Порядок уплаты таможенных платежей

ГАРАНТ:

Часть 15 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 – 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

Федеральным законом от 27 июня 2011 г.

Когда возникает обязанность по уплате таможенных платежей?

Ответ на этот вопрос содержится в Таможенном кодексе:

  • незаконный ввоз и вывоз товаров на территорию ЕАЭС через таможенную границу; причём норма касается не только непосредственных участников нелегального перемещения, но и лиц, осведомленных об этом и покупателей импортного товара;
  • поступление товаров в пределы интеграции — по пересечении границ перевозчиком;
  • выбытие заграничных товаров с территории интеграции — также возникает у перевозчика;
  • процедура выпуска в отношении некоторых товаров;
  • процедура выпуска в отношении некоторых товаров для внутреннего потребления;
  • временное хранение заграничных товаров в ЕАЭС;
  • процедура экспорта;
  • процедура транзита импортных товаров;
  • процедура переработки импортных товаров;
  • процедура переработки импортных товаров за пределами интеграции;
  • процедура переработки импортных товаров для внутреннего потребления;
  • временный допуск импорта;
  • временных вывоз;
  • реэкспорт;
  • беспошлинная торговля импортными товарами;
  • перемещение товаров для личного употребления.

Все эти случаи являются отдельными таможенными процедурами и имеют правила и условия применения.

Каждое лицо вправе:

  1. Выбрать таможенную процедуру, которая ему наиболее удобна, соблюдая её порядок и заявляя о выборе в декларации.
  2. Изменить одну процедуру на другую по правилам таможенного законодательства.

При импорте моментом начала процедуры считается непосредственное перемещение через таможенную границу.
При экспорте — с момента размещения товара на территории таможенного контроля, т. е. с начала оформления процедуры. Однако дата уплаты платежей и форма устанавливаются каждой страной-участником интеграции самостоятельно.

Таможенный сбор уплачивается как компенсация за действия органов таможни по контролю, сопровождению и отпуску товаров.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Процедура уплаты таможенных пошлин 450 руб.
  • Реферат Процедура уплаты таможенных пошлин 230 руб.
  • Контрольная работа Процедура уплаты таможенных пошлин 250 руб.

Обязанность по уплате возникает в случае, если:

  1. товар перемещается через границу Таможенного союза. Данная обязанность возникает в случае, если был ввезен иностранный товар на территорию Таможенного союза,
  2. если артикул товара входит в список, попадающих под обязательное таможенное обложение продуктов.

Таможенные пошлины не подлежат уплате, если возникают следующие условия:

  • ввоз товара осуществляется в отношении одного получателя по одному транспортному документы, общая стоимость товара не должна превышать 200 евро,
  • товар перемещается исключительно для личного пользования,
  • если товар по условиям ТК ТС освобожден от обложения таможенными пошлинами.

От обязанности по выплатам таможенных пошлин освобождаются лица при выполнении следующих условий:

  • в случае, если уплата или взыскание была уже произведена, в установленных размерах ТК ТС,
  • в случае, если товар был выпущен для внутреннего потребления,
  • в случае, если неуплаченная сумма таможенных пошлин эквивалентна 5 евро,
  • в случае, если товар поместили под таможенную процедуру отказа товара в пользу государства,
  • в случае, если имел место отказ таможенного органа в выпуске товара при регистрации таможенной декларации,
  • в случае, если имеется признание в том, что взыскать пошлину не представляется возможным,
  • в случае, если существуют обстоятельства, при которых прекращается выплата таможенных пошлин.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Для надлежащего исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин в таможенном законодательстве установлены сроки по уплате таможенных платежей, а также место и порядок уплаты и валюта, в которой необходимо произвести платежи.

Под местом уплаты таможенных платежей согласно ст. 84 ТК ТС понимают:

  • государство, которое выпускает товар,
  • государство, на территории которого был выявлен факт незаконного перемещения товара через государственную границу,
  • государство, в котором товар находится фактически.

Порядок и условия оплаты таможенных пошлин регулирует гл.

Калькулятор расчета таможенных платежей

Пример расчета таможенного платежа:

При стоимости товара 1200 долларов, при условии что пошлина по нему составит 10% и НДС 20% таможенный платеж будет рассчитан следующим образом:
основа начисления 1200 долларов (80400,00 руб. по курсу ЦБ РФ на момент подачи декларации * )
1) сбор за таможенное оформление 375,00 руб.
2) 10% пошлина 8040,00 руб.
3) 20% НДС 17688,00 руб. (80400,00 + 8040,00 = 88440,00 руб. * 0,20 = 17688,00 руб.)

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб. )

* – В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам.

Кто обязан платить таможенные платежи

Плательщиками таможенных платежей являются декларант или иные лица, у которых возникла такая обязанность. Под иными лицами законодательством определены поручители декларанта (в соответствии с договором поручительства).

Если рассмотреть формы таможенных платежей, то можно выделить следующие несколько категорий плательщиков таможенных сборов:

1) За таможенные операции и за таможенное сопровождение – лица, у которых возникает обязанность по уплате таможенных платежей (декларант, таможенный представитель, перевозчик).

2) За хранение – лица, поместившие импортные товары на склад временного хранения таможенного органа.

В случае выпуска груза с таможенного поста без фактической оплаты применяется процедура обеспечения уплаты таможенных платежей.

Размер и порядок расчета таможенных платежей зависит от следующих обстоятельств.

Исчисление, сроки, порядок уплаты и обеспечение уплаты таможенных платежей

Исчисление таможенных пошлин, налогов производится плательщиками самостоятельно, за исключением сумм тех таможенных пошлин, налогов, которые подлежат взысканию. В этом случае исчисление производит таможенный орган .

Исчисление производится в валюте той страны – участницы ТС, в таможенный орган которой была подана декларация. Исключение могут составлять случаи, предусмотренные нормами международных договоров.

Сумма таможенной пошлины определяется при помощи базы для исчисления пошлин и при применении определенного вида ставки таможенной пошлины (далее ставки).

Основанием для определения суммы налогов, которые подлежат оплате (взысканию) при помещении товаров под таможенную процедуру или в случае выявления незаконного перемещения товаров на территории РФ, служит законодательство РФ.

При помещении товаров под процедуру таможенного транзита таможенные платежи исчисляются исходя из требований норм законодательства страны – участницы ТС, таможенный орган которой выпустил товары, а в случае нахождения этих товаров на территории другой страны – участницы – законодательства этого государства.

Но при этом надо учитывать, что общая сумма таможенных платежей в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных платежей, которая уплачивалась в случае выпуска этих товаров для внутреннего пользования без учета льгот. Эта сумма может увеличиваться только в результате изменения примененной к товарам таможенной процедуры и, как следствие, изменения ставок пошлин.

Исчисление ввозных пошлин производится на основании ставок, которые действовали на момент регистрации декларации таможенным органом и основываясь на Едином таможенном тарифе (ЕТТ). ЕТТ – свод ставок пошлин, которые применяются к товарам, что ввозятся на территорию ТС из третьих стран. Повышение или понижение ставок относительно ЕТТ происходит, основываясь только на решении Комиссии ТС. Свое решение о применении иных ставок Комиссия принимает по предложению одной из стран – участниц, которое должно иметь обоснование. Применение более высоких ставок может быть предложено, если это необходимо для развития экономики страны – участницы. Применение более низкой – для устранения острого дефицита товара, если дефицит невозможно устранить иным способом.

При исчислении вывозных ставок каждая страна-участница применяет нормы собственного законодательства. Но, для облегчения взыскания вывозных пошлин, каждая страна сформировала перечень товаров, в отношении которых предусмотрено применение вывозных пошлин, а Комиссия ТС, основываясь на национальных перечнях, сформировала сводный перечень таких товаров.

При исчислении налогов каждая страна-участница применяет нормы собственного законодательства. По законодательству РФ основанием для исчисления налогов может быть: помещение товара под таможенную процедуру или выявление факта незаконного перемещения товара на территории, выявление транзитных товаров, которые помещены под процедуру таможенного транзита в иной стране – участнице ТС, но находятся на территории РФ незаконно.

При исчислении сумм таможенных платежей пересчет иностранной валюты в рубли производится по официальному курсу ЦБ РФ, который был установлен на момент регистрации таможенной декларации.

Обязанность по уплате таможенных платежей может возникнуть в отношении товаров, которые:

– незаконно перемещены через границу ТС;
– прибыли на таможенную территорию ТС;
– убыли с таможенной территории ТС (иностранные товары);
– находятся на временном хранении;
– выпускаются до подачи таможенной декларации;
– выпускаются или помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
– выпускаются или помещены под таможенную процедуру экспорта;
– находятся под таможенной процедурой таможенного транзита;
– находятся под таможенной процедурой таможенного склада;
– находятся под таможенной процедурой переработки на таможенной территории или за границами таможенной территории;
– находятся под таможенной процедурой переработки для внутреннего потребления;
– находятся под таможенной процедурой временного ввоза или вывоза;
– находятся под таможенной процедурой реэкспорта;
– находятся под таможенной процедурой беспошлинной торговли (иностранные);
– ввозятся для личного пользования.

Случаи прекращения обязанности по уплате таможенных платежей перечислены в п.2 ст.80 ТК ТС.

Таможенные платежи не уплачиваются:

– при помещении товара под таможенную процедуру, которая не предусматривает уплату пошлин (если соблюдаются условия этой процедуры);
– при ввозе одним отправителем на один адрес одного получателя одним транспортным средством по одному перевозочному документу товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро. Общая таможенная стоимость товаров, которые ввозятся для личного пользования и могут быть освобождены от уплаты пошлин, может превышать эту сумму;
– при перемещении товаров для личного пользования в соответствии с Соглашением от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершении операций, связанных с их выпуском» ;
– при освобождении товаров от обложения пошлинами в соответствии с требованиями норм ТК ТС, законодательства РФ или международных договоров.

Также обязанность по уплате таможенных платежей может возникать и прекращаться при установлении в отношении товара процедуры таможенного склада или специальной таможенной процедуры.

При незаконном перемещении товаров обязанность по уплате таможенных платежей возникает у лиц, которые принимали участие в перемещении, солидарно.

При установлении сроков уплаты могут действовать:

– нормы ТК ТС;
– нормы международных договоров;
– нормы законодательства РФ.

В соответствии с нормами ТК ТС сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в следующих случаях:

– при незаконном перемещении товара;
– при прибытии товаров на таможенную территорию;
– при убытии товаров с таможенной территории;
– при временном хранении товаров;
– при выпуске товаров до подачи таможенной декларации;
– при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
– при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта;
– при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
– при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада;
– при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории или вне ее;
– при помещении товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления;
– при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или временного вывоза;
– при помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли;
– при ввозе товаров для личного пользования;
– при временном ввозе транспортных средств международной перевозки.
– При установлении сроков уплаты международных договоров вступают в силу в следующих случаях:
– при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
– при помещении товаров под таможенную процедуру свободного склада.

Законодательство РФ устанавливает сроки уплаты таможенных платежей относительно товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру.

Законодательство ТС допускает изменение сроков уплаты таможенных платежей. Изменение сроков уплаты может предоставляться в форме отсрочки или рассрочки относительно товаров, которые помещены под таможенную процедуру ввоза для внутреннего пользования. Изменение сроков уплаты таможенных платежей может предоставляться на всю сумму таможенных платежей, либо на их часть. На территории РФ решение об изменении сроков уплаты принимает ФТС РФ в течение 15 дней со дня подачи плательщиком письменного заявления. Решение об изменении предоставляется заявителю в письменной форме.

Для положительного результата при рассмотрении, заявление должно содержать следующие данные:

– о плательщике;
– о наименовании товаров;
– о реквизитах внешнеторгового (международного) договора;
– с основаниями для предоставления изменения уплаты;
– с суммой пошлины, относительно которой запрашивается изменение;
– о сроке, на который запрашивается изменение;
– о графике погашения (в случае предоставления рассрочки);
– о наличии фактов, которые могут стать основанием для отказа в предоставлении изменения.

Более детально изменение сроков уплаты регламентирует Соглашение от 21.05.2010 «Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин» . Ст. 6 этого соглашения содержится перечень факторов, которые могут быть основанием для предоставления изменения сроков уплаты.

Основанием для отказа в предоставлении изменения сроков уплаты могут стать следующие факторы:

– наличие у заявителя задолженности по уплате пошлин;
– в отношении заявителя возбуждена процедура банкротства;
– в отношении заявителя возбуждено уголовное дело за преступление в таможенной сфере;
– отсутствие необходимых документов и данных.

Максимально возможный срок изменения уплаты – 6 мес., но по отдельным группам товаров этот срок не может превышать 2 мес. (подп. 3, п.1, ст. 6 Соглашения).

В соответствии с нормами ТК ТС за предоставленное изменение сроков уплаты государство имеет право взимать проценты.

Таможенные платежи уплачиваются в той стране, таможенный орган которой произвел выпуск товара. Исключением являются товары, находящиеся под таможенной процедурой таможенного транзита и товары, которые были незаконно перемещены через границу ТС.

Дата и формы уплаты таможенных платежей регулируются нормами законодательства РФ. Уплата производится на счет Федерального казначейства (ФК) РФ в рублях. Пошлины или налоги на товары физических лиц , которые ввозятся для личного пользования, могут уплачиваться в кассу таможенного органа. Для упрощения уплаты таможенных платежей законодательство РФ предусматривает централизованный порядок уплаты пошлин, при которой суммы таможенных платежей за товары, предполагаемые к ввозу или вывозу на протяжении определенного периода, вносятся на счет ФК. При этом таможенный орган, в который будет подана декларация, значения не имеет.

Для осуществления централизованной оплаты плательщик обязан заключить соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей с ФТС или иным таможенным органом , перечень которых определяется ФТС. При этом требования к плательщику, заключающему соглашение с ФТС, и требования к плательщику, заключающему соглашение с иным таможенным органом, отличаются. Перечень требований, которым должен соответствовать плательщик, указан в п. 10 и п. 11, ст.116 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» . Соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей заключается на текущий календарный год.

Осуществление оплаты таможенных платежей возможно при помощи банкоматов, электронных или платежных терминалов.

Для исполнения обязанностей по уплате пошлин законодательство ТС предусматривает обеспечение уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей требуется при:

– перевозке товаров, находящихся под таможенной процедурой таможенного транзита;
– изменении сроков уплаты (если такое предусмотрено законодательством ТС);
– помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;
– выпуске товаров до получения таможенной экспертизы (если такая проводилась);
– иных случаях, предусмотренных законодательством ТС, РФ или международными договорами.

Обеспечение уплаты не требуется в том случае, если сумма таможенных платежей и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро (или иных случаях, предусмотренных законодательством ТС, РФ или международными договорами),

Уплата обеспечивается плательщиком, а при процедуре таможенного транзита и иным лицом, которое имеет право владения, распоряжения или пользования товаром.

Обеспечение уплаты предоставляется в:

– таможенный орган, который выпускает товар;
– таможенный орган отправления или назначения при процедуре таможенного транзита;
– иной таможенный орган, который имеет право принять генеральное обеспечение уплаты в случае использования такого вида обеспечения.

Читайте также:  Оплата гостиницы в командировке

При предоставлении обеспечения уплаты таможенный орган обязан выдать сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Генеральное обеспечение применяется в случае проведения одним лицом на территории РФ нескольких таможенных операций на протяжении определенного срока. Таможенный орган, принявший такое обеспечение, обязан выдать подтверждение о предоставлении генерального обеспечения уплаты и вести его контроль. Основанием для выдачи является письменное заявление плательщика. Генеральное обеспечение может предоставляться деньгами, в виде поручительства или банковской гарантии. Генеральное обеспечение редоставляется на срок не менее 1 года.

Уплата таможенных платежей может обеспечиваться:

– деньгами;
– банковской гарантией;
– поручительством;
– залогом имущества.

В случае исполнения обязательства по уплате или не возникновения этого обязательства лицо, предоставившее обеспечение, имеет право на возврат этого обеспечения.

Банковскую гарантию на территории РФ имеют право обеспечивать кредитные или банковские организации, которые включены в Реестр организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов . Этот Реестр ведет ФТС.

Определение суммы гарантии производится на основании сумм таможенных платежей которые подлежат уплате при помещении товара под таможенную процедуру экспорта или выпуска для внутреннего пользования согласно требованиям законодательства РФ. Тарифные преференции и льготы при этом не учитываются. Суммы гарантий для товаров, находящихся под процедурой таможенного транзита должны быть не менее сумм, которые могут быть начислены согласно требованиям норм законодательств других стран – участниц ТС.

При невозможности определения точной суммы обеспечения такая сумма рассчитывается по максимальным ставкам таможенных платежей стоимости и физическим характеристикам.

Отдельные группы товаров могут иметь фиксированные суммы обеспечения уплаты.

При выпуске товаров до окончания дополнительной таможенной проверки (в случае проведения таковой) суммы гарантий уплаты рассчитываются с учетом всех сумм таможенных платежей которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки.

ТК ТС предусматривает возможность предоставления льгот при уплате таможенных платежей. К льготам относятся:

– тарифные преференции;
– тарифные льготы (льготы по уплате пошлин);
– льготы по уплате налогов;
– льготы по уплате таможенных сборов.

Дополнительно по теме:

Нуждаетесь в консультации?

При предоставлении обеспечения уплаты таможенный орган обязан выдать сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

ГЛАВА 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом и плательщиком.

Порядок уплаты таможенных платежей

ТПл уплачиваются таможенному органу РФ, производящему таможенное оформление товаров и транспортных средств, или на складах которого происходит хранение товаров.

А в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях – государственному предприятию связи, которое перечислит платежи на счета таможенных органов.

ТПл уплачиваются как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в кассу таможни в пределах сумм, установленных таможенным законодательством.

ТПЛ уплачиваются только в валюте РФ.

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия ГТД. В случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс, установленный ЦБ РФ на день принятия таможенной декларации.

Сроки уплаты таможенных платежей

Согласно таможенному кодексу при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование производится не в месте их прибытия.

При вывозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи декларации.

При перемещении товара через таможенную границу, который не предназначен для производственной либо иной коммерческой деятельности ТПл уплачивается только одновременно с принятием таможенной декларации.

Таможенные платежи уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа. Наличными деньгами в кассу таможенного органа в пределах 100 тысяч рублей по одной сделке (Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У)

Факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации. Таким образом, предоставление платежных документов, подтверждающих уплату таможенных платежей, при подаче таможенной декларации не является обязательным. Выпуск товаров осуществляется при условии уплаты таможенных платежей.

В исключительных случаях может быть предоставлено право на отсрочку или рассрочку уплаты ТПл.

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена не по всем платежам, а только по тем из них, которые имеют налоговую природу (ТП, НДС, А). Отсрочка или рассрочка может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, или ее части. По Сто отсрочка или рассрочка не предоставляется, а также физическим лицам, юридическим лицам, пытавшимся уклониться от уплаты ТПл.

Основания для предоставления отсрочки или рассрочки:

-причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

-задержка лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты госзаказа;

-товары подвергаются быстрой порче;

-осуществляются поставки в рамках межправительственных соглашений.

Отсрочка или рассрочка не предоставляются:

-возбуждено уголовное дело, связанное с нарушением таможенного законодательства;

-возбуждена процедура банкротства.

Решение о предоставлении отсрочки либо рассрочки может принять только начальник таможенного органа проводившего оформление по письменному заявлению плательщика, составленному в произвольной форме. Решение принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления. Отсрочка или рассрочка предоставляется на срок от одного до 6-ти месяцев. При ее предоставлении уплата таможенных платежей должна быть обеспечена гарантией банка, либо залогом товара и транспортных средств, поручительством 3-го лица, либо внесением причетаемых сумм на депозит таможенного органа.

При рассрочке плательщик совместно с отделом таможни составляет график уплаты таможенных платежей и определяет размер каждой выплаты.

При получении права на отсрочку либо рассрочку плательщик вместе с основным платежом уплачивает и % по ставке установленной ЦБ РФ.

Уплата % рассчитывается по следующей формуле.

где %- % за отсрочку либо рассрочку;

С- общая сумма ТП-ей, по уплате которой была предоставлена отсрочка пересчитываемая по курсу ЦБРФ;

О- фактическое число дней на которые предоставляется отсрочка либо рассрочка;

С- ставка установленная ЦБ РФ по предоставляемым рублевым кредитам на день принятия грузовой таможенной декларации к оформлению.

При частичной уплате серии ТПл для расчета %-в общая сумма ТП уменьшается на сумму уже погашенной задолжности.

%-ты за отсрочку или рассрочку уплачиваются одновременно с периодическими платежами. Плательщик, получивший отсрочку, либо рассрочку, обязан не позднее последнего дня предоставляемой отсрочки погасить задолженность и уплатить причитающиеся проценты.

За время задолженности, возникшей в результате неуплаты или просрочки уплаты ТПл, таможенные органы взыскивают 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты или взыскания в бесспорном порядке. В этом случае сумма недоимки будет включать как неуплаченные таможенные платежи, так и проценты за предоставленную отсрочку или рассрочку.

Размер пени исчисляется по формуле:

П = Н х 1 /300 х Д ,где

П = сумма пени

Н = общая сумма недоимки

Д =количество дней просрочки платежа

Суммы излишне уплаченных сумм подлежат возврату по письменному заявлению плательщика, поданному в там. органы не позднее одного года с момента уплаты данных сумм. При возврате там. Пошлины проценты с нее не уплачиваются, суммы не индексируются.

На практике возврат осуществляется чаще всего в случае пересчета сумм из-за корректировки ТС, изменения ставок ТП, предоставления льгот.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ.

Обеспечение уплаты таможенных платежей производится в следующих случаях:

-предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей;

-осуществляется условный выпуск товаров;

-осуществляется деятельность в области таможенного дела;

-осуществляется перевозка или хранение иностранных товаров.

Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных платежей, пеней и процентов менее 20 тысяч рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что взятые обязательства будут выполнены.

Система обеспечения уплаты таможенных платежей включает:

залог товаров и транспортных средств;

внесение причитающихся сумм на депозит;

банковская гарантия;

поручительство;

договор страхования.

Залог товаров и транспортных средств.

Решение о возможности применения в качестве залога товаров и транспортных средств принимается начальником таможенного органа. Отдел таможенных платежей определяет достаточность гарантии уплаты платежей, обеспеченных залогом, место хранения залога, возможность его реализации.

В таможенной сфере отношения залога оформляются договором, сторонами которого выступают таможенный орган и лицо, которому предмет залога принадлежит.

Товары и транспортные средства могут служить предметом залога, если их рыночная цена не ниже причитающихся к уплате сумм:

-сбор за хранение

-сбор за сопровождение

-проценты с указанных сумм по ставке ЦБ

-15% стоимости товаров и транспортных средств на покрытие возможных издержек по содержанию предметов залога и расходов по его реализации.

Залогом может выступать:

-товары и транспортные средства;

-валюта, валютные ценности;

-ценные бумаги.

Залогом не могут выступать:

-недвижимое имущество (предприятия, здания, сооружения);

-скоропортящиеся товары;

-товары, находящиеся за пределами РФ;

-имущество, уже заложенное для обеспечения иного обязательства;

-все виды энергии и т.д.

При наличии обстоятельств, которые, по мнению работников таможенных органов, не дают достаточной гарантии уплаты ТПл, таможенный орган может принять решение оставить предмет залога у себя (заклад). Заклад допускается только в отношении товаров им транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

При невозможности помещения на указанные склады заложенное имущество остается у залогодателя под замком, пломбой и печатью таможенного органа (твердый залог).

Внесение причитающихся сумм на депозит.

С целью обеспечения уплаты ТПл на депозит таможенного органа вносятся суммы денежных средств из расчета ТПл, которые подлежали бы уплате в случае, если товары были бы выпущены в свободное обращение, или вывезены в соответствии с режимом экспорта.

Денежные средства вносятся на депозит внутреннего органа не позднее 10 календарных дней до предполагаемого дня фактического пересечения товарами российской таможенной границы.

Размер денежных сумм рассчитывается по следующей формуле:

С = Ст х К х В , где

Ст – Ставка для расчета суммы обеспечения

К – курс ЕВРО

В – количество товара в соответствующих единицах измерения

За время хранения сумм на депозите индексация указанных сумм не производится, и проценты не начисляются.

Если сумма, внесенная на депозит, меньше суммы, начисленной по ГТД, недостающие суммы доплачиваются. Если наоборот – производится возврат излишне уплаченных денежных средств.

В случае недоставки товара в указанный срок денежные средства, внесенные на депозит, перечисляются в доход федерального бюджета в течение 7 дней. Максимальный срок доставки подакцизных товаров автомобильным транспортом во внутренний таможенный орган не может превышать 30 дней, а в режиме транзита – 60 дней.

Приказ ГТК РФ от 27.04.2001 г. № 402 «О ставках для расчета суммы обеспечения выполнения обязательств импортера».

Приказ ГТК РФ от 10.05.2001 г. № 427 «О внесении на депозит причитающихся для обеспечения уплаты таможенных платежей».

Таможенные органы в качестве принимают банковские гарантии, выданные банками, кредитными или страховыми организациями, включенными в Реестр.

Минимальные суммы банковской гарантии:

-5000 долларов – при одной перевозке груза на одной единице ж.д подвижного состава;

-10 000 долларов – на одном автотранспортном средстве;

-30 000 долларов – на одном воздушном судне;

-50 000 долларов – на одном речном или морском судне.

При перевозке товаров в небольших количествах или при незначительном уровне таможенного обложения по решению начальника таможенного органа гарантийные сертификаты могут выдаваться и на меньшую сумму, но не меньше 1 000 долларов.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством путем заключения договора между таможенным органом и поручителем. В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы СВХ, владельцы ТС, МБТ и иные лица.

Таможенные органы принимают договоры страхования, которые заключены со страховой организацией, включенной в Реестр.

Взыскание неуплаченных таможенных платежей.

Согласно налоговому и таможенному законодательству, в случае неуплаты или неполной уплаты причитающихся ТПЛ, таможенные органы взыскивают суммы ТПЛ принудительно путем обращения взыскания на денежные средства плательщика в банке, либо за счет иного имущества плательщика. С физических лиц взыскание в судебном порядке.

ТП – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Ставки применяются на день принятия ГТД таможенным органом. Ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара.

Объектом обложения ТП являются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Исчисление ТП производится валюте РФ.

ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ.

Тарифная льгота- это предоставление на условиях взаимности, либо в одностороннем порядке льгот в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу России, по уплате ТП, как экспортной, так и импортной.

Таможенная льгота- (это понятие шире)- это особая льгота, касающаяся правил установленных таможенным законодательством России по таможенному оформлению, таможенному контролю, взиманию таможенных платежей и т.д.

Существуют следующие основные виде тарифных льгот:

освобождение от уплаты ТП.

Данная льгота относится к категории «изъятий», под которой понимается льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных категорий товаров (или предметов) налогообложения. Освобождение может осуществляться как на постоянной, так и на временной основе.

На временной основе. Например, из-под налогообложения были выведены – бумага, полиграфические материалы, технологическое и инженерное оборудование для полиграфических целей, ввозимых на таможенную территорию России СМИ, книгоиздательствами, телерадиокомпаниями и т.д. на срок с 1 января 96г. по 31 декабря 98г.

На постоянной основе освобождены от взимания ТП товары, ввозимые из наименее развитых стран из развивающихся и государств СНГ, а также следующие категории предметов налогообложения:

транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, пассажиров, багажа, предметы МТС, топливо, продовольствие и др. имущество необходимое для эксплуатации данных транспортных средств в пути;

продукция морского промысла Российских и арендованных российскими лицами судов при ввозе на таможенную территорию России;

товары, ввозимые на таможенную территорию России или вывозимые с нее для официального, либо личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз товаров в Россию на основе либо международных соглашений, либо законодательных актов России;

валюта РФ, иностранная валюта, за исключением нумизматики, а также ценные бумаги в соответствии с законодательством России;

товары, подлежащие обращению в собственность государства;

товары либо ввозимые, либо вывозимые с территории России в качестве гуманитарной помощи, ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф и т.д.;

товары либо ввозимые, либо вывозимые с территории России в качестве безвозмездной помощи на благотворительность и т.д.;

товары, перемещаемые под таможенным контролем транзитом через территорию России для 3-х стран;

товары, перемещаемые через таможенную границу России физическими лицами и не предназначенные для производственной либо иной коммерческой деятельности;

оборудование, приборы и материалы, ввозимые на таможенную территорию России для реализации целевых социально-экономических программ;

периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, ввозимая на территорию России;

пожарно-техническая продукция, ввозимая на территорию России для обеспечения деятельности противопожарной службы и органов МВД;

оборудование, машины, механизмы, комплектующие изделия, ввозимые на таможенную территорию России в счет кредитов предоставляемых иностранными государствами.

возврат ранее уплаченной ТП.

Возврат ранее уплаченной ТП предусматривается отдельными таможенными режимами, например реэкспорт, реимпорт.

Возврат ранее уплаченной ТП осуществляется только при соблюдении ряда условий:

по реэкспорту:

реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза;

реэкспорт товаров осуществляется в течение 2-х лет с момента ввоза;

реэкспортируемые товары не использовались в целях получения дохода

Снижение ставки ТП.

Снижение ставки ТП – может быть постоянным или временным.

На постоянной основе под данную тарифную льготу попадают товары, ввозимые из развивающихся стран (с 15 мая 1996 г. – на 25%).

На временной основе – сезонные пошлины (в основном на продукты питания).

Установление тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товаров.

Тарифная квота – это квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются ТП в обычном размере. Ввоз же товаров сверх установленной квоты влечет за собой повышение уровня ставок ТП.

Читайте также:  Уголовное наказание в России

Тарифные льготы также могут регламентироваться соответствующими таможенными режимами.

С 1.02.1993 г. товары и транспортные средства, ввозимые на территорию РФ, облагаются НДС, который представляет собой изъятие в бюджет части добавленной стоимости. НДС уплачивается в соответствии с налоговым кодексом РФ.

Приказ ГТК РФ от 6.08.1997. № 478 «О применении НДС при ввозе товара на таможенную территорию РФ». К импортным товарам применяются те же ставки, что и к товарам российского производства. В соответствии со ст. 164 НК РФ действуют три вида ставок: нулевая, 10%, 18%.

Нулевая ставка НДС применяется при реализации:

-товаров, вывезенных в режиме экспорта. За исключением нефти, газа, экспортируемых на территории государств – участниц СНГ. С 1 июля 2001 г. при возе на таможенную территорию РФ нефти, газа с территорий государств – участниц СНГ НДС не взимается. Принцип – по стране отправления в отношениях только со странами СНГ. С остальными –по стране назначения.

-работ, услуг, связанных с транспортировкой через таможенную территорию РФ в режиме транзита.

-услуг по перевозке пассажиров и багажа.

-работ, выполняемых в космическом пространстве.

-драгметаллов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство, ЦБ РФ, банкам.

-товаров, работ, услуг для официального пользования дипломатическими лицами, членов их семей.

Ставка 10% применяется при реализации книжной продукции, продовольственных товаров, некоторых медицинских товаров и товаров для детей, перечисленных в п. 2 ст. 164 НК РФ:

Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных платежей, пеней и процентов менее 20 тысяч рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что взятые обязательства будут выполнены.

Таможенные платежи — нюансы оплаты, расчёта и возврата излишне уплаченных платежей

Таможенные платежи — важная составляющая доходных статей бюджета государств, входящих в Таможенный союз. На таможенные платежи приходится свыше 35% от доходов федерального бюджета. В интересах государства следить за полным исполнением их уплаты для того, чтобы снизить риски ухода участников ВЭД от уплаты этих платежей.

Из этой статьи вы получите представление о видах таможенных платежей, сроках их уплаты, методах взимания и обеспечения, а также о способах борьбы с уклонением от их уплаты.

Бремя оплаты этого вида пошлин ложится на участников ВЭД, решивших работать в этой сложной нише рынка.

Порядок уплаты таможенных платежей

Под сроком уплаты таможенных платежей понимается период времени, в течение которого заинтересованное лицо обязано уплатить причитающуюся сумму. Статья 84 ТК ТС регламентирует порядок уплаты таможенных платежей.

1. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве – члене Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

До вступления в силу проекта федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» применение таможенных сборов, включая порядок и сроки их уплаты, осуществляется в порядке, установленном ТК РФ (разд. VII Письма ФТС России от 29.06.2010 N 01-11/31846). Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов устанавливаются соответствующими статьями в рамках регулирования каждой таможенной процедуры. В общем случае при помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов, срок их уплаты установлен – до выпуска товаров.

Статьей 79 ТК ТС в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов определены декларанты или иные лица, на которых ТК ТС, международными договорами или национальным законодательством возложена обязанность по их уплате. Таможенные пошлины и налоги перечисляются на счет Федерального казначейства. Ввозные таможенные пошлины уплачиваются с учетом норм Соглашения Правительств союза и в соответствии с требованиями Приказа Минфина России.

2. В случае возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, они подлежат уплате в государстве – члене союза, таможенный орган которого выпустил товары в соответствии с процедурой таможенного транзита. Если товары, помещенные под данную процедуру, находятся на территории другого государства – члена союза, пошлины и налоги уплачиваются в этом государстве.

3. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства – члена Таможенного союза, в котором они подлежат уплате. Если для целей исчисления таможенных платежей требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства – члена союза, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства и действующий на день регистрации таможенной декларации.

4. Формы уплаты таможенных платежей и момент исполнения обязанности по их уплате определяются законодательством государств – членов Таможенного союза, в котором они подлежат уплате.

5. Уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами – членами Таможенного союза.

6. Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин устанавливается международным договором государств – членов Таможенного союза.

7. При наличии денежных средств (денег) на счете плательщика банк не вправе задерживать исполнение поручения плательщика на перечисление сумм таможенных пошлин, налогов и обязан исполнить его в течение одного операционного дня.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу (п. 1 ст. 75 ТК ТС). Базой для исчисления таможенных платежей, в зависимости от вида товаров и применяемых ставок, являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (п. 2 ст. 75 ТК ТС).

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 ТК ТС.

При убытии иностранных товаров с таможенной территории Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории (ст. 166 ТК ТС) и прекращается:

– при фактическом пересечении товарами таможенной границы;

– при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной двумстам евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со статьёй 172 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых на временное хранение товаров, возникает:

– у перевозчика или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров с момента регистрации документов, представленных таможенному органу для помещения товаров на временное хранение;

– у владельца склада временного хранения – с момента размещения товаров на складе временного хранения;

– у лица, осуществляющего временное хранение товаров в местах, не являющихся складами временного хранения, – с момента регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на хранение. При выпуске товаров до подачи декларации обязанность по уплате ввозных таможенных платежей в отношении товаров возникает у декларанта с даты такого выпуска (ст. 197 ТК ТС).

В соответствии со статьёй 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных платежей в отношении товаров, помещаемых под процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров (ст. 227 ТК ТС) и в отношении товаров Таможенного союза (п./п. 5 п. 2 ст. 215 ТК), помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под процедуру таможенного склада в соответствии со ст. 237 ТК ТС, возникает: у декларанта – с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации; у владельца таможенного склада – с момента размещения товаров на таможенном складе.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры переработки на таможенной территории (ст. 250 ТК ТС), переработки вне таможенной территории (ст. 261 ТК ТС), переработки для внутреннего потребления (ст. 274 ТК ТС), временного ввоза (допуска) (ст. 283 ТК ТС), временного вывоза (ст. 290 ТК ТС), в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 300 ТК ТС) и беспошлинной торговли (ст. 306 ТК ТС), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 360 ТК ТС.

Законодатель в соответствии со статьёй 80 ТК ТС предусматривает и основания освобождения от уплаты таможенных платежей.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:

– при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие уплату;

– при ввозе товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, установленной законодательством государства – члена союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск;

– при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами;

– если в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами товары освобождаются от обложения таможенными платежами.

При незаконном перемещении товаров ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, совершившие такое деяние, а также лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза-вывоза. Если лица приобрели в собственность незаконно ввезенные товары и при этом их нельзя признать добросовестными приобретателями, они привлекаются к ответственности за уплату таможенных пошлин и налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта.

Обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной:

– с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке;

– с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;

– с момента зачёта авансовых платежей;

– с момента зачёта в счёт уплаты таможенных платежей денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

– с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности.

Допускается досрочная уплата таможенных платежей авансом (ст. 73 ТК ТС). Авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, если это предусмотрено национальным законодательством. Они являются имуществом лица их внесшего и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей. Формы уплаты авансовых платежей устанавливаются законодательством государств – членов союза.

Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства – члена союза, в котором произведена их уплата или взыскание либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты (ст. 90 ТК ТС).

В статье 74 ТК ТС предусмотрены льготы по уплате таможенных платежей. Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции и льготы по уплате таможенных пошлин, налогов или таможенных сборов.

Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза. А льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств – членов Таможенного союза.

В исключительных случаях срок уплаты может быть перенесён, т. е. предоставляется отсрочка или рассрочка. Отсрочка или рассрочка по уплате таможенных пошлин представляют собой изменение срока уплаты таможенных пошлин при наличии оснований, с единовременной или поэтапной уплатой плательщиком необходимой суммы.

Предоставление плательщику таможенных пошлин отсрочки или рассрочки возможно при наличии одного из следующих оснований:

– причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств;

– задержка плательщику таможенных пошлин финансирования из бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;

– ввоз товаров, подвергающихся быстрой порче;

– осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство – член Таможенного союза;

– ввоз товаров, включенных в утвержденный Комиссией Таможенного союза перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин;

– ввоз организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность либо поставки для указанных организаций, необходимых для их деятельности товаров;

– ввоз товаров, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика (ст. 91 ТК ТС). Законодательством государств – членов союза могут быть установлены иные возможности взыскания таможенных пошлин, налогов, в том числе за счет стоимости товаров, в отношении которых они не уплачены.

Взыскание таможенных пошлин, налогов не производится: по истечении срока взыскания неуплаченных платежей, предусмотренного национальным законодательством; если обязанность по уплате прекратилась в соответствии с п. 2 ст. 80 ТК ТС.

При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный срок таможенных платежей уплачиваются пени, которая устанавливается законодательством государства – члена Таможенного союза. В соответствии со ст. 93 ТК ТС таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, а в отношении товаров, незаконно перемещенных через границу, – таможенным органом государства, на территории которого выявлен такой.

Таможенные пошлины, налоги, не уплаченные в сроки, подлежащие уплате таможенным перевозчиком, взыскиваются таможенным органом государства, в соответствии с законодательством которого лицо признано в качестве таможенного перевозчика.

Суммы таможенных платежей, пеней, процентов, взыскание которых оказалось невозможным, признаются безнадежными к взысканию и списываются в порядке и по основаниям, которые предусмотрены национальным законодательством государства, таможенный орган которого осуществлял взыскание этих сумм (ст. 92 ТК ТС).

Согласно ст. 86 ТК ТС уплата таможенных платежей может быть обеспечена следующими способами: денежными средствами (деньгами); банковской гарантией; поручительством; залогом имущества.

Законодательством государств – членов Таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательства.

Срок действия обеспечения уплаты должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом требования об исполнении обязательства, принятого перед этим таможенным органом. Порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также валюта, в которой вносится сумма такого обеспечения, определяются законодательством государства, в таможенный орган которого предоставляется обеспечение.

Если одним и тем же лицом на территории одного из государств – членов Таможенного союза совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение).

Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения на территории одного из государств – членов Таможенного союза таможенных операций в нескольких таможенных органах этого государства, если такое обеспечение может быть использовано любым из этих таможенных органов в случае нарушения обязательств, обеспеченных этим генеральным обеспечением. Порядок применения генерального обеспечения определяется национальным законодательством.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является объектом обложения таможенными платежами?

2. Какие виды платежей относятся к таможенным?

3. Назовите льготы по уплате таможенных платежей.

Читайте также:  Риски покупателя при покупке приватизированной квартиры

4. Перечислите виды ставок таможенных пошлин.

Если лица приобрели в собственность незаконно ввезенные товары и при этом их нельзя признать добросовестными приобретателями, они привлекаются к ответственности за уплату таможенных пошлин и налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта.

§ 6. Порядок и сроки уплаты таможенных платежей

Плательщиками таможенных пошлин и налогов являются декларанты и иные лица, ответственные за их уплату. Вместе с тем любое лицо вправе уплатить таможенные платежи за перемещаемые через границу товары.

Под сроком уплаты таможенных платежей следует понимать период времени, в течение которого заинтересованное лицо обязано уплатить причитающуюся сумму. Статья 329 ТК устанавливает различные сроки такой уплаты. При ввозе он не должен превышать 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование производится в ином месте.

Таможенные сборы, как правило, уплачиваются до момента совершения таможенным органом юридически значимых действий. За таможенное оформление сборы уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей, затаможенное сопровождение — до начала его фактического осуществления, за хранение — до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.

Допускается и досрочная уплата таможенных платежей авансом. В соответствии с ч. 1 ст. 330 ТК авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Внесенные таким образом средства являются имуществом субъекта внешнеэкономической деятельности, и таможенный орган не вправе их расходовать самостоятельно.

Авансовые платежи не являются таможенными по нескольким причинам: во-первых, данный вид таможенных платежей не предусмотрен нормами таможенного законодательства, в частности ст. 318 ТК; во-вторых, эти платежи не перечисляются в федеральный бюджет, их учет ве дется таможенным органом на отдельном субсчете; в-третьих, уплата платежей авансом есть лишь способ такой уплаты; в-четвертых, о расходовании авансовых платежей таможенный орган информирует плательщика. Авансовые платежи трансформируются в таможенные только тогда, когда плательщик распорядился денежными средствами путем подачи таможенной декларации либо подал заявление об их использовании108. Этот момент будет являться сроком уплаты таможенных платежей. Таким юбразом, аванс есть только форма уплаты таможенных платежей. ?

По требованию плательщика таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменной форме не^ позднее 30 дней со дня получения требования. В необходимом случае проводится совместная выверка расходования денежных средств.

Таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в кассу или на счет таможенного органа. По требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение такой уплаты в письменной форме. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, взимание таможенных платежей производится на основании бланка почтового перевода денежных средств, составленного должностным лицом таможенного органа. Эти суммы затем переводятся на счет таможенных органов. Уплата таможенных платежей может осуществляться и посредством таможенной карты, представляющей собой микропроцессорную банковскую карту, которая эмитируется кредитными организациями (банками-эмитентами) и является инструментом доступа к счету плательщика109.

Общее правило, установленное Налоговым кодексом РФ, гласит, іто обязанность по уплате налогов исполняется в валюте Российской [Федерации (п. 3 ст. 45). Частью 2 ст. 331 ТК закреплено право выбора кубъекга внешнеэкономической деятельности на уплату таможенных шатежей в альтернативной валютной форме.

Уплата таможенных платежей предполагает определение точного момента совершения указанного действия. Когда обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов можно считать исполненной? С учетом особенностей норм Таможенного кодекса РФ такая обязанность признается выполненной:

с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке; с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;

с момента зачета излишне уплаченных сумм (авансовых платежей) в счет уплаты таможенных платежей, а если такой зачет производится по инициативе плательщика — с момента принятия заявления (получения распоряжения) о зачете;

с момента зачета в счет уплаты таможенных платежей денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов.

В исключительных случаях установленный срок уплаты таможенных платежей может быть перенесен, что означает предоставление плательщику отсрочки или рассрочки.

В ст. 334 ТК приводится исчерпывающий перечень оснований изменения срока уплаты таможенных платежей:

причинение лицу ущерба в результате форс-мажорных обстоятельств;

задержка плательщику финансирования из федерального бюджета; перемещение скоропортящихся товаров;

осуществление поставок по межправительственным соглашениям. Под отсрочкой уплаты обязательных платежей следует понимать изменение срока их уплаты с единовременной уплатой плательщиком суммы задолженности. Рассрочка представляет собой установление дополнительного периода уплаты с поэтапным внесением плателыци- , ком сумм задолженности, при этом составляется график сроков час- 1 тичной уплаты таможенных платежей (периодические платежи) и их размер при каждом погашении. і

Изменение срока уплаты таможенных платежей может предостав- і ляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

j банковской гарантии, поручительства. Главная цель применения та- : ких мер — не допустить возможную неуплату и в конечном итоге — перечислить денежные средства в федеральный бюджет. На сумму задолженности начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ России, действующей в период отсрочки или рассрочки.

I Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (в письменной форме) принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом. Оно доводится до заинтересованного лица. В нем указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка (от одного до шести месяцев). Причины отказа указываются в решении.

Таможенный орган не допускает предоставления отсрочки или рассрочки исключительно в двух случаях: при возбуждении в отношении заинтересованного лица уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства, атак- же при возбуждении процедуры банкротства.

Принудительное взыскание таможенных платежей применяется в случае их неуплаты или неполной уплаты, если ответственное за это лицо не удовлетворило законное требование таможенных органов. Принудительное взыскание невозможно, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность уплатить таможенные платежи. К запретам относятся также ситуации, когда размер таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации либо отправленных в адрес одного получателя в одно и то же время одним и тем же лицом, составляет менее 150 руб.

Просрочка платежа влечет уплату пени, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ России, Іействующей в период просрочки (ч. 2 ст. 349 ТК). Пени уплачиваются Іомимо сумм недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации.

Срок уплаты пени — одновременно с уплатой сумм таможенных ШаТежей или после этого, но не позднее одного месяца со дня такой оплаты.

До начала принудительного взыскания, не позднее 10 дней со дня Обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты, таможенный ор- *н обязан представить плательщику требование. Оно представляет со- Ьй письменное извещение о неуплаченной в установленный срок сумме платежей и об обязанности ее уплатить в срок не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня его получения.

Принудительное взыскание может быть бесспорным и оспариваемым. Бесспорным оно является для юридических лиц, когда взыскание производится за счет безналичных денежных средств на счетах плательщика, а также за счет иного его имущества. Если взыскание производится в судебном порядке (для физических лиц), оно считается оспариваемым.

При бесспорном взыскании решение об этом является основанием для направления в банк плательщика инкассового поручения на списание с его счетов и перечисление на счет таможенного органа необходимых денежных средств. При отсутствии таких средств взыскание может быть обращено на товары, не выпущенные для свободного обращения; неизрасходованный остаток невостребованных сумм авансовых платежей: денежный залог или иное имущество плательщика, в том числе на наличные денежные средства.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика, поданному, согласно ч. 2 ст. 355 ТК, в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. При обнаружении факта излишней уплаты (взыскания) таможенный орган обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения такого обстоятельства сообщить плательщику о сумме излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.

Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия по нему решения и собственно возврата не может превышать один месяц со дня подачи заявления заинтересованным лицом и представления необходимых документов. При нарушении таможенным органом указанного срока на сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ России за каждый день просрочки. Возврат денежных средсігв производится в валюте Российской Федерации.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм по желанию плательщика может производиться и в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности;

если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

При наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет излишних денежных средств. Об этом он информирует плательщика в течение трех дней со дня осуществления зачета.

При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются (за исключением случаев нарушения сроков возврата таможенными органами) и суммы не индексируются.

Возврат денежных средсігв производится в валюте Российской Федерации.

Заметьте, что возврат пошлин не производится при таких условиях:

  1. Если есть у плательщика задолженность по уплате пошлин.
  2. Если сумма излишне уплаченных сборов составляет меньше150 руб. Исключение – физические лица, им возвращают средства.
  3. Если истек срок подачи заявления.

Другие случаи, когда денежные средства не возвращают, предусмотрены статьей 148 ФЗ-№311.

Что касается взыскания таможенных пошлин и сборов, то эта процедура – принудительная. Ее инициатором, как правило, возникает представитель Таможенной службы.

То есть выплаты будут взыскиваться в судебном порядке с плательщика пошлины, сбора.

Таким образом, порядок возврата считается добровольным, а порядок взыскания – принудительным. Первый возможен в отношении таможенного органа, второй – в отношении плательщика сбора, должника.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Если истек срок подачи заявления.

Таможенные платежи

Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности “Экономист-менеджер”. Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Виды таможенных платежей.

Уплата таможенных платежей

Таможенные платежи – финансовые средства, которые в обязательном порядке взимаются с участника внешнеэкономической деятельности в связи с перемещением через таможенную границу принадлежащих ему товаров. Обязанность по перечислению таможенных платежей может возникнуть в отношении иных объектов, предусмотренных ТК ЕАЭС.


Таможенные платежи в контексте государства — значимый инструмент фискальной политики и тарифного регулирования. В ТК в значении “таможенных” указаны следующие виды платежей:

  • таможенные сборы;
  • таможенные пошлины (ввозные, вывозные);
  • акцизные сборы;
  • НДС, начисляемый на таможенную стоимость ввозимых товаров.

Таможенные платежи в контексте государства значимый инструмент фискальной политики и тарифного регулирования.

Порядок, сроки и формы уплаты таможенных платежей.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов является декларант или иные лица, на которые возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств-членов ТС и ФЗ.

Существующий в ТС порядок уплаты определяется статьей 76 ТК ТС, из которой следует, что:

· Таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взимаются) в государстве-члене ТС таможенным органом, которым производится выпуск товара, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита или на территории, которой выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

· В случае возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-члене ТС таможенным органом, который выпустил товар в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если иное не установлено частью 2 ТК ТС. После того, как будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств-членов ТС, что товар, помещенный под процедуру таможенного транзита, находится на территории другого государства-члена ТС, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в этом государстве-члене ТС.

· Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства-члена ТС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

· Уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между госудраствами-членами ТС в порядке, установленном Соглашением от 20.05.2010 г. «Об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин), налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие». В соответствии с ним таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа того государства-члена ТС, в котором они подлежат уплате, а затем распределяются между сторонами в валюте соответствующей стороны в следующем размере:

ü Республика Беларусь – 4,7%

ü Республика Казахстан – 7, 33%

· Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин в настоящее время устанавливается Соглашением от 25.01.2008 г. «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран». В соответствии с ним, каждая из сторон формирует перечень товаров, поставляемых в третьи страны, в отношении которых предусмотрено применение вывозных таможенных пошлин с указанием ставок этих пошлин и направляет его в КТС. КТС на основании полученных данных формирует единый перечень товаров, поставляемых в третьи страны, с указанием этих пошлин и направляет его сторонам для применения. Корректировка сводного перечня возможна по согласованию сторон соглашения.

Форма уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанностей по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государства-члена ТС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

Порядок и формы уплаты в РФ (статья 116 ФЗ):

§ Ввозные таможенные пошлины, за исключением ввозных таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств-членов ТС. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачислены в счет уплаты иных платежей.

§ По желанию плательщика ввозные таможенные пошлины могут выплачиваться до подачи таможенной декларации.

§ Вывозные таможенные пошлины уплачиваются на счет Федерального Казначейства.

§ Налоги, а также таможенные пошлины и налоги на товары для личного пользования, уплачиваются на счет Федерального Казначейства. Уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.

§ Уплата таможенных пошлин, налогов может осуществляться в централизованном порядке, путем внесения сумм таможенных пошлин, налогов на счета, указанные в ФЗ за товары, предполагаемые к ввозу в РФ или вывозу из РФ за определенный период вне зависимости от того, в какой налоговый орган будет подана таможенная декларация на такие товары.

§ Уплата таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов может осуществляться с применением устройств, предназначенных для совершения операций с использованием электронных средств платежа без возможности приема (выдачи) наличных денежных средств – электронные терминалы – а также через платежные терминалы или банкоматы.

Согласно пункту 2 статье 82 ТК ТС сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются в соответствии с:

ü Международными договорами государств-членов ТС – при установлении таможенных процедур;

ü Законодательством государств-членов ТС – при установлении специальной таможенной процедуры.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства-члена ТС , в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

Добавить комментарий