственность за «невыполнение неоднократного законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства и попытка скрыться, повлекшие создание угрозы жизни или здоровью граждан». Это грозит водителям лишением прав на срок от 2 до 3 лет, либо штрафом в размере 40 тыс. рублей. Сейчас за это штрафуют на 500-800 рублей.

Штраф за перевозку детей без автокресел тоже вырастет, если новую редакцию одобрят. Сейчас он составляет 3 тыс. рублей, но будет равен 5 тыс. рублей. Размер взыскания за чрезмерную тонировку предлагается увеличить с 500 до 1 тыс. рублей, а рецидивистам придётся заплатить 3 тыс. рублей. Кроме того, ужесточить наказание предлагается для тех, кого поймали на пересечении ж/д пути вне переезда, на выезде на переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме или при запрещающем сигнале светофора, на остановке или стоянке на переезде: вместо 1 тыс. им придётся заплатить 5 тыс. рублей (альтернатива – лишение прав на срок до 6 месяцев). За повторное нарушение «светит» лишение прав до 1 года, а при условии фиксации нарушения дорожной камерой – штраф в размере 10 тыс. рублей.

Одним из важнейших изменений может стать введение накопительной системы нарушений (учитываться будут лишь те, которые зафиксировали инспекторы ДПС, а не камеры). Автомобилистов начнут лишать прав на срок до 1,5 лет, если они ранее 3 и более раз были наказаны: за превышение скоростного лимита на 60 км/ч, за нарушения при проезде ж/д путей, за проезд на запрещающий сигнал светофора, за отказ уступить дорогу автомобилю, у которого преимущество в движении, за поворот, разворот, движение задним ходом или выезд на встречную полосу в запрещённом месте, за непропуск пешехода.

Напомним, сейчас в России нет удобной системы обжалования штрафов. Потребность в ней, безусловно, вырастет, если обновлённую редакцию КоАП примут вместе с заметно возросшими штрафами. Ожидается, что система, которая позволит обжаловать штрафы онлайн, в скором будущем всё-таки появится.

Ещё в Кодексе ужесточили ответственность за невыполнение неоднократного законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства и попытка скрыться, повлекшие создание угрозы жизни или здоровью граждан.

Штрафы магазинам за нарушение масочного режима

В большинстве российских регионов сегодня действует, так называемый, масочный режим , обязательный к исполнению, в том числе, торговыми предприятиями.

Добавить комментарий