Как доказать, что дом сгорел и нужна жилплощадь?

Подлежит ли наследованию сгоревший дом?

Наш отец погиб при пожаре в доме в мае 2017 года. Пришлось заниматься восстановлением дома и лечением мамы. О наследстве мы не думали. В феврале 2018 года получили письмо от нотариуса, что в октябре – ноябре 2017 года к ней обратилась дочь папы от первого брака за наследством. Подлежит ли наследованию сгоревший дом? Можно ли по актам о пожаре, по справкам из прокуратуры выполнить акт оценки дома (после пожара) до восстановления, и по этой цене считать долю наследства? Можно ли нам как-то восстановить свое право на наследство?

Согласно ст. 128 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при гибели или уничтожении имущества.

Уничтожение дома (части дома) пожаром означает, что дом как объект гражданского оборота перестал существовать. Именно к такому выводу приходят суды, рассматривая споры долевых собственников и наследников. Следовательно, уничтоженный пожаром дом не является наследуемым имуществом и оценке не подлежит. Наследство в виде дома отсутствует.

Ниже приведем цитаты из решений различных судов, которые помогут разобраться в спорных ситуациях.

1. По смыслу п. 1 ст. 235 ГК РФ «основанием прекращения права собственности на вещь являются, в том числе гибель или уничтожение имущества, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества. При этом восстановление объекта не является созданием нового объекта, на который необходимо признание права собственности (апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.2017 № 33-16955/2017).

2. «Учитывая, что нашел свое подтверждение довод об уничтожении имущества, суд правомерно в соответствии со ст. 235 ГК РФ удовлетворил требования относительно прекращения права долевой собственности на домовладение, поскольку в техническом паспорте на жилой дом… жилое строение, обозначенное лит. А-А1-а-а1-а2 отсутствует. В разделе „Общие сведения“ имеется примечание о том, что объект права ликвидирован пожаром. Факт уничтожения спорного объекта недвижимости подтвержден материалами дела… установлено, что на предыдущем месте расположения дома установлена клумба, элементы фундамента отсутствуют, в связи с чем, прекращение существования жилого дома… признано судом необратимым» (апелляционное определение Московского областного суда от 28.09.2016 № 33-6384/2016).

3. В следующем деле истцом были заявлены требования об установлении факта принятия наследственного имущества, признании права собственности на недвижимое имущество, обязании ответчиков не чинить препятствия в восстановлении части жилого дома.

Возражая против удовлетворения иска, ответчики заявили: установления факта принятия наследства в какой-либо части не требуется, так как истец в шестимесячный срок приняла наследство; признания за собственником права на восстановление части спорного домовладения, уничтоженного пожаром, или констатации подобного факта на основании решения суда, исходя из смысла законодательства РФ, также не требуется; земельный участок с кадастровым номером уже существует, а его границы могут быть установлены путем изготовления плана межевания территории в порядке, установленном Земельным кодексом РФ; никаких препятствий в восстановлении жилого дома истцу не чинится.

Кроме этого, согласно другим возражениям признание права собственности на несуществующий объект недвижимости (сгоревший жилой дом) противоречит требованиям закона. Такое решение неисполнимо, поскольку нельзя поставить на технический учет и зарегистрировать право на объект, которого не существует.

«Поскольку на момент рассмотрения дела часть жилого дома, находившаяся в пользовании наследодателя М.И., уничтожена в результате пожара, жилой дом общей площадью 184,5 кв. м, 79/100 доли в праве собственности на который принадлежали наследодателю М.И. на момент смерти, не существовал как объект гражданского оборота, часть дома, находившаяся в пользовании М.И., после пожара не восстановлена, суд, руководствуясь п. 1 ст. 235 ГК РФ, не нашел законных оснований для удовлетворения требований истца о признании за ней права собственности на 79/100 долей в праве собственности на жилой дом площадью 184,5 кв. м… возникшее в порядке наследования имущества после смерти М.И. При рассмотрении требований о признании за истцом права на восстановление части жилого дома, суд, руководствуясь ст. 39 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на 22.02.2014 г.), исходил из того, что на момент обращения истца в суд с исковыми требованиями, трехлетний срок, установленный вышеприведенной нормой, не истек, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания за истцом права на восстановление части жилого дома… уничтоженной пожаром, не имеется, так как такое право принадлежит истцу в силу вышеприведенных норм закона» (апелляционное определение Московского городского суда от 08.11.2017 № 33-45720/2017).

4. По другому делу судом первой инстанции было принято ошибочное решение, которое апелляционная коллегия отменила. Остановимся подробнее на решении вышестоящей инстанции.

Итак, был заявлен иск о прекращении общей долевой собственности на жилой дом. Сторонам по делу на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом (по 1/2 доле). В феврале 2014 года произошло возгорание указанного жилого дома, в результате которого пострадало чердачное пространство, наиболее пострадала северная часть жилого дома, которая находилась в пользовании истца. В связи с этим истец разобрал часть дома, которая находилась в его пользовании. Ответчик восстановил используемую им часть дома, при этом возвел капитальную стену между используемыми ранее истцом и ответчиком жилыми помещениями на существующих фундаментах. Позже истец смонтировал новый фундамент и на нем возвел керамзитобетонные стены с устройством кровельного перекрытия. На основании действий истца и ответчика были изменены характеристики объекта недвижимости и были образованы два самостоятельных объекта недвижимого имущества. Истец неоднократно обращался к ответчику с предложением произвести необходимые действия для снятия с кадастрового учета частично уничтоженного пожаром жилого дома и последующего прекращения права общей долевой собственности. Однако ответчик намеренно уклонялся от получения письменных уведомлений. Представитель истца просит суд признать прекратившим право общей долевой собственности на сгоревший жилой дом у истца и ответчика на основании п. 1 ст. 235 ГК РФ.

Суд удовлетворил иск: признал прекратившим право общей долевой собственности на сгоревший жилой дом у истца и ответчика.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

«Прекращая право общей долевой собственности сторон на жилой дом суд исходил из того, что на основании действий истца и ответчика были изменены характеристики объекта недвижимости и были образованы два самостоятельных объекта недвижимого имущества.

Кроме того, суд первой инстанции указал, что во внесудебном порядке прекратить право собственности в связи с уничтожением имущества не представляется возможным, так как органы местного самоуправления требуют согласие второго сособственника.

Судебная коллегия находит данный вывод суда ошибочным…

Разрешая возникший спор, суд оставил без внимания, что само по себе разрушение дома полностью или частично, не является юридическим фактом, который согласно закону влечет за собой прекращение права собственности на часть дома и исключением в связи с этим ответчика из числа собственников.

По смыслу ст. 236 ГК РФ право отказа от собственности принадлежит самому собственнику. Для регистрации прекращения права собственности на строение необходимо заявление собственника строения, документ технического учета и постановление главы местной администрации о ликвидации объекта недвижимости.

При отсутствии доказательств, подтверждающих отказ ответчика от прав собственности на часть дома, вывод суда о прекращении права общей долевой собственности и прекращении права собственности является неправомерным.

С учетом заявленных требований суд не учел, что у сторон отсутствует право на обращение с заявлением о восстановлении части дома или о строительстве нового дома, поскольку право на такое обращение имеют лишь собственники объектов недвижимости, тогда как стороны в силу постановленного решения, таковыми уже не являются (объект уничтожен пожаром. – Примеч. наше).

При изложенных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что решение суда в указанной части нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении иска отказать» (апелляционное определение Московского областного суда от 26.08.2015 № 33-20740/2015).

На основании действий истца и ответчика были изменены характеристики объекта недвижимости и были образованы два самостоятельных объекта недвижимого имущества.

Каковы права погорельцев после пожара в многоквартирном жилом доме?

Произошёл пожар в четырехквартирном деревянном жилом доме 1915 года постройки в Балашихе (Салтыковка), полностью сгорела крыша, частично перекрытия, все помещения залиты водой. Дом включён в программу реновации.

Две квартиры в доме в собственности, две- муниципальное жильё. На какие компенсации можно рассчитывать? Что можно требовать от государства в данном случае? Какой должен быть порядок действий? Пожар произошёл сегодня утром, так что срочный ответ актуален, спасибо!

    аварийный дом
  • Поделиться

Ответы юристов ( 4 )

  • 27896 ответов
  • 8172 отзыва

Надо акт о пожаре. И после того как будет указано в акте, что дом не подлежит восстановлению вам должны на основании ст. 57 ЖК РФ предоставить аналогичное жилье. То есть у кого была однокомнатная дать однокомнатную, у кого двушка, тому двушку. Но на практике все очень долго. У меня в прошлом году было дело в Домодедовском суде. После пожара люди получили только через 10 лет жилье. Жилищные органы в этом плане очень все медленно делают. Так что будут отказывать в предоставлении жилья обращайтесь сразу в суд, если конечно будет акт, что дом не подлежит ремонту.

Статья 57 ЖК РФ… Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных
частью 2настоящей статьи случаев.
2.
Вне очередижилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном
порядкенепригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

  • 7,5 рейтинг
  • 804 отзыва эксперт

Здравствуйте, факт того, что жилое помещение не пригодно для проживания, ремонт невозможен, должен быть подтвержден решением комиссии. Поэтому вам нужно получить справку о пожаре, а затем подать заявление в межведомственную комиссию по месту регистрации для проверки вашего жилого помещения. Так в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»:

42. Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Также в соответствии с п. 45 Постановления предоставляются следующие документы:

45. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, — в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения — в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Далее принимается решение по результатам работы:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

51. Комиссия в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 настоящего Положения, направляет в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг (при его наличии),по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции — в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома.

Если пользование помещением осуществлялось по договору социального найма, должен быть подписан новый договор социального найма в отношении жилого помещения, отвечающего всем необходимым условиям, пригодного для проживания, кроме того его площадь должна соответствовать помещению, которое было признано непригодным. Предоставление в пределах вашего населенного пункта, если только вы не дали согласие на предоставление помещения в другом месте.

При этом, учитывая наличие очередности на предоставление жилых помещений, вполне возможно, что придется добавиться получения жилого помещения в судебном порядке, в том числе в случае бездействия со стороны должностных лиц.

По поводу квартир, которые находятся в собственности, также необходимо обращение в межведомственную комиссию по алгоритму выше, при этом, если дом будет признан аварийным, подлежащим сносу, можно будет рассчитывать на выкуп — ст. 32 ЖК РФ, если же дом будет включен в программу по переселению граждан из аварийного жилья, также возможно получение равнозначного жилого помещения в собственность.

  • 10,0 рейтинг
  • 6092 отзыва эксперт

В дополнение к ответам уважаемых коллег примите следующую информацию.

После признания жилых помещений непригодными для проживания, жильцы указанных квартир вправе быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма. При этом, нужно будет отвечать критериям малоимущих по городу Москве.

О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ
МАЛОИМУЩИМИ В ЦЕЛЯХ ПОСТАНОВКИ ИХ НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ
НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

Статья 2. Основания признания граждан малоимущими

1. Малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.

2. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы.
3. Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.
4. Общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности либо является нанимателем по договору социального найма.

После признания нуждающимися в жилых помещениях можно будет требовать предоставления жилых помещений вне очереди, в том числе в судебном порядке.

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

Закон г. Москвы от 17.05.2017 N 14
«О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве»

Статья 6. Дополнительные гарантии внеочередного улучшения жилищных условий при осуществлении реновации

1. Собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, гражданину, с которым заключен договор социального найма жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, состоящим на жилищном учете, улучшаются жилищные условия путем предоставления жилого помещения по норме предоставления на одного человека, установленной Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», вне очереди в порядке и на условиях, установленных Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Жильцам может быть предоставлена выплата по рыночной стоимости, либо предоставлено другое жилое помещение, как указано коллегами равнозначное. А в случае, если семья будет признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, то на состав семьи по норме предоставления.

Закон РФ от 15.04.1993 N 4802-1
(ред. от 31.12.2017)
«О статусе столицы Российской Федерации»

Статья 7.3. Гарантии жилищных прав собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации
(введена Федеральным законом от 01.07.2017 N 141-ФЗ)

Собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации (далее — собственники жилых помещений), и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, в целях обеспечения их жилищных прав взамен указанных жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения.

Читайте также:  Виды диспозиций и санкций в уголовном праве

Под равнозначным жилым помещением в настоящем Законе понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным законодательством города Москвы, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом города Москвы;

такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же районе города Москвы, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации (при этом границы указанного района определяются по состоянию на 1 января 2017 года), за исключением случая, если многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административном округе города Москвы. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации.

Собственник жилого помещения на основании письменного заявления вместо предоставляемого в собственность равнозначного жилого помещения вправе получить за освобождаемое жилое помещение равноценное возмещение в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения. Выплату равноценного возмещения в денежной форме не вправе требовать собственник жилого помещения, в отношении которого зарегистрированы в установленном порядке ограничения прав или обременения. Стоимость предоставляемого равноценного жилого помещения не может быть ниже стоимости освобождаемого жилого помещения, определяемой по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанное в настоящей части заявление может быть направлено в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в течение тридцати дней со дня получения собственником жилого помещения проекта договора, заключаемого в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления равнозначного жилого помещения.

Предоставление равнозначного жилого помещения, равноценного возмещения в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения осуществляется на основании договора, заключаемого между собственником жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы (далее — договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение).
Договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления равнозначного жилого помещения, подлежит заключению собственником жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, в обязательном порядке в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, предусмотренного частью шестой настоящей статьи. К такому договору применяются правила гражданского законодательства о мене с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
В случае, если собственник жилого помещения направил предусмотренное частью третьей настоящей статьи заявление в указанный в этой части срок, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы заключает с этим собственником жилого помещения договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления ему равноценного возмещения в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения на праве собственности. В этом случае договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления равноценного возмещения в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения, подлежит заключению этим собственником жилого помещения в обязательном порядке в соответствии с гражданским законодательством.

Гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в том числе гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма), и имеющим в собственности или в пользовании на условиях социального найма жилые помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, жилищные условия улучшаются путем предоставления жилых помещений по норме предоставления на одного человека, установленной нормативным правовым актом города Москвы, во внеочередном порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом города Москвы.

В случае отказа указанных граждан от улучшения жилищных условий, а также при несоблюдении ими условий, установленных нормативным правовым актом города Москвы, им предоставляется в соответствии с настоящим Законом равнозначное жилое помещение либо равноценное возмещение в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения. Указанные граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до получения ими жилых помещений в порядке улучшения жилищных условий или до выявления предусмотренных жилищным законодательством оснований для снятия их с данного учета.

В случае споров с межведомственной комиссией или жилищными органами, лучше привлекайте юристов до обращения в суд, после вынесения решения суда исправить ситуацию, как правило, не представляется возможным.

Обратиться можете к любому из юристов сайта или в раздел сайта документы.

Ответы юристов 4.

Признание индивидуального (частного) дома непригодным для проживания

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение от 28 января 2006 г. N 47).

В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом – индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников – граждан, так и для органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г. N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.

Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания. В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г. N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан – собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.

Само понятие “вне очереди” также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет . Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.

И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 – “вправе”.

Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан .

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.

Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.

В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.

После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее – ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.

Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.

После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.

Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.

В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение .

Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.

Такой “круговорот домовладения” от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.

Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.

Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.

Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.

Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.

При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он – собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.

На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.

В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.

Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.

Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.

Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.

Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.

Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.

Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.

Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального частного дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.

Чем отличается аварийное жилье от ветхого, как получить шанс на переезд в новый дом и какую роль играет форма собственности на квартиру или дом?

Пять лет назад была запущена федеральная программа по расселению аварийного жилья. Значительная часть домов в России построена в начале или середине прошлого века, их износ достигает 65–70%, то есть они непригодны и небезопасны для проживания. Но страна огромна, объектов много, и пока расселяют одних, на очередь встают другие.

Читайте также:  Страховка КАСКО от угона автомобиля

В ноябре 2017 года, по данным Минстроя, в России было более 11 млн кв. метров аварийного жилья. Фактически за последние пять лет цифры не изменились: именно в 2012 году началась масштабная федеральная программа по реформированию жилищного фонда. Не стоит думать, что за это время ничего не происходило — была расселена огромная очередь, но ей взамен выстроилась новая. Такой вот замкнутый круг. Очевидно, что программа работает не так хорошо и эффективно, как надеялись чиновники. Данные Минстроя о количестве аварийного жилья подтверждают в Фонде содействия реформированию ЖКХ. С 2012 по 2017 год в список на расселение в связи с непригодными условиями жизни попали дома общей площадью 10,91 млн кв. метров. Лишь за 2017 года фонд пополнился более чем на 1 млн кв. метров, но самыми критичными стали 2014-2015 годы, когда аварийными признали дома в целом более чем 5 млн кв. метров. Сейчас по крайней мере 11 регионов отстают от плана по темпам расселения аварийного жилья. Среди них Тува, Забайкальский, Пермский, Приморский края, Амурская, Иркутская, Ивановская, Тверская, Саратовская, Сахалинская области, а также Еврейская автономная область.

Очевидно, что чиновники не заинтересованы в том, чтобы признавать непригодными для жизни все новые и новые объектов, так как это увеличит разрыв между плановыми и фактическими показателями. Что же делать людям, которые живут в аварийных домах?

Что же делать людям, которые живут в аварийных домах.

Включение в реестр сноса

Если дом признается к дальнейшему проживанию непригодным, необходимо узнать, когда его планируют снести. Информацию можно выяснить в департаменте архитектуры или у местной администрации. Планы по сносу и строительству готовятся на несколько лет. Сведения обновляются оперативно. Обычно при выселении дома жильцы получают соответствующее уведомление.

Сведения обновляются оперативно.

Что делать после пожара и как получить помощь, если жилье сгорело

С начала 2019 года в Подольске произошло несколько крупных пожаров в частных домах и квартирах, в результате которых семьи с детьми остались без документов, вещей и крыши над головой. Обозреватель «РИАМО в Подольске» узнал, что делать, если вдруг случится несчастье.

Выяснение причины пожара и виновника

Согласно статистике, основными причинами возгораний являются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности и неисправности электросетей и оборудования.

После того, как пожар потушат, в первую очередь необходимо обратиться в МЧС и полицию, чтобы они установили причину пожара и виновника. Для этого проводят следствие, после которого выдают заключение о причине пожара, которая указывается в акте пожарно-технической экспертизы. Со справкой из МЧС можно обращаться в суд для взыскания ущерба с виновника.

Все причины можно условно разделить на две категории: вина частного лица (например, поджог, несоблюдение правил пожарной безопасности) и произвольное возгорание (лесной пожар, замыкание электропроводки). В первом случае ответственность за ущерб, причиненный пожаром, лежит на конкретном человеке – виновнике пожара. Во втором случае необходимо выяснить, в чьей зоне ответственности находится очаг возгорания. Так, если пожар произошел из-за неисправной электропроводки, устаревшего оборудования, неправильного монтажа электросетей, то к возмещению ущерба привлекают УК и энергоснабжающую организацию.

Важный момент: если в справке из МЧС сказано, что возгорание произошло из-за неисправности электропроводки, то нужно различать несколько возможных причин. Если была превышена подключенная мощность и произошел перегрев проводки – это вина жильцов. То же самое, если были проблемы с проводкой – плохой контакт, скрутки, окисление. Если же произошло короткое замыкание, но в электрощитке не сработало автоматическое отключение, то это ответственность управляющей компании, которая обслуживает многоквартирный дом.

Существует так называемая граница раздела ответственности. У приватизированных квартир она чаще всего проходит по счетчику: до счетчика – зона ответственности управляющей компании, после счетчика (то есть уже в квартире) – зона ответственности собственника. В неприватизированной квартире, скорее всего, за всю проводку отвечает управляющая компания, с которой заключен договор найма, однако если владелец что-то самостоятельно менял в проводке – ответственность может быть на нем.

Восстановление документов

В первую очередь – еще до подачи иска на возмещение ущерба – нужно восстановить паспорт, а затем все остальные документы.

Для получения нового паспорта нужно незамедлительно обратиться в территориальный отдел ФМС по месту фактического проживания с заявлением о замене паспорта и указанием всех объективных обстоятельств уничтожения предыдущего. Также нужно предоставить следующие документы:

– свидетельство, полученное от представителей МЧС России, подтверждающее факт возгорания;

– военный билет или приписное удостоверение;

– свидетельство о рождении ребенка;

– свидетельство о постоянной регистрации по месту проживания;

– свидетельство об официальном заключении или расторжении брака;

– квитанцию об оплате государственной пошлины в полном размере – в 2019 году сумма платежа составляет 500 рублей.

Отдел по вопросам миграции УМВД России по городскому округу Подольск расположен по адресу: ул. Большая Серпуховская, д. 1/41. Телефон: 8 (4967) 63-02-33.

Паспорт можно оформить через интернет-портал госуслуг – в этом случае понадобится всего один раз посетить подразделение ФМС, чтобы получить готовый паспорт. Также можно обратиться в МФЦ, где подробно объяснят, что нужно для замены документа, сфотографируют, предоставят реквизиты организаций. Там же стоят автоматы по оплате госуслуг.

Новые удостоверяющие документы формируются в течение 10 рабочих дней с момента подачи вышеуказанных бумаг в ФМС. Но если сгоревший паспорт был выдан в подразделении другого региона, то срок оформления может достигать 2 месяцев.

Обратите внимание: в случае проживания без основного документа, удостоверяющего личность, более 60 дней, у сотрудников контролирующей организации возникнут основания для привлечения к административной ответственности, сумма штрафа может достигать 2500 рублей.

Временное удостоверение личности выдается в день обращения и действует в течение двух месяцев. Платить за его оформление не надо, понадобится лишь фотография размером 3,5х4,5 сантиметра.

Возмещение убытков через суд

Иск к управляющей компании подают по статье 15 ГК РФ о возмещении причиненных убытков. В нем необходимо перечислить все сгоревшее имущество, в том числе мебель, бытовую технику, ценные вещи, а также указать стоимость ремонта. Также нужно требовать возмещения рыночной стоимости аналогичного жилья. Указывают и моральный ущерб – например, если в квартире сгорели документы и семейные реликвии, если пожар плохо повлиял на психическое и физическое состояние членов семьи – все это нужно подтвердить.

Если виновником возгорания признано физическое лицо, например, сосед, а в справке написано, что пожар произошел вследствие неосторожного обращения с огнем или с электронагревательными приборами, то гражданский иск с требованием возмещения ущерба нужно подавать на этого человека.

Также соседи могут обратиться с претензиями к владельцу квартиры, если пожар произошел по его вине, а их квартиры пострадали от огня или их сильно залили пожарные во время тушения. В таком случае придется договариваться о сумме компенсации самостоятельно или ждать решения суда.

Возмещение ущерба по страховке

Главным способом возместить ущерб от пожара является страхование жилья. Причем в страховом договоре можно прописать не только возмещение ущерба, причиненного квартире, но и возмещение стоимости сгоревшего в ней имущества, включая материалы отделки интерьера.

Если страховка платилась вместе с квартплатой, нужно найти компанию, которая работает по жилищному страхованию в данном районе, и обратиться по страховому случаю. Они пришлют эксперта, который скажет, какие документы нужны для подтверждения.

Страховая компания может отказать в выплате погорельцу. Основания для этого:

– пожар случился в результате умысла страхователя или он совершил противоправные действия, которые привели к пожару (например, нарушил технику безопасности);

– при страховании была предоставлена недостоверная информация о квартире и имуществе в ней;

– платеж по страховке был просрочен.

Если в результате пожара наступила смерть страхователя, то родственникам нужно передать страховой компании акт пожарной инспекции и пакет документов, в том числе паспорт, подтверждение родства, страховой полис. Инспекторы проведут собственное расследование, выяснят причину пожара, установят размер нанесенного ущерба.

Как правило, компенсацию со страховой компании можно получить через месяц-полтора с момента подачи документов. Процесс может затянуться, если возбуждено уголовное дело и необходимо доказать, что страхователь не является виновником пожара.

Окончательный размер выплаты зависит от оценки экспертами компании нанесенного ущерба. Если страхователь не согласен с принятым решением, можно оспорить его в суде.

Помощь муниципалитета

По закону помощь погорельцам может предоставляться только при соблюдении ряда условий. Так, официальной причиной пожара не могут выступать умышленные действия, то есть поджог. Сгоревшее жилье должно быть единственным у семьи погорельца. Жилье должно находиться в собственности пострадавших граждан. Проверку этих условий проведут после обращения пострадавших в государственные или муниципальные органы власти.

Люди, чье жилье получено в рамках социального найма, находятся в особой ситуации. Если такое жилье сгорает, то человек, написав заявление, по закону может получить аналогичную жилплощадь на тех же условиях, а также денежную компенсацию за утраченное и поврежденное в результате пожара личное имущество. При этом общая площадь предоставляемого жилья должна соответствовать площади ранее занимаемого помещения.

В реальности в Подольске многие погорельцы годами стоят в очереди и не могут получить жилье, так как темпы его строительства в городе сильно упали из-за кризисной ситуации на строительном рынке. К жилью, которое выделяют нуждающимся, также много нареканий, так как социальный жилфонд города сильно изношен.

Например, весной 2013 года в Подольске сгорел многоквартирный дом 13 на улице Курчатова, около 80 человек остались без жилья. Людям выделяли комнаты в общежитиях без удобств и с тараканами, квартиры в ветхих и даже аварийных домах, где на стенах были трещины, а потолок держали подпорки.

Стоит помнить, что погорельцы могут обратиться за материальной помощью в администрацию, к руководству на работе, к родственникам и знакомым, а также ко всем неравнодушным через СМИ и социальные сети. В Подольске неоднократно проходил сбор вещей для погорельцев, многие помогали им не только одеждой, но и продуктами, средствами гигиены, деньгами.

Меры предосторожности

К сожалению, от пожара никто не застрахован. Но есть возможность заранее подготовиться к чрезвычайной ситуации.

Лучше всего застраховать жилье в надежной и проверенной страховой компании. Сделать нотариально заверенные копии всех важных документов и хранить их за пределами квартиры – например, у родственников, на даче, в банковской ячейке. Можно купить жаропрочный сейф. Можно завести «тревожный чемоданчик» с документами, деньгами и ценностями – в случае опасности не составит труда вынести его. Кстати, так поступили погорельцы квартиры на улице Мичурина в Климовске.

Не нужно хранить все деньги и ценные вещи в квартире, для этого лучше снять ячейку в банке. Стоит завести сберегательный счет «на черный день» – в таком случае будут деньги на первое время после пожара или любой другой чрезвычайной ситуации.

Нужно своевременно проверять проводку в квартире и состояние электроприборов, газового оборудования, пожарных датчиков. Нельзя самостоятельно чинить сломанное оборудование и пользоваться техникой, срок эксплуатации которой давно закончился.

Наконец, в квартире нужно держать огнетушитель. Важно, чтобы все члены семьи умели им пользоваться. Лучше всего купить второй огнетушитель и потренироваться, провести мастер-класс, пригласить на него соседей. Взрослым и детям будет весело и интересно, а главное – они будут знать, что делать в экстренной ситуации.

Комментарий эксперта

Заместитель начальника ФГКУ «24 ОФПС по Московской области», майор внутренней службы Роман Кирсанов:

«Всего в Подольске с начала 2019 года произошло 52 возгорания, при этом погиб один человек, травмировано трое. Наибольшее количество пожаров произошло в надворных постройках – 10 случаев, в частном жилом фонде – семь случаев, в муниципальном жилом фонде – шесть случаев, транспортных средств – пять случаев и по одному-два случая в других строениях и объектах.

Чаще всего причиной пожара становилось неосторожное обращение с огнем – 20 случаев, при нарушении правил эксплуатации нагревательного электрооборудования – 20 случаев, по техническим причинам – четыре случая и нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печного оборудования – два случая.

После пожара пострадавшим нужно в первую очередь дождаться дознавателя, до его прихода не нужно ничего делать и проводить уборку, так как это осложняет его работу. Дознаватель приходит самостоятельно либо в день пожара, либо на следующий день. Если он задерживается, можно уточнить время его прихода у дежурного инспектора по телефону: 8 (496) 754-56-16 в рабочие дни с 9:00 до 18:00, перерыв на обед с 13:00 до 14:00.

После того, как дознаватель проведет опрос, пострадавшим от пожара нужно прийти в Отдел надзорной деятельности с паспортом, свидетельством о праве на собственность как на движимое, так и недвижимое имущество, страховкой. Отдел расположен по адресу: улица Клемента Готвальда, дом 6, приемные дни с понедельника по четверг с 9:00 до 13:00. На входе находится постовой, который запишет гостя в книгу посетителей и направит к секретарю отдела дознания.

Во время личного приема нужно написать заявление, после чего выдадут справку о пожаре. Если в пожаре были уничтожены документы, их указывают в заявлении. Справка о пожаре будет действительная в течение 10 суток, она будет заменять утраченные документы на период расследования пожара.

Затем нужно явиться по вызову дознавателя в Отдел надзорной деятельности, где по заявлению выдадут на руки уведомление и постановление об отказе либо о возбуждении уголовного дела по факту пожара. С этими документами можно пойти в органы ФМС или МФЦ для восстановления своих документов.

Если пострадало имущество в ходе пожара у соседей, кто-то получил травму, им также нужно явиться в Отдел надзорной деятельности и написать заявление, если они собираются требовать возмещение ущерба либо получить компенсацию за причиненный вред с виновника пожара в течение 10 дней.

Также в отделе можно получить разъяснения, написать обращение на имя начальника о соблюдении правил пожарной безопасности. Если пострадавший не согласен с выводами инспектора, он может оспорить их в суде».

Заместитель начальника ФГКУ 24 ОФПС по Московской области , майор внутренней службы Роман Кирсанов.

Как погорельцам отстоять свои права

Прошу прощения за обширность текста. Я старался изложить проблему максимально коротко и, как можно, упрощенно, однако сложность вопроса не позволяет избежать необходимых разъяснений.

Суть права

Законы любого современного государства, по сути, схожи, поскольку исходят из одного принципа – защита прав и свобод человека. И Россия – не исключение.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», гласит статья 2 нашей Конституции.

А статьей 18 Основного закона Российской Федерации установлено, что «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Однако эти нормы закона кажутся лишь декларацией, когда дело касается граждан, лишившихся единственного жилья в результате пожара. Я подчеркиваю красным карандашом – кажутся.

Вот статьей 40 Конституции гарантировано, что «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища».

Но погорельцы, утратившие единственные жилье, вынуждены годами(!) обивать пороги учреждений власти, но безуспешно, хотя очевидно, что пожар – событие, независящее от воли человека.

Напасть города Якутска

В последнее десятилетие нового столетия Якутск терзает страшная напасть – пожары жилых домов, и с человеческими жертвами, в том числе, и детей. В итоге граждане лишаются единственного жилья, и годами (!) вынуждены мыкаться, где попало, а органы власти, как государственные, так и муниципальные, издевательски посылают их куда подальше. Дескать, вы собственники, и за ваше имущество мы ответственности не несем.

Суды, как правило, всегда отказывают погорельцам в их исках об обязании Окружной администрации города Якутска предоставить им другое жилое помещение взамен сгоревшего.

Вот основания отказа:

1. К собственникам, утратившим жилое помещение в результате пожара, применяется статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, им может быть положен только выкуп, притом только при наличии решения Окружной администрации города об изъятии земельного участка на муниципальные нужды.

2. Также дом должен быть признан Межведомственной комиссией в установленном законом порядке аварийным и непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании… многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

3. При этом уничтоженный огнем дом должен состоять в Реестре аварийных домов Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы».

4. Погорельцы должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Это те условия, при наличии которых суды могут удовлетворить иск погорельца, однако, на деле, эти требования – в общем-то, невыполнимые – лежат не только за пределами здравого смысла, но и за рамками требований законодательства.

Доводы правозащитника

Первое условие о применении статьи 32 Жилищного кодекса России к погорельцам при рассмотрении их иска не соответствует закону. И, вот, почему.

В статье 32 ЖК РФ речь идет об изъятии (подчеркиваю), об изъятии земельного участка на государственные и муниципальные нужды по решению органа местного самоуправления, когда уже за год известно, что конкретный дом, расположенный по конкретному адресу, будет снесен, и людей, остающихся вследствие этого без жилья, надо будет обеспечить квартирами.

Но зачем органу местного самоуправления принимать такие решения, если дом внезапно сгорел? В Администрации же не тронулись умом, чтобы взять на себя такие обязательства! Тем более, никто, в первую очередь, суды не обязывают их делать это.

Так что требование к погорельцам, последующее из применения статьи 32, предоставить суду решение об изъятии у них земельного участка, на котором был расположен их сгоревший дом, становится для них вообще, невыполнимым. Ведь должностные лица добровольно никогда не издадут такое решение, если даже потом на этом месте вырастет какой-либо торговый центр.

Таким образом, вышеуказанное требование отдает погорельцев под полную власть чиновников.

Но это недопустимо, это противоречит требованиям законодательства, если исходить из сути Конституции.

Отсюда следует лишь один вывод: к погорельцам неприменима статья 32 Жилищного кодекса РФ, ее положения. Применение их означает нарушение норм материального права, что относится к существенным нарушениям конституционных прав граждан.

Статья 32 касается только тех домов и граждан, у которых дома сносятся и должны быть снесены в установленном законом порядке, без всяких неожиданностей. Это другая категория.

Читайте также:  Бланк приказа о переводе на другую должность Т-5

Погорельцы – это люди, которые неожиданно лишились жилища!

Второе условие о признании дома аварийным и непригодным для проживания, хоть и трудно, но, все же, в какой-то мере выполнимо. Однако и тут есть проблемы, которые могут сделать выполнение этого условия тоже невозможным.

Во-первых, надо заплатить не менее 30 000 рублей за экспертизу, на основании которой выносится заключение об аварийности дома. При этом надо же собрать разъехавшихся жильцов.

Но, как я полагаю, все могло бы решиться гораздо проще, если сама Окружная администрация города, избранная горожанами, как орган своей власти, взялась бы решать эти проблемы.

А вот третье условие насчет требования, чтобы неожиданно сгоревший вчера дом состоял в Реестре аварийных домов Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», мягко говоря, лежит за пределами здравого смысла! Это же очевидно!

Как дом, нежданно сгоревший вчера, может состоять в Реестре, сформированном из списка домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года. Как люди могли знать, что после составления Реестра аварийных домов их дом сгорит, потому им следует заранее озаботиться о том, чтобы их (пока еще нормальный) дом был включен в этот Реестр?!

По моему мнению, если это не есть идиотизм, то, что является им?!

Четвертое условие вызывает вообще только одно восклицание.

Как мог встать на учет нуждающихся в жилых помещениях гражданин, который жил до пожара в нормальном доме? Он же – не ясновидящий, чтобы предвидеть будущее! Да, к тому же, его, проживавшего до пожара в нормальных условиях, никак не приняли бы на учет нуждающихся в жилых помещениях.

После пожара составлять списки погорельцев, у которых огнем было уничтожено единственное жилье и брать их на учет как нуждающихся в жилых помещениях, – это обязанность органа местного самоуправления и не следует перекладывать обязанности должностных лиц на простых граждан.

Вот разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, данные им в Определении от 5 марта 2009 года №376-О-П: «Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище…

Из данных конституционных предписаний… вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступоения таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно…

Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции».

А резолютивная часть Определения Конституционного суда РФ гласит, что: «Пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении».

При этом Конституционный суд указал, что «Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике».

Вот так, любезные сограждане. Вырублено, как топором. Однако, как мне представляется, нашему тойонату это до лампочки, и такому их отношению потакает само население, наше правовое невежество и рабская психология.

Требования законодательства

Из вышеуказанных обстоятельств следует, что все (!) погорельцы имеют право на предоставление им без всяких условий другого жилого помещения взамен сгоревшего. Без всяких условий!

Но для того, чтобы дойти до этого вывода, надо не придерживаться только одной выдернутой из контекста законодательства нормы закона, уж, тем более, нельзя следовать каким-то административным инструкциям, указаниям руководства. Необходима умственная работа, способность приходить к умозаключениям в ходе рассуждений. А мы, люди, вообще-то все обладаем такой способностью выводить логические силлогизмы. Мы же – не дикари, у которых количество обозначается всего двумя словами – «несколько» и «много».

И я сейчас постараюсь доказать, выстраивая нормы закона в определенном порядке, правильность указанного в начале этого раздела вывода.

Самое главное и существенное в деле с погорельцами

Кроме того, что погорельцы не относятся к категории граждан, к которым применяются положения статьи 32 ЖК РФ, они после пожара в соответствии с требованиями законодательства уже не являются (!) собственниками. И это очень существенный момент.

Частью 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что: «Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества».

В аспекте этой нормы вышеуказанные толкования Конституционного суда России становятся совершенно прозрачными и понятными. К погорельцам после события пожара уже нельзя относиться, как к собственникам, и им по закону должно быть предоставлено муниципальное (!) жилье, притом, вне очереди. А если нет в наличии свободных жилых помещений, то законодатель на такой случай предусмотрел определенную процедуру разрешения этой проблемы.

Законом установлено, что в населенных пунктах должен быть специализированный жилищный фонд, состоящий на балансе органа местного самоуправления, в который входит и так называемый маневренный фонд, куда временно вселяются, согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ, граждане, не обеспеченные жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

И пунктом 3 части 2 статьи 106 ЖК РФ установлено, на какой срок вселяются граждане в этот маневренный фонд: «до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса)».

Так что, если исходить из Налогового кодекса РФ и иных требований законодательства, то в маневренном фонде можно прожить лишь от 3 до 6 месяцев. За этот срок Окружная администрация города должна разрешить проблему граждан с жильем, притом, в обязательном порядке.

Соблюдение этих требований законодательства, требования к властям со стороны гражданского общества соблюдать их повысит ответственность должностных лиц, которые сегодня никак не отвечают за последствия пожаров. Потому и, как мне представляется, разрушительные пожары столь часто происходят.

За свои права, граждане, надо бороться.

Надо отстаивать свои права – ведь закон на вашей стороне. Только доказательства применения к вам соответствующих норм закона требуют больших усилий, железной аргументации, гибкости в споре, то есть дискуссионного мастерства.

Дескать, вы собственники, и за ваше имущество мы ответственности не несем.

Как сэкономить на эксперте, не жертвуя качеством

Чем ближе к дому расположена организация-оценщик, тем дешевле обойдется услуга. Но выяснить это сложно: чтобы привлечь клиента, оценщики утверждают, что работают именно в том районе, который вам нужен. Поэтому надо прямо спрашивать: «Откуда поедет оценщик?» Мы этого не знали, поэтому в итоге везли специалиста из Москвы. Если бы нашли рядом, сэкономили бы 2—3 тысячи рублей, но я не жалею.

Сертификат соответствия.

8 Ответ от Павлова Светлана 2017-08-08 14:07:20

  • Павлова Светлана
  • Участник
  • Неактивен

Кольчугино в целях признания его аварийным и подлежащего сносу, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.

Как выяснить, внесено ли жилье в программу по сносу или капитальному ремонту?

Если жилье построено более 40-50 лет и имеет поражения несущих частей конструкции, то по результатам ежегодной проверки его вносят в очередь на снос. Обычно процедура информирования граждан в данном случае осуществляется еще за год до начала требуемых работ. При подаче заявления собственниками жилья ждать результата всего месяц.

На сайте муниципалитета или районного департамента тоже должна быть информация о предполагаемом сносе жилья.

У собственников, как правило возникает вопрос о том, куда обращаться в таком случае и что им положено.

Дом признали аварийным, что делать дальше? Как получить новую квартиру, или дом?

Последствия признания дома аварийным заключатся в том, что жильцы получают новые жилые помещения или компенсацию в размере стоимости утерянной недвижимости. Последнее актуально преимущественно по отношению к тем лицам, которые имеют другое жилье.

Выбирать из этих вариантов может сам собственник. Предположительно, в ближайшее время будут реализованы дополнительные возможности, в рамках которых владельцы смогут привлекать инвесторов для перестройки дома или даже приобретать жилье на вторичном рынке с учетом компенсации от государственной организации.

Можно ли что-то подобное выбирать сейчас – зависит от региона проживания. В каждом из них будет действовать своя программа с учетом местных особенностей и возможности администрации.

После выбора нужного варианта и его документального подтверждения, собственникам останется только ждать, пока дом начнут расселять. Об этом администрация уведомит жильцов. Периодически можно уточнять текущее состояние дел. Как доказывает практика, чем чаще дергать государственные структуры по одному и тому же вопросу, чем быстрее они в конечном итоге среагируют.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ.

Что делать в случае поджога

Пострадавшему необходимо составить иск о получении компенсации и подать его в суд. Дело может рассматриваться в уголовном или гражданском порядке – в первом случае ответственность за возбуждение дела лежит на сотрудниках правоохранительных органов.

Ответственность за намеренный поджог наступает с 14 лет. Виновный рисует столкнуться со штрафом, исправительными/понудительными работами, лишением свободы. Если из-за поджога кто-то скончался, то наказание ужесточается.

Пострадавшему потребуется обратиться к частной экспертной фирме для проведения оценки ущерба, который возник из-за поджога. Сотрудники компании подготовят соответствующее свидетельство. Работы могут быть проведены в течение 1 недели.

Для заказа услуг потребуется предоставить правоустанавливающую документацию на жилье и другие документы:

  1. ксерокопию акта о пожаре от ТСЖ;
  2. ксерокопию акта МЧС, справок из БТИ;
  3. кадастровый и технический паспорт на сгоревшее жилье.

Пострадавший может предпринять попытки урегулировать конфликтную ситуацию без обращения в суд. Для этого он должен в свободной форме составить претензию на имя виновного лица с требованием возместить ущерб.

Рекомендуется отправить документы заказным письмом с уведомлением о вручении или воспользоваться услугами курьера. Так виновное лицо не сможет в дальнейшем утверждать, что никаких писем ему не приходило.

ВНИМАНИЕ! В среднем срок принятия решения виновником не превышает 1 месяца. Рекомендуется указать конкретный срок в претензии.

В случае если человек откажется перечислять компенсацию, придется обращаться в суд. Практика показывает, что иногда виновные на словах соглашаются со всеми предъявляемыми к ним требованиями, однако на деле всеми силами затягивают решение вопроса, указывая на то, что у них сложились тяжелые жизненные обстоятельства, проблемы с финансами и т. д.

Отговоркам верить нельзя – потребуется инициировать судебное разбирательство. Подобные дела рассматриваются судами общей юрисдикции. Если сумма исковых требований не превышает 50 тысяч рублей, то обращаться нужно в мировой суд, если превышает – в районный. Иск направляется по адресу регистрации ответчика или организации, если именно она виновна в пожаре.

Если виновник пожара не согласен с суммой ущерба, которую ему предъявил пострадавший, то ему потребуется обратиться к независимому оценщику для проведения экспертизы. Уполномоченные лица установят конкретную сумму.

Также обратиться за услугами к независимым оценщикам придется и в том случае, если жилье пострадавшего является застрахованным.

Необходимо внимательно ознакомиться с указанными реквизитами, чтобы не перечислить деньги мошенникам, а лучше связаться с пострадавшими и оказать им помощь напрямую.

Из-за пожара у соседей сгорел наш дом

У меня случилось горе,12 декабря 2009 года у соседей произошел пожар, и из-за сильного ветра и непосредственной близости загорелся и мой дом, в результате чего полностью сгорел. Не удалось спасти ничего, была ночь и мы с мамой выскочили на улицу в одних ночных рубашках! Жили мы вдвоем, родственников у нас нет, мама у меня на пенсии, я работаю за 6000, купить жилье не представляется возможным!

Администрация выделила нам комнату в бараке (15 квавдратных метров) до осени, они считают, что за лето мы восстановим дом! Дом был 72 квадратных метра, четыре комнаты, 5 лет вкладывали деньги и силы в ремонт, чтобы мама могла жить на пенсии в комфорте. От этого всего осталась только одна стена, пол, и тот сгорел, крыша провалилась, так что мы ни материально, ни физически восстановить его не сможем!

Подскажите, пожалуйста, можем ли мы потребовать через суд от соседей о возмещении ущерба? Пожарная инспекция провела расследование и вынесла постановление о том, что пожар произошел в постройках соседей из-за замыкания в электропроводке. Добаылю, что у соседей пострадали только надворные постройки,а дом и все имущество не пострадало!

Уважаемая Юлия! Так как сгорел дом, то сумма ущерба значительна, следовательно, уголовное дело должно быть заведено в любом случае. Поэтому орган, проводящий расследование (следователь следственного отдела при вашем РОВД), должен признать вас потерпевшей. Об этом вы получите бумагу. Имея на руках эту бумагу, обращайтесь в администрацию с заявлением об оказании материальной помощи. А уж после завершения уголовного дела будет ясно, на какую сумму Вы будете подавать гражданский иск против соседей. Потом пишете исковое заявление, прикладываете постановление, рассчитываете ваш материальный ущерб и моральный вред в заявлении и пытаетесь подтвердить его документами, свидетельскими показаниями и прочим.
Важный момент – узнайте в администрации о жилищном фонде для погорельцев, из которого жилье могут предоставить на более длительный период времени.

Подскажите, пожалуйста, обоснованно ли нам отказали в возбуждении уголовного дела? Как мне объяснили, нужно сначала доказать причину возгорания, потом найти виновного, а потом уже думать о возмещении материального ущерба. А, как пояснил инспектор, соседка не специалист, не электрик и не могла определить в каком состоянии находится электропроводка, и тем самым предотвратить замыкание. В еще это мог быть просто перепад в напряжении, значит, она не ответственное лицо, не виновна! Вот и получаем тупик! Вообще, есть ли какой закон, разъясняющий, кто должен отвечать в таких случаях? Помогите разобраться!

Фонд Так-так-так.

Что делать, если нет денег на доплату

Если предлагают подходящую недвижимость, за которую требуется внести доплату, а денег на этом нет, есть несколько вариантов действий:

  • Отказаться от предложения на основании отсутствия средств и ждать, пока не появится более подходящий жилой объект.
  • Собрать сумму в долг у родственников, друзей и/или знакомых.
  • Оформить ипотечный кредит под залог нового дома.

В то же время, некоторые современные новостройки изначально строились с расчетом на 20-30 лет и их несущие конструкции могут прийти в аварийное состояние значительно быстрее, чем многие старинные дома.

Верховный суд обязал предоставлять равноценные квартиры взамен аварийных

Наталья Федорова* владела 25-метровой однушкой на втором этаже многоэтажки в городе Касимов Рязанской области. В ноябре 2003 года комиссия признала, что дом в аварийном состоянии и должен быть снесен. Горадминистрация утвердила порядок, в соответствии с которым собиралась переселять жильцов в новые квартиры. Новое помещение предложили и Федоровой, но она от него отказалась. Новое жилье существенно уступало прежнему и по площади, и по расположению, и по характеристикам. Квартира располагалась на первом этаже и была уголовой, в ней было центральное, а не индивидуальное, как в прежней, отопление, а стены были покрыты плесенью.

Администрация не смогла договориться с владелицей квартиры, и дело дошло до суда. Чиновники добивались права забрать квартиру и выплатить взамен ее рыночную стоимость – 214 тыс. руб. Первая инстанция удовлетворила иск, решение устояло в апелляции. Таким образом, со дня выплаты право собственности Федоровой на квартиру прекращалось, а собственником становилась администрация.

Суды подтвердили законность решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом. А поскольку Федорова сама отказалась заключать соглашение и получать новую квартиру, выкупить помещение можно принудительно, воспользовавшись ст. 32 ЖК. Суды не приняли во внимание аргументы Федоровой о том, что она не отказывалась от равнозначной квартиры, а лишь отвергла худший вариант.

Верховный суд защитил владелицу квартиры. Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Игоря Юрьева в определении по делу (дело № 6-КГ17-8) подтвердила, что изъять квартиру в аварийном доме можно в случае, когда изъят земельный участок под многоквартирным домом – такие действия допускаются для государственных и муниципальных нужд. Но есть нюанс: “предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника”.

Если дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то владелец жилья имеет право выбрать деньги или другую благоустроенную квартиру в собственность. Федорова предпочла второй вариант. А то, что помещение оказалось неравнозначным, не означает, что она в принципе отказалась от жилья, сделал вывод ВС. Коллегия отправила дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Собственник имеет право получить равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее всем необходимым критериям. Размер общей площади и количество комнат в новой квартире должны быть не меньше, чем в прежней. Новое жилье должно быть благоустроенным, комфортным и иметь либо подобные, либо улучшенные условия проживания. Например, на 1 человека должно быть предоставлено 18 кв.м.

Надежда Попова, юрист АК “Павлова и партнеры”.

В практике нет единообразного подхода к тому, должны ли собственнику предлагать равноценное жилое помещение или же оно может быть меньшим – с доплатой до размера выкупной цены, замечает Ольга Бенедская, партнер “Муранов, Черняков и партнеры”. Суды часто считают, что Жилищный кодекс не гарантирует собственнику именно равноценного жилья, поскольку в законе, а именно в ч. 8 ст. 32 ЖК, не прописана такая обязанность. А вот если речь идет о договоре соцнайма, применяется ст. 89 ЖК, где говорится именно о равноценном жилье, рассказывает Бенедская. В пример она приводит апелляционное определение Тульского областного суда от 28 февраля 2013 г. по делу № 33-492.

В определении ВС по делу Федоровой не дано развернутого толкования нормы ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, но все-таки сделан вывод о том, что жилое помещение, предоставляемое взамен изымаемого, должно быть равноценным. А иск о выкупе удовлетворяют только в том случае, если собственник квартиры отказался от действительно равноценной замены. Такую правовую позицию можно включить в обзор судебной практики, чтобы суды не принимали противоположных по смыслу решений.

А собственнику, которого выселяют, имеет смысл заручиться отчетом оценщика, который сравнит характеристики прежнего жилья и того, которое предложено взамен.

Ольга Бенедская, партнер “Муранов, Черняков и партнеры”.

*Имя и фамилия участников процесса изменены редакцией

Если дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то владелец жилья имеет право выбрать деньги или другую благоустроенную квартиру в собственность.

Добавить комментарий